Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИПТОВАЛЮТЫ'

К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИПТОВАЛЮТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПЛАТЕЖНОЕ СРЕДСТВО / ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ / КРИПТОМОНЕТЫ / БИТКОИН / КРИПТОВАЛЮТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Т.А.

Рассмотрены уголовно-правовые аспекты использования криптовалюты на территории Республики Беларусь. На основании анализа действующего уголовного и гражданского законодательств Республики Беларусь изучен правовой статус криптовалюты. Анализируются виды преступлений, совершаемых с использованием криптовалюты; квалифицируются действия лиц, совершающих указанные преступления. Предлагается на законодательном уровне рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство Республики Беларусь с целью упорядочения оборота криптовалюты, определения единого подхода к квалификации действий лиц, совершивших преступления с использованием криптовалюты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT QUALIFICATION OF CRIMES COMMITTED WITH THE USE OF CRYPTOCURRENCY

The article considers the criminal aspects of the use of cryptocurrency on the territory of the Republic of Belarus. Based on the analysis of the current criminal and civil legislation of the Republic of Belarus, the legal status of the cryptocurrency. Discusses the types of crimes committed with the use of cryptocurrency, qualify the actions of the perpetrators of these crimes. It is proposed to consider amendments to the current legislation of the Republic of Belarus with the aim of streamlining turnover of cryptocurrencies, the definition of a common approach to qualification of the actions of the perpetrators of the crime with cryptocurrency.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИПТОВАЛЮТЫ»

УДК 343.378(476)

К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИПТОВАЛЮТЫ

Т.А. ПРУДНИКОВА (БИП - Институт правоведения, Могилевский филиал)

Рассмотрены уголовно-правовые аспекты использования криптовалюты на территории Республики Беларусь. На основании анализа действующего уголовного и гражданского законодательств Республики Беларусь изучен правовой статус криптовалюты. Анализируются виды преступлений, совершаемых с использованием криптовалюты; квалифицируются действия лиц, совершающих указанные преступления. Предлагается на законодательном уровне рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство Республики Беларусь с целью упорядочения оборота криптовалюты, определения единого подхода к квалификации действий лиц, совершивших преступления с использованием криптовалюты.

Ключевые слова: преступления, совершаемые с использованием криптовалюты; платежное средство, платежные системы, криптомонеты, биткоин.

Последние несколько лет в мире, а с некоторых пор и в Республике Беларусь стала пользоваться популярностью так называемая «криптовалюта». Это произошло во многом благодаря тому, что, например, такая криптовалюта, как биткоин стала расти в цене за единицу валюты скачкообразным характером, прибавляя по несколько тысяч долларов США за 2-4 недели. Это естественным образом привлекло множество предприимчивых граждан для использования в своих, порой криминальных, целях данного явления объективной реальности как в Республике Беларусь, так и за рубежом, что указывает на актуальность борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием криптовалюты.

Основная часть. 21 декабря 2017 года в Республике Беларусь был принят Декрет Президента № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее - Декрет № 8) [1]. Данный документ создает беспрецедентные условия для развития цифровой экономики, предоставляя белорусским резидентам конкурентные преимущества для профессиональной деятельности в IT-среде.

Указанный акт определяет правила применения смарт-контрактов, использования блокчейна, выпуска токенов и другие нормы, связанные с использованием криптовалюты.

Так, со вступлением в силу Декрета № 8 в гражданском обороте появился новый объект - криптовалюта. В Приложении № 1 к Декрету № 8 криптовалюта определена как биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена (п. 4).

В Приложении 1 к Декрету № 8 указывается, что владелец токена обладает им на праве собственности или ином вещном праве. На этом основании А.И. Савельев (старший научный сотрудник Международной лаборатории по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности НИУ ВШЭ, юрисконсульт компании IBM Россия / СНГ) делает вывод о том, что криптовалюта относится к «иному имуществу» [2].

В соответствии с подпунктом 2.2 Декрета № 8 физическим лицам предоставлено право владеть токенами и с учетом особенностей, установленных Декретом № 8, совершать следующие операции: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены [1].

