Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НАРУЖНОМ ПРИМЕНЕНИИ ОЗОНО-КИСЛОРОДНОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСИ'

К ВОПРОСУ О НАРУЖНОМ ПРИМЕНЕНИИ ОЗОНО-КИСЛОРОДНОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСИ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
озон / раны / кожа / воспаление / микрофлора / заживление / бактерицидный эффект / ozone / wounds / skin / inflammation / regeneration / bactericide effect

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — А.А. Стручков, С.П. Перетягин

Изучено влияние озоно-кислородной газовой смеси на микрофлору ран у больных с термической травмой. Установлено, что орошение озоном приводит к быстрому уменьшению количества флоры в раневом отделяемом и снижению ее устойчивости к антибиотикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of external use of ozone-oxygen gas mixture

The effect of the ozone-oxygen gas mixture on the microflora of wounds in patients with thermal injury was studied. It has been established that ozone irrigation leads to a rapid decrease in the amount of flora in the wound discharge and a decrease in its resistance to antibiotics.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НАРУЖНОМ ПРИМЕНЕНИИ ОЗОНО-КИСЛОРОДНОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСИ»

К ВОПРОСУ О НАРУЖНОМ ПРИМЕНЕНИИ ОЗОНО-КИСЛОРОДНОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСИ

А.А. Стручков, С.П. Перетягин

Ассоциация российских озонотерапевтов, Нижний Новгород

Abstract

The effect of the ozone-oxygen gas mixture on the microflora of wounds in patients with thermal injury was studied. It has been established that ozone irrigation leads to a rapid decrease in the amount of flora in the wound discharge and a decrease in its resistance to antibiotics.

Key words: ozone, wounds, skin, inflammation, regeneration, bactericide effect

Изучено влияние озоно-кислородной газовой смеси на микрофлору ран у больных с термической травмой. Установлено, что орошение озоном приводит к быстрому уменьшению количества флоры в раневом отделяемом и снижению её устойчивости к антибиотикам.

Ключевые слова: озон, раны, кожа, воспаление, микрофлора, заживление, бактерицидный эффект

Озоно-кислородная газовая смесь обладает достаточно мощным бактерицидным, фунгицидным и вирицидным эффектом. Первичной мишенью озона являются мембраны клеток. Озон-индуцированная модификация внутриклеточного содержимого (окисление цитоплазматических белков, нарушение функций органелл), вероятно, опосредована действием вторичных окислителей — продуктов озонолиза мембранных липидов. Непосредственной причиной гибели бактерий при действии озона являются локальные повреждения плазматической мембраны. Прямое действие озона проявляется при наружном применении. При этом в отличие от многих известных антисептиков озон не повреждает ткани человека в связи с тем, что в противоположность микроорганизмам многоклеточный организм человека обладает мощной антиоксидантной системой защиты.

По данным микробиологических исследований озон способен эффективно воздействовать на все известные виды грамм- положительных и грамм-отрицательных бактерий, на все липо- и гидрофильные вирусы, в том числе вирусы гепатита А, В, С, споры и вегетативные формы всех известных патогенных грибов и простейших [3]. По свидетельству ряда авторов озон в концентрациях от 1 до 5 мг/л приводит к гибели 99,9% E.coli, Streptococcus faecalis, Mycobacterium tuberculosum, Cryptosporidium parvum, Varavium и др. в течение 4-20 минут. При концентрации 0,1 мг/л даже для уничтожения весьма стойких спор Penicilium notatum требуется 15 — 20 минут. Некоторые авторы описывают бактерицидное действие озона на бактериальные пленки [4].

