Научная статья на тему 'К вопросу о коммуникативно-когнитивном подходе в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе'

К вопросу о коммуникативно-когнитивном подходе в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
269
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ / ESP / КОГНИТИВНЫЙ / МЕТАКОГНИТИВНЫЙ / СТРАТЕГИЯ / ИНОЯЗЫЧНЫЙ / COMMUNICATIVE / COGNITIVE / METACOGNITIVE / STRATEGY / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Наиля С.

Рассматривается методология обучения студентов чтению на занятиях ESP, основанная на актуализации коммуникативно-когнитивного подхода. Необходимость его реализации определяется выводами когнитивной психологии об ограниченности ментальных возможностей человека к усвоению большого объема новой информации. Представлен фрагмент опыта в использовании когнитивного принципа для формирования профессионального тезауруса студентов ИБМ (инженерный бизнес и менеджмент) МГТУ им. Н.Э. Баумана на базе специальных экономических текстов. Цель статьи теоретически обосновать возможности реализации коммуникативно-когнитивного подхода в обучении чтению профессиональных текстов, что способствует развитию творческой и мыслительной способности студентов. Методом экспериментального наблюдения подтверждается готовность студентов к метапознанию, реализуемого на основе применения когнитивных и метакогнитивных стратегий в чтении научно-профессиональной литературы. Данный аспект обучения является средством междисциплинарной профессиональной и языковой подготовки студентов, необходимой для дальнейшей трудовой деятельности и межкультурных связей. Эффективность подхода транспонируется в результат благодаря свойствам психоментальной природы человека к процессам кодирования, хранения и извлечения информации из долговременной памяти, что является механизмом последовательного накопления знаний и может учитываться при иноязычном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of communicatively cognitive approach in FL teaching students of non-linguistics majors

The article considers the methodology of teaching students to read based on the implementation of the communicatively cognitive approach at ESP classes. The need for its implementation is determined by the findings of cognitive psychology about the limitations of human mental abilities to gain a large amount of new information. A fragment of a teaching experience in the use of a principle for the cognitive formation of a professional thesaurus for BMSTU students, majoring in engineering business and management (IBM) is presented. The purpose of the article is to theoretically verify the implementation of the mentioned approach in teaching university students to read professional texts, which contributes to the development of their ability for creative thinking. The method of experimental observation confirms the readiness of students to get meta-abilities for thinking. This is achieved through the use of cognitive and metacognitive strategies in the activity of students to read the professional literature, which leads to the formation of interdisciplinary professionally-directed knowledge and high-level linguistic skills, necessary for their employment and intercultural interaction. The effectiveness of the method is achieved due to the features of the human psycho mental nature to be applied to the processes of encoding and storing information in the long-term memory and its further extraction, which is considered to be a mechanism of gaining knowledge in the language education environment.

Текст научной работы на тему «К вопросу о коммуникативно-когнитивном подходе в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе»

УДК 378.016:811

DOI: 10.28995/2073-6398-2019-3-32-40

К вопросу о коммуникативно-когнитивном подходе в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе

Наиля С. Нуриева

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия, nsnurieva@bmstu.ru

Аннотация. Рассматривается методология обучения студентов чтению на занятиях ESP, основанная на актуализации коммуникативно-когнитивного подхода. Необходимость его реализации определяется выводами когнитивной психологии об ограниченности ментальных возможностей человека к усвоению большого объема новой информации. Представлен фрагмент опыта в использовании когнитивного принципа для формирования профессионального тезауруса студентов ИБМ (инженерный бизнес и менеджмент) МГТУ им. Н.Э. Баумана на базе специальных экономических текстов. Цель статьи - теоретически обосновать возможности реализации коммуникативно-когнитивного подхода в обучении чтению профессиональных текстов, что способствует развитию творческой и мыслительной способности студентов. Методом экспериментального наблюдения подтверждается готовность студентов к метапознанию, реализуемого на основе применения когнитивных и метакогнитивных стратегий в чтении научно-профессиональной литературы. Данный аспект обучения является средством междисциплинарной профессиональной и языковой подготовки студентов, необходимой для дальнейшей трудовой деятельности и межкультурных связей. Эффективность подхода транспонируется в результат благодаря свойствам психоментальной природы человека к процессам кодирования, хранения и извлечения информации из долговременной памяти, что является механизмом последовательного накопления знаний и может учитываться при иноязычном образовании.

