Научная статья на тему 'К вопросу о мезоуровневой медико-социальной реабилитации в Российской Федерации (на примере Южного федерального округа)'

К вопросу о мезоуровневой медико-социальной реабилитации в Российской Федерации (на примере Южного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОСОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / МАКРОСОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / МЕЗОСОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / МОДЕЛЬ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / NANO-SOCIAL LEVEL / MACRO-SOCIAL LEVEL / MESO-SOCIAL LEVEL OF THE ORGANIZATION OF MEDICAL AND SOCIAL REHABILITATION / MODEL OF THE MEDICAL AND SOCIAL REHABILITATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN HEALTH CARE / THE INFORMATIZATION OF MEDICINE AND HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Забелин М.В., Лидерман Евгения Марковна

В статье на основе системного подхода объясняется необходимость организации медико-социальной реабилитации на мезосоциальном уровне, который находится в территориальной структуре Российской Федерации и представлен федеральными округами. Подчеркивается, что изучение организации медико-социальной реабилитации на мезоуровне может послужить инструментом (или моделью) создания комплексной национально-государственной системы медико-социальной реабилитации, которая сама является достаточно сложным социальным конструктом. Изучение её организации, управления, функционирования требуют анализа различных объективных факторов и условий, характерных для конкретного уровня социальной организации. Мезоуровень субрегиональная организация социума, характеризующаяся как общими, так и специфическими (локальными) особенностями территориальными, природно-климатическими, социальноэкономическими, ментальными, социокультурными, демографическими, урбанизационными и др. На этом уровне социальной организации медико-социальная реабилитация представляет собой субрегиональную систему, промежуточную между микроуровневой (городская, районная) и макроуровневой (государственно-национальной) системами. Изучение особенностей организации медико-социальной реабилитации на мезоуровне позволит обнаружить и разрешить важнейшие противоречия, тормозящие процесс её комплексной организации, а также адаптации общегосударственной политике в этой области к локальному уровню. Эти противоречия между общим и особенным; интеграцией и дифференциацией в построении государственно-национальной системы медико-социальной реабилитации; потребностями региона в ней и возможностью удовлетворения за счет государственных программ; новаторскими формами управления и инертностью местных органов власти их принять и др. На примере Южного федерального округа в статье обозначены наиболее важные мезоуровневые особенности организации комплексной системы медико-социальной реабилитации. Подчеркнуто, что комплексность это не только единство медицинской, социально-психологической и профессионально-трудовой реабилитации, это также единство социальных уровней организации: от наноуровня, представленного районными и городскими ЛПУ и реабилитационными центрами, до мегауровня, представленного национально-государственной системой, а интегрирующим звеном, их связывающим, является мезоуровень. Распределение учреждений, оказывающих медицинскую помощь по профилю «медицинская реабилитация» в ЮФО достаточно неравномерно и в количественном, и в качественном плане. Во всех субъектах округа первый и второй этапы медицинской реабилитации осуществляются лечебными учреждениями, в которых функционируют реабилитационные отделения или койки, и обеспечивается маршрутизация пациентов при проведении медицинской реабилитации. Компенсируют потребность в медико-социальной реабилитации частные клиники и реабилитационные центры, деятельность которых, хотя и подвергается лицензированию, недостаточно эффективна и не покрывает потребность в реабилитационной помощи, так же не хватает профессиональных кадров врача-реабилитолога, инструктора-методиста по лечебной физкультуре, медицинской сестры по реабилитации; врача-реабилитолога по профилю заболевания. На всех уровнях МСР действует традиционная тарифно-квалификационная сетка разрядов, что в новых условиях экономического развития не оправдано. Однако при всех негативных сторонах проблемы, социально-экономическое развитие и инфраструктура ЮФО, позволяют активно провести автоматизацию диагностических и лечебных методик, развивать телемедицину в этой области, осуществлять организационно-информационную поддержку реабилитируемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Забелин М.В., Лидерман Евгения Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF MEZO-LEVEL MEDICAL-SOCIAL REHABILITATION IN THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT)

