Экономика
логии исследования и практики. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1997. 240 с.
5. Штайнер М. Разнообразные формы адаптации регионов и их значение для региональной политики // Государственная служба. Центр и регионы. Зарубежный опыт. М., 1996. С. 86.
6. Begg I. Cities and competitiveness // Urban Studies. 1999. Vol. 36. P. 795-809.
7. Meer J. van der. The role of city marketing in urban management. Rotterdam : EURICUR. Erasmus University, 1992.
8. Knight R. V. The Emergent Global Society // Cities in a Global Society / Edited by R. V. Knight, G. Gappert. Urban Affairs Annual Reviews. Sage Publications Inc., 1989. Vol. 35. Р 21.
9. Анимица Е. Г., Власова H. Ю., Силин Я. П. Городская политика: теория, методология, практика / под науч. ред. А. И.
Татаркина. Екатеринбург : ИЭ УрО РАН, 2004. 306 с.
10. Visser E. J. Local sources of competitiveness, Spatial clustering and organisational dynamics in small-scale clothing in Lima, Peru. Amsterdam : Thesis publishers, 1996.
11. Dijk M. P van. Globalization and economic restructuring: Competitiveness at the Regional, Country, City and Enterprise Level
// Strategic Issues at the Dawn of a New Millennium / Edited by M.S.S. EL-Namaki. Leiderdorp: Lansa, 1999. Р 243-263.
12. Budd L. Territorial Competition and Globalization: Scylla and Charybdis of European Cities // Urban Studies. 1998. Vol. 35. P. 663-685.
13. Паркинсон М., Хардинг А. Города Европы в 2000 году: новая эра предпринимательства? // Городское управление. 1998. № 10. С. 59-60.
14. Распоряжение правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. № 800-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 27, ст. 2774.
15. Методические указания к разработке планов экономического и социального развития РСФСР (Госплан РСФСР). М. : Экономика, 1985. 464 с.
16. Begg I. Cities and competitiveness // Urban Studies. 1999. Vol. 36. P. 795-809.
17. Бюджетный кодекс РФ. М. : Экмос, 1998.128 с.
18. Шеховцева Л. С. Конкурентоспособность региона: факторы и методы создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.
19. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста / под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 1998. 637 с.
20. Методические рекомендации по разработке и реализации стратегического плана городского развития / под ред. Б. М. Гринчеля, Н. Е. Костылевой. СПб. : Институт проблем региональной экономики РАН, 2001. 136 с.
21. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. М. : Маркетинг, 1998. 195 с.
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Г.М. ДЕМИШКЕВИЧ,
кандидат экономических наук, Российский центр сельскохозяйственного консультирования, с. Глинково, Сергиево-Посадский район, Московская область
111621, г. Москва, ул. Оренбургская, 15-Б Тел. (495) 700-12-33 E-mail: aalina-demis@mail.ru
Ключевые слова: система сельскохозяйственного консультирования, информационно-консультационная услуга, консультационная организация, консультант, центр сельскохозяйственного консультирования.
В настоящее время консультационная помощь сельским товаропроизводителям провозглашена как мера государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий (ФЗ «О развитии сельского хозяйства», ст. 7, п. 10) [1]. На ее поддержку выделяются значительные средства, которые должны быть использованы наиболее эффективно. Отсюда следует необходимость системного подхода к рассмотрению столь масштабного явления, как организация и развитие сельскохозяйственного консультирования. Мониторинг информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве показывает, что для обеспечения объема и качества консультационных услуг в сфере развития АПК и сельских территорий необходимо организационное, методическое,
информационное, инновационное, материально-техническое обеспечение, организация подготовки и повышения квалификации кадров консультантов.
