Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОЛОВАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Николай Дмитриевич, Смагоринский Борис Павлович

Статья посвящена вопросам ведомственной оценки деятельности оперативных подразделений ОВД по борьбе с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершенных с использованием сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захаров Николай Дмитриевич, Смагоринский Борис Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE EVALUATION CRITERIA ACTIVITIES OF OPERATIONAL UNITS OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS TO COMBAT CRIMES AGAINST THE SEXUAL INTEGRITY OF MINORS COMMITTED USING THE INTERNET

The article is devoted to the issues of departmental assessment of the activities of the operational units of the Internal Affairs Directorate in the fight against crimes against the sexual inviolability of minors committed using the Internet.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

УДК 351.745.7 ББК 67.7

© 2021 г. Захаров Николай Дмитриевич,

адъюнкт Волгоградской академии МВД России. Смагоринский Борис Павлович,

профессор кафедры криминалистики Волгоградской академии МВД России,

ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России доктор юридических наук, профессор.

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Статья посвящена вопросам ведомственной оценки деятельности оперативных подразделений ОВД по борьбе с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершенных с использованием сети Интернет.

Ключевые слова: несовершеннолетние, половая неприкосновенность, сеть Интернет, оценка деятельности, совершенствование деятельности ОВД.

Zakharov Nickolay Dmitrievich - Adjunct, the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Smagorinsky Boris Pavlovich - Professor, the Department of Criminalistics, the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Leading Researcher of the FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Law, Professor.

TO THE ISSUE OF THE EVALUATION CRITERIA ACTIVITIES OF OPERATIONAL UNITS OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS TO COMBAT CRIMES AGAINST THE SEXUAL INTEGRITY OF MINORS COMMITTED USING THE INTERNET

The article is devoted to the issues of departmental assessment of the activities of the operational units of the Internal Affairs Directorate in the fight against crimes against the sexual inviolability of minors committed using the Internet.

Keywords: minors, sexual integrity, the Internet, evaluation, improvement of the activities of the Department of Internal Affairs.

ХХ1-й век ознаменовался повсеместным внедрением информационных технологий в повседневную жизнь граждан нашей страны. Россия занимает 8-е место в списке стран с наибольшим количеством пользователей сети Интернет с показателями в 116,3 млн пользователей, что составляет более 80 % от общего населения страны. Для сравнения, в 2000 году количество российских пользователей сети Интернет составляло 3 100 000, а их рост к 2020 году составил 3 751 % [1].

Новые технологические решения, развитие информационной среды в целом оказывают неоценимую помощь человеческой цивилизации. Важность информационных технологий в современных условиях Россия, как и все мировое сообщество, ощутила и в связи с пандемией СОУГО-19. Трудно переоценить значение дистанционного обучения, а также возможность предоставления услуг, в том числе и государственных, с использованием

сети Интернет в условиях применения мер ограничительного характера.

Вместе с тем достижения, потенциал и безграничные возможности науки и техники используются и для осуществления противоправной деятельности, что предопределило и динамический рост компьютерной преступности как в мире, так и в России в частности. «Межгосударственная интеграция, новые средства коммуникации, развитие международной электронной торговли породили такое негативное явление, как криминальная глобализация», - отмечают современные российские ученые [2, с. 13].

Указанные негативные последствия создают новые угрозы для развития общества и государства. Современные информационные технологии не видят преград в границах между государствами, в обмене информацией между различными организациями и пользователями со всего мира. В связи с этим перед

государством возникают и дополнительные угрозы как внешнего, так и внутреннего характера.

Осознание наличия определенных проблем, с которыми сталкиваются несовершеннолетние в сети Интернет, диктовало необходимость в принятии соответствующих решений на государственном уровне. В 2015 году Правительством Российской Федерации утверждена Концепция информационной безопасности детей [3], которая, основываясь на принципе ответственности государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере, призвана создавать необходимые условия для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей.

Опираясь на данные статистики о зарегистрированных преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних, отметим, что количество подобных посягательств имеет устоявшуюся тенденцию к увеличению [4]. О недостаточном противодействии преступлениям в отношении несовершеннолетних заявляла и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, отмечая, что существенное увеличение количества сексуальных домогательств в отношении несовершеннолетних обусловливает актуальность усиления мер защиты детей от сексуального насилия. В том числе большое количество таких преступлений связано с активной деятельностью несовершеннолетних в сети Интернет [5].

