финансовой логистики в деятельность предприятия, мониторинг за ходом реализации финансовых заданий, разработку вариантов управления финансовыми потоками по причине изменений различных факторов, влияющих на финансовые потоки.
З.Выводы
Таким образом, предложенная методика внедрения принципов финансовой логистики в деятельность компаний представляет собой последовательную цепочку действий, связанных с подготовкой и организацией эффективной системы управления финансовыми потоками.
Следует отметить, что использование принципов финансовой логистики в деятельности современных российских орга-
_____________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д
низаций распространено не в полной мере. Можно с уверенностью предполагать, что в скором времени ожидается рост интереса к финансовой логистике, что позволит стратегически важным предприятиям РФ выйти на новый уровень развития в условиях расширения мирохозяйственных связей в течение пяти лет [2, 8].
Таким образом, дальнейшее развитие методических основ финансовой логистики интегрированных бизнес-объединений и совершенствование управления финансовыми потоками консолидированных групп являются одними из наиболее актуальных задач, направленных на создание системы эффективного управления в условиях модернизации отечественной экономики.
Литература
1. Дыбская В.В. Зайцев Е.И. Сергеев В.И. Стерлигова А.Н. Логистика: учебник, Полный курс МБА - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.
2. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и науч. ред. В.И Сергеева. - М.:ИНФРА-М, 2005. - 975 с.
3. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: учебное пособие по специальности «Логистика». - М.: 2008. - 528 с.
4. Плоткин Б.К., Делюкин Л.А. Экономико-математические методы и модели в логистике: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 96 с.
5. Курбатов О. Финансовая логистика в коммерческих банках // Логистика. - 2010. - № 4. - С. 16-17.
6. Бутрин А.Г. Логистика для финансового директора: учебное пособие. - Челябинск, Изд-во Южно-Уральского государственного университета, 2009. - 180 с.
7. Хатеев И.В. К вопросу о необходимости разработки системы показателей эффективности логистической информационной системы предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. - 2011. - №8 (225). - С. 178-182.
8. Якунина Ю.С., Окольнишникова И.Ю. Тенденции развития современного рынка логистических услуг в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 1. - С. 136-140.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ
А.И. Демченко,
доцент кафедры маркетинга и менеджмента Южно-Уральского государственного университета (НИУ) (г. Челябинск),
кандидат технических наук aidchel@mail.ru
В статье предложена модель системного управления логистической цепью на основе выделения двух взаимосвязанных объектов управления: системы потоковых бизнес-процессов и системы взаимодействующих предприятий цепи. Автором определен новый объект - «потоковый бизнес-процесс», представлена его модель. Разработана процессная модель логистической цепи, имеющая различные уровни детализации. Обоснована актуальность развития интеграционных процессов, объединяющих ресурсы нескольких предприятий для повышения их конкурентоспособности на рынке. Определены принципы интеграции предприятий - участников логистической цепи.
Ключевые слова: системный подход, логистическая цепь, интеграция, процессная модель
УДК 658.7 + 658.1
1. Управление логистическими цепями в условиях глобализации
В последние десятилетия все большее внимание ученых и практиков бизнеса привлекают проблемы управления логистическими цепями, что во многом обусловлено динамикой рыночных изменений. Так, важнейшими условиями успешной деятельности на современном этапе развития рынков являются:
- способность наилучшим образом удовлетворять запросы клиента;
- эффективность использования всех видов ресурсов;
- гибкость по отношению к изменениям внешней среды.
Среди основных рыночных тенденций, на наш взгляд, следует выделить глобализацию экономики, что обусловило изменение характера конкурентоспособности и источников конкурентных преимуществ на региональных рынках. Компетенции в сфере индивидуального подхода к клиенту, традиционно
свойственные небольшим местным компаниям, в условиях развития информационных технологий становятся все более доступными для крупных международных игроков рынка, что вынуждает местные компании искать новые пути ведения конкурентной борьбы.
Нехватка ресурсов, необходимых для конкурентной борьбы с крупными компаниями, как правило, контролирующими все этапы процесса поставки товара, ограничивает возможности конкуренции для независимых компаний.