In the article on the basis of the system approach, there is explained the need for the organization of medical and social rehabilitation at the meso-social level, located in the territorial structure of the Russian Federation and represented by federal districts. The study of the organization of medical and social rehabilitation at the meso-level was emphasized to be able to serve as an instrument (or model) for the creation of an integrated national-state system of medical and social rehabilitation, which is itself a rather complex social construct. The study of its organization, management, functioning requires the analysis of various objective factors and conditions characteristic of a particular level of the social organization. Meso-level is a sub-regional organization of the society, characterized by both general and specific (local) characteristics territorial, natural and climatic, socio-economic, mental, sociocultural, demographic, urbanization, etc. At this level of social organization, medical and social rehabilitation is presented by a subregional intermediate system between the micro-level (city, district) and macro-level (state-national) systems. The study of the specifics of the organization of medical and social rehabilitation at the meso-level will allow identifying and resolving the most important contradictions hampering the process of its integrated organization, as well as adaptation to national policy in this area to the local level. These contradictions are between general and special matter; the integration and differentiation in the construction of the state-national system of the medical and social rehabilitation (MSR); the needs of the region in it and the possibility of satisfaction at the expense of state programs; innovative forms of management and the inertia of local authorities to take them, etc. On the example of the Southern Federal District (SFD) in the article, there are outlined the most important meso-level features of the organization of an integrated system of medical and social rehabilitation. The complexity is emphasized not to be only the unity of medical, socio-psychological and vocational rehabilitation, but also the unity of the social levels of the organization: from the nano-level, represented by district and city health facilities and rehabilitation centers, to the mega-level represented by the national-state system, and the meso-level is the integrating link relating them. The distribution of institutions providing medical assistance on the profile of the “medical rehabilitation” in the SFD is quite uneven in both quantitative and qualitative terms. In all subjects of the district, the first and second stages of medical rehabilitation are carried out by medical institutions in which rehabilitation departments or beds are in operation, and the routing of patients during medical rehabilitation is provided. Private clinics and rehabilitation centers, whose activities, although subject to licensing, are not effective enough, compensating the need for the medical and social rehabilitation but fail to cover the need for rehabilitation assistance, as well as there is lack of professional staff a rehabilitation physician, instructor-methodologist in physiotherapeutic y exercises, a nurse for rehabilitation; doctor-rehabilitologist on the profile of the disease. At all levels of the MSR there is a traditional tariff-qualification grid of ranks, which is not justified in the new conditions of economic development. However, despite all the negative aspects of the problem, socio-economic development and infrastructure of the SFD allow actively implementing the automation of diagnostic and treatment methods, develop telemedicine in this area, and provide organizational and information support for rehabilitated persons.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мезоуровневой медико-социальной реабилитации в Российской Федерации (на примере Южного федерального округа)»

MEDICAL SCIENCES

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018

Забелин М.В.2, Лидерман Е.М.1

К ВОПРОСУ О МЕЗОУРОВНЕВОЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

1 ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России»,

123182, Москва ;

2 ИППО ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, 123182, Москва

Zabelin M.V.2, Liderman E.M.1

TO THE QUESTION OF MEZO-LEVEL MEDICAL-SOCIAL REHABILITATION IN THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT)

1 Scientific and Clinical Center of Otorhinolaryngology of the Federal Medico-Biological Agency of the Russian Federation, Moscow,123182, Russian Federation;

2 A.I. Burnazyan Federal Medical Biophysical Centre of the Federal Medico-Biological Agency of the Russian Federation, Moscow, 123182, Russian Federation

