Научная статья на тему 'К вопросу о национально-государственной идентичности'

К вопросу о национально-государственной идентичности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
416
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОС / НАЦИЯ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД / НАЦИЯ-ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ЛЕГИТИМНОСТЬ / IDENTITY / ETHNOS / NATION / MULTINATIONAL PEOPLE / NATION STATE / RECHTSSTAAT / LEGITIMACY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гречко П.К.

В статье полемически заостряются два ключевых понятия: «нация» и «государство», входящие в «национально-государственную идентичность». Критически разводятся примордиально-этническая и гражданско-политическая трактовки нации. Последняя представляется как исторически более продвинутая и потому современная разом modern и contemporary. В историческом комплексе «нация-государство» нация обеспечивает культурное, или ценностно-нормативное, а государство цивилизационное, или инструментально-технологическое, обустройство жизни. Государство в связке с нацией характеризуется как демократическое, правовое, рационально-легальное в своей легитимности. Национальное государство и соответствующая идентичность мыслятся в терминах конституционного транзита от «Мы многонациональный народ» к «Мы народ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards the question of the nation state identity

The article polemically sharpens the two key concepts “nation” and “state”, included in the “national identity”. Primordial-ethnic and civil-political interpretations of the nation are critically divorced. The latter is presented as a historically more advanced and therefore modern (and also postmodern or contemporary) phenomenon. In the nation state historical complex the nation provides cultural, or value-normative, arrangement of life while the state a civilizational, or instrumental-technological, one. The state in conjunction with the nation is described as democratic, legal (state of law and justice), etc. The nation state with the corresponding identity is conceived as a constitutional transit from “We, the multinational people...” to “We the People...”.

Текст научной работы на тему «К вопросу о национально-государственной идентичности»

ТЕМА НОМЕРА

УДК 32

П.К. Гречко

К вопросу о национально-государственной идентичности

В статье полемически заостряются два ключевых понятия: «нация» и «государство», входящие в «национально-государственную идентичность». Критически разводятся примордиально-этническая и гражданско-политическая трактовки нации. Последняя представляется как исторически более продвинутая и потому современная — разом modern и contemporary. В историческом комплексе «нация-государство» нация обеспечивает культурное, или ценностно-нормативное, а государство — цивилизационное, или инструментально-технологическое, обустройство жизни. Государство в связке с нацией характеризуется как демократическое, правовое, рационально-легальное в своей легитимности. Национальное государство и соответствующая идентичность мыслятся в терминах конституционного транзита от «Мы — многонациональный народ» к «Мы — народ».

Ключевые слова: национально-государственная идентичность, этнос, нация, многонациональный народ, нация-государство, правовое государство, легитимность.

О национально-государственной идентичности пишут сегодня много и воодушевленно. Отмечаются, конечно, и ограничения, задержки, трудности, но в целом настрой благодушный, не чувствуется и не видно того проблемного напряжения, которое добавляет в данный вопрос концептуальная экспликация двух исходно образующих его (вопрос) понятий — «нации» и «государства», особенно в их дефисном виде, как «нация-государство». На этом обстоятельстве во всем многообразии его аспектов и хотелось бы сосредоточиться в настоящей статье.

Политическая ангажированность данных понятий сегодня не требует доказательства — она самоочевидна. Но заниматься политикой мы не будем. И ориентиром здесь будет для нас позиция М. Фуко: «Работа интеллектуала не в том, чтобы формировать политическую волю других, а в том, чтобы с помощью анализа, который он производит в своих областях, заново вопрошать очевидности и постулаты, сотрясать привычки и способы действия и мысли...» [9, с. 322—323].

