Научная статья на тему 'К вопросу о начале массового тракторостроения в России'

К вопросу о начале массового тракторостроения в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ / ТРАКТОР / TRACTOR / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / TRACTOR INDUSTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пичужкин Николай Александрович

Статья анализирует проблемы зарождения массового отечественного тракторостроения в 20-е годы XX века, рассматривает варианты моделей для будущих тракторных заводов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пичужкин Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of the beginning of mass tractor construction in Russia

Article analyzes problems of origin of mass domestic tractor construction in the 20th years of the 20th century, considers options of models for future tractor plants

Текст научной работы на тему «К вопросу о начале массового тракторостроения в России»

исторические науки

наука без границ • № 2 (7) • 2017

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94

К ВОПРОСУ О НАЧАЛЕ МАССОВОГО ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ В РОССИИ

Пичужкин Николай Александрович, кандидат исторических наук, доцент,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева», г. Москва, РФ

Аннотация: Статья анализирует проблемы зарождения массового отечественного тракторостроения в 20-е годы XX века, рассматривает варианты моделей для будущих тракторных заводов.

Ключевые слова: трактор, тракторостроение, сельское хозяйство.

TO A QUESTION OF THE BEGINNING OF MASS TRACTOR CONSTRUCTION IN RUSSIA

Pichuzhkin Nikolay Aleksandrovich, PhD (Cand. Hist. Sci.), associate professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Timiryazev State Agrarian University», Moscow, Russia.

Summary: Article analyzes problems of origin of mass domestic tractor construction in the 20th years of the 20th century, considers options of models for future tractor plants. Keywords: tractor; tractor industry; agriculture.

До революционного 1917 года в Российской империи насчитывалось более 900 предприятий, выпускающих сельскохозяйственный инвентарь. Главным

образом, он был либо ручным, либо конным. Номенклатура выпускаемой продукции была ограничена 30...35 наименованиями.

наука без границ • № 2 (7) • 2017

исторические науки

В 20-е годы XX века российское сельскохозяйственное машиностроение вступало в новый этап своего развития. В «нэповском» 1921 году правительство приняло декрет «О сельскохозяйственном машиностроении». Народному комиссариату земледелия дано указание, определить типы сельскохозяйственных машин, требуемых сельскому хозяйству страны. В 1922 году разрешена свободная торговля сельскохозяйственной техникой. В обескровленной предыдущими событиями стране насчитывалось около 25 млн крестьянских хозяйств. Купить новую технику могли себе позволить очень немногие из них, тем более, если речь шла о тракторе.

Цена отечественного трактора определялась правительством и не могла превышать 2000 рублей [1, с. 14], себестоимость трактора была выше этой суммы. Продавать отечественные тракторы дешевле их себестоимости помогала государственная пошлина на импортные модели, массовый выпуск которых позволял держать сравнительно низкие цены. Так, в 1925 году «Интернационал 15/30» согласно контракту обходился нашей стране в 1150 долларов, что при курсе доллара к рублю, определяемому 1:2, равнялось 2300 рублей. Американский «Фордзон» СССР закупал ориентировочно за 400 долларов, его советский аналог - «Форд-зон-Путиловец» можно было приобрести за 1800 рублей, еще раз отметим, себестоимость советского трактора была еще выше.

Отечественное тракторостроение было представлено несколькими моделями. Балаковский завод выпускал модель под названием «Карлик», сначала трех-, затем и четырехколесный.

Этот трактор, созданный конструктором Яковом Малиным, оснащался одноцилиндровым двигателем мощностью 10...12 л. с. Завод «Большевик» с 1918 года выпускал самую мощную из отечественных моделей - гусеничный трактор с двигателем в 75 л. с. Несколько сотен тракторов выпустили Коломенский и Запорожский заводы. В 1923 году первые гусеничные тракторы выпустили на паровозостроительном заводе в Харькове, а на «Красном Путиловце» в Петрограде - колесные «Фордзон-Путиловец». В ближайшие три года в России за ворота разных предприятий вышел 1191 трактор [2, с. 10].