В статье на основе системного подхода объясняется необходимость организации медико-социальной реабилитации на мезосоциальном уровне, который находится в территориальной структуре Российской Федерации и представлен федеральными округами. Подчеркивается, что изучение организации медико-социальной реабилитации на мезоуровне может послужить инструментом (или моделью) создания комплексной национально-государственной системы медико-социальной реабилитации, которая сама является достаточно сложным социальным конструктом. Изучение её организации, управления, функционирования требуют анализа различных объективных факторов и условий, характерных для конкретного уровня социальной организации. Мезоуро-вень - субрегиональная организация социума, характеризующаяся как общими, так и специфическими (локальными) особенностями - территориальными, природно-климатическими, социально-экономическими, ментальными, социокультурными, демографическими, урбанизационными и др. На этом уровне социальной организации медико-социальная реабилитация представляет собой субрегиональную систему, промежуточную между микроуровневой (городская, районная) и ма-кроуровневой (государственно-национальной) системами. Изучение особенностей организации медико-социальной реабилитации на мезоуровне позволит обнаружить и разрешить важнейшие противоречия, тормозящие процесс её комплексной организации, а также адаптации общегосударственной политике в этой области к локальному уровню. Эти противоречия - между общим и особенным; интеграцией и дифференциацией в построении государственно-национальной системы медико-социальной реабилитации; потребностями региона в ней и возможностью удовлетворения за счет государственных программ; новаторскими формами управления и инертностью местных органов власти их принять и др. На примере Южного федерального округа в статье обозначены наиболее важные мезоуровневые особенности организации комплексной

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

системы медико-социальной реабилитации. Подчеркнуто, что комплексность - это не только единство медицинской, социально-психологической и профессионально-трудовой реабилитации, это также единство социальных уровней организации: от наноуровня, представленного районными и городскими ЛПУ и реабилитационными центрами, до мегауровня, представленного национально-государственной системой, а интегрирующим звеном, их связывающим, является мезоу-ровень. Распределение учреждений, оказывающих медицинскую помощь по профилю «медицинская реабилитация» в ЮФО достаточно неравномерно и в количественном, и в качественном плане. Во всех субъектах округа первый и второй этапы медицинской реабилитации осуществляются лечебными учреждениями, в которых функционируют реабилитационные отделения или койки, и обеспечивается маршрутизация пациентов при проведении медицинской реабилитации. Компенсируют потребность в медико-социальной реабилитации частные клиники и реабилитационные центры, деятельность которых, хотя и подвергается лицензированию, недостаточно эффективна и не покрывает потребность в реабилитационной помощи, так же не хватает профессиональных кадров - врача-реабилитолога, инструктора-методиста по лечебной физкультуре, медицинской сестры по реабилитации; врача-реабилитолога по профилю заболевания. На всех уровнях МСР действует традиционная тарифно-квалификационная сетка разрядов, что в новых условиях экономического развития не оправдано. Однако при всех негативных сторонах проблемы, социально-экономическое развитие и инфраструктура ЮФО, позволяют активно провести автоматизацию диагностических и лечебных методик, развивать телемедицину в этой области, осуществлять организационно-информационную поддержку реабилитируемых.

Ключевые слова: наносоциальный уровень; макросоциальный уровень; мезосоциальный уровень организации медико-социальной реабилитации; модель медико-социальной реабилитации; частно-государственное партнерство в здравоохранении; информатизация медицины и здравоохранения.

Для цитирования: Забелин М.В., Лидерман Е.М. К вопросу о мезоуровневой медико-социальной реабилитации в Российской Федерации (на примере Южного федерального округа). Медицина экстремальных ситуаций. 2018; 20(1): 35-41.

