Научная статья на тему 'К вопросу о месте рождения и происхождении Кондратия Булавина'

К вопросу о месте рождения и происхождении Кондратия Булавина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
412
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛАВИН / ТРЕХИЗБЯНСКАЯ СТАНИЦА / САЛТОВ / ПЕЧАТНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ивченко Богдан Анатольевич

В статье дан анализ различных версий о месте рождения и происхождении Кондратия Булавина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о месте рождения и происхождении Кондратия Булавина»

№ 2 (36), 2010

"Культурная жизнь Юга России"

^^^^^^^^^^^^^^^^ 83

Трибуна молодого ученого

Б. А. ИВЧЕНКО

К ВОПРОСУ о МЕСТЕ РОЖДЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИИ КОНДРАТИЯ БУЛАВИНА

в статье дан анализ различных версий о месте рождения и происхождении Кондратия Булавина.

Ключевые слова: Булавин, Трехизбянская станица, Салтов, печатное информационное поле,уровень субъ-ективизации информации.

Причины и ход народного восстания под предводительством Кондратия Афанасьевича Булавина (1707-1709), одного из самых больших мятежей не только на Дону, но и в России в целом, подробно исследованы в специальной исторической литературе [1]. Однако биография его предводителя осталась малоизученной. Наиболее спорными вопросами являются время и место рождения, а соответственно, и происхождение К. Булавина. В рамках данной статьи мы анализируем печатное информационное поле, учитывая хронологическую последовательность публикации того или иного текста, затрагивающего различные версии места рождения и социального происхождения Булавина. Термин «печатное информационное поле» редко используется в понятийно-категориальном аппарате исторических исследований. В. Глущенко обращается к нему в казаковедчес-ких трудах [2], однако при этом не дает четкой дефиниции.

Мы рассматриваем печатное информационное поле как совокупность всех опубликованных текстов (так или иначе затрагивающих интересующую исследователя проблему) без учета их принадлежности к определенной, в данном случае исторической, отрасли знания. К печатному информационному полю относят любые тексты ненаучного характера, которые могут повлиять на знание общества и отдельно взятого индивида по какому-либо вопросу, поэтому объем понятия расширяется за счет включения массива художественной, учебно-дидактической, справочной литературы, материалов публицистического характера. При этом происходит не простая замена привычного для исторических исследований категориального значения понятий «историография», «историческая литература», что, часто даже на подсознательном уровне, влияет на рассмотрение вопроса.

Термин «печатное информационное поле» имеет междисциплинарный характер. Его использование значительно расширяет познавательные возможности исторических исследований, способствует их развитию, поскольку отражает современный взгляд на информационный феномен [3] и назревшую необходимость разработки нового понятийно-категориального и терминологического аппарата исторической науки.

Мы не даем подробного описания трудов, в которых затрагиваются вопросы, связанные с була-винским восстанием и биографией его предводителя (хотя их немного, даже с учетом работ, косвенно затрагивающих эти темы). Проанализируем лишь основные и знаковые исследования по этим вопросам, а также определим преобладающие тенденции при освещении данной проблемы.

В целом следует отметить, что в дореволюционном печатном информационном поле России доминирует версия о происхождении К. Була-вина из Трехизбянской станицы, которая располагалась на территории земель Войска донских казаков. Она впервые была высказана еще А. Ригельманом [4] и в дальнейшем получила поддержку у таких историков, как С. Соловьев, Н. Краснов и др. [5]. Считается, что историческим преемником станицы Трехизбянской, которая после восстания была уничтожена [6], является село Трехизбянка на левом берегу Северского Донца (ныне Славяносербский район Луганской области Украины), заселенное в 1715 году жителями Салтова [7] приблизительно на том же месте, где ранее располагалась станица.

К сожалению, документы, подтверждающие версию о происхождении Кондратия Булавина из Трехизбянской, до 1917 года не были опубликованы. Кроме того, в двух энциклопедических статьях о нем, вышедших до революции, не упоминалось место рождения и происхождение бунтаря, а указывалось лишь то, что он родился на Дону близ Черкасска [8].

До 1960 года в печатном информационном поле СССР единственной версией места рождения Булавина оставалась Трехизбянская станица [9]. И только после публикации расспроса С. Кульбаки и его интерпретации Е. Подъяполь-ской популярной стала версия о рождении Була-вина в г. Салтове Харьковского слободского полка [10]. Кроме того, высказывалось недостаточно аргументированное предположение о том, что он родился в станице Зимовеевской [11].

В постсоветское время внимание к булавин-скому восстанию и личности его предводителя заметно уменьшилось, но продолжают циркулировать разные версии его происхождения: из станицы (Трехизбянская либо Зимовеевская) на землях Войска донских казаков или из города

^ "Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (36), 2010

(Салтов Харьковского Слободского казачьего полка) [12]. Проведенный нами анализ показал, что данная информация содержится в научно-историче ских, справочно -энциклопедиче ских, учебно-дидактических, публицистических и художественных текстах.

