Научная статья на тему 'К вопросу о концепции общегосударственной целевой Программы развития промышленности Украины'

К вопросу о концепции общегосударственной целевой Программы развития промышленности Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ / ПРОМИСЛОВіСТЬ / ПРОМИСЛОВА ПОЛіТИКА / СТРАТЕГіЯ РОЗВИТКУ / ЦіЛЬОВА ПРОГРАМА / НЕОіНДУСТРіАЛіЗАЦіЯ / GOVERNMENT REGULATION / INDUSTRY / DEVELOPMENT STRATEGY / PURPOSE-ORIENTED PROGRAM / INDUSTRIALPOLICY / NEW INDUSTRIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вишневский Валентин Павлович, Збаразская Л. А.

Предложены концептуальные положения формирования в Украине государственной промышленной политики матричного типа. Обоснована целесообразность неоиндустриального варианта подъема промышленности в современных условиях развития национальной и мировой экономик. Рекомендованы пути и средства решения задач неоиндустриализации в рамках разработки и реализации Общегосударственной целевой программы развития промышленности на среднесрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Concept of National Purpose-Oriented Program of Industrial Development of Ukraine

The article covers the issues of conceptual modernization of national industrial policy of Ukraine. The timeliness of problem is determined by widespread deindustrialization induced by ineffective state regulation of the process of market-oriented reforms. At the same time, under the influence of the newest trends in global economics, in industrialized and faster growing countries an upsurge in interest in active state policy, based on new industrialization approach, is observed. Its idea consists in strengthening the own industry on the ground of the new technological base with the priority development of advanced industries. The expedience of new industrial scenario of industrial development in Ukraine is determined by changes in production and markets structures in the world, shifts in international division of labor, development of new forms and practices of international competition and cooperation, and widespread changes in technology revolution. Keeping out of these trends Ukrainian industry risks to intrench itself between global industrial outsiders. It is proposed to solve that problem within a framework of matrix-type industrial policy. It allows combining efficiently the horizontal measures related to the development of favorable conditions for doing business in whole and specific forms and practices of their use for each industry. The new policies, such as the creation of favorable conditions for industrial development and development of high-quality institutional environment, promotion of innovations and development of advanced industries, maintenance of updated structural and sectoral goals of industrial development, are considered. The partnership between state, business, science and society in the process of development of strategy of industrial development is reasonably required. The most acceptable form of its realization can be Nation-wide purpose-oriented program of industrial development. As efficient organizational tools of innovation processes acceleration it is proposed to apply the European experience regarding the development of Technology Platforms, Joint Technological Initiatives, scientific and production structures of cluster-type. We substantiate the applicability of measures to facilitatethe entrance of domestic producers to global value chains in order to competitive growth. Among actions aimed to ameliorate the conditions of doing business we emphasizedthe priorities of taxation improvement, long-term lending, venture capital financing, facilitation of SME’s development, and maintenanceof the system of professional staff training.

Текст научной работы на тему «К вопросу о концепции общегосударственной целевой Программы развития промышленности Украины»

УДК 338.45(477) Валентин Павлович Вишневский,

академик НАН Украины, Лариса Александровна Збаразская,

канд. экон. наук Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ

МАКРОЕКОНОМ1ЧН1 ТА РЕГ1ОНАЛЬН1 ПРОБЛЕМИ РОЗВИТКУ ПРОМИСЛОВОСТ1

Новые вызовы, возможности и угрозы для экономики Украины, возникающие в связи с глобальными трансформациями мирового хозяйства, кризисом в Европе и перемещением мастерской мира в страны Юго-Восточной Азии, требуют принятия неординарных решений, основанных на современных теоретических положениях и концептуальных подходах. Именно эти соображения определили целесообразность дальнейшего развития и углубления исследований ИЭП НАН Украины в сфере промышленной политики. Последние явления и тенденции, наблюдавшиеся в мире и Украине в посткризисных 2010-2012 гг., показали, что необходимо ещё раз детально пересмотреть ранее разработанные концептуальные положения [1] в части принципов, направлений и механизмов реализации государственной политики в отношении промышленности.

Доминантой формирования научных концепций и, что особенно важно, современной хозяйственной практики стала переоценка роли промышленности в развитии национальных экономик. Как следствие, правительства ведущих государств мира проявили желание и политическую волю к активизации промышленной политики под флагом новой индустриализации на основе технического и технологического переоснащения промышленного производства с целью обеспечения высокого уровня его устойчивости и конкурентоспособности.

Вместе с тем в Украине процесс формирования новой промышленной политики неоправданно затянулся (последняя Концепция государственной промышленной поли© В.П. Вишневский, Л.А. Збаразская, 2013

тики была принята в 2003 г.). Учитывая указанное, в 2012 г. в ИЭП НАН Украины была поставлена задача ещё раз критически осмыслить имеющийся задел по проблеме и предложить комплекс современных научных подходов и практических рекомендаций по её решению, доведя их до принятого в государстве концептуального формата целевой программы [2].

Указанные разработки представлены далее как проект Концепции общегосударственной целевой программы развития промышленности Украины на период до 2020 года, альтернативный ранее предложенному правительством варианту [3].

Определение проблемы, на решение которой направлена программа

Масштабные мировые трансформации в сфере материального производства охватывают базовые технологии, формы общественной и внутрифирменной организации, социально-экономические отношения и информационно-коммуникационные взаимодействия. Быстро меняется международное разделение труда и связанная с ним структура мирового производства и потребления, главные признаки которых - появление новых "полюсов роста" (Китай, Бразилия, Индия) и формирование новых глобальных цепочек создания стоимости, основанных на инновационных производственных, организационных, логистических и финансовых технологиях. Претерпевает существенные изменения конкурентная среда как в отдельных национальных экономиках и регионах мира, так и в мировой экономике в целом. Не

менее значимые новации касаются государственного управления и регулирования, как реакция на явные управленческие "провалы" в преодолении глобальных проблем общественного развития - ресурсных, экологических, социальных. Под влиянием новейших условий развития во многих странах как промышленно развитых, так и развивающихся наблюдается значительное повышение интереса к активной государственной промышленной политике.