© Гречко П.К., 2015

36

К вопросу о национально-государственной идентичности

Прежде чем перейти к рассмотрению обозначенной таким образом проблемы, остановимся вкратце на понятии «идентичность». Если верить Оксфордскому словарю английского языка — языка глобального в современных условиях, identity (идентичность) восходит к латинскому idem, обозначающему same («то же самое» или «тот же»). Из соответствующей статьи узнаем также, что идентичность это: качество или условие бытия указанной (specified) личности или вещи; индивидуальность, личность; полное или абсолютное тождество/сходство»; в алгебре — равенство двух выражений; трансформация, оставляющая объект неизменным. Семантика, пусть и английская, не врет — идентичность сама по себе неоднозначна и многолика. Обобщенно ее можно представить как неслиянное или гетерогенное тождество, как тождество, основанное на различиях, — различительное (внутренне дифференцированное и внешне выделенное) тождество. Применительно к отдельному человеку (= индивиду) это особенно очевидно. Никакие уподобления и отождествления не могут отменить «живую уникальность» (Э. Левинас) каждого индивида. Он всегда будет оставаться в чем-то другим, с каким-то неустранимым beyond. Идентичность — это выявление и сохранение своей самости в рамках (на основе рамочной детерминации) более широкого целого: субкультурного сообщества, социальной группы, региональной или страновой общности.

Конкретные ситуации, впрочем, бывают разными. Может на первый план выходить тождество, как в случае социализации, которую иногда путают с идентификацией. В превращенных же случаях получаем этноцент-ризм/этнократизм (полное тождество со своей этнонацией) и этатизм — тоталитарный, автократический (полное тождество с родным государством, воинствующая державность, культ государства).

В литературе можно встретить различные формы или типы идентичности, начиная с самой широкой — социальной и кончая самой, как принято считать, узкой — индивидуальной (личность, персона, индивид). Ясно, что различение это во многом условное, особенно по линии «шире — уже». На самом деле все идентичности в обществе связаны с людьми, то есть c отдельными «человеками», и ими же выполняются. Так что именно индивидную размерность в проблеме идентичности можно считать самой широкой. И конкретной: видишь то, о чем говоришь.

Но вернемся к нашей проблеме. «Понятие национального, — читаем в одной интересной статье, — расщепляется: в зависимости от контекста оно может прочитываться как атрибут нации-государства, а может наполняться сугубо этническими и даже примордиальными характеристиками» [6, с. 43]. Похоже, такой легко меняемой зависимости от контекста здесь все-таки нет. Возьмем как пример ООН (Организацию Объединенных Наций — United Nations) — разве здесь есть или может быть другой, этнический, контекст? То же самое и с понятиями «национальные интересы», «национальная безопасность» — о каких этнических или примордиальных харак-

37

К вопросу о национально-государственной идентичности

теристиках здесь может идти речь? Легко переходить от нации-государства к этносу-государству можно, видимо, только там, где этнос всего один, а другие этнические меньшинства или малочисленны, или существенного политического влияния на общую ситуацию в обществе, стране не оказывают. Более того, как будет показано ниже, этно-примордиальное исторически противостоит национальному в смысле гражданско-политическом.

О нации в национальном государстве

Термин «национальное государство», вообще-то, амбивалентный, дву-лико-янусный. С его помощью можно фиксировать как государственное устройство той или иной этнической нации, что отечественными источниками чаще всего и удостоверяется, так и государственное устройство гражданской нации — нации, которую принято, видимо, не только дефис-но привязывать к государству и выражать англоязычным термином nationstate (не national state — это принципиально). Заметим попутно, что дефис здесь «переводной» (так правильно писать по-русски) — в английском языке он не обязателен, там грамматически вполне корректно писать nation state. Можно сказать, что грамматически английское существительное nation выполняет здесь функцию прилагательного, а онтологически все наоборот — функция прилагательного наполняется «существительным» (существенным) содержанием. В данном плане с грамматикой-семантикой не грех поиграть и дальше. «Национальное», как прилагательное, должно к чему-то прилагаться, в нашем случае понятно даже к чему — к государству, а вот «нация» (nation), как существительное, обладает самостоятельностью/ устойчивостью и может выступать на равных с государством. Точнее, существительное, выполняющее функцию прилагательного, не прилагается, а складывается с другим существительным — «государством» per se.