Таким образом, сложившаяся ситуация сформировала предпосылки к развитию интеграционных процессов, позволяющих объединить ресурсы и усилия нескольких предприятий для создания совместных конкурентных преимуществ и, следовательно, повышения конкурентоспособности на рынке.
Применение принципов интегрированного управления в настоящее время является одним из важнейших условий эффективного бизнеса. Действительно, для обеспечения выгодного
193
^ Д ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА_____________________
рыночного положения зачастую недостаточно усилий одного предприятия. Достигнутое преимущество может быть утрачено по причине низкой эффективности работы партнеров предприятия, его поставщиков, дистрибьюторов и агентов.
В то же время, ключевые преимущества бизнеса могут быть сформированы путем выбора и координации усилий наиболее эффективных партнеров на протяжении всей цепи их взаимодействия от начального поставщика до конечного потребителя, что обусловило появление такой концепции как SCM (Supply Chain Management)- управление цепями поставок.
Концепция SCM базируется на принципах взаимодействия с поставщиками и клиентами по всей логистической цепи, а также синхронизации основных бизнес-процессов. Данная концепция сформировалась на основе интеграционного подхода в логистике и предполагает, что производственное предприятие является частью системы, связывающей цепочку, состоящую из поставщиков сырья, этапов производства и потребителей произведенной продукции.
Таким образом, среди причин, которые обуславливают необходимость развития сотрудничества в рамках цепи поставок, можно отметить: высокие затраты на разработку и внедрение новых видов продукции, ограниченность ресурсов для необходимых инноваций, возможность получения доступа на новые рынки и др.
В частности, одной из главных проблем развития экономики России является необходимость формирования инновационной составляющей развития. Инновационное производство требует создания и развития новых межрегиональных, а в условиях глобализации и международных связей. В рамках достижения общей цели представители разных отраслей объединяются в структуры, которые требуют развития новых хозяйственных связей. Необходимость инновационного развития подтверждается изменением структуры международной торговли. В настоящее время торговля наукоемкими технологиями является наиболее динамичным сектором. Доля высокотехнологичной продукции в мировой внешней торговле за последние 15 лет увеличилась с 12 до 28%, тогда как доля природных ресурсов и продуктов первичной переработки уменьшилась с 45 до 11%. В российской промышленности доля затрат на технологические инновации в 3-4 раза меньше, чем в ведущих европейских странах. Положение усугубляется тем, что отсутствуют значимые инвестиционно-технологические заделы. Поэтому участие предприятий наукоемких и высокотехнологичных отраслей в эффективных логистических цепях, в том числе международных, является уникальной возможностью их развития [1].
Концепция управления цепями поставок основана на принципах синхронизации реализуемых бизнес-процессов, использования единых, согласованных информационных каналов в рамках логистической цепи, а также ориентации на потребителя.
В условиях динамичного развития рынка недостаточно оптимизации бизнес-процессов. Особую роль играют вопросы координации с целью согласования отдельных процессов в цепи поставок. Объектом внимания становится непрерывное управление, регулирование и контроль по всей цепи участников создания добавленной стоимости. Важным элементом является сотрудничество с партнерами по всей цепи поставок. Первостепенными задачами становятся интеграция и координация поставщиков, производителей, логистических, торговых компаний и посредников для обеспечения качества поставок конечным потребителям.
В качестве основных целей управления логистическими цепями могут быть выделены:
- обеспечение конкурентных преимуществ участников цепи;
- удовлетворение требований потребителя при оптимальных затратах ресурсов по всей цепи;
- достижение более высокой ценности для потребителей и всех заинтересованных сторон,
- улучшение стратегических показателей деятельности отдельных компаний и цепи поставок в целом.
2. Проблемы теории управления цепями поставок
В настоящее время специалисты, занимающиеся управлением цепями поставок, сталкиваются с рядом проблем, связанных с недостаточным развитием теории и методологии планирования, моделирования и контроля цепи поставок.
Анализ современной отечественных и зарубежных источников [2-4] позволил выделить различные подходы к трактовке понятия логистической цепи, ее элементов и структуре, и, соответственно, к пониманию подходов к управлению такими цепями. Краткая характеристика выделенных подходов представлена в табл. 1.
