4.2. К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Яворский Илья Константинович, соискатель ФПНПиНК Московского университета МВД России
Аннотация: В статье анализируются международноправовые нормы, закрепляющие обязательства государств по противодействию незаконному обороту ядерных материалов. Рассматривается статус юридических лиц как субъектов данного противоправного деяния с точки зрения международного права и национального законодательства государств. Обращается внимание на возможности их привлечения к ответственности за деяния, совершенные в рамках различных юрисдикций.
Ключевые слова: слова: незаконный оборот ядерных материалов; субъекты незаконного оборота ядерных материалов; юридические лица; правонарушения, связанные с незаконным оборотом ядерных материалов; юрисдикция.
TO THE QUESTION ON THE INTERNATIONAL LEGAL STATUS OF JURIDICIAL ENTITIES AS SUBJECTS OF ILLEGAL CIRCULATION OF NUCLEAR MATERIALS
Yavorskiy Ilya Konstantinovich, applicant of Faculty of preparation of scientific and pedagogical and scientific personnel of Moscow University, Russian Ministry of Internal Affairs
Annotation: The article is analyze the international legal norms fixing the obligations of the states on counteraction to illegal circulation of nuclear materials. The article is considered the status of juridical entities as subjects of the given illegal act from the point of view of international law and the national legislation of the states. The article is pay attention to possibilities of their calling to account for the acts made within the limits of various jurisdictions.
Keywords: illegal circulation of nuclear materials; subjects of illegal circulation of nuclear materials; juridical entities; trespassing, connected with illegal circulation of nuclear material; jurisdiction.
Незаконный оборот ядерных материалов является одним из наиболее опасных транснациональных правонарушений, посягающих не только на безопасность государств, но и на экологическое благополучие, а также на жизнь и здоровье населения. В последние десятилетия основные усилия международного сообщества направлены на создание эффективных международно-правовых и
внутригосударственных механизмов контроля за использованием таких материалов, их физической защиты от неправомерного завладения, а также от возможности использования вопреки принципам международного права.
В настоящее время выработаны унифицированные правовые определения, условия и требования по
привлечению к ответственности лиц, виновных в незаконном обороте ядерных материалов. Вместе с тем, нормы международного права не определяют подробно круга лиц, которые могут выступать в качестве субъектов такого противоправного деяния, а также нет унифицированных требований к характеристикам таких субъектов. Особенно это относится к юридическим лицам. В рамках настоящей работы мы проанализируем правовые характеристики именно таких субъектов, как с точки зрения международного права, так и национального законодательства.
Международно-правовыми актами, в которых закрепляются элементы статуса субъектов незаконного оборота ядерных материалов, являются, прежде всего, Конвенция ООН о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г.1 (далее -Конвенция 2005 г.) и Конвенция ООН о физической защите ядерного материала и ядерных установок от 26 октября 1979 г.2 (далее - Конвенция 1979 г.). Помимо этого, определенное значение для анализа имеет Договор о нераспространении ядерного оружия от 12 июня 1968 г.3 (далее - Конвенция 1968 г.).
Международно-правовые акты используют термин «лица» для определения субъектов данного правонарушения. С юридической точки зрения он имеет собирательный аспект, и может быть относим как к физическим, так и к юридическим лицам. Означает ли это, что Конвенция 1979 г. предлагает государствам-участникам рассматривать в качестве возможных субъектов незаконного оборота ядерных материалов юридические лица?
Для установления определенности в данном вопросе следует, во-первых, обратиться к данным о фактах незаконного оборота ядерных материалов, в которые были вовлечены юридические лица. Информационный бюллетень МАГАТЭ указывает, что юридические лица имеют потенциальную возможность совершать правонарушения ущерб интересам физической защиты ядерного материала. В период с 1995 по 2005 гг. в различных странах мира было отмечено более 20 случаев, когда юридические лица были в том или ином качестве участниками незаконного оборота ядерного
4
материала .
Таким образом, юридические лица нечасто попадают в поле зрения правоохранительных органов как непосредственные участники незаконного оборота ядерных материалов. Гораздо чаще их возможности используются конкретными физическими лицами для совершения противоправных деяний. В этом случае имеет место персональная ответственность физического лица, и исключается ответственность юридического. Однако, как неоднократно отмечалось в докладах МАГАТЭ, имели место случаи опосредованного участия юридических лиц в незаконном обороте ядерных материалов, при наличии фактов, свидетельствующих о намеренном, а
1 См. текст:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucl_ter.shtml
2 См. текст:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucmat_prote
3См. текст; www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ пр^М^іі
4 См.: Информационный бюллетень МАГАТЭ по ядерным данным
за 2005 г. http://inis.mephi.ru/inf_bul.htm (Дата обращения 07.10.2012 г.)
