Научная статья на тему 'К вопросу о межведомственном взаимодействии при обеспечении антинаркотической безопасности'

К вопросу о межведомственном взаимодействии при обеспечении антинаркотической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
429
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОУГРОЗА / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / DRUG THREAT / A MECHANISM OF INTERACTION / ANTI-DRUG SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Понукарина Екатерина Сергеевна

Незаконный оборот наркотических средств приобретает все более серьезные масштабы, представляя собой глобальную угрозу для безопасности мирового сообщества. В условиях нарастания наркоугрозы необходимо создание механизма взаимодействия правоохранительных органов, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и обеспечение антинаркотической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on interagency cooperation, ensuring drug safety

Drug trafficking is becoming more serious proportions, presenting a global threat to the security of the international community. In conditions of growing drug threat to the establishment of a mechanism of interaction of law enforcement action to combat drug trafficking and provision of anti-drug security.

Текст научной работы на тему «К вопросу о межведомственном взаимодействии при обеспечении антинаркотической безопасности»

Понукарина Екатерина Сергеевна Ponukarina Ekaterina Sergeevna

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин

Дальневосточный юридический институт МВД России (680020, Хабаровск, пер. Казарменный, 15) adjunct of the department of state and legal disciplines

Far East Russian Federation Home Ministry Law Institute (15 Kazarmennyi side-str., Khabarovsk, 680020) E-mail: casat1229@yandex.ru

К вопросу о межведомственном взаимодействии при обеспечении антинаркотической безопасности

To the question on interagency cooperation, ensuring drug safety

Незаконный оборот наркотических средств приобретает все более серьезные масштабы, представляя собой глобальную угрозу для безопасности мирового сообщества. В условиях нарастания наркоугрозы необходимо создание механизма взаимодействия правоохранительных органов, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и обеспечение антинаркотической безопасности.

Ключевые слова: наркоугроза, механизм взаимодействия, антинаркотическая безопасность.

Drug trafficking is becoming more serious proportions, presenting a global threat to the security of the international community. In conditions of growing drug threat to the establishment of a mechanism of interaction of law enforcement action to combat drug trafficking and provision of anti-drug security.

Keywords: drug threat, a mechanism of interaction, antidrug security.

Возрастающая из года в год актуальность проблемы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ обусловливает необходимость проведения комплексных научных исследований, реализации более эффективной государственной политики в сфере противодействия наркомании, обеспечения антинаркотической безопасности. Характер и степень общественной опасности наркопреступности выражаются в нарушении порядка общественных отношений, обеспечивающих защиту значимых общечеловеческих социальных ценностей, объединяемых понятием «безопасность здоровья населения», нарушении конституционного права человека на охрану здоровья.

По направленности наркотические угрозы делятся на угрозы личности, обществу и государству. Их негативные последствия заключаются, прежде всего, в пагубном влиянии на жизнь (т. е. повышенный риск преждевременной смерти от заболевания наркоманией либо от сопутствующих ей факторов) и здоровье человека как отдельного индивида и члена общества.

Анализ отечественного законодательства и научной литературы позволяет сделать вывод о том, что антинаркотическая безопасность в общей теории обеспечения безопасности как самостоятельная категория пока не выделяется.

Стратегией государственной антинаркотической политики до 2020 года государственная анти-

наркотическая политика определена, во-первых, как система стратегических приоритетов и мер и, во-вторых, как деятельность субъектов по реализации антинаркотической политики, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

По данным мониторинга, проведенного Государственным антинаркотическим комитетом, количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, по состоянию на конец 2012 года составляет 8,5 млн человек [1].

Правоохранительными органами в январе-декабре 2012 года выявлено 219 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, при этом органами наркоконтроля выявлено 78 тыс. преступлений, сотрудниками органов внутренних дел — 137,1 тыс. К уголовной ответственности привлечены более 100 тысяч человек. Кроме того, около 150 тысяч человек уже находятся в местах лишения свободы, 113 тысяч осуждены за наркопреступления условно, а также 200 тысяч привлечены к административной ответственности за наркотики, а более 100 тыс — находятся под следствием. Итого текущее количество наказанных в стране за наркотики составляет 600 тысяч человек [2, с. 2].