Таблица 1
Подходы к управлению в логистической цепи в зависимости от объекта управления
Подход к представлению цепи Объект управления в логистической цепи Ограничения управления
Потоковый подход Материальные, информационные и финансовые потоки Сложность обеспечения единых подходов к управлению на стыках логистических систем различных предприятий
Функционально-процессный подход Функции или бизнеспроцессы Несогласованность методологии процессного управления с объектами управления логистики -потоками
Организационный подход Предприятия и взаимоотношения между ними Сложность координации деятельности юридически независимых предприятий
Анализ подходов, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод, что, несмотря на выявленные различия, обозначенные подходы не являются взаимоисключающими и могут дополнять друг друга при анализе логистической цепи с различных точек зрения. Тем не менее, различие объектов управления определило различия в подходах к управлению, которые пока не нашли согласования в современной теории логистики и управления логистическими цепями.
Таким образом, на современном этапе возникает потребность развития теоретических основ управления цепями поставок, начиная от разработки такой цепи до анализа ее эффективности и распространения на других участников бизнеса.
В существующих подходах к управлению, как правило, не уделяется должного внимания оперативным и тактическим приемам управления взаимной деятельностью партнеров, а главное - не учитывается основная специфика логистического управления - анализ деятельности с точки зрения управления потоками. Специфичность логистического объекта управления также ограничивает применение многих современных подходов при решении задач внутренней интеграции логистики, являющейся неотъемлемым условием внешней интеграции с партнерами.
В связи с этим назрела необходимость разработки новых подходов к управлению логистическими цепями, максимально учитывающим структуру цепи, как специфического объекта управления, а именно, потоковую природу деятельности, а также специфику элементов, образующих цепь как систему: бизнеспроцессов и предприятий-партнеров, взаимодействующие в рамках цепи для достижения общей цели.
Создание и эффективное управление логистической цепью должно базироваться на использовании единых подходов как при решении задач внутренней интеграции логистических систем, так и интеграции деятельности на протяжении всей цепи от поставщика к потребителю. Высокая степень формализации и универсальность, обеспечивающие их применение на предприятиях различного профиля и сфер деятельности, а также возможность учета потоковой природы объекта управления является основой для практического использования в системе управления предприятием.
1 94
Требованиям формализации и универсальности в полной мере отвечает процессный подход к управлению, который в последнее время получает все большее распространение в практике бизнеса. Процессный подход заложен в основу многих современных универсальных и отраслевых концепций, однако, его применение в сфере интеграции внутрифирменной логистики и цепей поставок ограничено спецификой управления потоками. Попытки применения процессного подхода в данной сфере ограничиваются учетом отдельных элементов процессного подхода и управления потоками, что значительно снижает эффективность управления.
Таким образом, одной из актуальных задач в рамках разработки методологического подхода к управлению логистическими цепями является согласование принципов и моделей процессного подхода к управлению и потоковой природы деятельности.
Одним из распространенных вариантов согласования названных концепций является выстраивание цепи процессов по направлению движения потока. В этом случае процесс рассматривается как элемент потока создания ценности [5]. Недостатком такого подхода с точки зрения логистики является упрощенное понимание потока как монообъекта, тогда как классическая логистика выделяет различные его варианты: материальный, информационных и финансовый.
З.Моделирование потоковых бизнес-процессов и определение логистической цепи
На наш взгляд, согласование процессного и потокового подходов целесообразно проводить на уровне модели процесса, как показано на рис.1.
Управление
m . Потоковый бизнеспроцесс m „
i „ i „
f t f r
, m _ m
„ i „ i
Л f , f
Инфраструктура Персонал
Рис. 1. Модель потокового бизнес-процесса, где m - материальный поток,
i - информационный поток, f - финансовый поток.
Модель процесса, приведенная на рис. 1, учитывает три вида потоков, которые могут иметь различные направления движения. В рамках процесса осуществляется их преобразование, которое подразумевает:
- изменение характеристик потока (комплектности, состава, добавление ценности и т.п.);
- изменение направления движения;
- изменение статуса потока (смена владельцев или переход права собственности при передаче потока из одного процесса в другой);
- информационное преобразование (изменение свойств, состава и формы информации, передача информации по цепи и т.п.).
