Научная статья на тему 'К вопросу о малоазийских корнях ранней греческой философии'

К вопросу о малоазийских корнях ранней греческой философии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1378
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антиномии
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
философия / мифология / поэзия / наука / Древняя Греция / Малая Азия / культурогенез / духовная генеалогия / хронотоп / «греческое чудо». / philosophy / mythology / poetry / science / Ancient Greece / Asia Minor / cultural genesis / spiritual genealogy / chronotope / “Greek miracle”

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвейчев Олег Анатольевич

Статья посвящена разоблачению мифа о самопроизвольном зарождении ранней греческой науки и философии на территории древней Эллады. Прослежены истоки этого расхожего заблуждения, подвергнута критике тенденция изучения философии Древней Греции как обособленного феномена. Автор отсылает читателя к длительной и обширной традиции изучения культурных связей между Передним Востоком и Древней Грецией и предлагает простую и наглядную методологию определения степени ориентального влияния на греческую философскую мысль, выражающуюся в представлении учений античных философов в хронотопической взаимосвязи. По мнению автора, хронологически-географический принцип изучения античной философии имеет эвристическую ценность как в отношении содержания философских учений, так и в вопросе восстановления картины рецепции восточных знаний древними греками. Кроме того в научный оборот введены мыслители, труды которых не укладываются в системы ни одной из традиционных школ. На статистическом материале в статье сделан вывод о количественном преобладании в списочном составе философов архаической и доклассической эпох мыслителей «нематерикового», в первую очередь малоазийского происхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF ASIA MINOR’S ORIGINS OF EARLY GREEK PHILOSOPHY

The article is devoted to the explosion of the myth of spontaneous origination of early Greek science and philosophy on the territory of Ancient Greece. The article traces the origins of the common misconceptions, and criticizes the tendency of studying philosophy of Ancient Greek as an isolated phenomenon. The author refers to a long tradition and extensive study of cultural relations between the Front East and Ancient Greece, and offers easy and clear methodology for determining the level of Oriental influence over Greek philosophical thought; the methodology is expressed in viewing the teachings of Ancient philosophers in chrono-topic interconnection. According to the author, chronological-geographical principle of studying Ancient philosophy has heuristic value concerning the content of philosophical doctrines, as well as the reconstruction of reception of Eastern knowledge by Ancient Greeks; in addition, it allows including into research the number of thinkers, which do not fit into any school. Based on statistical data, the article concludes about quantitative predominance of thinkers of Asia Minor’s origins on the list of philosophers of the archaic and pre-classic age.

Текст научной работы на тему «К вопросу о малоазийских корнях ранней греческой философии»

Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук

2015. Том 15. Вып. 4, с. 41-66 http://yearbook.uran.ru

К ВОПРОСУ О МАЛОАЗИЙСКИХ КОРНЯХ РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

УДК 1(091)

Олег Анатольевич Матвейчев

кандидат философских наук,

профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва. E-mail: [email protected]

Статья посвящена разоблачению мифа о самопроизвольном зарождении ранней греческой науки и философии на территории древней Эллады. Прослежены истоки этого расхожего заблуждения, подвергнута критике тенденция изучения философии Древней Греции как обособленного феномена. Автор отсылает читателя к длительной и обширной традиции изучения культурных связей между Передним Востоком и Древней Грецией и предлагает простую и наглядную методологию определения степени ориентального влияния на греческую философскую мысль, выражающуюся в представлении учений античных философов в хронотопической взаимосвязи. По мнению автора, хронологически-географический принцип изучения античной философии имеет эвристическую ценность как в отношении содержания философских учений, так и в вопросе восстановления картины рецепции восточных знаний древними греками. Кроме того в научный оборот введены мыслители, труды которых не укладываются в системы ни одной из традиционных школ. На статистическом материале в статье сделан вывод о количественном преобладании в списочном составе философов архаической и доклассической эпох мыслителей «нематерикового», в первую очередь малоазийского происхождения.

Ключевые слова: философия, мифология, поэзия, наука, Древняя Греция, Малая Азия, культурогенез, духовная генеалогия, хронотоп, «греческое чудо».

Как не удивительно, не только в массовом сознании, но нередко и в философской историографии, до сих пор бытует миф о самопроизвольном зарождении ранней греческой науки и философии на территории древней Эллады. И это несмотря на длительную и обширную традицию изучения культурных связей между Передним Востоком и Древней Грецией. Запущенная в широкий обиход с легкой руки Э. Ренана конструкция «греческое чудо» [Renan 1884: 59-60] надолго определила отношение к сложным процессам, происходившим на территории Эллады и восточного Средиземноморья в архаическую и классическую эпохи. Процесс культурогенеза на

41

Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2015. Том 15. Вып. 4

территории греческого мира воспринимается как резко отличный от общей нормы, как уникальное явление, не имевшее аналогов ни в одном другом месте, ни в какое другое время.

Изучению причин этого уникального явления (от технологического сдвига, связанного с «железной революцией», и резкого климатического скачка до расового превосходства греков) посвящены огромные массивы многотомной научной литературы1. Восточные культурные влияния при этом либо полностью игнорированы, либо представлены несущественными и спорадическими. «Общая готовность связывать зарождение греческой науки с передачей знаний с Востока кажется нам неоправданной, ибо по большей части она не опирается ни на достоверные исторические свидетельства, ни на конкретные факты из области математики и астрономии», - утверждает, например, признанный специалист по пифагорейской философии Л. Жмудь [Жмудь 1985: 123]. В том, что восточные достижения в области науки и философии были совершенно не известны грекам вплоть до времен Александра Македонского, уверены Т. Хит [Heath 1949: 195] и И. Рожанский [Рожанский 1979: 45, 50]. Не умножать сущности в поисках объяснения «темных» фрагментов древнегреческих философов в мифах и религиозных представлениях Древнего Востока призывает и Ф. Кессиди, замечая: «Такая постановка вопроса напоминает, пожалуй, попытку решить одну неизвестную проблему с помощью другой» [Кесси-ди 1982: 99].

