Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА КАК ОСНОВЕ ЛИДЕРСТВА И ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ'

К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА КАК ОСНОВЕ ЛИДЕРСТВА И ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / МЕНЕДЖЕР / ЛИДЕР / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рожков Р.С.

Рассмотрено понятие эффективности коммуникации, определены критерии эффективности. Указано, что лидерские качества напрямую связаны с умением поставить задачу, получить обратную связь от сотрудника. Обосновано, что коммуникативный «мост» с подчиненными позволит достигать поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE MANAGER'S COMMUNICATIVE COMPETENCE AS THE BASIS OF LEADERSHIP AND EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION

The concept of communication efficiency is considered, efficiency criteria are defined. It is indicated that leadership qualities are directly related to the ability to set a task and get feedback from an employee. It is proved that a communicative "bridge" with subordinates will allow you to achieve your goals.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА КАК ОСНОВЕ ЛИДЕРСТВА И ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

УДК 658.3

Рожков Р.С., кандидат экономических наук старший преподаватель кафедры экономики, менеджмента и

организации государственных закупок ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России»

К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА КАК ОСНОВЕ ЛИДЕРСТВА И ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация: рассмотрено понятие эффективности коммуникации, определены критерии эффективности. Указано, что лидерские качества напрямую связаны с умением поставить задачу, получить обратную связь от сотрудника. Обосновано, что коммуникативный «мост» с подчиненными позволит достигать поставленных целей.

Ключевые слова: коммуникация, менеджер, лидер, компетенция, эффективность.

Rozhkov R.S., Ph. D. Sc. (Economics) lecturer of the department economics, management and organization

of public procurement of Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

ON THE ISSUE OF THE MANAGER'S COMMUNICATIVE COMPETENCE AS THE BASIS OF LEADERSHIP AND EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION

Abstract: the concept of communication efficiency is considered, efficiency criteria are defined. It is indicated that leadership qualities are directly related to the ability to set a task and get feedback from an employee. It is proved that a communicative "bridge" with subordinates will allow you to achieve your goals.

Keywords: communication, manager, leader, competence, efficiency

Люди коммуницируют каждый день, обмениваются впечатлениями, мыслями и идеями. Коммуникации людей присутствуют во всех сферах общественной жизни, поэтому нельзя избежать процесса обмена информации и в управленческой деятельности. Коммуникация является неотъемлемой частью управления организацией. Можно отметить, что коммуникация является связующим процессом. Но важно, чтобы процесс обмена информации был эффективным. Нет точного определения эффективности коммуникации. В классическом подходе теории управления, эффективность - есть отношение достигнутого эффекта к затратам. С точки зрения эффективности коммуникационного воздействия

можно сказать, что необходимо достижение адекватного понимания информации теми, кто ее получает. Эффективность коммуникации также определяет качество решений, которые приняты после получения информации [1].

Существуют критерии эффективности коммуникации: объективность, достоверность, реальность, адекватность, доступность, возможность обратной связи. Но обратимся к эффективности коммуникации как к основе лидерских качеств [2].

Безусловно, для лидера одним из самых важным качеств является эффективное взаимодействие и общение. Ведь без него он не сможет коммуницировать со своими сотрудниками и выстраивать деловые отношения, которые в дальнейшем должны принести выгоду и пользу. Выстраивая коммуникативные «мосты» с подчинёнными, донося до них информацию точно, руководитель добивается того, что работники понимают цели и задачи, поставленных перед ними; могут задавать вопросы и получать на них ответы (при этом не испытывая дискомфорта). Все это позволяет всем работать слаженно и добиваться успехов. Эффективность коммуникации является основой лидерства, потому что она помогает лидеру выстраивать отношения в коллективе таким образом, что сотрудники в первую очередь понимают руководителя. Для эффективной коммуникации лидер должен анализировать, соблюдать субординацию, быть уверенным и разбираться в вопросах, за которые он несёт ответственность в данной компании [3].

Вопрос развитой коммуникативной компетенции необходимо рассматривать в срезе постановки управленцем задач. В современной концепции менеджмента задачи необходимо ставить с позиции БМАЕТ-подхода (рисунок 1).

S Specific М А Measurable Achievable О Т Time-bound

Конкретность Измеримость Достижимость Актуальность Огра ничениость во времени

Рисунок 1. Постановка задач по БМАЯТ-методу

Исходя из данного подхода, необходимо ставить задачу максимально конкретно; задача должна быть измерима и достижима - абстрактные задачи (например, «наведи здесь порядок») выполняются строго так, как их

понимает подчинённый; задача должна быть актуальной, и исполнитель должен понимать масштаб задачи и последствия её невыполнения; задача должна быть чётко ограничена по времени, иначе исполнитель не сможет планировать своё рабочее время [5].

Правильная постановка задачи является одним из критериев эффективной коммуникации. Также, о развитой коммуникативной компетенции менеджера говорит и умение давать и получать обратную связь. Эффективный управленец, после постановки задачи, должен обязательно уточнить у своего подчиненного понял ли последний, что необходимо сделать. В случае положительного ответа, нужно спросить, что же конкретно понял работник. Пересказ поставленной задачи от лица работника и является «восходящей» обратной связью. Таким образом, руководитель сможет понять насколько задача усвоена подчиненным [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что успешное управление коллективом зависит напрямую от эффективности коммуникации руководителя и подчинённого. Умение правильно поставить задачу, выяснить насколько задача усвоена работником, получить обратную связь в ходе выполнения, своевременно похвалить или поругать сотрудника - всё это определяет эффективного менеджера. Конечно, необходимо отметить, что умение грамотно передавать информацию и взаимодействовать с сотрудниками помогает наиболее быстро достигать положительных результатов организации.

Использованные источники:

1. Баронин, С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учебное пособие / С.А. Баронин. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 160 а

2. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2- х т.Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. - М.: Омега - Л, Эльга, 2017. - 1330 а

3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2017. - 320 а

4. Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». - Москва: КолосС, 2017. - 246 с.

5. http://bmanager.ru/articles/effektivnost-upravleniya.html, дата обращения 18.11.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.