Для определения характеристик процесса, представленного на рис. 1, по отношению к другим моделям и понятиям процесса предлагается использование термина «потоковый бизнес-процесс», который представляет собой совокупность видов деятельности в рамках логистической системы, осуществляющих преобразование входящих потоков в выходящие.
Целесообразность введения данной дефиниции обусловлено тем, что в современных исследованиях в области ло-
______________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д
гистики широко используются различные понятия, такие как: «логистический процесс», «потоковый процесс», «(логистический) бизнес-процесс», при этом их содержание представлено широким спектром от обозначения логистической операции или функции до бизнес-процесса в рамках классической концепции процессного управления [6-10].
Предлагаемые понятие и модель потокового бизнес-процесса позволяют согласовать процессный подход и управление логистическими потоками, что в свою очередь дает возможность использовать модель для формирования логистической системы на уровне предприятия, а также интегрировать такие системы в логистические цепи.
Второй методологической проблемой, требующей разрешения в процессе разработки подхода к управлению логистической цепью, является необходимость согласования таких объектов управления, как взаимодействие участников цепи и бизнес-процессы. Отметим, что модель бизнес-процесса, приведенная выше, учитывает логистические потоки, подлежащие преобразованию.
Анализ форм взаимодействия участников логистической цепи позволяет выделить несколько видов партнерства, предполагающих различную степень интеграции:
- краткосрочное партнерство;
- долгосрочное партнерство;
- корпоративное партнерство.
Для каждого вида партнерства существуют различные варианты их реализации на практике. Следует также отметить, что при низкой степени интеграции участников логистической цепи их взаимодействие носит краткосрочный характер, тогда как для высокой степени интеграции характерны долгосрочные взаимоотношения, закрепленные договорами или правами собственности.
Выбор того или иного вида партнерства определяется возможностями самого предприятия, его конкурентоспособностью на рынке, структурой рынка и другими внешними и внутренними факторами. При этом следует отметить, что подписание соглашений о сотрудничестве или выкуп части акций, не является по сути интеграцией цепи, а лишь формирует ее правовую основу.
Интеграция цепи предполагает, в первую очередь, координацию действий партнеров на протяжении всей цепи с целью наилучшего удовлетворения требований конечного потребителя при минимизации совокупных затрат, что основано на единых подходах к управлению всей цепью.
В основу моделирования при интеграции деятельности участников логистической цепи может быть положен процессный подход, который обеспечивает:
- непрерывность управления при переходе потока от одного участника цепи к другому;
- клиентоориентированность цепи;
- возможность моделирования цепи с различной степенью детализации.
Процессная модель цепи, предполагающая три уровня детализации, представлена на рис. 2.
Как показано на рис. 2, верхний уровень детализации представляет логистическую цепь в целом. Задачами управления на этом уровне являются соответствие выбранной стратегии, а также определение показателей результативности и эффективности цепи.
Второй уровень детализации рассматривает цепь как последовательность процессов, владельцем каждого из которых является предприятие - участник цепи. Задачами управления на этом уровне является согласование требований к характеристикам входящих и выходящих потоков и обеспечение результатов деятельности на требования клиентов. Данный уровень детализации позволяет оценивать вклад каждого участника цепи в ее общую результативность и эффективность, что, в свою очередь, дает возможность проводить мероприятия по оптимизации структуры цепи.
Третий уровень детализации возможен в том случае, если внутрифирменные системы управления предприятий-участни-ков цепи построены на основе процессного подхода. Данный уровень относится к сфере ответственности участников, для ко-
195
^ Д ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Рис.2. Процессная модель логистической цепи
торых ключевыми задачами управления являются оптимизация внутрифирменной системы и ее вклада в показатели работы логистической цепи. Дальнейшая детализация логистической цепи определяется глубиной процессных систем участников цепи, поэтому в рамках управления логистической цепью их рассмотрение нецелесообразно.
Таким образом, с точки зрения взаимодействия участников цепи можно выделить два контура их интеграции:
- организационно-правовой, в котором рассматриваются различные виды и формы партнерства в цепи;
- содержательный, в котором предполагается интеграция деятельности участников на базе процессного подхода.