В центре методологии системного анализа находится операция количественного сравнения альтернатив, выполняемая с целью выбора оптимальной (по определенным критериям) альтернативы, которую и предполагается реализовывать [2]. Рассматриваемая система сельскохозяйственного консультирования является подсистемой для более крупной системы - системы АПК, включая сельское хозяйство и сельские территории. Исходя из основных положений системного, кибернетического, процессного, функционального и комплексного подходов формирование системы сельскохозяйственного консультирования предполагает решение следующих основных задач:
- определение состава элементов
системы в количественном и качественном отношении и их размещение в пространстве;
- определение характера взаимосвязей элементов системы и формирование структуры взаимоотношений;
- разработка регламентов происходящих в системе организационных процессов и создание комплекса организационно-плановых и нормативных документов, содержащих основные положения этих регламентов;
- установление кооперационных отношений между участниками системы в процессе решения общих задач.
По данным ООН, сельскохозяйственное консультирование развивается в 154 странах мира, где работают более 600 тыс. специалистов-кон-сультантов, обслуживающих 1,2 млрд
System of agricultural consultation, information-consulting service, the consulting organization, adviser, the centre of agricultural consultation.
Экономика
работников сельского хозяйства [3]. В большинстве стран сельскохозяйственное консультирование развивается как система, то есть отвечает основным принципам системы:
- принцип целостности - все консультационные структуры работают при взаимной поддержке; тем самым обеспечивается их новое более высокое качество функционирования в отличие от деятельности вне системы;
- принцип иерархичности - системы состоят из подсистем, каждая из которых, в свою очередь, может рассматриваться как система; такие подсистемы располагаются на двух или трех уровнях;
- принцип структурности, то есть все структурные компоненты связаны между собой, взаимодействуют и зависят друг от друга.
Однако ни одна из функционирующих зарубежных систем сельскохозяйственного консультирования не соответствует сложившейся в России экономической, информационной, социальной, экологической, материально-технической и инновационной ситуации. Для такой большой страны, как Россия, с учетом ее особенностей создать эффективную систему сельскохозяйственного консультирования на порядок сложнее.
Система должна обеспечить проведение аграрной политики на всех уровнях управления АПК. Система управления АПК имеет трехуровневую структуру. В связи с этим оправдана трехуровневая структура системы сельскохозяйственного консультирования, работающая при поддержке органов управления АПК и органов местного самоуправления.
Использование системного подхода при организации сельскохозяйственного консультирования обусловлено
тем, что происходит экономия на ресурсах. Так, учитывая общность целей и задач, для всех формирований системы необходимо типовое методическое и информационное обеспечение, программы подготовки и повышения квалификации кадров, техническая поддержка совместимого оборудования, обмен опытом. Эти функции можно наиболее эффективно реализовать централизованно, дифференцируя уровень задач и распределяя их между федеральным и региональным уровнями, а также с помощью межрегионального обмена. При этом будет исключаться дублирование действий, которое влечет нерациональное использование материальных и трудовых ресурсов. При совместных действиях, направленных на решение общих типичных проблем, исключается недоучет факторов вследствие неполной информации и знаний, а объединение усилий и кооперация дает синергический эффект, который будет использоваться и тиражироваться на других территориях.
Консультанты, действующие на самом низком уровне, приближенном к сельскому товаропроизводителю, будут чувствовать себя увереннее благодаря поддержке системы. При необходимости она обеспечит им информационную и техническую помощь, привлечение узких специалистов-кон-сультантов.
Определить систему - это значит задать системные объекты, их свойства и связи. Важнейшие из них: вход, процесс, выход, обратная связь и ограничение. Входом системы называется то, что изменяется при протекании данного процесса, то, к чему надо приложить данный процесс, чтобы получить необходимый результат. В нашем случае входом в систему явля-
ются информация, знания, умения, материальные ресурсы, финансовые средства. Во многих случаях компонентами входа являются рабочий вход (то, что обрабатывается) и процессор (то, что обрабатывает). Процесс переработки знаний и информации происходит в головах консультантов с привлечением вычислительной техники, программного обеспечения и других ресурсов (материальных, финансовых и т. д.). Выходом системы называется результат или конечное состояние процесса. В нашей системе выходом будут конкретные рекомендации, переработанная информация, переданные переработанные знания, внедренные инновации, помощь при решении проблем, проведенные семинары, изданные рекомендации. Процесс консультирования в системе сельскохозяйственного консультирования можно формализовать в виде модели, представленной на рисунке 1.
