Научная статья на тему 'К вопросу о легализации проституции в России'

К вопросу о легализации проституции в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2670
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРОСТИТУЦИИ / СПИД И ДРУГИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РФ / THE LEGALIZATION OF THE PROSTITUTION / AIDS AND OTHER DISEASES / HUMAN RIGHTS AND PRINCIPLES OF RUSSIAN CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гудин С. С.

В настоящей статье автор исследует вопрос о легализации проституции в РФ посредством анализа основных аргументов сторонников этой меры. В их числе: возможность регистрации легальных проституток, необходимость предотвращения преступлений в данной сфере, возможность медицинского обследования проституток с целью предотвращения распространения СПИДа и иных заболеваний, перспективы налогообложения данного бизнеса. Автор приходит к выводу, что некоторые из этих целей и методов, используемых для их достижения, нарушают права человека и конституционные принципы, а другие неэффективны с учетом сложившейся в современной России социальной и криминогенной ситуации. Изменение такого положения дел основная задача государства и общества; ее решение само по себе существенно снизит остроту исследуемого вопроса, а до тех пор более уместно вести речь не о легализации, а лишь о декриминализации проституции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UP TO THE QUESTION ABOUT THE LEGALIZATION OF THE PROSTITUTION IN RUSSIA

In the following article the author explores the question about the legalization of the prostitution in Russian Federation by the analysis of arguments of its supporters. Main of these arguments is: the possibility of registration of the legal prostitutes; the necessity to prevent crimes in this sphere; the possibility to realize the medical inspection of prostitutes to prevent AIDS and other diseases; and also perspectives of the taxation. As a result of this exploration, the author the author concludes, that some aims and methods that are in use to achieve them breaks the human rights and the principles of Russian Constitution, but some others can't lead to their maximal effect, in that social and criminal situation, that exists in modern Russia. Changing of this situation is the main task of the state and society, so the solution of this problem will lead to seducing of the actuality of this question at all. Before this moment it's possible to talk only about the decriminalization, not legalization, of the prostitution.

Текст научной работы на тему «К вопросу о легализации проституции в России»

3.10. К ВОПРОСУ О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРОСТИТУЦИИ В РОССИИ

Гудин С. С., аспирант. Место учебы: Волгоградский государственный университет.

Аннотация: В настоящей статье автор исследует вопрос о легализации проституции в РФ посредством анализа основных аргументов сторонников этой меры. В их числе: возможность регистрации легальных проституток, необходимость предотвращения преступлений в данной сфере, возможность медицинского обследования проституток с целью предотвращения распространения СПИДа и иных заболеваний, перспективы налогообложения данного бизнеса.

Автор приходит к выводу, что некоторые из этих целей и методов, используемых для их достижения, нарушают права человека и конституционные принципы, а другие неэффективны с учетом сложившейся в современной России социальной и криминогенной ситуации. Изменение такого положения дел - основная задача государства и общества; ее решение само по себе существенно снизит остроту исследуемого вопроса, а до тех пор более уместно вести речь не о легализации, а лишь о декриминализации проституции.

Ключевые слова: легализация проституции; СПИД и другие заболевания; права человека и конституционные принципы РФ.

UP TO THE QUESTION ABOUT THE LEGALIZATION OF THE PROSTITUTION IN RUSSIA

Gudin S.S., postgraduate student. Place of study: Volgograd State University.

Annotation: In the following article the author explores the question about the legalization of the prostitution in Russian Federation by the analysis of arguments of its supporters. Main of these arguments is: the possibility of registration of the legal prostitutes; the necessity to prevent crimes in this sphere; the possibility to realize the medical inspection of prostitutes to prevent AIDS and other diseases; and also perspectives of the taxation.

As a result of this exploration, the author the author concludes, that some aims and methods that are in use to achieve them breaks the human rights and the principles of Russian Constitution, but some others can’t lead to their maximal effect, in that social and criminal situation, that exists in modern Russia. Changing of this situation is the main task of the state and society, so the solution of this problem will lead to seducing of the actuality of this question at all. Before this moment it's possible to talk only about the decriminalization, not legalization, of the prostitution.

