Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ПРИЗНАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ СТРАХОВЫМ СЛУЧАЕМ У РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ПРИЗНАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ СТРАХОВЫМ СЛУЧАЕМ У РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ТРУДОСПОСОБНОСТЬ / СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ / OCCUPATIONAL DISEASE / HEALTH CARE WORKERS / DISABLED / INSURED EVENT

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Довгуша Л.В., Петрухин Николай Николаевич

В публикации рассмотрены случаи профессиональных заболеваний у медицинских работников, при которых степень утраты профессиональной трудоспособности не определяется, но пациенты нуждаются в мерах медицинской реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Довгуша Л.В., Петрухин Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CRITERIA FOR RECOGNITION OF OCCUPATIONAL DISEASE AS AN INSURED EVENT IN HEALTH CARE WORKERS

The publication deals with cases of occupational diseases in medical workers, in which the degree of loss of professional capacity is not determined, but patients need medical rehabilitation measures.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ПРИЗНАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ СТРАХОВЫМ СЛУЧАЕМ У РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Введение. Эпителиальные опухоли кожи, это доброкачественные и злокачественные новообразованиями, берущие начало из кератиноцитов эпидермиса и придатков кожи [1]. К профессиональным злокачественным новообразованиям кожи в настоящее время относят только опухоли эпителиального происхождении — базально-клеточный рак (базалиома), плоскоклеточный рак кожи и метатипический рак кожи. Регистрируемость профессиональных новообразований кожи остается на низком уровне и определяется условиями труда, в которых происходит контакт с факторами, способными вызвать заболевание. Доказанными причинами возникновения профессиональных опухолей кожи являются воздействие химических и физических факторов. Химическими канцерогенами, чаще всего становящимися причиной возникновения профессиональных опухолей кожи, являются полициклические ароматические углеводороды, гетероциклические ароматические углеводороды, мышьяк и его соединений. Физическими факторами производственной среды, обладающим канцерогенным эффектом, является рентгеновское излучение и ультрафиолетовое облучение. Длительное воздействие канцерогенного фактора часто приводит у работающего к первоначальному появлению изменений кожи, которые могут быть расценены как предраковые в виде папиллом, лентиго, ограниченных гиперкератозов, гистологически проявляющихся как метаплазия и атипическое разрастание эпителия. Однако возможно развитие опухоли на фоне неизмененной кожи. Профессиональные злокачественные новообразования кожи развиваются обычно на открытых участках тела (голова, кисти), в местах наибольшего загрязнения химическими канцерогенами (складки кожи). Согласно данным иностранной литературы, себорейные кератомы являются наиболее частым новообразованием у пожилых людей, однако современные исследования указывают на рост выявляемости себорей-ных кератом у трудоспособного населения. У 8,3% мужчин и 16,7% женщин моложе 40 лет в Великобритании была выявлена хотя бы одна себорейная кератома. В австралийской популяции было обнаружено, что у 23,5% населения в возрасте 15-30 лет диагностировалась по крайней мере одна себорейная кератома, без существенных различий между полами [2].

Материалы и методы. Отмечается, что важным диагностическим критерием риска возникновения новообразований кожи является фототип. Пациенты с актиническим кератозом, как правило, имеют кожу I или II типа по Фит-цпатрику, которая склонна к солнечным ожогам. Распространенность актинического кератоза резко снижается у лиц с кожей III, IV, V типов и отсутствует у лиц с кожей VI типа по Фитцпатрику. Распространенность в Соединенных Штатах оценивается в диапазоне 11-26%. Актинический кератоз, по оценкам, присутствует у 40-60% населения Австралии старше 40 лет.

Результаты. Солнечное лентиго наиболее распространено у светлокожих пациентов, и является маркером ультрафиолетового повреждения. В Америке солнечное лентиго наблюдаются у 90% белых старше 60 лет и у 20% белых моложе 35 лет.

Выводы. Таким образом, при проведении периодических медицинских осмотров работающих необходимо выявлять лиц со светлой кожей (1-2 тип по Фицпатрику), имеющих контакт с физическими и химическими канцерогенами, лиц с предраковыми заболеваниями, а также лиц с подозрением на опухоль кожи, и проводить дополнительные методы исследований. Своевременное раннее установление диагноза позволяет провести своевременное лечение и исключить контакт с этиологическим фактором заболевания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Молочков В.А. Эпителиальные опухоли кожи. Молочков А.В., Хлебникова А.Н., Кунцевич Ж.С. М.: Издательство БИНОМ; 2012.

2. Arthur K. Balin. Seborrheic Keratosis. Medscape.ru:inform.-referenceportal. USA; 2018. https://emedicine. medscape. com/ article/1059477-overview.

REFERENCES

1. Molochkov V.A. Epithelial tumors of the skin. Molochkov A.V., Khlebnikova A.N., Kuntsevich J.S. M.: Publishing house BINOM; 2012.