Между тем проблема взаимосвязи восточной и греческой культур разрабатывается учеными уже более двух столетий. Точки зрения на степень ориентального влияния на греческий мир варьировались от панориентализма начала XIX в., постулировавшего вторичность эллинской цивилизации по отношению к ближневосточным, фундировавшегося на компаративных исследованиях киклических поэм и финикийской, и египетской мифологий, открытиях экспедиций К. Нибура, Наполеона и т.д., до гиперкритицизма середины-конца XIX в., отрицающего какую бы то ни было роль Востока в формировании греческой культуры1 2. В середине - конце XX в. тренд ex oriente lux представлен такими известными учеными, как например М. Уэст [West 1971] и В. Буркерт [Burkert 1982], хотя более влиятельными и значительными являются универсалистские концепции, представляющие развитие цивилизаций древнего Востока и Эллады в их единстве и плодотворном взаимовлиянии (в первую очередь это относится к авторам Кембриджской истории древнего мира [Бордмен, Хаммонд 2007; Бордмен, Хаммонд 2011]).

Однако несмотря на долгие традиции изучения восточных влияний на греческую цивилизацию в высшей школе и поныне господствуют тенденции изучения философии Древней Греции как обособленного феномена вне всякой взаимосвязи с гуманитарной мыслью Древнего Востока. Более

1 Библиографическую справку по этому вопросу см., напр.: [Зайцев 2000: 30-53].

2 Библиографическую справку по этому вопросу см., напр.: [Согомонов 1989: 146-147; Яйленко 1990: 119-122, 249-254; Вольф 2006: 5-22].

42

Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях... с. 41- 66

того, беглое и невдумчивое изучение истории античной философии у студентов создает ложное впечатление, что за исключением трех хрестоматийных представителей ионийской школы и Гераклита все греческие философы происходили из материковой Греции, в крайнем случае - из Южной Италии. Таким образом, влияние Востока представляется слушателю стандартного курса истории философии весьма сомнительным даже по чисто географическим причинам.

Изучение взаимосвязей между восточной и раннегреческой философиями - тема для специальной работы, с первыми результатами которой мы познакомим читателей уже в ближайшей время. В отличие от большинства подобных исследований, эта работа не будет ограничена поиском параллелей между греческими фрагментами и восточными мифологическими сюжетами. Она представит максимально широкую картину развития восточной и эллинской мысли как единого гуманитарного комплекса. В данной статье мы преследуем другие цели, а именно - представление учений античных философов в хронотопической взаимосвязи, что позволит чисто статистическими методами определить долю философов IX-V вв. до н.э., имеющих «материковое» и «нематериковое» (островное, малоазийское и др.) происхождение. Понятие «материковая Греция», устоявшееся в исторической литературе1, разумеется, достаточно условное, поскольку Малая Азия сама является частью того же материка, что и Балканский полуостров. Факт рождения и получения воспитания на той или иной территории, в том или ином культурном контексте дает основание фиксировать возможное участие и присутствие идей тех или иных школ, традиций, влияющих на восприятие философом определенным культурных и цивилизационных инвариантов.

При этом необходимо учитывать, что влияние, например, ионийской школы может быть более глубоким, нежели представляется на первый взгляд. Так, например, родоначальником элейской школы по праву считается Ксенофан. Однако часто не придается должного внимания тому обстоятельству, что данный мыслитель был уроженцем малоазийского Колофона и учеником Анаксимандра. Именно об этом и писал Гегель: «Первые философы, обращенные к востоку, познали абсолютное в реальном определении природы, тогда как в Италии мы видим идеальное определение абсолютного» [Гегель 1993: 201]. Таким образом, гегелевское противопоставление ионийской и элейской школ представляется как минимум менее антиномич-ным. Если не иметь в виду биографические данные о Ксенофане, то элейская школа всегда будет восприниматься вне всякой связи с ионийцами, как возникшая в Великой Греции просто «от тепла и солнца». В результате теряется не только нить, связующая два важнейших направления в досократической философии, но и возможность их правильного понимания.

Необходимо также удерживать во внимании и тот факт, что многие колонии (как фракийские и понтийские, так и итальянские) были выведены выходцами из малоазийских городов, прежде всего Милета, Самоса, Теоса,

1 См., например: [Лурье 1993].

43

Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2015. Том 15. Вып. 4

Фокеи. Это также позволяет констатировать наследования тем или иным традициям и трансферта определенного менталитета, логики и моделей мышления, определяющих конкретный стиль философствования. Особенностью греческой колонизации являлось стремление поселенцев поддерживать в выведенных ими колониях те же формы социальной, политической и культурной жизни, которые были характерны для их «метрополий». «Прочно утвердившись на новом месте, греки начинали следить за тем, чтобы не происходило как расового, так и культурного смешения» [Бор-дмен, Хаммонд 2007: 10]. Так, Диоген Аполлонийский может быть определен как восприемник и продолжатель традиций ионийской школы, будучи уроженцем Аполлонии Понтийской - черноморской колонии Милета. Это доказывает и содержание его учения (в частности он возродил тезис Анаксимена о воздухе как о первовеществе; имманентным свойством воздуха считал разум).

Таким образом, хронологически-географический принцип изучения античной философии (проявившийся еще у Диогена Лаэртского и отвергаемый большинством ученых1) обнаруживает свою эвристическую ценность как в отношении самого содержания и истинного смысла философских учений, так и в восстановлении картины рецепции восточных знаний древними греками. Не менее важно, что этот принцип (не отвергающий, впрочем, методологию преподавания античной философии «по школам») при восстановлении многообразной картины генезиса и развития философии Древней Греции позволяет учесть и научный вклад ряда мыслителей, не укладывающихся ни в одну из школ. Как правило, их имена выпадают из курса античной философии (например Эпименида, Ферекида, Дамона и др.). Их следует ввести в научный оборот.

Законы хронотопа позволят составить с достаточной степенью достоверности до сих пор отсутствующую в современной истории философии (в силу немногочисленности и противоречивости источников) духовную генеалогию греческих мыслителей. Принцип изысканий может быть следующим: 1) какой-то философ жил географически близко от другого, 2) он несколько младше его по годам жизни, 3) имеет общую с ним философскую проблематику, значит - с большой вероятностью один мог быть учеником другого. Если мы имеем сохранившиеся философские фрагменты научных трудов ученика, то по ним можем в значительной мере реконструировать и наследие учителя, так как новаторство в философии, особенно в традиционном обществе - явление чрезвычайно редкое.