Явление, получившее название «интернет-педофилия», представляет собой ряд противоправных действий, связанных с сексуальной эксплуатацией детей в сети Интернет. К таким действиям можно отнести:

- целенаправленные знакомства с малолетними в сети Интернет для установления дружеских, доверительных отношений с целью дальнейшего вступления в сексуальные отношения, так называемый «груминг»;

- переписка с малолетними в социальных сетях, в ходе которой осуществляются развратные действия, включающие в себя циничные разговоры на тему сексуальных отношений, предложения к просмотру порнографических материалов, так называемый «секстинг»;

- распространение порнографических материалов, в том числе с участием несовершеннолетних, а также использование самого несовершеннолетнего в целях изготовления

порнографических материалов путем уговоров, шантажа, в сети Интернет.

Согласно данным статистического исследования, проведенного крупнейшей отечественной медиакомпанией «Mediascope», в 2020 году в сеть Интернет ежемесячно выходило 95,6 млн россиян (78,1 % населения всей страны старше 12 лет), а распространение Интернета в России среди группы населения от 12 до 24 лет приблизилось к 100 % [6].

Современными исследованиями отмечается тенденция, согласно которой дети начинают самостоятельно пользоваться сетью Интернет уже в 4-5 лет, а у половины из них есть собственный гаджет, при помощи которого они имеют возможность выходить в сеть. При этом наиболее популярными ресурсами отечественного сегмента Интернета являются ресурсы «ВКонтакте», «Instagram» и «Youtube» [7].

По результатам исследований, проводимых крупнейшей международной благотворительной организацией «Internet Watch Foundation -IWF», занимающейся поиском и удалением материалов в сети Интернет с изображением детей, страдающих от сексуального насилия, в 2009 году было выявлено всего 8 844 подобных ресурса в мире, а в 2019 году уже 117 359 ресурсов, что на 1 227 % больше. Из них в

2019 году 4 121 ресурс (3 %) был размещен с российских серверов. Всего же в 2019 году 89 % известных URL-адресов, содержащих материалы о сексуальном насилии над детьми, размещались в Европе, из них 71 % материалов в Нидерландах» [8].

Основываясь на результатах, полученных в рамках проведенного диссертационного исследования, А.В. Польшиков полагает, что около 80-90 % всей порнографической продукции распространяется именно с помощью сети Интернет [9, с. 57].

Изучение статистических данных уголовно-правовой статистики показывает, что, несмотря на общее снижение преступности в стране, в течение последних лет наблюдается как рост общего количества сексуальных преступлений, так и преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних.

За 2017 год зарегистрировано 18 тыс., за 2018 год - 18,7 тыс., 2019 год - 19,5 тыс.,

2020 год - 20,8 тыс. сексуальных преступлений, предусмотренных статьями 131-135 и 242242.2 УК РФ. Прирост за это время составил

2,8 тыс. преступлений - 15,5 %. Из общего массива преступлений против половой свободы и неприкосновенности выделяется количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних - с 13 487 преступлений в 2017 к 15 822 преступлениям в 2020 году, а рост числа подобных деяний составил 14,7 %.

Из приведенного общего количества преступлений в сфере оборота порнографических материалов по России установлено, что абсолютное большинство подобных деяний выявляется сотрудниками ОВД, из них - большая часть сотрудниками подразделений специальных технических мероприятий (Управление «К» БСТМ) [10]. Указанное обстоятельство объективно свидетельствует о необходимости рассмотрения и оценки деятельности именно оперативных подразделений ОВД как основных субъектов выявления и раскрытия преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Таким образом, сложившаяся в рассматриваемой сфере ситуация свидетельствует о необходимости принятия комплекса мер, направленных на снижение количества преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних в сети Интернет.

Анализ результатов деятельности органов внутренних дел по вопросам эффективности работы по выявлению, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, свидетельствует о недостаточности принимаемых мер.

Данное обстоятельство было отмечено в решении Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации «Об эффективности работы по выявлению, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий», на котором

Таблица 1

Субъекты, выявившие преступления в сфере незаконного оборота порнографических материалов, зарегистрированные на территории РФ (2018-2020 г.)