2. Arthur K. Balin. Seborrheic Keratosis. Medscape.ru:inform.-referenceportal. USA; 2018. https://emedicine. medscape. com/ article/1059477-overview.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-618-619

УДК 613.62:625.2

Довгуша Л.В., Петрухин Н.Н.

К вопросу о критериях признания профессионального заболевания страховым случаем у работников здравоохранения

ФБГОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», Пискаревский пр-т, 47, Санкт-Петербург, Россия, 195067

В публикации рассмотрены случаи профессиональных заболеваний у медицинских работников, при которых степень утраты профессиональной трудоспособности не определяется, но пациенты нуждаются в мерах медицинской реабилитации.

Ключевые слова: профессиональные заболевания; медицинские работники; трудоспособность; страховой случай Для цитирования: Довгуша Л.В., Петрухин Н.Н. К вопросу о критериях признания профессионального заболевания страховым случаем у работников здравоохранения. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-618-619

Для корреспонденции: Петрухин Николай Николаевич, E-mail: massage-piter@yandex.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology — 2019; 59 (9)

Dovgusha L.V., Petruhin N.N.

On the issue of criteria for recognition of occupational disease as an insured event in health care workers

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, 47, Piskarevsky Ave., St. Petersburg, Russia, 195067

The publication deals with cases of occupational diseases in medical workers, in which the degree of loss of professional capacity is not determined, but patients need medical rehabilitation measures. Keywords: occupational disease; health care workers; the disabled; the insured event

For citation: Dovgusha L.V., Petruhin N.N. On the issue of criteria for recognition of occupational disease as an insured event in health care workers. Med. truda iprom ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-618-619 For correspondence: Nikolay N. Petruhin, E-mail: massage-piter@yandex.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» гарантирует обязательность страхового возмещения работникам, пострадавшим от профессиональных заболеваний (ПЗ). При этом предусматривается возмещение не только утраченного заработка (его части), но и расходов на лечение ПЗ и его осложнений. Поводом к отказу в обеспечении по страхованию является формулировка из ст. 2 указанного закона: «Профессиональное заболевание — ... заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредных производственных факторов и повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.» [1]. Следовательно ПЗ, не повлекшее снижение профессиональной трудоспособности, не попадает в сферу гарантий вышеуказанного закона.

Материалы и методы. Из практики работы врача-про-фпатолога представлены случаи ПЗ медицинских работников, при которых степень утраты профессиональной трудоспособности не была установлена, проведен анализ причин отказа в страховом возмещении.

Результаты и обсуждение. Особенностью некоторых ПЗ (аллергических, инфекционных) является ситуация, когда нарушения функций организма минимальны, но больной, тем не менее, нуждается в лечении. Например, у медицинских работников с профессиональной бронхиальной астмой, аллергическим ринитом, после их рационального трудоустройства вне воздействия противопоказанных им веществ-аллергенов, заболевание может протекать без выраженных клинических проявлений. Но, больным, тем не менее, будет назначена терапия, показано санаторно-курортное лечение. При освидетельствовании бюро МСЭ обычно отказывает таким пациентам в определении степени утраты трудоспособности, ссылаясь на незначительность нарушений функций организма. Так как навыки работы в профессии врача или медицинской сестры (обычно со сменой специальности) остаются, то ежемесячные страховые выплаты могут быть в таком случае не актуальными. Но потребность в оплате медикаментозного и санаторно-курортного лечения, реабилитационных мероприятий остается. Между тем, отказ в определении степени утраты трудоспособности автоматически делает случай

не страховым, в связи с чем, страховщик оплачивать какое-либо лечение ПЗ не будет.

Во многом аналогичная ситуация возникает у медицинских работников, перенесших профессиональный туберкулез легких. После курса противотуберкулезной терапии явлений дыхательной недостаточности, как правило, нет, но остается стойкий астеновегетативный синдром, по которому степень утраты трудоспособности может быть не определена. В итоге лечение указанного синдрома (хотя бы санаторно-курортное) опять-таки страховщиком оплачиваться не будет.

У больных, страдающих профессиональным гепатитом при отсутствии проявлений активности процесса, может быть потребность в диетпитании. Но в связи с незначительностью нарушения функций процент утраты трудоспособности не определяется, следовательно, обязательства страховщика оплачивать лечение таких пациентов не реализуется.

Аналогичная ситуация возможна при установлении диагноза ПЗ опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы на начальных стадиях. Нарушения функций организма могут отсутствовать или быть незначительными), но такие пациенты уже нуждается в медицинской реабилитации.

Выводы. В связи с изложенным рекомендовано изъять из критериев наступления страхового случая обязательное наличие утраты трудоспособности вследствие ПЗ. Даже при отсутствии нарушения функций организма, когда нет оснований для назначения ежемесячных страховых выплат, пациентам с ПЗ должны оплачиваться показанные им виды медицинской реабилитации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 №125-ФЗ.

REFERENCES

1. Federal Law «About compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases» of 24.07.1998 № 125-FZ.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-620-621 УДК 613.62

Дружинин В.Н., Суворов В.Г., Шелехова А.Е.