Таким образом, по мнению ТА. Халецкой, Декрет № 8 предусматривает новые виды сделок, подлежащих включению в Гражданский кодекс Республики Беларусь: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарение и завещание по наследству новых объектов гражданских прав - токенов [3, с. 138].

Декрет № 8 предполагает продление специального режима парка высоких технологий (далее - ПВТ) до 2049 года, расширение перечня видов деятельности ПВТ до 38 пунктов, создание правовых условий для проведения ICO, использования криптовалюты и внедрения смарт-контрактов. Декретом № 8 предусмотрен перечень из 38 видов деятельности в сфере высоких технологий, в частности: создание, обучение нейронных сетей и иных алгоритмов в специальных разделах искусственного интеллекта; деятельность биржи криптовалют; майнинг; деятельность в сфере киберспорта; образовательная деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий. Физические лица вправе владеть токенами и со-

вершать операции: обмен, отчуждение за белорусские рубли и иностранную валюту, электронные деньги, дарить и завещать токены. При этом майнинг физических лиц не признается предпринимательской деятельностью. Юридические лица вправе создавать и размещать собственные токены в Беларуси и за рубежом через резидентов ПВТ. Кроме того, до 2023 года деятельность по майнингу, созданию, приобретению и отчуждению токенов не облагается налогами. Документ предусматривает упрощение порядка заключения внешнеэкономических сделок в электронном виде [4].

Принятие Декрета № 8 привело к значительному росту желающих вступить в ПВТ. Так, за первый квартал 2018 года число компаний-резидентов увеличилось на четверть. Сферы их деятельности разнообразны: искусственный интеллект, машинное обучение, технология дополненной реальности. На сегодняшний день клиентами ПВТ являются заказчики из 62 стран мира. Мобильные 152 приложения, разрабатываемые компаниями-резидентами ПВТ, используют более 1 млрд человек в 193 странах мира. Около 91% производимого в ПВТ программного обеспечения идет на экспорт: 43,2% - в США; 49,1% - в страны Западной Европы; 5,3% - в Россию и страны СНГ. Кроме того, крупнейшая белорусская 1Т-компания «Эпам система» первой в Европе получила сертификат СММ1® Уровень 4 и 192 компании-резидента ПВТ занимаются разработкой современных ИТ-решений на базе новейших технологий [4].

Таким образом, Республика Беларусь становится первой в мире страной с комплексным правовым регулированием бизнеса на основе технологии блокчейн [5, с. 152].

Однако, на наш взгляд, Декрет № 8 создает в Беларуси «майнинговую лихорадку» среди отдельной категории граждан. В то же время известно, что процесс добычи криптовалюты, осуществляемый на специализированном компьютерном оборудовании, довольно энергозатратен. Сейчас в Беларуси субъекты майнинга - «физики» устанавливают свое оборудование на балконах жилых квартир, в гаражах, на дачах. Если произойдет всплеск «потребительского майнинга», то найдутся те, кто попытается сэкономить на электричестве: майнинговое оборудование будет подключаться к энергосети общего пользования многоквартирных жилых домов (например, в подвальном помещении), в гаражно-строительных кооперативах, минуя индивидуальные приборы учета электроэнергии. Впоследствии стоимость потребленной «майнером» электроэнергии будет распределяться между жильцами дома, членами гаражно-строительного кооператива, садоводческих товариществ. Так, например, в садоводческом товариществе на зимний период времени электричество отключалось. Весной было установлено, что кто-то взломал распределительный щит, самовольно подключился к электросети и «намотал» электроэнергии на несколько сотен долларов. Это лицо так и не установили. Членам товарищества пришлось возместить потребленное электричество. Увеличится число запросов в Гугл и Яндекс с такими формулировками: «Как остановить счетчик электроэнергии?», «Как обмануть современный электросчетчик?». Хищение электричества будет происходить и на государственных предприятиях, где не налажен контроль за эффективным использованием электроэнергии. Эти затраты будут включаться в себестоимость выпускаемой продукции или возмещаться потребителями.

