Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КНЯЗЕ ИНАЛЕ I - СТРОИТЕЛЕ ЕДИНОГО АБАЗО-АДЫГСКОГО ГОСУДАРСТВА'

К ВОПРОСУ О КНЯЗЕ ИНАЛЕ I - СТРОИТЕЛЕ ЕДИНОГО АБАЗО-АДЫГСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАБАРДИНСКИЕ КНЯЗЬЯ / ИНАЛ / АБАЗО-АДЫГИ / АБАЗИНЫ / АДЫГИ / АБХАЗИЯ / КАБАРДА / РОДОСЛОВНАЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кармов Руслан Карнетович

В статье исследуется дискуссионная проблема, связанная с выяснением происхождения и времени жизни одной из самых известных личностей в истории абазо-адыгов - князя Инала. На основе целого ряда исследований различных ученых и исторических источников, касающиеся событий, связанных с деятельностью Инала, анализируются различные подходы к определению данного исторического героя. Сопоставляя различные позиции, автор приходит к выводу, что в истории народов Северного Кавказа существовало два знаменитых человека под именем Инал, которые, в ряде случаев, в литературе не различаются должным образом. Обе эти личности оставили заметный след в истории абхазо-адыгов, хотя жили в разное время с разрывом почти в 100 лет. При этом обоснован вывод о том, что примерно в 1240-х - 50-х годах родился Инал I (Великий), который сумел к концу XIII века создать единое мощное государство - Черкесию, на основе абазо-адыгского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON THE PRINCE INAL I - THE BUILDER OF THE UNITED ABAZO-CIRCASSIAN STATE

In the article researched the controversial problem associated with the clarification of the origin and life time of one of the most famous personalities in the history of the Abazo-Circassians - Prince Inal. On the basis of a number of studies by various scholars and historical sources concerning events related to the activities of Inal, it analyzed the various approaches to the definition of this historical hero. Comparing different positions, the author comes to the conclusion that in the history of the peoples of the North Caucasus there were two famous people under the name Inal, who, in a number of cases, in the literature do not differ properly. Both of these individuals left a noticeable mark in the history of the Abkhaz-Adygs, although they lived at different times, with a gap of almost 100 years. At the same time, it is substantiated the conclusion that in about the 1240s - 50s Inal I (the Great) was born, who by the end of the XIII century managed to create a single powerful state - Circassia, on the basis of the Abazo-Circassian people.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КНЯЗЕ ИНАЛЕ I - СТРОИТЕЛЕ ЕДИНОГО АБАЗО-АДЫГСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Основной целью России при этом было предотвращение расширения влиянии Великобритании на Ближнем Востоке.

Истории показала, что все попытки дашнаков, а затем и более умеренных армянских партий создать свое государство на территории Османской империи потерпели жестокое поражение. Мечты о создании «Анатолийской (или турецкой) Армении» оказались несбыточными. После окончании Первой мировой войны четырехвековая «большая игра» великих держав - Восточный вопрос - исчезла с повестки европейской дипломатии. Вместе с ним исчезла и необходимость в «армянском вопросе». Все специалисты по данной теме, приходят однозначному выводу о том, что «тайная и явная борьба великих держав, в основном Великобритании, за контроль над Ближним Востоком и Закавказьем явилась на протяжении целого века дестабилизирующей силой». И в этой Большой игре «армянский вопрос» являлся мелкой разменной монетой, которую партнеры по очереди бросали на кон.

В итоге, чаяния определенной части армян воспользоваться помощью и сочувствием христианской Великобритании с целью создания «Великой Армении» не оправдались. После ухода союзников и утверждения власти большевиков, благодаря Советской России, государственный проект армянского народа оказался связанным с Армянской ССР. Вместе с тем, определенные армянские круги не оставили своих замыслов по созданию «Великой Армении» до сих пор.

Литература и источники

1. Посол в Лондоне министру иностранных дел, 28/15 июня 1914 г. // Международные отношения в эпоху империализма. Документы из архивов царского и временного правительств 1878-1917 гг. Серия III. 1914-1917 гг. Т.4. 28 июня - 22 июля 1914 г. - М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1931.

2. Турицын И.В. Азербайджан и Великобритания в контексте геополитики эпохи Первой мировой войны // Современная научная мысль. - 2017. - № 2. - С. 49-53.

3. Турицын И.В. Германия в борьбе за бакинскую нефть: к истории колониального противостояния (1918 г.) // Современная научная мысль. - 2015. - № 5. - С. 21-37.

4. Дарабади П.Г. Геополитическое соперничество на Кавказе в начале XX века (геоисторический очерк) // Каваказ и глобализация. - 2006. - Т.1(1). - С.196-198.

