Научная статья на тему 'К вопросу о культурной специфике полтавкинских памятников волго-донских степей'

К вопросу о культурной специфике полтавкинских памятников волго-донских степей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сухорукова Е. П.

В работе прослежена история изучения древностей полтавкинского типа, рассматриваются дискуссии по вопросу выделения их в самостоятельную археологическую культуру, носители которой обитали в эпоху средней бронзы на территории Поволжья. Впервые дается обоснование возможности выделения нового, волго-донского варианта полтавки некой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of study of poltavka type antiquities and discussions whether to mark them out into the independent archaeological culture, bearers of whbh lived in the middle bronze epoch in the volga region, are traced in this work. For the first time the substantiation of possibility to mark out the new volga-don variant of poltavka culture is given in this work.

Текст научной работы на тему «К вопросу о культурной специфике полтавкинских памятников волго-донских степей»

♦

4 Саратовский духовный вестник (СДВ). 1905. № 18. С. 16.

5 См.: РГИА. Ф. 796. Оп 442. Д. 2480. Л. 23; ГАСО.Ф. 3. Оп. 1. Д. 4322. Л. 27.

6 См.: Саратовские епархиальные ведомости (СЕВ). 1903. № 16. С. 784.

7 СЕВ. 1905. № 4. С. 237.

8 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2237. Л. 12.; СДВ. 1909. № 16. С. 3.

9 СДВ. 1911. № 20. С. 7.

10 См.: Театр и искусство. 1907. № 44. С. 726.; ГАСО. Ф. 1280. Оп. 1. Д. 1291. Л. 1 - 20об.

11 ГАСО. Ф. 1280. Оп. 1. Д. 1291. Л. 1.

12 См.: СДВ. 1909. № 11. С. 7.; 1911. № 46. С. 3 - 7.; № 47 - 48. С. 11 - 12.

13 См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2298. Л. 26 - 26об.

14 См.: ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 8297. Л . 60 - 60об.

15 РГИА. Ф. 796. Оп. 191. Д. 150. Л . 3.

16 См.: Там же. Д. 388. Л . 77 - 78.

УДК 94(470.4)

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКЕ ПОЛТАВКИНСКИХ ПАМЯТНИКОВ ВОЛГО-ДОНСКИХ СТЕПЕЙ

Изучение сред небронзового периода на территории Волго-Донского региона осуществляется уже более века. Среди множества проблем, возникающих в археологической науке на протяжении этого периода, одной из самых сложных остается проблема культурогенеза эпохи бронзы Нижнего Поволжья и волго-донских степей. В культурологическом отношении начальный и средний (развитый) этапы среднебронзового периода были временем распространения на территории Заволжья и Волго-Донского междуречья памятников полтавкинской (начальный этап) и волго-донской (финал развитого этапа среднебронзового периода) культур. Данный регион был своеобразной восточной периферией Кавказского центра культурогенеза - мощного очага металлургии и металлообработки, который яв-лялся «...транслятором достижений Древнего Востока и собственных новаций...» для населения степной зоны на протяжении раннего и среднего бронзового века1. Этим объясняется устремленность различных периферийных по отношению к Кавказу племен к центру культурных влияний, а степи Заволжья и правобережья Волги служили тем коридором, по которому единым потоком осуществлялось продвижение населения навстречу новым идеям и технологиям. Формирование полтавкинской культуры, а также на ее базе - вол го-донской культуры явилось результатом синтеза кавказских и местных традиций. А носители черт этого межкультурного взаимовлияния, в свою очередь, продвинулись на Дон и в Предкавказье и уже сами повлияли на обитавшие там племена2.

В историографии с момента выделения этих материалов в особую пол-тавкинскую ступень (П. Рау в 1920-е гг) и до сегодняшнего дня существовали разные оценки культурной специфики полтавкинских памятников. Впервые словосочетание «полтавкинская культура» появляется в работах О. А. Кривцовой-Граковой, К.Ф. Смирнова. Анализируя памятники эпохи поздней бронзы в Нижнем Поволжье, О.А. Кривцова-Гракова рассматривала полтавкинскую культуру как элемент срубной культуры в исследуемом регионе. В своей работе 1955 г. она проводила генетическую цепь культурно-исторического развития региона Нижнего Поволжья: «... В основе полтавкинской культуры здесь лежала ямная ... весь ход развития этих культур привел к появлению срубной культуры»3.

К.Ф. Смирнов после исследования курганных могильников Иловатка и Политотдельское согласился с мнением О.А. Кривцовой-Граковой, что яркие отличительные признаки полтавкинских материалов позволяют выделять их в самостоятельную культуру4.

