Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕРАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19, ВЫЗВАННОЙ НОВЫМ КОРОНАВИРУСОМ SARS-COV-2: СРАВНЕНИЕ ВИРУЛИЦИДНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЕЗИНФЕКТАНТОВ'

К ВОПРОСУ О МЕРАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19, ВЫЗВАННОЙ НОВЫМ КОРОНАВИРУСОМ SARS-COV-2: СРАВНЕНИЕ ВИРУЛИЦИДНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЕЗИНФЕКТАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
141
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС SARS-COV-2 / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / SARS-COV-2 CORONAVIRUS / PANDEMIC COVID-19 / SAFETY / PUBLIC TRANSPORT / DISINFECTANTS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ложкина Ольга Владимировна

Общественный транспорт является важнейшей социально-экономической услугой, но в то же время все его виды (автобусы, троллейбусы, поезда, трамваи, поезда метро, арендованные автомобили, самолеты, суда и т. д.) а также вокзалы, пассажирские терминалы и аэропорты являются зонами повышенного риска распространения инфекционных заболеваний, и этот аспект стал особенно значимым в контексте пандемии COVID-19. Непрямая передача коронавируса SARS-CoV-2 через загрязненные руки и поверхности является одним из признанных способов распространения инфекции. Дезинфекция внутренних поверхностей, особенно тех поверхностей, к которым часто прикасаются, таких как ручки и поручни, перила, спинки сидений и т.д., стала повседневной практикой во многих странах мира. В настоящей работе представлен обзор имеющихся в литературе научных данных об инактивирующей эффективности широко применяемых дезинфицирующих средств в отношении коронавирусов человека и животных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ложкина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SAFETY MEASURES IN PUBLIC TRANSPORTATION AT THE PANDEMIC COVID-19 CAUSED BY THE NEW SARS-COV-2: COMPARISON OF VIRUCIDAL EFFICIENCY OF DISINFECTANTS

There is no doubt that public transport is an essential socio-economic service, but at the same time, all forms of public and shared transportation (buses, trolleybuses, trains, trams, subway trains, rental cars, planes, vessels, etc.) as well as stations, passenger terminals and airports are high-risk areas for the spread of infectious diseases, and this aspect has become particularly significant in the context of COVID-19 pandemic. Indirect transmission of the SARS-CoV-2 virus through contaminated hands and surfaces is one of the recognized ways of the spread of COVID-19. Cleaning and disinfection of inner surfaces, especially, frequently touched surfaces such as handles and rails has become an everyday practice in many countries all over the world. The present paper describes a review of the literature available information about the inactivating efficiency of widely used disinfecting substances against human and veterinary coronaviruses.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕРАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19, ВЫЗВАННОЙ НОВЫМ КОРОНАВИРУСОМ SARS-COV-2: СРАВНЕНИЕ ВИРУЛИЦИДНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЕЗИНФЕКТАНТОВ»

УДК 656.01

К ВОПРОСУ О МЕРАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19, ВЫЗВАННОЙ НОВЫМ КОРОНАВИРУСОМ SARS-COV-2: СРАВНЕНИЕ ВИРУЛИЦИДНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЕЗИНФЕКТАНТОВ

О.В. Ложкина1

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России,

199165, Санкт-Петербург, Московский пр., 149 Общественный транспорт является важнейшей социально-экономической услугой, но в то же время все его виды (автобусы, троллейбусы, поезда, трамваи, поезда метро, арендованные автомобили, самолеты, суда и т. д.) а также вокзалы, пассажирские терминалы и аэропорты являются зонами повышенного риска распространения инфекционных заболеваний, и этот аспект стал особенно значимым в контексте пандемии COVID-19. Непрямая передача коронавируса SARS-CoV-2 через загрязненные руки и поверхности является одним из признанных способов распространения инфекции. Дезинфекция внутренних поверхностей, особенно тех поверхностей, к которым часто прикасаются, таких как ручки и поручни, перила, спинки сидений и т.д., стала повседневной практикой во многих странах мира. В настоящей работе представлен обзор имеющихся в литературе научных данных об инактивирующей эффективности широко применяемых дезинфицирующих средств в отношении коронавирусов человека и животных.

