Научная статья на тему 'К вопросу о легитимности органов государственной власти Российской Федерации'

К вопросу о легитимности органов государственной власти Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1514
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ЛЕГАЛЬНОСТЬ / ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITIES / LEGITIMACY / LEGALITY / PROSEDURE OF THE STATE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комбарова Елена Валерьевна

В статье исследуется вопрос о доверии населения органам государственной власти Российской Федерации. На основании действующего законодательства анализируется порядок формирования органов государственной власти в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Question of the Legitimacy of Public Authorities’ of Russian Federation

The article deals with the question of population’s confidence to public authorities’ of Russian Federation. According to current legislation there is the analysis of the Russian Federation’s state authorities’ formation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о легитимности органов государственной власти Российской Федерации»

осуществляет правосудие, формально с возможным участием граждан в этом процессе. Судья не отвечает перед народом за свою деятельность, т. е. власть в данном случае является отчужденной, за исключением суда присяжных. Однако в России в настоящее время суду присяжных подсудны только несколько наиболее тяжких составов преступления (например, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 126, ч. 3 ст. 131 и др. УК РФ). И это возможно только при ходатайстве обвиняемого о рассмотрении его дела таким составом суда (п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК РФ), в то время как, например в Америке, судом с участием присяжных заседателей рассматриваются все дела, за которые предусматривается наказание свыше одного года.

Анализируемая проблема имеет организационно-правовой аспект, проявляющийся в том, что, во-первых, народ не участвует в организации судебной власти; во-вторых, это деятельная сторона, когда люди не знают, как судят. При этом следует отметить отсутствие элементарной доступности в залы судебных заседаний, прежде всего, по техническим причинам (нехватка мест).

Для оживления данной работы можно предложить некоторые варианты вовлечения и заинтересованности граждан в отправлении правосудия. Во-первых, можно вернуться к опыту советского периода, когда существовала практика ежегодных выступлений районного судьи перед жителями соответствующего района. Во-вторых, необходимо создать фонд или корпорацию по изучению проблемы взаимодействия и взаимоучастия граждан в осуществлении судебной власти. Возможно, что возникнет потребность в какой-либо общественно-государственной структуре, которая бы мониторила проблемы связи народа, гражданского общества и правосудия. Такая структура могла бы возникнуть при общественной палате. Главное, чтобы работа проводилась не только на уровне Федерации, но и в субъектах, поскольку на данный момент доступна в основном деятельность высших судов. Это гарантировало бы открытость судебной деятельности и обеспечивало возможность гражданам и обществу в целом высказывать свое мнение о деятельности судей.

1 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. 13 дек.

2 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» // Российская газета. 2012. 19 дек.

3 См.: Суд открыт. Создается первая в стране комиссия по взаимодействию служителей правосудия и общества // Российская газета. 2011. 17 марта.

4 См.: Неподсудная корпорация // Российская газета. 2011. 10 февр.

5 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 3.

Е.В. Комбарова

К ВОПРОСУ О ЛЕГИТИМНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье исследуется вопрос о доверии населения органам государственной власти Российской Федерации. На основании действующего законодательства анализируется порядок формирования органов государственной власти в стране.

Ключевые слова: органы государственной власти, легитимность, легальность, порядок формирования органов власти.

© Комбарова Елена Валерьевна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия).

E.V. Kombarova

ON THE QUESTION OF THE LEGITIMACY

OF PUBLIC AUTHORITIES' OF RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the question of population's confidence to public authorities' of Russian Federation. According to current legislation there is the analysis of the Russian Federation's state authorities' formation.

Keywords: public authorities, legitimacy, legality, prosedure of the state authorities'.

Власть в любом государстве стремится к тому, чтобы утвердить свою легитимность. Процесс взаимоотношения власти и общества является важным на современном этапе легитимизации государственной власти в России. Для стабильности и безопасности внутри государства необходимо, чтобы публичная власть и общество не были отчуждены и оторваны друг от друга, а представляли единую целостную систему, чтобы власть находилась в соответствии с ценностными предпочтениями граждан. Соответственно источник легитимности, на наш взгляд, следует искать в народе, в его ценностях и нормах, стереотипах общественного сознания. Легитимность существует в сознании граждан в виде положительной установки на политические институты данной власти.

