Научная статья на тему 'К вопросу о местном самоуправлении: исторические этапы становления'

К вопросу о местном самоуправлении: исторические этапы становления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1861
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация публичной власти / формы местного самоуправления / реформирование / муниципальная собственность / региональное законодательство / the organization of public power / forms of local government / reform / municipal ownership / the regional legislation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кононенко Елена Владимировна

В статье рассматривается историческое становление местного самоуправления как института публично-правового управления, определены этапы развития, существовавшие формы самоуправления. Особое внимание уделено периоду 1990-1995 гг. переломному и неоднозначному этапу в становлении современной формы местного самоуправления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the historical formation of local self-government as an institution of public law governance, defined stages of development, existing forms of government. Particular attention is paid to the period of 1990-1995 years critical and controversial stage in the development of modern forms of local government.

Текст научной работы на тему «К вопросу о местном самоуправлении: исторические этапы становления»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004; Алешин В.В. Преступления, связанные с отчуждением жилья граждан. М., 2006; Долгова А.И. Криминология: учебник для вузов, 2-ое изд., перераб., и доп. М., 2002; Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 2007; Плешаков В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности несовершеннолетних. М., 1998; Щеславская О. А., Сапрыкин С.Ю. Как обманывают при покупке квартиры. М., 2007; Арзуманов С.Ю., Шумов Р.Н. Преступность рынка жилой недвижимости. М., 2005.

2. См.: ПолубинскийВ.И. Криминальная виктимология. М., 2008.

3. См.: Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980; Задорожный В.И. Виктимологическая профилактика преступлений. М., 2005; Квашис В.Е. Основы виктимологии. М., 1999; Минская В.С., Чечель Г.И. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения. Иркутск,1988; Полубинский В.И. Криминальная виктимология. М., 2008; Ривман Д.В.

Криминальная виктимология. СПб., 2002; Франк Л.В. Виктимология и

виктимность. Душанбе, 1972 и др.

VICTIMOGENE FACTORS AFFECTING THE PERFORMANCE OF LUCRATIVE CRIME IN HOUSING

Gasiev M.S., Head of Legal Department of the Interregional public organization of veterans of the Interior Ministry, competitor Research Institute of the Russian Interior Ministry

The material is dedicated to criminological analysis, victimological factors, influencing upon completion of the mercenary crimes in housing sphere in condition of the economic crisis. In article is given criminological feature not only victims, but also persons, making these crimes.

Key words: victimological factors, criminolog^a! analysis, criminality in sphere vein, mercenary crimes, moral deformation to personalities.

УДК 342.25

К ВОПРОСУ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

Е.В. Кононенко, декан юридического факультета Шахтинского филиала Гуманитарного института (г. Москва), соискатель Ростовского юридического института МВД России

В статье рассматривается историческое становление местного самоуправления как института публично-правового управления, определены этапы развития, существовавшие формы самоуправления. Особое внимание уделено периоду 1990-1995 гг. - переломному и неоднозначному этапу в становлении современной формы местного самоуправления.

Ключевые слова: организация публичной власти, формы местного самоуправления, реформирование, муниципальная собственность, региональное законодательство.

Сточки зрения организации системы публичного управления вопрос о местном самоуправлении вплетен в вопрос о сути и стратегиях развития современного российского государства, здесь, конечно, важны исторические «оглядки» (глубина правовой традиции, особенности управленческой культуры и т.п.).

Инфраструктурный анализ становления данного института необходимо проводить одновременно с раскрытием правовой основы деятельности органов местного самоуправления, которая имеет в России давние правовые традиции. Первые патриархальные формы местного самоуправления в виде родовых и сельских общин были известны еще до формирования государственных образований [1, с. 25].

Позднее возникли такие формы самоуправления, как вольные города, крестьянские общины, купеческие гильдии. Они были весьма далеки от современного местного самоуправления, но позволяли населению, его отдельным слоям самостоятельно решать свои проблемы с помощью избранных должностных лиц. В истории сохранилась память о вечевых сходах, посадниках и вечевом колоколе Новгородской, Псковской и Вятской республик эпохи Древней Руси. В XVI в. Иван Грозный проводит губную и земскую реформы, пытаясь не только привлечь население к решению финансовых, хозяйственных и судебных дел, но и опереться на него в борьбе за преодоление остатков феодальной раздробленности.