Систему сельскохозяйственного консультирования мы определяем следующим образом - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организаций, предназначенных для решения задач по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют центры сельскохозяйственного консультирования на федеральном, региональных и районных уровнях.
Генеральной целью системы сельскохозяйственного консультирования является повышение эффективности агропромышленного производства и уровня жизни сельского населения на основе освоения достижений научнотехнического прогресса путем расширения доступа сельскохозяйственных
Политическая обстановка Вход
Источники финансовых ресурсов
Источники
информации
Инновации
Обучение:
повышение
квалификации
Поставщики
материально-
технических
ресурсов
Внешняя среда, ограничения
Система сельскохозяйственного консультирования
Технология, методы организации управления
Переработка информа' ции знаний, опыта
Процесс
Труд консультантов и специалистов, знания умения,способности
Нормативно-правовая среда
Поставщики услуг сервиса, страхования
Выход
Экономические условия
Пл атеже способный спрос на консультации и информацию
Пользователи информационно-консультационных услуг
Спрос и предложение трудовых ресурсов
Агроклиматические условия
Социальные условия
Обратная связь
Конкуренция на рынке консультационных услуг
Рисунок 1. Модель функционирования системы сельскохозяйственного консультирования
товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, совершенствования механизмов консультационной деятельности, а также качества переподготовки и повышения квалификации специалистов сельского хозяйства.
Основными задачами системы сельскохозяйственного консультирования являются:
- координация и совершенствование консультационной деятельности за счет развития федерального и регионального уровня, а также укрепления связей между отдельными звеньями системы;
- расширение масштабов доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам путем создания и развития деятельности сети районных консультационных центров;
- улучшение качества и доведение консультационных услуг до объемов, обеспечивающих потребности сельскохозяйственного производства и жителей сельских территорий, за счет формирования и развития кадрового состава субъектов системы сельскохозяйственного консультирования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- повышение эффективности консультационной помощи, предоставляемой сельскохозяйственным товаропроизводителям, путем совершенствования прогрессивных методов и форм консультационной деятельности;
- содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в освоении инноваций, передового опыта и прогрессивных методов хозяйствования в условиях многоукладной рыночной экономики, используя выставочно-демонстрационные мероприятия;
- повышение уровня знаний и совершенствование практических навыков сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения посредством переподготовки, повышения квалификации и других мероприятий, свойственных консультационной деятельности;
- обеспечение сельских товаропроизводителей и населения актуальной и своевременной информацией за счет интеграции системы сельскохозяйственного консультирования с системой информационного обеспечения в сфере агропромышленного комплекса и участия в организации единого информационно-инновационного обеспечения субъектов АПК;
- укрепление связей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения с консультационной системой на всех уровнях, а также с образовательными учреждениями и научными организациями.
Система сельскохозяйственного
консультирования выполняет следующие основные функции: организационно-методические, консультационные, информационные, инновационные, обучающие.
Отдельные авторы (Д.С. Алекса-нов, В.М. Кошелев, В.В. Козлов) выделяют в качестве функции организаций сельскохозяйственного консультирования исследовательскую [4]. Считаем ее излишней для них, так как этим должны заниматься специализированные организации. Консультанты являются только посредниками между наукой и производством. Они берут уже апробированные результаты, демонстрируют их в условиях конкретного района или хозяйства, а затем помогают сельским товаропроизводителям при освоении инноваций.
Для подсистем различных уровней доля выполнения той или иной функции будет различна. Анализ направлений работы различных уровней системы показал, что на федеральном и региональном уровне будут преобладать организационно-методическая, информационная и обучающая функции; на региональном уровне будут задействованы все функции с преобладанием организационно-методической и увеличением доли консультационной; на районном уровне большую часть займут консультационная и инновационная.
