Научная статья на тему 'К вопросу о компьютеризации образования в Республике Таджикистан в период с 1992 по 2018 гг'

К вопросу о компьютеризации образования в Республике Таджикистан в период с 1992 по 2018 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ШКОЛ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / SCHOOL COMPUTERIZATION / INFORMATION TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING / VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буриева М.

В связи со стремительным развитием информационных технологий и активным применением данных средств в обучении особое внимание во многих государствах уделяется вопросам цифрового образования. На основе существующих нормативных документов в статье дается обзор развития информационных технологий в Республике Таджикистан за годы независимости. В работе также рассматриваются вопросы внедрения и развития Институциональной обучающей виртуальной среды (далее ИОВС) на территории Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буриева М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF COMPUTARIZATION OF EDUCATION IN THEREPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE PERIOD FROM 1992 TO 2018

Due to the rapid development of information technologies and the active use of these tools in teaching considerable attention is paid in many states to digital education. Based on the existing regulatory documents, the article provides an overview of the development of information technologies in the Republic of Tajikistan during the years of independence. The article also discusses the implementation and development of the Institutional Virtual Learning Environment (IVLE) in the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «К вопросу о компьютеризации образования в Республике Таджикистан в период с 1992 по 2018 гг»

УДК 81-33 М.Буриева

аспирант кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики факультета английского языка Московского государственного лингвистического университета; е-таЛ: mekhrangez2102@gmaiL.com

К ВОПРОСУ О КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН В ПЕРИОД С 1992 ПО 2018 гг.

В связи со стремительным развитием информационных технологий и активным применением данных средств в обучении особое внимание во многих государствах уделяется вопросам цифрового образования. На основе существующих нормативных документов в статье дается обзор развития информационных технологий в Республике Таджикистан за годы независимости. В работе также рассматриваются вопросы внедрения и развития Институциональной обучающей виртуальной среды (далее - ИОВС) на территории Республики Таджикистан.

Ключевые слова: компьютеризация школ; информационные технологии; дистанционное обучение; институциональная обучающая виртуальная среда.

M. Burieva

PhD Student, Department of AppLied and Experimental Linguistics, FacuLty of the English Language, Moscow State Linguistic University; e-maiL: mekhrangez2102@gmaiL.com

ON THE ISSUE OF COMPUTARIZATION OF EDUCATION IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE PERIOD FROM 1992 TO 2018

Due to the rapid deveLopment of information technoLogies and the active use of these tooLs in teaching considerable attention is paid in many states to digitaL education. Based on the existing reguLatory documents, the articLe provides an overview of the deveLopment of information technoLogies in the RepubLic of Tajikistan during the years of independence. The articLe aLso discusses the impLementation and deveLopment of the InstitutionaL VirtuaL Learning Environment (IVLE) in the RepubLic of Tajikistan.

Key words: schooL computerization; information technoLogy; distance Learning; virtuaL Learning environment.

Введение

В настоящее время в Республике Таджикистан одним из приоритетных направлений политики государства, как и в других странах мира с развивающейся экономикой, является сфера образования. За годы независимости, а именно - с 1992 по 2018 гг., в образовательной

политике наблюдается ряд положительных изменений, связанных с принятием новой образовательной модели страны. В результате реорганизации образовательной системы государства в Таджикистане в период независимости выполнен комплекс следующих задач: разработана нормативная база среднего профессионального и высшего образования; разработаны образовательные стандарты на всех ступенях образования; разработаны новые модели учебных планов, программ; изданы учебники нового поколения; создана Национальная научно-образовательная компьютерная сеть; восстановлены разрушенные школы; построены новые образовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии, колледжи) и т. д.

За последние годы особое внимание правительство Республики Таджикистан начало уделять внедрению информационных технологий в процесс обучения, что обусловлено быстрым темпом развития компьютерных технологий во всех уголках земного шара. Еще в 2012 г. Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова в своем выступлении на Всемирном форуме по образованию подчеркнула, что «технологии могут служить мощным инструментом для образования - при этом они должны быть грамотно «встроены» в учебный процесс и сопровождаться новыми моделями обучения» [Информационные и коммуникационные технологии в образовании 2013, с. 12].

Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что за последние годы Правительство Республики Таджикистан применяет новые стратегии внедрения информационных технологий в процесс обучения. Однако недостаточная сформированность теоретической базы в данном направлении не дает возможности детального ознакомления с вопросами информационных технологий, что могло бы способствовать пониманию и устранению «проблемных зон» в существующих виртуальных системах обмена знаниями.

Целью данной статьи является научный обзор проблемы компьютеризации Республики Таджикистан за период независимости страны и выявление перспектив развития в данном направлении.

Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать теоретическую базу компьютеризации Республики Таджикистан;

- выявить современное состояние ИКТ в вузах;

- определить возможные «проблемные зоны» в развитии информационных технологий;

- оценить перспективы развития компьютеризации образования в Республике Таджикистан.

История развития цифрового образования в Республике Таджикистан: от ЭВМ к LMS

В конце 1960 - начале 1970-х гг. в связи с интенсивным развитием информационных технологий особую значимость приобретает концепция «информационного общества», которая впервые была выдвинута профессором Токийского технологического института Ю. Хая-ши. Согласно данной концепции, процесс компьютеризации социума определяет уровень и задает темп развития в различных сферах жизни данного общества (экономической, политической и культурной) [Masuda 1983]. Итак, информационные технологии стали неотъемлемой частью образования как для стран с развитой, так и с развивающейся экономикой. Анализируя оснащенность техническими средствами в странах с прогрессивной экономикой, можно сделать вывод, что компьютеризация в данных государствах находится на высоком уровне и не прекращает свое развитие. В качестве примера лидирующей страны на постсоветском пространстве в области цифрового образования следует рассматривать Российскую Федерацию. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный в 2016 г., является одним из примеров развития цифрового образования. Цель проекта - «создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся и образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек к концу 2025 года» [Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» URL].

Для того чтобы соответствовать современной динамике развития системы образования и гармонично интегрироваться в мировое сообщество, Республика Таджикистан за последние годы начала применять новые стратегии внедрения информационных технологий в процесс обучения. Чтобы проанализировать современное состояние цифрового образования, возникает необходимость рассмотрения

истории вопроса, а именно - развитие страны в данной области исследования.

В конце XX и в начале XXI вв. школы в Таджикистане были оснащены электронными вычислительными машинами (модели УК-НИ, БК, КУВТ) в небольших количествах. В середине 1990-х гг. в компьютерных классах городских школ начали появляться зарубежные модели компьютеров такие, как IBM (PC). В школах, которые были расположены в сельской местности, отсутствовали компьютерные классы. Доступ к компьютерам в городской местности был ограничен для учащихся. Классы, оснащенные ЭВМ, использовали только для изучения компьютеров в течение урока. После завершения процесса обучения к данным компьютерам имели доступ только преподаватели. Поскольку компьютеры относились к устаревшему поколению, не было возможности подключиться к Интернету. Использование компьютеров ограничивалось хранением электронных документов на жестких дисках или дискетах [Исамитдинов, Хомидов 2016].

Начиная с 2003 г., после утверждения Государственной стратегии «Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан», в стране наблюдается заметный рост поставок компьютеров в общеобразовательные школы [Государственная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан». URL]. В целях реализации Государственной стратегии была разработана «Государственная программа развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан». Целью данной Программы являлось «создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, органов государственной власти и местных исполнительных органов государственной власти путем внедрения и массового распространения информационно-коммуникационных технологий».

Следующий этап в развитии цифрового образования был сделан 2 сентября 2010 г. посредством утверждения документа № 416 «О Государственной программе компьютеризации общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан на 2011-2015 гг.». Данная программа ставила перед собой цель - до 2015 г. обеспечить практически все школы Республики компьютерами и подключить их к глобальной сети Интернет [Постановление«О Государственной программе

компьютеризации общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан на 2011-2015 годы» URL].

К 2016 г. в результате проводимых реформ в сфере образования в Таджикистане поэтапно были приняты и реализованы три госпрограммы по компьютеризации школ.