В то же время выбранная Украиной модель рыночных трансформаций привела к появлению и закреплению ряда негативных тенденций в промышленности, её критическому отставанию от стран с развитой индустрией. Произошла масштабная структурная деградация с углублением неэффективной специализации на низкотехнологических ре-сурсо- и трудоёмких производствах; фактически утерян ряд отраслей, прежде всего тех, которые имеют инвестиционное (подвиды машиностроения) и социальное (лёгкая промышленность) значение. В целом результатом рыночных реформ в промышленности Украины является её масштабная деиндустриализация.

Для преодоления негативных тенденций и обеспечения ускоренного развития промышленности, которая является драйвером хозяйственного роста и инноваций в экономике, требуется разработать и реализовать комплекс мер, направленных на ускоренное развитие передового производства, достижение структурной прогрессивности, функциональной сбалансированности и ресурсной эффективности отечественной промышленности.

Анализ причин возникновения проблемы и обоснования необходимости её решения программным методом

Глубинные причины проблемы деиндустриализации заключаются в искажённой институциональной структуре украинской экономики, которая ориентирует экономических субъектов на получение прибыли путём извлечения ренты, а не инвестиций и инноваций, формирует атмосферу взаимного недоверия и "короткие" правила поведения. Следствием этого стало потребительское отношение части новых владельцев предпри-

ятий к ранее созданному производственному потенциалу, разрыв сложившихся связей в комплексе "наука-производство", использование устаревших экологически "грязных", ресурсо- и трудоёмких технологий промышленного производства. Неудовлетворительным является уровень сотрудничества экономических субъектов и публично-частного партнёрства из-за отсутствия взаимного доверия.

В стране упал до критических размеров удельный вес высокотехнологичных производств, что обусловливает низкий спрос на собственные научно-исследовательские и прикладные разработки, служит фактором, сдерживающим трансфер передовых технологий.

Несоответствие налоговой и финансово-кредитных систем потребностям развития реального сектора экономики стимулирует отток капитала и приводит к дефициту финансовых ресурсов, что негативно отражается на инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Вступление Украины в ВТО в определённой мере способствовало адаптации украинской промышленности к условиям глобальных рынков, а также расширило доступ иностранных инвесторов к участию в государственных тендерах в Украине. Однако недостаточная защита интересов отечественных товаропроизводителей в условиях усиления глобальной конкуренции, новые ограничения в части использования механизмов их поддержки и таможенно-тарифного регулирования (средний связанный тариф Украины по её нынешним обязательствам перед ВТО меньше, чем во многих странах) препятствуют повышению конкурентоспособности национального промышленного производства.

Деятельность промышленных предприятий затрудняют также несбалансированность системы стандартизации и сертификации продукции, недостаточная развитость инфраструктуры инновационной сферы.

Низкий уровень конкурентоспособности отечественной продукции, насыщенность внутреннего рынка товарами импортного производства, ослабление государственного воздействия на развитие промышленного

сектора ухудшают стратегические перспективы экономики страны.

Устранение основных факторов негативного влияния на развитие промышленности требует комплексного подхода. Решение этой задачи усложняется в связи с отсутствием в Украине целостной системы государственного стратегического планирования, которая бы учитывала как последние достижения науки, техники и технологии, так и влияние современных цивилизационных, геополитических, интеграционных и конкурентных процессов.

Невозможность системного решения указанных задач имеющимися средствами территориального и/или отраслевого управления определяет необходимость координации деятельности органов власти и управления, бизнеса, учёных и общественности. Это можно осуществить путём принятия и выполнения Общегосударственной целевой программы развития промышленности на период до 2020 года (далее - Программа).

Цель Программы

Целью Программы является неоиндустриализация экономики Украины, которая предусматривает развитие передового производства на основе активизации инновационно-инвестиционной деятельности и вхождения украинских промышленных предприятий в новые глобальные цепочки создания стоимости.

Целевые ориентиры Программы - модернизация имеющихся и создание новых рабочих мест с конкурентоспособным уровнем оборудования и оплаты труда, повышение удельного веса технологий пятого и шестого укладов, обеспечение товарного наполнения внутреннего рынка высококачественной промышленной продукцией собственного производства, развитие экспортного потенциала и укрепление позиций национальных товаропроизводителей на международных рынках.

Их достижение повысит национальную конкурентоспособность и экономическую безопасность государства, создаст реальные условия для устойчивого социально-экономического развития Украины на долгосрочную перспективу.

Определение оптимального варианта решения проблемы на основе сравнительного анализа возможных вариантов (сценариев)

При выборе возможных вариантов решения проблемы развития промышленности в Украине необходимо учитывать факторы, обусловленные ведущими тенденциями современных геополитических, интеграционных и конкурентных трансформаций. С ними связаны такие вызовы (ограничения) глобального характера, как растущий дефицит ресурсов развития, в первую очередь энергетических, невозобновляемых и экологически безопасных, критическое нарушение воспроизводственного баланса в системе "природа-экономика-человек", углубление цивилиза-ционного и социокультурного противостояния на международном, региональном и локальном уровнях.

Вторую группу факторов развития формируют имеющиеся возможности национальной экономики, государства и общества, которые являются результатом предыдущих эволюционных этапов и/или целенаправленного государственного управления. Основными ограничениями в этой группе является дефицит времени, внутренних инвестиций, неудовлетворительное качество институтов экономического развития.

Принимая во внимание отмеченное, традиционный вариант промышленного роста, который активно использовался в Украине (на основе эксплуатации конкурентных преимуществ в виде дешёвых ресурсов, экологического нигилизма и монополизации производства), не имеет стратегической перспективы. С ним связаны такие риски, как окончательное превращение национальной промышленности в сырьевой анклав мировой промышленной системы, экологически опасный для собственного народа, усиление внешнего экономического и политического давления, технологическая зависимость от импорта и другие.

Вариант ускоренной модернизации на основе технологических заимствований, который используется некоторыми развивающимися странами, также не может быть признан ведущим для Украины. В условиях ускоренного формирования новой структуры

мировой промышленной системы такая стратегия будет способствовать росту рисков узкой специализации с дальнейшей структурной деградацией и потерей последних инновационных ячеек украинской промышленности.