Статья Всего Следственный МВД / из них ФСБ Прокуратура ФСИН

УК /год преступлений комитет РФ сотр. БСТМ

242

2018 725 70 645/491 1 9 0

2019 972 39 907/683 0 26 0

2020 1 372 78 1 236/927 13 45 0

242.1

2018 548 26 509/414 9 4 0

2019 704 35 666/553 0 2 0

2020 545 58 485/429 1 1 0

242.2

2018 195 3 192/165 0 0 0

2019 240 8 232/196 0 0 0

2020 182 14 164/134 0 4 0

Согласно сведениям ГИАЦ МВД России о преступлениях, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации за период времени с 2017 по 2020 год, впечатляют своими масштабами цифры роста: от 90 587 преступлений в 2017 году к 510 396 в 2020 году (463 %), учитывая, что уровень их раскрываемости, в среднем, не превышает 20 % [11].

отмечалось, что количество киберпреступ-лений в России из года в год увеличивается, а деятельность созданных более 20 лет назад специализированных подразделений не всегда соответствует масштабу и скорости распространения преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий [12].

Реагируя на современные вызовы преступности, по итогам заседания коллегии МВД России в 2019 году в структуре Министерства созданы подразделения, специализирующиеся на противодействии преступлениям, совершаемым с использованием 1Т-техноло-гий. «В рамках указанных организационно-штатных изменений планируется существенно увеличить штат БСТМ МВД России, а также его подразделения на региональном уровне», - сообщила официальный представитель МВД России И.В. Волк [13].

По итогам заседания коллегии МВД России в 2020 году Министр внутренних дел России В.А. Колокольцев подчеркнул: «.. .учитывая масштабы распространения киберпре-ступлений, разнообразие схем и методов их совершения, отсутствие единых алгоритмов выявления и раскрытия, мерами исключительно организационного и оперативно-розыскного характера добиться кардинального улучшения ситуации невозможно. Новые подразделения должны быть не только укомплектованы профессионально подготовленными кадрами, но и оснащены современным высокотехнологическим оборудованием, для чего понадобятся значительные бюджетные средства» [14].

Исходя из вышесказанного, не вызывает сомнений актуальность изучения современного состояния деятельности оперативных подразделений МВД России в рассматриваемой сфере, а, значит, и оценка ее эффективности.

Эффективность усилий ОВД в определенном направлении оперативно-служебной деятельности оценивается на основании Приказа МВД России № 1040 от 31 декабря 2013 года «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации», в соответствии с которым оценка деятельности территориального ОВД складывается из:

а) вневедомственной оценки его деятельности, основанной на использовании социологической и иной информации, отражающей мнение населения о деятельности территориального органа МВД России;

б) ведомственной оценки, включающей в себя:

- экспертную оценку, формирующуюся на основе оценок, выставленных по направлениям деятельности департаментами, управлениями, учреждениями, главными инспекторами

МВД России по материалам, полученным в рамках осуществления зонального контроля.

- оценку по статистическим показателям, отражающим конечный результат деятельности органа МВД России по определенным направлениям.

На основании вышеуказанного Приказа МВД, учитывая особенности, характерные для преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершенных с использованием сети Интернет, для оценки оперативно-служебной деятельности оперативных подразделений ОВД в данном направлении, по мнению авторов, целесообразно выделить следующие критерии, подлежащие анализу:

1) эффективность деятельности ОВД, оценивающаяся по ведомственным показателям и складывающаяся из:

а) статистических сведений о состоянии преступности за определенный период;

б) количества лиц, осужденных за совершение преступлений;

в) количественных показателей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности соответствующих подразделений, основанных на показателях качества ведения дел оперативного учета (далее - ДОУ);

2) эффективность деятельности ОВД, оценивающаяся на основании общественного мнения, а также уровня взаимодействия с общественными организациями и объединениями, инициативно оказывающими помощь ОВД в выявлении преступлений;

3) эффективность международного сотрудничества и межведомственного взаимодействия МВД России с другими субъектами по вопросам предупреждения, выявления и раскрытия половых преступлений в отношении несовершеннолетних.

Складывающееся общественное мнение о работе полиции и является одним из основных критериев оценки ее деятельности, что прямо закреплено в ст. 9 Федерального закона «О полиции» [15], в соответствии с положением которой МВД России проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.

Половые преступления, особенно совершенные в отношении несовершеннолетних, вызывают большой общественный резонанс и повышенное внимание. Факты совершения

сексуальных преступлений негативно сказываются на оценке населением деятельности правоохранительных органов.

