Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОТЛИЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ ОТ ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОТЛИЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ ОТ ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРОДАЖА / ТОВАР / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фольк Олег Владимирович, Ивашкин Иван Федорович

Рассматриваются критерии отличия экономического явления от процесса на основе перечня признаков и элементов схематизации, что позволяет получить концептуальный характер в оформлении текстов экономического содержания и обеспечивает надежность в построении экономического механизма.In the article consider criterion distinguishes economic phenomenon from process on the basis of the sign lists and the schematize elements that can made conceptual texts of economic content and ensures reliability building economic mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОТЛИЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ ОТ ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 330.101.8

О. В. Фольк, И. Ф. Ивашкин

Folk O. V., Ivashkin I. F.

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОТЛИЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ ОТ ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

TO THE ISSUE OF CRITERION DISTINGUISHES ECONOMIC PHENOMENON FROM PROCESS ON THE BASIS OF METHODOLOGICAL CULTURE

Рассматриваются критерии отличия экономического явления от процесса на основе перечня признаков и элементов схематизации, что позволяет получить концептуальный характер в оформлении текстов экономического содержания и обеспечивает надежность в построении экономического механизма.

Ключевые слова: экономическое явление, экономический процесс, продажа, товар, методология.

In the article consider criterion distinguishes economic phenomenon from process on the basis of the sign lists and the schematize elements that can made conceptual texts of economic content and ensures reliability building economic mechanism.

Key words: economic phenomenon, economic process, sale, commodity, methodology.

Фольк Олег Владимирович -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия» г. Вологда

Тел.: 8(8172)52-64-93 E-mail: folkoleg@yandex.ru

Ивашкин Иван Федорович -

кандидат философских наук, доцент кафедры

философии и истории

ФГБОУ ВО «Вологодская государственная

молочнохозяйственная академия»

г. Вологда

Тел.: 8(8172)52-55-56 E-mail: vano749@mali.ru

Folk Oleg Vladimirovich -

Ph.D in economic Sciences, Docent of Department

of Economics and Management

FSBEI HE «Vologda State Dairy Farming Academy»

Vologda

Tel.: 8(8172)52-64-93 E-mail: folkoleg@yandex.ru

Ivashkin Ivan Fedorovich -

Ph.D in philosophic Sciences, Docent of Department of Philosophy and History

FSBEI HE «Vologda State Dairy Farming Academy» Vologda

Tel.: 8(8172)52-55-56 E-mail: vano749@mali.ru

В настоящее время, несмотря на определенность в предметной области различных наук, остается открытым вопрос отсутствия критериальных отличий явления от процесса в экономической науке, что нередко приводит к склеиванию данных понятий в сторону экономического явления, снижая её теоретический потенциал.

Необходимость критериальных отличий вытекает из наличия двух уровней познания: теоретического и эмпирического. Результатом теоретического уровня познания является сущность, а для эмпирического уровня -научный факт. Г. П. Щедровицкий, анализируя взгляды А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса, обращает внимание на то, что данные исследователи, изучая товарные отношения и опираясь на факты, приходили к разным выводам. И если А. Смиту и Д. Рикардо не удалось объяснить все факты, то К. Марксу это удалось [1, с. 10-11]. Далее Г. П. Щедровицкий пишет, что понять удачу К. Маркса на основе

формально-логического анализа нельзя. Анализируя подобную ситуацию и в других науках, Г. П. Щедровицкий приходит к мысли, что нужно от анализа понятий формальной логики переходить к анализу интеллектуальных средств [1, с. 23]. То есть для анализа развития научной мысли нужно создавать систему обобщенных средств [1, с. 35]. А это задача собственно методологическая. Актуальность исследования процессов как формных образований определяется отсутствием общей экономической теории. Как пишет Р. Елеме-сов общая экономическая теория нужна не для простого любопытства, а для решения практических задач, для принятия взвешенных решений в социально-экономической сфере, для подготовки специалистов в области экономики, которые должны иметь теоретическое представление об экономике в целом [2]. Отсутствие общей экономической теории порождает другую крайность. Как пишет О. И. Ананьин, в экономической науке следует опираться на принцип методологи-

: № 1(25), 2017

ческого плюрализма, который дает ученому свободу в выборе средств, без ориентации на методологический стандарт [3]. Но если нет общего основания, то никакая коммуникация не поможет преодолеть интеллектуальные конфликты между исследователями.