Мировая тенденция к возрождению материального производства на собственной территории, сомнительные кратко- и долгосрочные эффекты вышеназванных вариантов экономического роста предопределяют выбор иного - неоиндустриального - варианта развития промышленности Украины как оптимального на современном этапе. Он предполагает позиционирование Украины в качестве активного участника и равноправного партнёра нового международного разделения труда, современных глобальных и региональных производственно-экономических стратегий. Это позволит обеспечить новый структурный формат и современные экономические параметры развития собственной промышленности.

Вариант развития по модели неоиндустриализации предусматривает:

активное и эффективное взаимодействие и партнёрство государства, бизнеса и общества в рамках разработки и реализации новой промышленной политики на принципах баланса интересов сторон, максимального использования их экономического и организационного потенциала, системной координации целей, планов и действий;

наиболее полное использование потенциала предпринимательской свободы и инвестиционно-инновационной активности в пределах согласованных целей и приоритетов развития;

использование возможностей современных форм организации промышленного производства, распределения и продвижения продукции на рынках, которые показали свою высокую эффективность в международной практике (сетевые структуры, региональные кластеры и др.).

Указанные принципы неоиндустриальной модели не исключают частичного использования других вариантов развития промышленности (ресурсного, модернизацион-ного и др.) при условии их эффективности

для решения специфических отраслевых и региональных задач.

Предлагаемый неоиндустриальный вариант развития позволит: существенно улучшить структуру национальной промышленности на основе развития передового производства; ускорить технологическое и продуктовое обновление действующего производства на основе формирования благоприятных инвестиционно-инновационных условий; улучшить пропорции "собственное производство - импорт", "внутренний рынок - экспорт".

Пути и способы решения проблемы, срок выполнения Программы

Основные пути и способы решения проблемы неоиндустриализации определяются в рамках разработки и реализации матричной промышленной политики европейского типа [4].

Она исходит из того, что: успех промышленной политики зависит в первую очередь от действий бизнеса, который несёт ответственность за развитие промышленных продуктов, процессов и мастерства рабочих, необходимых для сохранения имеющихся и открытия новых рынков, поиска новых возможностей роста с учётом требований корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития;

главной задачей государственной промышленной политики является создание благоприятной среды для развития всего бизнеса путём реализации комплекса горизонтальных мер по содействию инновациям, структурным сдвигам, конкурентоспособности при избегании селективных интервенций (в те или иные отрасли или производства);

промышленная политика не может быть ограничена только широкими горизонтальными мероприятиями, а должна принимать во внимание специфический контекст отдельных отраслей (секторов), то есть предусматривать матричное сочетание базисных горизонтальных мероприятий и их отраслевых (секторных) приложений.

Исходя из этого основными путями решения проблемы должны стать:

1) создание благоприятных условий для развития промышленности и формирование качественной институциональной среды;

2) содействие инновациям и развитию передового производства в промышленности;

3) поддержка реализации обновлённых структурно-отраслевых целей развития промышленности.

1. Создание благоприятных условий для развития промышленности и формирование качественной институциональной среды

Организация стратегического сотрудничества между правительством, бизнесом и обществом при формировании стратегических ориентиров развития промышленности. Одной из важнейших сфер сотрудничества правительства, бизнеса и общественных организаций с целью выбора стратегических ориентиров развития промышленности должно стать коммуникативное индикативное планирование. Его главная идея - переход от представительского к пар-тисипативному управлению при непосредственном участии экономических агентов как субъектов принятия решений. Цель такого планирования - сформировать долгосрочные ориентиры, которые бы отражали национальный стратегический консенсус о путях развития промышленности, сориентировать бизнес и общество на решение согласованных общенациональных заданий в сфере промышленности. Для этого нужно принять Закон Украины "О государственном стратегическом планировании", который уже предложен, расширив в нём участие заинтересованных сторон и предусмотрев действенные стимулы достижения поставленных целей (позитивные и негативные).

Облегчение доступа к финансам.

Модернизация индустриальной базы и её инфраструктуры требует существенных финансовых вложений, дополнительного привлечения капитала для производственных инвестиций. Особенно это актуально для вновь создаваемых предприятий, динамично растущих и инновационных фирм, которые

не могут финансироваться только за счёт собственных средств. В условиях преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса доступ к финансам остаётся главной проблемой для малых и средних промышленных предприятий.

Для облегчения доступа украинских промышленных предприятий к финансовым и кредитным рынкам, в том числе международным, требуется:

усовершенствовать механизмы раскрытия информации в Украине с учётом требований международных стандартов; изменения в сфере раскрытия информации должны быть направлены на: а) дальнейшее разграничение требований к раскрытию информации, которые предъявляются к публичным и частным обществам; б) обеспечение акционерных обществ, а также их акционеров эффективными средствами правового принуждения к выполнению обязанностей по раскрытию информации, которые одновременно являются способами защиты прав акционеров и акционерных обществ;

сформировать экономические условия для повышения в активах банков доли долгосрочных кредитов инвестиционной направленности;

создать специализированный банк реконструкции и развития для кредитной поддержки промышленных предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики Украины;

улучшить систему гарантирования банковских вкладов для формирования надёжной ресурсной базы банков;

принять меры по развитию венчурного финансирования малых и средних предприятий за счёт предоставления государственных гарантий.

В сфере налогообложения предприятий при общем курсе на налоговую нейтральность, широкую базу и низкие ставки налогов главными направлениями действий должны стать системное налоговое стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, дальнейшее упрощение и снижение расходов на администрирование налогов, противодейст-

вие уклонению от их уплаты, в том числе через офшоры.

Для стимулирования повышения ресурсной эффективности и конкурентоспособности национальной промышленности, учитывая мировые тенденции в части внедрения принципов "зелёной" налоговой системы и последовательной реализации концепции устойчивого развития, целесообразным является:

дальнейшее снижение налога на прибыль предприятий при усилении налогообложения недвижимости, природных ресурсов и особенно - экологических загрязнений;

введение льгот по налогу на прибыль предприятий для стимулирования расходов на НИОКР как ключевого условия инновационного развития промышленности;

совершенствование системы налоговой амортизации и введения инвестиционной налоговой скидки;

улучшение специальных налоговых режимов для предприятий малого и среднего бизнеса.

