ИСТОРИЯ
УДК 371.6
К ВОПРОСУ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ОСНАЩЁННОСТИ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
А.С. Воловский
Рассказывается о материально-технической оснащённости церковноприходских школ Тульской губернии в конце XIX- начале XX веков: о состоянии школьных зданий, снабжении школ учебниками и учебной литературой, обеспечении учащихся письменными принадлежностями, количестве и качестве школьных библиотек.
Ключевые слова: церковно-приходские школы, церковный приход, начальное образование, школьные библиотеки, школьные учебники.
Крайне важным аспектом постановки церковно-школьного дела в Тульской губернии был вопрос их материально-технической оснащённости, поскольку для успешного осуществления церковно-приходскими школами образовательной деятельности была необходима ощутимая материальная поддержка (как из казённых источников, так и от частных благотворителей): учебники и учебные пособия, школьные библиотеки, содержащие литературу для внеклассного чтения и, самое главное, приспособленные для учебного процесса школьные здания. Кроме того, учащимся необходимы были разного рода канцелярские принадлежности. В статье автор постарается рассмотреть, как решался данный вопрос применительно к Тульской губернии. Работа подготовлена на основе опубликованных дореволюционных источников.
Определяющим критерием при оценивании эффективности работы той или иной церковно-приходской школы было состояние школьного здания. От благоустроенности школы зависели и общая успеваемость учащихся, и продолжительность занятий в течение года/дня, и даже квалификация учительского состава школы.
Обычно помещениями для церковно-приходских школ служили собственные дома кого-либо из членов причта или же наёмные и частные квартиры, реже - церковные сторожки и другие хозяйственные здания, принадлежащие церковному приходу. Многие из этих зданий, особенно в
первые годы действия «Правил о церковно-приходских школах» 1884-го года, были не приспособлены для учебных целей. Церковные сторожки и частные квартиры особенно часто попадали в категорию неподходящих зданий для ведения педагогического процесса, поскольку были «сыры, холодны, темны, угарны, без столов и скамей» [1, 5, с. 26] В таких школах неудобно было проводить занятия, учащиеся и учителя чаще болели, а в холодное время года занятия порой прекращались вовсе. Даже за денежное вознаграждение в подобных учебных заведениях трудно было удержать педагогов, которые при первой возможности стремились перейти в более благоустроенную школу. В некоторых приходах в связи с ветхостью всех подходящих под школьное помещение зданий занятия не могли проводиться на протяжении длительного периода времени.
Со временем под школы возводились новые здания: делалось это, как правило, на средства частных благотворителей или Тульского Епархиального братства во имя св. Иоанна Предтечи. Этот был длительный, но эффективный процесс: так, если в 1888/89 учебном году из 255 школьных зданий только 137 было признано удобными и 118 неудобными [2, 2, с. 46], то уже в 1896/97 учебном году, т.е. менее чем через 10 лет, из 273 школьных зданий 228 признавались удобными при 45 неудобных помещениях [3, 6, с. 27]. Кроме того, к концу XIX - началу XX веков при большинстве учебных зданий имелись квартиры для учителей, а часть школьных зданий даже страховалась.
Учебниками и учебными пособиями церковные школы епархии (кроме второклассных и церковно-учительских) снабжались за счёт средств Синодального и Епархиального училищных советов и их уездных отделений, в этом деле также помогали частные благотворители. Такими пособиями служили исключительно книги, указанные в программах учебных предметов и рекомендованные училищным советом при Синоде [4, 3, с. 51].
В отчётах отмечается, что, «несмотря на бесплатную рассылку многих из них из хозяйственного управления Святейшего Синода и покупку на счёт сумм, поступающих в Епархиальный училищный совет из местной епархии, учебников и учебных пособий было недостаточно» [5, 2, с. 45]. Стоит отметить, что при распределении запаса учебных руководств и пособий совет, не имея средств снабдить все школы губернии в достаточном количестве (соответственно числу учащихся), обычно выдавал их только для половины учеников.
