Кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента
ДЕМЧЕНКО Александр Иванович
1 / V
Южно-Уральский государственный университет
454080, РФ, г. Челябинск, пр. им. В. И. Ленина, 76 Контактный телефон: (351) 267-92-88 e-mail: [email protected]
Южно-Уральский государственный университет
454080, РФ, г. Челябинск, пр. им. В. И. Ленина, 76 Контактный телефон: (351) 267-94-56 e-mail: [email protected]
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики торговли и логистики
КАТОЧКОВ Виктор Михайлович
К вопросу о мультиобъектности структуры логистической цепи с позиции системного управления
Анализируются подходы к трактовке категории «логистическая цепь» в зависимости от различного представления образующих ее элементов. Предлагается выделить три основных подхода к пониманию сущности логистической цепи (процессный, функциональный и организационный), в рамках которых определены соответствующие объекты управления. Учитывая сложность рассматриваемой категории, а также специфику составляющих ее элементов, авторы предлагают системный мультиобъектный подход к управлению, а именно: выделение двух взаимосвязанных объектов управления - системы бизнес-процессов и системы взаимодействующих предприятий - участников цепи. Такой подход позволяет согласовывать методы управления логистической цепью как на уровне ее отдельных звеньев - логистических систем предприятий, так и на уровне всей логистической цепи. Предложена классификация логистических цепей в зависимости от взаимодействия формирующих их элементов.
JEL classification: Mil
Ключевые слова: логистическая цепь; интеграция; бизнес-процессы; системный подход.
На современном этапе развития экономических отношений акцент логистического
управления сместился на уровень мезосистем, когда объектом управления являет- 5 ся не столько логистическая система отдельного предприятия, сколько логистическая
цепь, интегрированная по направлению поставок от поставщика к потребителю. ее
Научное направление логистики, изучающее логистические цепи как объект управ- с
ления, сформировалось в отдельную логистическую концепцию Supply Chain Manage- |
ment (SCM), которая активно развивается в рамках отечественных и зарубежных науч- ^
ных школ логистики [4; 7; 8]. Логистическая цепь как объект управления представляет S
собой сложную систему, основанную на интеграции микрологистических систем пред- с
приятий, формирующих цепочку. Сложность и многоаспектность цепи обусловили |
тот факт, что в современной теории не сформировалось единого подхода к трактов- I
ке термина «логистическая цепь». Терминологический анализ трудов отечественных ©
4 (60) 2015
и зарубежных авторов [2; 3; 6; 7; 9] позволил выделить три ключевых подхода (рис. 1) к трактовке понятия «логистическая цепь», ключевые отличия которых заключаются в понимании природы цепи и образующих ее элементов.
Рис. 1. Классификация подходов к определению понятия «логистическая цепь»
Основываясь на предложенной классификации, можно говорить о различных объектах управления в логистических цепях (табл. 1).
Таблица 1
Объект управления в логистической цепи в зависимости от подхода к ее представлению
Подход к представлению цепи Объект управления в логистической цепи Ограничения управления
Потоковый Материальные, информационные и финансовые потоки Сложность обеспечения единых подходов к управлению на стыках логистических систем различных предприятий
Функционально-процессный Функции или бизнес-процессы Несогласованность методологии процессного управления с объектами управления логистики - потоками
Организационный Предприятия и взаимоотношения между ними Сложность координации деятельности юридически независимых предприятий
Существенной проблемой на современном этапе развития методологии управления логистическими цепями является различие в методах и инструментах управления в рамках каждой из объектных областей. Это приводит к тому, что отдельные подходы, выделяя лишь один из объектов в рамках цепи, в силу используемых методологий не позволяют комплексно подойти к управлению логистической цепью как сложной системой. В результате снижается эффективность управления [1; 5; 10].
Проанализировав выделенные подходы, можно сделать вывод, что, несмотря на различное представление о логистической цепи, они не являются взаимоисключающими. Так, модель логистической цепи, совмещающая все три вышерассмотренных подхода, представлена на рис. 2.