Для наглядности нами составлен список из ста наиболее известных и влиятельных мыслителей Древней Греции, ограничив хронологические рамки исследования Перикловым веком, временем действия Анаксагора Клазоменского, когда «на аттическом дичке была привита благородная ветвь ионической философии» [Кравчук 1991: 98], после чего «столица» античной философии окончательно «переехала» в Афины. В список включены

1 См., например: [Лосев 1986: 14].

44

Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях... с. 41- 66

помимо собственно философов поэты, логографы и ученые, что объясняется отсутствием в греческом обществе традиции разделения работников гуманитарной мысли по цехам.

Стоит отметить, что едва ли не половина имен списка фактически выключены из широкого научного оборота. Сведения о них отсутствуют в учебной и справочной литературе, в том числе и в многотомных академических энциклопедиях [Константинов 1960-1970; Степин, Семигин 2010]. Биографические данные об этих мыслителях приходилось собирать буквально по крохам опираясь на скудную информацию, содержащуюся как в специальных исследованиях, так и в немногочисленных дошедших до наших времен свидетельствах древних доксографов, историографов, философов. Важным подспорьем оказался русский аналог собрания Дильса-Кранца, выпушенный под редакцией А.В. Лебедева [Лебедев 1989], а также ряд других специальных изданий.

В предлагаемой в тексте статьи таблице данные о мыслителях Древней Греции приведены в хронологическом порядке (по семи группам).

1. Первый столбец - группа мыслителей из малоазийских городов, как входящих в Ионийский союз, так и развивавшихся самостоятельно. (Например, Смирна несмотря на географическую близость к крупнейшим городам Союза в силу ряда политических причин вошла в него достаточно поздно -уже в эпоху эллинизма). Сюда же относятся островные полисы, географически и культурно тяготеющие к городам греческой Малой Азии.

2. Во втором столбце представлена группа уроженцев колоний, выведенных городами малоазийской Греции - как в относительной географической близости от них (побережье Малой Азии, северная Эгеида, Пропонтида, Понт), так и в Южной Италии, в том числе Элея, основанная ок. 540-535 г. выходцами из Фокеи, покинувшими родину после завоевания ее Киром.

3. Третий столбец составляет группа мыслителей из негреческих малоазиатских государств и территорий, в первую очередь Лидии и Карии.

4. Четвертый столбец - группа, образованная философами Кипра и Крита. Эти территории мы вынесли в отдельную группу в силу их резкой культурной специфики. Несколько веков Кипр и Крит развивались особняком от остального эллинского мира. Так, Кипр в разные периоды подчинялся Хеттской империи, Финикии, Ассирии, Египту, Персии, имел особенный язык и письмо. Греческое влияние становится преобладающим во всех аспектах жизнедеятельности и культуры на Кипре лишь к концу VI в. до н.э. [Бордмен, Хаммонд 2007: 89] Весьма своеобразная культура сложилась и на Крите. В основе своей она была из представителей местного происхождения, но испытала огромное влияние как греческих народов (в первую очередь дорийцев), так и Востока (Кипра, Египта, Финикии и др.).

5. Пятый столбец - группа, представленная выходцами из полисов, дислоцированных на Балканском полуострове и ближайших островах. Эти территории по историческому недоразумению часто называют «сердцем Греции» [Боннар 1992]. Между тем вплоть до Периклова века (461-429 гг. до н.э.) даже Афины (эта «Эллада Эллад», по выражению известного

45

Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2015. Том 15. Вып. 4

швейцарского ученого-эллиниста Андре Боннара) заметно уступали мало-азийским городам как в экономическом, так и в культурном отношении.

6. В шестую группу включены данные о мыслителях, рожденных и получивших воспитание в колониях, выведенных полисами «материковой» Греции, в том числе в Южную Италию и в Пропонтиду (Мраморное море). Эти колонии также сохранили культурную и политическую самобытность своих метрополий.

7. Седьмой столбец содержит информацию о группе мыслителей, происхождение которых связано с территориями, располагающимися к северу и востоку от греческого мира. В нашем случае это Фракия (вплоть до современного Приднестровья), Скифия и легендарная Гиперборея, о дислокации которой среди ученых нет консенсуального мнения.

Краткая биографическая справка о том или ином философе в ряде случаев расширяется за счет как дополнительных сведений географического характера, так и данных, необходимых для воссоздания духовной генеалогии мыслителя (у кого учился, чьим учителем был).

Последняя строка таблицы содержит итоговые данные для каждого из столбцов. В ней отражено, сколько мыслителей из списочного состава происходило из той или иной территории. Поскольку общее количество рассматриваемых нами персоналий составляет 100 человек, абсолютное значение по каждому столбцу будет соответствовать процентному.

После 25-й и 50-й строки приводятся промежуточные результаты по каждому из столбцов, которые потребуются для выявления тенденций в росте или снижении доли той или иной территории в общей географии происхождения философов.

1. Распределив «первую сотню» древнегреческих мыслителей по территориальному признаку на семь групп, мы обнаруживаем, что большинство (55%) участников списка являются выходцами из малоазийской Греции и колоний, выведенных ее городами.

Негреческие государства и территории Малой Азии представляют три философа (3%), а именно - уроженцы лидийских (Сард Алкман и Ксанф) и Скилак из Карии.

Уроженцами Крита и Кипра, которых мы выделили в отдельную категорию в силу их культурно-цивилизационной своеобычности, являются три участника списка (3%), а именно - критяне Эпименид, Фалет и Стасин Кипрский.

«Материковая» Греция и колонии, выведенные ее городами «поставили» лишь 36% всех философов и других представителей гуманитарной мысли.

Территории негреческого северо-востока представляют три философа (3%): Орфей (Фракия), Анахарсис (Скифия), Абарис из страны, называемой греками Гипербореей.

Это позволяет сделать вывод о количественном преобладании в списочном составе философов архаической и доклассической эпох мыслителей «нематерикового», в первую очередь малоазийского происхождения.

46

Хронологически-географическая принадлежность мыслителей Древней Греции IX-V вв. до н.э.

Таблица 1

№ Малоазийская Греция Колонии, выведенные городами малоазий-ской Греции Негреческие государства и территории Малой Азии Крит и Кипр Материковая Греция Колонии, выведенные городами материковой Греции Другие северные и восточные территории

1 2 3 4 5 6 7 8

1 ОРФЕЙ, IX (XIII?) в. до н.э., Фракия.

2 МУСЕЙ, IX (XIII?) в. до н.э., Элевсин (Западная Аттика),жил в Афинах, являлся учеником Орфея1.