Оптическая плотность костной ткани в динамике терапии профессионально обусловленных остеопатий плечевого сустава

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», пр-т Буденного, 31, Москва, Россия, 105275

Показатель оптической плотности может являться критерием минеральной насыщенности костной ткани, как на этапе первичной диагностики, так и в динамике наблюдений за пациентами с плечелопаточным периартрозом и остеоар-трозом плечевого сустава.

Ключевые слова: периартроз; остеоартроз; оптическая плотность костной ткани

Для цитирования: Дружинин В.Н., Суворов В.Г., Шелехова А.Е. Оптическая плотность костной ткани в динамике терапии профессионально обусловленных остеопатий плечевого сустава. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-620-621

Для корреспонденции: Суворов Вадим Германович, E-mail: margo-183@rambler.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Druzhinin V.N., Suvorov V.G., Shelekhova A.E.

Optical density of bone tissue in the dynamics of therapy of professionally caused osteopathies of the shoulder joint

Izmerov Research Institute of Occupational Health, 31, Budennogo Ave., Moscow, Russia, 105275

Optical density index can be a criterion of bone mineral saturation, both at the stage of primary diagnosis and in the dynamics of observation of patients with shoulder periarthrosis and osteoarthritis of the shoulder joint. Keywords: periarthrosis; osteoarthritis; optical density of bone tissue

For citation: Druzhinin V.N., Suvorov V.G., Shelekhova A.E. Optical density of bone tissue in the dynamics

of therapy of professionally caused osteopathies of the shoulder joint. Med. truda i prom ekol. 2019; 59 (9).

http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-620-621

For correspondence: Vadim G. Suvorov, E-mail: margo-183@rambler.ru

Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. Актуальность исследования обусловлена высокой распространенностью дегенеративно-дистрофических патологий костно-суставного аппарата и пери-артикулярных тканей в структуре заболеваний в целом в популяции и у лиц, работающих в контакте с вредными производственными факторами.

Цель исследования — оптимизация диагностики осте-опении головки плечевой кости по показателю оптической плотности (ОП) с использованием компьютерной остео-денситометрии для объективной оценки эффективности терапии остеоартроза плечевого сустава (ОПС) и плечелопаточным периартрозом (ПЛП).

Материалы и методы. Проанализированы результаты комплексного клинического обследования пациентов — представителей рабочих профессий (слесари-сборщики и подсобные рабочие машиностроительных заводов) трудоспособного возраста в диапазоне 30-50 лет в подострой и финальной (спустя 6 месяцев) фазах заболеваний с достоверными диагнозами: 70 человек с ПЛП , 60 человек с ОПС, а также 70 лиц контрольной группы без наличия периарти-кулярной и остеоартикулярной патологии на момент обследования и в анамнезе. Рентгенологическое исследование выполнялась с помощью компьютерного томографа (КТ): «HI Spead CT/e Dual» фирмы GE Medical. с использованием программы «ЛИНС МАХАОН РАБОЧАЯ СТАНЦИЯ ВРАЧА». Для измерения ОП костной ткани использовался инструмент ROI (зона интереса), позволяющий определение искомой величины на площадях различной размерности. Измерения выполнялись на сканах верхнего (1), среднего (2)

и нижнего (3) секторов в медальных (А), срединных (В) и латеральных (С) зонах головок плечевых костей с апостериорным вычислением средних значений плотности трех последовательных аксиальных срезах толщиной 3,0 мм.

Результаты. ОП головки плечевой кости в различных секторах и зонах интереса у лиц контрольной группы варьировала от 357,7+30,0 (сектор 3, зона С) до 495,8+32,5 (сектор 1, зона А). ОП головки плечевой кости у пациентов с наличием клинических признаков ПЛП до лечения также варьировала по секторам и зонам сканирования, оказалась в целом ниже чем улиц контрольной группы со статистически достоверной разницей в секторах: 1 ( зона А — 350,4+33,2, зона В — 344,0+34,2, зона С — 331,2+30,2) и 2 ( зона В — 303,2+32,0). ОП головки плечевой кости у пациентов с клиникой ОПЛ до лечения оказалась ниже не только относительно контрольной группы , но и у пациентов с ПЛП, варьируя от 302,6+31,2 в секторе 3 (зона С) до 347,3+30,2 в секторе 1 (зона А). В заключительной фазе исследований после выполнения лечебных мероприятий (медикаментозных и физиотерапевтических) ОП головки плечевой кости изменилась в сторону увеличения в обеих группах пациентов с относительно большей положительной динамикой в группе с наличием клиники ПЛП с сохранением закономерности максимума показателя ОП в секторе 1 (зоны: А — 397,6+34,6, В — 434+36,3, С — 448,9+31,2). Процесс восстановления ОП головки плечевой кости в финальной фазе лечения у пациентов с ОПС оказался также благоприятным, однако более торпидным чем в группе с наличием клиники только ПЛП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.