Содействие развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) в промышленности. Поддержка МСП - один из приоритетов государственной промышленной политики (в том числе в ЕС), поскольку МСП обладает значительным инновационным потенциалом, высокой степенью гибкости, стимулирует развитие инициативы и предпринимательских талантов.

Динамика последних лет развития МСП в Украине является в целом позитивной. Для её дальнейшего усиления необходимо, во-первых, создать более благоприятную регуляторную среду. Для этого целесообразно сосредоточить усилия на систематическом мониторинге и совершенствовании действующего законодательства, системной доработке и принятии уже внесённых законопроектов (о саморегулируемых организациях, лоббировании, венчурной деятельности), разработке новых законопроектов (о франчайзинге, бизнес-инкубаторах и бизнес-ангелах, гарантировании кредитов, биржах объектов интеллектуальной собственности).

Во-вторых, следует оказать государственную организационную и финансовую поддержку формированию разветвлённой

сети институциональных образований (технопарков, научных и индустриальных парков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, субконтрактации, развития дизайна, энергосбережения) и специализированных финансовых институтов (гарантирование и страхование кредитов МСП, облегчение доступа МСП к финансовым источникам).

Поддержка развития системы профессиональной подготовки кадров для промышленности. Основные мероприятия по этому направлению должны охватить:

государственное прогнозирование потребности в профессиональных кадрах для промышленности;

стратегическое планирование и мониторинг рынка труда;

совершенствование и финансовую поддержку системы профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников высших и профессионально-технических учебных заведений на производстве;

государственное регулирование оплаты труда в промышленности на основе введения отраслевых и квалификационных требований и нормативов заработной платы;

совершенствование нормативно-правовой базы стимулирования притока кадров в промышленность, их закрепления и дальнейшего профессионального роста.

Организация мониторинга эффективности промышленной политики предусматривает:

во-первых, систематическое оценивание законодательства с позиций его влияния на развитие промышленности и широкое информирование об этом общества. Организация такой систематической оценки законодательства должна стать неотъемлемой частью "умного регулирования" (smart regulation) европейского типа и привести к более гибкой, основанной на фактических данных и прозрачной политики, способствовать выявлению новых возможностей для повышения качества законодательства, в том числе путём его упрощения и уменьшения административного бремени;

во-вторых, создание автоматизированной системы (ситуационного центра) мониторинга развития промышленности, в

том числе в разрезе регионов (областей) и отраслей. Это позволит отслеживать текущее состояние промышленности с прогнозированием развития ситуации на основе анализа текущей информации, моделировать последствия принятых решений и осуществлять управление в кризисных ситуациях.

2. Содействие инновациям и развитию передового производства в промышленности

Создание отраслевых и межотраслевых Технологических платформ и Совместных технологических инициатив. Технологические платформы (вставки 1 и 2) являются инструментом стратегического управления развитием промышленности на основе установления научно-технических приоритетов в ЕС и трансформации знаний в коммерческие продукты и услуги. Они опираются на публично-частное партнёрство между бизнесом, наукой и правительством.

/\

Вставка 1

Европейские технологические платформы в ЕС

Европейские технологические платформы (ЕТП) (EuropeanTechnologyPlatforms) являются составной частью седьмой рамочной программы (theSeventhFrameworkProgramme) и задают тематические направления, в рамках которых формулируются научно-технические приоритеты ЕС. Целью создания платформ является содействие созданию Европейского научного пространства путём сосредоточения исследовательских усилий как на европейском, так и на национальном уровнях.

Законодательные акты, которые регулируют создание и функционирование ЕТП:

1. Решение Европейского Парламента и Совета Европы №1982/2006/EC от 18.12.2006 г. по седьмой рамочной программе Европейского Сообщества в части исследований, технологического развития и демонстрационных проектов (2007-2013) / Official-Journal oftheEuropeanUnion L 412/1 от 30.12.2006 г.

2. Технологические платформы от определения к внедрению Стратегической программы исследований / Документ Европейской Комиссии № EUR 2126521 от 21.09.2004 г.

Указанными законодательными актами предусматривается, что в создании и функ-цио нировании технологических платформ принимают участие бизнес, наука, финансовый сектор, гражданское общество, государственный сектор.

На практике основными этапами формирования ЕТП являются следующие.

I. Инициация и создание базы для будущей ЕТП. На данном этапе службы Европейской комиссии принимают участие в конференциях, на которых разрабатываются направления и определяются цели будущей ЕТП. Результатом таких встреч является "Документ о перспективах" (VisionDocument), где перечислены стратегические цели ЕТП, основные выз овы, которые стоят перед ЕТП, возможные пути научно-технической модернизации соответствующего сектора экономики.

II. Разработка Стратегической программы исследований (StrategicResearchAgenda), где определяются ближайшие приоритеты платформы и устанавливаются необходимые мер ы для повышения степени интеграции участников (создание кластеров и сетей). На этом этапе также прорабатывается механизм мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы.

III. Внедрение Стратегической программы исследований. На этом этапе работа концентрируется в трёх направлениях: определение разных источников финансирования (бюджетные программы, государственные фонды и тому подобное); проработка возможных схем объединения и расходования ресурсов; создание организационной структуры, которая обеспечивает мониторинг поставленных целей.