5. Попов Г.Г. Почему Россия не могла не проиграть Первую мировую войну (социально-экономические аспекты) // Journal of economic regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2010. - Т.1. - № 3. - С. 92-98.

6. Дэвид Ллойд Джордж. Правда о мирных договорах. В 2 томах. Т.2. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1957.

7. Лалаян А. Контрреволюционный «Дашнакцутюн» и империалистическая война 1914-1918 гг. // Революционный Восток. -1936. - № 2-3 (36-37).

8. ПеринчекМ. Армянский вопрос в 120 документах из российских государственных архивов. - М.: Лаборатория Книги, 2011.

9. Турицын И.В. К вопросу об антиколониальном движении в Азербайджане в 1917-1919 гг. // Современная научная мысль. -2018. - № 2. - С. 52-59.

References and Sources

1. Posol v Londone ministru inostrannyh del, 28/15 iyunya 1914 g. // Mezhdunarodnye otnosheniya v epohu imperializma. Dokumenty iz arhivov carskogo i vremennogo pravitel'stv 1878-1917 gg. Seriya III. 1914-1917 gg. T.4. 28 iyunya - 22 iyulya 1914 g. - M.-L.: Gosudarstvennoe social'no-ekonomicheskoe izdatel'stvo, 1931.

2. Turicyn I.V. Azerbajdzhan i Velikobritaniya v kontekste geopolitiki epohi Pervoj mirovoj vojny // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2017. - № 2. -S. 49-53.

3. Turicyn I.V. Germaniya v bor'be za bakinskuyu neft': k istorii kolonial'nogo protivostoyaniya (1918 g.) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2015. -№ 5. - S. 21-37.

4. Darabadi P.G. Geopoliticheskoe sopernichestvo na Kavkaze v nachale XX veka (geoistoricheskij ocherk) // Kavakaz i globalizaciya. - 2006. - T.1(1). - S.196-198.

5. Popov G.G. Pochemu Rossiya ne mogla ne proigrat' Pervuyu mirovuyu vojnu (social'no-ekonomicheskie aspekty) // Journal of economic regulation (Voprosy regulirovaniya ekonomiki). - 2010. - T.1. - № 3. - S. 92-98.

6. Devid Llojd Dzhordzh. Pravda o mirnyh dogovorah. V 2 tomah. T.2. - M.: Izd-vo inostrannoj literatury, 1957.

7. Lalayan A. Kontrrevolyucionnyj «Dashnakcutyun» i imperialisticheskaya vojna 1914-1918 gg. // Revolyucionnyj Vostok. - 1936. - № 2-3 (36-37).

8. Perinchek M. Armyanskij vopros v 120 dokumentah iz rossijskih gosudarstvennyh arhivov. - M.: Laboratoriya Knigi, 2011.

9. Turicyn I.V. K voprosu ob antikolonial'nom dvizhenii v Azerbajdzhane v 1917-1919 gg.// Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2018. - № 2. - S.52-59.

ХАЯТОВА ФИРУЗА АКИФ КЫЗЫ - диссертант Института истории имени А. А. Бакиханова Национальной Академии наук Азербайджана (firuzaheyatova@yahoo.com).

HAYATOVA, FIRUZA AKIF - Dissertant, Institute of History names of A.A. Bakikhanov at the National Academy of Sciences of Azerbaijan (Baku).

УДК 94(479)« 120/150» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-2-120-125

КАРМОВ Р.К.

К ВОПРОСУ О КНЯЗЕ ИНАЛЕ I - СТРОИТЕЛЕ ЕДИНОГО АБАЗО-АДЫГСКОГО ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова: кабардинские князья, Инал, абазо-адыги, абазины, адыги, Абхазия, Кабарда, родословная.

В статье исследуется дискуссионная проблема, связанная с выяснением происхождения и времени жизни одной из самых известных личностей в истории абазо-адыгов - князя Инала. На основе целого ряда исследований различных ученых и исторических источников, касающиеся событий, связанных с деятельностью Инала, анализируются различные подходы к определению данного исторического героя. Сопоставляя различные позиции, автор приходит к выводу, что в истории народов Северного Кавказа существовало два знаменитых человека под именем Инал, которые, в ряде случаев, в литературе не различаются должным образом. Обе эти личности оставили заметный след в истории абхазо-адыгов, хотя жили в разное время с разрывом почти в 100 лет. При этом обоснован вывод о том, что примерно в 1240-х - 50-х годах родился Инал I (Великий), который сумел к концу XIII века создать единое мощное государство - Черкесию, на основе абазо-адыгского народа.