Ключевые слова: коронавирус SARS-CoV-2, пандемия COVID-19, безопасность, общественный транспорт, дезинфицирующие вещества

ON THE SAFETY MEASURES IN PUBLIC TRANSPORTATION AT THE PANDEMIC COVID-19 CAUSED BY THE NEW SARS-COV-2: COMPARISON OF VIRUCIDAL

EFFICIENCY OF DISINFECTANTS

O. V. Lozhkina

St. Petersburg University of State Fire service of EMERCOM of Russia,

199165, St. Petersburg, Moskovsky, 149 There is no doubt that public transport is an essential socio-economic service, but at the same time, all forms of public and shared transportation (buses, trolleybuses, trains, trams, subway trains, rental cars, planes, vessels, etc.) as well as stations, passenger terminals and airports are high-risk areas for the spread of infectious diseases, and this aspect has become particularly significant in the context of COVID-19 pandemic. Indirect transmission of the SARS-CoV-2 virus through contaminated hands and surfaces is one of the recognized ways of the spread of COVID-19. Cleaning and disinfection of inner surfaces, especially, frequently touched surfaces such as handles and rails has become an everyday practice in many countries all over the world. The present paper describes a review of the literature available information about the inactivating efficiency of widely used disinfecting substances against human and veterinary coronaviruses.

Key words: SARS-CoV-2 coronavirus, pandemic COVID-19, safety, public transport, disinfectants

Введение

Так случилось, что в XXI веке трем крайне опасным коронавирусам удалось пересечь видовой барьер, а именно SARS-CoV (severe acute respiratory syndrome coronavirus - в дословном переводе с англ. - коронавирус, вызывающий тяжелый острый респираторный синдром), MERS-CoV (Middle-East respiratory syndrome coronavirus - в дословном переводе с англ. - коронавирус, вызывающий ближневосточный респираторный синдром) и SARS-CoV-2 - коронавирус, вызвавший пандемию атипичной пневмонии COVID-19 [1, 2].

Коронавирус 8ЛЯ8-СоУ возник в китайской провинции Гуандун в 2002 году и распространился на пять континентов, поразив 8098 человек и вызвав 774 смертельных случая. Коронавирус МЕЯ8-СоУ появился в 2012 году на Аравийском полуострове в Саудовской Аравии, где он по-прежнему является одной из основных проблем общественного здравоохранения, и был завезен в 27 стран. Им были заражены в общей сложности 2494 человека, из которых умерли 858 человек. Ранее неизвестный коронавирус, получивший название 8ЛЯ8-СоУ-2, был

1 Ольга Владимировна Ложкина - доктор технических наук, кандидат химических наук, профессор, тел.: +7 921 759-29-71, e-mail: olojkina@yandex.ru

обнаружен в декабре 2019 года в столице китайской провинции Хубэй - городе Ухане, - и был секвенирован и изолирован к январю 2020 года [1,2].

Коронавирус 8АЯ8-СоУ-2 вызвал пандемию атипичной пневмонии Со\чс1-2019. которая, по состоянию на 2 июня 2020 г., охватила все континенты, поразила 6 194 533 человек, унесла жизни 376 320 человек. Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию Со\чс1-19 чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей глобальное международное значение [3].

Очевидно, что все объекты общественного транспорта (автобусы, вагоны электропоездов, метро, трамваи, троллейбусы, электробусы, морские и речные суда, самолеты, такси, здания аэропортов, вокзалов, вестибюли метро и т.д.) являются объектами повышенного риска в распространении новой коронавирусной инфекции, прежде всего, из-за массового скопления людей, поскольку в замкнутых помещениях довольно трудно обеспечить социальное дистанцирование, во-вторых, из-за поверхностей, к которым часто прикасаются люди, - ручки, поручни, перила, спинки сидений, пряжки ремней безопасности, выключатели, автоматы по продаже билетов и жетонов, валидаторы и т.д. С другой стороны, также очевидна невозможность прекращения транспортной деятельности по причине ее острой необходимости и социальной значимости.

Для снижения риска распространения опасного инфекционного заболевания и обеспечения безопасности водителей, обслуживающего персонала и пассажиров транспортные предприятия в России и за рубежом проводят дезинфекцию транспорта несколько раз в день с использованием дезинфицирующих растворов [4-6]. Используемые дезинфицирующие препараты должны, безусловно, обеспечивать надежную защиту от вируса и в то же время быть безопасными для людей и не портить обрабатываемые поверхности, приводя к их преждевременному износу.

