права15, курс государств-членов ЕС взят на глубокую точную и последовательную имплементацию в региональные законодательства нормативно правовых положений международных конвенций, особенно касающихся вопросов безопасности и охраны человеческой жизни на море.
Стоит отметить, что в Украине активно ведутся работы в данном направлении (например, подготовление кодекса «Про судноплавство на внутршшх водних шляхах»16, отвечающий международным стандартам), однако, требования по безопасности, регламентированные международными нормативно правовыми актами, в полной мере не отражены в основном украинском законодательстве, регулирующем отношения, вызываемые торговым мореплаванием17.
Так в КТМ Украины нет раздела, посвященному безопасности и охране человеческой жизни на море.
Нельзя не упомянуть про содержащееся понятие, обозначенного ст. 23 КТМ Украины (Допуск судна до плавання): Судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни и окружающей среды. Данное понятие можно интерпретировать как понятие «безопасного судно» по аналогии с Законом о торговом мореплавании Великобритании (Merchant Shipping Act 1995 of UK, часть IV секция 94), в котором оно так же введено и раскрыто. Но самого раздела по требованиям безопасности, включающие в себя так же и мероприятия по предупреждению опасности для охраны жизни на море, которому должно отвечать судно для выхода в море или пользования внутренними территориальными водами, нет.
В завершении данной статьи можно резюмировать, что существуют определённая проблема имплементации международно-правовых норм о безопасности и охране человеческой жизни на море в национальную правовую систему Украины. В частности:
- отсутствие чёткого правового регулирования по обеспечению охраны человеческой жизни на море в основном нормативно правовом акте Украины, регулирующим торговое мореплавание;
- отсутствие единой кодификации вышеперечисленного.
ЛИТЕРАТУРА
каридов А.С. Адмиралтейское и морское право зарубежных стран: учебное пособие. СПб.: 2018. 173 с. оломбос Д. Международное морское право. М.: 1975. 782 с.
3. Фуньяхана Й. Международное право об охране человеческой жизни на море: дис. ... канд. юр. наук: М.: 2017.
4. Ljupco Sotiroski «The EU and International legal Framework in Maritime Safety» International Journal of Sciences: Basic and Applied Research (IJSBAR) // Volume 25, No 1, 2016, pp 297-313
5. H. Ringbom, "The EU Maritime Safety Policy and International Law" // Publication on ocean development, Brill, 2008.
.П. Махмурова-Дишлюк «Безпека судноплавства як важливы умова охорони людського життя» // Юридичний вюник 3 (40).: 2016. С. 11-16
К ВОПРОСУ О КОНСТИТУИРУЮЩЕМ ХАРАКТЕРЕ ЗОРОАСТРИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В ДРЕВНЕИРАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕИ, И ИСТОРИКО-ФИСОФСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Гааз Михаил Александрович Даутов Мурат Александрович
Магистранты 2 года обучения Юридического института Российского университета дружбы народов 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Аннотация. В настоящей статье рассматривается проблема конституирующего характера в отношении общественной, политической и правовой системы, который носят религиозные источники, на примере Авесты.
Abstarct. This article examines the problem of a constitutional nature in relation to the social, political and legal system that religious sources carry, using the example of the Avesta.
Ключевые слова: конституционализм, конституционализация, зороастризм, религиозное право, Авеста, Видэвдат, договор.
Keywords: constitutionalism, constitutionalization, Zoroastrianism, religious law, Avesta, Videvdat, treaty.
15 H. Ringbom, "The EU Maritime Safety Policy and International Law" // Publication on ocean development, Brill, 2008.
16 Проект закону Украни №1182-1-д от 16.01.2020
Про внутршнш водний транспорт http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/JI01231A.html (Дата обращения 18.05.2020)
17 О.П. Махмурова-Дишлюк «Безпека судноплавства як важливы умова охорони людського життя» // Юридичний вюник 3 (40) .2016. С. 11-16
Рассматривая современную феноменологию конституционализма мы можем отметить, что в конституционном тексте обычно фиксируется основа всей правовой системы и каждой отрасли в частности. Следует заметить, что еще до появления современных конституций сама идея конституирования присутствовала в разных правопорядках. Особенно интересно рассмотреть данный феномен в правопорядках, ныне ставших лишь правом личного статуса и корпоративным правом религиозных институций. Одной из древнейших правовых систем является зороастрийская, которой посвящено данное исследование и которая имеет относительно низкую степень научной разработки в отечественных юридических исследованиях.