Ключевые слова: коммуникативный, ESP, когнитивный, метакогни-тивный, стратегия, иноязычный

Для цитирования: Нуриева Н.С. К вопросу о коммуникативно-когнитивном подходе в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. № 3. С. 32-40. DOI: 10.28995/2073-6398-2019-3-32-40

© Нуриева Н.С., 2019 RSUH/RGGU Bulletin: "Psychology. Pedagogics. Education" Series, 2019, no. 3 ♦ ISSN 2073-6398

Issues of communicatively cognitive approach in FL teaching students of non-linguistics majors

Nailya S. Nurieva

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia, nsnurieva@bmstu.ru

Abstract. The article considers the methodology of teaching students to read based on the implementation of the communicatively cognitive approach at ESP classes. The need for its implementation is determined by the findings of cognitive psychology about the limitations of human mental abilities to gain a large amount of new information. A fragment of a teaching experience in the use of a principle for the cognitive formation of a professional thesaurus for BMSTU students, majoring in engineering business and management (IBM) is presented. The purpose of the article is to theoretically verify the implementation of the mentioned approach in teaching university students to read professional texts, which contributes to the development of their ability for creative thinking. The method of experimental observation confirms the readiness of students to get meta-abilities for thinking. This is achieved through the use of cognitive and metacognitive strategies in the activity of students to read the professional literature, which leads to the formation of interdisciplinary professionally-directed knowledge and high-level linguistic skills, necessary for their employment and intercultural interaction. The effectiveness of the method is achieved due to the features of the human psycho mental nature to be applied to the processes of encoding and storing information in the long-term memory and its further extraction, which is considered to be a mechanism of gaining knowledge in the language education environment.

Keywords: communicative, ESP, cognitive, metacognitive, strategy, foreign language

For citation: Nurieva NS. Issues of communicatively cognitive approach in FL teaching students of non-linguistics majors. RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education"Series. 2019;3:32-40. DOI: 10.28995/20736398-2019-3-32-40

Введение

Политико-экономическое взаимодействие России с другими странами является приоритетной стратегией сотрудничества. Международные экономические форумы, научные конференции, мастер-классы и другие формы взаимодействия научной и деловой общественности становятся мировой площадкой формирования взаимопонимания между странами. Актуальность работы определяется необходимостью разработки методических приемов формирования иноязычных профессиональных компетенций языковой личности как средство ее адаптации в межкультурном пространстве.

Современной концепцией образовательной политики МГТУ им. Н.Э. Баумана является развитие международных образовательных программ с университетами 27 стран, которые являются важнейшими партнерами России в различных сферах экономической деятельности. Используемые в университете «Учебные планы и программы, технологии обеспечения качества подготовки...» [1 с. 1283] позволяют российским и иностранным студентам получить диплом, отвечающий требованиям современных рынков труда.

Предметом данной работы является обучение чтению профессиональных текстов как средства междисциплинарной подготовки и активизации творческого мышления студентов. Цель работы -теоретически обосновать возможности реализации когнитивного подхода в обучении иностранным языкам, который, в сочетании с моделью биопсихосоциальной организации индивида, образует «динамическую систему» [2], способствующую формированию мыслительной способности студентов.

К вопросу о когнитивном подходе в обучении

Требования сегодняшнего дня определяют ускоренное развитие когнитивных методов познания. Концепция когнитивного подхода в российской психолого-педагогической теории и практике сложилась на основе работ Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.П. Зинченко. Заявленный подход в обучении различным аспектам иностранных языков изучался в работах П.К. Бабинской, Н.В. Баграмовой, Н.В. Барышникова, И.В. Баценко, И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, М.Г. Гец, Г.В. Елизаровой, А.В. Зыковой, Ю.А. Ситнова, А.Н. Шамова, С.Ф. Шатилова, Т.Д. Шевченко, А.В. Щепиловой и др. В работах зарубежных методистов выражается идея необходимости (К. Морроу) и возможных стратегий (С. Кутлутурк, Г. Юмру) формирования соответствующих реальности представлений, т. е. концептов, в психике студента. Исследования по когнитивной психологии, связанные с вопросами памяти, внимания, воображения, мышления, способности к принятию решений, показали ограниченность возможностей человека осваивать постоянно обновляемую информацию. Появляется необходимость поиска более эффективных методов ее освоения.