Оба указанных смысла — термина и понятия «национальное государство» — одинаково легитимны, однако последний представляется нам более современным. В дальнейшем мы и постараемся это показать. А пока заметим, что под «национальным государством» в данной работе будет пониматься «нация-государство», хотя по соображениям чисто стилистическим термины эти будут у нас взаимозаменяемы. По-русски «национальное государство» звучит даже привычнее и роднее, чем «нация-государство», однако родное звучание не должно подменять или заслонять собой исходную концептуальную суть. В конце концов, мы работаем с языком идей, а не, скажем так, с языком слов.

Перевод западного nation-state как русского (российского) «национального государства» не так безобиден, как может показаться на первый взгляд. Отталкиваясь от очевидной терминологической благозвучности, оно провоцирует на понятийное отождествление этнически-националь-ного и граждански-национального. Между тем это две большие разницы, как говорят в Одессе. Негативность такого отождествления нам помо-

38

К вопросу о национально-государственной идентичности

жет усилить В.А. Тишков — цитируем: «Либеральный Запад никогда бы не смог одержать победу над коммунизмом в столь драматической форме, если бы на стороне первого не оказался столь мощный союзник, как советское (более широко — восточноевропейское) понимание слова “нация” в ее этнокультурном значении. Именно это понимание направило траекторию горбачевской либерализации не только по пути демократизации и улучшения правления, но и по пути государственных реконфигураций и конфликтов» [7, с. 145]. Превращать этнос в нацию (nation) c ее непременным (по определению — в рамках nation-state) государственным оформлением действительно опасно. Согласие с таким превращением дает основание претендовать на собственное государство любой этнотерриториальной общности, вплоть до отдельной деревни (коммент. 1).

Хрестоматийной сегодня считается мысль, что время национальных государств начинается после Вестфальского мира (1648). И в наши дни все еще продолжаются споры о том, что чему предшествовало: то ли нация — государству, то ли, наоборот, государство — нации. Исторический опыт подтверждает и то, и другое. Во Франции и Англии, скажем, государство создавало нацию. А вот Германия и Италия являют нам классический пример того, как нация (националистическое культурно-идентификационное движение) исторически готовит почву для государства, то есть здесь государство не формировало, а оформляло уже подготовленный, созревший для этого материал. Хотя и здесь не все так просто. Достаточно сослаться на итальянского политика, писателя и философа Дж. Мадзини: «Мы создали Италию, теперь будем создавать итальянцев». В общем плане можно, видимо, говорить о взаимодействии нации и государства в любом национальногосударственном строительстве. С превалированием той или другой стороны: в полиэтнической стране — государства, в моноэтнической — нации.

Не станем входить в детали указанного диахронно-исторического спора. Нас интересует (будет интересовать) здесь структурная синхрония — в ней логика предмета исследования предстает во всей своей (очищенной от случайностей и внешних привнесений) проблемной определенности. В конце концов, процессуальность становления рано или поздно заканчивается и наступают будни «результатного» (со)существования. При разнице «входов» или путей движения «выход» в сущности получается один и тот же — современное национальное государство. Сегодня, в условиях глобализации, начинают размываться и границы национального государства, но это уже другой, отдельный вопрос.

В данной связи важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Методология социально-гуманитарного познания после М. Вебера обогатилась одной по-своему эвристичной идеей — идеей «духа» любого начинания, дела, процесса. Идеей вообще-то понятной, просто и убедительно раскрываемой, а именно: прежде чем пустить что-то в свою жизнь, надо сначала открыть ему свое сознание, душу, сердце. Только тогда это

39

К вопросу о национально-государственной идентичности

«что-то» становится реальной мотивационной силой и начинает в полную меру работать, приносить плоды.

Указанный дух в исторический комплекс «нация-государство» нация как раз и вносит. «Нация — это душа, духовный принцип», — писал, и справедливо, когда-то Э. Ренан [5]. Соответственно, за структурные и инструментально-функциональные составляющие этого комплекса отвечает государство. Впрочем, надо заметить, что в основе государственных институтов, поскольку они создаются людьми и служат людям, тоже лежат какие-то идеи-ценности.