Необходимо отметить, что криптовалюта не привязана ни к одной из существующих государственных валют, ограждена от администрирования со стороны государственных органов. Для нее не существует единого места, где находятся все записи реестродержателя или банка криптовалюты, ее передача необратима (никто не может отменить, заблокировать, оспорить или принудительно (без приватного ключа) совершить транзакцию). Большинство криптовалюты обеспечивают псевдонимность (все транзакции между всеми адресами (кошельками) общедоступны, но нет данных о владельцах адресов (то есть криптовалюта обеспечивает анонимность).

Из всех приведенных особенностей криптовалюты можно сделать вывод о том, что данный денежный суррогат повлечет за собой иные преступления с ее использованием. Это такие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, как торговля людьми, легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем, контрабанда, содействие террористической деятельности, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов др.

Также майнинг криптовалюты может быть причиной серьезных противоправных последствий и крупного имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, а также государству в целом. Оборудование для майнинга криптовалют при работе выделяет большое количество тепла и требует принятия превентивных мер, чтобы избежать пожаров. Противопожарные меры при работе с таким оборудованием будут применять не все, как итог - увеличение количества пожаров и возгораний. При повальном увлечении майнингом в Беларуси пиковая нагрузка на электрические сети в жилых массивах может существенно увеличиться. На самых слабых участках проводка может не выдержать, и произойдет короткое замыкание. Также следует учесть, что согласно Жилищному кодексу Республики Беларусь: «Жилое помещение предназначается для проживания граждан», а «майнинг-ферма на видеокартах» может создавать низкачастотный гул, повышенное электромагнитное излучение, что однозначно не понравиться соседям «криптоэнтузиастов».

Широко встречаются такие примеры и в других государствах. Так, в городе Артем Российской Федерации произошел пожар 6 февраля 2018 года, в результате которого был значительно поврежден многоквартирный жилой дом, а также был нанесен крупный ущерб имуществу собственников квартир. В жилом помещении, где был локализован очаг пожара, найдено оборудование, которое предназначается для производства криптовалюты: системные блоки, охладители, видеокарты и другая техника. Пострадал один гражданин, который был госпитализирован ввиду отравления угарным газом. В данной ситуации был причинен вред здоровью гражданина и нанесен имущественный ущерб. Однако могли наступить и более тяжкие последствия от данной деятельности.

Следующим фактом является проведение задержания 9 февраля 2018 года сотрудниками Федеральной службы безопасности Российской Федерации двух инженеров, которые являются сотрудниками закрытого ядерного центра в г. Саров, за попытку производства криптовалюты с применением суперкомпьютера, который предназначен для проведения исследований и поддержания обороноспособности России. Федеральная служба безопасности квалифицировала указанное противоправное деяние по статье 275 Уголовного кодекса Российской Федерации «Государственная измена». В данной ситуации ученые, нагрузив технически систему ядерного центра путем организации добычи криптовалюты, подвергли опасности ядерную безопасность объекта, а также создали угрозу национальной безопасности Российской Федерации, так как подключили секретный исследовательский центр к международной общедоступной сети Интернет.

Известны и иные случаи запрещенного использования рабочего оборудования в целях добычи криптовалюты.

В декабре 2017 года сотрудники Федеральной службы безопасности провели задержание системного администратора аэропорта «Внуково», который построил в Московском центре управления воздушным движением ферму для производства криптовалюты. Системный администратор своими противоправными действиями допустил прямое нарушение должностной инструкции и подверг опасности жизни сотен людей, которые каждый день проходят через пассажиропоток данного международного аэропорта, а также создал угрозу безопасности полетов пассажирских лайнеров, что могло в итоге привести к их крушению или столкновению в воздухе [6, с. 997-999].

Проанализировав все вышесказанные аспекты, стоит отметить, что криптовалюта как явление объективной реальности имеет особую экономическую и правовую важность ввиду ее фактического использования гражданами в различных целях как денежной единицы (средства обращения, платежа и т.д.) или специальной электронной валюты и требует пристального внимания, прежде всего, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны экспертного юридического и экономического сообществ, в том числе и путем уголовно-правовой охраны.