гавкал

Перечень европейских технологических платформ (ЕТП)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э нергетика

ИКТ

Биотехнологии

Технологии обработки и производства

Транспортные технологии

ЕТП "Биотопливо"

ЕТП ARTEMIS "Передовые разработки и технологии встроенных интеллектуальных систем"

ЕТП "Разведение и размножение скота"

"Европейская строительная технологическая платформа"

ЕТП "Европейский консультативный совет по исследованиям в отрасли авиации"

ЕТП "Смартгри-ды"

ЕТП "Интегральная спутниковая система"

ЕТП "Еда для жизни"

"Европейская технологическая платформа стали"

ЕТП "Европейский консультативный совет по исследованиям для железных дорог"

ЕТП "Ветроэнергетика"

ЕТП "Европейская наноэлек-троника"

ЕТП "Здоровья животных"

ЕТП "Экологически безопасное освоение полезных ископаемых"

ЕТП "Европейский консультативный совет по исследованиям для автомобильных путей"

Европейская фотоэлектрическая технологическая платформа (солнечные элементы)

ЕТП "Сетевые и

электронные

СМИ"

ЕТП "Растения будущего"

ЕТП "Промышленность будущего"

"Европейская космическая технологическая платформа"

ЕТП "Экологически безопасные технологии атомной энергетики"

ЕТП "Сетевое программное обеспечение и сетевые сервисы"

ЕТП "Лесное хозяйство"

ЕТП "Текстильная промышленность будущего"

ЕТП "Альтерна-тивн ые источники отоп ления и холода"

ЕТП " Робототехника"

ЕТП "Нано-

технологии

медицинского

приложения"

ЕТП "Снабжения питьевой воды и санитария"_

ЕТП "Электростанции на топливе с нулевыми выбросами"_

ЕТП "Интегрированные смарт-системы"

ЕТП "Экологически безопасная химия"

ЕТП "Фотоника 21"

ЕТП "Передовые конструкционные материалы и технологии"

ЕТП "Net!Works"

ЕТП "Безопасная промышленность"

V

Сейчас в Украине такого инструмента нет и связи между наукой и производством разорваны. Для того, чтобы их восстановить требуется:

J

разработать нормативно-правовую базу для создания Технологических платформ;

сформировать Технологические платформы (ТП) и соответствующие стратегиче-

ские программы исследований, определить объёмы финансирования и меры по внедрению этих стратегических программ (проект

украинской ТП "Эффективная угледобыча представлен на вставке 3).

Вставка 3

Проект. Примерные задачи и состав украинской ТП "Эффективная угледобыча"

Направление Задачи Состав участников

Технологическое Поисковые работы по принципиально новым способам добычи угля, преимущественно из тонких пластов Отраслевые и академические институты, вузы, угледобывающие компании, вертикально интегрированные корпорации энергетического и металлургического профиля, машиностроительные корпорации, граждане Украины и иностранные граждане, зарубежные организации, Минэнер-гоуголь Украины, венчурные фонды, страховые фонды

Технологическое Развитие технологий комплексного освоения недр (подземная и наземная газификация угля, добыча и утилизация метана, очистка шахтных вод, создание индустрии новых видов топлива на основе угля (водо-угольные суспензии, пыле-угольное топливо и др.) Отраслевые и академические институты, вузы, угледобывающие компании, вертикально интегрированные корпорации энергетического и металлургического профиля, машиностроительные корпорации, физические лица гражданства Украины и иностранные физические лица, зарубежные организации, Минэнергоуголь Украины, венчурные фонды, страховые фонды

Техническое Создание отечественных струговых комплексов высокого технического уровня Машиностроительные компании, преимущественно угольного машиностроения, угольные компании, вертикально интегрированные корпорации энергетического и металлургического профиля, Минэнергоуголь Украины, венчурные фонды, страховые фонды

Техническое Развитие отечественных систем подземного транспорта, отвечающих высокому уровню очистных работ Машиностроительные компании, преимущественно угольного машиностроения, угольные компании, вертикально интегрированные корпорации энергетического и металлургического профиля, Минэнергоуголь Украины, страховые фонды

Ч_

Совместные технологические инициативы (вставка 4) - это юридически оформленные структуры, предназначенные для выполнения задач, сформулированных в рамках технологических платформ, которые имеют свой устав, персонал и бюджет. Создание совместных технологических инициатив по европейским образцам будет способствовать ускорению генерирования новых знаний в стратегических технологических сферах и верификации коммерческих возможностей

___J

разрабатываемых технологий. Для их практической реализации необходимо разработать украинское законодательство о совместных технологических инициативах, предусматривающее в том числе создание совместных предприятий между учреждениями НАН Украины, государственными органами и бизнес-структурами, а также разработать меры государственной поддержки реализации таких инициатив.

- Економжа промисловостi Экономика промышленности -

ISSN 1562-109Х 109

2013, № 1-2 (61-62)

Совместные технологические инициативы в ЕС

Совместные технологические инициативы -JointTechnologylnitiatives (JTI) - это новый формат реализации задач ЕТП. Главной причиной создания СТ1 является наличие мощных ЕТП, которые достигли такого масштаба, что реализация их стратегических программ исследований требует объединения в юридически оформленные структуры и создание долгосрочных частно-государственных партнёрств.

Основные законодательные акты, которыми регулируется создание и деятельность

СТ1:

3. Решение Европейского Парламента и Совета Европы №1982/2006/EC от 18.12.2006 г. по седьмой рамочной программе Европейского Сообщества в части исследований, технологического развития и демонстрационных проектов (2007-2013) / Official-JournaloftheEuropeanUnion L 412/1 от 30.12.2006 г.

4. Отчёт о Европейских технологических платформах и Совместных технологических инициативах: стимулирование частно-государственного партнёрства с целью повышения промышленной конкурентоспособности Европы (Документ Европейской комиссии № SEC(2005) 800 от 10.06.2005 г.)

5. Совместные технологические инициативы: принципы, состояние дел и основные особенности / Документ Европейской комиссии № SEC(2007) 692 от 15.05.2005 г.

Отмеченные нормативно-правовые акты определяют основные критерии для создания СТ1: стратегическая важность темы и наличие чётких результатов от внедрения; отсутствие продукта на рынке; очевидность добавленной стоимости; неадекватность уже существующих инструментов ЕС для данной инициативы (в частности, по масштабам фи-нан совой поддержки) и т. п.

Европейская комиссия определила 6 отраслей, в которых создание JTI является наиболее важной задачей: инновационные лекарства (InnovativeMedicinesInitiative- IMI); встроенные вычислительные системы (EmbeddedComputingSystems - ARTEMIS); аэронавтика и воздушный транспорт (чистое небо) (AeronauticsandAirTransport - CleanSky); нано-электроника (NanoelectronicsTechnologies 2020 - ENIAC); топливные элементы и водород (FuelCellsandHydrogen - FCH).