Яворский И. К.
К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
не случайном характере действий. В таких случаях, как правило, к ответственности привлекаются руководители данных организаций.
Вместе с тем, незаконный оборот ядерных материалов в контексте деятельности юридических лиц имеет две формы, которые условно можно охарактеризовать как прямую и косвенную. В первом случае руководство организации сознательно идет на нарушение закона, организуя, осуществляя на практике запрещенные деяния, часто прикрывая свою деятельность законными формами. Во втором случае юридическое лицо способствует совершению правонарушения - укрывает, незаконно хранит ядерный материал, нарушает порядок и условия его перемещения, учета, допускает посторонних лиц и т.д. Не совершая непосредственно противоправных действий, такое юридическое лицо, тем не менее, действует умышленно и с собственной заинтересованностью (например, за вознаграждение).
В случае, когда руководство организации сознательно идет на нарушение закона, организуя, осуществляя на практике запрещенные деяния, ставить вопрос об ответственности всей организации представляется нецелесообразным. Юридическое лицо в таком случае не может являться субъектом незаконного оборота ядерных материалов, т.к. выполняет объективную сторону по воле конкретного физического лица, который является субъектом правонарушения. Однако во втором случае, когда юридическое лицо способствует совершению правонарушения, постановка вопроса о его ответственности вполне логична. В частности, формами такой ответственности могут быть штрафы, аннулирование лицензий, запрет заниматься отдельными видами деятельности, разрыв
государственных контрактов и т.д.
Таким образом, потенциальная потребность в закреплении в национальном законодательстве ответственности юридических лиц за незаконный оборот ядерных материалов имеется. Нормы международного права, и в частности Конвенция 1979 г., требуют от государств-участников признать соответствующие деяния правонарушениями, что существенно расширяет возможности имплементации в контексте ответственности юридических лиц. Вопрос о виде такой ответственности оставляется на усмотрение государств. В частности, поскольку Конвенцией применяется термин «правонарушение», к юридическим лицам может быть применена как уголовная, так и административная ответственность в зависимости от специфики внутреннего законодательства, допускающего или не допускающего уголовную ответственность юридических лиц.
В частности, именно данное положение, подразумеваемое Конвенцией 1979 г., нашло
отражение в ч. 2 ст. 9.6 российского Кодекса об административных правонарушениях, где
устанавливается ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно не обеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования5. Аналогичные нормы
5 См.: СПС «Гарант».
содержит законодательство некоторых зарубежных стран.
Применение в национальном законодательстве административной ответственности юридических лиц также соответствует одному из провозглашаемых Конвенцией 1979 г. принципов: Основополагающему принципу Е в отношении обладателей лицензий. В частности, в данной норме указывается, что ответственность за осуществление физической защиты ядерного материала должна быть возложена на обладателей соответствующих лицензий или других санкционирующих документов. В международном акте не упоминается о том, кого следует рассматривать в качестве обладателя лицензии - физическое или юридическое лицо. Вместе с тем, осуществление защиты такого объекта как ядерный материал возможно только организованно, с использованием специальных средств и оборудования, что недоступно отдельному физическому лицу. Следовательно,
основополагающий принцип Е имеет ввиду в качестве обладателя лицензии юридическое лицо. Его ответственность за деяния, составляющие незаконный оборот ядерного материала, может наступить только в связи с предоставленными государством специальными разрешениями. В наиболее общем виде это ответственность за несоблюдение условий пользования лицензией, наступающая в административном порядке.
Кроме того, отдельные региональные соглашения, конкретизирующие вопросы правового регулирования, прямо указывали то, что юридические лица могут являться субъектами незаконного оборота ядерных материалов. Так, в соответствии со ст. 1 Соглашения СНГ об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии от 26 июня 1992 г., «лицо» по смыслу договора означает юридическое или физическое лицо, наделенное в порядке, определяемом законодательством сторон, соответствующими полномочиями в области использования атомной энергии6. При этом статья 8 данного документа указывает, что все вопросы физической защиты (и соответственно противодействия незаконному обороту) ядерных материалов должны регулироваться в отношении любых лиц на основе Конвенции 1979 г.
Таким образом, нормы международного права в полной мере распространяют понятие субъекта незаконного оборота ядерных материалов на юридические лица.
Особого внимания достоин вопрос о том, являются ли субъектами незаконного оборота ядерных материалов юридические лица, находящиеся вне юрисдикции государства-участника Конвенции 1979г.?