Преступления, совершаемые с использованием криптовалюты, можно условно разделить на три группы. К первой группе можно отнести преступления, в которых криптовалюта является непосредственно предметом преступного посягательства, то есть те преступления, в которых целью лица, их совершающего, является непосредственное завладение той или иной суммой криптомонет. Соответственно, ко второй группе будут относиться преступления, в которых криптовалюта не является предметом преступного посягательства, а выступает в качестве платежного средства, например, при приобретении предметов ограниченных или запрещенных в гражданском обороте: оружия, наркотических средств или при совершении должностных преступлений, таких, как дача, получение взятки. К третьей группе можно отнести преступления, непосредственно связанные с незаконным производством и оборотом криптовалюты.

Таким образом, криптовалюта может использоваться при совершении всех видов имущественных преступлений, предусмотренных действующим Уголовным кодексом Республики Беларусь, а также выступать в качестве платежного средства при оплате услуг криминального характера [7, с. 81]. При этом, на наш взгляд, переданная в качестве взятки криптовалюта должна получить денежную оценку в рублевом эквиваленте по курсу белорусского рубля Национального банка Республики Беларусь, действующего на дату получения (дачи) взятки по отношению к тому виду криптовалюты, которая являлась предметом взятки. Так как получение, дача взятки, посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемого ему имущества, необходимо устанавливать момент поступления криптомонет в электронный кошелек взяткополучателя.

Вышеуказанные особенности необходимо учитывать и при квалификации иных действий лиц, совершивших преступления с использованием криптовалюты.

С целью единообразного применения на территории Республики Беларусь уголовного закона при квалификации действий лиц, совершивших преступления с использованием криптовалюты необхо-

димы внесения изменений в действующее законодательство с целью определения правового статуса криптовалюты на территории страны.

Предлагаем внести в Уголовный кодекс Республики Беларусь состав преступления «Незаконная эмиссия криптовалюты» и закрепить его в статье 2211. Диспозицией данной статьи будет выступать осуществление эмиссии криптовалюты сотрудниками на рабочем месте с использованием рабочего оборудования, а равно и оборудования, предусмотренного для системного администрирования работы организаций, если это деяние повлекло нарушение корректного функционирования компьютерных систем организации и (или) причинило ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Крупный размер предлагаем определять исходя из примечания к главе 25 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Санкцией данной статьи выступает штраф, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок. Объектом данного преступления будут выступать экономические отношения по обеспечению легальной эмиссии денежных средств на территории Республики Беларусь. Субъектом данного преступления выступает вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Объективная сторона выражается в производстве криптовалюты с использованием рабочего оборудования, а равно и оборудования, предусмотренного для системного администрирования работы организаций, повлекшего нарушение корректного функционирования компьютерных систем и (или) причинившего ущерб гражданам, организациям или государству. Субъективная сторона выражается в иной в форме прямого умысла.

Также предлагаем внести в Уголовный кодекс Республики Беларусь состав преступления «Незаконный оборот криптовалюты» и закрепить его в статье 2212. Диспозицией данной статьи будут выступать незаконные действия: приобретение, продажа, хранение криптовалюты, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере. Крупный размер предлагаем определять исходя из примечания к главе 25 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Санкцию данной статьи предлагаем сформулировать следующим образом: «штраф, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на тот же срок». Объектом данного преступления будут выступать экономические отношения по обеспечению установленного законодательством Республики Беларусь порядка денежного обращения и обращения иностранной валюты. Субъектом данного преступления выступает вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Объективная сторона выражается в приобретении и продаже криптовалюты незаконными способами, а также в хранении криптовалюты в памяти электронных устройств и на иных электронных материальных носителях. Субъективная сторона характеризуется в иной в форме прямого умысла. При этом правом на проведение операций с криптовалютой в Республике Беларусь в соответствии с Декретом обладают юридические лица - резиденты ПВТ. Иные лица могут проводить данные операции только через операторов ICO - резидентов ПВТ, оказывающих услуги по созданию и размещению токенов. При этом предусматривается их обязанность обеспечить наличие заключения внешнего аудита, в том числе юридического, по проектам, предусматривающим создание и размещение цифровых знаков (токенов) или иное их использование. Учитывая виртуальный характер соответствующих отношений, традиционные подходы к идентификации, основанные на личном присутствии и проверке документов, удостоверяющих личность, эффективно работать не будут. Следовательно, нужны новые, надежные средства идентификации личности участников операций с токенами, возможно, с привлечением иных доверенных лиц, которые будут осуществлять такую идентификацию «как услугу».