Целью статьи является определение критериев отличия процесса от явления в принципе на основе современной методологической культуры в версии Г. П. Щедровицкого и продолжателя его дела О. С. Анисимова [1, 4], и их применение к описанию экономического процесса и экономического явления.

К. Маркс в первом томе «Капитала» писал, что при анализе товара не помогут ни микроскоп, ни химические реакции. Для анализа товарных отношений нужна сила абстракции [5, с. 6].

И если традиционно в экономической науке изучая явления и обобщая термины приходили к законам, то сегодня следует изучать процессы и структуры. Но пока, пишет Г. П. Ще-дровицкий, мы не знаем, что такое процессы и не умеем их исследовать [1, с. 88], что и ведет к склеиванию понятий явления и процесса в экономической науке.

На наш взгляд, сущность как раскрытие внутреннего устройства объекта вскрывается только через процессуальную организованность объекта, сохраняя все признаки объекта: непрерывность, каузальность, цикличность. В отношении к явлению можно говорить только о проявлении объекта в тот или иной момент времени.

Приведем несколько определений продажи товара для последующего анализа понятия продаж.

Продажа - это продвижение товара на рынке с помощью различных форм организации торговли [б].

Продажа - передача товара другому лицу в обмен на денежную оплату товара, одна из частей сделки «купля-продажа» [7].

Продать товар - передать кому-нибудь в собственность за плату [8].

Продажа товара - одна из двух стадий товарного обращения на внутреннем рынке, осуществляемого торговым капиталом.

Продажа товара - обмен товара на деньги [5].

Продажу товара как экономическое явление можно описывать многовариантно, например следующим образом: началом продажи товара является готовность человека к отчуждению товара, который находится в его собственности, т. е. приобретение статуса продавца. Поиск другого человека, который готов присвоить отчуждаемый товар одновременно с отчуждением денег, которыми располагает, т. е. поиск покупателя, человека готового к отчуждению денег. Согласование между продавцом и покупателем меновой пропорции, т. е. назначение цены товара. Согласование между продавцом и покупателем места и времени

передачи товара и денег обоюдно. Выполнение согласованности обоюдное продавцом и покупателем по присутствию в определенном месте и времени обмена товара на деньги и наличие у продавца товара, а у покупателя денег. Передача продавцом товара покупателю и получение денег продавцом от покупателя. Присвоение покупателем товара и потеря статуса покупателя, получение продавцом в распоряжение денег и потеря статуса продавца.

Располагая определениями и описанием продажи товара, дадим квалификационную характеристику продаже товара как явлению в разрезе отличительных признаков, представленных в таблице.

Для квалификационной характеристики продажи товара как процесса будем исходить из определения процесса как смены состояний объекта. Другими словами, процесс - это некоторое множество состояний объекта, которые движутся по циклу и воспроизводятся. В начале процесса объект находится в одном состоянии 1, а в конце процесса в другом состоянии 2. Смена состояния 1 состоянием 2 определяется сменой морфологии объекта при сохранении формы объекта. Схематически процесс можно представить на рисунке 1.

1 \

#

Рисунок 1 - Схема процесса в принципе

Как пишет О. С. Анисимов, процесс - это переход от морфологии (содержания) к организованности под влиянием формы [4, с. 143], а форма - это выражение сущности познаваемого экономического объекта. Рассмотрим данную схему применительно к продаже товара (рис. 2).

Товар

\ /

Деньги

Конкретный труд Абстрактный труд Рисунок 2 - Схема процесса продажи товара

Исходя из схемы процесса продажи товара (рис. 2) и отличительных признаков представим квалификационную характеристику продажи товара как процесса в таблице.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Таблица - Критериальные отличия явления от процесса

Признак Явление Процесс

1. Делимость (составляющие элементы) Отсутствует (товар продан или не продан) Присутствует (операции, подпроцессы). Разотождест-вление в сознании продавца товара как организованности на форму товара (стоимость) и морфологию ( конкретный труд). Соотнесение конкретного труда с абстрактным трудом. Нахождение количественного соответствия конкретного и абстрактного труда. Отождествление формы денег (стоимость) и морфологии (абстрактный труд)

