Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИЯХ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННОЙ СИЛЫ'

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИЯХ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННОЙ СИЛЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИЯХ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННОЙ СИЛЫ»

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

К вопросу о концепциях разрешения внутренних вооруженных конфликтов путем применения военной силы

Полковник в отставке А.И. КАЛИСТРАТОВ, кандидат военных наук

КАЛИСТРАТОВ Александр Иванович родился в 1946 году на Украине. В Вооруженных Силах с 1964 года. Окончил Киевское ВОКУ, Военную академию имени М.В. Фрунзе и адъюнктуру при ней. Прошел: командные должности — от командира взвода до заместителя командира батальона; штабные — от офицера оперативного отдела до старшего офицера оперативного управления штаба военного округа; преподавательские — от преподавателя до профессора кафедры. С 1996 года — служащий Российской армии, профессор кафедры оперативного искусства Общевойсковой академии ВС РФ. Награжден орденом.

ПО МНЕНИЮ многих военных специалистов, одним из недостатков нашей военной теории, касающейся проблем обеспечения военной безопасности страны, является формальное отсутствие таких понятий, как «доктринальная концепция» и «концепция ведения вооруженной борьбы». Объективно в содержании некоторых трудов и документов они присутствуют, но формально не выделяются, что обедняет их содержание и в значительной степени затрудняет восприятие основополагающей информации. Не случайно последнее время на страницах военной печати все чаще говорится о необходимости разработки новых концепций, особенно концепций ведения вооруженной борьбы1. Именно поэтому назрела необходимость разобраться в сущности этого понятия, рассмотреть возможную систему концепций обеспечения военной безопасности страны и выявить возможное содержание оперативной (оперативно-тактической) концепции разрешения внутреннего вооруженного конфликта путем применения военной силы.

Само понятие «концепция» имеет латинское происхождение (conceptio) и в дословном переводе означает «понимание», «система». Если обобщить содержащиеся в различных словарях многозначащие определения этого понятия и интерпретировать их в аспекте военной безопасности, можно придти к следующему. Под доктринальными концепциями и концепциями ведения вооруженной борьбы, очевидно, необходимо понимать систему предлагаемых или официально принятых

1 Дульнев П.А. О необходимости разработки перспективной оперативной концепции // Военная Мысль. 2007. № 6.

взглядов, во-первых, на конструктивные принципы* подготовки страны и вооруженных сил к военным испытаниям и ведения вооруженной борьбы в целом, во-вторых, на конструктивные принципы решения задач вооруженной борьбы на всех уровнях военного искусства.

Доктринальные концепции, по всей видимости, должны ответить на следующие основные вопросы:

Во-первых. С какими потенциальными противниками и как предотвратить возможные военные конфликты?

Во-вторых. Какую надо иметь военную организацию и в каких направлениях ее развивать?

В-третьих. Как готовить страну и ее военную организацию к военным испытаниям?

В-четвертых. Каким образом обеспечить единство и территориальную целостность страны?

В-пятых. В каких направлениях развивать военно-промышленный комплекс и вести военно-техническую политику?

В-шестых. Как отразить вероятную агрессию потенциальных противников и применять военную силу в интересах достижения политических целей?

Концепции ведения вооруженной борьбы должны выражать общий порядок, формы и способы применения сил и средств военной организации государства при решении стратегических, оперативных и тактических задач. Соответствующая представлениям автора общая структура системы концепций обеспечения военной безопасности страны показана на рисунке.

Система концепций обеспечения военной безопасности страны

Как видим, доктринальные концепции вытекают из основных структурных элементов военной доктрины и выражают их краткую

* Под конструктивными принципами здесь основополагающие принципы построения системы действий, достижение важной военно-политической (военной) цели.

подразумеваются направленных на

практическую суть, оказывая прямое или косвенное влияние на концепции ведения вооруженной борьбы. Доктринальная концепция ведения вооруженной борьбы, выражая общие принципиальные подходы к проблеме применения вооруженного насилия в интересах достижения политических целей, конкретизируется стратегическими, оперативно-стратегическими, оперативными и тактическими концепциями. Она должна иметь краткое, четкое, образное и содержательное название. Например: концепция «Обороны по всем азимутам» или концепция «Ведения полутора войн» (одной крупномасштабной и одной локальной).