Дух нации как особой общности людей — дух гражданский, дух гражданственности. Его не надо путать с гражданством, которое определяется легко и просто — по паспорту, документу, удостоверяющему принадлежность к определенному государству, превращающему человека в гражданина, то есть члена государства. Члены, или индивидные субъекты, нации как коллективного актора истории — это не просто граждане, а сограждане. В приставке «со» по определению выражается «общее участие в чем-нибудь». Участие в со-гражданстве, или гражданственности, предполагает готовность разделять общие ценности, нормы и идеалы, восходящие к светской, по сути родовой определенности человека; это, далее, индивидуальное принятие коллективно реализуемой ответственности за демократическое состояние и цивилизованное развитие общества.

Нация, по-другому, есть граждански организованный народ, являющийся конечным источником власти и ее легитимности в стране, а потому активно влияющий на принятие решений относительно так называемых общих дел. Если нет такой гражданской организации, а точнее, самоорганизации, то перед нами уже и не народ-нация, а некая формально агрегированная общность, просто население страны, совокупность «физических лиц», граждан по паспорту. Гражданская самоорганизация — видимо, та сила, которая превращает множество в единство, людей (people) в народ (the people).

Ясно, что так понимаемая нация имеет мало общего с этнонацией, ее примордиальным общим происхождением, «видовым» (мультиобщинным) пониманием человека, традиционалистскими ценностными ориентациями, привычно однозначным разделением на «своих» и «чужих». Более того, гражданско-политическая нация, чтобы состояться и свободно, в полной мере развиваться, этничность (этничности) вынуждена преодолевать. Именно преодолевать, а не продлевать или реструктурировать в какую-то новую целостность (целостности), поднимать на более высокий, как нередко выражаются, уровень развития. Точнее, даже так: этничность в присутствии гражданской нации становится (должна стать) чем-то факультативным, переводится на низшие или периферийные уровни бытия, вплоть до быта — и пусть она там спокойно пребывает. Главное — ее не политизировать, не позволить ей укрепиться государственным образом, превратиться в этнократию. А такая тенденция сегодня есть — как за рубежом, так и в

40

К вопросу о национально-государственной идентичности

России. Вспомним опять Э. Ренана: «...основывать политику на этнографическом анализе значит превращать ее в химеру» [5]. Если уж и поддерживать «государственные» амбиции этнической общности, то дальше национально-культурной автономии их все равно не нужно «оформлять».

Продолжая развивать противопоставление нации этносу/этничности, нужно подчеркнуть исключительную важность гражданской определенности нации. Без «дефисного» гражданского профиля (гражданско-политическая общность) нация теряет свое самостояние, свою способность противостоять государству, останавливать или нейтрализовать его всегдашние авторитарные, если не тоталитарные, поползновения. Она становится чисто политической, или государственной, нацией, подсистемой бюрократи-чески-обезличенной государственной системы, элементом общего государственного устройства, по сути, исчезает, растворяется в государстве.

Нация есть продукт процесса модернизации, достаточной цивилизационной продвинутости в «расколдовывании» или «интеллектуалистической рационализации» мира [см.: 2, с. 713—714], переключения исторического регистра с традиции на инновацию, с прирожденного на приобретенный статус, с личной зависимости на профессионально-деловую взаимосвязь, перевода ментальности или сознания человека и общества на рельсы рационализации и дискурсивной коммуникации. Для нации жизненно важны единые, хотя и инклюзивные, «пространства» в языке, образовании, масс-медиа, праве, политике и т. д. Но предельное и самое действенное в историческом бытии нации, подчеркнем это еще раз, представлено консенсусом относительно базовых, по определению гражданских, ценностных ориентаций людей. Консенсус же этот говорит нам о том, что нация в действительности является надэтнической общностью людей.