KARMOV, R.K

TO THE QUESTION ON THE PRINCE INAL I - THE BUILDER OF THE UNITED ABAZO-CIRCASSIAN STATE

Key words: Kabardian princes, Inal, Abazo-Circassians, Abazins, Circassians, Abkhazia, Kabarda, pedigree.

In the article researched the controversial problem associated with the clarification of the origin and life time of one of the most famous personalities in the history of the Abazo-Circassians - Prince Inal. On the basis of a number of studies by various scholars and historical sources concerning events related to the activities of Inal, it analyzed the various approaches to the definition of this historical hero. Comparing different positions, the author comes to the conclusion that in the history of the peoples of the North Caucasus there were two famous people under the name Inal, who, in a number of cases, in the literature do not differ properly. Both of these individuals left a noticeable mark in the history of the Abkhaz-Adygs, although they lived at different times, with a gap of almost 100 years. At the same time, it is substantiated the conclusion that in about the 1240s - 50s Inal I (the Great) was born, who by the end of the XIII century managed to create a single powerful state - Circassia, on the basis of the Abazo-Circassian people.

Огромная роль родственных связей в политических событиях прошлого бесспорна. В связи с этим выяснение достоверных данных о легендарных и полулегендарных личностях далекого прошлого и их семейных связях приобретает неоценимое значение для понимания сути исторических событий в различные, особенно далеко отстоящие от нас, исторические эпохи. В данном контексте, не вызывает сомнений то, что абазо-абазинская история напрямую связана с легендарным князем Иналом. Тем более не подвергается сомнению, что абазы находились в родственных отношениях с великим Иналом. Уверенность в том, что они участвовали в объединении всех черкесов и привела нас к необходимости исследовать существующие в настоящее время данные об этой личности.

К сожалению вопросы происхождения этнонима «абазин», как и время появления протоабазин на Северном Кавказе, не получили консолидированной оценки в науке. Преобладающее мнение по вопросу возникновения этнонима было озвучено в статье «Этноним «Абазины» в Кавказском историческом пространстве» [1]. Время же появления предков абазин в регионе большинство исследователей относят к периоду от 1154 года [2] до XVI в. [3, с.65]. Наша статья представляет собой попытку, посредством изучения конкретной исторической личности Инала внести большую ясность в вопрос о появлении абазин на Северо-Западном Кавказе.

В той или иной мере, истории жизни Инала касались различные исследователи. Из большого числа посвященных ему работ наиболее интересны, на наш взгляд, труды Я. Потоцкого [4, с. 215-218], П.С. Палласа [4, с. 221-232], Г.Ю. Клапрота [4, с. 258-260], И.Ф. Бларамберга [5, с. 116-118], Л.Я. Люлье [6, с.14], Ф.Д. де Монпере [7, с. 101-105], С. Броневского [8, с. 42, 45], П.Г. Буткова [9, с. 406-409], К.Ф. Сталь [10, с. 66-67, 320], Ш.Б. Ногмова [11, с. 50-55], Хан-Гирея [12, с.154], Каламбия (А.Г. Кешева) [13, с. 251-252], В.Н. Кудашева [14, с. 8-18]. В указанных, а также многих других публикациях авторами было выявлено много важных источников, сделано немало интересных предположений, но, к сожалению, развернутый, аргументированный ответ на вопрос о личности Инала в полной мере так и не был дан.

В какой-то мере решить часть вопросов, связанных с датировкой времени жизнедеятельности Инала, позволяют сведения, изложенные в работе кабардинского князья А. Мисостова [15]. Сведения из сочинения Мисостова, по нашему мнению, в данном вопросе являются наиболее авторитетными. При этом показательно, что, рассказывая о своем первопредке - князе Инале, он написал «Инал-2». Так как впервые это произведение было опубликовано в 2004 году, мы решили проверить первоисточник, который находится в Санкт-Петербурге и нашли архивное подтверждение тому, что в документе написано «Инал 2-й» [16, л.180].

Однако по нашим наблюдениям в разных источниках существуют, как минимум, четыре Инала, живших в разное время. Первый - самый ранний Инал фигурирует у исследователей, которые относят время правления легендарного прародителя к IX веку [17, с. 221; 18, с.115; 19, с.100]. Такое мнение бытовало, в частности, и у части кабардинцев, что нашло отражение в их

прошении, написанном в 1827 году [20, л. 16-24 об.]. Второй Инал, по нашему мнению, связан с довольно достоверным упоминанием о некоем князе Инале за 1300 год. Данный Инал являлся весьма авторитетным, уважаемым у соседей и сильным властителем в Кабарде [21, с.50]. Третий Инал жил в XIV веке [22, с. 71-96]. В большинстве же своем в русскоязычных источниках и исследованиях предок кабардинских князей Инал фигурирует либо в первой [23], либо во второй половине XV веке [24-26]. С этим солидарен и Ш. Ногмов, который считает, что Инал жил, как минимум, до 1427 года [27, с.70].