3 ЛИН, Фивы.

4 ГОМЕР, VIII в. до н.э., Смирна или Хиос.

5 АРКТИН, VIII в. до н.э., Милет.

6 КРЕОФИЛ, VIII-VII в. до н.э. (?), Самос или Хиос.

7 АНТИМАХ Теосский, VIII в. до н.э. (?), Теос.

4^

1 См.: [Лебедев 1989: 66].

Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях... с. 41- 66

Таблица 1 (продолжение)

1 2 5 4 5 6 7 8

8 ЕВМЕЛ, 2-я пол. VIII в. до н.э., Коринф.

9 ГЕСИОД, VIII-VII в. до н.э., Кима (Эолида), в детстве переселился с семьей в Беотию.

10 ЭПИМЕНИД, VIII - начало V в. до н.э., Кносс (о. Крит).

11 ТЕРПАНДР, расцвет ок. 676-673 гг. до н.э.,Лесбос.

12 СТАСИН Кипрский, VII В. ДО Н.Э., Кипр.

13 КАЛЛИН, начало VII в. до н.э., Эфес.

14 АРХИЛОХ, до 680 - ок. 640 г. до н.э., Парос (восточные Киклады). Сын знатного гражданина Теле-сикла и фракийской рабыни. Ок. 650 г. переселился на Фасос (колонию, выведенную его отцом).

15 12

16 МИМНЕРМ, род. ок. 670 гг. до н.э., Колофон или Смирна.

Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2015. Том 15. Вып. 4

17 ГЕГИЙ (Агий) Трезен-ский.УИ в. до н.э.Дре-зен (Арголида).

18 АРИСТЕЙ, OK.VII в. до н.э., Проконнес (колония на острове в Мраморном море, выведенная Милетом).

19 ЛЕСХ.УИ в. до н.э.,Лесбос

20 АСИЙ,VII в. до н.э., Самос.

21 ФАЛЕТ, VII в. до н.э., Кносс, Элир или Гортина (Крит). Учитель Ликурга1.

22 СЕМОНИД Аморгский, VI1 —VI вв. до н.э., Самос. Руководил выведением колонии на о.Аморгос.

23 АЛКМАН,2-я пол.VII в. до н.э., родился в Сардах (Лидия), но вторым домом стала для него Спарта, куда был привезен рабом.

24 ПЕРИАНДР, 2-я пол.VII в. - 587/584 до н.э., Коринф.

4^ 1 См.: [Аристотель 1983:441].

Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях... с. 41- 66

Ol

О

Таблица 1 (продолжение)

1 2 5 4 5 6 7 8

25 ФОК, конец VI1 —VI в. до н.э., Самос.

£ 13 1 1 3 6 - 1

£96 52 4 4 12 24 - 4

26 АКУСИЛАЙ, VI в. до н.э., Аргос.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 ПИТТАК, 651-569 до н.э. Родился в Митилене (о. Лесбос), отец его был фракийцем.

28 СОЛОН, ок. 640 - ок. 559 до н.э.,Афины.

29 АРИОН, конец VI1 - начало VI в. до н.э., Лесбос.

30 ФАЛЕС, ок. 640 - ок. 546 до н.э. Гражданин Милета, по происхождению финикиянин (согласно Геродоту)1

31 КАДМ Милетский, начало VI в. до н.э., Милет.

32 СТЕСИХОР, ок. 632-556/553 до н.э., Ги-мера (основана Зан-клой в Сицилии) или Матавр (основана Занклой вЛокриде).

Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2015. Том 15. Вып. 4

33 САПФО, ок. 630 - ок. 570 до н.э., Лесбос.

34 БИАНТ, ок. 625- ок. 540 до н.э., Приена.

35 АЛКЕЙ, 620/626 - после 580 до н.э., Митилена.

36 ЭЗОП, 1-я треть VI в. до н.э., Самос. По происхождению, вероятно, фригиец.

37 ПИСАНДР.УІ в. до н.э., Камир (Родос).

38 АНАКСИМАНДР, ок. 610-546/540 до н.э., уроженец Милета, ученик Фалеса.

39 ТЕАГЕН, VI в. до н.э., Регий (выведен Хал-кидой).

40 ФЕРЕКИД.ок. 600-530 до н.э., о. Сирое (западные Киклады).Ученик Питтака Митиленского* 2. По некоторым источникам, являлся учителем Пифагора3.

'См.: [Геродот 1972: 64].

2См.: [Лебедев 1989: 96-97].

3См.: [Элиан 1963: 51].

Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях... с. 41- 66

Ol

ьо

Таблица 1 (продолжение)

1 2 5 4 5 6 7 8

41 АБАРИС (Абарид), VI в. до н.э., Гиперборея. В Афины прибыл в 568-565 гг. до н.э. в качестве посла4.

42 АНАХАРСИС, ок. 605-545 до н.э., Скифия. Первым нарушил скифский обычай путешествовать в пределах своей страны4.

43 ГЕРМОТИМ. Чудотворец из Клазомен.

44 МИСОН Хенейский, VI в. до н.э., Хены (Лаконика).

45 ХИЛОН, род. - 600, акмэ - 556/5 до н.э., Спарта.

46 АНАКСИМЕН, ок. 588/585 - ок. 525 до н.э. Уроженец Милета, ученик Анаксимандра.

47 ФОКИЛИД, расцвет 537/536 г. до н.э, Милет.

48 ФЕСПИД (Феспис), середина VI в. до н.э., Икария (юго-запад Аттики).

Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2015. Том 15. Вып. 4

49 ИВИК, 2-я пол. VI в. до н.э., Регий.

50 ФЕОГНИД (Теогнид), 2-я пол. VI в. до н.э., Мегары.

X 26 1 1 3 13 3 3

2% 52 2 2 6 26 6 6

51 ГИППОНАКТ, расцвет 3-я четв. VI в. до н.э., Эфес. За нападки на местныхтиранов был изгнан из города и жил неподалеку в Клазоменах.

52 ФРИНИХ, конец VI - начало V в. до н.э., Афины. Ученик Феспида.

53 ГИППАС, - 574-522 до н.э. Родился в Метапонте (по Лаэртию) или Сибарисе (по Ямвлиху). Согласно Ямвлиху, не сам Пифагор, но именно Гиппас был, возможно, родоначальником пифагорейской школы математиков (в отличие от акусматиков). Разгласил в письменном виде учение Пифагора, за что был изгнан из школы.