2. Наблюдаемость Явно, через наблюдение. Явление наблюдается, объектность отсутствует. Продажа товара наблюдается путем регистрации с использованием различных технических средств (кассовый аппарат) Опосредованно (косвенно, через операции). Процесс мыслится, наличие объект-ности

3. Уровень организованности Естественный (не требуется владение идеальными объектами участниками продажи. Оперирование товаром и деньгами как предметами) Естественно-искусственный (требуется владение идеальными объектами, организованность, форма, морфология. Оперирование идеальными объектами )

4. Каузальность, направленность Отсутствие каузальности. В продаже товара не очевидно, что является исходным моментом в продаже, то ли готовность человека к продаже товара, собственником которого он является, то ли предложение одного человека другому о наличии у него товара для продажи или что-то другое Наличие каузальности. Очевидно, что исходным моментом в продаже является осмысленное разотождест-вление организованности на форму и морфологию и поиск новой морфологии для имеющейся формы

5. Описание В смыслах. Несколько продавцов одного и того же товара опишут продажу его по-разному В значениях, в схеме

6. Повторяемость, воспроизводимость Возможна. Имеет место случайная воспроизводимость (отсутствие у покупателя необходимого количества денег, ограничительные меры со стороны государства) Необходима. Имеет место неслучайная воспроизводимость (обеспечивающая динамику морфологии)

7. Границы воспроизводимости Локальны, определяются условиями торговли Масштабны, определяются условиями торговли

8. Проявление Мгновенное Длительное

9. Результативность Неочевидна Очевидна

10. Смена состояний объекта Не фиксируется Фиксируется

11. Отношение к знанию Эмпирическое Теоретическое

12. Управляемость Не управляемо Управляем

13. Состояние Статическое Динамическое

;№ 1(25), 2017

Таким образом формное раскрытие экономических явлений позволяет представить их как процессы, образующие экономическую цикли-ку и воспроизводимость экономических отно-

шений. Концептуальный характер оформленного содержания позволяет построить надежные экономические механизмы, обеспечивающие эффективное управление экономикой.

Литература

1. Щедровицкий Г. П. Процессы и структуры в мышлении : курс лекций. М., 2003. Т. 6. 320 с.

2. Елемесов Р. Теоретический уровень экономических суждений и современное состояние экономической науки // Вестник КазНУ (Вестник Казахского национального университета). Серия экономическая.

2013. Т. 98, № 4. С. 3-13.

3. Философия социальных и гуманитарных наук : учебное пособие для вузов / под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М. : Академический Проект, 2006. 912 с.

4. Анисимов О. С. Методологический словарь для управленцев. М., 2002. 295 с.

5. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. М. : Политиздат, 1978. 907 с.

6. Коноплицкий В., Филина А. Это бизнес. Толковый словарь экономических терминов. Киев : Альтерпресс, 1996. 448 с.

7. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь / под общ. ред. Б. А. Райзберга. 6-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М,

2014. 512 с.

8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : А Темп, 2006. 944 с.

References

1. Shchedrovitsky G. P. Process and structure of thinking : a course of lectures. M., 2003. T. 6. 320 p.

2. Elemesov R. Theoretical level economical opinions and modern condition economic science // Bulletin KazNY (Bulletin of Ka-sakch National University). Economic series. 2013. T. 98. № 4. P. 3-13.

3. Philosophy of social and humanities science : textbook for high schools / Edited by prof. S. A. Lebedev. M. : Akademicheskij proekt, 2006. 912 p.

4. Anisimov O. S. Methodological dictionary for managers. M., 2002. 295 p.

5. Marx K. Kapital. Critique of political economy. T. 1. Book 1. The Process of production of capital. M. : Politizdat, 1978. 907 p.

6. Konoplitzkii V., Filina A. This is business. Explanatory dictionary of economic terms. Kiev: Alterpress, 1996. 448 p.

7. Reisberg B. A., Losovskii L. Sh., Starodubtze-va E. B. Modern economic dictionary / Edited by B. A. Reisberg. 6th publ., rework and sup-pl. M. : INFRA-M, 2014. 512 p.

8. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of Russian Language. 4th publ., suppl. M. : «A Temp», 2006. 944 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.