Для корреспонденции: Лидерман Евгения Марковна, канд. мед. наук, старший научный сотрудник отделения вестибулологии и отоневрологии ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России», 123182, г. Москва. Е-mail: evgenia200483@mail.ru

In the article on the basis of the system approach, there is explained the needfor the organization of medical and social rehabilitation at the meso-social level, located in the territorial structure ofthe Russian Federation and represented by federal districts. The study of the organization of medical and social rehabilitation at the meso-level was emphasized to be able to serve as an instrument (or model) for the creation of an integrated national-state system of medical and social rehabilitation, which is itself a rather complex social construct. The study of its organization, management, functioning requires the analysis of various objective factors and conditions characteristic of a particular level of the social organization. Meso-level is a sub-regional organization of the society, characterized by both general and specific (local) characteristics - territorial, natural and climatic, socio-economic, mental, sociocultural, demographic, urbanization, etc. At this level of social organization, medical and social rehabilitation is presented by a subregional intermediate system between the micro-level (city, district) and macro-level (state-national) systems. The study of the specifics of the organization of medical and social rehabilitation at the meso-level will allow identifying and resolving the most important contradictions hampering the process of its integrated organization, as well as adaptation to national policy in this area to the local level. These contradictions are between general and special matter; the integration and differentiation in the construction of the state-national system of the medical and social rehabilitation (MSR); the needs of the region in it and the possibility of satisfaction at the expense of state programs; innovative forms of management and the inertia of local authorities to take them, etc. On the example of the Southern Federal District (SFD) in the article, there are outlined the most important meso-level features of the organization of an integrated system of medical and social rehabilitation. The complexity is emphasized not to be only the unity of medical, socio-psychological and vocational rehabilitation, but also the unity of the social levels of the organization: from the nano-level, represented by district and city health facilities and rehabilitation centers, to the mega-level represented by the national-state system, and the meso-level is the integrating link relating them. The distribution of institutions providing medical assistance on the profile of the "medical rehabilitation" in the SFD is quite uneven in both quantitative and qualitative terms. In all subjects of the district, the first and second stages of medical rehabilitation are carried out by medical institutions in which rehabilitation departments or beds are in operation, and the routing of patients during medical rehabilitation is provided. Private clinics and rehabilitation centers, whose activities, although subject to licensing, are not effective enough,

MEDICAL SCIENCES

compensating the need for the medical and social rehabilitation but fail to cover the need for rehabilitation assistance, as well as there is lack of professional staff - a rehabilitation physician, instructor-methodologist in physiotherapeutic y exercises, a nurse for rehabilitation; doctor-rehabilitologist on the profile of the disease. At all levels of the MSR there is a traditional tariff-qualification grid ofranks, which is notjustified in the new conditions of economic development. However, despite all the negative aspects of the problem, socio-economic development and infrastructure of the SFD allow actively implementing the automation of diagnostic and treatment methods, develop telemedicine in this area, and provide organizational and information support for rehabilitated persons.

Keywords: nano-social level; macro-social level; meso-social level of the organization of medical and social rehabilitation; model of the medical and social rehabilitation; public-private partnership in health care; the informatization of medicine and health

For citation: Zabelin M.V., Liderman E.M., To the question of mezo-level medical-social rehabilitation in the Russian Federation (on the example of the Southern Federal District). Meditsina ekstremal'nykh situatsiy (Medicine of Extreme Situations) 2018; 20(1): 35-41. (In Russ.).

For correspondence: Evgenia M. Liderman, MD, PhD, neurologist of Scientific and clinical department of general and professional pathology of ENT organs of the Scientific and Clinical Center of Otorhinolaryngology of the Federal Medico-Biological Agency of the Russian Federation, Moscow,123182, Russian Federation. E-mail: evgenia200483@mail.ru

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgments. The study had no sponsorship.

Received: 25 January 2018 Accepted: 02 February 2018

Особенности организации комплексной системы медико-социальной реабилитации в последние годы активно исследуются в отечественной науке [1—5]. Сложилась обширная нормативно-правовая база, позволяющая решать проблемы организации комплексной системы медико-социальной реабилитации (МСР) как сегмента современного отечественного здравоохранения. Основополагающими правовыми документами, регламентирующими организацию и деятельность МСР, являются Федеральные Законы № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья, граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г., № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации от 01.12.2014 г.; № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г.; а также Постановления Правительства РФ № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (подпрограмма 5) от 15.04.2014 г.; Приказы Министерства здравоохранения РФ № 1705 от 29.12.2012 г. «О порядке организации медицинской реабилитации»; № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» от 20.12.2012 г. Кроме того, действуют приказы, регламенти-

рующие деятельность МСР по профилям заболевания. Большое значение для оптимизации и совершенствования системы МСР имеет Приказ Минздрава России № 529-н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» от 06.08.2013 г, который конкретизировал структуры медицинской реабилитации.