В современной научно-методической литературе уделяется большое внимание процессам «взаимодействия когнитивного и метакогнитивного уровней в познавательной деятельности че-

ловека» [3 с. 74]. На основании трудов по теории ментальности Ю.А. Ситнов определяет, что «коммуникативно-когнитивный подход... предполагает... совершенствование творческого мышления и познавательных стратегий обучающихся, создавая тем самым базу для. овладения иностранными языками» [4 с. 13]. В пространстве обучения данный подход означает создание условий прохождения учащимися стадий естественного познавательного процесса, «интегрирования при работе. с материалом не только кратковременной, но и долговременной памяти, как трансляторов оперативной памяти. информация, поступая в долговременную память, способствует формированию навыка целостно-смыслового понимания. и дальнейшей реализации его в навыке речевом.» [5 с. 159].

Исследования в сфере ментальных процессов приема, переработки, хранения информации и особенностей структурирования в сознании обучаемых когнитивных базисных структур позволяют нам говорить о реализации коммуникативно-когнитивного подхода в обучении. Он является целостной системой, включающей цель, принципы и содержание обучения, способы и средства (комплекс упражнений) учебного процесса. Основная цель заключается в развитии совокупности умственных способностей и стратегий, определяющих возможность адаптации к новым ситуациям. Она направлена на применение приемов, которые в сочетании с моделью биопсихосоциальной организации индивида образуют систему формирования его творческой мыслительной способности.

К вопросу о коммуникативно-когнитивном подходе в обучении ESP

На современном этапе методы обучения иностранным языкам студентов неязыковых вузов реализуются в концепции ESP (English for Specific Purposes), возникновение которой обусловлено тремя факторами: «повышение спроса на английский язык для использования его в определенных областях; новые тенденции в лингвистике и в методике преподавания, перенос акцента на интересы обучаемого» [6 с. 70]. Исследования по применению специальной технологии на занятиях ESP в МГТУ им. Н.Э. Баумана показали повышение эффективности в формировании как иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции инженера, так и его профессиональных знаний и умений [7]. Исследователи по теории и практике обучения иностранным языкам в неязыковых

вузах единодушны в том, что мотивация студентов формируется не только на занятиях в рамках профессионального поля, но и на занятиях EGP (English for General Purposes) [6-8], поскольку «в... курсе EGP всегда присутствует информация о народах англоязычных стран, их традициях, обычаях, законах, истории, этикете и нравах» [9 с. 16].

Рассмотрим возможность использования коммуникативно-когнитивного подхода при формировании профессионального тезауруса при изучении экономических текстов студентов (бакалавриат/магистратура) факультета ИБМ (инженерный бизнес и менеджмент) МГТУ им. Н.Э. Баумана. Мы определяем профессиональный тезаурус как постоянно накапливаемую систему хранения информации, содержащей компоненту фундаментальных знаний профессиональной сферы и человеческого опыта как понятийной базы образования, человеческой деятельности и развития личности и общества. Он характеризуется наличием интегративной суммы знаний и концептов в названной области знаний, а также ценностных отношений к этой сфере и ко всему миру в целом. Компоненты этой системы объективируются под воздействием внешних стимулов и внутренних побуждений. В таблице представлен фрагмент реализации принципов коммуникативно-когнитивного подхода на примере обучения чтению текстов по программам ESP для студентов экономических специальностей.