Целью настоящего обзора явился анализ публикаций, посвященных изучению вирули-цидного действия дезинфицирующих субстанций и препаратов в отношении группы корона-вирусов и их потребительских свойств с точки зрения их применимости для проведения текущей дезинфекции на объектах общественного транспорта.

Характеристика нового коронавируса

SARS-CoV-2

Коронавирусы имеют сферическую форму, их размер составляет приблизительно 125 нм в диаметре, на поверхности расположены шипы (рис. 1), создающие видимость солнечной

короны [1, 2]. По этой причине эта группа вирусов и получила такое название.

Гемагглютинин-эстераза [НЕ)

гпикопротеиновый тример э

, Мембранный белокМ

Малый обопочечно-мембранный белок Е

-^ Липидная двухслойная

мембрана • Спиральный нуклеокапсид: РНК и нуклеопротеин N

Рисунок 1 - Строение коронавируса

Спирально симметричный нуклеокапсид находится внутри липопротеиновой внешней оболочки, что, на самом деле, является редкостью среди положительных РНК-вирусов [1, 2].

Размер генома варьируется от 26 до 32 тысяч пар оснований, т.е. коронавирусы имеют самый большой геном среди РНК-вирусов [1, 2]. Геном и структура вируса SARS-CoV-2 является типичной для этой группы вирусов [1, 2].

Порядок дезинфекционной обработки

общественного транспорта

Ежедневная дезинфекция общественного транспорта (автобусов, троллейбусов,элек-тробусов, вагонов трамваев и метро) должна проводиться на специализированных постах дезинфекции, оборудованных в моечных блоках, не реже двух раз в сутки (т.е. по окончании каждой смены) после предварительной мойки.

При выполнении всех видов длительных рейсов (воздушным, автобусным, железнодорожным, водным транспортом), рекомендуется каждые два часа проводить дезинфекционную обработку контактных поверхностей в помещениях общего пользования, в т.ч. в помещениях для приготовления/приема пищи и туалета с использованием зарегистрированных в установленном порядке и разрешенных для применения на этом виде транспорта дезинфицирующих препаратов.

Для проведения текущей дезинфекции поверхностей салонов транспортных средств Роспотребнадзор РФ и санитарные службы других стран [7, 8] рекомендуют использовать зарегистрированные в установленном законодательством порядке хлорсодержащие препараты (натриевую соль дихлоризоциануровой кислоты в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0,06 %, хлорамин Б в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3,0 %), перекись водорода с концентрацией не менее 3,0 %, четвертичные аммониевые соединения (ЧАСы) с концентрацией действующего вещества в рабочем растворе не менее 0,5 %, третичные амины в концентрации в рабочем растворе не менее 0,05 %, полимерные

производные гуанидина в концентрации в рабочем растворе не менее 0,2 %. Также можно применять спиртовые растворы с содержанием спирта не менее 70 % в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей.

Сравнительный анализ дезинфектан-тов по вирулицидной активности в отношении коронавирусов

Вирулицидная активность биоцидных агентов оценивается двумя стандартными методами: суспензионным методом и методом нанесения на тест-объекты (поверхности) [8, 9]. В РФ еще широко применяется метод батистовых тест-объектов [8].

Суспензионный тест процедурно более легкий, но в то же время некоторые специалисты считают его менее надежным, чем тест, основанный на обработке тест-объектов [9], при котором биологический материал сначала наносится на поверхность, потом высушивается при комнатной температуре, а затем обрабатывается раствором дезинфектанта.

Поскольку в естественной среде патогены адсорбируются на различных поверхностях, зачастую загрязненных органическими и прочими остатками, считается, что результаты испытаний с использованием метода нанесения на тест-объекты c белковой нагрузкой более адекватны для прогнозирования активности химических биоцидов в полевых условиях [9].

В соответствии с отечественными методическими рекомендациями [8], вирулицидное дезинфицирующее средство (субстанция) должно подавлять инфекционность обязательных для испытаний тест-вирусов - полиовируса и аденовируса на исследуемых объектах не менее, чем на 4 log ТЦИД508 (т. е. степень инактивации должна быть не менее 99,99 %), в зарубежной литературе дезсредства признаются эффективными при подавлении инфекционности вируса более, чем на 3 log ТЦИД50 [9-17].