Насколько актуальной задачей для отечественного здравоохранения является организация комплексной системы МСР, свидетельствует запущенный Минздравом РФ 1 сентября 2015 г. проект «Развитие системы медицинской реабилитации в Российской Федерации». Он разработан в соответствии с «Государственной программой развития здравоохранения до 2020 г.» и реализуется в нескольких регионах страны: Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Свердловской, Самарской, Тверской, Ивановской областях, Республиках Татарстан и Чувашия, Красноярском, Приморском, Пермском краях. Цель проекта связана с доказательством клинической и экономической эффективности новой личностно-ориентирован-ной модели медицинской реабилитации [6].

Однако достаточно обширная теоретико-методологическая и нормативно-правовая базы не охватывают всю палитру проблем организации системы МСР, которые накапливаются по при-

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Наноуровень (городские ЛПУ и центры реабилитации)

Микроуровень (областные и краевые клинические ЛПУ)

Мезоуровень (окружная система МСР)

Макроуровень (национально-государственная система МСР)

Уровневая система медико-социальной реабилитации.

чинам активной динамики сфер общественной жизни, реформирования и модернизации здравоохранения. Также внедрение новой модели медицинской реабилитации, несмотря на ее исключительную важность, будет иметь погрешности, ибо любая модель - всегда искусственно сконструированное представление о действительности, а следовательно, она не обеспечит «ясность картины». На уровне отдельных областей и городов можно получить так называемые микропоказатели в организации МСР, а они для национально-государственной системы могут оказаться недостаточными. На наш взгляд, следует исходить из сложности самой социальной системы Российской Федерации (РФ), которая обусловливает сложность, многоуровневость и комплексность МСР (см. рисунок).

Система МСР - достаточно сложный социальный конструкт, ее организация и функционирование требуют изучения многообразных факторов и условий, создания нескольких независимых моделей. Ведь «если вы конструируете здание, то никакой отдельный комплект чертежей не поможет вам прояснить до конца все детали. Понадобятся, как минимум, поэтажные планы, виды в разрезе, схемы электропроводки, центрального отопления и водопровода» [7], а в

изучении проблемы организации комплексной системы МСР тем более следует вычленить все компоненты ее структуры. Поэтому цель данной статьи состоит в анализе одного из социальных уровней МСР - мезоуровня. Для этого использовались аналитический метод, метод структурно-функционального анализа, статистические данные.

Анализ организации МСР на мезоуровне позволит обеспечить комплементарность общих тенденций этого процесса с конкретно-региональными условиями и факторами. Мезоуро-вень - это субрегиональная система МСР, промежуточная между микроуровневой (городская, районная) и макроуровневой (государственно-национальной) системами МСР Изучение особенностей организации МСР на мезоуровне позволит вскрыть противоречия между общим и особенным, интеграцией и дифференциацией в построении государственно-национальной системы МСР, адаптировать общегосударственную политику в области медицинской реабилитации к локальному уровню. Изучение специфики организации системы комплексной МСР на мезоуровне представляет собой социальную конструкцию, включающую в себя как общее, так и особенное, как государственно-нацио-

нальные признаки, так и локальные факторы: природно-климатические условия, реабилитационный потенциал, доминирующие формы региональной хозяйственной деятельности, демографию, урбанизацию, динамику и нозологическую структуру заболевания, уровень и качество жизни.

