УДК 343
DOI 10.24411/2078-5356-2018-10411
Александрова Ирина Александровна Irina A. Aleksandrova
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
doctor of sciences (law), associate professor, professor of the department of criminal and criminal-executive law
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of Internal affairs of Russian (3 Ankudinovskoe shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)
E-mail: [email protected]
К вопросу о механизме правового регулирования оборота криптовалют в современном уголовном процессе
To the question of legal regularly mechanism of crypto currency turnover in a modern criminal procedure law
В статье обозначены некоторые проблемы регулирования отношений, связанных с использованием криптовалют. Позиция, изложенная автором, направлена на повышение эффективности разрабатываемых государством мер защиты участников криптовалютного рынка и укрепление доверия к предлагаемым законодательным инициативам по формированию цифровой экономики.
Ключевые слова: криптовалюта, правовое регулирование, криптодеятельность.
The article outlines some problems of regulation of relations related to the use of crypto-currencies. The position stated by the author is aimed at increasing the efficiency of state protection measures for participants in the crypto-currency market and strengthening confidence in the proposed legislative initiatives for the formation of the digital economy.
Keywords: crypto-currency, law regulation, crypto-activity.
В современной России формирование цифровой экономики признано стратегическим национальным приоритетом [1, п. «е» ст. 21 р. III], необходимым условием конкурентоспособности бизнес-моделей российских организаций в глобальной цифровой экономике. Понимание того, что технологический прогресс не остановить, и цифровое пространство может стать основой для повышения эффективности экономики, роста реальных доходов граждан, развития инфраструктурных, промышленных проектов, улучшения делового климата, площадкой для стартапов и развития малого и среднего бизнеса с его возможностями смарт-контрактов, есть на уровне Президента РФ [2], что предопределило в рамках реализации программы «Циф-
ровая экономика Российской Федерации» [3] целый ряд законодательных инициатив [4-7]. Разработчики проектов пытаются урегулировать новое явление, которое рождено падением доверия граждан к традиционным институтам государственного управления, включая сферу экономики, и создано для взаимообмена (коммерческого и некоммерческого характера), независимо от официальной финансово-банковской системы.
Россия может стать одним из первых государств, установивших правовое регулирование деятельности, прямо или косвенно связанной с криптоконверсией.
Возможно, что создание национальной крип-товалюты позволит российским компаниям, по-
© Александрова И.А., 2018
павшим под внешние ограничения, проводить расчетные операции со своими зарубежными партнерами в условиях санкционного режима [8]. Это одно из обстоятельств, стимулирующих легализацию криптовалют в России.
В настоящее время международное сообщество и регулирующие органы большинства зарубежных юрисдикций предпочитают осуществлять наблюдение за развитием крипто-валютного обмена и предупреждать о рисках, связанных с использованием цифровых валют.
В Таиланде 14 мая 2018 года вступило в силу законодательство, регулирующее оборот криптовалют, согласно которому гражданам грозит тюремный срок до двух лет или штраф в двойном размере от суммы операции по продаже криптовалют без регистрации в специальной комиссии по безопасности при фондовой бирже [9]. В Республике Беларусь 28 мая 2018 года вступил в силу декрет «О развитии цифровой экономики», не признавший токены средством платежа, но легализующий при регистрации на базе Парка высоких технологий хранение токе-нов на виртуальных кошельках, обмен, приобретение, отчуждение их за деньги, дарение и завещание [10].
Правительства Японии, Австралии, Южной Кореи, Канады, Нидерландов, США, Великобритании, Европейского союза стремятся создать благоприятные условия для развития инновации и технологического прогресса, потому полностью или частично легализуют оборот криптовалюты, предоставляют возможность оплачивать криптовалютами товары и услуги. Так, в Австралии наряду с неправительственными проектами с акцентом на цифровые валюты и децентрализованные технологии blockchain, например, используется для государственного управления сухопутным транспортом, в крипто-валюте по соглашению между работодателем и работником компании может выплачиваться заработная плата.
Распределенные реестры (blockchain) используют в финансовой сфере российские компании, что позволяет успешно адаптироваться к конкретным потребностям компаний-партнеров(сделка «Северстали»сРеспубликой Беларусь, август 2017 г.; основатель фермерского кооператива 1аука1аука Борис Акимов для продвижения на рынке своих товаров или услуг с сентября 2017 г.), и планируют применять российские государственные органы (в системе пенсионного накопления, в процедуре голосования).