По результатам реализуемых программ к 2016 г. на порядок возросла компьютерная обеспеченность школ: средняя обеспеченность составляет не менее 13 компьютеров на школу [Программа среднесрочного развития Республики Таджикистан на 2016-2020 годы URL].

Согласно «Программе среднесрочного развития на 2016-2020 гг. до 2020 г.» в Таджикистане планируется обеспечить и подключить все школы страны к сети Интернет [там же].

В качестве основных направлений действий в области приоритетного развития в сфере общего образования на 2030 г. Правительство Республики Таджикистан определяет также «обеспечение сетевого контента по большинству учебных предметов и широкое внедрение интерактивных форматов обучения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий» [Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года URL]. Последнее из направлений развития является предпосылкой к широкому внедрению дистанционной формы обучения.

В качестве условий для большего внедрения и эффективного развития дистанционной формы обучения в учебный процесс стран СНГ, в частности Таджикистана, 22 ноября 2007 г. было принято решение утвердить «Концепции развития дистанционного обучения в государствах - участниках Содружества Независимых Государств» [Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования 2009, с. 66]. Постановление Правительства Республики Таджикистан о данной концепции было принято 2 апреля 2009 г. под № 192. В продолжение реализации концепции, принятой странами СНГ, выходит Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 декабря 2010 года под № 621 «Об утверждении решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Плане взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств по расширению применения дистанционных образовательных технологий на период до 2012 года» [Об утверждении решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Плане

взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств по расширению применения дистанционных образовательных технологий на период до 2012 года. URL].

Таким образом, Правительство Республики Таджикистан в период с 1992 по 2018 гг. осуществило ряд законодательных инициатив и государственных программ для развития и улучшения компьютеризации страны. Основным достижением в результате принятых вышеперечисленных законопроектов и программ, направленных на внедрение и развитие цифрового образования в Таджикистане, является заметный переход образования на Институциональную обучающую виртуальную среду (далее - ИОВС).

Современное состояние цифрового образования в Республике Таджикистан: ИОВС

В связи с появлением концепции WEB 2.0. компьютеры стали переходить от инструмента для самообучения к быстрому средству обмена знаниями в виртуальном классе в форме «collaborative learning» для всестороннего совершенствования различных навыков [Нисилевич 2014]. Особое значение внедрения и перехода на обучающую виртуальную среду наблюдается в высших учебных заведениях. Эта среда в дальнейшем будет наименоваться как «Институциональная обучающая виртуальная среда».

Согласно определению А. И. Горожанова, ИОВС - это «"населенное" организованное и самоорганизующееся (синергетическое) динамичное профессиональное институциональное информационное пространство, которое служит цели приращения положительного знания, а также выполняет ряд частных задач, состоит из связанных узлов, размещенных в Интернете и доступных через авторизованную учетную запись с распределением ролей, предусматривает свое дальнейшее развитие в направлении улучшения своего качества при увеличении полученного в ней опыта в форме обратной связи и является индивидуализированным инструментом повышения профессионализма во время обучения (работы) в этой организации» [Горожанов 2018, с. 81].

В качестве примера реализации ИОВС в Таджикистане можно выделить результаты исследования Всемирного банка за 2014 г. Согласно результатам данного исследования, в четырех вузах Таджикистана (Худжандский политехнический институт Таджикского технического университета (ХПИ - ТТУ); Таджикский технический университет

им. М. Осими; Таджикский государственный университет коммерции; Технологический университет Таджикистана) уже проводится дистанционное обучение, и существуют центры дистанционного обучения [Анализ Сектора высшего образования. Отчет Всемирного Банка 2014, с. 89]. Например, в Таджикском техническом университете им. академика М. С. Осими функционирует Центр дистанционного обучения (ЦДО ТТУ), который проводит обучение через разработанную систему «techuni.tj». Эта система дает возможность студентам осваивать учебные материалы в непосредственной связи с преподавателем посредством Интернета. Обучающиеся в данной системе имеют доступ к теоретическим и практическим материалам в электронном формате (слайды, звуковые презентации, видеофрагменты занятий). К другим преимуществам для студентов в данной системе следует отнести: возможность использования электронных ресурсов (библиотек); возможность познакомиться с полученными баллами по различным дисциплинам; возможность изменить личный профиль. Благодаря данной системе преподаватель может публиковать объявления для группы студентов; вносить изменения в личный профиль; создавать и записывать экзаменационные материалы для текущего и итогового контроля; добавлять лекции; добавлять тесты для проверки знаний, умений, навыков по изучаемой дисциплине; добавлять списки рекомендуемой литературы.