В марте 2020 года в научном журнале Journal of Hospital Infection вышла обзорная статья G. Kampf [10], посвященная анализу эффективности дезсредств в отношении группы коро-навирусов и основанная как на результатах собственных предыдущих работ [11, 12], так и на работах других ученых [13, 14] - всего в списке литературы упоминается 41 публикация.

Авторы пришли к выводу о том, что вирусы SARS-CoV, MERS-CoV, SARS-CoV-2 могут сохраняться на бумаге и алюминии в течение 2-8 часов, на пластике, стали, керамике, стекле -до 5-9 дней. Авторы также утверждают, что

8ТЦИД50 - доза, ингибирующая репродукцию вируса на 50%

коронавирус может быть легко инактивирован этанолом (при содержании спирта более 62 %), перекисью водорода в концентрации 0,5 мас. %, раствором гипохлорита натрия в концентрации 0,1 % в течение 1 минуты. Однако такие биоцид-ные вещества, как четвертичное аммониевое соединение (ЧАС) алкилдиметилбензиламмония хлорид в концентрациях 0,05-0,2 % и хлоргекси-дина биглюконат в концентрации 0,02 % не обладают достаточным вирулицидным действием в отношении коронавирусов. В то же время авторы указывают на большую противоречивость данных об эффективности ЧАСов в отношении инактивации коронавирусов.

В связи с этой публикацией в научном сообществе разгорелась полемика, в редакцию журнала поступило письмо-опротестование [15], в котором справедливо отмечается, что статья G. Kampf и коллег была опубликована без рецензирования и что представленная в ней информация противоречива сама по себе и противоречит официальным рекомендациям. Применение дезинфицирующих средств на основе ЧАС для дезинфекции в условиях распространения COVID-19 было официально рекомендовано властями большинства стран. Например, в США в список разрешенных дезинфицирующих средств для использования против SARS-CoV-2 (по состоянию на апрель 2020 г.) включено 370 препаратов, из которых 171 (48 %) содержат в качестве действующих веществ только ЧАС и еще 33 дезсредства содержат ЧАС и другие биоциды [16].

Полемика была поддержана и в других публикациях [17].

Дело в том, что ЧАСы, относящиеся к классу катионных поверхностно-активных веществ, являются «мягкими» дезинфектантами, они менее токсичны для людей, чем составы на основе соединений хлора или альдегидов [1821], не обесцвечивают и не вызывают преждевременную коррозию обрабатываемых поверхностей, как соединения хлора и перекиси, что делает их весьма привлекательными с точки зрения потребительских свойств. Наличие биоцид-ного действия, с одной стороны, и несомненные потребительские преимущества, с другой, привели к широкому применению дезинфицирующих препаратов на основе ЧАС как в медицинской практике, так и в быту, например, 0,3 % растворы ЧАС часто используются в качестве пропитывающих растворов дезинфицирующих салфеток.

В табл. 1 представлены данные о виру-лицидной активности ЧАС в отношении корона-вирусов [10, 17].

Таблица 1 - Оценка вирулицидной активности ЧАС и хлоргексидина биглюконата по результатам испытаний разных исследовательских групп [10, 17]

Действ. в-во* Конц-ия, мас. % Метод тест-ия** Вирус*** Экспозиция Подавление инфек-цион-ти Вирулицид-ная активность

АДМБАХ 0,04 МНТО HCoV 1 мин 3,0 -

АДМБАХ, HCl 0,04/pH 1,0 МНТО HCoV 1 мин >3,0 +

АДМБАХ, этанол 0,04/70 МНТО HCoV 1 мин >3,0 +

АДМБАХ 0,2 СМ HCoV 10 мин 0 -

АДМБАХ 0,05 СМ CCoV 10 мин >3,7

АДМБАХ 1,0 СМ SARS-CoV 5-30 мин Подавление репликации, сохранение ин-тактной РНК +

Microbac forte (АДМБАХ) 0,5 СМ SARS-CoV 30, 60 мин >6,13 +

Kohrosolin FF (АДМБАХ) СМ SARS-CoV 30, 60 мин >3,75 +

ХГБГ 0,008 МНТО HCoV 5 мин <3,0 -

ХГБГ, этанол 0,008/ 70 МНТО HCoV 5 мин >3,0 +

ХГБГ, АДМБАХ 0,008/ 0,058 МНТО HCoV 10 мин 4,0 +

ДДДМАХ 0,0025 СМ CCoV 3 дня >4,0 +

АДМБАХ 0,00175 СМ CCoV 3 дня 3,0 -

АДМБАХ, этанол СМ MHV 30 с >3,0 +

Примечания: * АДМБАХ - алкилдиметилбензиламмония хлорид, ДДДМАХ - дидецилдиметиламмония хлорид, ХГБГ - хлоргексидина биглюконат; ** СМ - суспензионный метод, МНТО - методом нанесения на тест-объекты; *** HCoV - Human Coronavirus; SARS-CoV - Severe Acute Respiratory Syndrome Coronavirus; CCoV - Canine Coronavirus; MHV - Coronavirus Mouse Hepatitis Virus.