'См.: [ДиогенЛаэртский 1986: 90].

2 См., например: [Порфирий 1986:416]. 3См.: [Лебедев 1989: 96-97].

4См.: [Элиан 1963: 51].

Од

04

Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях... с. 41- 66

Ol

4^

Таблица 1 (продолжение)

1 2 5 4 5 6 7 8

54 АНАКРЕОНТ, ок. 570-485/478 до н.э., Теос. Ок. 545 г., спасаясь от персов, переселился в Абдеры (колония, выведенная Теосом).Жил на Самосе при дворе Поликрата и в Афинах при дворе Гиппарха, сына Писистрата.

55 ПИФАГОР, ок. 570-497/490. Гражданин Самоса. Согласно Ямвлиху, Пифагор родился в финикийском Сидоне во время торговой поездки его отца Мнемарха (Мнесарха) в сопровождении беременной жены1. Мнемарх был родом с Самоса (по другим источникам, из сирийского Тира), в Самосе же прошло детство Пифагора. В ряде источников сам Пифагор называется финикийцем или сирийцем. Учился Пифагор у халдеев в Тире, затем, вернувшись в Ионию, - у Ферекида2. После захвата власти на Самосе тиранном Поликратом (538/535 гг.) перебрался в Кротон (юг Италии), возможно, предварительно совершив путешествие по Египту и Финикии, где пополнил свои знания в области математики.

56 КСЕНОФАН ок. 570 - ок.475 до н.э. Родом из Колофона -города между Эфесом и Смирной. Ученик Анаксимандра (по указанию Лаэртия)3, учитель Парменида. Выступает в роли связующего звена между Малой Азией и Великой Элладой. Покинул родной город, когда тот попал в руки персов (546/545 гг.), странствовал по городам Сицилии и Южной Италии.Участник основания полиса Элея (~ 540-535 г.).

57 СКИЛАК, VI в. до н.э., Карианд (Кария). Географические сочинения Скилака использовались Гекатееем и Геродотом.

Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2015. Том 15. Вып. 4

58 СИМОНИД Кеосский, ок. 557/556 - ок. 468 до н.э., Иулия (о. Кеос). Переехал в Афины.

59 ГЕКАТЕЙ, ок. 550-490 в. до н.э., Милет.

60 КЛЕОСТРАТ, ок. 550 - ок. 430 до н.э. Уроженец Тенедоса (остров при выходе из пролива Дарданеллы).

61 ЭПИХАРМ, 550-440 до н.э., о. Кос. Принадлежал к экзотерическим слушателям Пифагора, однако в общину пифагорейцев не входил . Согласно ДиогенуЛаэртскому, именно у Эпихарма Платон переписал значительную часть своих сочинений, в частности, позаимствовав учение об идеях и концепцию знания как припоминания .

62 ТИМОКРЕОНТ, середина VI-V вв. до н.э., Иалис (о. Родос).

63 КЛЕОБУЛ Линдский, ок. 540-460 до н.э., Линд (о. Родос).

64 ОНОМАКРИТ, 1-я пол. VI в. - 480 до н.э., Афины. Был изгнан Гиппархом за подделку оракула из сборника Мусея (ок. 527 г.) Через 40 лет, помирившись с Писистратидами, отправился с ними к Ксерксу, где читал свои прорицания, склоняя персидского царя идти в поход на Элладу1 2 3 4.

1 См.: [Ямвлих2002: 27].

2См.: [Порфирий 1986:416].

3См.: [Диоген Лаэртский 1986: 338].

4См.: [Геродот 1972: 314].

Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях... с. 41- 66

Ol

ON

Таблица 1 (продолжение)

1 2 5 4 5 6 7 8

65 ТЕАНО (Феано), VI-V вв. до н.э., Метапонт или Крит. Жена Пифагора1.

66 БРОНТИН (Бротин),VI в. до н.э. Метапонт (по Ямвлиху) или Кротон (по Лаэртию), друг и ученик Пифагора. Отец Теано, либо же ее муж2.

67 ТЕЛАВГ, VI-V вв. до н.э. Уроженец Самоса, сынТеано и Пифагора, учитель Эмпедокла3.

68 ДЕМОКЕД (Демокид), VI в. до н.э., Кротон (выведен Ахеей в 709 г. до н.э.) В юности учился на острове Эгина на лекаря, затем жил в Афинах, был придворным врачом у самосского тиранна Поликрата, у персидского царя Дария 1; по Гиме-рию, первым ввел у варваров греческую медицину4. Вернувшись на родину, примкнул к пифагорейцам, женился на дочери Милона (знаменитого олимпийца, слушателя Пифагора).

69 ПАРМИСК, VI в. до н.э., Метапонт (выведен Ахеей в 773 г. до н.э. (?) Пифагореец.

Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2015. Том 15. Вып. 4

70 ГЕРАКЛИТ, ок. 544/540 - ок. 483/480 до н.э. Родился в Эфесе, принадлежал к царско-жреческому роду. Диоген Лаэртский передает версию, что Гераклит был слушателем Ксенофана5, это представляется сомнительным (Ксенофан покинул Малую Азию, когда Гераклит был еще ребенком). Во всяком случае, он был знаком с учением Ксенофана, хотя и относился к нему свысока («Многознание уму не научает, иначе бы оно научило Гесиода с Пифагором, равно как и Ксенофана с Гекатеем!»6).

71 АМИНИЙ,У1-У вв. до н.э., Кротон (?). Пифагореец, учитель Парменида7.

72 АЛКМЕОН.У в. до н.э., Кротон.

73 ПАРМЕНИД, ок. 540 - ок. 450 до н.э., Элея. Согласно Аристотелю, ученик Ксенофана. По Диогену Лаэртскому, от Ксенофа на у шел уч иться к пифагорейцу Аминию. К числу пифагорейцев относит Парменида и Ямвлих8.

'См.: [Лебедев 1989:149].

2См.: [Диоген Лаэртский 1986: 318].

3Суда, см.: [Лебедев 1989:150]. сп 4См.: [Лебедев 1989:156].

5См.: [Диоген Лаэртский 1986: 334]. 6См.: [Лебедев 2014: 152].

7См.: [Диоген Лаэртский 1986: 339]. 8См.: [Ямвлих2002:104,147].

Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях... с. 41- 66

Ol

со

Таблица 1 (продолжение)

1 2 5 4 5 6 7 8

74 ЭСХИЛ, 525-456 до н.э., Элевсин (Аттика).

75 ПИНДАР, 522/518-448/438 до н.э., Беотия. Учился в Афинах у Ласа Гермионского. Жил на Сицилии и в Афинах.

76 КРАТИН, 520-423 до н.э., Афины.

77 ВАКХИЛИД, 518/516 -ок. 450 до н.э., Иулида (о. Кеос). Племянник Симонида Кеосского.

78 К С А Н Ф Лидийский, 1-я пол. V В. ДО Н.Э., Сарды.

79 ПАНИАСИД, 1-я пол.У в. до н.э., Галикарнас (город со смешанным греко-карийским населением). Двоюродный брат или дядя Геродота.

80 ХАРОН.ОК.500- позже465 до н.э., Лампсак (колония на восточном побережье Геллеспонта, выведенная Фокеей).

Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2015. Том 15. Вып. 4

81 ЛЕВКИПП, - 500-440 гг. до н.э. Родился в Милете или в Абдерах. Ученик Зенона, учитель Демокрита.

82 АНАКСАГОР, ок. 500 - 428 до н.э., Клазомены. Ученик Анаксимена. В 468 г. переехал в Афины, фактически ставшие торговой, политической и культурной столицей Эллады. Учитель и политический консультант Перикла. В 431 г., спасаясь от смертного приговора, вернулся в Ионию, поселившись в Лампсаке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

83 ГИППОДАМ.498 - ок.408 до н.э. Родился в Милете, жил в Фуриях и в Пирее, куда приехал по приглашению Перикла.

84 СОФОКЛ, 495-406 до н.э., Колон (предместье Афин).

85 МЕТРОДОР, f 464 до н.э. Родом изЛампсака,ученик Анаксагора.

86 ДИОГЕН Аполлонийский, 499/498-428/427 до н.э. Происходил из Аполлонии Понтийской, черноморской колонии Милета, жил и учился в Афинах.

87 ЗЕНОН, ок. 490-430 до н.э. Родился в Элее. Ученик и приемный сын Парменида.

Ol

чо

Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях... с. 41- 66

ON

О

Таблица 1 (окончание)

1 2 5 4 5 6 7 8

88 ЭМПЕДОКЛ, ок. 490-430 до н.э., Акра-гант (выведен на о. Сицилия Гелой). По сведениям Лаэртия, был слушателем пифагорейской школы, но был, как впоследствии Платон, уличен в плагиате и отстранен от занятий1. По Гермиппу, учился у Ксенофана, а затем у Анаксагора. Согласно Суде, был учеником Парменида или Телавга, сына Пифагора2. В подражание Пифагору старался держаться пророком и полубогом.

89 ЭНОПИД, середина V в. н.э. Родился на Хиосе, жил в основном в Афинах.

90 ФАЛЕЙ, середина V в. до н.э., Халкедон - колония, выведенная Мегарами (ныне район Стамбула Кадыкёй).

91 ДАМОН, середина V в. до н.э. Жил в Афинах. Учитель Перикла и Сократа (согласно Лаэртию).

92 АРХЕЛАЙ, середина V в. до н.э. Родом из Милета или Афин. Ученик Анаксагора, учитель Сократа (с 452 г.)

93 ДИАГОР «Безбожник», 2-я пол. V в. до н.э., о. Мелос.

94 ЕВРИПИД,485 или 480-406 до н.э., Саламин. Ученик Анаксагора.

Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2015. Том 15. Вып. 4

95 ГЕЛАННИК Митиленский, ок. 485 - ок. 400 до н.э., Митилена (Лесбос).

96 МЕЛИСС, 485/470 -430/425 до н.э., Самос.

97 ГЕРОДОТ, ок. 484-ок. 425 до н.э., Галикарнас (город со смешанным грекокарийским населением).

98 ГОРГИЙ, 483/480-380/375 до н.э., Ле-онтины (выведены на о. Сицилия Хал-кидой). Ученик Эмпедокла. Жил в Лариссе (Фессалия).

99 ИОН Хиосский, ок. 480-422 до н.э., Хиос. В молодости переселился в Афины.

100 ПРОТАГОР, ок. 480 -ок. 410 до н.э. Родился в Абдерах (колония, выведенная Теосом во Фракии). Писал законы для г. Фурии (ок. 443 г.), в Афинах по поручению Перикла разработал проект новой конституции.

X 48 7 3 3 23 13 3

'См.: [ДиогенЛаэртский 1986: 321]. 2См.: [Лебедев 1989: 335].

Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях... с. 41- 66

Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2015. Том 15. Вып. 4

Таким образом, чисто статистическими методами доказана неправомерность распространенного утверждения об автохтонности греческой философии и ее укорененности на территории Балканского полуострова.

2. Промежуточные результаты по каждому из столбцов, приведенные после 25-й и 50-й строк, позволяют выявить определенную тенденцию, заключающуюся в изначальном преобладании в общей географии происхождения философов из городов малоазийской Греции и выведенных ими колоний, негреческих государств Малой Азии, а также Крита и Кипра. Прослеживается постепенное снижение этой доли (вызванной в том числе персидской экспансией на запад Анатолии).

Так, по итогам изучения биографических данных первых 25 мыслителей из общего списочного состава (вплоть до Фока Самосского, акмэ которого приходится на конец VII-VI в. до н.э.), мы выяснили, что представителями указанных территорий являются 18 человек, или 72%.

Из первых 50 мыслителей (вплоть до младшего современника Анаксимена Феогнида Мегарского, акмэ - 2-я пол. VI в. до н.э.) указанные территории представляет 31 человек, или 62%.

Из полного списка (100 имен) выходцами с указанных территорий является 61 человек, или 61%.

Соответственно, доля уроженцев «материковой» Греции и их колоний составляет от первых 25 участников списка 24% (6 человек), от первых 50 -32% (16 человек) и от всего списочного состава - 36% (36 человек).

Таким образом, статистически определено, что вектор распространения философской мысли и «культурной колонизации» изначально был направлен не с Балканского полуострова на восток, а напротив, из Малой Азии и восточного Средиземноморья на запад, в «материковую» Грецию.