Keywords: the legalization of the prostitution; AIDS and other diseases; human rights and principles of Russian Constitution.

Вопрос, вынесенный в заголовок настоящей статьи, является для нашей страны дискуссионным, причем далеко не только в последние годы. В XIX- начале XX в., проституция в нашей стране была признана терпимой, то есть, легальной. До и после этого времени, напротив, применялись различные, порой весьма жест-

кие меры по борьбе с этим социальным явлением1. Мы, однако, рассматривая данную проблему, позволим себе исходить из современных, политикоэкономических, правовых реалий, а также криминогенной обстановки.

Прежде всего, заметим, что термин «легализация проституции» не кажется нам удачным. В настоящее время более уместно говорить о декриминализации добровольного (или вынужденного, если имеется принуждение со стороны третьих лиц, которые в подобных случаях подлежат уголовной ответственности) занятия проституцией, то есть об отмене не только уголовной, но и административной, а также и всех иных видов юридической ответственности за это деяние. Вопрос о том, необходимо ли это, остается открытым, но это, по крайней мере, возможно в нынешних условиях, тогда как легализация проституции - это уже мера совершенно иная, причем ее реализация требует весьма масштабного изменения отечественного законодательства, начиная непосредственно с Конституции РФ, что на наш взгляд, несвоевременно, а, кроме того, и неэффективно.

Чтобы пояснить свою позицию по данному вопросу, рассмотрим основные аргументы сторонников легализации «древнейшей профессии». К числу таковых относятся:

а) возможность регистрации проституток при легализации их профессии, с ужесточением ответственности за нелегальную проституцию;

б) выведение проституток из тени, возможность обезопасить их от действий криминалитета, а также от совершения ими либо в отношении них преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких (имущественные преступления, изнасилования, убийства);

в) постановка проституток на медицинский учет, с возможностью их регулярного обследования и лечения. При этом следует помнить, что не только проститутка может заразить клиента, в частности, СПИДом или венерическими заболеваниями, но и наоборот;

г) легализация доходов от занятия проституцией, с возможностью их налогообложения.

Таковы наиболее серьезные аргументы сторонников легализации «древнейшей профессии». Однако не все они столь убедительны, как может показаться на первый взгляд. Так, например, введение обязательной регистрации проституток и ужесточение ответственности для незарегистрированных, несмотря на кажущуюся очевидной необходимость этой меры, на самом деле, в нынешних условиях, способна дать лишь частичный результат, причем эффект от этой меры будет временным. Действительно, регистрация проституток отнюдь не вырвет этот бизнес из рук представителей разного рода криминальных группировок, включая и международные преступные сообщества, а напротив, создаст конкурентную среду. Даже если предположить, что такую регистрацию действительно пройдут все «работающие» на определенный момент времени проститутки страны, а об ужесточении юридической ответственности за нелегальную проституцию будет проинформирован каждый житель РФ, то где гарантия, что «черный рынок» проституток (в противоположность легальному) не будет пополняться за счет похищений людей и т.д. Кроме того, даже в современных

1 Более подробно об истории проституции в нашей стране см., например: Лебина Н.Б., Шкаровский М.В. Кнутом или законом? // Лебина Н. Б., Шкаровский М. В. Проституция в Петербурге (40-е гг. XIX в. - 40-е гг. XX в.). - М., Прогресс-Академия, 1994. С. 132178.

условиях у проституток часто отбирают паспорт и другие документы, удостоверяющие личность, что делает затруднительным обращение в правоохранительные органы даже для тех жертв криминалитета, кому удается вырваться из сексуального рабства. Заметим также, что именно по таким жертвам, на наш взгляд, прежде всего и ударит ужесточение ответственности за нелегальную проституцию. Кроме того, еще более возрастет уровень преступности, в части преступлений в отношении «нелегальных» проституток, что будет связано, в том числе (предположительно) и с «особыми наклонностями» клиентов черного рынка проституции, при условии существования легального. Если же когда-нибудь преступность в стране будет обуздана настолько, что эти проблемы перестанут быть актуальными, то едва ли будет актуален и вопрос о легализации проституции.