Мезоуровнь МСР зависит от множества факторов и прежде всего от организационного пространства территориального округа. В качестве макрофакторов, влияющих на особенности формирования системы мезоуровневой МСР, следует выделить: 1) активное развитие рынка медицинских услуг в РФ, что усиливает региональный потенциал в организации МСР, активизирует региональные ФМС, открывает новые каналы и источники финансирования, обусловливает особенности материально-технической базы и инфраструктуры МСР; 2) информатизацию медицины и здравоохранения - процесс, направленный на качественное обеспечение здоровья населения посредством внедрения в медицину и здравоохранение новейших информационных технологий управления отраслью и технологий, повышающих уровень и эффективность медицинского труда. Приказом Минздрав-соцразвития России № 364 от 28 апреля 2011 г. была утверждена «Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», в которой информационная система здравоохранения определяется как «совокупность информационно-технологических и технических средств, обеспечивающих информационную поддержку методического и организационного обеспечения деятельности участников системы здравоохранения». Создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения позволит решить две важнейшие проблемы, имеющие перспективное значение для развития МСР - это «повышение эффективности управления в сфере здравоохранения на основе информационно-технологической поддержки решения задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, а также контроля за соблюдением государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления и повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно-технологи-

MEDICAL SCIENCES

ческого обеспечения деятельности медицинских и фармацевтических организаций, их персонала, учащихся медицинских и фармацевтических учреждений»; 3) либерализация общественных отношений - социальный процесс, связанный с распространением и утверждением приоритета прав личности, что предполагает переориентацию здравоохранения на возрастающие потребности пациента в высококачественных и высокотехнологических медицинских услугах. С процессом либерализации можно связать сокращение участия государства в финансовом обеспечении института здравоохранения, включая все его сегменты, с одной стороны, и активизацию деятельности ФМОС и страховых компаний - с другой. Однако такие обстоятельства вызывают необходимость повышения дохода населения, развития прогрессивной социальной политики в регионах страны.

Рынок медицинских услуг, информатизация здравоохранения и МСР, а также личностно-ори-ентированный подход к пациенту обусловливают необходимость в новой идеологии здравоохранения, которая должна рационально расставить все приоритеты отрасли, обосновать систему её внешних и внутренних связей, стать основой разработки новой методологии управления и организации, определить тенденции развития медико-реабилитационной помощи населению.

На примере Южного федерального округа (ЮФО) (а он представляет собой мезоуровень социально-территориальной и народнохозяйственной организации РФ) обозначим наиболее специфические особенности организации комплексной системы МСР. На данном уровне организации следует учитывать всю совокупность социальных, в том числе здравоохранительных подсистем микро - и наноуровней.

ЮФО как субрегиональный субъект РФ, отстаивая свои интересы и ведя собственную экономическую и социальную деятельность, оказывает существенное влияние на национально-государственную систему в целом. Он представляет собой один из 8 федеральных округов РФ, расположен в южной части европейской территории страны площадью 447 821 км2 (2,61% от площади территории РФ). В его состав входят восемь субъектов РФ: Республика Адыгея, Астраханская область, Волгоградская область,

39

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область, город Севастополь. Численность населения ЮФО на 1 января 2017 г - 16 434 815 человек (11,19% от населения РФ) [5]. Распределение учреждений, оказывающих медицинскую помощь по профилю «медицинская реабилитация», в ЮФО достаточно неравномерно. Среди учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения, первый и второй этапы медицинской реабилитации осуществляются лечебными учреждениями, в которых функционируют реабилитационные отделения или койки, и обеспечивается маршрутизация пациентов при проведении медицинской реабилитации. В 2016 г в Ростовской области таких учреждений было 25, в Краснодарском крае - 40, в Республике Адыгея - 15, в Республике Калмыкия - 25, в Республике Крым - 51, в Волгоградской области - 16 , в Астраханской области - 32. Государственных специализированных реабилитационных центров для такого региона как ЮФО недостаточно, например, в Ростовской области их 9, Краснодарском крае -15; в Республике Адыгея - 1, в Республике Калмыкия - 1; в Республике Крым - 4; в Волгоградской области - 9; в Астраханской области - 5*. Иллюстрирует проблему ситуация, сложившаяся в самом крупном и экономически благополучном регионе - Краснодарском крае. Здесь в 2016 г процент охвата медицинской реабилитацией составил 4,6% из числа нуждающихся больных.