По свидетельству наблюдателей и ревизоров, не все школы снабжались книгами в достаточном количестве. Среди школ, находящихся в этом отношении в достаточно благоприятных условиях, были и такие, в которых недостаток учебников подрывал всю эффективность образовательного процесса. Согласно отзывам заведующих школами, родители учащихся ввиду их материальной необеспеченности крайне неохотно покупали
учебные пособия на свои средства, а приобретали в основном письменные принадлежности (бумагу, перья, карандаши). Сказывался и недостаток книжных складов на территории губернии. Интересен и тот факт, что во многих школах (ввиду нехватки учебного материала) на уроках использовались учебники разных авторов и соответственно разного содержания -это также отрицательно сказывалось на качестве церковно-школьного образования [6, 4, с. 11].
Доставка книг из уездных отделений в школы обыкновенно осуществлялась через заведующих школами, которые за книгами являлись лично либо присылали кого-то из своих доверенных лиц, и только в крайне редких случаях книги рассылались по почте. В отчётах указывается, что наблюдателями (инспекторами церковно-приходских школ) было сделано распоряжение «заготовлять учебные книги для школы обязательно в начале летних месяцев, чтобы можно было заблаговременно доставить их в школы к началу учебных занятий» [7, 7, с. 25].
Ситуация с учебниками стала несколько исправляться только к концу XIX века, когда в 1894/95 учебном году по церковным школам епархии было разослано 62144 экземпляра учебников разного наименования на общую сумму 4 287 руб. 94 коп. из средств училищного совета [8, 5, с. 24]. А в 1901 году на снабжение школ учебными книгами была выделена довольно внушительная сумма - 10 691 руб. 7 коп. Благодаря этому содействию, все школы Белёвского, Венёвского, Каширского, Новосильского и Чернского уездов были обеспечены учебниками в достаточном количестве. Остальные уездные отделения Тульского Епархиального училищного совета, хотя и не отмечали полного достатка в учебных пособиях, но и не жаловались уже на их недостаток.
С 1903 по 1907 гг. училищный совет ассигновал на учебные пособия для начальных школ Тульской епархии 12 тыс. руб. ежегодно. На эти средства издательской комиссией Синодального училищного совета по требованиям уездных отделений Епархиального училищного совета высылались книги по сниженным ценам [9, 1, с. 13]. Так, в 1908 г. были закуплены наглядные учебные пособия, в т.ч. шведские счёты, глобусы, географические карты, лупы, компасы, атласы растений и животных и пр.
Письменные принадлежности учащиеся почти всегда приобретали на личные средства. Только в Белёвском и отчасти в Крапивенском уездах они доставлялись из уездных отделений Епархиального училищного совета, которые закупали их на выделяемые земствами средства. В очень немногих школах канцелярские принадлежности предоставлялись заведующими или попечителями школ.
Школьные библиотеки как центры просвещения были очень важны для успешной постановки церковно-школьного дела в губернии. Тем не менее их количество и содержание в первые годы действия «Правил» 1884 года не отвечали необходимым требованиям. В отчёте по церковным шко-
лам за 1888/89 учебный год говорится, что «школьные библиотеки почти исключительно состоят из книг учебных» [10, 2, с. 50], т.е. книг для внеклассного и дополнительного чтения в них практически не было.
Также отмечается, что в отдельные воскресные и праздничные дни в некоторых приходах «чтения» проводятся не на базе церковных школ. Определённой программы данных «чтений» не существовало: как правило, их предметом служили объяснение дневного Евангелия, история того или иного праздника, житие празднуемого святого, статьи религиознонравственного содержания. В тех немногих школах, в которых «чтения» велись светскими учителями, статьи для них всегда избирались приходским священником. В некоторых школах губернии подобные «чтения» сопровождались хоровым пением.
Ситуация со школьными библиотеками стала улучшаться только к концу XIX века: количество литературы для внеклассного чтения резко увеличивается с 1895 г. Изначально подборки такой литературы состояли из книг приходской библиотеки Василия Ивановича Шемякина и других изданий Синодального училищного совета. Кроме того, время от времени на учреждение школьных библиотек поступали средства от благотворителей.