Зороастризм - одна из древнейших ныне существующих религий, основанная на едином кодифицированном священном тексте. На языке своего священного текста - Авесты, эта религия именуется «Вахви даена Мазда Ясна» - буквально - «благая вера, почитание Мудрого». Также именем Мазда называется «благой бог» в зороастризме Ахура-Мазда. Основателем религии является философ и мистик - Заратустра или Зороастр, в некоторых вариантах именуемый Заратуштра или Зардуш. Основным религиозным текстом является Авеста - писание зороастризма, по традиции написанное Заратустрой, но скорее всего, он является автором только «Гат» - священных богослужебных и вероучительных гимнов, а дальнейшие тексты были кодифицированы позже жрецами. Центральную идею зороастризма составляет религиозно-философский дуализм, близкий к гностицизму, заключающийся в противостоянии благого бога Ахура-Мазды и злого бога - Ангра-Майнью, именуемые также Ормуз и Ариман. Таким образом, можно сказать, что мир разделен между этими двумя богами и из их диалектического противостояния происходит религиозное право. Отдельно важно отметить, что символы «благой веры» - огонь и собака являются субъектами права. Огонь олицетворяет собой божественное присутствие и самого Ахура-Мазду, не имеющего (как Ангра-Майнью) антропоморфного изображения.
Говоря о праве, уместно отметить, что в зороастризме принято, в развитие концепции дуализма выделять не один, как сложилось в других религиозно-правовых системах, а два естественных закона, именуемых Аша и Друдж. Они же персонифецируются одноименными мифологическими персонажами. Источником Аши является Ахура-Мазда, а источником Друдж является Ангра-Майнью. Ашу можно охарактеризовать как естественный закон созидания, сущность которого заключается во вселенской гармонии. С точки зрения аксиологии, данный закон характеризуется истиной правды и добра. С другой стороны выступает порождение Ангра-Майнью - Друдж. Друдж персонифицирует собой ложь, разрушение, обман, кражу и хаос. Таким образом аксиологически Друдж это антипод Аши. Все живые существа распределены как служащие Друджу и служащие Аше. Важно заметить, что в сасанидский период зороастризм стал рассматривать представителей всех других религий как Дэва-Ясну - то есть поклонение демонам, а последователи этих культов преследовались, особенно при царе Бахраме I и Первосвященнике Картире. В частности, в надписе Картина (§ 9-10) говорится: «Ахриман и, дэвы натолкнулись на великий удар и мучения и вера Ахримана и дэвов изгнана из страны, и неверие... и иудеи, и буддийские жрецы, и брамины, и назареи, и христиане и мандеи и манихеи в стране были разбиты, и идолы разбиты, убежища дэвов разрушены, обители богов (Храмы огня) воздвигнуты» [1], это подтверждает также и агрессивный прозелитизм зороастрийского духовенства в данный период.
С точки зрения права, Авесту можно охарактеризовать сакральный текст (божественное позитивное право Зороастризма) состоящий из нескольких разделов: Ясна (литургия, содержащая Гаты Заратустры), Видэвдат («Кодекс против дэвов» - законы ритуального и повседневного характера, именно в этом разделе в основном содержится право), Висперед (дополнительные ритуальные гимны к Ясне), Хордэ Авеста (повседневный молитвенник), а также Яшты (гимны Ахура-Мазде и его благим творениям), из которых именно Видэвдат представляет наибольший материальный интерес, как в области права, так и в области интерпретации правопонимания.
Рассмотрение юридического значения Видэвдат [2] стоит начать с Фрагарда 4, посвященного правовым отношениям. Так, в частности, там выделяются основы частно-правовых отношений, в особенности обязательственного права.
In primo, в стихе 2 выделяются шесть разновидностей договоров, при этом, первые два договора можно охарактеризовать с точки зрения формы сделки, а именно устной и конклюдентными действиями (удар по рукам), остальные же четыре разновидности, можно объединить по критерию суммы сделки (ценой в мелкую скотину, ценой в крупную скотину, ценой в человека и ценой в поле). Императивным требованием для возникновения юридического факта начала заключения сделки необходимо было достижения согласия сторон. Стихи 3-4 устанавливают иерархию договоров.
Анализ положений Фрагарда 4 Видэвдад позволяют говорить о том, что взаимоотношение сторон регулировалось соглашениями, в рамках которых, по усмотрению сторон можно было установить момент исполнения обязательств, права и обязанности. Ответственность по данным соглашениям стороны не предусматривали, поскольку они сдержались в том же Фрагарде 4 и носили императивный характер. Стоит отметить, что принцип действия непреодолимой силы позитивно не отражен в Авесте, однако, он содержался в обычаях. В то же время в более поздней, иудейской правовой системе нормы непреодолимой силы предусматривались, равно как и в шариате и каноническом праве. За нарушение договора ответственность могла носить как публично-правовой характер в виде порки конским кнутом, так и
частноправовой, в виде конструкции, сходной с ответственностью родителей за их несовершеннолетних детей и сингулярного правопреемства в правоотношениях.