В связи с этим в официальных пресс-релизах правоохранительных ведомств, выступлениях должностных лиц нечасто делаются акценты о совершенных преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в частности в сети Интернет, однако количество подобных посягательств растет. По нашему мнению, справедливо по данному факту резюмируют О.В. Зуева и Н.Н. Демидов, отмечающие, что такое положение связано не столько с улучшением работы полиции в целом, сколько с характером подаваемой информации гражданам, которая так или иначе формирует определенные установки и стереотипы [16, с. 83].

Принимая наличие определенных проблем в обеспечении безопасности российского сегмента сети Интернет, органы государственной власти, основываясь на результатах мониторинга взаимодействия с институтами гражданского общества, принимают участие в деятельности различных общественных организаций и объединений, ставящих перед собой цели по созданию условий для безопасного использования Интернета подрастающим поколением. «Лига безопасного Интернета» -крупнейшая в России организация, созданная в целях борьбы с распространением запрещенной информации на просторах Рунета, где в круглосуточном режиме функционируют горячие линии по приему информации [17].

Рассматриваемые виды преступлений находятся под постоянным вниманием общественности, которая посредством создания и функционирования волонтерских движений оказывает существенную помощь правоохранительным органам по вопросам выявления фактов совращения несовершеннолетних в сети Интернет.

Необходимо отметить, что установление общественного контроля имеет важное профилактическое значение в рамках противодействия преступности в сети Интернет, позволяет гражданам принимать участие в мероприятиях, направленных на противодействие такой незаконной деятельности.

Правоохранительные органы при этом должны использовать полученную от представителей таких организаций информацию, проверяя ее при помощи имеющихся в арсенале технических и оперативно-розыскных

возможностей. Представляется, что повышение качества проверки поступающей от подобных организаций информации будет оказывать положительное влияние на имидж ОВД в глазах общественности.

На смену физическим (контактным) развратным действиям пришли «виртуальные» развратные действия и действия по распространению порнографических материалов, в том числе с участием несовершеннолетних, в Интернете. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости налаживания международного сотрудничества, а также межведомственного взаимодействия внутри страны по вопросам предупреждения и раскрытия преступлений, совершенных с использованием информационных технологий.

Трансграничность развратных действий в Интернете и распространения порнографии характеризуются возможностью нахождения злоумышленника и малолетнего под юрисдикцией различных государств, что в значительной мере затрудняет оперативное взаимодействие с правоохранительными органами и, в конечном итоге, установление личности преступника.

К положительным факторам, оказывающим воздействие на борьбу с рассматриваемыми преступлениями, стоит отнести проводимое ежегодно БСТМ МВД России международное оперативно-профилактическое мероприятие «Сорняк», направленное на выявление лиц, осуществляющих незаконный оборот порнографической продукции.

Вместе с тем отсутствует оперативное и отлаженное межведомственное взаимодействие по вопросам создания и ведения единой информационной системы, в которую бы заносились все имеющиеся сведения о лицах, совершающих половые преступления, о сетевых ресурсах, с использованием которых осуществляются противоправные действия, о различных источниках получения дохода от противоправной деятельности и так далее. Обмен информацией в указанной сфере значительно бы расширил возможности государства по борьбе с рассматриваемыми преступлениями. Научные разработки и методики, имеющиеся на вооружении каждого из правоохранительных ведомств, также внесут свой вклад в создание и выработку общих рекомендаций по изучаемой проблематике.

Таким образом, в результате проведенного анализа состояния деятельности ОВД по

выявлению и раскрытию рассматриваемых преступлений, по нашему мнению, необходимо выделить некоторые недостатки, устранение которых позволит МВД России повысить качество оперативно-служебной деятельности в данном направлении.

Во-первых, количество функционирующих в сети Интернет ресурсов с размещенными на них порнографическими материалами с участием несовершеннолетних явно не идет в сравнение с количеством зарегистрированных преступлений. Сюда же можно отнести и количество сообществ в социальных сетях соответствующей направленности, количество фактов склонения несовершеннолетних к виртуальным развратным действиям. Отсюда недостатки в выявлении соответствующих ресурсов в сети Интернет.

Во-вторых, указанные ресурсы постоянно пополняются новыми пользователями, лицами, их посещающими. Отсюда недостаточная работа в выявлении и постановке на учет лиц, представляющих оперативный интерес.