О четвертом Инале упоминает знаменитый исследователь С. Эсадзе. В своей книге он писал о джихском князе Инале Великом, который в XV веке (мы думаем, что это ошибка и автор имел ввиду XVI век), а если быть более точным, то в 1509 году [28, с.22] напал на Имеретию. Кроме этого упоминания существует и другое - о военачальнике джихов Инале [29, с.100], который разбил войско мингрелов в 1533 году [28, с.22; 30, с.46].

По нашему мнению, существование Инала в IX веке основано только на созвучии имени знаменитого фольклорного героя Ридада, который сразился с князем Мстиславом в XI веке с именем кабардинского князя Идара. И так как других аргументов для подтверждения этой даты нет, то мы ее не считаем вполне обоснованной. Тем более, что мы считаем, что в реальности было только два легендарных Инала, как это сказано у А. Мисостова. Еще одним важным доказательством того, что было всего два Инала является то, что существует упоминание только о двух могилах Инала, первая из которых расположена в Абхазии и находиться на святом месте для всех абхазов и называется Инал-куба, то есть могила Инала. Удивительный факт то, что это место является самым труднодоступным из всех святых мест в Абхазии. Вторая могила, согласно данным члена-сотрудника Императорского русского и члена корреспондента Императорского Московского археологических обществ Е.Д. Фелицина [31], находилась между реками Уруп и Большой Зеленчук - чуть выше станиц Передовой и Исправной.

Мы также исключаем четвертого Инала, который никак не мог быть предком кабардинских князей. Хотя джихский князь Инал, безусловно, историческая личность, о котором сохранилось достаточно исторических источников, по объективным причинам он не может иметь отношения ни к Иналу I - Великому, жившему на стыке XIV-XV веков, ни Иналу II - предку кабардинских князей.

Исходя из всех этих данных, мы приходим к выводу, что существовало два Инала, которые могли бы претендовать на звание Инала Великого - объединителя народа, исторической личности, память о которой сохранилась в народной памяти всего абазо-адыгского народа, вне зависимости от места его возможного проживания.

Инал I жил и правил на рубеже XIII - XIV веков. И именно он представляется нам тем легендарным князем Иналом, который создал государство Черкесию, в которую входил единый абазо-адыгский народ с центром в Кабарде. Мы убеждены, что именно ему народ дал звание «Великий». Соответственно, Инал II, жил и правил в XV веке - почти через 100 лет после Инала I. Безусловно, он также являлся совершенно неординарным деятелем, который продолжил дело своего знаменитого предшественника. Именно он является первопредком кабардинских князей, принявших впоследствии фамилии Атажукиных, Бекмурзиных, Кайтукиных, Жамбулатовых, Гелястановых, Черкасских и т.д. О нем существует множество данных из разных источников, которые указывают почти точное время его правления и годы жизни. Но в памяти народа остался, как объединитель всех черкесов, в первую очередь Инал I, живший на рубеже XПI-XГV веков.

Косвенным подтверждением родства Инала с абхазами, а также того, что это был именно Инал, живший на рубеже XIII и XIV вв., дает и С. Эсадзе, отмечавший: «Нашествие основателя владычества монголов Чингиз-хана на Азов заставило обитавшие в верховьях и по берегам Кубани племена перейти на Южную покатость своих гор. В этот период в Абхазию переселилось много кабардинцев и абадзехов. Между этими пришельцами с Кубани князья Ачаа (Анчабадзе) были первенствующими: своим происхождением и богатством они превосходили абазинских князей. Пользуясь отсутствием единства между последними, Анчабадзе легко сумели склонить абхазцев на свою сторону, разделили их на партии подчинили своей власти» [29, с.99]. В своей книге автор, в подтверждение своих слов, ссылался на Архив окружного штаба (дело 3 -го отделения генерального штаба 1838 г. №124).