3. Многие из философов «материковой» Греции и ее колоний являлись учениками философов, представлявших малоазийские города. Так, Фере-кид (впоследствии обучавший Пифагора) учился у Питтака Митиленского. Учениками самого Пифагора были, в частности, Гиппас, Теано, Бронтин, Демокед, Пармиск и Аминий (бывший, наряду с Ксенофаном Колофонским, учителем Парменида). Эмпедокл учился у Ксенофана, а затем у Анаксагора. Учеником Анаксагора был также Еврипид.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о прямом наследовании философами «материковой» Греции традиций и моделей философствования мыслителей, имеющих малоазийское происхождение.

Данный вывод пока имеет предварительный характер. Внимательное прослеживание путей наследования тех или иных учений и детальное воссоздание духовных генеалогий древнегреческих философов станет предметом отдельного исследования.

Материал поступил в редколлегию 30.04.2015 г.

62

Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях... с. 41- 66

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Аристотель. 1983. Политика // Аристотель. Собрание соч. : в 4 т. М. : Мысль. Т. 4. С. 375-644.

Боннар А. 1992. Греческая цивилизация. Т. 1. От Илиады до Парфенона. М. : Искусство. 269 с.

Бордмен Дж., Хаммонд Н.Дж.Л. (ред.) 2007. Кембриджская история древнего мира. Т. 3. Ч. 3. Расширение греческого мира. VIII-VI вв. до н.э. / под ред. Дж. Бор-дмена и Н.Дж.Л. Хаммонда ; пер. с англ., подгот. текста, предисл., примеч. А.В. Зай-кова. М. : Ладомир. 653 с.

Бордмен Дж., Хаммонд Н.Дж.Л. (ред.) 2011. Кембриджская история древнего мира. Т. 4. Персия, Греция и западное Средиземноморье. Ок. 525-479 гг. до н.э. / под ред. Дж. Бордмена и Н.Дж.Л. Хаммонда ; пер. с англ, подгот. текста, предисл., примеч. А.В. Зайкова. М. : Ладомир. 1112 с.

Вольф М.Н. 2006. Ранняя греческая философия и Древний Иран. СПб. : Але-тейя. 224 с.

Гегель Г.В.Ф. 1993. Лекции по истории философии. Т. 1. СПб. : Наука. 350 с.

Геродот. 1972. История. Л. : Наука. 600 с.

Диоген Лаэртский. 1986. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. : Мысль. 571 с.

Жмудь Л. 1985. Пифагор в ранней традиции // Вестн. древней истории. № 2. С. 121-142.

Зайцев А.И. 2000. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. СПб. : Филолог. фак. Санкт-Петербург. гос. ун-та. 320 с.

Кессиди Ф.Х. 1982. Гераклит. М. : Мысль. 200 с.

Константинов Ф.В. (гл. ред.) 1960-1970. Философская энциклопедия. В 5 т. / гл. ред. Ф.В. Константинов. М. : Совет. энцикл.

Кравчук А. 1991. Перикл и Аспазия. М. : Наука. 268 с.

Лебедев А.В. 1978. То йлхірот: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель // Вестн. древней истории. № 1. С. 39-54; № 2. С. 43-58.

Лебедев А.В. (ред.) 1989. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1 / ред. А.В. Лебедев. М. : Наука. 576 с.

Лебедев А.В. 2014. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов). СПб. : Наука. 533 с.

Лосев А.Ф. 1986. Диоген Лаэрций и его метод // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. : Мысль. С. 3-54.

Лурье С.Я. 1993. История Греции. СПб. : Изд-во Санкт-Петербург. ун-та. 680 с.

Порфирий. 1986. Жизнь Пифагора // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. : Мысль. С. 416-426.

Рожанский И. 1979. Развитие естествознания в эпоху античности. М. : Наука.

488 с.

Согомонов А.Ю. 1989. Восточные истоки раннегреческой культуры по исследованиям Вальтера Буркерта // Вестн. древней истории. № 4. С. 146-155.

Степин В.С., Семигин Г.Ю. (рук.) 2010. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / рук. проекта В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. М. : Мысль.

Элиан. 1963. Пестрые рассказы. М. ; Л. : Изд-во акад. наук СССР. 186 с.

Яйленко В.П. 1990. Архаическая Греция и Ближний Восток. М. : Наука, Гл. ред. вост. лит. 271 с.

Ямвлих. 2002. О Пифагоровой жизни. М. : Алетейа. 192 с.

63

Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2015. Том 15. Вып. 4

Burkert W. 1982. Die orientalisierende Epoche in der griechischen Religion und Literatur. Heidelberg : Winter. 135 p.

Diels H. Die Fragmente Der Vorsokratiker, Band 1-2. Berlin ; Charlottenburg : Weidmannsche Verlagsbuchhandlung, 1959-1960.

Heath T.L. 1949. Mathemathics in Aristotle. Oxford : Oxford University Press. 291 p.

Renan E. 1884. Souvenirs d’enfance et de jeunesse. 10nd ed. Paris : Calmann Levy. XXIV, 412 p.

West M.L. 1971. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxford : At the Clarendon Press. 257 p.

References

Aelianus. Pestrye rasskazy [Historical Miscellany], Moscow, Leningrad, Izd-vo akad. nauk SSSR, 1963, 186 p. (in Russ.).

Aristotle. Politika [Policy], Aristotel', Sobranie soch., Moscow, Mysl’, 1983, vol. 4, pp. 375-644. (in Russ.).

Boardman J., Hammond N.G.L. (eds.) Kembridzhskaya istoriya drevnego mira. T. 4. Persiya, Gretsiya i zapadnoe Sredizemnomor'e. Ok. 525-479 gg. do n.e. [The Cambridge Ancient History, vol. 4, Persia, Greece and the Western Mediterranean C. 525 to 479 BC], Moscow, Ladomir, 2011, 1112 p. (in Russ.).

Boardman J., Hammond N.G.L. (eds.) Kembridzhskaya istoriya drevnego mira. T. 3. Ch. 3. Rasshirenie grecheskogo mira. VIII-VI vv. do n.e. [The Cambridge Ancient History, vol. 3, pt. 3, The Expansion of the Greek World, Eighth to Sixth Centuries BC], Moscow, Ladomir, 2007, 653 p. (in Russ.).

Bonnard A. Grecheskaya tsivilizatsiya. T. 1. Ot Iliady do Parfenona [Greek civilization, vol. 1, From the Iliad to the Parthenon], Moscow, Iskusstvo, 1992. 269 p. (in Russ.).