Законодательство ЕС позволяет использовать разные юридические формы предприятий для реализации JTI, однако на практике пока используется лишь одна форма - совместное предприятие (СП) (JointUndertaking). Главное преимущество СП заключается в том, что такая форма позволяет создать сильный и эффективный координационный механизм реализации инициативы. СП имеет целевой бюджет, персонал и обеспечивает сотрудничество между частными и государственными агентами. Такие предприятия организуют конкурсы заявок, выполняют процедуры отбора и обеспечивают выполнение контрактных соглашений для выбранных проектов. Они также распоряжаются фондами для финансирования проектов и отвечают за распространение информации.

Формирование кластерных научно-производственных структур.Такие структуры способны обеспечить более сбалансированное и эффективное использование природных ресурсов, инфраструктуры, трудового, производственного и научного потенциала данного региона. Их государственная ор-

ганизационная и финансовая поддержка должна охватывать такие направления, как: идентификация научно-производственн ых кластеров (по научно-техническим, социально-экономическим и ресурсно-экологическим характеристикам) и их картография; разработка совместных кластерных инициа-

тив, направленных на решение проблем научно-производственного развития соответствующих территорий на основе сотрудничества государственных, промышленных, научных, учебных и общественных структур; определение объёмов их финансирования за счёт средств государственного и местных бюджетов, собственных средств хозяйствующих субъектов.

Содействие разработке и осуществлению авангардных "зелёных" промышленных технологий. Такие технологии способны принципиально уменьшить потребление материальных ресурсов и энергии на единицу готовой промышленной продукции, ослабляя тем самым критическую зависимость украинской промышленности от зарубежных поставщиков материальных ресурсов и энергоносителей, уменьшая техногенную нагрузку на окружающую среду и потенциал негативного влияния на воспроизводство рабочей силы.

Решение проблемы эко-модернизации существующего промышленного производства предусматривает реализацию следующих мер:

постепенный переход на международные требования к уровню эмиссии загрязняющих веществ и стандарты экологической безопасности технологических процессов изготовления промышленной продукции;

стимулирование ресурсо- и энергосбережения, внедрения экологически безопасных и природовосстанавливающих технологий, переориентации промышленного производства на применение возобновляемых ресурсов;

введение новых и модернизация существующих природоохранных фондов и постепенное сворачивание экологически вредных производств;

увеличение удельного веса альтернативных источников энергии в энергетическом балансе промышленных предприятий.

Для развития в Украине сектора "экологическая экономика" требуется:

сформировать рынок экологических работ и услуг, обеспечить рынок оборудованием для охраны естественной среды;

разработать и освоить производство ресурсо- и энергосберегающего оборудования, технологий и оборудования по улавливанию и утилизации загрязняющих веществ;

организовать парки индустриального симбиоза, центром которых будут биржи отходов, связывающие производителей и покупателей отходов производства.

Содействие вхождению в глобальные цепочки создания стоимости и использование возможностей, обусловленных процессами глобализации. Глобальные цепочки создания стоимости (ГЦС) представляют собой современную пространственную форму производственно-распределительных отношений, которые связывают предприятия разных стран. Вхождение национальных товаропроизводителей в такие цепочки, с одной стороны, предоставляет возможности для улучшения производственных процессов и продуктов на инновационной основе в соответствии со стандартами ГЦС, получение через них широкого доступа к международным рынкам. Но, с другой стороны, такие цепочки формируют новые торговые барьеры для аутсайдеров. Таким образом, ГЦС оказывают существенное влияние на структуру производства и рынков, создавая одновременно как новые возможности, так и новые препятствия для повышения эффективности и конкурентоспособности.

Основными мероприятиями государства с целью содействия вхождению отечественных товаропроизводителей в ГЦС могут быть:

организация мониторинга за современными тенденциями развития ГЦС, в частности, структурных сдвигов в глобальной экономике, новых процессов в международной торговле промежуточными товарами и т. п.;

помощь отечественным предприятиям в их адаптации к уже действующим в ГЦС правилам - информирование о ключевых требованиях, которые следует выполнять, и стандартах, которые в них применяются; организация коллективных действий по созданию инфраструктуры, необходимой для выполнения логистических требований;

содействие формированию новых международных правил, более благоприятных для отечественных предприятий, путём орга-

низации национальных торговых компаний, участия в коллективных действиях развивающихся стран по гармонизации законодательства и устранению двойных стандартов, контролю над соблюдением правил конкуренции со стороны транснациональных компаний, их политикой поглощений и слияний.

3. Поддержка реализации обновлённых структурно-отраслевых целей развития промышленности

Постановка новых целей развития отраслей промышленности не является прерогативой правительства, а должна осуществляться в процессе публично-частного партнёрства владельцев промышленных предприятий, с одной стороны, и правительства, учёных и общественных организаций - с другой. Его результатом должно быть достижение стратегического консенсуса о перспективных направлениях отраслевого развития.

Стратегические интересы государства заключаются в сохранении и эффективном наращивании национального промышленного потенциала на собственной территории и преимущественно на собственной ресурсной базе с учётом современных экологических требований с достаточным уровнем диверсификации (по продуктовой и технологической структуре). При этом необходимо обеспечить баланс между промышленными отраслями (секторами, производствами), которые определяют стратегические перспективы Украины на глобальных рынках, и теми, которые являются критическими с позиций национальной и экономической безопасности.

Исходя из этого в первоочередном порядке должен быть найден консенсус в части перспектив развития тех отраслей, которые обеспечивают конкурентные преимущества на мировых рынках, повышение уровня продуктов и процессов, ускорение темпов роста в смежных отраслях. Это:

наукоёмкие машиностроительные производства (авиационная и ракетно-космическая отрасль, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое и транспортное машиностроение, высокотехнологичное оборудование для добывающей и металлургической промышленности);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приборостроение (высокотехнологичные приборы и системы широкого функционального и отраслевого назначения, в частности, для развития жилищно-коммунальной и социальной - здравоохранение, образование - сфер);

оборонно-промышленный комплекс (производство современных видов вооружения и военной техники);

производство экологически и биологически чистых пищевых продуктов;

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых и новейшие виды производств по их комплексному использованию и переработке;

производство электроэнергии, в том числе на основе воспроизводимых и нетрадиционных ресурсных источников;

базовые перерабатывающие производства (металлургия, химия и нефтехимия).