Согласно докладу Министра внутренних дел В.А. Колокольцева на совместной коллегии МВД

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, № 24

241

Понукарина Е.С. К вопросу о межведомственном взаимодействии при обеспечении антинаркотической безопасности

Понукарина Е.С. К вопросу о межведомственном взаимодействии при обеспечении антинаркотической безопасности

ТРИБУНИ МОЛОДОГО УЧЕНОГО

России и ФСКН России, проведенной 24 октября 2012 года, сотрудниками полиции выявляется более двух третей лиц, виновных в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, 55% тяжких и особо тяжких преступлений, а также совершенных в особо крупных размерах. При этом количество сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств уголовного розыска МВД России составляет 2 тысячи человек, в то время как штатная численность ФСКН РФ около 40 тысяч человек [3, с. 1].

Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что существующая в настоящее время система оценки эффективности деятельности правоохранительных органов, так называемая палочная система, приводит к возникновению трудностей в вопросах межведомственного взаимодействия, то есть органы внутренних дел и подразделения ФСКН России при решении общих задач действуют разрозненно, решая только свои внутриведомственные проблемы.

А между тем как раз результативность оперативно-служебной деятельности органов наркоконтроля и органов внутренних дел во многом определяет состояние и перспективы развития наркоситуации в России. При этом ФСКН России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 года № 976 осуществляет координацию антинаркотической политики, вырабатывая общий подход государственных институтов к решению проблемы наркоагрессии.

Очевидно, что складывающаяся в таких условиях система взаимодействия правоохранительных органов и эффективность координирующей функции ФСКН России не достигает должных результатов, направленных на борьбу с общей проблемой. В связи с этим назрела необходимость объединить усилия всех органов государственной власти, общественных организаций с целью оптимизации антинаркотической деятельности. Директор ФСКН В.П. Иванов при рассмотрении вопроса о межведомственном взаимодействии заявил: «предлагаю создать межведомственную рабочую группу с участием МВД и ФСКН России, а также выйти с предложением к Минздраву России, ФСИН России, Минтруду России и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти войти в ее состав» [4, с. 1].

Деятельность органов внутренних дел в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, результативность проводимых оперативно-служебных мероприятий, и в то же время существующие проблемы, связанные со штатной численностью, рассогласованностью действий между уполномоченными органами, свидетельствуют о необходимости определения конституционно-правового статуса ОВД как структурного элемента механизма обеспечения антинаркотической безопасности с целью повышения качества их деятельности, а также разграничения соответствующей компетенции правоохранительных органов.

Таким образом, антинаркотическая безопасность является неотъемлемым элементом национальной безопасности, причем 57% россиян ставят проблему распространения наркомании выше, чем терроризм и бедность [5, с. 2].

В то же время возникает проблема, связанная с определением термина «антинаркотическая безопасность». Если утративший силу Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1 еще определял безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [6, с. 11], то действующий Федеральный закон «О безопасности» [7, с. 1] от 7 декабря 2010 года вообще не содержит определения рассматриваемого понятия.

Нельзя признать удачным определение национальной безопасности, приведенное в Стратегии национальной безопасности до 2020 года, как «состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [8, с. 1]. Связано это с тем, что «защищенность» означает отсутствие опасности, что в свою очередь вновь приводит нас к самому термину «безопасность». Налицо нарушение одного из правил логики, а именно допущение круга в определении.

Безусловно, существует ряд мнений современных ученых-правоведов, изучающих проблему, связанную с национальной безопасностью, в том числе и как правовой категории. Некоторые ученые соглашаются с понятием безопасности, закрепленном в концептуальных документах Российской Федерации, иные считают, «что такое понятие безопасности слишком абстрактно, а следовательно, его теоретическая и практическая значимость невелика» [9, с. 10; 10, с. 6].

Интересна точка зрения О.А. Белькова, который считает безопасностью «состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленным природой и ею определяемым функционированием» [11, с. 91].

А. Омокеев определяет безопасность как такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров невелика [12, с. 3].

Безопасность и ее понятие следует рассматривать с позиции приоритета общечеловеческих ценностей, а деятельность по ее обеспечению представляется в качестве объективной необходимости, имеющей не только общесоциальную, но и нравственную ценность и, безусловно, юридическую значимость.

