ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЕЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МК СОЛАС-74 В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ
Александров Денис Валерьевич
Юрист
ООО «Правовая Позиция» 191144, Россия, Санкт-Петербург
GAPS OF APPLICATION (TRANSFORMATION) OF SOLAS-74 TO THE NATIONAL
LEGISLATION OF UKRAINE
D. V. Aleksandrov
Аннотация. Задача по обеспечению безопасности и охраны человеческой жизни на море являются первостепенными, так как речь идёт о жизни граждан Украины и иных лиц. Жизнь человека - является высшей ценностью, охрана которой есть обязанность как отдельных государств, так и всего мира в целом. В данной статье будет проведён правовой анализ с целью исследования состояния правовых норм, регулирующих безопасность и охрану человеческой жизни на море в законодательстве Украины.
Abstarct. The safety of human life at sea is supreme task and cannot be deferred because of fact that we are talking about the life of citizens of the Ukraine and other people. Human life as the highest value the protection of which is a duty both of individual states and for the whole world. This article will consider a legal analysis with the purpose to research the legal norms governing the safety of life at sea in Russian Federation legislation. The subject of this article is SOLAS-74 as a source of international law and the Merchant Shipping Code of the Ukraine, as the source of national law.
Ключевые слова: безопасность и охрана человеческой жизни на море, МК СОЛАС-74, Кодекс торгового мореплавания Украины, международная морская организация, международное морское право, торговое мореплавание, морепользование.
Key words: safety of life at sea, SOLAS-74, Code of Merchant Shipping of the Ukraine, International Maritime Organization, international maritime law, merchant shipping, maritime use.
Под морским правом следует понимать систему принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами по поводу морепользования, а под морепользованием - взаимоотношения и деятельность государств, физических и юридических лиц в море1. Частным случаем морепользования является торговое мореплавание или торговое судоходство. Важной частью торгового судоходства является сфера обеспечения безопасности и охраны человеческой жизни на море.
Под безопасностью понимается комплекс мер, направленный на предупреждение чрезвычайных ситуаций и порядок действий на случай их возникновения с целью спасания судна и груза по мере возможности. Порядок действий по обеспечению безопасности на торговом судне обеспечивается дисциплиной, принудительно поддерживаемой капитаном, осуществляющим права, предоставленные ему государством флага судна.2
Начальной точкой отсчёта понятия международно-правовой охраны человеческой жизни на море является примат в международном праве права человека на жизнь. Государства обязаны защищать жизни людей. Право на жизнь фиксируется во внутригосударственном праве в основном законе3. Аналогичным образом право на жизнь зафиксировано в ст.3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.4 и в свою очередь в п.1 ст.2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.5
Морское судоходство требует для своей эффективности обеспечения его безопасности, т.е. осуществления комплекса мер, направленного на предупреждение чрезвычайных ситуаций и порядок действий на случай их возникновения с целью спасания людей, судна и груза по мере возможности.
Специальный международно-правовой акт, касающийся проблем безопасности и охраны человеческой жизни на море, в современной редакции был принят в 1974 г. - Международная конвенция
1 Скаридов А.С. Адмиралтейское и морское право зарубежных стран: учебное пособие. СПб.: 2018. С. 13
2 Д Коломбос Д. Международное морское право. М.: 1975. С. 300
3 Фуньяхана Й. Международное право об охране человеческой жизни на море: дис. ... канд. юр. наук: М.: 2017.
4 "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // доступно в СПС «Консультант Плюс».
5 Европейская конвенция по правам человека (ЕКПЧ) измененная и дополненная Протоколами № 11 и № 14 в сопровождении Дополнительного протокола и Протоколов № 4, 6, 7, 12, 13 и 16 // доступно в СПС «Консультант Плюс».
по охране человеческой жизни на море. Она известна как SOLAS (в русскоязычном обозначении -СОЛАС-74) 6
Аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, а также по вопросам безопасности в сфере международного торгового судоходства служит Международная морская организация (ИМО), в рамках которой действует Комитет по безопасности на море (КБМ).