«После специализированного лечения в 2016 г. в медицинских организациях края по данным ФОМС получили лечение по профилю «Медицинская реабилитация» 1760 пациентов, в том числе по профилю «Неврология» - 415, про профилю «Травма» - 1005, «Кардиология» -340, «Онкология» - 0; при этом нуждались в медицинской реабилитации 40 000 пациентов. Лицензию на медицинскую реабилитацию получили 25 медицинских организаций края из 170. В 2017 г. в крае работали 135 реабилитационных коек, из них по профилю «Неврология» - 60, «Травматология» - 47, «Кардиология»

* - Подсчет был произведен лично авторами на основе изучения приказов региональных министерств здравоохранения субъектов ЮФО «Об организации медицинской реабилитации взрослого населения» за 2015 г., данных медицинских отчётов субъектов ЮФО.

(«соматика») - 23, «Онкология» - 5), а должны были быть открыты из расчета всего населения края 1320 реабилитационных коек «Кардиология» («соматика») - 311, «Онкология» - 29). Медицинские организации 27 районов Краснодарского края не получили лицензию по профилю «Медицинская реабилитация».

Компенсируют потребность в медико-социальной реабилитации коммерческие (частные) клиники и реабилитационные центры, деятельность которых хотя и подвергается лицензированию, но недостаточно эффективна по причине отсутствия постоянных штатных кадров вра-чей-реабилитологов и среднего медперсонала, отсутствия единой методики оценки деятельности персонала центра, оплаты труда работников, коммерциализации. В основном центры частнопрактикующие или многопрофильные, что вызывает сомнение в их эффективности, или они представляют собой наркологические реабилитационные центры, направленные на избавление клиента от наркологической зависимости. Не стоит замалчивать и тот факт, что для частнопрактикующего центра МСР экономическая выгода приоритетна. Безусловно, коммерциализация современного здравоохранения -это социальный факт, который необходимо признать и принять, однако его следует учитывать в реализации социальных государственных программ. Однако по экономическим соображениям коммерческие реабилитационные центры не имеют в штатном расписании должности психолога, педагога, социального работника.

Анализ показал, что в настоящее время уровни организации МСР разрознены, должного единства наноуровня, микроуровня, мезоуровня и макроуровня нет, а следовательно, нет единого плана финансирования организации комплексной МСР, не выработан механизм управления этой системой, а имеющаяся инфраструктура и хороший природно-реабилитационный потенциал не освоен и системно не используется. Но при этом ЮФО достаточно хорошо инвестируется, что дает основания для модернизации системы МСР и здравоохранения в целом.

В силу неоднородности социально-экономического развития отдельных субъектов ЮФО актуальной становится проблема развития инфраструктуры МСР в Калмыкии, Ростовской,

Волгоградской, Астраханской областях, Республике Адыгея. Что касается Краснодарского края и Республики Крым, то здесь реабилитационная инфраструктура сложилась давно на основе развития сети санаторно-курортного лечения, однако и она нуждается в модернизации, финансировании, технологическом оснащении на основе инновационных подходов.

Единство всех уровней организации МСР возможно при создании единого информационного пространства, в котором мезосоциаль-ный уровень МСР выступает интегратором национально-государственного и регионального (областного, краевого, республиканского). Социально-экономическое развитие ЮФО позволяет активно внедрять автоматизацию диагностических и лечебных методик, развивать телемедицину в этой области, осуществлять организационно-информационную поддержку реабилитируемых.