Традиционные базовые отрасли материально-сырьевого сектора промышленности также должны развиваться, но только на принципиально новом технико-технологическом фундаменте в экономически целесообразных и экологически допустимых пределах.

Для согласования структурно-отраслевых приоритетов между государством, бизнесом и обществом целесообразно использовать европейский опыт формирования отраслевых и межотраслевых технологических платформ, а также Групп высокого уровня (ГУВ).

Группы высокого уровня (вставка 5) -это консультативные органы из представителей промышленности, общественных организаций (потребителей, профсоюзов, неправительственных организаций) и государственных органов, которые предназначены для формирования детальных стратегий развития, политических и законодательных инициатив в соответствующих сферах деятельности. Для их внедрения в Украине нужно разработать законодательство о Группах высокого уровня, определиться с перечнем и персональным составом таких групп, финансированием их деятельности (проект отраслевой ГВУ "Энергоресурсы и экология" представлен на вставке 6).

Группы высокого уровня в ЕС (на примере Группы по конкурентоспособности, энергетике и окружающей среде)

Целью создания ГВУ по конкурентоспособности, энергетике и окружающей среде является изучение взаимосвязей между промышленной, энергетической и экологической политикой и обеспечение согласованности между отдельными инициативами, с соответствую щим развитием конкурентоспособности и обеспечением устойчивого развития на основе научных исследований в этой сфере.

В ГВУ входят столько участников, сколько нужно для того, чтобы обеспечить представительство всех заинтересованных сторон - промышленности, общественных организаций (потребителей, профсоюзов, неправительственных организаций) и регулирующих органов.

Основным нормативным документом, который определяет механизм создания и фун кционирования Группы высокого уровня по конкурентоспособности, энергетике и окружающей среде (HighLeveЮrouponCompetitiveness, EnergyandtheEnvironment) является реш ение Европейской комиссии о создании этой группы № 2006/77/ЕС от 23.12.2005 г. / ОШоа11ошш1ойЬеЕш:ореапишоп 36/43 от 08.02.2006 г.

ГВУ действует на основании мандата, который выдаётся на определённый период.

Основным направлением работы ГВУ являются консультации по развитию политических и законодательных инициатив в сфере конкурентоспособности, энергетической и экологической политике и разработка интегрированных подходов. Это касается таких аспектов, как функционирование энергетических рынков, в том числе энергетического и газового рынков; изменение климата, в частности, схемы торговли квотами на выбросы, энергоэффективность и возобновляемые источники электроэнергии, включая налогообло-жен ие энергоресурсов и отмену определённых субсидий, и др.

На практике ГВУ устанавливает собственные методы работы и выбирает те вопросы, которые будут включены в Стратегическую программу исследований. Обсуждение разных вопросов проводится на основе документов, подготовленных Европейской комиссией, представителями отраслей промышленности, общественных организаций и другими сторонами, которые принимают участие в процессе.

Каждый участник ГВУ избирает собственного представителя в группу главных координаторов (Sherpasub-group). Заданиями последней является подготовка для обсуждения мем орандумов, в которых изложена позиция ГВУ по определённым вопросам, и рекомендаций в части мероприятий, предлагаемых ГВУ. Группа главных координаторов работает в тесном контакте с Европейской комиссией. V........................................................................................................1..............................................................................................................^

Современный научно-технический прогресс и инновации открывают новые возможности для развития всех без исключения отраслей (секторов, видов деятельности) промышленности - как традиционных базовых, так и передовых производств. Поэтому одним из главных результатов публично-частного партнёрства в сфере промышленности должно быть определение ключевых технологий для всех отраслей украинской промышленности, а также согласования объё-

мов, источников и форм финансирования работ по их созданию, внедрению, трансферу и коммерциализации.

Кроме этого, внимание следует уделить приведению системы технического регулирования в соответствие с международными стандартами относительно качества продукции, экологических требований к продукции и технологическому процессу её производства, охраны труда, техники безопасности.

- Економжа промисловостi Экономика промышленности -

ISSN 1562-109Х 113

2013, № 1-2 (61-62)

f N Вставка 6

Проект. Группа высокого уровня в Украине "Энергоресурсы и экология"

Назначение Сферы деятельности Состав

Решение проблемы "3Э": развития экономики-энер-гети ки-экологии и сопутствующих социальных проблем в соответствии с принципами устойчивого развития Добыча и переработка ископаемых топ-лив, регулирование рынков энергоресурсов (преимущественно угля и природного газа), повышение экологической приемлемости энергетики Представители ведущих отечественных негосударственных угледобывающих компаний (ш. им. Засядько и др.), энергетических и металлургических вертикально интегрированных корпораций (ДТЭК, Метинвест, Донецксталь и др.), Укрнафтогаза, Минэнергоугля, Минэкономразвития, Минэкологии Украины, НАН Украины, Ассоциации «Укркокс», профессиональных союзов по сферам деятельности, общественных организаций по защите окружающей среды

ч,.......................................................................... >

Ожидаемые результаты выполнения Программы, определение её эффективности

Ожидаемыми результатами выполнения Программы являются достижение качественно нового уровня развития промышленности в соответствии с современными целями социально-экономического развития Украины, его конкурентных и интеграционных перспектив.

Её реализация позволит увеличить объёмы промышленного производства и улучшить его отраслевую структуру, сохранить существующие и освоить новые рынки товаров и услуг.

Программная реализация государственной политики неоиндустриализации должна уменьшить зависимость национальной экономики от импорта продукции, увеличить экспортный потенциал отечественных товаропроизводителей, обеспечить позитивный баланс внешней торговли, увеличить валютные поступления и доходные статьи бюджетов всех уровней, укрепить курс национальной валюты, повысить реальный уровень жизни граждан и их социальной защиты.