Особенно важно, что практически к таким же выводам, но другим путем пришел один из авторитетнейших исследователей отмеченного периода А.В. Гадло. В заключение своего емкого исследования он написал: «Время же объединительных реформ Инала, вероятнее всего, падает на 60-80-е годы VIII в.» [32, с.??]. Единственное противоречие в наших суждениях и выводах А. Гадло, заключается в вопросе взаимодействия Инала I с протоабазинами. Гадло считает, что Инал впервые столкнулся с протоабазинами в горах уже в конце своей жизни. Мы же настаиваем на том, что предки абазин жили на черноморском побережье Северного Кавказа с 1154 года и взаимодействовали с Иналом I с самого начала его объединительной деятельности. Частично эти выводы и предположения подтверждаются сведениями из работы «Умдет ал-ахбар» османского автора Абдулгаффара Кырыми. В ней он писал, что во времена правления Токтай хана, тот решил умертвить всех, кто сможет претендовать на престол, кроме одного своего сына. Узнав об этом, жена его брата, спрятала новорожденного сына: «При помощи своих нескольких доброжелателей, боясь вас, отправила его в Черкесский вилайет в место под названием Кабартай, человеку по имени Инал бег» [21, с.50]. Этот рассказ подтверждает и то, что:

1. Инал жил в примерно в 1300 году.

2. Инал жил в федеративно устроенном образовании (как бы оно не называлось) под именем Черкесия.

3. Инал жил в Кабарде, то есть центре этого единого образования.

4. Инал был настолько авторитетен и силен, что у него можно было спрятать претендента на ханский престол.

5. И последнее, Инал умер не раньше 1314 года.

Хотя имя Инала и местность Кабарда упоминаются только в этом из известных источников, но сюжет о том, что Узбек был спрятан в Черкесии подтверждают и другие источники: «С несколькими человеками отправила ребенка в бега, отослала в Черкесские горы» [33, с.102].

Вывод, к которому мы в этой связи приходим, заключается в том, что примерно в 1240-х -50-х годах родился Инал I (Великий). Он сумел, к концу XIII века создать единое мощное государство - Черкесию, на основе абазо-адыгского народа. Центром или столицей этого государства была Кабарда, находившаяся примерно на месте нынешней Кабардино-Балкарии. Умер Инал не раньше 1314 и, как вполне вероятно, не позже 1350 года.

Неразбериха связана и с этнической принадлежностью Инала I. В разных источниках он записан, как кабардинец [22, с.71-96; 34], джих [35, с.34-44], хатукаевец [36, с.115], адыг [24; 37], кях [38, с.132-135], абаза [39, с. 9-10], абадзех [40], абхаз [41]. Эти противоречия возникли из имеющего место, впоследствии естественных делений, единого народа на субэтносы. Но существуют мудрые народные предания, которые, на наш взгляд, дают ответы на все вопросы. В одном из них Инал представлен как адыг, мать которого была из рода Ачба, а вторая его жена - из рода Чачба [38, с.132-135]. И именно он создал единый союз всех абазо-адыгов. Родственные отношения между Иналом и родом Ачба подтверждаются сведениями и из абхазского фольклора [42]. Существует и иная интересная версия происхождения князей Ачба. Она гласит, что они не абхазы, а происходят от абазехов, либо кабардинцев [43, л.9 об.]. Вообще эти перекрестные версии о происхождении рода Ачба и Инала, то от адыгов, то от абазо-абхазов удивительны и свидетельствуют только об одном - в то время еще не было такого четкого разделения на абаза, абазин, адыгов, абхазов, кабардинецев и т.д., и даже не существовало четкого разделения на адыгов и абазов (абазино-абхазов).

При исследовании всех этих фольклорных текстов и научных исследований появляется уверенность, что народное творчество, связанное с Иналом Великим, на всей территории проживания абазо-адыгов связано именно с Иналом I, который в один из самых трагичных моментов истории черкесов смог консолидировать отдельные племена и на достаточно большой территории создать единое консолидированное сообщество. Именно он просчитал все тонкости, связанные с геополитическим положением и выбрал наиболее удачное место расположения центра единой Черкесии под названием Кабарда. Грамотно использовав родственные связи, смог наладить союзные отношения не только с абазо-адыгами, но и на всем Кавказе.

Литература и источники

1. КармовР.К. Этноним «Абазины» в Кавказском историческом пространстве // Человеческий капитал. - М., 2021.

2. Кармов Р.К. Первые упоминания этнонима «абаза» в историографии // Археология и этнология Северного Кавказа. -Вып.10. - Нальчик, 2020. - С.115-121.

3. ВолковаН.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX в. - М.: Наука, 1974. - 276 c.

4. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. (АБКИЕА). - Нальчик, 1974.

5. БларамбергИ.Ф. Кавказская рукопись. - Ставрополь, 1992.

6. Люлье Л.Я. Черкесия. - Киев, 1991.

7. Монпере Ф.Д., де. Путешествие вокруг Кавказа, у черкесов и абхазов в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму. Т.1. -Сухуми, 1937.

8. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Т. 1-2. - М., 1823.

9. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. - СПб., 1869.

10. Сталь К. Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. - Т. 21. - Тифлис, 1900.

11. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. - Нальчик, 1999.

12. Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. - Нальчик, 1973.