В настоящее время в Таджикистане и на территории других стран всё большее распространение получают специализированные системы управления обучением, которые позволяют организовать обмен необходимой информацией между пользователями; проверять уровень знаний с помощью системы оценивания; вносить изменения в содержание курса; проводить опросы, анкетирование и др.

В качестве примера реализации данной системы в высших учебных заведениях Таджикистана могут послужить Таджикский государственный медицинский университет им. Абуали Ибни Сино (реализуется с 2017 г.) и Таджикский государственный университет коммерции (реализуется с 2015 г.).

Таким образом, в Таджикистане современные тенденции развития информационных технологий в процессе обучения основываются на институциональных виртуальных образовательных средах (ИОВС), базирующихся на концепции Web 2.0.

Заключение

Несмотря на активные попытки внедрения единой информационно-образовательной среды в высшие учебные заведения Таджикистана, в стране отсутствует теоретическая база в данной области исследований. Следовательно, нехватка теоретических основ приводит к тому, что освоение той или иной дисциплины через средства ИОВС не является эффективным для студентов таджикских вузов, и знания, полученные в дистанционной форме, не приобретают системный характер. Для преодоления данного барьера необходимо глубокое изучение концепции ИОВС в целом, а также анализ и сравнение разработанных систем в лидирующих странах в области цифрового образования на постсоветском пространстве. Необходимо также разработать теоретическую модель узлов институциональной обучающей виртуальной среды, которая могла бы способствовать дальнейшему развитию цифрового образования на территории Республики Таджикистан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Государственная программа развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан. С. 1. URL: www.rcc. org.ru/userdocs/inform/docs/Zakoni_stran_RSS/Tadgikistan/Zakoni_RT/6_ Progr_razv_RTdoc347.doc (дата обращения: 01.03.2019). Государственная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан». URL: unpan1.un.org/ intradoc/groups/public/documents/unpan/unpan041014~1.pdf (дата обращения: 01.03.2019).

Горожанов А. И. Формирование обучающей виртуальной среды в контексте новых информационных технологий: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2018. 535 с.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под ред. Бадарча Дендева. М. : ИИТО ЮНЕСКО. 2013. 320 с. Исамитдинов Ж. Б., Хомидов Р. А. К истории компьютеризации школ Республики Таджикистан на рубеже XX-XXI вв. // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2016. URL: cyberleninka.ru/article/v/k-istorii-kompyuterizatsii-shkol-respubliki-tadzhikistan-na-rubezhe-hh-xxi-vv (дата обращения: 01.03.2019).

Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования: сборник / сост. Департамент международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России. М. : Высшая школа экономики, 2009. 352 с.

Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 г. URL: www.mintrans.tj/sites/default/files/2017/september/ nacionalnaya_strategiya_razvitiya_rt_na_period_do_2030_goda.pdf (дата обращения: 01.03.2019).

Нисилевич А. Б., Стрихкова Е. В., Харитонова О. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в информационно-обучающей среде вуза и принципы социального конструктивизма. 2014. URL: cyberleninka. ru/article/v/formirovanie-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-v-informatsionno-obuchayuschey-srede-vuza-i-printsipy-sotsialnogo (дата обращения: 01.03.2019).

Об утверждении решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Плане взаимодействия государств - участников СНГ по расширению применения дистанционных образовательных технологий на период до 2012 г. URL: www.adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn=16001www. adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn=16001 (дата обращения: 01.03.2019).

Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». С. 3. URL: static.government.ru/media/ file s/8 S iLmMB gj AN8 9 vZbUUtmuF 5 lZ YfTvO AG .pdf (дата обращения: 01.03.2019).