С другой стороны, надо признать и то, что в странах с быстрорастущими рынками финансовых цифровых технологий есть тенденция запрета на криптодеятельность. Китай с февраля 2018 года объявил незаконными операции первичного размещения токенов криптовалют, заблокировал веб-сайты, специализирующиеся на торговле криптовалютой и ICO (Initial Coin Offering), ужесточил правила инвестирования в зарубежные ICO. Япония в январе 2018 года после хищения со счетов пользователей онлайн-аккаунтов биржи Coincheck 530 млн долларов заявила об ужесточении контроля за криптобир-жами, объяснив такую позицию заботой о безопасности финансовых рынков.
Россия этап «борьбы с криптовалютой» миновала: Минфин России в сентябре 2015 года вносил на рассмотрение в Государственную Думу РФ законопроект об уголовной ответственности за выпуск и оборот криптовалют [11], предусматривающий наказание до четырех лет лишения свободы, Роскомнадзор с 2014 по 2017 год заблокировал 24 сайта, связанных с торговлей криптовалютами или распространяющих информацию о криптовалютах [12].
В настоящее время российским правительством поддерживается идея прагматизма: наработанный опыт взаимообмена с использованием цифровых валют может приносить пользу государственной системе, если правила оборота цифровой валюты будут определены и урегулированы, эмитентов обяжут получить лицензии, анонимность участников криптоконверсии будет сведена к минимуму. Очевидно, в условиях экономических санкций российское правительство (как в Венесуэле, Беларуси) видит в криптовалютах возможность противостоять западному доминированию.
Несмотря на широкое распространение, удобство и признание инновационной и технологической реформы, до настоящего времени нет единства в определении природы и правового статуса цифровых валют. Отсюда возникают трудности в обеспечении возможности государственного контроля над всем процессом крипто-валютного бизнеса и выдвижении юридических требований к криптовалютной деятельности, в том числе в определении правил и условий взимания налогов с (дохода) прибыли, полученной в криптовалюте.
Полезен зарубежный опыт в этом плане. В Японии, признанной мировым лидером в области инноваций и финансовых технологий, принят закон, регулирующий работу крипто-
бирж, требующий от продавцов криптовалюты под угрозой применения административных мер регистрации в Агентстве по финансовым услугам (FSA), в соответствии с которым криптовалюты получили статус объекта, подобного активам, как юридические средства обмена и платежа. Венесуэла пошла еще дальше - признала свою криптовалюту Рв&о платежным средством и обеспечила ее поддержку своими запасами нефти, золота и бриллиантов. В соответствии с Гражданским кодексом Аргентины цифровые валюты могут рассматриваться как товар. Отметим, что популярность криптовалюты в латиноамериканских странах связана с неблагоприятными экономическими условиями.
Как правило, криптовалюта рассматривается как нематериальный актив или товар для целей налогообложения. Цифровые валюты и операции с ними облагаются налогом по общим налоговым правилам: доходы, полученные физическими лицами в криптовалюте, облагаются подоходным налогом; прибыль, полученная юридическими лицами в цифровой валюте, облагается корпоративным налогом; при продаже криптовалюты взимается потребительский налог, который аналогичен налогу на добавленную стоимость. Так, в Австрии криптовалюта определена как нематериальный актив, отсюда доходы от продажи криптовалюты подлежат подоходному налогу. В Китае криптовалюта признана виртуальным товаром и потому при ее продаже взимается налог на добавленную стоимость, а доход или прибыть, полученные от оборота криптовалюты, подлежат корпоративному налогу, индивидуальному подоходному налогу и налогу на прирост капитала.
В США, одной из самых удобных юрисдик-ций для оборота криптовалют (многие товары и услуги могут быть приобретены как фиатными, так и электронными деньгами и цифровыми валютами, банкоматы обменивают криптовалюты и фиатные деньги, криптовалютные операции совершают биржи, хедж-фонды, компании), на федеральном уровне правительство отказывается «чрезмерно регулировать» использование криптовалют [13]. Криптодеятельность урегулирована на уровне штатов: криптовалютные бизнес-операции подлежат лицензированию, цифровые валюты, как правило, определены как ценные бумаги, а транзакции, связанные с виртуальными валютами, облагаются налогом по общим налоговым правилам.
Понимание криптовалюты как товара (имущества) влияет на включение ее в конкурсную
массу должника по делам о признании гражданина-должника несостоятельным (банкротом) и позволит при процедуре банкротства взыскать криптовалюту с должника. Именно банкротство биткойн-биржи MtGox в феврале 2014 года побудило Японию урегулировать сферу криптовалют.
