Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / мониторинг / здоровье / физическое развитие / антропометрические показатели / адаптационный потенциал / таблицы-стандарты / students / monitoring / health / physical development / anthropometric indicators / adaptive potential / standard tables

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахмадуллина Х. М., Ахмадуллин У. З., Мочалкин П. А., Бойко О. В., Бадретдинова Д. И.

В данной статье представлены результаты изучения физического развития и адаптационных резервов студентов медицинского университета в рамках реализации комплексной спортивно-оздоровительной программы «Вуз территория здоровья». Получены результаты, свидетельствующие о том, что физическое развитие ниже среднего имели 6,9% юношей и 16,43% девушек; низкое физическое развитие имели 2,74% девушек. Неудовлетворительная адаптация выявлена у 13,8% юношей и 8,8% девушек; срыв адаптации у 7% юношей и 5,1% девушек. На основании полученных результатов сделаны выводы о необходимости динамического слежения за состоянием здоровья студентов с использованием современных аппаратно-программных комплексов с учетом показателей физического развития и функционального состояния организма, образа жизни и характера питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахмадуллина Х. М., Ахмадуллин У. З., Мочалкин П. А., Бойко О. В., Бадретдинова Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF MONITORING THE HEALTH STATUS OF UNIVERSITY STUDENTS

This article presents the results of studying the physical development and adaptation reserves of medical university students in the framework of the implementation of the comprehensive sports and recreation program "University-health territory". The results obtained indicate that 6.9% of boys and 16.43% of girls had belowaverage physical development; 2.74% of girls had low physical development. The unsatisfactory adaptation was found in 13.8% of boys and 8.8% of girls; failure of adaptation in 7% of boys and 5.1% of girls. Based on the results obtained, conclusions are drawn about the need for dynamic monitoring of the state of health of students using modern hardware and software systems, taking into account the indicators of physical development and functional state of the body, lifestyle, and nutrition.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

MEDICAL SCIENCES

ON THE ISSUE OF MONITORING THE HEALTH STATUS OF UNIVERSITY STUDENTS

Akhmadullina Kh.M.

Ph.D. in Medical Sciences, Professor; Private educational institution of higher education "Eastern Academy of Economics, Law and Humanities" (Academy VEGU), 215/4 Mendeleeva Str., 450071, Ufa, Russia;

Akhmadullin U.Z. Candidate of Medical Sciences, Associate Professor; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State Medical University" of the Ministry of healthcare of the Russian Federation 3 Lenina Str., 450008, Ufa, Russia;

Mochalkin P.A. Candidate of Medical Sciences, Associate Professor; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State Medical University" of the Ministry of healthcare of the Russian Federation 3 Lenina Str., 450008, Ufa, Russia;

Boyko O.V.

student Private educational institution of higher education "Eastern Academy of Economics, Law and Humanities" (Academy VEGU), 215/4Mendeleeva Str., 450071, Ufa, Russia;

Badretdinova D. I. student Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State Medical University" of the Ministry of healthcare of the Russian Federation 3 Lenina Str., 450008, Ufa, Russia;

К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Ахмадуллина Х,М.

д. м.н., профессор,

ЧОУ ВО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»,

450071, Россия, г. Уфа, ул. Менделеева, 215/4

Ахмадуллин У.З. кандидат медицинских наук, доцент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»,

450008, Россия, г. Уфа, ул. Ленина, 3 Мочалкин П.А. кандидат медицинских наук, доцент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»,

450008, Россия, г. Уфа, ул. Ленина, 3 Бойко О.В.

студент, ЧОУ ВО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»,

450071, Россия, г.Уфа, ул. Менделеева, 215/4 Бадретдинова Д.И.

студент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»,

450008, Россия, г.Уфа, ул. Ленина, 3

Abstract

This article presents the results of studying the physical development and adaptation reserves of medical university students in the framework of the implementation of the comprehensive sports and recreation program "University-health territory". The results obtained indicate that 6.9% of boys and 16.43% of girls had below-average physical development; 2.74% of girls had low physical development. The unsatisfactory adaptation was found in 13.8% of boys and 8.8% of girls; failure of adaptation - in 7% of boys and 5.1% of girls. Based on the results obtained, conclusions are drawn about the need for dynamic monitoring of the state of health of students using modern hardware and software systems, taking into account the indicators of physical development and functional state of the body, lifestyle, and nutrition.