Действительно, как показано на рис. 2, логистическая цепь формируется по направлению потока за счет согласования бизнес-процессов, реализуемых предприятиями -
участниками цепи и организации взаимодеиствия между ними на основе хозяйственно-правовых соглашении.
1-
ч> N ■ N
/ / \ -7 ■ У ) / # / > »
> > > ) ' > )
Поток > > Процессы | | Предприятия
Рис. 2. Модель логистической цепи
л
н
\о
и &
£
Таким образом, в рамках анализа преимуществ и ограничений выделенных объектов управления в рамках логистической цепи следует отметить, что в методологическом плане назрела необходимость разработки системного подхода к управлению логистической цепью. Предлагаемый подход должен учитывать ее мультиобъектную структуру, специфику управления выделенными объектами, а также обеспечить согласование выявленных ограничений их использования применительно к логистической цепи.
Наиболее полным представляется следующее определение логистической цепи, объединяющее выделенные подходы.
Логистическая цепь - система бизнес-процессов, реализуемых в системе отношений взаимодействующих предприятий-партнеров, интегрированных в направлении потока от источников сырья до конечного потребителя.
Введение специальной категории процессов, суть и специфика которых заключаются в преобразовании логистических потоков, позволяет объединить первые два объекта (потоки и реализуемые бизнес-процессы) и обозначить системный мультибъектный подход к управлению логистической цепью как управление системой бизнес-процессов и системой взаимодействующих предприятий - участников цепи.
На наш взгляд, такой подход позволяет наиболее полно учесть специфику и сложность логистической цепи как объекта управления. В его рамках, при условии согласования положений процессного подхода с потоковым представлением деятельности, характерным для логистической науки, возможно согласование трех ранее выделенных подходов к пониманию природы логистической цепи, а именно: потокового, функционально-процессного и организационного.
Рассмотрим сущность выделенных объектов управления и принципы их взаимодействия в рамках логистической цепи. Модель логистической цепи как системы взаимодействующих предприятий представлена на рис. 3.
Подсистема партнеров
Подсистема потребителей Рис. 3. Модель логистической цепи как системы взаимодействующих предприятий
Логистическая цепь с позиции отдельного участника цепи может быть представлена (см. рис. 3) в виде взаимосвязанных подсистем партнеров и потребителей, что определяет наличие различных подходов к управлению. Так, в отношении партнеров компания ориентируется прежде всего на взаимовыгодное сотрудничество в процессе формирования ценности, в отношении потребителей первостепенная задача - удовлетворение их требований. В обоих случаях компания ориентируется на долгосрочные отношения в рамках логистической цепи, т. е. формирование партнерской и потребительской лояльности.
Система бизнес-процессов логистической цепи представляет собой последовательность взаимосвязанных процессов, осуществляемых различными предприятиями - участниками цепи [11. Р. 58-60]. Границы процессов определяются возможностью и целесообразностью измерения результата процесса.
В рамках логистической цепи система бизнес-процессов имеет иерархическую структуру. Бизнес-процесс верхнего уровня охватывает всю логистическую цепь как систему. Наличие этого уровня обусловлено необходимостью оценки эффективности функционирования цепи в целом.
Так как звеньями логистической цепи являются предприятия, то следующим уровнем иерархии процессов целесообразно рассматривать бизнес-процессы отдельных звеньев цепи. Эти бизнес-процессы являются верхним уровнем внутриорганизацион-ной иерархии процессов предприятий - участников цепи.
При реализации процессного подхода к управлению в системах менеджмента предприятий - участников цепи можно выделить и последующие уровни иерархии процессной системы в зависимости от степени детализации, принятой данными предприятиями. Общая схема иерархической структуры процессов логистической цепи представлена на рис. 4.