При этом степень интеграции в организационно-правовом контуре должна обеспечить возможность содержательной интеграции, которая имеет первостепенное значение для управления логистической цепью. Другими словами, если долгосрочное партнерство в цепи позволяет обеспечить эффективное управление процессами участников, то дальнейшая интеграция и переход к корпоративному партнерству может быть нецелесообразным.
Решение по выбору типа партнерства должно приниматься на каждом участке цепи, так как в зависимости от уровня зрелости систем управления предприятий-участников в рамках одной цепи возможно использование различных типов интеграции.
Следует отметить, что предложенная процессная модель позволяет согласовать подходы к управлению взаимодействием участников цепи и потоковых бизнес-процессов.
Таким образом, в рамках логистической цепи определены три формирующих ее элемента, а именно: потоки, процессы и предприятия-участники, выявлены и обоснованы механизмы их взаимодействия, что позволяет согласовать подходы к управлению ими.
Наличие элементов различной природы в логистической цепи обуславливает необходимость разработки системного подхода к управлению логистической цепью как системой взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью. В рамках системного подхода к управлению логистической цепью предлагается следующее определение логистической цепи.
Логистическая цепь - это система потоковых бизнес-процессов, реализуемых в системе отношений взаимодействующих предприятий-партнеров, интегрированных в направлении потока от источников сырья до конечного потребителя.
Таким образом, предлагается выделять в логистической цепи два взаимосвязанных объекта управления: подсистему потоковых бизнес-процессов и подсистему взаимодействия предприятий - участников цепи. Такой подход
позволяет наиболее полно учесть специфику и сложность логистической цепи как объекта управления.
Преимуществом предлагаемого системного подхода к управлению является комплексное представление логистической цепи, учитывающее требование равнозначного внимания ко всем составляющим ее элементам. Системный подход также снижает риски субоптимизации элементов системы, повышает приоритет общей оптимизации системы, что также соответствует целям управления логистической цепью.
4. Системное управление логистической цепью
Системообразующим фактором логистической системы является цель управления. С учетом выделенных подсистем можно определить, что целям управления подсистемой потоковых бизнес-процессов отвечает добавление ценности и снижение затрат в рамках всей цепи, а также ориентация на удовлетворение требований клиентов. Целью управления подсистемой отношений и взаимодействия участников является повышение конкурентоспособности цепи.
Сущность системного управления логистической цепью представлена в виде модели, приведенной на рис. 3.
Каждому объекту управления соответствует свой контур управления, включающий специфические методы, инструменты и подходы к управлению, характерные для объектной области. Выделенные объектные области управления взаимосвязаны на стратегическом и оперативном уровне и взаимозависимы, что не позволяет говорить об эффективности управления по одному объекту без учета другого.
Заключение
В статье рассмотрен подход к управлению логистической цепью как специфическому объекту управления, имеющему потоковую природу деятельности, а также учитывающий элементы, образующие структуру цепи - бизнес-процессы и предприятия, взаимодействующие для достижения общей цели.
Системное управление логистической цепью
ЦЕЛЬ:
ЦЕЛЬ:
Повышение
конкурентоспособности цепи
Повышение удовлетворенности потребителя и других заинтересованных сторон
Рис.3. Модель системного управления логистической цепью
1 96
Преимуществом предлагаемого системного подхода к управлению является комплексное представление логистической цепи, включающее все составляющие ее элементы.
В статье определен новый объект - «потоковый бизнеспроцесс», отражающий взаимодействие различных видов деятельности в рамках логистической системы, представлена его
_____________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д
модель. Предложена модель логистической цепи, основанная на взаимодействии потоковых бизнес-процессов и имеющая различные уровни детализации, что позволяет учесть специфику и сложность логистической цепи как объекта управления. Определены методы, инструменты и подходы к управлению, характерные для каждой объектной области.
Литература
1. Проценко О.Д., Проценко И.О. Логистика и управление цепями поставок - взгляд в будущее: макроэкономический аспект. - М.: Изд. Дом «Дело», 2012. - 192 с.