13. Каламбий (А.Г. Кешев). Записки черкеса. - Нальчик, 1968.

14. КудашевВ.Н. Исторические сведения о кабардинском народе. - Киев, 1913.

15. Мисостов А.М. История несчастных черкесов. Сочинение князя Александра Мисостова в 4-х частях, собранное из записок Санбелева и дополненное преданиями народа. Большая Кабарда, 1841 год. - Нальчик, 2004.

16. Архив Российской академии наук (Москва) с Санкт-Петербургским филиалом (АРАН). Ф. 9. Оп. 2. Д. 39.

17. Петров П. История родов русского дворянства. Т. 1. - СПб. 1886. - 400 с.

18. Цагов Нурий. Мусульманская история // Кармов Р.К. Черкесия. В поисках истины. 1912-1966. - Нальчик, 2020. - 204 с.

19. Эсадзе С.С. Историческая записка об управлении Кавказом. - Тифлис: типография «Гуттенберг», 1907.

20. АРАН. Ф. 32. Оп. 1. Д. 66. (Изъяснения прошений и жалоб Вашему Сиятельству в проезд через Кабарду кабардинскими князями и узденями словесно представленных. 1827 г.).

21. Кырыми Абдулгаффар. Умдет ал-ахбар. Кн. 2. Вып. 5 / Пер. с османского Ю.Н. Каримовой, И.М. Миргалеева; общая и научная редакция, предисловие и комментарии И.М. Миргалеева. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. - 200 с.

22. Пфаф Д. Материалы по древней истории осетин. - Тифлис. 1871.

23. Рецензия на «Путешествие вокруг Кавказа, по Черкессии, Абхазии, Мингрелии, Георгии, Армении и Крыму». Сочинение господина Дюбоа-Де Монпоре // Библиотека для чтения. СПб. 1839. - Ч. 35. - С. 93-126.

24. Бутков П.Г. О имени козак // Вестник Европы. - 1822. Ноябрь и декабрь. - С. 182-204.

25. Газета «Кавказ» (Тифлис). - 1862. - №№ 29-34.

26. Российский государственный исторический архив (РГИА СПб.). Ф. 1250 «Бумаги председателей и членов госсовета». Оп. 2. «1801-1900». Д. 69. «Бумаги отца В.П. Буткова - П.Г. Буткова: 1) договор о мире, заключенный между Россией и Швецией у Тявзина в 1595 г.; 2) записка о кибардинском управлении (1795 г.) и др. б/д». л.л. 70-124 об.

27. История адыхейского народа. - Тифлис: изд. Берже, 1861.

28. Инал-Ипа Ш.Д. Садзы. Историко-этнографические очерки. - М., 1995.

29. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Т.1. - Тифлис, 1907. - 616 с.

30. Сообщения средневековых грузинских письменных источников об Абхазии / Тексты собрал, перевел на русский язык, предисловием и комментариями снабдил Г.А. Амичба. - Сухуми: Алашара, 1986. - 88 с.

31. Археологическая карта Кубанской области, составленная Е.Д. Фелициным. - М., 1882.

32. ГадлоА.В. Предыстория Приазовской Руси; Очерки истории русского княжения на Северном Кавказе. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 358 с.

33. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. - Алма-Ата: Гылым, 1992. - 296 с.

34. АРАН. Ф. 36. Воронцовых. (XVIII-^^вв.) Оп. 1. Русская секция Д. 439. л.л. 140-167 об. (Описание кабардинского народа, сочиненное в мае 1748 года).

35. Селезнев М. Руководство к познанию Кавказа. О древних народах Восточного берега, с самых отдаленных времен до Х столетия. Книга третья. - СПб., 1850. - 179 с.

36. Кармов Р.К. Черкесия. В поисках истины. 1912-1966 гг. - Нальчик. 2020.

37. Государственный исторический архив Грузии Ф. 7. Оп. 8. Д. 11.

38. Агуажба Р.Х. Люди в черкесках. (Историко-литературное эссе). Вып1У. - Сухум, 2018. -175 с.

39. КБИГИ. Папка 40. Лл. 121 -122. Перевод сделанный работником института с книги «Черкесский фольклор» // Cube Csaban (Cebelli). Adighe (Cerkes) folklor. №1. Paris. 1959. 23 с.

40. Рассказ Бекмурзы Коголкина. 1922 г. // ОР РГБ. Ф. 820. К. 2. Д. 10 «Дорожные дневники по Кабарде. Поездка третья».

41. «Адыгэ 1уэры1уатэ» («Адыгский фольклор»). Т. 2. - Нальчик, 1989.

42. Генко А.Н. Абхазо-Русский словарь. - Сухум, 1998.