Результаты выполнения программы по отдельным годам должны быть уточнены и конкретизированы по итогам деятельности Технологических платформ, Совместных технологических и кластерных инициатив.

Оценка финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения Программы

Финансирование Программы предусматривается осуществлять за счёт средств государственного бюджета, исходя из имеющихся финансовых ресурсов, собственных средств предприятий и других источников, в том числе за счёт создания благоприятных условий для привлечения иностранного капитала.

Принципиальное значение для достижения целей Программы имеет финансирование НИОКР. В Европе в числе главных целей Стратегии-2020 поставлена задача выйти к 2020 г. на объёмы финансирования научных исследований и разработок (R&D) на уровень 3% ВВП [5]. Точно такая же цифра - 3% ВВП на R&D (включая государственные и частные инвестиции) - названа в числе главных целей политики Президента США [6]. Общегосударственной Программой также должно быть предусмотрено, что в Украине объём финансирования НИОКР достигнет 3% ВВП в 2020 г., в том числе за счёт средств государственного бюджета - 1% ВВП (вставка 7).

Объёмы финансирования Программы по отдельным годам должны быть уточнены и конкретизированы по итогам деятельности Технологических платформ, Совместных технологических и кластерных инициатив.

Необходимые объёмы финансирования НИОКР в Украине (прогноз до 2020 г. в ценах 2005 г.) и ЕС1

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

УКРАИНА

ВВП Украины, млрд дол. США 86 108 143 180 117 136 165 180 195 208 222 239 256 260 272 285

Расходы на НИОКР, млрд дол. США 1,01 1,02 1,22 1,52 1,00 1,14 1,20 1,77 2,46 3,14 3,92 4,81 5,79 6,52 7,51 8,54

в т. ч.: из госбюджета 0,33 0,40 0,56 0,74 0,44 0,47 0,48 0,68 0,93 1,15 1,40 1,70 2,03 2,27 2,59 2,92

из других источников финансирования 0,67 0,62 0,66 0,78 0,57 0,67 0,72 1,08 1,53 1,99 2,52 3,11 3,76 4,25 4,93 5,62

Расходы на НИОКР, % к ВВП 1Д7 0,95 0,85 0,85 0,86 0,83 0,73 0,98 1,26 1,51 1,76 2,01 2,26 2,51 2,76 3,00

в т. ч.: из госбюджета 0,39 0,37 0,39 0,41 0,37 0,34 0,29 0,38 0,48 0,55 0,63 0,71 0,79 0,87 0,95 1,03

из других источников финансирования 0,78 0,58 0,46 0,43 0,48 0,49 0,44 0,60 0,78 0,96 1,13 1,30 1,47 1,64 1,81 1,97

ЕС

Расходы на НИОКР, % к ВВП 1,82 1,85 1,85 1,92 2,01 2,10 2,19 2,28 2,37 2,46 2,55 2,64 2,73 2,82 2,91 3,00

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Расходы на НИОКР из госбюджета (Украина) Расходы на НИОКР из других источников финансирования (Украина)

—•—Расходы на НИОКР, всего (ЕС-27)

1 Gros D., Roth F. The Europe 2020 Strategy can it maintain the EU's competitiveness in the world? / Centre for European policy studies (CEPS). - Brussels, 2012. - 111 p.

v ; ' ' J

Литература

1. Амоша О.1. Концептуальнi орieнтири промислово! полiтики Укра!ни (на середньо-строкову перспективу) /О.1. Амоша, В.П. Вишневський, Л.О. Збаразська // Еконо-мша промисловостi. - 2008. - № 4. - С. 3-21.

2. Амоша А.И. Промышленная политика Украины: концептуальные ориентиры на среднесрочную перспективу / А.И. Амоша, В.П. Вишневский, Л.А. Збаразская // Эконо-микаУкраины. - 2009. - № 11. - C. 4-14; № 12. - C. 4-12.

3. Лист Мшютерства економiчного ро-звитку i торгiвлi Укра!ни "Щодо проекту Концепцп загальнодержавно! програми роз-витку промисловосп на перiод до 2020 р."вщ 20.12.2012 р. № 3811-04/4775-06.

4. Implementing the Community Lisbon Programme: A policy framework to strengthen EU manufacturing - towards a more integrated approach for industrial policy. - European Commission, 2005, COM (2005) 474 final. -16 p.

5. An Integrated Industrial Policy for the Globalisation Era Putting Competitiveness and Sustainability at Centre Stage.- Brussels, 2010, SEC (2010) 1272, COM (2010) 614 final. -33 p.

6. Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. - European Commission, 2002, COM (2010) 2020 final. -37 p.

7. Report to the President on ensuring American leadership in advanced manufacturing. - Washington, D.C.: Executive Office of the President. President's Council of Advisors on Science and Technology, 2011.

8. Decision of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 concerning the Seventh Framework Programme of the European Community for Research, Technological Development and Demonstration Activities (2007-2013) № 1982/2006/EC // Official Journal of the European Union L412. -30.12.2006. - P. 1-43.

9.Technology Platforms - from Definition to Implementation of a Common Research AgendaEuropean Commission Directorate-General for Research Directorate B - Structuring the European Research Area. - Luxembourg,

2004, SEC (2004). - 88 p.

10. Commission Staff Working Document. Report on European Technology Platforms and Joint Technology Initiatives: Fostering Public-Private R&D Partnerships to Boost Europe's Industrial Competitiveness. - Brussels,

2005, SEC(2005) 800. - 20 p.

11. Commission staff working document. Proposal for a regulation of the European Parliament and of the Council on a Code of Conduct for computerised reservation systems. -Brussels, 2007, SEC (2007) 1497, COM (2007) 709 final. - 5 p.

12. Commission Decision of 23 December 2005, Commission Decision setting up a High Level Group on Competitiveness, Energy and the Environment № 2006/77/EC // Official Journal of the European Union L 36. -8.02.2006. - P. 43-44.

13. Gros D. The Europe 2020 Strategy can it maintain the EU's competitiveness in the world? / D.Gros, F.Roth. - Brussels: Centre for European policy studies (CEPS), 2012. - 111p.

Представлена в редакцию 02.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.