Таблица

Структура работы с профессионально-направленным текстовым материалом: виды заданий и применяемые стратегии

Этапы работы с текстовым материалом

1 2 3 4

Предтекстовый Притекстовый Послетекстовый

Цель Стимуляция личностного тезауруса: с опорой на знания студентов, получаемых из основных дисциплин Предъявление изучаемого материала: видеть детали и отдельные факты; главное и второстепенное; оценивать значимость и информативность Объективация нового знания в языковой и концептуальной картинах мира обучаемого

Примеры заданий

о m о К х S Я х х

X -

X

H =

tu Я X

о M к

X X

л ч л т.

Рч

tu

X ft л X

I. Ознакомление с терминологией (совместное прочитывание, обсуждение)

1. network of warehouses

2. storage, transportation and real estate businesses

3. leasing of transportation

4. comprehensive services portfolio

5. multipurpose commercial developments

6. company's subsidiaries

7. Geographic diversification

8.expenses to operate logistics

9. vulnerable to economy fluctuations

10. ITOCHU corporation

11. lack of workforce

12. insufficient fiscal year revenues

I. Вопросы, направленные на предъявление, анализ и систематизацию новых терминов и термин сочетаний

1. What activities is Mitsubishi Logistics Corporation primarily engaged in?

2. What are the strengths of the company as the SWOT analysis shows?

3. Why is the Geographic Diversification mentioned as a weak point of the company?

4. What business area opens new opportunities for the company?

5. What is the main threat facing the company?

II. Определение типа текста

I. Mention the main facts in the order of appearance in the text

II. Make a comparative SWOT analysis of the analogous Russian company. Point out differences and similarities

III. Prove the reasons for the discrepancies

IV. Comment on your future professional performance in the model company similar to Mitsubishi Motors

Когнитивные стратегии

Фиксация и сохранение поступающей по зрительному каналу информации в кратковременной оперативной памяти (в словах, словосочетаниях, предложениях). Визуализация, контекст, интернациональные слова, фоновые знания, словообразовательные элементы, паралингвистические явления, личный опыт

Метакогнитивные стратегии

Установление смысловых связей содержания текста; построение гипотезы общей структуры темы; предугадывание содержания и смысла текста в целом; аккумулирование расширенного профессионального тезауруса в оперативной долговременной памяти

Таким образом, на занятиях ESP, равно как и EGP, мы полагаемся на коммуникативно-когнитивный подход в обучении и вслед за А.В. Щепиловой считаем, что он «сводится к проблеме оптимальной организации познавательных действий учащихся, соответствующей естественному, познавательному поведению человека» [10 с. 278]. При работе над аутентичным текстом1 студентам приходится применять отмеченные когнитивные и метакогнитивные стратегии, которые востребованы в ходе выполнения речемысли-тельных задач, определяемых структурностью этапов работы с текстом. Данный фрагмент частично демонстрирует реализацию научно обоснованных А.В. Щепиловой принципов когнитивной сферы (сопоставление, сознательность, спиралевидная прогрессия) и коммуникативной сферы (деятельность, комплексность, функциональность, аутентичность), результатом чего является развитие мыслительных и интеллектуальных способностей студентов.

Заключение

Коммуникативно-когнитивный подход в процессе иноязычного образования реализуется за счет формирования системы соответствующих знаний; формирования учебных приемов, соответствующих каждому отдельному этапу обучения; развития мыслительных и интеллектуальных способностей обучаемых; организации определенных способов взаимодействия между участниками учебного процесса; организации материала на этапе ознакомления по аналогии с моделью хранения информации в долговременной памяти человека. Такое иноязычное образование основано на использовании познавательных механизмов, которые могут быть реализованы на аналогичных вербальных методиках, направленных на развитие рефлексивной деятельности и формирование интеллектуальных навыков студентов.

Литература

1. Сабирова Д.Р., Акмаева А.С. Подготовка учителя иностранного языка в условиях функционирования стандартов высшего языкового образования в США //

Фундаментальные исследования. 2014. № 6. С. 1282-1285.

1 Mitsubishi Logistics Corporation - Strategy, SWOT and Corporate Finance Report [Электронный ресурс]. URL: https://store.marketline.com/ report/mlttl31433fsa--mitsubishi-logistics-corporation-strategy-swot-and-corporate-finance-report/ (дата обращения 15 марта 2019).