Свидетельством большого интереса исследователей к полтавкинской проблематике в 50 - 60-е гг прошлого века является дискуссия по вопросу культурного определения полтавкинских памятников. Среди ученых выделились две группы. Саратовский исследователь И .В. Синицын, вслед за П.С. Рыковым, рассматривал полтавкинские памятники как ранний этап развития срубной культуры. В 1950-е гг к нему присоединились В. П. Ши-

Е.П. Сухорукова,

старший преподава-телъ кафедры истории России, Волгоградский государственный педагогический университет

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

лов и Н. Я. Мерперт. Ряд столичных ученых - О.А. Крив-цова-Гракова, К.Ф. Смирнов, А.А. Иессен, Б.А. Латынин - отстаивал самостоятельность полтавкинской культуры . В то же время все они сочли бесспорной генетичес -кую связь полтавкинских памятников с ямной культурой Нижнего Поволжья и формирование их под влиянием катакомбной культуры. Признавая эволюционный характер культурного развития Нижнего Поволжья, исследователи сошлись во мнении, что в период бытования полтавкинских племен складывался ряд существенных черт срубной культуры.

Взгляды сторонников самостоятельности полтавкин -ской культуры получили наиболее полное развитие в трудах Н .К. Качаловой. Разделяя гипотезу о генетической связи полтавкинских памятников с ямными и срубными, она тем не менее доказала, что полтавкинскую и сруб-ную культуры нельзя включать в одну археологическую культуру5.

Вопрос о критериях выделения археологических культур более подробно был рассмотрен Л.С. Клейном в начале 60-х гг. XX в., когда он сформулировал целый ряд признаков, по которым должно осуществляться разграничение памятников по культурной принадлежности. По определению автора, археологическая культура - «...это совокупность археологических памятников, объединенных близким сходством типов орудий труда, утвари, оружия и украшений (особенно же сходством деталей в формах вещей, сходством керамической орнаментации и приемов техники), сходством типов построек и погребального обряда»6. Относительно древностей катаком-бного времени Л.С. Клейн выделил комплекс из семи признаков, позволяющий идентифицировать изучаемые материалы как катакомбные. Автор назвал их «признаками принадлежности групп памятников к одной общности», отмечая важное обстоятельство, что «кроме этих признаков, общих для всех групп катакомбной культуры, каждая группа обладает специфическими признаками, отличающими ее от других групп, и такими специфическими признаками, которые отличают ее от других культур данной местности». Из всего этого следовал тезис, что «полтавкинскую группу памятников следует исключить из катакомбной культуры, но объединить с нею в одной провинции.»7. Однако в одной из последующих работ исследователь писал, что «.нет катакомбной культуры, но есть круг катакомбных культур.», причем в этот круг «.позволительно включить и полтавкинскую культуру»8. В эти же годы весь комплекс проблем выделения катакомбных культур рассматривал и успешно разрешал в конкретных разработках С.Н. Братченко9.

В русле идей этих исследователей понимала археологическую культуру и Н .К. Качалова: «Археологическая культура - комплекс памятников материальной культуры, характеризующийся рядом устойчивых признаков, существующий на определенной территории, в определенной хронологический период и отличающийся от смежных и синхронных рядом специфических признаков: единая материальная культура, общность территории и единство времени»10.

Заслуга в обосновании возможности выделения полтавкинских материалов в самостоятельную культуру принадлежит Н.К. Качаловой, которая на основе устойчивой корреляции основных признаков погребального обряда с наиболее массовой категорией инвентаря - ке-

рамикой - показала, что «полтавкинские памятники имеют свои четко выраженные признаки. Специфические, только им присущие черты материальной культуры, отличают их как от предшествующих и последующих в Нижнем Поволжье, так и от смежных и синхронных. Они существуют на строго ограниченной территории в определенный отрезок времени»11.

После работ И .Б. Васильева в районе Самарской Луки и в Прикаспии была выдвинута идея, поддержанная затем и Н. К. Качаловой, о возможности объединения сред неволжской и нижневолжской полтавкинских групп в культурно-историческую общность, в которую впоследствии были включены еще две группы - приуральская и прикаспийская12. Это было созвучно общей для того времени тенденции к выделению культурно-исторических общностей: « Культурные общности степ -ной полосы должны рассматриваться как сложные и многокомпонентные образования, объединившие на определенном этапе - и прежде всего в силу исторических причин - ряд локальных групп, судьбы которых в дальнейшем были отнюдь не идентичны »13.