Версию о слободском происхождении Кондра-тия Булавина впервые высказала Е. Подъяполь-ская в 1960 году, после того как опубликовала в журнале «Исторический архив» ряд документов по восстанию, в том числе и «Доношение Разрядного приказа в Ближнюю канцелярию с изложением отписки азовского губернатора И. А. Толстого, расспросные речи казака С. Кульбаки <...> 28 мая 1708 г.». В документе содержатся следующие сведения: «Семен слышал от единомышленника Булавина, от Стрельченка, которого держат ныне в Азове, что вор Булавин природою подлинно салтовец из русских людей» [13]. Подъяпольская интерпретировала их как указание на то, что Булавин родился в г. Салтове Харьковского слободского казачьего полка [14], с чем согласились и другие исследователи. Более того, версия была изложена в некоторых учебниках по истории донского казачества как неоспоримый факт [15]. Однако уже в 1974 году Е. Подъяпольская поставила под сомнение информацию С. Кульбаки (а следовательно, и собственную интерпретацию этого источника) [16].

Как видим, версия о слободском происхождении К. Булавина и дальнейшие дискуссии вокруг нее основываются на интерпретации. Проверяя степень ее достоверности источниковедческим анализом материала с применением информационной теории гуманитарных исследований, в первую очередь следует обратить внимание на уровень субъективизации информации. Этот показатель демонстрирует, сколько раз определенная информация подвергалась воздействию субъективных факторов, пока она в определенном виде дошла до индивида. Согласно тексту допроса, казак Семен слышал, что «вор Булавин природою подлинно салтовец из русских людей» от Стрельченка. Мы не знаем, от кого эти сведения получил Стрельченок, может быть, от самого Булавина, а возможно, и от кого-то другого. Иными словами, первое обстоятельство, которое ставит под сомнение информацию в расспросе С. Кульбаки, - то, что уровень ее субъективизации более чем высокий, и она, по сути, основывается на слухах.

Необходимо сверить эту информацию со сведениями, содержащимися в других источниках. Все другие документы того времени («Отписка Острогожского полковника И. Тевяшева об убийстве кн. Ю. Долгорукого.», «Отписка донских казаков в Посольский приказ об убийстве кн. Ю. В. Долгорукого.» [17] и др.) указывают, хотя и не прямо, на происхождение К. Булавина из Трехизбянской станицы. Следовательно, «Доношение Разрядного приказа.» является исключением из общей документальной базы материалов, связанных с булавинским восстанием. И заключенная в этом документе информация имеет высокий уровень субъективизации.

Необходимо также внимательно изучить сам текст расспроса Кульбаки. Приверженцы «слободской теории» не обращали внимания на то, что прямого указания на место рождения бунтаря документ не содержит. В нем сказано: «Семен слышал от единомышленника Булавина, от Стрельченка, которого держат ныне в Азове, что вор Булавин природою подлинно салтовец из русских людей», а не «Булавин родился в Салтове Харьковского слободского казачьего полка». Е. Подъяпольская интерпретировала эти слова как указывающие на происхождение из Салтова. Однако, учитывая вышеизложенные причины -высокий уровень субъективизации информации самого источника и противоречие салтовской теории всему корпусу документов того времени, мы можем предположить, что под словом «сал-товец» имеется в виду не указание на рождение К. Булавина в Салтове, а нечто другое.

Не исключено, что «салтовец» - забытое ныне тюркоязычное слово русских диалектов, к числу которых принадлежал казачий говор Донского региона. Непосвященному читателю непонятно, например, выражение тюркского происхождения «дуванить дуван» (делить добычу), нередко встречающееся в донских казачьих документах того времени. Мы полагаем, фраза «подлинно салтовец из русских людей» содержит слово, сходное по смыслу со словом «казак».

Поскольку лексема «салтовец» и ее вариант «солтовец» не внесены в специальные словари русского языка ХУИ-ХУШ веков и словари донских говоров, выскажем собственную гипотезу относительно ее этимологии. Основа «салт» имеет тюркское происхождение и обозначает (даже в некоторых современных языках тюркской семьи - казахском, киргизском) вообще всадника или всадника без поклажи [18]. На этом основании сообщение Кульбаки могло нести в себе оценку Булавина как подлинного «салтовца», т. е. казака; иными словами, Булавин был казаком из русских людей. Можно предположить, что существует какое-то другое значение этого слова, нами не найденное.

С учетом изложенных нами причин версия о рождении Кондратия Булавина в Салтове кажется сомнительной, а наиболее убедительной с источниковедческой точки зрения выглядит версия о его происхождении из станицы Трехизбянской.

Литература

1. Подъяпольская Е. П. Восстание Булавина. 1707-1709. М., 1962.

2. Глущенко В. В. Казаки и государство. Ростов н/Д, 1999; Он же. Казаки Отечества былого и нынешнего. Ростов н/Д, 1999.

3. Медушевский А. Н. Когнитивно-информационная теория в современном гуманитарном познании // Российская история. 2009. № 4. С. 3-22.

4. Ригельман А. История или повествование о донских казаках. М., 1846. С. 86.

5. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 81 (т. 15-16). М., 1962. С. 178; Краснов Н. Исторические очерки Дона // Русская речь.

№ 2 (36), 2010

"Культурная жизнь Юга России"

— 85

1882. Кн. 3. С. 120; Ламбин П. П. Булавинский бунт 1708 г. // Русская старина. 1870. Т. 2. С. 1.

6. Ригельман А. История или повествование о донских казаках ... С. 96.

7. Iсторiя мют i сш Украшско! РСР. Луганська область. Ки!в, 1968. С. 814; Историческая хронолопя Харьковской губернии / сост. К. П. Щелков. Харьков, 1882. С. 81.

8. Булавин // Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского. СПб., 1891. С. 884885; Вейнберг Л. Булавин // Русский биографический словарь. СПб., 1908. Т. 3. С. 450-452.

9. Чаев Н. С. Булавинское восстание (1707-1708 гг.). М., 1934. С. 72; Задонский Н. Кондратий Булавин. М., 1959. С. 202; Булавин // Большая советская энциклопедия: в 30 т. М., 1971. Т. 4. С. 102; Булавин // Советская историческая энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 804.

10. Новое о восстании К. Булавина / публ. и пре-дисл. Е. П. Подъяпольской // Исторический архив. 1960. № 6. С. 120.

11. Терехов А. Сторона чужая. Сторона родная. Письма «иногороднего» о казаках. Письмо первое // Огонек. 1991. № 30. С. 18.

12. Астапенко М. П. История донского казачества. Ростов н/Д, 2002. С. 211; Терехов А. Письма иногороднего о казаках // Станица. 2006. № 2. С. 3-5; Шишов А. В. Сто великих казаков. М., 2007. С. 99.

13. Новое о восстании К. Булавина ... С. 126.

14. Там же. С. 120.

15. Астапенко М. П. История донского казачества . С. 211.

16. Подъяпольская Е. П. Известия о роде Була-виных // Крестьянские войны в России XVII-XVШ веков: проблемы, поиски, решения. М., 1974. С. 65.

17. Труды Историко-археографического института Академии наук СССР Т. 12. М., 1935. С. 129, 131.

18. Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1911. С. 368-369; Махмудов Х., Мусабаев Г. Казахско-русский словарь. Алма-Ата, 1954. С. 286; Киргизско-русский словарь / сост. К. К. Юдахин. М., 1965. С. 629.

В. A. IVCHENKO. REGARDING THE PLACE OF BIRTH AND THE ORIGIN OF KONDRATIY BULAVIN

The article presents the analysis of the different versions concerning the place of birth and the origin of Kon-dratiy Bulavin.

Key words: Bulavin, Trehizbianskaya stanitsa, Saltov, printing information field, level of the information subjectiv-ization.

З. А. ИСРАПИЛОВА, Р. И. СЕФЕРБЕК0В

ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ

ДАРГИНЦЕВ

Статья посвящена описанию ведьмы - мифологического персонажа, входившего в демонологию даргинцев, одного из дагестанских этносов.

Ключевые слова: демонология, ведьма, язычество, мифология, обычай, обряд, ритуал, верования.

Несмотря на то что даргинцы исповедуют мусульманскую религию уже несколько столетий (исламизация продолжалась с конца X по XIV в.) [1], в их традиционной духовной культуре сохранились следы домонотеистических верований. Источниками этих верований служат мифы, обычаи, обряды, праздники, лексика и фразеология. Определенное место среди мифологических персонажей былого пандемониума даргинцев занимал образ ведьмы. У даргинцев ведьмы, подобные Бабе-яге, назывались по-разному - Бяжук неш, Бяжук хьунул, Вагьиг, Кьар хьунул [2]. У большинства даргинцев-кайтагцев ведьма именовалась Къари хулум [3].

В кайтагском селении Гулли этот мифологический персонаж известен как Вагьигг. Его представляли в облике страшной и коварной старухи с длинными, седоватыми, распущенными волосами. Локусом ее обитания служил лес, где она жила в пещере или под нагромождением больших

скальных глыб. Вечером у речки можно было увидеть, как Вагьигг точила зубы. Ею пугали детей, для того чтобы они не ходили в лес. Говорят, что у Вагьигг была маленькая дочь - Никъят1и (букв. «маленькая плешивица»). Беременные женщины опасались Вагьигг, так как существовало поверье, что демон может украсть плод из утробы матери. Сохранилась сказка, повествующая о юноше по имени Кьаранай, которого ведьма собиралась сварить в котле и съесть, а он обманом завлек в котел вместо себя ее дочь. Вагьигг, не догадываясь о подмене, сварила в котле свою дочь, а находчивый юноша тем временем сбежал. По представлениям жителей с. Гулли, существовала и другая ведьма - Бяжук-хьунул.

У кайтагцев селения Чумли ведьму, живущую в лесу, в скалах, называют Иней-аба. Она худая, высокая и некрасивая. Одну из своих больших отвислых грудей ведьма забрасывает за плечо. Свою дочку Никъят1и она носит, зажав под

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.