Г
Звено 1
Звено 2
Л г
Звено 3
Л г
Звено 4
I—I—1 1—1—1 1—1—1 1—1—1
сЪсЬсЪ сЪсЬсЪ сЪсЬсЪ сЪсЬсЪ
-^ // / 1 ^^^
1 \ ! 'хзоо4 ' * / —7-^ / \ Х>, Н^Ъ | 1 / \
Рис. 4. Модель логистической цепи как иерархической системы процессов
В рамках цепи можно выделить звенья, образованные предприятиями - участниками, интегрированными в логистическую цепь на основе партнерских соглашений, а также бизнес-процессы, рассматриваемые нами как элементы логистической цепи, интегрированные на основе согласования требований к входу и выходу. При этом контуры процессов в зависимости от уровня иерархии охватывают отдельные звенья цепи или могут объединять несколько звеньев. В целях управления каждый процесс
при необходимости может быть детализирован на внутренние процессы предприятий-участников. В частности, детализация процесса может быть использована для его передачи на аутсорсинг, как это показано на примере третьего звена модели.
Специфика логистической цепи как сложной системы, в рамках которой могут быть выделены различные элементы (бизнес-процессы) и звенья (предприятия), обусловливает многообразие типов логистических цепей (табл. 2).
Таблица 2
Классификация логистических цепей
Классификационный признак Типы логистических цепей
Интегрирующее звено Цепь поставщика Цепь производителя Цепь продавца
Характер продвижения Выталкивающая Комбинированная Вытягивающая
Степень интеграции Фрагментарное взаимодействие /разрозненная Взаимодействие ключевых звеньев / частичная интеграция Полностью интегрированная
Основа интеграции Информационная Организационная
Состав участников Временная / изменчивая Стабильная / долгосрочная
Собственность Моноорганизационная Мультиорганизационная
Характер доминирования одного звена Одно доминирующее звено Несколько доминирующих звеньев Цепь равнозначных участников
Бренд Каждое звено представлено под своей маркой Используются бренды только ключевых звеньев Монобрендовая
Географический масштаб деятельности Региональная Национальная Международная
Степень централизации управления Централизованная Децентрализованная
Ориентированность / доминирование требований Цепь поставщика Цепь потребителя
Объект управления Фокусирование на процессах Фокусирование на участниках Системное управление
Разнообразие типов логистических цепей обусловлено широким спектром форм построения взаимоотношений между звеньями цепи, а также различием применяемых подходов к управлению.
Таким образом, можно сделать вывод: логистическая цепь как объект управления обладает рядом особенностей, что требует разработки специфических подходов к управлению ею.
Источники
1. Грейз Г. М., Кузменко Ю. Г., Марковский В. А. Совершенствование методов исследования цепей поставок на основе §ар-анализа // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 1.
2. Иванов Д. А. Логистика. Стратегическая кооперация. М. : Вершина, 2006.
3. Калентеев С. В., Кузменко Ю. Г. О проблемах терминологии современной логистики в РФ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2012. № 30.
4. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок. СПб. : Питер, 2004.
5. Кузменко Ю. Г., Левина А. Б., Воложанин В. В. Методология логистической интеграции торгового обслуживания с позиции уровневого системного подхода // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 3.
6. Кузменко Ю. Г., Левина А. Б., Шмидт А. В. Генезис и современное состояние логистической интеграции в условиях глобализации экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 3.
7. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок : учеб. для МВА / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова. М. : Эксмо, 2008.
8. Основы логистики : учеб. для вузов / под ред. В. Щербакова. СПб. : Питер, 2009.
9. Хэндфилд Р. Б., Николс Э. Л. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности. М. : Вильямс, 2003.
10. Kuzmenko Iu. G., Khateev I. V. Formation of business structures information logistics system // Economics & Management Research Journal of Eurasia. 2014. № 1 (3).
11. Shherbakov V. V., Shapovalova I. M. Integration of logistical processes in boundary regions // Economics & Management Research Journal of Eurasia. 2013. № 2 (2).