Как отметил П .Ф. Кузнецов, введение понятия «культурно-историческая общность или область» явилось результатом осмысления и обобщения «огромного по объему и территориальному охвату» материала, итогом исследований 1950 - 70-х гг14.

Признаками, позволившими объединить все локаль -ные варианты в единую полтавкинскую культур но-исто-рическую общность, Н.К. Качалова и И.Б. Васильев считали: «1) курганный обряд; 2) захоронения в прямоугольных могильных ямах; 3) скорченное положение погребенных на спине или преимущественно на левом боку; 4) восточная и северо-восточная ориентировка; 5) наличие краски или мела; 6) три ведущие формы плоскодонной керамики (сосуды яйцевидных очертаний, профилированные горшки (в верхней части корпуса), бан -ки); 7) гребенчатая орнаментация, а также в сочетании с веревочной; 8) сплошное покрытие орнаментом сосуда или его большей части; 9) орнаментальный стиль (частота отпечатков, глубокое вдавление штампов); 10) металлический инвентарь (листовидные черешковые ножи, плоские топоры, тесла новосвободненских и приволь-ненских пропорций, четырехгранные шилья); 11) предметы украшений (бронзовые спиральные височные кольца, согнутые в полтора оборота, бронзовые и костяные цилиндрические, костяные бочонковидные, пастовые рубленые бусы)»®.

В последние десятилетия в археологической науке наблюдается отход от столь широкого культурно-хронологического обобщения археологических древностей, поскольку объединение археологами отдельных групп памятников в крупные блоки уже само по себе нивелирует их своеобразие; за рамками изучения порой остается масса мелких деталей и признаков, составляющих это своеобразие, и важных для понимания процессов культурного развития и взаимодействия в эпоху древности.

После дискуссий 1990-х гг идея существования полтавкинской культурно-исторической общности была отвергнута. Н .Л. Моргунова и В. П. Шилов аргументированно опровергли тезис о бытовании приуральского варианта полтавкинской культуры16. Что касается прикаспийского региона, то ввиду слабости его изученности вопрос о наличии здесь памятников полтавкинского типа

остается открытым. Единичные материалы, которые использовались исследователями для обоснования идеи существования прикаспийского варианта полтавкинской культуры, представлены в основном отдельными наход -ками фрагментов керамических изделий, происходящи-ми с дюнных стоянок17.

Таким образом, до недавнего времени общепризнанным оставалось включение в полтавкинскую культуру нижневолжского (степное Заволжье) и средневолжского вариантов, выделенных еще Н .К. Качаловой и И.Б. Васильевым. Более того, эталоном полтавкинской культуры считались именно левобережные памятники Нижнего Поволжья.

Одновременно со спорами о степени культурной авто -номии полтавкинских древностей, в конце 70-х гг XX в. появилось еще одно направление историографии, связанное с включением в ареал полтавкинской культуры Волго-Донского междуречья. Такое территориальное расширение стало возможно благодаря раскопкам вол -гоградских археологов В. И. Мамонтова, И. П. Лисицына, А. С. Скрипкина, А.В. Кияшко, Е.П. Мыськова и других в междуречье Волги и Дона.

В эти же годы Г.А. Федоров-Давыдов и В.В. Дворни-ченко на правом берегу Нижней Волги, в районе Кривой Луки, исследовали около 30 могильников, которые также дали обширный полтавкинский материал. Эти находки окончательно убедили ученых в необходимости включения в ареал полтавкинской культуры новых террито -рий к западу и юго-западу от Волги.

Н.К. Качалова знала о новых находках на правобережье Волги, но склонялась к их катакомбной трак -товке, в то время как В.И. Мамонтов, Е.П. Мыськов, А .В. Кияшко показали отличие этих материалов от ка -такомбных древностей и близость к полтавкинской культуре18.

Итак, исследования последних лет дали основание говорить о существовании не только нижневолжского, но и волго-донского варианта полтавкинской культуры, разделенных рекой Волгой. При сохранении общих осо -бенностей, в частности: архаичного положения умер -ших в могиле на спине с разворотом на правый или левый бок, ориентировки костяков в восточный сектор, керамики с орнаментацией в стиле шагающей гребенки, волго-донские полтавкинские погребения по ряду признаков отличаются от заволжских памятников этой культуры. Например, преобладающей формой могильного устройства здесь выступает подбой, в котором умерший, как правило, располагается на боку спиной к входу, или такой признак, как наличие в могиле тушки барана.