Те, кто отождествляет нацию с этносом или этничностью, упускают из виду как раз эту модернизационную работу истории и в истории, они тянут ситуацию назад, в прошлое, туда, где в человеческой размерности бытия никакой гражданской составляющей не было и быть не могло. Историческую задачу модернизации, а заодно и демократизации, этнической нации вольно или невольно упускают из виду и те, кто, как, например, В.А. Тишков, вообще предлагает отказаться от «нации» как слова-призрака, аллегоричного и академически пустого слова, как проекта социальной инженерии, символа и метафоры (а не категории анализа), формы дискурса (а не чего-то более реального) [см.: 7, с. 151—167]. Выход, оказывается, достаточно прост: «забыть о нациях во имя народов, государств и культур, даже если будущие исследователи подвергнут сомнению и эти последние дефиниции» [7, с. 171]. А зачем, собственно, будущие? Уже и сегодня есть обоснованные сомнения в предлагаемом забывании. И главное среди них — как уйти — с высоко поднятой головой — от практически единой и тем подавляющей отечественной трактовки народа все в тех же этнокультурных или этносимволических терминах.

41

К вопросу о национально-государственной идентичности

О государстве в национальном государстве

Как понятно из уже сказанного, мы будем говорить здесь не о государстве как таковом, а о государстве в связи с нацией как гражданско-политической общности людей, о государстве там и тогда, где и когда есть или реально формируется такая нация. Государство, скрепляющее собой многочисленные и разные этнические общности, — это одно, а государство в связке с нацией, в присутствии постоянно подпирающей его нации — это совсем другое. Будучи духом национально-государственного комплекса истории, нация подпирает государство со стороны или от имени ценностно-нормативного порядка. Подпирает отнюдь не оппортунистически или апологетически, не сервилистически-лояльно, а демократически, в духе оппонирования и оппозиционирования. Как известно, Н.А. Бердяев, следуя за Вл. Соловьевым, утверждал, что «государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» [1, с. 79]. Не будем спорить, возможно, так оно и есть, но кто-то же должен напоминать этому самому государству, что общество не лишено идеальных устремлений, что в мотивационную структуру человеческого бытия входит и должное, что существуют, по меньшей мере интенционально, общественные идеалы, общественное благо, что, наконец, и государственному бытию положены «пределы, их же не прейдеши». Именно нации с ее ценностно-нормативным духом и положено быть таким «напоминателем».

Нация призвана стоять на страже идей так называемого естественного права, как-то: верховная ценность человеческой жизни, свобода, равенство (перед законом), справедливость, человеческое достоинство, управление на основе согласия управляемых и т. д. (коммент. 2). Данные идеи, реализуясь в нормах позитивного (от воли законодателя идущего) права, делают закон, как установление официальной власти, правовым, превращают закон в собственно право. Вообще-то законы могут быть и драконовскими, на их основе легко построить даже тоталитарное государство. К такому же результату ведет, в принципе, и абсолютизация законов, доктринально обобщаемая в «диктатуре закона». Как не вспомнить тут Марка Туллия Цицерона: «Несправедливый закон не создает право». На стороне такого понимания права стоит и русский язык: право — оно у нас идет от правды, то есть истины с человеческим лицом, истины-справедливости. Закон справедливый, естественно-правовой, да еще с соответствующим механизмом реализации или применения, меняет ситуацию радикально. В данной связи, адресуясь к И. Канту, можно сказать, что при наличии или в свете такого закона «проблема создания государства разрешима, как бы странно это ни звучало, даже для народа дьяволов...» [3, с. 33].

Государство в корреляции с гражданско-политической нацией может быть только правовым. Не только, значит, «законным» (государства без за-

42

К вопросу о национально-государственной идентичности

конов не бывает), но и правдивым, правильным, правым, обобщенно — естественным (находящимся в согласии с природой человека) (коммент. 3). Естественно-правовой, а фактически — человеческий (= человечный) характер законов правового государства не имеет ничего общего с противопоставлением «понятий» правилом или «искренних чувств» нормативно-правовым актам. Закон, каким бы он ни был, нужно соблюдать, ну а если он плохой (неправовой), то его нужно менять. Казалось бы, простая, но так трудно иногда реализуемая истина. Впрочем, тут тоже есть свои ограничения. Уместно сослаться здесь на С. Лэсли: «Если бы законодательная власть решила, что следует убивать всех детей с голубыми глазами, — не убивать таких детей было бы противозаконно, но законодатели должны сойти с ума, прежде чем издать такой закон, а подданные быть идиотами, чтобы ему подчиниться» [цит. по: 8, с. 646].