Одной из целей ИМО является наблюдение за успешной имплементацией международных правил и норм безопасности в национальное законодательство в соответствии с ч.1 Конвенции о международной морской организации.
ИМО были разработаны следующие международные нормативно правовые акты, регулирующие безопасность торгового судоходства:
• К
• М
• Е
• Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением
из
а МК СОЛАС-74 в свою очередь устанавливает различные требования к оборудованию и эксплуатации судов для обеспечения безопасности и охраны жизни на море. Основной целью Конвенции является аяроипределение минимальных стандартов для строительства, оборудования и эксплуатации судов, ¡соответствующих их безопасности. Ответственность за несоответствие судна стандартам безопасности несет государство, под флагом которого судно осуществляет плавание. Контроль соблюдения судна нребований МК СОЛАС-74 осуществляется и со стороны государств порта захода судна. В случае невыполнения судном требований Конвенции представитель портового средства должен осуществить в гавонтношении судна следующие мероприятия: организовать расширенную инспекцию судна, задержание или зеяриапрет захода в порт. Ответственность за деяния, ведущие к нарушениям требований Конвенции, могут носит административный и уголовный характер, за нарушения виновные субъекты привлекаются к ответственности на территории государства-члена Конвенции.11
{ В Украине международные договоры, ратифицированные парламентом, являются частью Мционального законодательства в соответствии с ст. 9 Конституции Украины. Конвенция СОЛАС-74 была ратифицирована еще СССР в 1980 году, поэтому применяется Украиной в силу ст. 7 Закона Украины яО правопреемстве Украины».12
днО Основа правового регулирования торгового мореплавания в Украине - Кодекс торгового Нюреплавания Украины («Кодекс торговельного мореплавства Украши», далее по тексту - КТМ ¡Украины)13.
0 Принимая во внимание современную стратегию Украины, цель которой продолжение политики крдальнейшей евроинтеграции, следует учитывать стратегию стран-членов ЕС и всего союза в целом в сфере взаимоотношений на море. Суть европейской стратегии заключается в том, что «ЕС и его государства -длены имеют твердую общую заинтересованность в продвижении безопасных, надежных и эффективных вр1ннутриевропейских и международных перевозок в чистых океанах и морях, долгосрочной конкурентоспособности европейских перевозок и связанных с ними морских перевозок и адаптация всей морской транспортной системы к вызовам XXI века»14.
Несмотря на то, что в рамках своих институциональных возможностей и ограничений национальное зскмаконодательство отдельных государств в области, которая традиционно регулируется посредством гкуомеждународных договоров и обязательств, неизбежно создает напряженность в отношениях с 7судоответствующими международными конвенциями и с устоявшимися принципами международного е
1С _
с Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года СОЛАС-74 // доступно в СПС «Консультант Плюс». ^Международная конвенция о грузовой марке 1966 г. изменённая протоколом 1988 г. // доступно в СПС ао«Консультант Плюс».
1 Международной конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. // доступно в СПС «Консультант Плюс».
нЕдиная конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // доступно в СПС «Консультант Плюс». I® Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением §агрязнения (МКУБ) с изменениями и дополнениями от 04.12.2008 - СПС «Консультант Плюс] н Ljupco Sotiroski «The EU and International legal Framework in Maritime Safety» International Journal of Sciences: Basic and Applied Research (IJSBAR) // Volume 25. No 1. 2016. pp 297-313
е Pravo.UA «Грусть отвественности» // Выпуск №36(976) - Морское право: https://pravo.ua/articles/grust-ftvetstvennosti/ (Дата обращения 18.05.2020)
м Кодекс торговельного мореплавства Украши Вщомосп Верховно1 Ради Украши (ВВР), 1995, №№ 47, 48, 49, 50, 51, 52, ст.349: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/176/95-%D0%B2%D1%80 (Дата обращения 18.05.2020)
б Ljupco Sotiroski «The EU and International legal Framework in Maritime Safety»... P. 311 е
з
о
7п
a
права15, курс государств-членов ЕС взят на глубокую точную и последовательную имплементацию в региональные законодательства нормативно правовых положений международных конвенций, особенно касающихся вопросов безопасности и охраны человеческой жизни на море.