Аннотация

В данной статье представлены результаты изучения физического развития и адаптационных резервов студентов медицинского университета в рамках реализации комплексной спортивно-оздоровительной программы «Вуз - территория здоровья». Получены результаты, свидетельствующие о том, что физическое развитие ниже среднего имели 6,9% юношей и 16,43% девушек; низкое физическое развитие имели 2,74% девушек. Неудовлетворительная адаптация выявлена у 13,8% юношей и 8,8% девушек; срыв адаптации - у 7% юношей и 5,1% девушек. На основании полученных результатов сделаны выводы о необходимости динамического слежения за состоянием здоровья студентов с использованием современных аппаратно-программных комплексов с учетом показателей физического развития и функционального состояния организма, образа жизни и характера питания.

Keywords: students, monitoring, health, physical development, anthropometric indicators, adaptive potential, standard tables.

Ключевые слова: студенты, мониторинг, здоровье, физическое развитие, антропометрические показатели, адаптационный потенциал, таблицы-стандарты.

Актуальность данного исследования определяется тем, что студенчество является одной из самых представительных групп молодежи и характеризуется особыми условиями жизни, труда, быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Более того, это особая социально-демографическая группа и возрастно-по-ловая категория населения, перспективно определяющая устойчивость экономического развития государства. А потому состояние здоровья студентов является актуальной проблемой современного общества.

С медико-биологической точки зрения, студенческий возраст характеризуется завершением ростовых процессов и окончательным формированием морфологических и функциональных составляющих систем жизнеобеспечения [1, с. 169-175].

Исследовательский интерес к проблеме сохранения здоровья студенческой молодежи обусловлен все более возрастающими требованиями к уровню подготовки специалистов высшего звена, увеличением потока научной информации, внедрением инновационных образовательных технологий, и, как следствие, - перегрузкой студентов, повышением их психоэмоциональной напряженности, истощением адаптационных резервов нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастанием вероятности заболеваний.

Одним из объективных критериев здоровья студентов, имеющих важное социально-гигиеническое значение, являются показатели физического развития. Поэтому необходимы региональные таблицы-стандарты физического развития, которые могут служить определенными нормативами при проведении медико-гигиенических исследований, но требуют регулярного обновления с периодичностью 1 раз в 5 лет.

По данным многочисленных исследований, между образованием, физическим и гигиеническим воспитанием, здоровьем существует достаточно устойчивая и прочная прямая связь [2]. Это значит, что с увеличением значений одной из характеристик наблюдается рост значений другой, что подтверждается результатами проведенного нами исследования.

Целью данного исследования явилось изучение физического развития и адаптационных резервов студентов Башкирского государственного медицинского университета на основе разработанных нами стандартов физического развития студентов вузов г.Уфы. Исследование проводилось в рамках реализации комплексной спортивно-оздоровительной программы БГМУ «Вуз - территория здоровья». Данная программа является одним из направлений реализации спортивно-оздоровительного проекта «Здоровое поколение - сильный регион» в Республике Башкортостан.

Материал и методы. Исследование проводилось многоэтапно и включало в себя решение следующих задач:

- исследование физического развития студентов вузов г. Уфы по шкалам регрессии для различных возрастно-половых групп;

- разработка региональных оценочных таблиц-стандартов физического развития студентов г.Уфы;

- выборочное исследование антропометрических показателей студентов, обучающихся в ФГБОУ ВО "Башкирский государственный медицинский университет";

- разработка практических рекомендаций по динамическому слежению состояния здоровья студентов в период обучения в вузе.

В соответствии с целью и задачами исследования на первом этапе исследования было проведено исследование 2439 студентов четырех ВУЗов г.

Уфы (ФГБОУ ВО "Башкирский государственный медицинский университет", ФГБОУ ВО "Башкирский государственный аграрный университет", ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиаци-онно-технический университет», ФГБОУ ВО "Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»), из них 1107 юношей и 1432 девушек.

На втором этапе исследования, учитывая научное и практическое значение региональных стандартов физического развития детей, подростков и молодежи различных экономических районов Российской Федерации, нами были разработаны таблицы-стандарты для оценки физического развития студентов [3]. Для индивидуальной оценки физического развития был метод сигмальных отклонений для различных возрастно-половых групп студентов.