У национального государства как государства современного и легитимность должна быть современной. Опять же не легальность (соответствие законам и — шире — юридической процедурности), а именно легитимность, то есть соответствие самих этих законов общественной морали, доверие народа к власти. Надо сказать, что в случае правовых законов, в которых органически сочетаются естественное и позитивное право, легальность не противостоит легитимности, они в своей процессуальной или динамической сущности, не лишенной, конечно, различий, где-то даже совпадают. Ценностно-нормативный потенциал нации является одновременно и ресурсом легитимации — государственной власти, конституционного строя, вообще мира и порядка в обществе.

Опираясь на типологию легитимности/легитимации по М. Веберу [см.: 10, р. 215—221], можно сказать, что по-настоящему современной является сегодня легитимность рационально-легальная. «Рационально-легальная» — звучит, конечно, модерно-классически, в духе эпохи модерна, а на дворе уже, если судить по исторически наиболее продвинутым странам, другая эпоха — постмодерн (Contemporaneity). Как быть — может, терминология тоже уже устарела? Думается, что и «рациональность», и «легальность» давление времени пока выдерживают. Но в нем, этом темпоральном давлении, действительно много уже неклассического, а именно коммуникативно-разумного, дискурсивно-этического, релятивно-деконструктивного, etc. Под напором нового содержания форма рано или поздно отступит, но особо торопить этот процесс не стоит.

Россия — национальное (в смысле nation) государство?

Казалось бы, что за вопрос — конечно же мы живем в национальном государстве. Не будем, однако, торопиться, однозначно положительный ответ здесь точно нуждается в уточнении. На первый взгляд, есть все: и государственный суверенитет, и единые духовные скрепы (дух нации), и так называемые национальные интересы, и прочая, и прочая. Но стоит,

43

К вопросу о национально-государственной идентичности

что называется, копнуть, и вскрываются странные пустоты. Критико-аналитическим молоточком исследования их легко выстукивать.

Возьмем все те же национальные интересы. Если нации как гражданско-политической общности в стране нет, а так оно и есть, то кто же их формулирует-формирует? Нетрудно догадаться — чиновники, государственные служащие, а из-под их, теперь уж не скрипучего, пера всегда выходили и выходят не национальные, а государственные нарративы, к тому же изрядно бюрократизированные. Получается почти что по Маяковскому: мы говорим национальное, подразумеваем — государственное, мы говорим государственное, подразумеваем — национальное. А желательно... нет, не противопоставлять, а хотя бы различать.

Будем справедливы, национальные — в смысле гражданско-политические — очаги самоорганизации, их еще называют гражданскими структурами или институтами, у нас точно есть — это один из самых приметных результатов перестройки. Можно даже сказать, что их уже изрядное количество, и они разные — по интересам, ценностным ориентациям, целям. Но опять же дает о себе знать явно не-гражданское деление на своих и чужих (последних числят по линии иностранных агентов, «пятой колонны» и вообще либералов). Государство не оставляет их своим вниманием, некоторым прямо (через гранты, скажем) помогает. Перефразировав ныне опального классика, можно сказать, что получать деньги от государства и быть независимым от него нельзя. Вот и получается, что национальное, или гражданско-политическое, начало у нас пока еще очень слабое, с трудом обходится без государственных помочей. Данная ситуация удачно схватывается термином и понятием Й. Хейзинги «пуэрилизм» (от лат. puerlis — детский). По цивилизованным меркам, в обществе нашем и впрямь много незрелого, детского, даже игрового. Нередко приходится наблюдать, как к серьезным вещам относятся несерьезно, и наоборот, к несерьезным — серьезно.

Обратимся теперь к духовным скрепам. Ими мы по праву гордимся, их мы противопоставляем всему загнившему и извращенному в остальном, прежде всего западном, мире. Однако и здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Легко видеть, что скрепы эти помещены в двойную систему координат: одна указывает на Восток, другая — на Запад. Так сложилось исторически и продолжает оставаться сегодня. Отсюда вопрос: как, на какой основе эти скрепы скреплять? Что-то постоянно не срабатывает, дает сбои, проседает. Ситуацию усугубляет и диссонанс, отнюдь не только когнитивный, духовных скреп с такими отечественными же явлениями, как коррупция, «банализировавшаяся до рутинной формы организации социальных отношений» [4] жизнь не по правилам, а понятиям и т. д.