При этом в материалах правобережья Волги отдельные полтавкинские черты (напри мер, керамика с узором в стиле шагающей гребенки) проявляются более четко, чем в Заволжье, что свидетельствует об особой роли волго -донского региона в развитии полтавкинской культуры и, вероятно, о формировании здесь одного из ее центров.

К финалу раннего этапа средней бронзы полтавкин-ская культура в своем волго-донском варианте стала компонентом формирования волго-донской катакомбной культуры. Об этом свидетельствует сохранение в новой культуре подбоев и распространение заплечиковых ям, связанных с ними единой семантической составляющей:

подбой - «яма в стенке ямы», заплечиковая конструкция - «яма в дне ямы »19. Также сохраняются ориентировки в восточный сектор, стиль сплошной орнаментации сосудов зубчатым штампом.

Подводя итог, можно отметить, что в материалах эпохи средней бронзы Волго-Донского региона нашли отражение сложные культурогенетические процессы, протекавшие в тот период. Они были связаны с функционированием кавказского очага культуронегеза и его воздей -ствием на развитие удаленных, периферийных по отношению к Кавказу волго-донских степей.

1 См.: Рысин М.Б. Связи Кавказа с Волго-Уральским регионом в эпоху бронзы: проблемы и периодизация // Археологи -ческие вести. Вып. 14. М., 2007. С. 184.

2 См.: Кияшко А.В. Культурогенез на востоке катакомбного мира. Волгоград, 2002.

3 Кривцова-Гракова О.А. Степное Поволжье и Причерноморье в эпоху поздней бронзы // МИА. М., 1955. № 46. С .10.

4 См.: Смирнов К.Ф. Курганы у сел Иловатка и Политотдельское Сталинградской области // МИА. Т. 1 . М., 1959. № 60. С. 311.

5 См.: Качалова Н.К. О выделении полтавкинской культуры // КСИА. Вып. 112. М., 1967. С. 14 - 22.

6 Клейн Л.С. Катакомбные памятники эпохи бронзы и проблема выделения археологических культур // СА. 1962. № 2. С. 31.

7 Там же. С. 38.

8 Клейн Л. С. Катакомбная культура или катакомбные куль -туры? // Статистико-комбинаторные методы в археологии. М., 1970. С. 178.

9 См.: Братченко С.Н. Нижнее Подонье в эпоху средней бронзы. Киев, 1976; Его же. Периодизация памятников сред -ней бронзы бассейна Нижнего Дона: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Киев, 1969.

10 Качалова Н.К. О выделении полтавкинской культуры. С. 22.

11 Там же .

12 См.: Васильев И.Б. Среднее Поволжье в эпоху ранней и средней бронзы: ямные и полтавкинские племена // Древняя история Поволжья: науч. тр. Куйбышев, 1979. Т. 230. С. 24 - 56; Качалова Н.К. О локальных различиях полтавкинской культур -но-исторической общности // АСГЭ. Вып. 24. Л., 1983. С. 4 - 19.

13 Мерперт Н.Я. Раскопки в нижнем Поволжье // Памятники эпохи бронзы юга Европейской части СССР. Киев, 1967. С. 82.

14 См.: Кузнецов П.Ф. Полтавкинская культурно-историческая общность. Свердловск; Куйбышев, 1989. С. 10.

15 Качалова Н.К. О локальных различиях полтавкинской куль -турно-исторической общности. С. 4.

16 См.: Моргунова Н.Л. К вопросу о полтавкинской культуре Приуралья // СА. 1991. № 4. С. 123 - 131; Шилов В .П. О «пол -тавкинских» погребениях южного Приуралья // СА. 1991. № 4. С. 132 - 144.

17 См.: Васильев И.Б., Колев Ю.И., Кузнецов П.Ф. Новые материалы бронзового века с территории Северного Прикас-пия // Древние культуры Северного Прикаспия. Куйбышев, 1986. С. 143.

18 См.: Мамонтов В.И. Памятники эпохи бронзы Волго-Дон -ского Междуречья // Древняя и средневековая история Нижнего Поволжья. Саратов, 1986. С. 38 - 54; Мыськов Е.П. Новые полтавкинские памятнкики Нижнего Поволжья // СА. 1987. № 4. С. 234 - 242; Кияшко А.В. Полтавкинские подбойные погребения низовий Волги и Дона // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 1. Волгоград, 1998. С. 17 - 28.

19 См.: Кияшко А.В. Культурогенез на востоке катакомбного мира. С. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.