Стоит отметить, что в Украине активно ведутся работы в данном направлении (например, подготовление кодекса «Про судноплавство на внутршшх водних шляхах»16, отвечающий международным стандартам), однако, требования по безопасности, регламентированные международными нормативно правовыми актами, в полной мере не отражены в основном украинском законодательстве, регулирующем отношения, вызываемые торговым мореплаванием17.
Так в КТМ Украины нет раздела, посвященному безопасности и охране человеческой жизни на море.
Нельзя не упомянуть про содержащееся понятие, обозначенного ст. 23 КТМ Украины (Допуск судна до плавання): Судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни и окружающей среды. Данное понятие можно интерпретировать как понятие «безопасного судно» по аналогии с Законом о торговом мореплавании Великобритании (Merchant Shipping Act 1995 of UK, часть IV секция 94), в котором оно так же введено и раскрыто. Но самого раздела по требованиям безопасности, включающие в себя так же и мероприятия по предупреждению опасности для охраны жизни на море, которому должно отвечать судно для выхода в море или пользования внутренними территориальными водами, нет.
В завершении данной статьи можно резюмировать, что существуют определённая проблема имплементации международно-правовых норм о безопасности и охране человеческой жизни на море в национальную правовую систему Украины. В частности:
- отсутствие чёткого правового регулирования по обеспечению охраны человеческой жизни на море в основном нормативно правовом акте Украины, регулирующим торговое мореплавание;
- отсутствие единой кодификации вышеперечисленного.
ЛИТЕРАТУРА
каридов А.С. Адмиралтейское и морское право зарубежных стран: учебное пособие. СПб.: 2018. 173 с. оломбос Д. Международное морское право. М.: 1975. 782 с.
3. Фуньяхана Й. Международное право об охране человеческой жизни на море: дис. ... канд. юр. наук: М.: 2017.
4. Ljupco Sotiroski «The EU and International legal Framework in Maritime Safety» International Journal of Sciences: Basic and Applied Research (IJSBAR) // Volume 25, No 1, 2016, pp 297-313
5. H. Ringbom, "The EU Maritime Safety Policy and International Law" // Publication on ocean development, Brill, 2008.
.П. Махмурова-Дишлюк «Безпека судноплавства як важливы умова охорони людського життя» // Юридичний вюник 3 (40).: 2016. С. 11-16
К ВОПРОСУ О КОНСТИТУИРУЮЩЕМ ХАРАКТЕРЕ ЗОРОАСТРИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В ДРЕВНЕИРАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕИ, И ИСТОРИКО-ФИСОФСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Гааз Михаил Александрович Даутов Мурат Александрович
Магистранты 2 года обучения Юридического института Российского университета дружбы народов 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Аннотация. В настоящей статье рассматривается проблема конституирующего характера в отношении общественной, политической и правовой системы, который носят религиозные источники, на примере Авесты.
Abstarct. This article examines the problem of a constitutional nature in relation to the social, political and legal system that religious sources carry, using the example of the Avesta.
Ключевые слова: конституционализм, конституционализация, зороастризм, религиозное право, Авеста, Видэвдат, договор.
Keywords: constitutionalism, constitutionalization, Zoroastrianism, religious law, Avesta, Videvdat, treaty.
15 H. Ringbom, "The EU Maritime Safety Policy and International Law" // Publication on ocean development, Brill, 2008.
16 Проект закону Украни №1182-1-д от 16.01.2020
Про внутршнш водний транспорт http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/JI01231A.html (Дата обращения 18.05.2020)
17 О.П. Махмурова-Дишлюк «Безпека судноплавства як важливы умова охорони людського життя» // Юридичний вюник 3 (40) .2016. С. 11-16