на поверхности в течение 30 мин. после обра-

Анализ этих данных свидетельствует о явно недостаточной изученности вирулицид-ного действия ЧАС и хлоргексидина биглюко-ната в отношении группы коронавирусов. Во-первых, большинство этих результатов были получены более 15 лет назад [10, 17], и испытания были выполнены в отношении алкилдиме-тилбензиламмония хлорида. Исследования, проведенные разными авторами противоречивы: одни авторы установили, что это вещество не обладает достаточным вирулицидным действием в отношении коронавирусов в концентрации 0,002-0,2 мас. %, в то же время в работе [22] была продемонстрирована его эффективность в концентрации 0,05 % при 10-минутной экспозиции, в другой - в концентрации 0,5 % при экспозиции 30 мин [10, 17]. Отдельного внимания заслуживает исследование, выполненное в 2004 г. Ап8аЫ1 и коллегами [23], в ходе которого они проанализировали эффективность ал-килдиметилбензиламмония хлорида в отношении SARS-CoV и доказали, что 1%-ый раствор этого вещества в течение 5 мин. подавляет репликацию, в то же время методом обратной по-лимеразно-цепной реакции ими было установлено, что интактная РНК SARS-CoV оставалась

ботки. И здесь возникает вопрос, является ли сама по себе интактная РНК без оболочки инфекционным агентом или нет?

Информация о вирулицидном действии в отношении коронавирусов более современного и более эффективного ЧАС дидецилдиме-тиламмония хлорида пока что практически отсутствует.

Следует отметить, что во всех публикациях подтверждается эффективность комбинированных препаратов, в состав которых кроме ЧАС входят более сильные дезинфицирующие субстанции (альдегиды, третичные амины, по-лигуанидины).

Заключение

Практика дезинфекционной обработки общественного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры стала императивом в период пандемии COVID-19 и останется таковой и в посткоронавирусный период и, безусловно, имеет важное значение в формировании доверия пассажиров к общественному транспорту.

А перед обществом встает вопрос о поиске золотой середины по принципу

необходимости и достаточности. С одной стороны, очевидна необходимость усиления дезинфекционной обработки транспорта и объектов транспортной инфраструктуры с целью недопущения распространения крайне опасного инфекционного заболевания COVID-19. C другой стороны, необходимо помнить, что чрезмерное употребление дезинфицирующих средств в неоправданно высоких концентрациях может приводить к целому ряду нежелательных последствий - проявлению аллергических реакций у людей, обесцвечиванию и преждевременной коррозии обрабатываемых поверхностей, а постоянное использование дезпрепаратов - к появлению резистентных патогенных микроорганизмов, - не секрет, что наличие внутрибольнич-ных устойчивых штаммов является серьезной проблемой медицинских учреждений.

Литература

1. D. Wu, T. Wu, Q. Liu, Z. Yang. The SARS-CoV-2 outbreak: What we know. Int. J. Infect. Dis. 2020. V. 94. Pp. 44-48.

2. Yasmin A. MALIK. Properties of Coronavirus and SARS-CoV-2. Malaysian J. Pathol. 2020. V. 42(1). Pp. 3-11.

3. Coronavirus disease (COVID-19) pandemic. Official site of World Health Organization. https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coro-navirus-2019

4. В Москве наземный транспорт начали дезинфицировать на всех конечных станциях маршрутов.28 мая 2020 г. Официальный сайт мэра Москвы. Режим доступа: https://www.mos.ru/news/item/74741073/

5. Considerations for infection prevention and control measures on public transport in the context of COVID-19. Technical report of the European Centre for Disease Prevention and Control. Available at: https://www.ecdc.europa.eu/en/publications-data/covid-19-prevention-and-control-measures-public-transport

6. European Commission (EC) - Mobility and transport. Coronavirus response. Available at: https://ec.europa.eu/transport/coronavirusre-sponse_en?modes=All&category=3800

7. Рекомендации Роспотребнадзора по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 от 20.04.2020. Режим доступа:

https ://www. rospotrebnad-

zor. ru/file s/news/KORONOVIRUS/Транспорт. pdf

8. Изучение и оценка вирулицидной активности дезинфицирующих средств: Методические указания. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010. 39 с.