На третьем этапе исследования было проведено изучение антропометрических показателей 102 студентов, обучающихся в ФГБОУ ВО "Башкирский государственный медицинский университет". Антропометрические измерения и функциональные исследования включали определение длины тела, массы тела, окружности грудной клетки, проб Руфье, Штанге и Генчи, индекса массы тела, адаптационного показателя. Практические рекомендации были разработаны и включены как часть комплексной спортивно-оздоровительной программы БГМУ «Вуз - территория здоровья».

Результаты исследования. Сравнительная характеристика средних показателей физического развития юношей 18-22 лет показала, что в возрастных группах 18-20 лет наблюдается отставание в показателях длины тела и массы тела, а в возрастных группах 21 -22 года, напротив, наблюдается превышение показателей длины тела и массы тела в сравнении со стандартами (р< 0,05). Показатели окружности грудной клетки юношей 18-22 лет во всех возрастных группах достоверно выше, чем в оценочных таблицах-стандартах физического развития (р< 0,05) .

Сравнительная характеристика средних показателей физического развития девушек 18-22 лет показала, что в возрастных группах 18-20 лет также наблюдается отставание в показателях длины тела и массы тела (за исключением 20-летних студенток, где наблюдается достоверное превышение показателей по массе тела), а в возрастных группах 21-22 года наблюдается превышение показателей длины тела и массы тела в сравнении со стандартами (р< 0,05). Показатели окружности грудной клетки девушек 18-22 лет во всех возрастных группах также достоверно выше, чем в оценочных таблицах-стандартах физического развития (р< 0,05).

Из общего числа обследованных среднее физическое развитие имели 72,41% юношей-студентов и 68,5% девушек-студентов; ниже среднего -6,9% юношей-студентов и 16,43% девушек-студентов; выше среднего - 17,24% юношей-студентов и 10,95 девушек-студентов (р< 0,05); низкое физическое развитие имели 2,74% девушек-студентов; высокое

- 3,45% юношей-студентов и 1,38% девушек-студентов.

Анализ индекса массы тела обследованных студентов свидетельствует о том, что 76,0% юношей и 68,84% девушек характеризуются по состоянию массы тела как имеющие физиологическую норму, превышение массы тела наблюдается у 10,5% юношей и 4,82% девушек (р<0,05). Ожирение выявлено у 7,27% юношей и 7,82% девушек; значительное ожирение - у 2,62% девушек-студентов (р<0,05). Показатели дефицита массы тела в обследованных группах студентов не зарегистрированы.

В результате анализа пробы Руфье выявлено, что среди обследованных юношей-студентов 18-22 лет хорошая работоспособность составляет 25%, средняя работоспособность - 28,73%, удовлетворительная работоспособность - 21,4%, сердечная недостаточность средней степени - 21,4% и сильная сердечная недостаточность сильной степени -3,57% (р<0,05). Среди девушек-студентов 18-22 лет средняя работоспособность - 15,9%, удовлетворительная работоспособность - 76,0%, сердечная недостаточность средней степени- 2,82% и сердечная недостаточность сильной степени - 2,82% (р< 0,05).

Результаты пробы Штанге свидетельствуют о том, что среди студентов 18-22 лет отличные результаты зарегистрированы у 82,1% юношей и 56,3% девушек (р< 0,05). Хорошие результаты показали 14,3% юношей и 28,1% девушек (р< 0,05). Плохие результаты - у 3,57% юношей и у 15,6% девушек.

В результате анализа адаптационного показателя выявлена удовлетворительная адаптация у 51,7% юношей-студентов и 70,5% девушек-студентов; напряжение механизма адаптации у 27,5% юношей-студентов и 15,5% девушек-студентов (р<0,05). Неудовлетворительная адаптация у 13,8% юношей-студентов и 8,8% девушек-студентов; срыв адаптации у 7,0% юношей-студентов и 5,1% девушек-студентов.

Обсуждение. Полученные данные свидетельствуют о том, что необходима система мониторинга за состоянием здоровья студентов, позволяющая объективно ежегодно оценивать состояние здоровья обучающихся, начиная с первого курса, предупреждая нежелательные тенденции, разрабатывая программы корректировки и дальнейшего развития.

