УДК 34.411
ББК 64.400
Денисович В.В.
К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правоохранительная деятельность - это вид государственной деятельности, которая реализовывается с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер влияния согласно закону и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Ошибки, допущенные на начальном этапе реформирования страны, и среди них недооценка фактора преступности как относительно самостоятельного и специфического социального явления, привели к повышению общеуголовной преступности.
Ключевые слова: полиция, правоохранительные органы, правоохранительная деятельность, правопорядок.
•к А А
Denisovich V.V.
TO THE QUESTION OF THE PLACE OF POLICE IN THE MODERN SYSTEM OF LAW ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Law enforcement is a type of state activity that is carried out with the aim of protecting the law by specially authorized bodies by applying legal measures of influence in accordance with the law and in strict observance of the procedure established by it. However, it should be noted that the mistakes made at the initial stage of the country's reform, and among them the underestimation ofthe crime factor as a relatively independent and specific social phenomenon, led to a serious criminalization of the economy and other spheres of life of society anc*the. st*te.
Keywords: police, law enforcement, law enforcement, law and order.
*
Деятельность МВД России по противодействию вызовам и угрозам внутренней безопасности позволила сохранить контроль над оперативной обстановкой в стране. Так, для организации повседневной работы были внедрены электронные сервисы информационно-аналитической системы обеспечения деятельности Министерства.
В январе - октябре 2019 года снижение регистрируемых преступлений отмечено в 35 субъектах Российской Федера-
* *
ции. Подавляющее большинство зарегистрированных преступлений выявляется органами внутренних дел. Около 5% преступлений - на стадии приготовления и покушения.
Четыре преступления из пяти регистрируются в городах и поселках городского типа, пятая часть в сельской местности, где зарегистрировано на 3% меньше, чем за январь - октябрь 2018 года.
Более половины всех зарегистриро-
ванных преступлений составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи, мошенничества, грабежа, разбоя. Почти каждая четвертая кража, каждый двадцать пятый грабеж и каждое десятое разбойное нападение были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. Удельный вес преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий составил 14% в рассматриваемом периоде. Более 98% таких преступлений выявляются органами внутренних дел.
Почти на 5% сократилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами, снизившись до 6% в общем числе зарегистрированных преступлений.
Сотрудниками органов внутренних дел предварительно расследовано свыше 81% всего массива предварительно расследованных преступлений. Более половины расследованных преступлений совершено лицами, ранее совершавшими преступления, а почти каждое третье - в состоянии алкогольного опьянения.
Практически по каждому такому факту сотрудники центрального аппарата выезжали в регионы для оказания необходимой помощи. На сегодняшний день имеются и проблемы, связанные с неэффективным функционированием правоохранительной системы, влияющие на поддержание правопорядка в стране и сдерживание реализации стратегических целей государства. Система правопорядка во многом зависит от состояния его кадрового аппарата, который должен быть не только профессиональным, но и иметь высокую юридическую и нравственную культуру.
Так, после проведенного в рамках реформы МВД России сокращения количе-
ства сотрудников органов внутренних дел особую актуальность приобрела проблема оптимального распределения численности полиции по субъектам Российской Федерации, поскольку ежегодно органами внутренних дел рассматривается более 30 миллионов заявлений и иной информации о правонарушениях. Наряду с этим постоянно растет количество обращений граждан по различным аспектам работы полиции. Только в 2018 году их принято свыше 3 миллионов 800 тысяч. Рассмотрение такого объема сообщений в условиях сокращения штатов увеличивает и без того высокую нагрузку на личный состав.
Отметим еще одну проблему, связанную с распределением полномочий. В настоящее время заместители начальников территориальных отделов полиции не имеют процессуальных полномочий по рассмотрению постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, принятии решений по делам об административных правонарушениях. Лишены таких полномочий и начальники пунктов полиции. Все это существенно сказывается на эффективности оперативно-служебной деятельности территориальных подразделений полиции. Как следствие, на сегодняшний день остро стоит вопрос о создании необходимых условий для формирования и функционирования современной профессиональной полиции, отвечающей запросам гражданского общества. В современных условиях жизни общества увеличивается потребность в обеспечении законности и уверенности граждан в способности государства обеспечить правопорядок, что порождает необходимость дальнейшего усовершенствования нормативно-правового регулирования работы сотрудников полиции1.
Как известно, Устав ООН стал первым в истории многофункциональным международным договором, в преамбуле которо-
1 Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел РФ // Официальный сайт МВД России, 2013. С. 90.
го одной из главных целей провозглашена защита прав человека и улучшение условий жизни граждан различных государств. В ст. 1 Устава зафиксировано, что «должностные лица по поддержанию правопорядка постоянно выполняют свои обязанности, служа общине и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией». Конституционно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в механизме обеспечения правопорядка занимают первостепенное значение, а их деятельность должна рассматриваться непосредственно через Конституцию РФ.