Уже в отчёте по церковно-приходским школам епархии за 1896/97 учебный год упоминается о 229 церковно-приходских школах, имеющих в своих библиотеках книги для внеклассного чтения [11, 6, с. 49]. Лидирующими в отношении количества школьных библиотек такого рода стали Одоевский, Чернский и Тульский уезды (более 30 библиотек), отстающими - Новосильский, Епифанский и Ефремовский (менее десяти). В вышеуказанном учебном году библиотеки церковных школ пополнились такими книгами, как «Беседы по русской истории» неуказанного автора, «Хрестоматия для назидательного чтения» А. А. Невского, несколькими экземплярами журнала «Русский паломник» и шестьюдесятью экземплярами «Проповедей о. Иоанна Сергиева». В этом же году Епархиальным училищным Советом было разослано по церковно-приходским школам и «школам грамоты» 732 экземпляра «Житий святых» писательницы Александры Николаевны Бахметевой.
Примечателен и тот факт, что, по отзывам уездных отделений Епархиального училищного совета, книгами из школьных библиотек начинают пользоваться не только учащиеся в школах, но и взрослые из окрестных поселений. При этом чаще всего были востребованы книги повествовательного характера, преимущественно религиозного и исторического содержания.
Для облегчения процесса закупки книг для церковно-приходских школ с 1897 года при восьми уездных отделениях (Алексинском, Венёв-ском, Епифанском, Ефремовском, Новосильском, Одоевском, Тульском и Чернском) Тульским училищным советом были организованны книжные
склады. В них продавали, а иногда безвозмездно распределяли по беднейшим церковным школам епархии учебники и книги для внеклассного чтения.
Продажа книг из этих складов, судя по отчётам, велась довольно слабо, поэтому склады при Богородицком, Белёвском, Каширском и Ефремовском уездных отделениях пришлось закрыть («из них в течение нескольких лет вовсе не производилось никакой продажи книг, и имевшиеся в них книги были разосланы по школам, наиболее в них нуждающимся») [12, 7, c. 26]. Причиной столь невысоких продаж было то, что родители учащихся неохотно тратили деньги на покупку учебников и книг: одни в связи с материальным недостатком, другие, считая, что учебными пособиями детей должна была обеспечивать школа.
В дальнейшем число школьных библиотек с книгами для внеклассного чтения продолжало расти. Так, отчёт по церковно-приходским школам за 1901 год упоминает уже 589 школ такого характера (десять второклассных, пять двухклассных, 387 одноклассных, 185 школ грамоты и две образцовые школы при Тульской духовной семинарии и Епархиальном женском училище). В этом же году для 240 библиотек при одноклассных школах и для образования 90 новых школьных библиотек из средств училищного совета при Святейшем Синоде были высланы дополнительные пособия (по 185 экземпляров книг на каждую).
К первому января 1905 года ситуация с книгами для внеклассного чтения в библиотеках ещё немного улучшилась: они имелись при всех (одиннадцати) второклассных школах губернии, при всех (восьми) двухклассных школах, при 548 одноклассных и при 98 школах грамоты [13, 1, c. 14]. Как видно из этих показателей, снижение общего числа библиотек происходило только при школах грамоты. Это явление было вызвано, вероятно, общим сокращением числа школ подобного профиля. Общее же количество книг во всех библиотеках к началу 1905 года достигло 103 S3S экземпляров [14, 1, c. 14] - не столь большое число (в среднем около 150 книг на библиотеку), но и этот результат в сравнении с предыдущими показывает определённые успехи, сделанные в данном направлении.
Примечательным явлением для церковно-приходских школ губернии было существование так называемых библиотек-читален, организованных в основном на средства частных благотворителей. К началу XX столетия таких библиотек в губернии насчитывалось семь: в селе Монаенки Белёв-ского уезда; в селе Панино Крапивенского уезда; в селе Бунырёво Алексинского уезда; в селе Уньки того же уезда; в селе Берёзово Одоевского уезда; в селе Богородицко-Волынское Ефремовского уезда и при Алексан-дро-Невской церкви г. Тулы. Первая из указанных библиотек-читален была построена на пожертвование великого князя Константина Константиновича, все остальные - на средства, завещанные присяжным поверенным Петром Петровичем Рудневым.