Приведенная цифра доказывает, что задача начала массового тракторостроения в стране не была решена. Попытки тракторостроения, как вспомогательного производства на предприятиях общего машиностроения, оказались ошибочными. Для массового выпуска тракторов требовалось специализированное производство, собственный конвейер, инженерная служба, значительное количество подготовленных специалистов и т. д. Ситуация осложнялась тем, что в 20-е годы XX века в Советском Союзе, среди должностных лиц, занимавших руководящие технические должности, 39 % не имели никакого специального образования [3, с. 210].

В январе 1925 года председатель Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) Ф. Э. Дзержинский заявил на партийном Пленуме: «.необходимо построить новый, по последнему слову науки оборудованный тракторный завод, потому что только тогда мы действительно не будем портить матери-

исторические науки

наука без границ • № 2 (7) • 2017

алов и дадим самый дешевый трактор крестьянину» [4, с. 16]. Но не в 1925 году, не в последующие годы к реализации озвученной идеи приступить не удалось.

В разгар нэпа импорт тракторной техники из Европы и США достиг своего пика: к осени 1927 года ввезено 27 203 трактора, к 1930 году число импортных тракторов достигло 66 000 единиц. При этом внутри страны к 1928 году было выпущено только 1 300 тракторов [5, с. 67]. Импорт тракторной техники по ряду причин перестал устраивать советское правительство. Можно выделить ряд причин такого недовольства. Во-первых, импорт обходился очень дорого, валюта и золото уходили за границу. Во-вторых, перечень ввозимых моделей был очень широким, это крайне обостряло проблему запасных частей и обслуживания тракторов. Как отмечала газета «Правда», «ввиду частой смены марок машин, невозможно иметь достаточное количество запасных частей по всем машинам» [6]. В-третьих, с началом массовой коллективизации никакой импорт не мог покрыть возрастающие потребности деревни.

Для будущего советского тракторостроения принципиально важным было решение вопроса: кто будет хозяином, кому предстоит работать на новых отечественных тракторах? От решения этого вопроса зависел выбор модели будущего массового трактора. Следует рассмотреть две принципиально различающиеся точки зрения.

Представители организационно-производственной школы настаивали на нэповской модели развития индивидуального крестьянского хозяйства. Теория некапиталистического предприни-

мательства нашла свое продолжение в принципах семейно-правового хозяйствования. Ученые-аграрники А. Н. Че-линцев, Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов и другие пытались убедить правительство в необходимости обслуживать интересы крепких крестьянских хозяйств. В этом случае необходимо производство небольшого, простого и дешевого трактора. Экономически обосновывалась утверждение, что богатый крестьянин, «кулак», выкупит трактор сразу и полностью. Крестьяне-середняки, представляющие собой большинство населения русской деревни, приобретут трактор в кредит или создадут различные формы производственной кооперации. Все это позволит финансировать строительство тракторных заводов средствами самих крестьян. Николай Дмитриевич Кондратьев утверждал: «Надо иметь в деревне более сильного мужика. нужен мужик производящий, отчуждающий, сберегающий и дающий свои сбережения» [7, с. 330].

Идеям ученых-аграрников противоречили взгляды аграрников-марксистов во главе с Л. Н. Крицманом и С. М. Дубровским. Они обосновывали необходимость массовой коллективизации деревни и создания крупных хозяйств. Именно эту точку зрения поддержал И. В. Сталин. Выступая на одном из официальных мероприятий в октябре 1928 года, будущий вождь заявил, что попытки опереться на крепких крестьян-частников означают «ослабление пролетарской диктатуры и усиление шансов на восстановление капитализма» [8, с. 226]. Таким образом, выбор модели будущего отечественного тракторостроения был сделан в пользу

наука без границ • № 2 (7) • 2017

исторические науки

сложной и сравнительно дорогой машины.