При этом стратегические концепции выражают конструктивные принципы ведения вооруженной борьбы с конкретными потенциальными противниками государства или коалиции государств, оперативно-стратегические — конструктивные принципы ведения военных действий на стратегических направлениях, оперативные и тактические — порядок, формы и способы применения объединений видов вооруженных сил и тактических формирований во всех видах боевых действий.

По всей вероятности, содержание этих концепций должно включать определение цели, то есть конечного результата намечаемого комплекса действий, формулирование этапов ее достижения как групп подлежащих решению задач, установление принципов, организационных форм применения сил и средств и форм действий, общего порядка и способов решения задач.

В этой структуре следует рассмотреть основы концепций разрешения внутренних вооруженных конфликтов путем применения военной силы. На наш взгляд, для рассматриваемого вида конфликтов оптимальной станет разработка доктринальной, стратегической и оперативных (оперативно-тактических) концепций.

В доктринальной концепции сохранения единства и территориальной целостности страны, очевидно, необходимо излагать политические цели, задачи, условия, общий порядок подготовки и легитимного применения силы внутри страны, принципы применения силы, четко определить конкретные ограничения ее применения и возможные формы действий, степень участия и ответственности различных органов власти и ведомств, а также порядок взаимодействия с международными организациями и контроля за соблюдением международного гуманитарного права.

При этом решение на разрешение внутреннего вооруженного конфликта путем применения силы и установления в зоне конфликта военного или чрезвычайного положения принимает Президент страны с последующим одобрением обеими палатами парламента. Его выполнение возлагается на одно из «силовых» ведомств соответствующим постановлением правительства с одновременным указанием порядка выделения необходимых сил и средств, а также оказания содействия другими ведомствами и установлением четкого порядка подчиненности.

Стратегическая концепция применения военной силы в каждом потенциально опасном регионе страны должна определять цель возможных действий, группы оперативных задач, которые необходимо будет решить, а также потребные силы и средства для их решения в зависимости от масштабов ожидаемых конфликтов. Кроме того, в ней устанавливаются принципы, организационные и конкретные формы применения силы, порядок управления силами и средствами (с четким разграничением компетенции всех инстанций); ответственность участвующих в разрешении конфликта ведомств, а также вопросы всестороннего обеспечения действий.

Оперативные (оперативно-тактические) концепции разрабатываются применительно к конкретному региону страны и содержат выводы из

основных положений доктринальной и стратегической концепций, подходы к созданию и построению группировки сил и средств, определение общего порядка действий, форм и способов выполнения важнейших задач.

Таким образом, содержание оперативной (оперативно-тактической) концепции разрешения внутренних вооруженных конфликтов путем применения военной силы может быть следующим.

Цель действий: создание условий для разрешения конфликта путем подавления вооруженного сопротивления оппозиции.

Этапы действий: развертывание группировки сил и средств в зоне конфликта и ее изоляция; разгром крупных, компактно действующих группировок незаконных вооруженных формирований (НВФ) оппозиции в районах их базирования и действий; установление вооруженного контроля над всей территорией зоны конфликта; ликвидация мелких НВФ и вооруженного подполья в населенных пунктах.

Принципы действий являются историческими, вытекают из богатейшего опыта подавления вооруженного сопротивления во внутренних вооруженных конфликтах и включают:

единоначалие и централизованное руководство в зоне конфликта; надежная изоляция района вооруженного конфликта; подрыв экономической базы оппозиции, уничтожение руководства и нарушение системы управления НВФ;

ведение активной агентурно-разведывательной деятельности, идеологической и информационной борьбы;

экономический прессинг, ограничение некоторых прав и свобод отдельных групп местного населения;

упреждающе-наступательных характер действий. Организационные формы применения силы. Наиболее оптимальной формой представляется Объединенная группировка войск (сил) (ОГВ(С)), которая в зависимости от масштабов конфликта может представлять собой временное общевойсковое оперативное или оперативно-тактическое объединение либо оперативное соединение* воинских формирований различных ведомств. Опыт показывает, что ОГВ(С) целесообразно создавать на базе штатных объединений Сухопутных войск или общевойсковых соединений МО и МВД. В этом случае, создаваемая ОГВ(С), сможет опереться на штатные системы управления, поддержки и всестороннего обеспечения базовых объединений (соединений), что ускоряет процесс их создания и формирует предпосылки торжества принципов единоначалия и четкого взаимодействия сил и средств.