Для осуществления обязанностей сотрудниками органов полиции КоАП определил подведомственность дел об административных деликтах, отнесенных к компетенции органов внутренних дел (ст. 23.3), среди которых перечень административных правонарушений, по которым должностным лицам предоставлено право составлять протоколы (п.1 ч.1 ст. 28.3). Также о применении мер обеспечения производства: о доставлении (п.1 ч.1, ч. 3 ст. 27.2), об административном задержании (п. 1 ч. 1 ст. 27.3, ст. 27.4), о сборе доказательств, с целью принятия мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применения иных мер, предусмотренных законодательством (п. 8 ч.1 ст. 13).
Правовые основы административно-юрисдикционной деятельности полиции характеризуются множественностью правовых актов, регулирующих рассматриваемую сферу деятельности полиции, которая осуществляется как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации. Закон «О полиции» переориентирован в первую очередь на защиту личности и общества, их ценностей и законных интересов, закрепил партнерскую, а не доминирующую модель взаимоотношений сотрудника полиции с гражданами.
Хотелось бы отметить существенный момент в законе - детализированность и последовательность прав и обязанностей сотрудников полиции, в частности полномочий, которые связаны с применением отдельных мер государственного принуждения (гл. 4, 5), а также с урегулированием порядка работы с персональными данными (п. 4 ч. 1 ст. 13, ст. 17). Имеются пробелы в ФЗ «О полиции», а точнее не установлено само понятие «полиция». Ст. 1 определяет назначение полиции, то есть определяет цели исполняемой деятельности, далее в законе указывается о правовых основах ее деятельности, что в целом, возможно, только косвенно выявляет содержание термина.
В связи с отсутствием соответствующих правовых положений на законодательном уровне требуется внести изменения в ФЗ «О полиции», которые определят само понятие «полиция», позволят дифференцировать задачи от понятия, а также систематизируют правовые основы осуществления данного вида деятельности и особенности работы сотрудников полиции. В связи с этим хотим предложить свое определение исследуемого понятия. Под полицией понимается система (совокупность) учреждений (специфических служб), являющихся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, объединенных одним и тем же назначением, задачами, принципами деятельности и правовым статусом сотрудников полиции, призванных защищать жизнь, здоровье, права граждан и собственность от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Предоставленное нами определение можно зафиксировать в ст. 1 ФЗ «О полиции» вместе с общими положениями и функциями. Считаем, что данное истолкова-
ние нуждается в законодательном закреплении.
Также отсутствует дефиниция понятий «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность», но представленные понятия употребляются в законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах. Полиция не названа законодателем и в качестве правоохранительного органа, однако подтверждается ее взаимодействие с другими правоохранительными органами (ч. 1 ст. 10, ч. 2 ст. 11). Между тем именно полиция является центральным правоохранительным органом государства. Такой подход объясняется тем, что понятие «правоохранительные органы» и их система до настоящего времени не определены в законе [2].
Таким образом, в результате отсутствия надлежащих правовых положений на законодательном уровне считаем, что следует принять закон о правоохранительной деятельности. Закон приведет в систему правовые основы осуществления правоохранительной деятельности, принципы ее регулирования, определит специфику и особенности работы правоохранительных органов, в том числе и полиции. Конституция Российской Федерации устанавливает, что государство обязано быть гарантом соблюдения защиты прав и свобод человека и гражданина [1, с. 57]. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Параносенков П.М. Соблюдение прав и свобод человека как основополагающий принцип деятельности полиции Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 8. С. 57.
2. Сафонов А.Ю. Основные элементы обеспечения законности в административной деятельности полиции // Современное право. 2015. № 11. С. 31.
3. Кораблев С.Е. Социально-ориентированная стратегия деятельности полиции как фактор ее профессиональной эффективности // Вестник ВИ МВД России. 2016. № 1. С. 148-155.
4. Майоров В.И. Формирование партнерства в деятельности полиции // Обеспечение национальной безопасности. 2014. № 4. С. 26-29.
5. Майоров В.И. Административная реформа в России: внедрение механизма управления рисками // Проблемы права. 2017. № 2 (61). С. 61-65.
REFERENCES
1. Paranosenkov P.M. Soblyudenie prav i svobod cheloveka kak osnovopolagayushchij princip deyatel'nosti policii Rossijskoj Federacii // Administrativnoe pravo i process. 2014. № 8. S. 57.
2. Safonov A.YU. Osnovnye elementy obespecheniya zakonnosti v administrativnoj deyatel'nosti policii // Sovremennoe pravo. 2015. № 11. S. 31.
3. Korablev S.E. Social'no-orientirovannaya strategiya deyatel'nosti policii kak faktor ee professional'noj effektivnosti // Vestnik VI MVD Rossii. 2016. № 1. S. 148-155.
4. Majorov V.I. Formirovanie partnerstva v deyatel'nosti policii // Obespechenie nacional'noj bezopasnosti. 2014. № 4. S. 26-29.
5. Majorov V.I. Administrativnaya reforma v Rossii: vnedrenie mekhanizma upravleniya riskami // Problemy prava. 2017. № 2 (61). S. 61-65.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ДЕНИСОВИЧ Вероника Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Института права, Челябинский государственный университет, адвокат ЧГКА «Академическая», г. Челябинск. E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 24.12.2019
Рецензент:
кандидат юридических наук, доцент Иванова С.В.