Также Фрагард 4 содержит основы уголовного законодательства зороастризма и всего древнеиранского общества. Помимо сугубо ритуальных норм о чистоте, в данном и смежных разделах содержатся категории преступлений против «Священного», в частности против священного пламени, которое является символом Ахура-Мазды. За осквернение огня, в частности, «трупной скверной» -кремацией трупа человека или животного, либо каким либо иным образом соприкосновения с трупом, виновный в этом подвергался казни (Видэвдат, Фрагард 8:73-74).
Говоря же об основных началах уголовного права в Авесте, мы видим следующее: стих 17 содержит легальные определения следующим понятиям: хватания (авест. Агерепта), замахивание (авест. Аваоиришта) и покушение (авест. Ареду). Так, под хватанием понимается поднятие оружия с целью причинения вреда, под замахиванием понимается осуществление движений оружием с целью причинения вреда. Под покушением понимается нанесение ранения другому лицу с наличием умысла. Важно понимать, что квалификация умысла, как злонамеренности, намерения, носящего деструктивный характер по отношению к другому лицу или обществу было связано с тем, что Аша определяется как добрая мысль, доброе слово и доброе деяния, а также добрая вера (зороастризм), а Друдж определяется через злую мысль, злое слово, злое деяние и злую веру (дэва-ясна, поклонение демонам). Таким образом, злое намерение в этих трех понятиях относится к понятию «злая мысль» из классификации Друдж.
Кроме того, Видэвдат содержит концепцию рецидива - повторного или многократного совершения одного и того же деяния. Обобщенный анализ стихов Фрагарда 4 Видэвдат, позволяет сделать вывод о том, что в случае неоднократного совершения противоправного деяния преступником, санкция увеличивается пропорционально преступлениям. Так, основной формой санкции выступает порка конским бичом, который назван в Авесте «приводящим к послушанию». В случае совершения покушения один раз лицо подвергалось пятнадцати ударам конским бичом, но в случае неоднократного совершения деяния общее количество ударов могло дорасти до двухсот. Вместе с тем, Авеста предусматривает возможность компенсации за совершенные деяния. Заметим, что санкция за нарушение договора основывалась на концепции заключения оного перед лицом Ахура-Мазды и его сына Митры, который и покровительствовал договорам. Таким образом нарушение договора было также формой уголовного преступления, поскольку нарушалось божественное право.
Вместе с тем, в Видэвдат имеется разграничение степеней тяжести вреда организму (Видэвдат Фрагард 4:30-42), где нижний порог - нанесение рваной раны, а верхний - доведение до бессознательного состояния и смерть.
Также, в Фрагарде 4 содержится основа общественной иерархии и правила организации сообществ, с детальным регламентом пищевых рекомендаций, правил общественного поведения, образования союзов и общественного положения людей. Так, к примеру, лицо, состоящее в браке, имело более высокий общественный статус, чем лицо, которое вело аскетический образ жизни. Важно отметить еще и то, что в отличие от авраамических религий, кровосмешение в зороастризме, не только не запрещалось, но и поощрялось, помимо Авесты имеется множество такого рода упоминаний, в частности, Пехлевийская повесть о Йойште Фрияне и надпись Первосвященника Картира (§ 14).
Комплексный анализ Авесты позволяет говорить о ее конституирующем характере для древнего персидского общества, что позволяет развивать идею «конституционализма до конституции» и рассматривать религиозный текст в качестве прототипа конституционному, лишнее подтверждение этой теории заключается также в том, что иудейский эллинистический философ Филон Александрийский, рассматривая методы толкования своего священного писания (Торы) вывел те же методы герменевтики, что сейчас используются при толковании светского законодательства, и, в частности, конституционных текстов [3]. Таким образом, помимо генезиса религиозного правопонимания, изучая религиозные источни права мы можем увидеть развитие принципа конституирования правовых норм и общественного порядка.
Использованная литература
1. Азербайджан в III-VII вв. (Этно-культурная и социально-экономическая история). Баку. Элм. 1993 // цитат. по: URL: http://www.vostiit.info/Texts/Dokumenty/Persien/in/Aufschrift_Kaaba_zoroastr/text.phtml (дата обращения: 15.05.2020).
2. Авеста (официальный перевод русского Анджомана (общины) зороастрийцев) // URL: http://zoroastrism.ru/avesta/index.phtml (дата обращения: 15.05.2020).
3. Филон Александрийский. Толкование Ветхого Завета // URL: http://www.platonizm.ru/content/fflon-tolkovaniya-vethogo-zaveta (дата обращения: 15.05.2020).