Форма применения ОГВС(С): совместная специальная операция или комплекс специальных действий (для группировки в масштабе оперативного соединения). При этом совместная специальная операция представляет собой совокупность проводимых по единому замыслу и плану общевойсковых сражений, ударов, боев, боевых, специальных действий (которые и составят львиную долю содержания операции), а также маневра войск ОГВ(С) в интересах достижения в районе конфликта поставленной политическим руководством страны цели. Комплекс специальных действий — совокупность проводимых в тех же интересах по единому замыслу и плану ударов, общевойсковых боев, специальных действий и маневра войск ОГВ(С) в виде оперативного соединения.

' Под оперативным соединением понимается общевойсковое воинское формирование, состоящее из частей различных родов войск («силовых» ведомств) по составу меньше армейского корпуса, но больше дивизии, способное в течение продолжительного времени решать одну-две оперативные задачи.

Построение ОГВС(С) для ведения операции. Построение осуществляется по зонально-территориальному и функциональному принципам. Как и в обычных условиях, построение ОГВС(С) в масштабе объединения должно включать создание группировок войск в соответствующем оперативном построении, а также системы управления и ряда обеспечивающих систем.

Группировки войск могут быть временными или постоянными, создаваться для выполнения одной (крупной) или нескольких оперативных задач. Так, для разгрома крупной, компактно действующей группировки противника возможно создание ударной группировки. Для решения задач изоляции района конфликта, подавления сопротивления его мелких вооруженных групп, охраны и обороны важных военных и государственных объектов, обеспечения беспрепятственного функционирования органов местной власти и важнейших объектов на коммуникациях создается группировка вооруженного контроля территории зоны конфликта. Возможно и создание группировки сил и средств общей поддержки. Эта группировка предназначается для решения отдельных задач в интересах всей операции, является источником усиления других группировок, а также выступает в роли многофункционального резерва командующего.

Оперативное построение группировок войск может включать как традиционные элементы (первый, второй эшелон, резервы и т. п.), так и специфические элементы (эшелон блокирования, эшелон «очистки» района сражения, специальные отряды, ударные группы и т. д.).

ОГВ(С) меньшего масштаба обычно создает лишь оперативное построение или боевой порядок.

Общий порядок действий. Прежде всего в районе конфликта официально устанавливается режим чрезвычайного или военного положения и осуществляется его информационная блокада. Параллельно принимаются меры по изоляции территории зоны конфликта путем перехвата специально выделенными силами всех возможных путей, связывающих ее с сопредельными территориями.

Одновременно ударно-огневые средства приступают к огневому «изнурению» противника путем нанесения огневых, диверсионных и воздушно-штурмовых ударов по точно разведанным пунктам управления, районам скопления и базам подготовки боевиков, а также питающим их экономическим объектам. В это же самое время производится выдвижение и развертывание создаваемых группировок войск, а также захват и взятие под охрану специально выделенными войсками потенциально опасных объектов.

В последующем осуществляется разгром крупных, компактно действующих группировок НВФ путем проведения общевойсковых сражений и боев с одновременным либо последовательным установлением вооруженного контроля над всей территорией зоны конфликта. Задача вооруженного контроля решается путем размещения общевойсковых соединений и частей в назначенных им зонах ответственности с целью пресечения диверсионной и террористической деятельности оппозиции.

В дальнейшем все силы ОГВ(С) концентрируются на подавлении сопротивления мелких групп и вооруженного подполья противника с применением всего арсенала методов «антипартизанской» борьбы.

Формы и способы выполнения задач. Разгром крупных, компактно действующих группировок противника осуществляется ударными группировками в форме общевойсковых боев и сражений.

Первоначально эти группировки блокируются в районах их дислокации или действий, затем производится сжатие кольца блокирования путем концентрического наступления войск ударной группировки на широком фронте. По мере сжатия кольца и принятия НВФ конкретных, насыщенных силами и средствами форм, производится их дистанционный ударно-огневой разгром посредством мощного применения авиации, ракетных войск и артиллерии.

В последующем наступлением сильных ударных групп с разных направлений противник расчленяется и уничтожается по частям. Сражение завершается последовательным или одновременным плотным (при необходимости — многодневным) «прочесыванием» секторов, образовавшихся после расчленения противника.

