Материалы IV Общероссийской научно-практической конференции «СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ» с международным участием г. Красноярск, март 2011 г.
Социально-экономические проблемы развития общества
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ РИСКОВ
Аствацатуров С.В., канд. социол. наук, доцент Ереванский государственный университет г. Ереван, Армения
В статье анализируются сущность и формы проявления трансформационных рисков, раскрывается важность их исследования как методологического ключа для системного понимания процессов общественных преобразований в контексте трансформирующегося общества как локального общества риска
The article examines essence and manifastation forms of transformational risks. The author emphasizes their importance as a methodological key for systemic understanding of societal reformation in a context of local .society of risk
Процессы коренных общественных преобразований нацелены на формирование и функционирование эффективной модели общества. При этом, отсутствие ясной теоретической концепции перехода к новой модели развития социально-экономической и политической системы сопровождалось попытками социологов обосновать невозможность существования единой технологии такого перехода [1, с. 25]. Одновременно доказывалось, что процессы, происходящие в странах постсоветского мира, не тождественны и имеют специфичность, что дает основание говорить о существовании различных трансформационных моделей " [2, с. 81].
Представляется, что сложный, противоречивый и длительный процесс перехода от директивно-планового развития к модели общества, основанного на рыночных отношениях, можно понять комплексно лишь при учете трансформационных рисков и их использовании как методологического ключа для системного исследования многомерного процесса самой трансформации, а не только отдельных ее аспектов.
Более того, во многом именно неучет трансформационных рисков привел к тому, что каждая отдельная научная или практическая типология этапов трансформации весьма условна и не может отразить некоторых особенностей, связанных, в частности, с характеристикой экономико-конфликтных процессов и влиянием политических факторов. Такая интерпретация не учитывает также ошибок и просчетов экономической политики и влияния процесса самой модернизации на экономическое развитие, а формально провозглашаемые институциональные этапы (например, в последние несколько лет в Армении принято говорить о втором этапе реформ, а в самом начале реформ речь шла об агрегированных этапах или стратегиях выживания и развития), по сути, являются слишком кратковременными для реализации той или иной достоверной периодизации.
С другой стороны, модель трансформирующегося общества как модель общества риска отличается от "общества глобального риска", предложенного У. Беком [3]. Безусловно, каждая страна является частью современного общества глобального риска, главной особенностью которого является общность угрозы, неуверенности и страха. Однако, при всей содержательности модели глобального общества риска, она не в состоянии учесть специфику регионального и, особенно, странового уровня. Несмотря на то, что в локальном обществе риска ощущаются негативные последствия глобальных угроз и рисков, спектр его реальных рисков и угроз в различных сферах оказывается значительно шире, чем в глобальном обществе риска, что, на наш взгляд, прежде всего обусловлено действием трансформационных рисков. При фиксированности внешних по характеру глобальных и региональных рисков, тем не менне собственно трансформационные риски начинают играть решающую роль. Поэтому трансформирующееся общество как локальное общество риска имеет прямое отношение к конкретным формам социальных, экономических и политических и т.д. рисков.
Изучение трансформационных процессов с использованием социолого-"рискологического" подхода, специфично тем, что, в отличие от других (социально-философского, экономического, политологического) подходов, дает возможность составить целостное представление о процессе трансформации общества во всех его проявлениях. Трансформационные риски, на наш взгляд, можно определить как вероятность неблагоприятного и благоприятного исхода самого процесса трансформации, имеющая место в условиях начальной ( и последующей ) неопределенности как базового состояния социальной системы трансформирующегося общества. Специфичность отмеченного подхода связана с сущностью трансформационных рисков как системных рисков, проникающих во все социальные процессы и структуры и формирующих многообразие различных "структурных" (уровневых), "институциональных", "стратификационных" ("статусных"), "пространственно-временных" социальных рисков [4, с.2]. Такой подход позволяет, во-первых, ближе подойти к проблеме исследования трансформации общества как процесса социальных изменений, и, во-вторых, рассматривать социальную реальность как реальность возникновения, функционирования, взаимодействия и взаимопереходов конкретных форм социальных, экономических и политических рисков (например, рисков безработицы, рисков бедности, рисков банкротства, рисков предпринимательства, рисков принятия политических решений и т.д.). Таким образом, трансформационные риски являются как причиной, так и моментом и следствием трансформационных процессов, становясь механизмом воспроизводства социальной системы общества.
В социальной реальности трансформационные риски существуют как этапные риски, что предопределяется самой сутью трансформационных рисков как системных по качеству рисков. Поэтому этапные риски, являясь системно-этапными рисками и обладая всеми признаками и формами самих трансформационных рисков (например, институциональных, структурных, пространственно-временных и т.д.), становятся главной формой трансформационных рисков, вбирающей все остальные формы проявления последних (которые вследствие этого выступают как вторичные и конкретизирующие особенности самих этапных рисков). В этапных рисках синтезируются все проблемы и сложности, затраты и результат, потери и продукт процесса реформирования в конкретных временных рамках, которые и сообщают содержательность самому процессу преобразований.