В отчёте о церковно-приходских школах Тульской епархии за 1901 г. особенно выделена деятельность Берёзовской библиотеки-читальни. Отмечается, что эта библиотека располагалась в здании местной церковноприходской школы и работала по воскресным и праздничным дням. За книгами в эту библиотеку обращались не только учащиеся школы, но и взрослые жители села (до 10-20 человек в день). Заведовала библиотекой под руководством приходского священника учительница церковноприходской школы Марья Маккавеева [15, 7, с. 27].
В этом же отчёте упоминается и о Богородицко-Волынской библиотеке. Эта читальня примечательна, прежде всего, тем, что её посетителями были преимущественно взрослые жители села (86 человек). Посещали её и 15 подростков, прошедших обучение в местной школе грамоты. Выдачей книг занимался приходской священник. В отчёте вскользь упоминается, что для этой школы «желательно было бы иметь особое приспособленное помещение» [16, 7, с. 27].
В результате на первое января 1909 года во всех одиннадцати учительских школах епархии, при всех семи двухклассных школах, при 618 одноклассных и 68 школах грамоты имелись библиотеки для внеклассного чтения. Общее же число книг во всех этих библиотеках превышало цифру в 100 000 экземпляров.
Таким образом, материально-техническое обеспечение церковноприходских школ Тульской губернии к концу XIX - началу XX веков заметно улучшилось в сравнении с первым периодом их существования после утверждения «Правил» 1884 года. Однако в этой сфере продолжали существовать и негативные явления: неблагоустроенные школьные здания, неудовлетворительное снабжение школ учебниками, учебными пособиями и литературой для внеклассного чтения, отсутствие или «пустота» школьных библиотек. Все эти явления подчёркивали собой недостаточное финансирование церковно-приходской школы: ни казённые средства, ни пожертвования частных попечителей не могли удовлетворить все школьные нужды, которые требовали многомиллионных вложений. Довольно слабое оснащение церковно-приходских школ серьёзно тормозило развитие системы народного образования в Тульской губернии и было одним из наиболее существенных факторов для отрицательной оценки эффективности работы школ данного типа[8].
Список литературы
1. Второе десятилетие церковных школ Тульской епархии. Тула: Типография И.Д. Фортунатова, 1905. 17 с.
2. Отчёт о церковно-приходских школах Тульской епархии за 1888/89 год. Тула: Типография Н.И. Соколова, 1889. 55 с.
3. Отчёт о церковно-приходских школах и школах грамоты в Тульской епархии за 1889/90 учебный год. Тула: Типография Н.И. Соколова, 1889. 61 с.
4. Отчёт о церковно-приходских школах и школах грамоты в Тульской епархии за 1893/94 учебный год. Тула: Типография Н.И. Соколова,
1895. 28 с.
5. Отчёт о церковно-приходских школах и школах грамоты в Тульской епархии за 1894/95 учебный год. Тула: Типография Н.И. Соколова,
1896. 50 с.
6. Отчёт о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в Тульской епархии за 1896/97 учебный год. Тула: Типография И.Д. Фортунатова, 1898. 58 с.
7. Отчёт о церковно-приходских школах и школах грамоты в Тульской епархии за 1901 год. Тула: Типография Н.И. Соколова, 1902. 66 с.
8. Воловский А.С. Роль Тульского епархиального братства во имя св. Иоанна Предтечи в церковно-школьном деле Тульской епархии // Изветия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Тула, 2013. Вып. 2. С. 168—175.
Воловский Александр Сергеевич, аспирант, ст. лаборант, chavezalex@yandex. т, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
ON MATERIAL AND TECHNICAL EQUIPMENT OF PARISH SCHOOLS IN TULA PROVINCE IN THE LATE 19th - EARLY 20th CENTURIES
A.S. Volovsky
The article dwells upon the material and technical equipment of parish schools in Tula province in the late 19th - early 20th centuries: the state of school buildings, supplying schools with textbooks and educational literature, providing students with the stationery and quantity and quality of school libraries.
Key words: parish schools, parish, primary education, school libraries, school textbooks.
Volovsky Alexander Sergeevich, post-graduate student, senior laboratory assistant, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.