Законодательное закрепление понятия «безопасность» обусловливается еще и тем фактом, что

242

Юридическая наука и практика

на его основе формируются и понятия отдельных видов национальной безопасности, в том числе и антинаркотической безопасности.

Ведь главной целью государственной антинаркотической политики является обеспечение антинаркотической безопасности с учетом общего нормативного определения безопасности.

Очевидно, что существует необходимость доработки данной дефиниции, которая должна отражать основные признаки соответствующего явления, быть логически стройной и завершенной.

Примечания

1. В настоящее время незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров представляет серьезную угрозу национальной безопасности России, что подтверждают данные об увеличении за прошедшие 10 лет уровня преступности, связанной с оборотом наркотиков, более чем в S раз. URL: http:// gak.gov.ru/pages/gak/info_digital/ (дата обращения:

12.10.2012).

2. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/

(дата обращения: 24.10.2012). По материалам выступления директора OCKH России В.П. Иванова перед председателями верховных судов URL: http://gnkrb.

ru>files/publsmi/2013/gnk 20.02.2013 (дата обращения 27.04.2013).

3. По материалам совместного заседания ^л-легий OCKH России и МВД России 24.10.2012. URL: http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/speeches_ fskn/2012/1024/1S1 220998/detail.shtml (дата обращения:

26.10.2012).

4. По материалам совместного заседания ^ллегий OCKH России и МВД России 24.10.2012. URL: http://www. fskn.gov.ru/inludes/periodics/speeches_fskn/2012/1024// detail.shtml (дата обращения: 26.10.2012).

5. URL: http://www.idmrr.ru/odinizhsmi.html. (дата обращения: 20.04.2013).

6. Российская газета. 1992. S июня.

7. Российская газета. 2010. 29 октября.

8. О ^ратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № S37 // Российская газета. 2009. 19 мая.

9. Национальная безопасность и роль ОВД в ее обеспечении. М., 200S.

10. Осокин Р.Б. Правоохранительные органы в системе безопасности. Тамбов, 2006.

11. Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность: Информационный сборник. 1994. № 3 (19).

12. ОмокеевА. Что такое экономическая безопасность? URL: http // www.cetrasia.ru/newsA.php?st=1211784600 (дата обращения: 12.02.2013).

Notes

1. Currently illegal turnover of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors is a serious threat to the national security of Russia, which is confirmed by the data about the increase over the past 10 years the level of crime, associated with trafficking in drugs, more than 5 times. URL: http://gak.gov.ru/pages/gak/info_digital/ (reference date:

12.10.2012).

2. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/re-ports/ (reference date 24.10.2012). On materials of a presentation from the Director of FDCS of Russia V.P. Ivanov to the chairmen of the Supreme courts URL: http:// gnkrb.ru files/ publsmi/2013/gnk 20.02.2013 (reference date: 27.04.2013).

3. According to the materials of the joint meeting of the boards of the Federal drug control service of Russia and Ministry of internal affairs of Russia, 24.10.2012. URL:http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/speeches_ fskn/2012/1024/151220998/detail.shtml (reference date:

26.10.2012).

4. According to the materials of the joint meeting of the boards of the Federal drug control service of Russia and Ministry of internal affairs of Russia, 24.10.2012. URL: http://www. fskn.gov.ru/inludes/periodics/speeches_fskn/2012/1024// detail.shtml (reference date: 26.10.2012).

5. URL: http://www.idmrr.ru/odinizhsmi.html. (reference date: 20.04.2013).

6. Rossiyskaya gazeta. 1992. June 5.

7. Rossiyskaya gazeta. 2010. October 29.

8. On the national security Strategy of the Russian Federation up to 2020: decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 № 537 // Rossiyskaya gazeta. 2009. May 19.

9. National security and the role of ATS in its provision. Moscow, 2005.

10. Osokin R.B. law enforcement bodies in the security system. Tambov, 2006.

11. Belkov O.A. Conceptual-categorial apparatus of the concept of national security // Security: Information collection. 1994. № 3 (19).

12. Omokeev A. What is an economic security? URL:

http://www.cetrasia.ru/newsA.php?st=1211784600 (refe-

rence date: 12.02.2013).

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, № 24

2П3

Понукарина Е.С. К вопросу о межведомственном взаимодействии при обеспечении антинаркотической безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.