Самая известная и успешная реформа местного самоуправления была проведена во второй половине XIX в. Александром II. Учрежденные губернские и уездные земства и городские думы, а также реформированное крестьянское самоуправление внесли заметный вклад в политическое и социально-экономическое развитие России. В результате их деятельности просвещение и медицинское обслуживание постепенно стали принимать массовый характер, сохранив в памяти последующих поколений образы земских учителей и врачей. Такую же активность сумели проявить земства и в российской деревне, в которой благодаря агрономам не только стали внедряться новые для того времени техника и технологии, но и получила развитие кооперация. Россия заняла одно из первых мест по уровню кооперативного движения в Европе. Благодаря этому, крестьянская страна активно развивала товарное производство, вывозила сельскохозяйственную продукцию во многие страны [2, с. 35].

Провозглашение России Республикой Советов «снизу доверху» привело к ликвидации (во многих случаях самоликвидации) органов местного самоуправления. В основном они прекратили свою деятельность в 1918 г. Формирование системы Советов -от сельсоветов до Верховного Совета - за многие десятилетия привело к тому, что не только у населения, специалистов-практиков, но и у многих теоретиков представление о публичной власти сводилось исключительно к представлению о власти государственной. Соответственно, если шла речь о местных Советах - это была речь о местных органах государственной власти, которые для осуществления возложенных на них государственных полномочий управляли государственной собственностью и исходили из сметы доходов и расходов единого государственного бюджета.

Принятие Закона СССР от 9 апреля 1990 г. № 1417-[ «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» обозначило принципиально новый этап в организации системы публичной власти в нашей стране. Хотя первоначально сложно было даже представить значение принятого закона, имевшего всего 27 статей, достаточно лаконично и во многом декларативно провозгласивших возрождение местного самоуправления.

Принятие этого закона ознаменовало начало существенного поворота в системе властных отношений. Тем более что Закон не только восстановил понятие местного

самоуправления, но и определил важнейшую основу его деятельности - коммунальную (муниципальную) собственность [3, с. 63].

Более детально правовой статус местного самоуправления установил Закон РСФСР от 6 июля 1992 г. № 15504 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Его принятие было связано с внесением принципиального положения в действовавшую Конституцию РСФСР о том, что местные Советы более не входят в единую систему представительных органов государственной власти.

Однако попытки путем постепенных изменений трансформировать местные Советы из местных органов государственной власти в органы местного самоуправления успехом не увенчались. В сентябре - октябре 1993 г. Президентом РФ были приняты решения, которые привели к ликвидации не только советской государственности, но и зарождающихся элементов местного самоуправления. Впрочем, необходимо отметить, что местные Советы были распущены не на всей территории государства. Таким образом, 1990-1993 гг. хотя и не привели к формированию системы местного самоуправления, но позволили существенно пересмотреть устоявшиеся взгляды на систему российской государственности, заложить правовую основу будущей муниципальной реформы. Развернувшиеся в эти годы дискуссии о судьбе местного самоуправления в России постепенно сформировали представление о модели российского местного самоуправления, которая была закреплена в конституционном акте [4, с. 93].

Процесс реформирования государственного устройства, начатый в России в 1991 г., позволил за относительно короткий период времени перейти от административнокомандного принципа организации власти к демократическому, заложить основы правового государства с рыночной экономикой. Россия во многом повторила путь Европы послевоенного периода: для предотвращения возможного появления тоталитарных режимов в основу новой европейской государственности положены принципы децентрализации власти и приоритетного развития местного самоуправления [5].

Неизбежным следствием отказа от планово-распределительной экономики и перехода к принципам рыночной экономики стал пересмотр принципов организации властных институтов в государстве. За годы реформ создана основа новой системы публичной власти, опирающейся на местное самоуправление как фундамент российской государственности.

Началом процесса становления современного местного самоуправления в системе институтов публичной власти в России следует считать принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., которая определила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя и закрепила принципиально новые положения его осуществления. Логическим завершением процесса признания местного самоуправления в качестве одного из важнейших элементов государственного устройства России стала ратификация Российской Федерацией в 1998 г. Европейской хартии местного самоуправления.