Почитаем в этой связи и нашу Конституцию — все-таки полезно иногда это делать. Без всякой критики — просто призывающая задумать-

44

К вопросу о национально-государственной идентичности

ся констатация. Итак, читаем: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Нация [(много)национальный] здесь, что очевидно, понимается этнокуль-турно. Иными словами, народ, государство, Отечество, Родина укоренены в этнической общности, этничности. Более интересно, однако, другое — как от Мы-единства народа, определяемого в качестве многонационального, перейти к множественности народов? Проще говоря, как из многонациональности получить многонародность? Вопросы, вопросы...

Вывод из всего сказанного можно сформулировать следующим образом. Национально-государственная (нация-государство) идентичность появится у нас только тогда, когда, по примеру своего стратегического оппонента — США, мы сможем с уверенностью — что правильно, что так и есть — записать в преамбуле Конституции: «Мы, народ Российской Федерации. (в противоположность нынешнему «Мы, многонациональный народ Российской Федерации.» В иной, а фактически — нынешней — ситуации россиянин как самочувствие и идентификационное состояние выше официальной отчетности, номинальности и декларативности подняться не может. Без Мы-народ Россия, как и Америка когда-то, будет всегда выглядеть не нацией, а комбинацией. А если и нацией, то растопыренно-этнической, а не собранно-гражданской. Вообще-то с переходом к нации-государству следует и поторопиться, так как на историческом горизонте уже обозначилось — как очередной, следующий вызов — a net-work state/сетевое государство (ком-мент. 4). Ясно, что, не пройдя школу гражданско-национального государства, трудно будет двигаться по «пересеченной местности» сетевого государства.

Комментарии

1. В августе — сентябре 2005 года такая перспектива была изящно обыграна Би-би-си в многосерийной документальной комедии «Как основать собственное государство» (см.: How to Start Your Own Country at the Internet Movie Database).

2. Богатый материал по данному вопросу читатель найдет в: Фуллер Л.Л. Мораль права. М.: ИРИСЭН, 2007; Laing J, and Wilcox R. A Natural Law Reader. Oxford: Wiley-Blackwell, 2013. Для афористического, почти что сло-гановского выражения естественного права подходят следующие форму-

45

К вопросу о национально-государственной идентичности

лы: Life, Liberty, and Property (Джон Локк); Life, liberty and the pursuit of Happiness (Томас Джефферсон).

3. Интересно сравнить предлагаемое понимание естественного со следующей мыслью Ф. Энгельса: «Его [человека] нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим» (Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1961. Т. 20. С. 510).

4. Подробнее о сетевом государстве см.: Memndez M.C. Globalization, Information Revolution and Identity: A Reading from the ‘Other’ // A New Word: A Perspective from Ibero America /ed. by H. Daniel Dei. Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2011. P. 29—30.

Литература

1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: Институт русской цивилизации, 2012.

2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

3. Кант. И. К вечному миру. Философский проект // Кант И. Сочинения: в 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 7.

4. Микиртумов И. Шкала ценностей: Жить не по лжи — 2 // Ведомости. 10.07.2015.

5. Ренан Э. Что такое нация? [Электронный ресурс] URL: http://www.hrono.ru/ statii/2006/renan_naci.php.

6. Семененко ИС, Лапкин В.В., Пантин В.И. Идентичность в системе координат мирового развития // Полис. 2010. № 3.

7. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. См. также: Tishkov, Valery. Forget the ‘nation’: post-nationalist understanding of nationalism // Ethnic and Racial Studies. 2000. Vol. 23. Issue 4. P. 625—650.

8. Устрялов Н. Элементы государства // Классика геополитики, ХХ век. М.: АСТ, 2003.

9. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., Касталь, 1996.

10. Weber M. Economy and Society. An Outline of Interpretive Sociology. California: University of California Press, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.