Один из основных методов работы с повреждениями кожи - наружная

газация кислородно-озоновой газовой смесью. Процедура проводится с использованием специальных камер, изготовленных из озоностойких материалов. Бактерицидное действие озона проявляется только во влажной среде, поэтому перед выполнением процедуры поверхность очага поражения увлажняется водой или физиологическим раствором. Камера заполняется кислородно-озоновой газовой смесью, после чего отработанная смесь поступает в деструктор. Длительность процедуры - от 15 до 30 минут. После окончания процедуры пластиковый мешок продувают в течение 5-10 мин чистым кислородом, а затем снимают.

При изучении литературных источников бросается в глаза очень большой разброс в рекомендациях. Зарубежные авторы традиционно используют более высокие концентрации озона, к примеру, в Мадридской Декларации (2015) [14] рекомендуемые концентрации малые 20-30мг/л, средние 40-50мг/л, высокие 60-80мг/л., экспозиция 20-30 минут. В отечественных источниках нет единства, причем даже в рекомендациях одного и того же автора, диапазон концентраций может быть очень широк. Например, А.В. Змызгова (2003), рекомендует для наружного орошения применять озоно-кислородную смесь с концентрацией 1080 мг/л экспозицией от 3 до 20 минут [6], Е.И. Назаров и С.В. Якимов (2016) применяют высокие концентрации в сочетании с очень короткой экспозицией (80 мг/л, 2-3 мин) [5]. Одни исследователи советуют выполнять процедуры 2-3 раза в неделю, другие - до 2-3 раз в день, причем обычно не указывают критерии выбора основных параметров.

Некоторые авторы дают более подробные советы по выполнению методики [2], вполне обоснованно указывая на необходимость индивидуального подбора концентраций с учетом переносимости (высокими считают концентрации 10-40 мг/л. низкими- 0,8- 2мг/л). Длительность газации - от 10-20 до 40 минут.

Всё это вызывает нешуточные затруднения в выборе параметров процедуры у малоопытных озонотерапевтов.

Именно эта ситуация неопределенности побудила нас провести собственные исследования с применением озоно-кислородной смеси достаточно низких концентраций для определения эффективности данной методики.

Материалы и методы

Изучение клинической эффективности орошений кислородно-озоновой газовой смесью проводили в группе больных с термическими ожогами 1-11 степени по МКБ-10 на площади 5-15% поверхности тела (53 пациента). Местное лечение больных осуществляли ежедневно. После туалета ран и увлажнения поверхности физиологическим раствором проводили процедуру путем проточного орошения со скоростью газопотока 1л/мин кислородно-озоновой газовой смесью в пластиковом контейнере из озоностойкого материала. Концентрация озона в газовой смеси в первые 5 сут составляла 5 мг/л, экспозиция 25 минут. Озонотерапия в этом периоде была ориентирована в основном на бактерицидный эффект и борьбу с перифокальным воспалением. Затем, после уменьшения количества раневого отделяемого, проводилось орошение смесью с концентрацией озона 3 мг/л, экспозицией 20 мин. В этот период озонотерапия была направлена на сдерживание развития микрофлоры

(бактеристатический эффект) и стимуляцию репаративных процессов. Сравнение проводили с аналогичными по глубине поражения участками ран на других частях тела, для лечения которых применяли повязки с левомеколем. Оценку болевых ощущений проводили с использованием визуально-аналоговой шкалы (ВАШ). Исследовали раневое отделяемое с определением вида микрофлоры, количества и устойчивости к основным группам антибиотиков перед началом лечения, на 3, 7, 10, 14 и 21 день.

Результаты

Проведение процедур не сопровождалось нежелательными последствиями. Не отмечено аллергических реакций, болевые ощущения оценивались как умеренные с тенденцией к быстрому уменьшению болей.

В первые сутки после поступления при бактериологическом исследовании раневого отделяемого у больных в основном выделены патогенные стафилококки и кишечная палочка. Частота их высеваемости (обнаружения) составила 63,05%, и 17,95% соответственно.