Пока в России криптовалюты не являются ни валютой, ни ценными бумагами, ни товаром, а потому налоговый режим к обороту криптовалют не применяется. От этого определения зависит действие общих налоговых правил для держателей криптовалюты. Выручка, полученная от добычи (майнинга), также подлежит налогообложению. Если устоит предложение Минфина России, и цифровые валюты официально определят как товар по российскому законодательству, то при их продаже будет взиматься налог на добавленную стоимость. Вариант официального закрепления понятия криптовалюты важен для обеспечения охраны отношений, связанных с ее оборотом.
Одним из примеров признания владельца криптовалюты банкротом в России и невозможности взыскания с него кредиторской задолжно-сти из-за отсутствия однозначного определения того, что есть криптовалюта, является решение Девятого арбитражного апелляционного суда города Москвы (дело № А40-124668/17-71-160 Ф) [14] по делу Царькова, и таких решений много.
Неурегулированность оборота криптовалю-ты может использоваться не только недобросовестными гражданами для сокрытия своих активов, вывода средств за пределы России, но также и в других противоправных целях. Так, Федеральная служба расследований (США) еще в 2012 году выразила озабоченность анонимностью держателей криптовалюты, что чревато использованием ее в криминальной деятельности, в том числе финансировании терроризма. Генпрокуратура РФ зафиксировала рост использования криптовалюты как инструмента легализации доходов, полученных преступным путем [15].
Ясность в определении криптовалюты важна для целей уголовно-правовой охраны держателей криптовалюты и криптобизнеса, в том числе от мошеннических схем с участием цифровых технологий. При официальном признании в России криптовалюты товаром (имуществом) действующее уголовное законодательство может обеспечить надежную охрану налоговому администрированию криптодеятельности, имеет достаточно средств для охраны от криминальных посягательств на собственность держателей
криптовалюты, однако в отношении злоумышленников статьи 174-174.1, 205.1 УК РФ, предусматривающие ответственность за отмывание денежных средств и содействие террористической деятельности, включиться не смогут.
Исключить эту недоработку возможно путем создания специальных законов для регулирования криптовалютных транзакций,ограничивающих анонимность участников криптобизнеса. Политика «знай своего клиента (KYC/AML (Know Your Customer and Anti-Money Laundering)) и будь транспарентной» проводится Японией в отношении деятельности «криптобирж». Игроки криптобизнеса (для получения лицензии) должны быть готовы в интересах обеспечения безопасности и предотвращения отмывания денежных средств показать владельцев криптовалют и их конечных бенефициаров.
Однако развитие таких ограничительных мер чревато наступлением официальной государственной системы на открытые цифровыми технологиями возможности децентрализованного взаимообмена, самоорганизации бизнес-деятельности в наиболее удобных рамках без границ и посредников посредством транзакций анонимных держателей криптовалют, другими словами, - тотальным контролем за крипто-деятельностью. С другой стороны, модель тотального контроля не пугает граждан Швеции, которые добровольно и массово имплантируют себе под кожу электронные чипы.
Использование цифровых технологий в современном мире - естественный и быстроразви-вающийся процесс, популярность криптовалют растет как в финансовой, так и в управленческой сфере. России важно не отставать от тенденций мировой экономики, быть конкурентоспособной в глобализирующемся - цифровом мире, защищать свои национальные интересы.
Примечания
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2901.
2. Перечень поручений по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере 21 октября 2017 года. URL: http:// kremlin.ru/acts/assignments/orders/55899 (дата обращения: 23.08.2018).
3. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Собрание законодательства РФ. 2017. № 32, ст. 5138.
4. Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге): проект федерального закона № 419090-7 (ред., внесенная в ГД РФ Минэкономразвития России, текст по состоянию на 20.03.2018). URL: http://sozd.parlament.gov.ru/ search?q=419090-7&submit= (дата обращения: 23.08.2018).
5. О цифровых финансовых активах: проект федерального закона № 419059-7 (ред., внесенная в ГД ФС РФ Минфин России, текст по состоянию на 20.03.2018). URL: http://sozd.parlament.gov.ru/ search?q=419059-7+&submit= (дата обращения: 23.08.2018).
6. Об аккредитации организаций, предоставляющих возможность выпуска цифровых токенов: проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минкомсвязью России 09.02.2018). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/5664-4408/ (дата обращения: 23.08.2018).
7. О системе распределенного национального майнинга: проект федерального закона № 373645-7 (внесенный депутатом ГД РФ Р.Д. Курбановым 25.01.2018). URL: http://sozd. parlament.gov.ru/bill/373645-7 (дата обращения: 23.08.2018).