Заключение. В современных условиях наиболее эффективно использование аппаратно-программных комплексов, позволяющих осуществлять динамическое слежение за состоянием здоровья студентов вузов. Необходимы индикаторы, характеризующие здоровье студентов медицинского вуза в комплексе с учетом показателей физического развития и функционального состояния организма, характера питания, образа жизни. Самооценка здоровья служит также важным показателем состояния и динамики здоровья студенческой молодежи.

Список литературы

1. Ахмадуллин У. З., Горбаткова Е. Ю., Ахмадуллина Х. М. Характеристика показателей физического развития студентов вузов г. Уфы. Gigiena i Sanitariia, №2, Том 99, Февраль 2020, С169-175.

2. Коромыслов А. В. Значение стандартов физического развития в оценке и повышении эффективности физического воспитания студентов вузов: автореферат дис. ... кандидата медицинских наук. Москва, 2013. 24 с.

3. Оценочные таблицы физического развития студентов г. Уфы Республики Башкортостан. Ахмадуллин У.З., Ахмадуллина Х.М., Горбаткова Е.Ю.

Свидетельство о регистрации базы данных RU 2018621629, 22.10.2018. Заявка № 2018620772 от 28.05.2018.

References

1. Akhmadullin U. Z., Gorbatkova E. Yu., Akhmadullina H. M. Characteristics of indicators of physical development of university students in Ufa. Gigiena i Sanitariia, No. 2, Volume 99, February 2020, pp. 169-175. [Published in Russian].

2. Koromyslov A.V. The significance of physical development standards in assessing and improving the effectiveness of physical education of university students: abstract of the Ph.D. thesis. Moscow, 2013. 24 p. [Published in Russian].

3. Evaluation tables of physical development of students of Ufa, Republic of Bashkortostan. Akhmadullin W. Z., H. M. Akhmadullina, Gorbatova E. Yu. Certificate of registration of the database RU 2018621629, 22.10.2018. Application no. 2018620772 dated 28.05.2018. [Published in Russian].

ADVANTAGES OF VITAL PULPECTOMY TREATMENT METHOD OF PULPITIS

Hamzayev B.M.

associate professor, Department of Therapeutic Dentistry, Azerbaijan Medical University, Baku Aliyeva G.H.

PhD, Assistant of the Department of Therapeutic Dentistry,

Azerbaijan Medical University Damirchiyeva M.V. PhD, Assistant of the Department of Therapeutic Dentistry,

Azerbaijan Medical University Kerimli N.K.

Assistant of the Department of Therapeutic Dentistry, Azerbaijan Medical University

Abstract

One of the issues that has been debated among dentists and endodontists for many years is the sealing the canals during the treatment of pulpitis in one visit [3]. Proponents of traditional treatment suggest that the treatment is to be completed in one visit to prevent unpleasant complications and pain that may occur after sealing of canals . However, there is insufficient clinical evidence to support the sustainability of such a position [3,4].

Keywords: vital pulpectomy, non-vital pulpectomy, pulpitis, complications, root canal treatment

Introduction. It is known that the treatment of pulpitis is one of the most complex and tedious dental manipulations. The characteristic intense pain in pulpi-tis afflicts the patient, reduces his quality of life and, finally, causes certain problems in the gastrointestinal tract, leading to tooth loss [2,6-8].

There are several treatment methods of pulpitis: biological (conservative- indirect and direct pulp cupping), surgical (vital and non-vital pulpectomy) and combined[9-14]. Non-vital pulpectomy is one of the not rarely used methods in the treatment of pulpitis. In this case, it should be noted that from a theoretical point of view, the issue of pulpectomy and canal obturation seems to be resolved. But from a practical point of view, this is not the case.

A study of the multiple references suggests that interest in endodontic treatment has been recently increased. Some authors believe that complications after endodontic treatment done in one visit are more common [4].

It should be noted that the treatment of pulpitis depends on the chosen treatment method. During the application of the non-vital method, complications such as residual pulpitis, apical periodontitis, etc., occur. Positive results after non-vital pulpectomy range from 60 to 80%, depending on the duration of the examination. After vital pulpectomy, the analogical indicators were 92%. A comparison of the results suggests that the method of vital pulpectomy should be preferred.

At present, the use of modern endodontic instruments and rotary systems in the dental industry has significantly reduced the number of complications after

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.