При формировании системы сельскохозяйственного консультирования необходимо руководствоваться принципами, которые отражают требования к построению и функционированию социально-экономических систем. В процессе классификации принципов организации и управления системой сельскохозяйственного консультирования целесообразно подразделять их на три основные группы. Принципы, входящие в состав первой группы, являются общими принципами формирования системы. Ко второй группе относятся частные принципы, касающиеся отдельных частей и элементов системы. Они, в свою очередь, подразделяются на организационные, организационно-технические, экономические и социальные. В третью группу входят специальные принципы, отражающие особенности процесса сельскохозяйственного консультирования и взаимоотношения консультантов и клиентов.
Необходимость реализации выделенных принципов не является прерогативой только самой системы сельскохозяйственного консультирования. Для их эффективного применения необходима целенаправленная работа органов управления АПК всех уровней, так как только при их активном участии может быть решена стратегическая задача по созданию эффективно функционирующей системы сельскохозяйственного консультирования и повышению ее роли в процессе развития и реформирования агро-
Экономика
промышленного производства.
Рассматриваемая система тесно связана с другими системами, входящими в систему АПК. Это прежде всего информационная, научная и образовательная. В этих системах непрерывно происходят изменения, действия и противодействия, а также соединение систем (конъюгация) и вхождение компонентов одной системы в другую (ингрессия). При рассмотрении определенных функций сельскохозяйственного консультирования происходит пересечение этих систем, и ряд их компонентов задействуются в системе сельскохозяйственного консультирования.
Для исследования системы в целом необходима разработка взаимосвязанных моделей, позволяющих определить существенные взаимосвязи компонентов системы и провести их качественный анализ.
В соответствии с принципом иерархичности компоненты системы сельскохозяйственного консультирования относятся к федеральному, региональному и районному уровням. На рисунке 2 представлена структура системы сельскохозяйственного консультирования.
Основными функциями федерального уровня системы являются: организация государственной поддержки оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям; формирование единого нормативно-правового, инновационного и информационного пространства для субъектов консультационной деятельности; разработка единой методологии, стратегии и приоритетных направлений развития системы; разработка проектов нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам развития и деятельности системы; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы сельскохозяйственного консультирования.
Региональные центры сельскохозяйственного консультирования в субъектах Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм осуществляют организационнометодическое руководство развитием консультационной деятельности на уровне субъекта Российской Федерации; доводят до районных центров сельскохозяйственного консультирования рекомендации по прогрессивным технологиям и инновационным проектам, способствующим повышению эффективности сельскохозяйственного производства; организуют консультирование сельских товаропроизводителей и населения по различным направлениям деятельности, используя демонстрации на полях и фермах.
В ряде регионов в соответствии с приказом Минсельхоза России создаются региональные учебно-методические центры (РУМЦ), которые распола-
гаются на базе одного из федеральных государственных образовательных учреждений, находящегося в ведении Минсельхоза России. РУМЦ осуществляют организацию и проведение подготовки специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также методическое обеспечение учебного процесса при подготовке спе-циалистов-консультантов и организации работы информационно-консультационных центров.
Районный уровень представлен районными (межрайонными) центрами сельскохозяйственного консультирования. Они непосредственно работают с сельскими товаропроизводителями, оказывают им практическую помощь в освоении инновационных разработок, передового производственного опыта, а также в принятии и реализации управленческих, организационно-экономических и технических решений, решают иные проблемы сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий. Районные (межрайонные) центры обеспечиваются правовой, методической, информационной и материально-технической поддержкой соответствующих региональных центров сельскохозяйственного консультирования. Районные центры взаимодействуют с поставщиками информации районного уровня.
Взаимосвязи между компонентами системы осуществляются в процессе выполнения функций системы. Для каждой функции нами разработана функциональная модель, позволя-
ющая определить как жесткие директивные связи, так и гибкие (эластичные), а также обратную связь.