В-третьих, для выявления и раскрытия преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, сотрудникам полиции необходимы современные спе-

Литература

1. URL: https://www.internetworldstats.com/ top20.htm.

2. Деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступлениями, совершенными с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий. М., 2019.

3. Распоряжение Правительства России от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей».

4. Сведения о преступлениях, по которым имеются потерпевшие по России (форма 455, кн. 11) за январь-декабрь 2017, 2018, 2019, 2020.

5. URL: https://rg.ru/2018/04/16/doklad-site-dok.html.

6. URL: https://mediascope.net/news/1250827/.

7. URL: https://internetinstitute.ru/detskii-runet-2018-otraslevoi-doklad/.

8. URL: https://www.iwf.org.uk/report/2009-annual-report.

9. Польшиков А.В. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с изготовлением и оборотом материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних в сети Интернет: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

циальные средства, позволяющие выявлять преступные деяния с учетом возможностей современных технологий.

Следовательно, помимо наличия современных средств выявления и раскрытия преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, необходимо наличие у сотрудников полиции соответствующих знаний, умений и навыков по их использованию, учитывая требования действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практики. Отсюда недостаточное количество в нормативных правовых актах, методических рекомендациях, научных исследованиях в системе МВД соответствующих разъяснений.

Сложность и многоплановость сферы борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершенными с использованием сети Интернет, объективно предполагает совершенствование критериев оценки деятельности оперативных подразделений ОВД по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений и их дальнейшему применению в практической деятельности.

Bibliography

1. URL: https://www.internetworldstats.com/ top20.htm.

2. The activity of bodies of internal Affairs to combat crimes committed using information, communication and high technologies: textbook. M.,

2019.

3. On Approval of the Concept of Information Security for Children: Decree of the Government of the Russian Federation of 02.12.2015 № 2471-r // LRS «ConsultantPlus».

4. Information on crimes for in Russia (form 455, book 11) for January-December 2017, 2018, 2019,

2020.

5. URL: https://rg.ru/2018/04/16/doklad-site-dok.html.

6. URL: https://mediascope.net/news/1250827/.

7. URL: https://internetinstitute.ru/detskii-runet-2018-otraslevoi-doklad/.

8. URL: https://www.iwf.org.uk/report/2009-annual-report.

9. Polshikov A.V. Criminal-legal and criminological measures to combat the production and circulation of materials with pornographic images of minors on the Internet: dis. ... PhD in law. Tambov, 2009.

10. О состоянии преступности и результатах расследования преступлений по России (форма «4-ЕГС» (494), кн. 107) и отчет о преступлениях, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации (форма 1-ВТ) за январь 2018, 2019, 2020.

11. Отчет о преступлениях, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации (форма 1-ВТ) за январь-декабрь 2017, 2018, 2019, 2020.

12. URL: www.genproc.gov.ru/smi/news/archive/ news-1122742.

13. URL: https://xn—b1aew.xn—p1ai/news/item/ 18809813/.

14. URL: https://mvdmedia.ru/news/official/ sostoyalos-rasshirennoe-zasedanie-kollegii-mvd-rossii/.

15. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

16. Зуева О.В., Демидов Н.Н. Влияние СМИ на оценку эффективности деятельности полиции (по результатам социологических исследований) // Вестник Волгоградского государственного университета. 2016. № 3 (33).

17. URL: www.ligainternet.ru.

10. On the state of crime and the results of the investigation of crimes in Russia (form «4-EGS» (494), book 107) and the Report on crimes committed in the field of telecommunications and computer information (form 1-VT) for January 2018, 2019, 2020.

11. Report on crimes committed in the field of telecommunications and computer information (form 1 -VT) for January-December 2017, 2018, 2019, 2020.

12. URL: www.genproc.gov.ru/smi/news/archive/ news-1122742.

13. URL: https://xn—b1aew.xn—p1ai/news/item/ 18809813/.

14. URL: https://mvdmedia.ru/news/official/ sostoyalos-rasshirennoe-zasedanie-kollegii-mvd-rossii/.

15. About the police: Federal Law from 7.02.2011 № 3-FL // LRS «ConsultantPlus».

16. Zueva O.V., Demidov N.N. The influence of mass media on the assessment of the effectiveness of the police (based on the results of sociological research) // Science Journal Of Volgograd State University. 2016. № 3 (33).

17. URL: www.ligainternet.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.