В отношении второго из вышеприведенных аргументов следует сказать, что реализация этой цели, безусловно, желательна, но на практике, в условиях демократического общества, обеспечить подобный контроль над личностью практически нереально.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения»2. В то же время, статья 24 действующей Конституции РФ гласит:

«1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом»3.

При этом авторы одного из комментариев к Конституции РФ совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечают: «Право на частную жизнь, в том числе на информационное невмешательство в нее, основывается на идее самоопределения и автономности личности, свободе индивида в приватной, интимной сфере его жизни от внешнего контроля со стороны государства и общества. Это сфера, куда не должна проникать правовая регламентация, но граница которой должна быть защищена законом. И хотя границу эту определить чрезвычайно трудно, она должна толковаться максимально широко в пользу личных прав»4.

Далее те же авторы конкретизируют: «Конфиденциальность информации определяется, как обязательное требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (ст. 2). Очевидно, что всякие сведения о частной жизни лица обладают конфиденциальным характером, однако определить их перечень в законе было бы затруднительно и вряд ли целесообразно, поскольку это неминуемо сужало бы понятие частной жизни и объем гарантий ее защиты. Бесспорно, что право на неприкосновенность частной жизни связано с целым рядом других основных прав и свобод, определяющих

2 См.: Конституция РФ. Ст. 23.

3 См.: Конституция РФ. Ст. 24.

4 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации. /

Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: «Эксмо», 2010. Комм. к ст. 24.

индивидуальность и автономию человеческой личности. Во всяком случае, к конфиденциальной информации о частной жизни следует отнести сведения о расовом, национальном и социальном происхождении лица, данные о его духовном мире, об отношении к религии, о взглядах, мнениях и убеждениях, о морально-значимом поведении, данные о неофициальном общении и межличностных связях, семейных и интимных отношениях, сведения о принадлежности его к общественным объединениям, о здоровье, имуществе, доходах, о профессиональной деятельности, иные факты его биографии и жизни, которые он не считает возможным опубликовать. Лишь само лицо вправе определять, какие именно сведения имеют отношение к его частной жизни и какова степень чувствительности для него той информации о ней, раскрытие которой повлечет для него душевную боль или моральный ущерб»5.

К сказанному трудно что-то добавить. При этом специфика общения проститутки и клиента предполагает собственно, интимность, уединенность, отсутствие свидетелей. В том числе, и свидетелей возможного преступления. И даже если, в случае легализации проституции, представительницы этой профессии, в целях, прежде всего, их собственной безопасности, получат возможность дать согласие на ведение наблюдения, в частности, посредством скрытых камер (что, однако, сомнительно по морально-этическим соображениям), то едва ли с этим будут согласны клиенты. А «тревожную кнопку» еще нужно успеть нажать.

Далее, третий, медицинский, довод сторонников легализации проституции наталкивается на все те же положения статей 23-24 Конституции РФ. Но, если даже будет введена в действие норма о принудительном медицинском освидетельствовании проституток, подобно тому, как это было в Российской Империи периода «терпимости», причем будут приняты все меры по недопущению унижения чести и достоинства проституирующих лиц (в конечном итоге, они входят в «группу риска», а освидетельствование направлено на защиту их собственного здоровья), едва ли эта же гипотетическая правовая норма будет применима и к клиентам. Кроме того, остается открытым вопрос о частоте освидетельствований. Проститутка, «вернувшаяся к работе» после освидетельствования, может быть заражена клиентом, и впоследствии распространять, скажем, СПИД и венерические заболевания вплоть до следующего освидетельствования, просто не зная об их наличии.