Постановление «О Государственной программе компьютеризации общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан на 20112015 гг.». URL: www.adlia.tj/show_doc.fwx?rgn=15747 (дата обращения: 01.03.2019).

Программа среднесрочного развития Республики Таджикистан на 2016-2020 гг. URL: moliya.tj/wp-content/uploads/2018/06/Program_of_ development_2016_2020_rus.pdf (дата обращения: 01.03.2019).

Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash. World Future Soc. 1983. P. 29.

REFERENCES

Gosudarstvennaja programma razvitija i vnedrenija informacionno-kommuni-kacionnyh tehnologij v Respublike Tadzhikistan. S. 1. URL: www.rcc.org.ru/ userdocs/inform/docs/Zakoni_stran_RSS/Tadgikistan/Zakoni_RT/6_Progr_ razv_RTdoc347.doc (data obrashhenija: 01.03.2019).

Gosudarstvennaja strategija «Informacionno-kommunikacionnye tehnolo-gii dlja razvitija Respubliki Tadzhikistan». URL: unpan1.un.org/intradoc/ groups/public/documents/unpan/unpan041014~1 .pdf (data obrashhenija: 01.03.2019).

Gorozhanov A. I. Formirovanie obuchajushhej virtual'noj sredy v kontekste novyh informacionnyh tehnologij: dis. ... d-ra filol. nauk. M., 2018. 535 s.

Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: monografija / pod red. Badarcha Dendeva. M. : IITO JuNESKO. 2013. 320 s.

Isamitdinov Zh. B., Homidov R. A. K istorii komp'juterizacii shkol Respub-liki Tadzhikistan na rubezhe XX-XXI vv. // Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Serija gumanitarnyh nauk. 2016. URL: cyberleninka.ru/article/v/k-istorii-kompyuterizatsii-shkol-respubliki-tadzhikistan-na-rubezhe-hh-xxi-vv (data obrashhenija: 01.03.2019).

Mezhdunarodnye soglashenija o sotrudnichestve v sfere obrazovanija: sbornik / sost. Departament mezhdunarodnogo sotrudnichestva v obrazovanii i nauke Minobrnauki Rossii. M. : Vysshaja shkola jekonomiki, 2009. 352 s.

Nacional'naja strategija razvitija Respubliki Tadzhikistan na period do 2030 g. URL: www.mintrans.tj/sites/default/files/2017/september/nacionalnaya_ strategiya_razvitiya_rt_na_period_do_2030_goda.pdf (data obrashhenija: 01.03.2019).

Nisilevich A. B., Strihkova E. V., Haritonova O. V. Formirovanie inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii v informacionno-obuchajushhej srede vuza i principy social'nogo konstruktivizma. 2014. URL: cyberleninka.ru/ article/v/formirovanie-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-v-informatsionno-obuchayuschey-srede-vuza-i-printsipy-sotsialnogo (data obrashhenija: 01.03.2019).

Ob utverzhdenii reshenija Soveta glav pravitel'stv Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv o Plane vzaimodejstvija gosudarstv - uchastnikov SNG po rasshireniju primenenija distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij na period do 2012 g. URL: www.adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn=16001www.adlia.tj/ show_doc.fwx?Rgn=16001 (data obrashhenija: 01.03.2019).

Pasport prioritetnogo proekta «Sovremennaja cifrovaja obrazovatel'naja sreda v Rossijskoj Federacii». S. 3. URL: static.government.ru/media/files/8SiLmM BgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (data obrashhenija: 01.03.2019).

Postanovlenie «O Gosudarstvennoj programme komp'juterizacii obshheobrazo-vatel'nyh uchrezhdenij Respubliki Tadzhikistan na 2011-2015 gg.». URL: www.adlia.tj/show_doc.fwx?rgn=15747 (data obrashhenija: 01.03.2019).

Programma srednesrochnogo razvitija Respubliki Tadzhikistan na 2016-2020 gg. URL: moliya.tj/wp-content/uploads/2018/06/Program_of_development_2016 _2020_rus.pdf (data obrashhenija: 01.03.2019).

Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash. World Future Soc. 1983. P. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.