Таким образом, организация комплексной системы медико-социальной реабилитации должна осуществляться на основе нормативно-правовой базы, разработанных методик и технологий, а также с учетом территориальных особенностей страны. Комплексность включает в себя не только единство медицинской, социально-психологической и профессионально-трудовой реабилитации, это единство социальных уровней организации: от наноуров-ня, представленного районными и городскими ЛПУ и реабилитационными центрами, до мега-уровня, представленного национально-государственной системой, а интегрирующим звеном, их связывающим, является мезоуровень, представленный федеральными округами. Именно этот уровень как лакмусовая бумага высвечивает проблемы организации комплексной системы МСР и в то же время служит проводником для реализации инновационных подходов в этой отрасли здравоохранения. Новые идеи, реализуемые на мезоуровне МСР, могут оказаться более жизнеустойчивыми, так как соответствуют социально-экономической структуре региона, его инвестиционной политике, могут стать проводником инвестиционных инициатив в отрасль здравоохранения.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

MEDICAL SCIENCES

ЛИТЕРАТУРА

1. Аухадеев Э.И. Новый методологический подход к реабилитации пациентов на основе международной классификации функционирования. Вестник восстановительной медицины. 2014; 1: 6-10.

2. Буйлова Т.В. Алгоритм создания учреждения реабилитации в РФ . Менеджер здравоохранения. 2014; 9: 37-42.

3. Данилова Н.В. Проблемы оказания специализированной (реабилитационной) помощи в медицинских организациях. Менеджер здравоохранения. 2014; 10: 33-9.

4. Прилипко Н.С., Поважная Е.Л. Анализ работы реабилитационных медицинских учреждений здравоохранения Российской Федерации. Вестник восстановительной медицины. 2012; 4: 2-4.

5. Савченко Т.И. Организационная составляющая управления качеством медицинской реабилитации . Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. 2014; 2: 12-5.

6. Дмитриев Л.А. Основные направления развития медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения в Российской Федерации. Главный врач. 2014; 4: 8-15.

7. Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А., Язык UML. Руководство пользователя. Спб.: ДМК Прогресс; 2004.

8. Шурыгина Ю.Ю. Теоретические основы социально-медицинской реабилитации различных групп населения. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ; 2005.

REFERENCES

1. Aukhadeev E.I. New methodological approach to rehabilitation of patients on the basis of the international classification of functioning. Vestnik vosstanovitelnoy mediciny. 2014; 1: 6-10. (in Russian)

2. Buylova T.V Algorithm of creation of establishment of rehabilitation in the Russian Federation. Menedzher zdravookhraneniya. 2014; 9: 37-42. (in Russian)

3. Danilova N.VProblems of rendering the specialized (rehabilitation) help in the medical organizations. Menedzher zdravookhraneniya. 2014; 10: 33-9. (in Russian)

4. Prilipko N.S. Analysis of work of rehabilitation medical institutions of healthcare of the Russian Federation. Vestnik vosstanovitelnoy mediciny. 2012;4:.2-4.(in Russian)

5. Savchenko T.I. Organizational component of quality management of medical rehabilitation. Voprosy eksper-tizy i kachestva meditsinskoy pomoschi. 2014; 2: 12-5. (in Russian)

6. Dmitriev L.AThe main directions of development of medical rehabilitation and sanatorium treatment in the Russian Federation. Glavnyy vrach. 2014; 4: 8-15 (in Russian)

7. Buch G., Rambo D., Dzhekobson A., Yazyk UML. User's guide. [Rukovodstvo polzovotelya]. Spb.: DMK Progress; 2004. (in Russian)

8. Shurygina YU.YU. Theoretical bases of social and medical rehabilitation of various groups of the population [Teoreticheskie osnovy sotsialno-meditsinskoy reabili-tatsii razlichnykh grupp naseleniya]. Ulan-Ude. Izdatel-stvo VSGTU; 2005.

Поступила 25 января 2017 Принята в печать 02 февраля 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.