В соответствии со ст. 8 юрисдикция распространяется на деяния, совершенные на территории государства-участника, а равно на борту судов, зарегистрированных в данном государстве. В отдельных случаях государство вправе расширить
6 См.:
http://www.gosnadzor.ru/osnovnaya_deyatelnost_slujby/mezhdunarod noe-sotrudnichestvo/mezhdunarodnie-organizatsiн-obedineniya-uchastie-v-kotorih-prinimaet-rostehnadzor-v-ramkah-svoey-kompetentsii/komissiya-gosudarstv-uchastnikov-sng-po-ispolzovaniyu-atomnoy-energii-v-mirnih-tselyah/ (Дата обращения: 21.03.2012 г.).
свою юрисдикцию в связи с транспортировкой ядерного материала, или оказания вспомогательных услуг. Следовательно, субъектом правонарушения по смыслу Конвенции 1979 г. может быть такое юридическое лицо, которое:
1) инкорпорировано в государстве-участнике;
2) использует воздушные или морские суда,
зарегистрированные на территории государства-
участника
3) осуществляет вспомогательные функции при перемещении ядерного материала.
При наличии указанных обстоятельств к ответственности за незаконный оборот ядерных материалов может быть привлечено как юридическое лицо, зарегистрированное в государстве участнике, так и зарегистрированное в других государствах, т.к. последние два обстоятельства прямо указывают на возможность такой юрисдикции.
Таким образом, юридические лица являются субъектами незаконного оборота ядерных материалов в соответствии с нормами международного права. Из этого следует, что государства-участники международных соглашений (в частности, Конвенции 1979 г.) обязаны устанавливать на уровне
национального законодательства ответственность и в отношении организаций. При этом не исключается и параллельное применение уголовной ответственности в отношении конкретных должностных лиц юридического лица, которые совершали деяния, закрепленные нормами международного права как правонарушения.
Список литературы:
1. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucl_ ter.shtml
2. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ nucmat_protection.shtml#a1
3. www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml
4. Информационный бюллетень МАГАТЭ по ядерным данным за 2005 г. http://inis.mephi.ru/inf_bul.htm (Дата обращения 07.10.2012 г.)
5. СПС «Гарант».
6. http://www.gosnadzor.ru/osnovnaya_deyatelnost_slujby/ mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/mezhdunarodnie-organizatsii-i-obedineniya-uchastie-v-kotorih-prinimaet-rostehnadzor-v-ramkah-svoey-kompetentsii/komissiya-gosudarstv-uchastnikov-sng-po-ispolzovaniyu-atomnoy-energii-v-mirnih-tselyah/ (Дата обращения: 21.03.2012 г.).
7. Яворский И.К. Некоторые проблемы использования терминологии, связанной с противодействием незаконному обороту ядерных материалов, в нормах международного права // Пробелы в российском законодательстве №5, 2013, с. 233-235
Reference list:
1. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucl_ ter.shtml
2. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ nucmat_protection.shtml#a1
3. www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml
4. Informational IAEA bulletin with nuclear data 2005 http://inis.mephi.ru/inf_bul.htm (Date of access 07.10.2012 г.)
5. Reference retrieval system «GARANT».
6. http://www.gosnadzor.ru/osnovnaya_deyatelnost_slujby/ mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/mezhdunarodnie-organizatsii -i-obedineniya-uchastie-v-kotorih-prinimaet-rostehnadzor-v-ramkah-svoey-kompetentsii/komissiya-gosudarstv-uchastnikov-sng-po-ispolzovaniyu-atomnoy-energii-v-mirnih-tselyah/ (Date of access: 21.03.2012 г.).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью соискателя кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России Яворского И.К. на тему: «К вопросу о международноправовом статусе юридических лиц как субъектов незаконного оборота ядерных материалов», представленную к опубликованию в издании, рекомендованном ВАК России Актуальность предлагаемой статьи не вызывает сомнения. В современном международном праве вопросы борьбы с преступностью и противодействия незаконному обороту ядерных материалов являются одними из наиболее важных. В статье рассматриваются вопросы признания юридических лиц субъектами незаконного оборота в соответствии с нормами международного права в сравнении с нормами национального законодательства (в частности, законодательства Российской Федерации). Указываются юридические характеристики таких субъектов, а также особенности санкций для юридических лиц, конкретные деяния, ими совершаемые или потенциально могущие быть вмененными при привлечении к ответственности. Отдельно рассматривается вопрос об имплементации требований международных договоров в части привлечения к ответственности юридических лиц в законодательстве разных стран.
Статья структурно выстроена верно; выполнена научным языком и с методологической точки зрения представляет собой целостный и сформированных научный взгляд на актуальную проблему современного международного права. Оформление соответствует предъявляемым требованиям.
Определенные недостатки были устранены в ходе выполнения работы.
Доцент кафедры регулирования финансово-экономической деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, к.ю.н., доцент
В.А. Коннов