Кроме функциональных моделей, показывающих взаимосвязи компонентов системы различных уровней, необходимо отметить также большое значение горизонтальных связей, которые осуществляются между региональными подсистемами и направлены в основном на обмен опытом и информацией, а также горизонтальные взаимодействия внутри уровней.
Комплекс разработанных моделей показывает, что система сельскохозяйственного консультирования является довольно сложной. Функции всех ее элементов должны быть согласованы с назначением системы и их местом в них, а также между собой. Именно взаимная согласованность и взаимозависимость элементов системы обеспечивает ее целостность и функциональную полноту, способствует ее совершенствованию.
Субъекты системы сельскохозяйственного консультирования, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находятся под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают как прямое, так и опосредованное влияние, меняя прежде всего качественные и количественные характеристики консультационных услуг.
Для анализа влияния внешней среды на систему сельскохозяйственного консультирования лучше всего использовать когнитивный анализ и мо-
Экономика
делирование, которые применяются для исследования развития сложных социально-экономических объектов в нестабильной внешней среде. В основе технологии когнитивного анализа и моделирования лежит когнитивная (познавательно-целевая) структуризация знаний об объекте и внешней для него среде, причем объект и внешняя среда разграничиваются нечетко. Цель такой структуризации - выявление наиболее существенных (базисных) факторов, характеризующих пограничный слой взаимодействия объекта и внешней среды, и установление качественных (причинно-следственных) связей между ними, то есть какие взаимовлияния оказывают факторы друг на друга в ходе их изменения. Взаимовлияния факторов отображаются с помощью когнитивной карты (модели), которая представляет собой знаковый (взвешенный) ориентированный граф [5]. Отбор базисных факторов лучше всего проводить на основе PEST-анализа (policy - политика, economy - экономика, society - общество, technology - технология), выделяющего четыре основные группы факторов, посредством которых анализируются политический, экономический, социокультурный и технологический аспекты внешней среды вокруг исследуемого объекта.
Для каждого конкретного сложного объекта существует свой особый набор ключевых факторов, который непосредственно и наиболее существенным образом влияет на него. Необходимо учитывать действия су-
Научно-
технический
совет
Министерство сельского хозяйства Российской
Федерации
ГВЦ Минсельхоза России
Учебно-методические центры ИКС
Центр обучения кадров ИКС АПК при РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева
Федеральный уровень
Учебно-методический кабинетпо профессионально-техническому образованию
ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консульти ро в ания>>
Ассоциации (союзы) субъектов консультационной деятельности
Поставщики информационных ресурсов (НИИ, вузы и т. д.)
ЦНСХБ
Россельхозакадемии
Органы управления АПК субъектов РФ
Региональный уровень
Советы ССК
Региональные поставщики инф ресурсов
Региональные центры сельскохозяйственного консультирования
т
Учебно-
методи-
ческие
центры
Районные органы управления АПК
Районный уровень
Районные
поставщики
инф.
ресурсов
Районные и межрайонные центры сельскохозяйственного консультирования
Органы местного самоуправления
Советы ССК
Рисунок 2. Структура системы сельскохозяйственного консультирования
Экономика
щественных факторов в окружении, способных повлиять на организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия.
Выделенные внешние факторы влияния на систему сельскохозяйственного консультирования позволяют сделать следующие выводы о необходимости изменения некоторых параметров внешней среды, в которой развивается система. В ближайшее время необходимо:
- закрепление статуса системы сельскохозяйственного консультирования;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кон-
сультантов;
- создание единого информационного и инновационного пространства;
- совершенствование организации сельскохозяйственного консультирования, форм и методов работы консультантов с учетом экономической и социальной ситуации в регионе, взглядов и ожиданий людей, их финансового положения и т.п.;
- использование многоканальных источников финансирования системы; в условиях жесткого дефицита средств государственного бюджета необходимо направлять их на поддержку наиболее эффективных консультационных проек-
тов, а также на социальную поддержку сельского населения;
- использование такого важного инструмента для развития системы сельскохозяйственного консультирования как региональные целевые программы; необходимо проводить экономическую, социальную и экологическую экспертизу этих программ.