Легитимность органов государственной власти ставится в зависимость от воли народа как носителя суверенитета и единственного источника власти. Чтобы публичная власть была успешной, она должна быть легитимной. В большей мере легитимность власти в современной России приобретена благодаря легальному способу формирования властных институтов. В Российской Федерации как й демократическом правовом государстве официальный способ закрепления и а признания государственной власти населением обеспечивается на основе резуль-| татов свободных выборов, в соответствии с действующим законодательством и, I прежде всего, с Конституцией РФ. В своем ежегодном Послании Федеральному | Собранию РФ Президент РФ В.В. Путин 12 декабря 2012 г. отметил, что «рос! сийская демократия — это власть именно российского народа с его собственны-| ми традициями народного самоуправления, а вовсе не реализация стандартов, | навязанных нам извне. Демократия — это в том числе соблюдение и уважение | принятых действующих законов, правил и норм... Демократия — это возможность не только выбирать власть, но и постоянно эту власть контролировать, I оценивать результаты ее работы»1. Путем выборов народ передает выбираемым Ц органам власти и должностным лицам не суверенитет, а право на его реализа-^ цию в установленных законодательством пределах. Органы и должностные лица ° осуществляют свои полномочия, определенные законом, в период, на который

0 они избраны. Легальность всех стадий избирательного процесса, законность

го

¿5 избирательных процедур, легитимность выборных органов государственной

1 власти — ключевые условия реальной возможности осуществления народного $ суверенитета. Граждане, реализуя право избирать и быть избранными, оказывают воздействие на формирование органов государственной власти, участвуют в управлении государственными делами.

Порядок формирования органов публичной власти РФ посредством выборов дает высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. Народ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права

176

при тайном голосовании избирает Президента страны, депутатов Государствен-

ной Думы, высших должностных лиц субъектов РФ, региональные парламенты, органы местного самоуправления. Таковыми стали президентские выборы 1996, 2000, 2004, 2008, 2012 гг., парламентские выборы 1993, 1995, 1999 и 2003, 2007, 2011 гг., в ходе которых в определенной мере произошло дистанцирование должности от ее носителя, личного авторитета от авторитета должности2, поскольку в сохранении должности Президента многим россиянам видится гарантия успешного строительства и укрепления России. Необходимо отметить, что персональный уровень легитимности власти — самый подвижный, изменчивый и «поддающийся корректировке» с помощью технологий политического манипулирования. Центральным институтом легитимности, конечно, служит доверие во всех его проявлениях, которое может базироваться на разных вещах — на уважении к личности, силе, развитости демократических институтов. Если обратиться к данным социологического опроса населения России о доверии политикам федерального уровня, общенациональным лидерам, можно констатировать, что до избрания Президентом страны В.В. Путина ни один политик не пользовался устойчивой поддержкой большинства населения в течение длительного срока. Исключение составляли лишь Б.Н. Ельцин в 1991 г., но его ресурс легитимности был довольно шатким, а также Е.М. Примаков в период короткого пребывания на посту Председателя Правительства России3. По данным социологов «Левада-центра» на ноябрь 2012 г., деятельность Президента РФ одобряют 63% населения России4, он же возглавляет рейтинг самых доверяемых политиков страны. Хотя некоторые исследовали указывают на падение рейтингов доверия к власти, происходящее по всей стране, выделяя динамику рейтинга доверия власти, состоящую из трех явно различающихся отрезков: понижающегося в ш 2009-2011 гг., повышающегося с декабря 2011 г. по март 2012 г. и снижающегося н с марта 2012 г. по настоящее время. С

а

В западной политологии разработан такой показатель, как «порог легитимно- т

о

сти власти». Он определяется по результатам социологических опросов, указан- к

о

ных выше, и составляет 30 % населения. Это означает, что если по результатам о' социологических опросов больше 30 % населения выражает доверие существую- | щей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических в

опросов доверие существующей власти выражает менее 30 % населения, она нн

о

считается нелегитимной, и политик, как правило, уходит в отставку.5 Однако Ю даже крайне оппозиционно настроенный В.Л. Иноземцев, постоянно критикую- и щий «путинский режим», констатирует: «В настоящее время политическая и -

к

экономическая система России стабильна. До 2018 года потрясений не ожидается. а Большинство населения удовлетворено, оно никогда так нормально не жило, как Л сейчас. Система не показывает никаких признаков распада»6. |

Законодательные органы — коллективные органы. Они легитимны лишь • при избрании в них определенного числа депутатов, а принимаемые ими ре- 99 шения правомочны, как правило, если за них проголосовало более половины ^ соответствующего депутатского корпуса. Фактом избрания законодательных 3 органов обусловлено и то, что они одновременно являются органами народного представительства в соответствии со ст. 66, 77, 104 и 134 Конституции РФ. В данном контексте прошедшие 4 декабря 2011 г. выборы в Государственную Думу подтвердили актуальность категории доверия как необходимую составляющую легитимности государственной власти. Если прежний состав Государственной Думы опирался на 90 % избирателей, то нынешний — на 93 %, потому что только 177

7 % отдали голоса партиям, которые не вошли в парламент. Это высокая степень легитимности нашей Думы. Однако стоит отметить, что легитимность Государственной Думы будет повышена возвращением к смешанной избирательной системе, когда половина депутатов будут избираться на мажоритарной основе и половина — на партийной. С этим предложением обратился 12 декабря 2012 г. Президент РФ В.В. Путин к Федеральному Собранию. Отказ от мажоритарной избирательной системы и использование пропорциональной системы повлекли лишение избирателей права выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы, отрицательно влияют на развитие гражданского общества.

Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал в своих решениях, что в Российской Федерации «федеральный парламент и парламенты субъектов РФ являются органами народного представительства, выразителями интересов и воли народа, осуществляющими законодательную власть»7. Сочетание указанных способов представительства допустимо лишь при проведении свободных всеобщих равных и прямых выборов в Совет Федерации при тайном голосовании, что не повлечет утрату конституционного права гражданина избирать и быть избранным в органы законодательной (представительной) власти, ни существо народного представительства. Однако при принятии нового Федерального закона от 3 декабря 2012 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»8 не были соблюдены полностью требования Конституции РФ, за исключением требований для кандидата — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, которым может быть только депутат это-13 го органа, избранный гражданами, проживающими на территории субъекта ? России. Однако стоит отметить, что данные положения Закона полностью не 5 решили задачу при формировании Совета Федерации, т. к. в нем нет реального | представительства населения субъекта, а есть представительство законодатель-I ного и исполнительного органов субъектов РФ. Проживающие на территории

1 субъекта граждане непосредственно не участвуют в отборе представителей в

го

| Совет Федерации и, естественно, не делегируют тем, кто в нем находится, право

§ представлять соответствующий субъект.

| Легитимность правосудия — обязательное условие его эффективности. Она

2 связана с местом институтов судебной власти в российском правовом простран-° стве, а также соответствием их деятельности представлениям большинства на-« селения государства о правовом порядке и справедливости. Но, к сожалению, | легитимность правосудия всегда будет иметь незавершенный характер, т. к. про-I ходит в условиях российского общества, в котором не может быть абсолютного ° совпадения интересов индивидов и их групп, их оценок правовой и политической

0

° жизни. Однако в целях сохранения единства и целостности государственно-

(Го

¿5 правового пространства России необходимо развивать наряду с федеральной

1 судебной системой и негосударственные институты правосудия, и различные | медиативные процедуры, не отказываться от специализации общей судебной

системы, ввести ювенальные суды и административные суды.

Государственная власть, нашедшая поддержку у населения страны, имеет шанс быть эффективной в своей политической, экономической и социальной деятельности, поскольку она пользуется поддержкой, авторитетом и не встречает противодействия в своем функционировании. Расширение возможностей граждан 178 по участию в управлении делами государства; реализация прав граждан избирать

Т.А. Ленкина • Эволюция республиканской формы правления в странах Европы (конституционно-правовой аспект)

и быть избранным; включенность каждого гражданина в процесс формирования органов публичной власти; ответственность органов власти на всех уровнях перед населением; профессионализм государственных служащих; обеспечение национальной безопасности, безопасности человека в сфере социально-правовой защиты; активное участие институтов гражданского общества в политико-правовой жизни — все это имеет серьезный потенциал для обеспечения стабильности основ конституционного строя, повышения доверия населения органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления и соответственно повышение эффективности их работы.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2012. 13 дек.

2 См.: Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: курс лекций: в 3 ч. СПб., 2004.

3 См.: Савин С. Легитимность власти как фактор стабильности современного российского общества // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2003. № 2.

4 См.: Техника манипуляций результатами опросов Левада-центра // Информационный портал: новости, мнения, видео, сообщество. RUSSIA.RU. URL: http://www.russia.ru/news/society/2012/ 11/29/5164. html (дата обращения: 12.12.2012).

5 См.: Легитимность и легальность власти: учебные материалы по курсу политологии // Учебно-методический проект «Хрестоматия по культурологи». URL: http://kulturoznanie.ru/politology/ legitimnost-i-legalnost-vlasti/ (дата обращения: 12.12.2012).

6 Оппозиционный эксперт В. Иноземцев дал интервью Shpiegel // Политическое обозрение: информационно-аналитический журнал. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/19 9293 (дата обращения: 12.12.2012).

7 Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9-П « По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 16, ст. 1601.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 50, ч. 4, ст. 6952.

Т.А. Ленкина

ЭВОЛЮЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

В статье рассматривается тенденция распространения смешанной формы правления в государствах Европы, усиление концентрации власти в руках Главы государства в России, причины, приводящие к изменению форм правления в современных странах.

Ключевые слова: форма правления, глава государства, парламент, правительство, конституция, республика.

T.A. Lenkina

EVOLUTION OF THE REPUBLICAN FORM OF GOVERNMENT IN THE COUNTRIES OF EUROPE (CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT)

The article discusses the analysis of a tendency of distribution of the mixed form of government in the states of Europe, strengthening of concentration of the power in hands of the head of state in Russia, the reasons of change of the form of government.

Keyword: form of government, head of state, parliament, government, constitution, republic.

© Ленкина Татьяна Алексеевна, 2013

Доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.