1.23. К ВОПРОСУ О МАССОВОСТИ В УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
Кумышева Марина Кадировна, канд. юрид. наук, полковник полиции. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: Lel4993@rambler.ru
Аннотация: В последние годы количество преступлений, предусмотренных ст. 212 УК РФ, неуклонно растет. При этом правоприменители сталкиваются с трудностями при отнесении тех или иных действий к массовым беспорядкам. Особо остро стоит вопрос относительно массовости, поскольку уголовный закон не определяет количество участников массовых беспорядков, что имеет существенное значение привлечения к ответственности по ст. 212 УК РФ.
Ключевые слова: массовые беспорядки, массовость, количественная характеристика.
TO A QUESTION OF MASS CHARACTER IN THE CRIMINAL AND LEGAL CHARACTERISTIC OF MASS RIOTS
Kumysheva Marina Kadirovna, PhD at law, police colonel. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: law enforcement activity organization chair. E-mail: Lel4993@rambler.ru
Annotation: In recent years the number of the crimes provided by Art. 212 of the Criminal Code of the Russian Federation steadily grows. At the same time law enforcement officials meet difficulties with reference of these or those actions to mass riots. Especially the question concerning mass character as the criminal law doesn't define the number of participants of mass riots that has essential value of prosecution according to Art. 212 of the Criminal Code of the Russian Federation is particularly acute. Keywords: mass riots, mass character, quantitative characteristic.
В настоящее время при расследовании уголовных дел, возбужденных по фактам массовых беспорядков, правоприменители сталкиваются с некоторыми трудностями при квалификации действий их участников в части уголовно-правовой оценки массовости деяния. Несмотря на внесенные изменения в конструкцию состава преступления, предусмотренного ст. 212 Уголовного кодекса РФ, действия, подпадаемые под характеристику «массовых беспорядков», по-прежнему сложно отграничить от таких преступлений как групповое хулиганство, групповое нарушение общественного порядка и иных составов.
Массовые беспорядки - это локальные, активные, групповые (в составе толпы) действия, дезорганизующие и дестабилизирующие нормальное функционирование общества, его основных социальных институтов, общественных образований, органов и учреждений.
Массовые беспорядки определяются в уголовном законе как деяния, которые сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также
оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.
Массовые беспорядки существенно влияют на жизнедеятельность общества и государства и требуют оперативного принятия специальных мер по защите жизни, здоровья, собственности, восстановления нормальной работы объектов жизнеобеспечения.
Массовые беспорядки характеризуются высокой степенью общественной опасности, обусловленной:
- бесконтрольностью большой массы людей, что порождает социальную напряженность в обществе и государстве в целом;
- стихийным, хаотичным характером поведения участников толпы, что способно привести к уничтожению и повреждению имущества, причинению физического вреда здоровью, смерти человека, к дезорганизации деятельности органов власти и управления, транспорта, иных жизнеобеспечивающих сфер общества;
- неблагоприятной тенденцией массовых беспорядков к росту, особенно в условиях общей экономической, политической, социальной и психологической устойчивости и нестабильности общества, в том числе обусловленной усилением расовой и национальной нетерпимости [2, с. 102].
Массовые беспорядки всегда совершаются в толпе. Австрийский ученый, основатель психоаналитической школы, З. Фрейд в работе «Я и оно» утверждал, что человек есть «животное орды, особь предводительствуемой главарем орды» [6, с. 818].
Толпа формируются случайным образом, поэтому взаимодействие участников толпы носит ситуативный, стихийный, нерегламентированный, анонимный, одномоментный (кратковременный) характер. Толпа - это реальное, массовое (по количеству) одновременное объединение (скопление) индивидов в определенном месте. В толпе отсутствует устойчивая внутренняя структура, способствующая социальной интеграции (объединению и консолидации людей по целям и интересам, формированию группового самосознания и устойчивой системы формальных или неформальных отношений.
Следует отметить, что массовые беспорядки могут проявляться вне толпы, они могут быть заранее запланированными, хорошо организованными, управляемыми, в составе профессионально подготовленных групп или даже организаций. Например, беспорядки и массовые акции осужденных в пенитенциарных учреждениях часто обусловлены организационно-управленческими недостатками, среди которых некомпетентность персонала или неэффективная организация условий и режима отбывания наказания. Акции оппозиции и политического протеста могут быть реализацией сценария отвлечения внимания общественности от острых социальных проблем путем подмены заинтересованной группой лиц «темы протеста» на более выгодную для них [3, с. 20].
Исходя из буквального толкования термина «массовые беспорядки» следует предположить то обстоятельство, что участниками массовых беспорядков является значительное число лиц, которые собрались стихийно в определенном месте в целях выражения своих интересов. Причем количественный состав участников, как правило, варьируется от нескольких десятков до сотен и более человек. При этом ни в науке уголовного права, ни в судебной практике четкой регламентации количества участников для признания беспорядков массовыми не содержится, что представляется серьезным упущением со стороны законодате-
3'2018
Пробелы в российском законодательстве
ля и создает трудности правоприменителям при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 212 УК РФ. При этом для характеристики беспорядков как массовых должны учитываться такие факторы как интенсивность, агрессивность действий участников беспорядков, а также способы ведения беспорядков.
Нельзя забывать, что участвующие в массовых беспорядках лица могут быть использованы иными лицами, присоединившимися к ним в процессе осуществления беспорядков, которые пропагандируют иные взгляды и идеи, отличающиеся от заранее заявленных. В итоге это приводит к негативным последствиям, выражающимся в том, что действия участников массовых беспорядков становятся неконтролируемыми, последствиями которых могут стать и зачастую становятся общественно опасные деяния, входящие в содержание массовых беспорядков (погромы, поджоги и т.д.).