2. Калнинш Л.М. Обоснование эффективности профессионально-динамической системы саморазвития учителя // Вестник НовГУ. 2010. № 58. С. 23-26.

3. Фурс Л.А. Взаимодействие когнитивного и метакогнитивного уровней в формировании комплексного знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 2. С. 74-78.

4. Ситнов Ю.А. Коммуникативно-когнитивная методика обучения иностранным языкам (на примере сложных грамматических явлений испанского языка). Пятигорск: Пятиг. гос. лингв. ун-т., 2004. 218 с.

5. Нуриева Н.С., Борисова Т. Д. Использование онлайн видеоматериалов в иноязычной и профессиональной подготовке студентов // Казанский педагогический журнал. 2018. № 4. С. 158-162.

6. Афанасьева М.В. ESP - английский для специальных целей: история и современность // Гуманитарные науки. 2012. № 3 (7). С. 68-70.

7. Иноземцева К.М., Рублева Е.А. К вопросу о методологическом потенциале межпредметных связей в обучении ESP студентов инженерных специальностей // Проблемы лингвистики и лингводидактики в неязыковом вузе: Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. С. 77-80.

8. Nurieva N, Borisova T, Kulikova M. Application of Blended Learning in English Fiction Literature Course // Digital Technology in Education: ICDTE Proceedings of the 2nd International Conference. Bangkok, 2018. P. 23-28. D0I:10.1145/3284497.3284504

9. Асташова Г.В. и др. Интеграционные процессы в иноязычной профессиональной подготовке успешного специалиста // Вестник ЧГПУ. 2018. № 2. С. 9-20. DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.01

10. Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. М.: Школьная книга, 2003. 488 с.

References

1. Sabirova DR., Akmaeva AS. Foreign language teacher training in the USA: high school language education standards context. Fundamental Research. 2014;6:1282-85. (In Russ.)

2. Kalninsh LM. The foundation of the efficiency of professional dynamics system of teacher's self-development. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Pedagogy. Psycology. 2010;58:23-26. (In Russ.)

3. Furs LA. The interaction of cognitive and metacognitive levels in the formation of knowledge system. Voprosy kognitivnoi lingvistiki. 2018;2:74-78. (In Russ.)

4. Sitnov YuA. Communicatively-cognitive methodology of teaching foreign languages (grammatically-complicated examples of Spanish): monograph / YuA. Sitnov; Ministry of Education and Science of RF. Pyatigorsk: Pyatigorskii gosudarstvennyi lingvisticheskii universitet Publ.; 2004. 218 p. (In Russ.)

5. Nurieva NS., Borisova TD. The use of online video in professional EFL teaching. Kazanskii Pedagogicheskii Zhurnal. 2018;4:158-62. (In Russ.)

6. Afanas'eva MV. ESP - English for special purposes: History and Modernity. Humanitarian Sciences. 2012;3(7):68-70. (In Russ.)

7. Inozemtseva KM., Rubleva YeA. Issues on methodological potential of interdisciplinary links in teaching ESP engineering students. Issues of Linguistics and Lin-

guodidactics in non-language universities. Collected short articles. Moscow: Bauman Moscow State Technical University Publ.; 2017. P. 77-80. (In Russ.)

8. Nurieva N., Borisova T., Kulikova M. Application of Blended Learning in English Fiction Literature Course. Digital Technology in Education: ICDTE Proceedings of the 2nd International Conference. Bangkok, 2018. P. 23-28. D01:0.1145/3284497.3284504/

9. Astashova GV. et al. Integration processes in successful specialist's professional training in foreign languages. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2018;2:9-20. DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.01 (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shchepilova AAV. Communicatively-cognitive approach in teaching French as a second foreign language. Moscow: Shkol'naya kniga Publ.; 2003. 488 p. (In Russ.)

Информация об авторе

Наиля С. Нуриева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия; 105005, Россия, Москва, 2-я Бауманская, д. 5; nsnurieva@bmstu.ru

Information about the author

Nailya S. Nurieva, Cand. of Sci. (Education), Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia; bld. 5, Vtoraya Baumanskaya Str., Moscow, Russia, 105005; nsnurieva@bmstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.