Однако функциональная роль трансформационных рисков не сводится лишь к механическому акцентированию вероятности исхода процесса реформ. Трансформационные риски корректируют или переориентируют процессы общественных преобразований, превращаясь в своеобразный фактор, влияющий на длительность самого про-102
цесса и его этапов посредством действия посферных (политических, экономических, собственно социальных) рисков.
Сохраняющаяся неопределенность этапов реформ и их промежуточных результатов свидетельствует о том, что постсоветские общества находятся на начальных этапах трансформации и что не исключается определенная цикличность в самих трансформационных процессах, обусловленная диффузией социальных рисков. Процессы экономического реформирования и, прежде всего, приватизации, и стремительные изменения в обществе не только не соответствовали ожиданиям большинства людей, но и не оставляли времени, чтобы к ним адаптироваться. Временные риски, по существу, создали возможность того, что результатами экономических реформ воспользовались не все члены общества, а их незначительная часть. Появились риски и вызовы, не поддающиеся автоматическому преодолению даже за счет будущего экономического роста. Более того, все эти проблемы в знатительной степени и были порождены моделью реформ, ориентированной на высокие темпы реализации либеральных экономических преобразований. В таких условиях могут активизироваться политические риски, связанные с эффективностью осуществления институциональных демократических преобразований.
Анализ данных проведенных нами социологических исследований позволяет отметить, что реформирование в Армении не исключает скрытых (латентных) угроз и рисков дальнейшему прогрессу и стабильности, среди которых можно выделить: а) социальные риски, сопряженные с агрессивными проявлениями социального недовольства (демонстрации, рост числа массовых акций протеста и т.д.), социально-трудовые и политические конфликты; б) финансовые риски, связанные с увеличением зависимости страны от мирового рынка; в) риски, связанные с дефицитом или зависимостью от различных видов ресурсов; г) риски роста психических и душевных заболеваний, увеличение числа самоубийств; д) риски распространения СПИДа и других инфекционных заболеваний. Среди "глубинных рисков" можно выделить: а) диспропорции в структуре населения, связанные со стремительным падением рождаемости; б) экологические риски, связанные не только с ростом стихийных бедствий (землетрясений, наводнений и т.д.), но и проблемой безопасности продуктов питания, ростом числа пищевых отравлений, различными угрозами окружающей среды и здоровья людей; в) кризис доверия в обществе.
Таким образом, исследование трансформационных рисков дает возможность углубить характеристику самой трансформационной модели общества как модели локального общества риска.
Предлагаемый нами методологический подход к исследованию трансформационных рисков может стать основой для реализации комплексного сопоставления позитивных и негативных последствий проводимых общественных преобразований, а также способствовать обоснованию практических способов и путей минимизации издержек и потерь от действия социальных, экономических и политических рисков.
Литература
1. Данилов А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации. - Мн: Университетское,1997.
2. Арутюнян Л.А. Социальные трансформации в Армении: сравнительный анализ. // Куда идет Россия?.. Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. Заславской Т. Вып. III. -М.: Аспект Пресс, 1996.
3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну.- М.: Прогресс- традиция, 2000.
4. Аствацатуров С.В. Реальность социального риска, или риск в социальной реальности. // Изменяющееся общество. Группы риска. - Ереван: Изд. Ереванского Университета, 1998, # 1,2.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Белая Е.В., магистрант Научно исследовательский университет «БелГУ» г. Белгород, Россия
В статье рассматривается деятельность общественных организаций Белгородской области, способствующая решению социально-экономических проблем.
This Article considers the activity of public organizations in the Belgorod region that contributes to solution of social and economic problems.
Общественные организации Белгородской области осуществляют поддержку в реализации программы по улучшению качества жизни и мероприятий, направленных на оказание материальной помощи, медицинскую, трудовую, социальную реабилитацию малообеспеченных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей испытывают затруднения в реализации своих прав и законных интересов. Большое внимание они уделяют пропаганде здорового образа жизни, укреплению морально-психологического состояния граждан, просвещения, духовного развития личности. Содействуют профессиональному обучению, переобучению и трудоустройству граждан.
Деятельность общественных организаций строится на принципах тесного сотрудничества, открытости и доступности, основывается на добровольности, равноправии и законности. В настоящее время в реестре области включены 29 региональных общественных организаций. Общественные организации, внесённые в реестр, имеют право на финансирование социальных программ и уставных целей с учётом реальных возможностей и средств областного фонда.
Председателям общественных организаций оказывается разносторонняя помощь в реализации уставной деятельности, в подготовке и проведении конференций, пленумов и мероприятий, осуществляются выезды в районы области с целью изучения деятельности организации и оказания помощи по отдельным вопросам. Проводится информационная работа в общественных организациях городов и районов области по вопросам законодательных актов, касающихся льготников.
Члены совета регулярно проводят рабочие встречи с представителями общественных организаций по вопросам реализации Федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях», «О статусе военнослужащих».
Рассмотрим направления работы общественных организаций более подробно.
Общественные организации, объединяющие инвалидов, основными задачами считают содействие обеспечению инвалидам равных с другими гражданами возможностей, участие во всех сферах жизни общества, защита прав и интересов инвалидов обеспечение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, решение социально-значимых проблем.