Процесс становления местного самоуправления проходит в несколько этапов:

- формирование федерального и регионального законодательства об организационных принципах местного самоуправления;

- формирование органов местного самоуправления;

- определение компетенции органов местного самоуправления;

- формирование финансово-экономической базы местного самоуправления;

- обеспечение эффективной реализации органами местного самоуправления своей компетенции при непосредственном участии и влиянии на их деятельность населения муниципальных образований.

Становление местного самоуправления на практике проходило неравномерно, с учетом политических и социально-экономических условий в субъектах Российской Федерации, национальных, культурных и иных традиций, под давлением инерционных процессов. Последнее обусловлено тем, что до 1993 г. местное самоуправление было

встроено в жесткую схему государственного административно-командного управления, элементы которого без необходимого критического анализа оказались втянутыми в новую структуру местного самоуправления. Зачастую между системой Советов как элементом государственного управления и институтом местного самоуправления ставился знак равенства, что приводило к воспроизводству в новой форме советского типа организации местной власти [6, с.103].

Большинство муниципальных образований к моменту принятия Конституции 1993 г. имело местные бюджеты и муниципальную собственность, сформированную на основании Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 30204 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Значительная часть полномочий органов местного самоуправления находилась под административным контролем органов государственной власти субъектов Федерации (местные финансы, градостроительная деятельность, управление имуществом и т.д.).

Несмотря на значительные различия в объеме и качестве региональных законов, регулирующих деятельность местного самоуправления, те или иные изменения в организации и деятельности местного самоуправления произошли во всех субъектах Российской Федерации.

Принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации начинается история современного местного самоуправления. В отличие от зарубежных федеративных государств, в которых регламентация местного самоуправления отнесена, как правило, к ведению субъектов, Конституция РФ достаточно полно закрепила его статус. Это было связано с весьма специфическими условиями возрождения местного самоуправления, которые предопределили необходимость прямого, активного влияния федеральных органов государственной власти и федерального законодательства на процессы формирования местного самоуправления. В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, установление общих принципов организации местного самоуправления было отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это позволило обеспечить общие основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории государства.

Конституция РФ стала основой для разработки Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», после принятия которого Россия присоединилась и к ряду международных актов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Еремян В.В. Очерки муниципальной историографии. Древняя Русь. (От общины-рода к общине-государству). М., 2003.

2. Еремян В.В. Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала XX века). М., 2003.

3. Гельман В.Я. и др. Реформа местной власти в городах России, 1991-2008. СПб., 2008.

4. Там же.

5. Чихладзе Л.Т. Историко-теоретические аспекты развития местного самоуправления и местного управления в государствах Европы // Право и политика. 2006. № 1.

6. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретикоправовые основы взаимодействия. М., 2002.

ON LOCAL GOVERNMENT: THE HISTORICAL STAGES OF FORMATION

Kononenko E.V., Dean of the Faculty of Law Shakhty branch Humanities Institute (Moscow), the applicant is a legal institution Rostov MIA Russia

The article discusses the historical formation of local self-government as an institution of public law governance, defined stages of development, existing forms of government. Particular attention is paid to the period of 1990-1995 years - critical and controversial stage in the development of modern forms of local government.

Key words: the organization of public power, forms of local government, reform, municipal ownership, the regional legislation.

УДК 35.08:316

СОЦИАЛЬНАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: СУЩНОСТЬ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

П.В. Заяц, доцент Южного федерального университета, кандидат исторических наук О.Ю. Посухова, доцент Южного федерального университета, кандидат социологических наук

В статье дается понимание институционализации государственной службы, раскрываются особенности ее функционирования на региональном уровне.

Ключевые слова: государственная служба, институционализация, функции

государственной службы, социальный институт.

В условиях трансформации региональной социальной системы назрела необходимость разработки институционального подхода к изучению социальнополитических структур, связанных с политической властью и управлением, как приоритетными общественными ценностями. Среди таких структур особое значение имеет государственная служба, поскольку она деперсонализирована и непосредственно удовлетворяет значимые общественные потребности в управлении как на менеджеральном, так и на административном уровнях, тем самым выступая в качестве социального института.

В начале 2000-х гг. политическая трансформация российского общества обусловила кардинальные изменения в системе политико-административного управления (реформа В. Путина, получившая название «усиление вертикали власти»), одним из ключевых направлений которых стало формирование и развитие института государственной службы. Данный процесс требовал рационализации государственного управления, повышения эффективности управленческой деятельности, серьезной перестройки аппарата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.