Дальнейшее изучение практики функционирования системы сельскохозяйственного консультирования с применением научных методов позволит правильно подойти к вопросу ее совершенствования в конкретных условиях.
Литература
1. О развитии сельского хозяйства : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2006 г. № 264.
2. Тавокин Ю. П. Исследование социально-экономических и политических процессов : уч. пособие. М. : ИНФРА-М, 2008.
189 с.
3. Колотов Л. С., Демишкевич Г. М. Информационно-консультационное обслуживание сельских товаропроизводителей: зарубежный опыт // АПК: экономика, управление. 1996. № 7.
4. Алексанов Д. С., Кошелев В. М., Хоффман Ф. Экономическое консультирование в сельском хозяйстве. М. : КолосС,
2008. 256 с.
5. Максимов В. И., Корноушенко Е. К., Качаев С. В. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений // Распределенная конференция «Технологии информационного общества 98 - Россия», Москва - Санкт-Петербург
- Новгород - Ярославль, 30 ноября - 2 дек. 1998 г.
АГРОБИЗНЕС: ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФУНКЦИИ И НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ
А.А. ПОПОВА,
Т.М. ТИТОВА,
аспиранты, Уральский ГЭУ, г. Екатеринбург
Ключевые слова: функции агробизнеса, деловой успех, сельскохозяйственная фирма, предпринимательская деятельность.
Агробизнес предполагает предпринимательскую деятельность в сфере производства, переработки сельскохозяйственной продукции и ее обмена, что предусматривает реализацию услуг торговли, сервисного и информационного обслуживания. Подчеркивая это, некоторые авторы ведут речь о функциях агробизнеса, под которыми понимается осуществление производственной деятельности и обменных операций между предпринимателем и другими партнерами хозяйственной сферы [1]. Имеются в виду следующие функции.
1. Ведение финансов и учета. Мобилизация капитала за счет средств инвесторов, кредиторов или собственных средств. Накопление доходов от продажи. Управление капиталом и распоряжение доходами.
2. Кадровое обеспечение. Отбор и прием на работу в соответствии с потребностями сельскохозяйственной фирмы. Решение всех вопросов, касающихся использования работников.
3. Материально-техническое обслуживание. Приобретение материалов, сырья, машин, оборудования, ско-
та - всего, что необходимо для хозяйственной деятельности.
4. Производственные функции. Соединение земли, техники и рабочей силы в процессе производства сельскохозяйственной и другой продукции. Оказание услуг по удовлетворению спроса потребителей.
5. Маркетинг. Определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятиями, организациями и лицами в условиях рыночных отношений.
Данный список можно продолжить, добавив к нему, например, функцию экономической безопасности предпринимательской деятельности, что свойственно крупному бизнесу, представителями которого являются агропромышленные (международные, транснациональные) корпорации. Речь можно также вести о логистической функции данных и иных хозяйствующих субъектов.
«Таким субъектом является агрофирма - хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных
- 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62,
E-mail: titova@sky.ru
потребностей и получения прибыли. Как юридическое лицо он соответствует определенным признакам, установленным законодательством страны: отвечает за принятые обязательства, может получать банковские кредиты, заключать договоры на поставку необходимых материалов и реализацию продукции. Многие современные предприятия входят в состав тех или иных фирм» [2].
И далее: «Фирма по отношению к входящим в ее состав единицам является органом предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие, выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направление научно-технического прогресса».
На рисунке 1 представлены организационно-правовые формы юридических лиц (хозяйствующих субъектов). К их числу относятся и сельс-
Functions of agrobusiness, business success, agricultural firm, entrepreneurial business.