8. Совещание по вопросам законодательного регулирования криптовалют 12 декабря 2017 года. URL: http://kremlin.ru/events/administration/56377 (дата обращения: 23.08.2018).
9. URL: https://rg.ru/2018/05/14/tailand-uzakonil-oper-acii-s-kriptovaliutami.html (дата обращения: 23.08.2018).
10. URL: https://rg.ru/2018/03/26/belarus-pervoj-v-mire-kompleksno-vvedet-kriptovaliuty-v-zakon.html (дата обращения: 23.08.2018).
11. URL: https://bits.media/news/zakonoproekt-o-zaprete-kriptovalyut-budet-vnesen-v-gosdumu-v-iyune/ (дата обращения: 23.08.2018).
12. URL: https://news.rambler.ru/economics/38303477-roskomnadzor-zablokiroval-13-saytov-o-kriptovalyutah/ ?updated (дата обращения: 23.08.2018).
13. URL: https://forum.bits.media/index.php?/top-ic/88470 (дата обращения: 23.08.2018).
14. URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3e155cd1-6bce-478a-bb76-1146d2e61a4a/55a44499-2583-45f6-ba7e-f34962a62ce5/A40-124668-2017_20171024_ Reshenija_i_postanovlenija.pdf (дата обращения: 23.08.2018).
15. URL: https://news.rambler.ru/economics/38303477-roskomnadzor-zablokiroval-13-saytov-o-kriptovalyutah /?updated (дата обращения: 23.08.2018).
Notes
1. On the Strategy for the development of the Information society in the Russian Federation for 2017-2030: decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 no. 203. Collection of legislative acts of the RF, 2017, no. 20, art. 2901. (In Russ.)
2. List of instructions for the meeting on the use of digital technologies in the financial sector on October 21, 2017. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/or-ders/55899 (accessed 23.08.2018). (In Russ.)
3. Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 no. 1632-r «On the approval of the program «Digital Economy of the Russian Federation». Collection of legislative acts of the RF, 2017, no. 32, art. 5138.
4. About alternative ways of investment attraction: project of the federal law no. 419090-7 (ed., introduced in the state Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation the Ministry of economic development, the text as 20.03.2018). URL: http://sozd.parlament.gov. ru/search?q=419090-7&sub-mit= (accessed 23.08.2018). (In Russ.))
5. On Digital Financial Assets: draft federal law no. 419059-7 (as amended by the State Duma of the Russian Federation Ministry of Finance, text as of March 20, 2013). URL: http://sozd.parlament.gov. ru/search?q=419059-7+&submit= (accessed 23.08.2018). (In Russ.)
6. On the Accreditation of Organizations that Provide the Possibility of Issue of Digital Tokens: draft decree of the Government of the Russian Federation (prepared by the Ministry of Communications of Russia on 09.02.2018). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/56644408/ (accessed 23.08.2018). (In Russ.)
7. On the System of Distributed National Mining»: draft federal law no. 373645-7 (introduced by the Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Rus-
sian Federation, RD Kurbanov, January 25, 2013). URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/373645-7 (accessed 23.08.2018). (In Russ.)
8. Meeting on Legislative Regulation of Crypto-Cur-rency December 12, 2017. URL: http://kremlin.ru/events/ administration/56377 (accessed 23.08.2018). (In Russ.)
9. URL: https://rg.ru/2018/05/14/tailand-uzakonil-operacii-s-kriptovaliutami.html (accessed 23.08.2018). (In Russ.)
10. URL: https://rg.ru/2018/03/26/belarus-pervoj-v-mire-kompleksno-vvedet-kriptovaliuty-v-zakon.html (accessed 23.08.2018). (In Russ.)
11. URL: https://bits.media/news/zakonoproekt-o-zaprete-kriptovalyut-budet-vnesen-v-gosdumu-v-iyune/ (accessed 23.08.2018). (In Russ.)
12. URL: https://news.rambler.ru/economics/38303477-roskomnadzor-zablokiroval-13-saytov-o-kriptovalyut-ah/?updated (accessed 23.08.2018). (In Russ.)
13. URL: https://forum.bits.media/index.php?/top-ic/88470 (accessed 23.08.2018). (In Russ.)
14. URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3e155cd1-6bce-478a-bb76-1146d2e61a4a/55a44499-2583-45f6-ba7e-f34962a62ce5/A40-124668-2017_20171024_ Reshenija_i_postanovlenija.pdf (accessed 23.08.2018). (In Russ.)
15. URL: https://news.rambler.ru/economics/38303477-roskomnadzor-zablokiroval-13-saytov-o-kriptovalyutah /?updated (accessed 23.08.2018). (In Russ.)