Еще в ноябре 1925 года в системе ВСНХ была создана комиссия, призванная выбрать основную модель трактора для будущего производства. В комиссию вошли видные специалисты российского сельскохозяйственного машиностроения: В. П. Горячкин, Н. Р. Бриллинг, П. М. Белянчиков. В течение трехмесячной работы были испытаны тракторы более десяти моделей. В «финал» испытаний вышли американский «Интернационал» и шведский «Аванс». В конце концов, при проектировании будущего тракторного завода комиссия предложила за «основу взять трактор «Интернационал»». В апреле 1927 года очередная комиссия, руководимая Г. К. Орджоникидзе, окончательно утверждает решение о модели «Интернационал» для будущего Сталинградского тракторного завода. Естественно, у американцев предполагалось приобрести лицензию на выпуск трактора.

Первый трактор «Интернационал 15/30» был выпущен в США фирмой International Harvester. Трактор имел четырехцилиндровый двигатель, «питавшийся» керосином. Цифры 15/30 означали мощность в л. с., первая цифра - мощность «на крюке» (на «выходе», при соединении с навесным оборудованием), вторая цифра - чистая мощность двигателя на стенде. Трактор не имел кабины, все колеса были металлическими. Трактор развивал скорость 7 км/ч, вполне приемлемую для пахоты.

17 июля 1930 года первый отечественный трактор «Интернационал» покинул заводской конвейер СТЗ. Перед тем, как попасть на колхозные поля, этот трактор проехал по улицам Москвы и некоторое время был выставлен у Большого театра. В Сталинграде (СТЗ), а с 1931 года и в Харькове (ХТЗ) до 1937 года было выпущено 397 000 советских тракторов модели «Интернационал 15/30».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Развитие советского сельскохозяйственного машиностроения с 1921 по 1958 гг. Статистический сборник. - М., 1959.

2. «Тракторы ЧТЗ». Москва - Свердловск, 1957.

3. Минаев Е. П., Пичужкин Н. А., Гордиенко Н. С. Очерки по истории культуры Отечества (IX-XX вв.). - М. : ФГОУ ВПО МГАУ, 2008.

4. Трушин И. А., Першин Н. И. Первенец советского тракторостроения. - Волгоград, 1980.

5. Минаев В. П., Васильев В. П., Пичужкин Н. А. Агроэкономические отношения в России (iX-XX вв.). - М. : ФГОУ ВПО МГАУ, 2008.

6. «Правда». - 1929. - 15 января.

7. Хрестоматия по Отечественной истории. 1914-1945 гг. - М., 1996.

8. Сталин И. В. Сочинения. Т. 11. - М., 1952.

REFERENCES

1. Razvitie sovetskogo sel'skokhozyaystvennogo mashinostroeniya s 1921 po 1958

исторические науки

наука без границ • № 2 (7) • 2017

gg. Statisticheskiy sbornik. - M., 1959.

2. «Traktory ChTZ». Moskva - Sverdlovsk, 1957.

3. Minaev E. P., Pichuzhkin N. A., Gordienko N. S. Ocherki po istorii kul'tury Otechestva (IX-XX vv.). - M. : FGOU VPO MGAU, 2008.

4. Trushin I. A., Pershin N. I. Pervenets sovetskogo traktorostroeniya. - Volgograd, 1980.

5. Minaev V. P., Vasil'yev V. P., Pichuzhkin N. A. Agroekonomicheskie otnosheniya v Rossii (IX-XX vv.). - M. : FGOU VPO MGAU, 2008.

6. «Pravda». - 1929. - 15 yanvarya.

7. Khrestomatiya po Otechestvennoy istorii. 1914-1945 gg. - M., 1996.

8. Stalin I. V. Sochineniya. T. 11. - M., 1952.

Материал поступил в редакцию 20.02.2017

© Пичужкин Н. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.