Последовательность разгрома крупных группировок противника в городах и больших населенных пунктах примерно аналогична выше изложенной. При этом вместо ограниченного количества ударных групп будут действовать многочисленные штурмовые отряды и группы.

Важным отличием будет исключительная избирательность в применении средств поражения и невозможность нанесения огневых ударов по площадям. Огневая поддержка наступающих войск будет осуществляться преимущественно огнем отдельных танков, артиллерийских орудий прямой наводкой, ударами отдельных самолетов и вертолетов управляемыми ракетами, а также огнем пушек (орудий) БМП, установок ПТУР, крупнокалиберных пулеметов, снайперских групп и т. п. Важной особенностью является необходимость выделения больших сил для поиска и уничтожения спрятавшихся в домах, зданиях и подземных коммуникациях боевиков, складов оружия и боеприпасов.

Подавление сопротивления небольших групп противника на всей территории зоны конфликта осуществляется силами территориальных органов МВД, ФСБ, военных комендатур и общевойсковыми соединениями (частями), выполняющими задачу вооруженного контроля территории в форме ведения боевых и специальных действий.

При этом в назначенных зонах (полосах) ответственности соединения и части создают опорную стационарную сеть базовых районов главных сил соединения и отдельных частей, гарнизонов населенных пунктов, так называемых «блок-постов» на коммуникациях, постоянных сторожевых отрядов, застав и постов.

Предназначение сети — служить базой снабжения, подготовки и отдыха войск, а также местом развертывания ударно-огневых средств, перекрывающих огнем и ударами потенциально опасные районы зоны ответственности и способных оказать огневую поддержку ведущим поиск, преследование и уничтожение противника формированиям наших войск.

Задачи по непосредственному поиску и уничтожению небольших НВФ противника выполняют создаваемые на базе усиленных мотострелковых рот и батальонов войсковые маневренные группы, а также специальные отряды и группы войск специального назначения различных силовых ведомств при поддержке авиации объединения. Ответственность за координацию и поддержку их действий должен нести командир расположенного в зоне ответственности соединения (части).

Задачи по изоляции района конфликта выполняются специально выделенными силами и средствами в течение всей операции в форме блокирующих и специальных действий. При этом все пути, проходящие через полосу ответственности воинских формирований, перекрываются сторожевыми отрядами, заставами и постами, промежутки

между ними минируются и контролируются подвижными дозорами, которые при необходимости могут вызвать огонь артиллерии или авиацию, а также отдельными огневыми точками и снайперскими группами. Обязательным является наличие расположенных в разных местах подвижных резервов, способных быстро сманеврировать на участки прорыва или просачивания противника.

Задачи по охране и обороне важных объектов также выполняются специально выделенными силами и средствами в течение всей операции в форме охранных, специальных и оборонительных действий. В зависимости от размеров и значимости объекты охраняются и обороняются стационарными тактическими группами от отделения до батальона и выше. Действия войск строятся на принципах круговой обороны, максимального использования защитных свойств местности, самих объектов и инженерных заграждений. При этом группы объектов в интересах оказания быстрой поддержки «обслуживаются» войсковыми маневренными группами на бронетанковой технике, усиленными минометами и самоходной артиллерией. Эти группы подчиняются либо командиру соединения, в зоне ответственности которого находится охраняемый объект, либо ближайшей военной комендатуре.

Специальные действия в интересах выполнения двух последних задач проводятся территориальными органами МВД и ФСБ при поддержке войск.

В целом выбор форм и способов действий войск в ходе ведения совместной специальной операции будет зависеть от конкретной обстановки, диктоваться характером вооруженной борьбы, возможностями наших войск и противника. При этом может применяться весь арсенал известных военной науке приемов и способов борьбы, но при одном непременном условии — они должны соответствовать нормам и требованиям международного гуманитарного права ведения вооруженного противоборства.

Таким образом, предлагается ввести в широкое употребление систему терминов «доктринальная концепция» и «концепции вооруженной борьбы». В ходе разработки новой редакции Военной доктрины Российской Федерации необходимо сформулировать содержание основных доктринальных концепций. После утверждения доктрины приступить к разработке концепций вооруженной борьбы, что в значительной степени будет способствовать процессу ее практической реализации. При разработке оперативных (оперативно-тактических) концепций разрешения внутренних вооруженных конфликтов путем применения военной силы уместно использование предлагаемого в статье общего содержания этих концепций с их конкретизацией в соответствии с условиями проблемных регионов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.