Burkert W. Die orientalisierende Epoche in der griechischen Religion und Literatur [The Orientalizing period in Greek religion and literature], Heidelberg, Winter, 1982, 135 p. (in German).

Cassidy F.H. Geraklit [Heraclitus], Moscow, Mysl’, 1982, 200 p. (in Russ.).

Diels H. Die Fragmente Der Vorsokratiker, Band 1-2 [Fragments The Presocratics, in 2 vols.], Berlin, Charlottenburg, Weidmannsche Verlagsbuchhandlung, 1959-1960. (in German).

Diogenes Laertius. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov [Lives and Opinions of Eminent Philosophers], Moscow, Mysl’, 1986, 571 p. (in Russ.).

Heath T.L. Mathemathics in Aristotle, Oxford, Oxford Univ. Press, 1949, 291 p.

Hegel G.W.F. Lektsii po istorii filosofii. T. 1 [Lectures on the History of Philosophy, vol. 1], St. Petersburg, Nauka, 1993, 350 p. (in Russ.).

Herodotus. Istorija [The Histories], Leningrad, Nauka, 1972, 600 p. (in Russ.).

Iamblichus. O Pifagorovoyzhizni [On the Pythagorean Way of Life], Moscow, Aletheia, 2002, 192 p. (in Russ.).

Konstantinov F.V. (ed.) Filosofskaya entsiklopediya. V 51. [Philosophical Encyclopedia, in 5 vols.], Moscow, Sovet. entsikl., 1960-1970.

Kravchuk A. Perikl i Aspaziya [Pericles and Aspasia], Moscow, Nauka, 1991, 268 p. (in Russ.).

Lebedev A.V. (red.) Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov. Ch. 1 [Fragments of the early Greek philosophers, pt. 1], Moscow, Nauka, 1989, 576 p. (in Russ.).

Lebedev A.V. Logos Geraklita. Rekonstruktsiya mysli i slova (s novym kriticheskim

64

Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях... с. 41- 66

izdaniem fragmentov) [Logos of Heraclitus. Reconstruction of thought and speech (with a new critical edition of the fragments)], St. Petersburg, Nauka, 2014, 533 p. (in Russ.).

Lebedev A.V. To insipov: ne Anaksimandr, a Platon i Aristotel’ [To йлєірov: not Anaximander and Plato and Aristotle], Vestn. drevney istorii, 1978, no. 1, pp. 39-54; no. 2, pp. 43-58. (in Russ.).

Losev A.F. Diogen Laertsiy i ego metod [Diogenes Laertius and his method], Diogen Laertskiy, O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov, Moscow, Mysl', 1986, pp. 3-54. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lurie S.Y. Istoriya Gretsii [History of Greece], St. Petersburg, Izd-vo Sankt-Peterburg. un-ta, 1993, 680 p. (in Russ.).

Porphyry. Zhizn' Pifagora [Life of Pythagoras], Diogen Laertskiy. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov, Moscow, Mysl’, 1986, pp. 416-426. (in Russ.).

Renan E. Souvenirs d’enfance et de jeunesse [Childhood and youth memories], 10nd ed., Paris, Calmann Levy, 1884, xxiv, 412 p. (in French).

Rozhanskiy I. Razvitie estestvoznaniya v epokhu antichnosti [The development of science in antiquity], Moscow, Nauka, 1979, 488 p. (in Russ.).

Sogomonov A.Yu. Vostochnye istoki rannegrecheskoy kul'tury po issledovaniyam Val'tera Burkerta [Oriental origins of early Greek culture Research Walter Burkert], Vestn. drevney istorii, 1989, no. 4, pp. 146-155. (in Russ.).

Stepin V.S., Semigin G.Yu. (eds.) Novaya filosofskaya entsiklopediya. V 4 t. [New Encyclopedia of Philosophy, in 4 vols.], Moscow, Mysl', 2010. (in Russ.).

Vol'f M.N. Rannyaya grecheskaya filosofiya i Drevniy Iran [Early Greek Philosophy and Ancient Iran], St. Petersburg, Aleteyya, 2006, 224 p. (in Russ.).

West M.L. Early Greek Philosophy and the Orient, Oxford, At the Clarendon Press, 1971, 257 p.

Yaylenko V.P. Arkhaicheskaya Gretsiya i Blizhniy Vostok [Archaic Greece and the Middle East], Moscow, Nauka, Gl. red. vost. lit., 1990, 271 p. (in Russ.).

Zaytsev A.I. Kul'turnyy perevorot v Drevney Gretsii VIII-V vv. do n.e. [The Cultural revolution in ancient Greece VIII-V centuries BC], St. Petersburg, Filolog. fak. Sankt-Peterburg. gos. un-ta, 2000, 320 p. (in Russ.).

Zhmud' L. Pifagor vranney traditsii [Pythagoras in the early traditions], Vestn. drevney istorii, 1985, no. 2, pp. 121-142. (in Russ.).

Oleg A. Matveychev, Candidate of Philosophy, Professor, National Research University Higher School of Economics, Moscow. E-mail: [email protected]

ON THE PROBLEM OF ASIA MINOR’S ORIGINS OF EARLY GREEK PHILOSOPHY

Abstract: The article is devoted to the explosion of the myth of spontaneous origination of early Greek science and philosophy on the territory of Ancient Greece. The article traces the origins of the common misconceptions, and criticizes the tendency of studying philosophy of Ancient Greek as an isolated phenomenon. The author refers to a long tradition and extensive study of cultural relations between the Front East and Ancient Greece, and offers easy and clear methodology for determining the level of Oriental influence over Greek philosophical thought; the methodology is expressed in viewing the teachings of Ancient philosophers in chrono-topic interconnection. According to the author, chronological-geographical principle of studying Ancient philosophy has heuristic

65

Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2015. Том 15. Вып. 4

value concerning the content of philosophical doctrines, as well as the reconstruction of reception of Eastern knowledge by Ancient Greeks; in addition, it allows including into research the number of thinkers, which do not fit into any school. Based on statistical data, the article concludes about quantitative predominance of thinkers of Asia Minor’s origins on the list of philosophers of the archaic and pre-classic age.

Keywords: philosophy, mythology, poetry, science, Ancient Greece, Asia Minor, cultural genesis, spiritual genealogy, chronotope, “Greek miracle”.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.