43. Центральный государственный архив РСО-Алания. Ф. 262. Оп. 1. Д.71. (Рапорт № 103 прапорщика Лисовского от 27 апреля 1839 года).

References and Sources

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Karmov R.K. Etnonim «Abaziny» v Kavkazskom istoricheskom prostranstve. // Chelovecheskij kapital. - M., 2021.

2. Karmov R.K. Pervye upominaniya etnonima «abaza» v istoriografii. // Arheologiya i etnologiya Severnogo Kavkaza. - Vyp.10. - Nal'chik, 2020. -S.115-121.

3. Volkova N.G. Etnicheskij sostav naseleniya Severnogo Kavkaza v XVIII - nachale XX v. - M.: Nauka, 1974. - 276 c.

4. Adygi, balkarcy i karachaevcy v izvestiyah evropejskih avtorov XIII - XIX vv. (ABKIEA). - Nal'chik, 1974.

5. Blaramberg I.F. Kavkazskaya rukopis'. - Stavropol', 1992.

6. Lyul'e L.Ya. Cherkesiya. - Kiev, 1991.

7. Monpere F.D., de. Puteshestvie vokrug Kavkaza, u cherkesov i abhazov v Kolhide, v Gruzii, v Armenii i v Krymu. T.1. - Suhumi, 1937.

8. Bronevskij S.M. Novejshie geograficheskie i istoricheskie izvestiya o Kavkaze. T. 1-2. - M., 1823.

9. Butkov P.G. Materialy dlya novoj istorii Kavkaza s 1722 po 1803 g. - SPb., 1869.

10. Stal' K.F. Etnograficheskij ocherk cherkesskogo naroda // Kavkazskij sbornik. - T. 21. - Tiflis, 1900.

11. Nogmov Sh.B. Istoriya adygejskogo naroda. - Nal'chik, 1999.

12. Han-Girej S. Zapiski o Cherkesii. - Nal'chik, 1973.

13. Kalambij (A.G. Keshev). Zapiski cherkesa. - Nal'chik, 1968.

14. Kudashev V.N. Istoricheskie svedeniya o kabardinskom narode. - Kiev, 1913.

15. Misostov A.M. Istoriya neschastnyh cherkesov. Sochinenie knyazya Aleksandra Misostova v 4-h chastyah, sobrannoe iz zapisok Sanbeleva i dopolnennoe predaniyami naroda. Bol'shaya Kabarda, 1841 god. - Nal'chik, 2004.

16. Arhiv Rossijskoj akademii nauk (Moskva) s Sankt-Peterburgskim filialom (ARAN). F. 9. Op. 2. D. 39.

17. Petrov P. Istoriya rodov russkogo dvoryanstva. T. 1. - SPb. 1886. - 400 s.

18. Cagov Nurij. Musul'manskaya istoriya // Karmov R.K. CHerkesiya. V poiskah istiny. 1912-1966. - Nal'chik, 2020. - 204 s.

19. Esadze S.S. Istoricheskaya zapiska ob upravlenii Kavkazom. - Tiflis: tipografiya «Guttenberg», 1907.

20. ARAN. F. 32. Op. 1. D. 66. (Iz"yasneniya proshenij i zhalob Vashemu Siyatel'stvu v proezd cherez Kabardu kabardinskimi knyazyami i uzdenyami slovesno predstavlennyh. 1827 g.).

21. Kyrymi Abdulgaffar. Umdet al-ahbar. Kn. 2. Vyp. 5 / Per. s osmanskogo Yu.N. Karimovoj, I.M. Mirgaleeva; obshchaya i nauchnaya redakciya, predislovie i kommentarii I.M. Mirgaleeva. - Kazan': Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2018. - 200 s.

22. Pfaf D. Materialy po drevnej istorii osetin. - Tiflis. 1871.

23. Recenziya na «Puteshestvie vokrug Kavkaza, po Cherkessii, Abhazii, Mingrelii, Georgii, Armenii i Krymu». Sochinenie gospodina Dyuboa-De Monpore // Biblioteka dlya chteniya. SPb. 1839. - Ch. 35. - S. 93-126.

24. Butkov P.G. O imeni kozak // Vestnik Evropy. - 1822. Noyabr' i dekabr'. - S. 182-204.

25. Gazeta «Kavkaz» (Tiflis). - 1862. - №№ 29-34.

26. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA SPb.). F. 1250 «Bumagi predsedatelej i chlenov gossoveta». Op. 2. «1801-1900». D. 69. «Bumagi otca V.P. Butkova - P.G. Butkova: 1) dogovor o mire, zaklyuchennyj mezhdu Rossiej i SHveciej u Tyavzina v 1595 g.; 2) zapiska o kibardinskom upravlenii (1795 g.) i dr. b/d». l.l. 70-124 ob.