Аналогично, по причине противоречия тем же нормам Конституции РФ, не выдерживает критики и «налоговый» аргумент сторонников легализации проституции. Любое требование налоговой инспекции, обращенное к проститутке, о предоставлении сведений о доходах, или даже о количестве клиентов за определенный период, что позволило бы исчислить сумму налога (скажем, при наличии фиксированных ставок, которые, в случае их установления, сами по себе явились бы элементом принуждения к занятию проституцией, что уголовно-наказуемо), противоречат конституционным правам граждан, независимо от их профессии.

Не решит данной проблемы и прямая рецепция нормы римского права об ипиэ сопсиЫШэ, то есть об ис-

5 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: «Эксмо», 2010. Комм. к ст. 24.

числении данного налога исходя из презумпции о совершении одного полового акта в день. Заметим, то, что было приемлемо для цезаристского Рима, для страны, провозглашающей основной ценностью человека, его права и свободы, просто немыслимо (речь идет, конечно же, о ставках налога с этого вида деятельности). Как бы ни относились различные отечественные и иностранные правоведы к рецепции римского права в России, данная конкретная норма, с точки зрения демократического правопорядка, нарушает права человека.

Кроме того, легализация проституции (если мы говорим именно о легализации, а не о декриминализации) способна породить и массу других проблем. Например, если считать проституцию легальной профессией, то просто абсурдным выглядит применение к ней норм ТК РФ, скажем, о восьмичасовом рабочем дне или о подчинении работника правилам внутреннего распорядка организации работодателя. Легализация деятельности публичных домов и борделей, в том виде, в котором они существуют (нелегально) в настоящее время, также противоречит Конституции РФ и Уголовному Кодексу, поскольку эти организации занимаются, на наш взгляд, не столько организацией деятельности проституток, сколько именно принуждением к ее осуществлению. Впрочем, в ряде стран существуют даже профсоюзы представительниц древнейшей профессии, что свидетельствует о наличии потенциальной возможности включения норм, касающихся данной профессии, в состав Трудового Кодекса РФ и смежных нормативно-правовых актов, однако, к таким серьезным изменениям действующего законодательства российское общество еще не готово, да и приведенные нами выше контраргументы, по меньшей мере, заставляют усомниться в необходимости столь радикальных мер.

Таким образом, легальная проституция представляется ни чем иным, как индивидуальным предпринимательством, хотя и без приобретения статуса индивидуального предпринимателя, причем деятельность эта не может быть регулярной по определению. Заметим, что, имея в виду ее возможную легализацию, мы умышленно не употребляем термин «систематичность»; кроме того, деятельность проститутки не может опосредоваться и нормами ГК РФ, каким бы потенциальным изменениям он ни был бы подвергнут в будущем. Связано это с тем, что совершенно правы авторы уже процитированного нами выше комментария к Конституции РФ, утверждая, что «неприкосновенность означает, что отношения, возникающие в сфере частной жизни, не подвергаются интенсивному правовому регулированию. Баглай М.В. считает, что частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность ее «среды обитания»6. Романовский Г.Б. полагает, что частная жизнь охватывает круг неформального общения, вынужденные связи (с адвокатами, врачами, нотариусами и т.д.), собственно внутренний мир человека (личные переживания, убеждения, быт, досуг, хобби, привычки, домашний уклад, симпатии), семейные связи, религиозные убеждения7. С точки зрения ГК РФ неприкосновенность частной жизни, личная и семей-

6 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М., 1999. С. 181.

7 См.: Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной

жизни / Г.Б. Романовский. М., 2001. С. 63-65.

ная тайна рассматриваются как нематериальные блага (ст. 150), а одним из принципов гражданского законодательства является недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ)»8.

По этим же причинам не регулирует внутрисемейные (и, в том числе, сексуальные) отношения и связи супругов и Семейный Кодекс РФ.

