ББК 74.214
Н.А. Лызь
К ВОПРОСУ О КОНТРОЛЕ И САМОКОНТРОЛЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В педагогическом процессе контроль выполняет целый ряд функций: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др. Процесс контроля - одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для студента, так и для преподавателя.
В целях осуществления текущего и рубежного контроля в рамках учебного курса "Экология" были разработаны тестовые задания по всем разделам курса. Они представлены различным образом:
• с альтернативной формой ответов, когда студент должен отметить одно из решений "верно-неверно";
• с пропусками, которые должен заполнить испытуемый (целесообразно использовать для диагностики запоминания терминов и понятий);
• ответ с множественным выбором, при котором студентам в ответ на поставленный вопрос предлагается сделать выбор из совокупности готовых вариантов ответов или их элементов.
При разработке содержательной стороны тестовых заданий учитывались следующие требования:
• задания должны быть сформулированы ясно и конкретно, так чтобы все отвечающие понимали их одинаково;
• лексика, термины, степень доступности понятий должны соответствовать уровню отвечающих;
• ни одно задание не должно служить подсказкой для ответа на другое, необходимо исключить возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа;
• в тесте должны быть равно и достаточно широко представлены различные учебные темы, понятия, действия.
Разработанные тестовые задания были апробированы в учебном процессе. После анализа результатов использования тестов и корректировки заданий с окончательным вариантом работали более 200-т студентов. Опыт работы с использованием тестовых видов контроля в педагогическом процессе показал как положительные, так и отрицательные его стороны, выражающиеся в следующем:
• наличие положительной мотивации студентов к такому виду контроля;
• отсутствие субъективной составляющей в оценке знаний студентов;
• значительное сокращение времени, выделяемого на мероприятие по контролю, что позволяет больше времени уделить индивидуальной и другим формам работы со студентами;
• при выборе ответа на поставленный вопрос студент не создает свой вариант ответа, а производит сравнение и выбор из числа предложенных. Это накладывает свой отпечаток на характер мыслительной деятельности;
• отсутствие личного контакта преподавателя со студентом, элемента общения, который и носит собственно воспитательный характер;
• такой способ пригоден и возможен не для любого материала: наиболее эффективен он для проверки легко формализуемого материала. У студентов отсутствует возможность выразить свое личное мнение, что особенно важно для курса, носящего мировоззренческий характер;
• данный подход не оставляет возможности студентам развернуто формулировать ответы, что отрицательно сказывается на общем развитии студентов, затрудняет формирование умения излагать свои мысли.
Эти факторы обуславливают целесообразность применения тестового контроля знаний только как вспомогательного и только на этапах текущего, тематического и рубежного контроля, разумно сочетая его с методами развернутых ответов, реферирования и др.
Многие педагоги и психологи (Якунин В. А., Зимняя И. А., Петровский А.В., Шатуновский В.Л. и др.) подчеркивают необходимость перехода от внешних форм контроля к самоконтролю, формирования у студентов умения самостоятельно контролировать и оценивать результаты своей учебной работы.
Развитие оценочно-результативного компонента учебной деятельности требует организации специальной работы студентов по овладению умениями и навыками самоконтроля. Преподаватель не должен ограничиваться только передачей предметных знаний. Целесообразно по завершению изложения какого-либо раздела курса проводить краткую разъяснительную беседу на тему: "Как самостоятельно проверять и оценивать качество усвоения изучаемого материала".
Так, например, в учебном курсе "Экология" предусмотрено завершение каждой темы заданием для самостоятельной работы студентов. Это может быть несколько вопросов для самоконтроля, задание составить подробный план изучаемого материала или собственные вопросы по теме. Наиболее приемлемы задания по сравнительному анализу. Самостоятельная работа над таким заданием позволяет не только проконтролировать усвоение материала, но и развить механизмы продуктивного мышления, а также ведет к систематизации знаний студентов. На следующем занятии можно предложить студентам оценить работу своего товарища или ответить на составленные им вопросы. Как известно, взаимоконтроль представляет собой средство обучения самоконтролю.
В плане развития средств для самоконтроля студентов представляется целесообразным использование технических средств, в частности, компьютеров. Программная реализация системы для самоконтроля должна включать: файл для хранения большого числа тестовых заданий, охватывающих весь курс, генерацию случайного числа для выбора номера предъявляемого задания, систему подсчета числа верных и неверных ответов по отдельным темам курса, удобный интерфейс, позволяющий студенту работать в приемлемом для него режиме времени, выбирать темы, а также просмотреть результаты работы. Организационно необходимо предусмотреть возможность периодической работы студентов в лаборатории с данной системой (не реже двух раз в семестр).
В перспективе возможна разработка и внедрение такого рода систем по каждому учебному курсу, читаемому кафедрой. Это может стать предпосылкой для создания более сложных систем для самоподготовки и самоконтроля.