В связи с неоднозначной трактовкой понятия «массовые» в науке и законодательстве его следует признать условно-оценочным, поскольку количество участников массовых беспорядков точно не определено. Однако для правильной квалификации преступления, предусмотренного ст. 212 УК РФ, важное значение имеет точное понимание такой характеристики как массовость.
Массовость следует рассматривать через ее качественные и количественные характеристики. И если качественные характеристики находят отражение в повышенной общественной опасности, единстве целей толпы, ее готовности совершать погромы, поджоги и другие уголовно наказуемые деяния, то количественные признаки должны включать в себя численность людей, совершающих беспорядки в толпе.
Следует отметить, что в научной литературе по вопросу определения количества лиц в толпе для признания беспорядков массовыми преобладают в целом идентичные позиции ученых. Так, например, А. Соловьев полагает что «количество людей для наличия данного признака объективной стороны должно быть достаточным, чтобы в любой момент перекрыть движение транспорта, пешеходное движение, сорвать проведение массового мероприятия, нарушить работу различных учреждений и организаций, контролировать положение на определенной значительной территории» [4, с. 48]. Схожей позиции придерживается и Р.А. Халиев [5].
Однако ученые не называют конкретное число участников для признания беспорядков массовыми. Уголовный кодекс РФ также не акцентирует внимания на численности субъектов совершения рассматриваемого преступления, что следует признать законодательным пробелом.
В это связи для определения количественной характеристики массовых беспорядков представляется необходимым обратиться к подзаконным нормативным актам, в которых регламентированы категории мест одновременного массового пребывания граждан:
К местам массового пребывания людей первой категории относятся такие места, в которых одновременно может находиться более 1000 человек.
Места, в которых при определенных условиях может находиться одновременно от 200 до 1000 человек необходимо относить к местам одновременного массового пребывания граждан второй категории.
Если численность граждан, одновременно пребывающих в местах массового пребывания при определенных условиях, составляет от 50 до 200 человек -
данные места признаются местами одновременного массового пребывания граждан третей категории [1].
Следовательно, на подзаконном уровне установлено, что для признания массовости нахождения людей в конкретном месте достаточно одновременное присутствие в указанном месте не менее 50 человек.
Думается, что для количественной характеристики массовых беспорядков применимы приведенные нормы, а, следовательно, указанную численность - в количестве не менее 50 человек - следует признать достаточной для квалификации действий.
В этой связи представляется необходимым внести дополнения в примечание к ст. 212 УК РФ, изложив его в следующей редакции:
«Примечание. 1. Массовость для целей настоящей статьи определяется численностью участников совершаемых действий в количестве не менее 50 человек.
2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности ...».
Список литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (ред. от 14.10.2016) // СЗ РФ. 2015. № 14. Ст. 2119; 2016. № 43. Ст. 6020.
2. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел при проведении массовых (публичных) мероприятий: учеб. пособие / Под ред. А.Б. Сергеева, А.Д. Магденко. Челябинск, 2005.
3. Психология толпы и массовых беспорядков: Учебное пособие / Кантицкий О.В., Лафуткин А.М. Рязань, 2013.
4. Соловьев А. Массовые беспорядки: организация, участие, призывы к неподчинению // Российская юстиция. 2000. № 7.
5. Халилев Р.А. Уголовно-правовая характеристика массовых беспорядков // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. № 2.
6. Фрейд З. Я и оно: Сочинения. М., 2001.
Рецензия
На статью «К вопросу о массовости в уголовно-правовой характеристике массовых беспорядков»
Массовые беспорядки - это локальные, активные, групповые (в составе толпы) действия, дезорганизующие и дестабилизирующие нормальное функционирование общества, его основных социальных институтов, общественных образований, органов и учреждений.
Массовые беспорядки определяются в уголовном законе как деяния, которые сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.
Толпа формируется случайным образом, поэтому взаимодействие участников толпы носит ситуативный, стихийный, нерегламентированный, анонимный, одномоментный (кратковременный) характер. Толпа - это реальное, массовое (по количеству) одновременное
объединение (скопление) индивидов в определенном месте. В толпе отсутствует устойчивая внутренняя структура, способствующая социальной интеграции (объединению и консолидации людей по целям и интересам, формированию группового самосознания и устойчивой системы формальных или неформальных отношений.
Следует отметить, что массовые беспорядки могут проявляться вне толпы, они могут быть заранее запланированными, хорошо организованными, управляемыми, в составе профессионально подготовленных групп или даже организаций. Например, беспорядки и массовые акции осужденных в пенитенциарных учреждениях часто обусловлены организационно-управленческими недостатками, среди которых некомпетентность персонала или неэффективная организация условий и режима отбывания наказания. Акции оппозиции и политического протеста могут быть реализацией сценария отвлечения внимания общественности от острых социальных проблем путем подмены заинтересованной группой лиц «темы протеста» на более выгодную для них.
Обоснованным представляется предложение автора о возможном внесении дополнения в примечание к ст. 212 УК РФ, изложив его в следующей редакции:
«Примечание. 1. Массовость для целей настоящей статьи определяется численностью участников совершаемых действий в количестве не менее 50 человек.
2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности ...».
Статья представляет научный интерес и отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, ст. лейтенант полиции Геляхова Л.А.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 73,35 %