9. S. A. Sattar, V. S. Springthorpe, O. Adegbunrin, A. A. Zafer, M. Busa. A disc-based quantitative carrier test method to assess the virucidal activity of chemical germicides. Journal of Virological Methods. 2003. V. 112 (1). P. 3-12.

10. G. Kampf, D. Todt, S. Pfaender, E. Steinmann. Persistence of coronaviruses on inanimate surfaces and their

inactivation with biocidal agents. Journal of Hospital Infection. 2020. V. 104 Pp. 246-251.

11. H.F. Rabenau, G. Kampf, J. Cinatl, H.W. Doerr. Efficacy of Various Disinfectants Against SARS Corona-virus. J. Hosp. Infect. 2005. V. 61(2). Pp. 107-111.

12. H.F. Rabenau, J. Cinatl, B. Morgenstern, G. Bauer, W. Preiser, H.W. Doerr. Stability and Inactivation of SARS Coronavirus. Med. Microbiol. Immunol. 2005. V. 194(1-2). Pp. 1-6.

13. C. Dellanno, Q. Vega, and D. Boesenberg. The antiviral action of common household disinfectants and antiseptics against murine hepatitis virus, a potential surrogate for SARS coronavirus. Am. J. Infect. Control. 2009. V. 37(8). Pp. 649-652.

14. H. Fathizadeh, P. Maroufi, M. Momen-Heravi, S. Dao, et al. Protection and disinfection policies against SARS-CoV-2 (COVID-19). Le Infezioni in Medicina. 2020. № 2. Pp. 185-191.

15. T. Glasbey, G. Whiteley. Letter to the Editor: Observations on disinfectant performance. Journal of Hospital Infection. Available at: https://www.journalofhospitalin-fection.com/article/S0195-6701(20)30209-7/fulltext

16. US Environmental Protection Agency. List N: disinfectants for use against SARS-CoV-2. US EPA, Washington, DC2020. Available at: https://www.epa.gov/pesticide-registration/list-n-disin-fectants-use-against-sars-cov-2

17. Cassandra L. Schrank, Kevin P. C. Minbiole, and William M. Wuest. Are Quaternary Ammonium Compounds, the Workhorse Disinfectants, Effective against Severe Acute Respiratory Syndrome-Coronavirus-2? Infectious Diseases. 2020. Available at: https://dx.doi.org/10.1021/acsinfecdis.0c00265

18. Ложкина О.В., Ложкин В.Н., Савинов А.Г. Теория и практика применения инновационных полимерных материалов в условиях нарастающих угроз биолого-социального характера: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2019. 168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Ложкина О.В., Савинов А.Г., Воробьева Е.Н. Кожные антисептики - стратегия выбора. Поликлиника. 2008. № 6-2. С. 80-81.

20. Lozhkina O.V., Savinov A.G., Afinogenova A.G. Study of effectiveness and antimicrobial activity of an alcohol-free, non-rinse antiseptic developed for skin disinfection in emergency situations. Book of abstracts of the 19th European Congress of Clinical Microbiology and Infectious Diseases. - Helsinki, Finland, 2009.

21. Данко Ю.Ю., Кузьмин В.А., Фогель Л.С., Полякова О.Р., Савенков К.С., Ложкина О.В. Cанация животноводческих помещений препаратом Триосепт-Вет. Иппология и ветеринария. 2015. № 3 (17). С. 3942.

22. Saknimit M, Inatsuki I, Sugiyama Y, Yagami K. Vir-ucidal efficacy of physico-chemical treatments against coronaviruses and parvoviruses of laboratory animals. Jikken Dobutsu Exp. Anim. 1988. V. 37. P. 341-345.

23. Ansaldi F., Banfi, F., Morelli, P. et al. SARS-CoV, influenza A and syncitial respiratory virus resistance against common disinfectants and ultraviolet irradiation. J. Prev. Med. Hyg. 2004. V. 45. P. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.