27. Istoriya adyhejskogo naroda. - Tiflis: izd. Berzhe, 1861.

28. Inal-Ipa Sh.D. Sadzy. Istoriko-etnograficheskie ocherki. - M., 1995.

29. Esadze S. Istoricheskaya zapiska ob upravlenii Kavkazom. T.1. - Tiflis, 1907. - 616 s.

30. Soobshcheniya srednevekovyh gruzinskih pis'mennyh istochnikov ob Abhazii / Teksty sobral, perevel na russkij yazyk, predisloviem i kommentariyami snabdil G.A. Amichba. - Suhumi: Alashara, 1986. - 88 s.

31. Arheologicheskaya karta Kubanskoj oblasti, sostavlennaya E.D. Felicinym. - M., 1882.

32. Gadlo A.V. Predystoriya Priazovskoj Rusi; Ocherki istorii russkogo knyazheniya na Severnom Kavkaze. - SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2004. -358 s.

33. Utemish-hadzhi. Chingiz-name. - Alma-Ata: Gylym, 1992. - 296 s.

34. ARAN. F. 36. Voroncovyh. (XVIII-XIXvv.) Op. 1. Russkaya sekciya D. 439. l.l. 140-167 ob. (Opisanie kabardinskogo naroda, sochinennoe v mae 1748 goda).

35. Seleznev M. Rukovodstvo k poznaniyu Kavkaza. O drevnih narodah Vostochnogo berega, s samyh otdalennyh vremen do H stoletiya. Kniga tret'ya. - SPb., 1850. - 179 s.

36. Karmov R.K. Cherkesiya. V poiskah istiny. 1912-1966 gg. - Nal'chik. 2020.

37. Gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Gruzii F. 7. Op. 8. D. 11.

38. Aguazhba R.H. Lyudi v cherkeskah. (Istoriko-literaturnoe esse). Vyp. IV. - Suhum, 2018. - 175 s.

39. KBIGI. Papka 40. Ll. 121 -122. Perevod sdelannyj rabotnikom instituta s knigi «CHerkesskij fol'klor» // Cube Csaban (Cebelli). Adighe (Cerkes) folklor. №1. Paris. 1959. 23 s.

40. Rasskaz Bekmurzy Kogolkina. 1922 g. // OR RGB. F. 820. K. 2. D. 10 «Dorozhnye dnevniki po Kabarde. Poezdka tret'ya».

41. «Adyge 1uery1uate» («Adygskij fol'klor»). T. 2. - Nal'chik, 1989.

42. Genko A.N. Abhazo-Russkij slovar'. - Suhum, 1998.

43. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv RSO-Alaniya. F. 262. Op. 1. D.71. (Raport № 103 praporshchika Lisovskogo ot 27 aprelya 1839 goda).

КАРМОВ РУСЛАН КАРНЕТОВИЧ - аспирант Северо-Кавказского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

KARMOV, RUSLAN K. - Ph.D. student of the North Caucasus Institute - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA) (karmovruslan@bk.ru).

УДК 94(47).073:625.711.812 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-2-125-132

БИЦОТИ Б.Б.

СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ В СИСТЕМЕ ДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX В.

Ключевые слова: Военно-Грузинская дорога, Военно-Осетинская дорога, пути сообщения между Северным и Южным Кавказом, Дарьяльское ущелье, Мамисонский перевал.

В статье на примере территории Северной и Южной Осетии рассматриваются этапы становления сети дорожного сообщения в Российской империи между Северным и Южным Кавказом. Если в начале XIX в., после присоединения к Российской империи закавказских территорий, из Осетии в Закавказье вела лишь одна Военно-Грузинская дорога, то к концу периода правления Николая I дорог было уже две. Решение о строительстве второй дороги было принято, исходя из актуальных геополитических задач, стоявших перед кавказской администрацией соответствующего периода, и стало следствием экспансии России на Южном Кавказе. Схожими геополитическими причинами объясняется и последующее прекращение эксплуатации второй Военно-Осетинской дороги.

BITSOTI, B.B.

NORTH AND SOUTH OSSETIA IN THE ROAD NETWORK OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND THIRD OF THE XIX CENTURY

Key words: Military-Georgian road, Military-Ossetian road, communication routes between the North and South Caucasus, Daryal gorge, Mamison pass.

In the article on the example of the territory of North and South Ossetia considers the stages of the formation of the road network of the Russian Empire between the North and South Caucasus. If at the beginning of the XIX century, after the annexation of the Transcaucasian territories to the Russian Empire, only one Georgian Military Road led from Ossetia to Transcaucasia, then by the end

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.