Заключение. На основании проведенного исследования можно отметить, что криптовалюта является новым явлением объективной реальности, которое требует всестороннего и планомерного изучения в правовом плане и в плоскости многих отраслей права, в особенности в отрасли уголовного права, а также пристального внимания со стороны органов государственной власти ввиду ее особой экономической и юридической важности, которая обуславливается многовариантностью применения криптовалю-ты в различных преступных целях и замыслах, что может повлечь крупный ущерб гражданам, организациям, государственным органам и учреждениям, а также страны в целом.

Реализация на практике высказанных в настоящем исследовании предложений о внесении изменений в действующее законодательство Республики Беларусь об установлении уголовной ответственности за некоторые деяния, совершенные с незаконным использованием криптовалюты, позволит повысить эффективность уголовно-правового регулирования борьбы с рассматриваемыми преступлениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. О развитии цифровой экономики : Декрет Президента Республики Беларусь от 21 дек. 2017 г. № 8 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

2. Савельев, А.И. Комментарий на положения о регулировании операций с криптовалютами и иных отношений, основанных на технологии «Блокчейн» Декрета Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» № 8 от 21 декабря 2017 г. [Электронный ресурс] / А.И. Савельев // publications.hse.ru. - Режим доступа : https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/213716008. -Дата доступа: 21.01.2019.

3. Халецкая, Т.А. Недостатки правового регулирования оборота криптовалюты в Республике Беларусь / Т.А. Халецкая // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2018. -№ 12. - С. 138-140.

4. Факты и цифры / Парк высоких технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. park.by/topic-facts. - Дата доступа: 14.01.2019.

5. Кузьмина, Д.В. Сравнительный анализ использования биткоина в разных странах / Д.В. Кузьмина // Теория и практика развития предпринимательства: современные концепции, цифровые технологии и эффективная система : материалы VI Междунар. науч. конгр. ; под науч. ред. А.В. Шарковой, О.Н. Васильевой, Б. Оторовой. - М. : Дашков и К, 2018. - С. 149-152.

6. Лысак, Е.А. Проблемы квалификации преступлений в сфере компьютерной информации / Е.А. Лысак // Политематический сетевой электрон. науч. журн. Кубанского гос. аграрного ун-та. - 2013. - № 90. -С. 997-1006.

7. Перов, В.А. Уголовно-правовые аспекты использования криптовалюты в России / В.А. Перов // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. - 2017. - № 3. - С. 78-81.

Поступила 19.04.2019

TO THE QUESTION ABOUT QUALIFICATION OF CRIMES COMMITTED WITH THE USE OF CRYPTOCURRENCY

T. PRUDNIKOVA

The article considers the criminal aspects of the use of cryptocurrency on the territory of the Republic of Belarus. Based on the analysis of the current criminal and civil legislation of the Republic of Belarus, the legal status of the cryptocurrency. Discusses the types of crimes committed with the use of cryptocurrency, qualify the actions of the perpetrators of these crimes. It is proposed to consider amendments to the current legislation of the Republic of Belarus with the aim of streamlining turnover of cryptocurrencies, the definition of a common approach to qualification of the actions of the perpetrators of the crime with cryptocurrency.

Keywords: crimes committed with the use of cryptocurrency, means of payment, payment system, cryptomonad, bitcoin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.