Таким образом, ни один из проанализированных выше аргументов в пользу легализации проституции, не выдерживает критики. Следовательно, говорить о ее легализации, на данном этапе развития российского государства и общества, можно лишь в узком смысле этого слова, имея в виду отмену всякой юридической ответственности проституирующих лиц за добровольное (или вынужденное, если имеется принуждение со стороны третьих лиц, которые в подобных случаях подлежат уголовной ответственности) занятие проституцией. Практически, речь идет о декриминализации проституции. Это возможно с точки зрения права, но сама по себе эта мера не способна дать положительный результат, в отсутствие в деле декриминализации «рынка интимных услуг». Если же удастся решить эту, главную, проблему, а также улучшить социальное и материальное положение всех слоев населения, острота вопроса о легализации проституции существенно снизится уже в силу самого этого факта.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М., 1999.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: «Эксмо», 2010.

4. Лебина Н.Б., Шкаровский М.В. Кнутом или законом? // Лебина Н. Б., Шкаровский М. В. Проституция в Петербурге (40-е гг. XIX в. - 40-е гг. XX в.). - М., Прогресс-Академия, 1994. С. 132-178.

5. Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни / Г.Б. Романовский. - М., 2001.

Literature list:

1. The Constitution of Russian Federation // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

2. Baglay M.V. The Constitution Law of Russian Federation. / M.V. Baglay. - Moscow, 1999.

3. Lebina N.B. Shkarovsky M.V. By whip or by law? // Lebina N.B. Shkarovsky M.V. Prostitution in Petersburg (1840-es - 1940-es). - Moscow: “Progress-Academy”, 1994. P. 132-178.

4. Romanovsky G.B. The right to the inviolability of private life. / G.B. Romanovsky. - Moscow, 2001.

5. The Commentary to the Constitution of Russian Federation. / V.D. Zorkin, L.V. Lazarev. - Moscow: “Eksmo”, 2010.

Рецензия

на статью С.С. Гудина «К вопросу о легализации проституции в России»

Рецензируемая статья посвящена актуальной проблеме, имеющей теоретическое и практическое значение. Автором произведен критический анализ термина

8 См. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: «Эксмо», 2010. Комм. к ст. 23.

«легализация проституции» и сделан вывод о том, что более точным является термин «декриминализация добровольного занятия проституцией».

Исследованы позиции сторонников легализации проституции о возможности регистрации, выведение проституток из тени, постановки их на медицинский учет и введение налогообложения.

На базе анализа законодательства, в том числе норм римского права, утверждается, что к законодательному закреплению указанных положений российское общество еще не готово, поскольку отношения, возникающие в сфере частной жизни, не могут быть достоянием других.

Аргументируется утверждение о том, что легальная проституция является индивидуальным предпринимательством без статуса индивидуального предпринимательства.

Заслуживает одобрения тезис о том, что выведение проституток из тени противоречит ст. 24 Конституции РФ о том, что сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Автором правильно заостряется внимание на том, что при введении принудительного медицинского освидетельствования проституток возникает ряд проблем: частота освидетельствований, возможность заражения венерическим заболеванием проститутки от клиента и другие.

Обоснованным является критика введения налогообложения проституток, поскольку предоставление сведений о доходах или количестве клиентов при наличии фиксированных ставок являются принуждением к занятию проституцией.

Представляют интерес и проблемы, возникающие при легализации проституции. Если это будет легальная профессия, то нормами какого права она будет регулироваться: ГК РФ, ТК РФ? Наличие профсоюзов проституток в ряде стран предполагает, что это должны быть нормы трудового права, тогда возникает вопрос: о режиме рабочего времени и времени отдыха, о коллективном и трудовом договоре, об основаниях возникновения и прекращении трудовых отношений и т.д. Автор делает вывод о том, что в настоящее время легализация проституции возможна в узком смысле слова: отмена юридической ответственности за добровольное занятие проституцией.

Статья С.С. Гудина «К вопросу о легализации проституции в России» отвечает всем предъявляемым требованиям и рекомендуется для опубликования.

доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета А.Я. Рыженков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.