После начала озонотерапии на опытных участках ран происходило достоверное снижение количества микроорганизмов в пересчете на 1 кв. см раневой поверхности. Так, уже на 7-е сутки лечения произошло сокращение

7 4

числа микроорганизмов с 1,4-1,5 х 10 до 6,4-6,5 х 10 , в то время, как на контрольных участках произошло уменьшение количества микроорганизмов в пересчете на единицу площади раневой поверхности всего в 2,06 раза. На 14-е сутки от момента начала применения озонотерапии практически на всех опытных участках при посевах раневого отделяемого роста гноеродной микрофлоры не отмечалось. Кроме того, уже на 3 сутки после начала озонотерапии, было отмечено повышение чувствительности высеваемых микроорганизмов к большинству антибактериальных препаратов.

Обсуждение результатов

Проведенные исследования свидетельствуют о хорошей переносимости процедур, выраженном бактерицидном и бактериостатическом эффектах озонотерапии при концентрации озона в газовой смеси 5мг/л, экспозиции 25 минут, достигнутых в первую очередь, за счет широчайшего спектра антимикробной активности озона.

Отдельно стоит упомянуть о воздействии озонотерапии на антибактериальную резистентность микрофлоры, что коррелирует с предыдущими исследованиями ряда авторов.

Таким образом подтверждена эффективность и безопасность методики наружного проточного орошения озоно-кислородной газовой смесью в пластиковом контейнере с данными параметрами концентрации, экспозиции и кратности применения.

Заключение

Считаем, что назрела необходимость широкого аргументированного обсуждения вопроса об оптимальных концентрациях и экспозициях для каждой методики озонотерапии с последующей публикацией детальных рекомендаций, одобренных Ассоциацией российских озонотерапевтов. На данный момент

отсутствие такого документа существенно затрудняет и осложняет повседневную работу практикующих озонотерапевтов.

Список литературы

1. Алекберов Д.Г., Потанин В.П., Белопухов В.М. Биологические механизмы озонотерапии и эффективность ее применения в медицине // Пермский медицинский журнал. 2007. Т. XXIV. №4. С. 138-141.

2. Алехина С.П., Щербатюк Т.Г. Озонотерапия: клинические и экспериментальные аспекты. Н.Новгород: Литера, 2003.

3. Биткина О.А. Научное обоснование применения медицинской озоно-кислородной смеси для лечения розовых и вульгарных угрей на основе динамики показателей перекисного окисления липидов, антиоксидантной защиты и окислительной модификации протеинов. Автореферат докт. мед. наук. Москва, 2010.

4. Бояринов Г.А., Бояринова Л.В., Гордецов А.С., Медведев А.П. Можно ли лечить озоном биопленочные бактериальные инфекции? // Биорадикалы и антиоксиданты. 2018. Т. 5, №3. С. 162-173.

5. Назаров Е.И., Якимов С.В. Медицинские газы. Различия и единство терапевтического действия озона, ксенона и водорода. Одесса, 2016

6. Клинические аспекты озонотерапии / А.В. Змызгова, В.А. Максимов. -М.: НПЦ Озонотерапии, 2003.

7. Методики озонотерапии (методические рекомендации). Харьков, 2000

8. Применение кислородно-озоновой смеси в дерматологии и косметологии. Методические рекомендации. Москва, 2012.

9. Озонотерапия боевой хирургической травмы. Методические рекомендации. Нижний Новгород, 2002.

10. Озонотерапия в условиях дорожной больницы. Методические рекомендации. Нижний Новгород, 2000.

11. Павлов Д.С. Озонотерапия в клинической практике // Физиотерапия, бальнеология, реабилитация. 2003. N4. С. 49-54.

12. Стручков А.А. Применение озона при местном лечении ожоговых ран. Автореферат диссертации канд. мед. наук. Нижний Новгород, 2007.

13. Хуранов А.А. Озонотерапия в гнойной хирургии // Успехи современного естествознания. 2004. № 3. С. 42-43.

14. Madrid Declaration on ozone therapy. Madrid, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.