2. Андриянова Е.В. Задачи логистического управления бизнес-процессами // РИСК. - 2011. - №4. - С. 14-18.
3. Асташова Ю.В. Управление процессами предприятия в рамках современных систем менеджмента: монография / ЮжноУральский гос. ун-т. - Челябинск, 2010. - 192 с.
4. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. - М.: Изд. ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2001. - 640 с.
5. Хэндфилд Роберт Б. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности: пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. - 416 с.
6. Грейз Г.М., Кузменко Ю.Г., Марковский В.А. Совершенствование методов исследования цепей поставок на основе gap-анализа // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Экономика и менеджмент», 2013. - Т. 7. - № 1. -С. 161-164.
7. Грейз Г.М., Кузменко Ю.Г., Хатеев И.В. Анализ концепций взаимодействия основных логистических потоков // Российское предпринимательство. - 2013. - № 5. - С. 26-32.
8. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. - М.: Вершина, 2006. - 176 с.
9. Каточков В.М., Грейз Г.М., Хатеев И.В. Обоснование механизма взаимодействия в зоне фазового перехода основных логистических потоков предприятия // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - № 3. - С. 36-44.
10. Назарова Ю.Н. Интегрированный логистический подход к бизнес-процессам на предприятии на основе управления материальными потоками с помощью ИТ // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - Т. 1. -№ 7. - С. 201-204.
ИНТЕГРАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Ю.С. Якунина,
старший преподаватель кафедры экономики торговли и логистики Южно-Уральского государственного университета (НИУ) (г. Челябинск)
yuliya_2509@mail.ru
В статье проанализированы теоретические аспекты процесса интеграции хозяйствующих субъектов. Определены свойства интеграционных структур, виды и формы интеграции хозяйствующих субъектов. Выявлены предпосылки реализации интеграционных процессов на рынке логистических услуг. В статье обосновано, что интеграция позволяет ее участникам перейти к выработке решений по совершенствованию стратегий их развития. в связи с чем доказано, что разнообразие форм, методов интеграции, а также стратегий интеграции позволяет участникам интеграции разрабатывать практический инструментарий, направленный на повышение результативности их экономической деятельности.
Ключевые слова: интеграция, формы и виды интеграции, логистические операторы, логистические услуги
УДК 658.7+339.18 ББК У9(2)30-59
Развитие рыночных отношений, процессы их формирования в условиях глобализации рынков требует изучения теоретических аспектов в области интеграции хозяйствующих субъектов. Изменение условий хозяйствования на рынке, усиление конкуренции предполагают преобразование деятельности предприятий и поиска новых подходов к интеграции, которые будут способствовать налаживанию стабильных устойчивых взаимоотношений между участниками рынка.
Исследуя экономическое содержание интеграции хозяйствующих субъектов, необходимо дать представление о носителях интеграции. В экономической литературе отсутствует единое четкое определение хозяйствующего субъекта. В рамках исследования вопросов интеграции хозяйствующих субъектов будем придерживаться взглядов российских и зарубежных экономистов [2, 7, 9], использующих агрегированные параметры и различающих следующие хозяйствующие субъекты: предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью (отечественные и зарубежные), домашние хозяйства и государство. Наибольший интерес для целей исследования, представляет сфера логистических услуг и интеграции логистических операторов малого и среднего бизнеса.
В современных условиях развития рыночных отношений существуют разнообразные формы сотрудничества и интеграции хозяйствующих субъектов в сфере логистических услуг: контракты на интегрированное управление снабжением и сбытом, организация складов общего пользования и распределительных центров, интеграция в управленческой деятельности, образование ассоциаций, консорциумов, альянсов и союзов в области логистического управления, а также в области создания благоприятных условий для осуществления экономической деятельности и снятии взаимных барьеров.
Под интеграцией (от лат. integer - целый) экономисты понимают объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Анализируя процесс интеграции хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере логистических услуг, необходимо отметить сложность данного экономического процесса. Поэтому при его анализе применяют комплексный подход, рассматривая интеграцию с позиции образования сложных систем и свойств, которыми обладают эти системы, и с позиции экономической категории в реальных социально-экономических условиях.
197