Научная статья на тему 'К вопросу о кластерах'

К вопросу о кластерах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ / СТРУКТУРА / РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ / ECONOMIC CLASTER / CONCEPT DEFINITION / STRUCTURE / PART IN ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карякина Л. А.

В работе исследуется понятие кластера и экономического кластера, локализация производства в кластерах и их особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO CLASTER’S QUESTION (TO THE QUESTION OF CLASTERS)

The article examines the concept of claster and economic claster, business localization in clasters and their characteristics.

Текст научной работы на тему «К вопросу о кластерах»

Л.А. Карякина

К ВОПРОСУ О КЛАСТЕРАХ

L.A. Karyakina

TO CLASTER’S QUESTION (TO THE QUESTION OF CLASTERS)

Ключевые слова: экономический кластер, определение понятия, структура, роль в экономике.

Key words: economic claster, concept definition, structure, part in economics.

Аннотация

В работе исследуется понятие кластера и экономического кластера, локализация производства в кластерах и их особенности.

Abstract

The article examines the concept of claster and economic claster, business localization in clasters and their characteristics.

На сегодняшний день большинство индустриально развитых стран связывает долгосрочный социально-экономический рост и конкурентоспособное положение на мировой арене с переходом на инновационный путь развития. При этом использование теории кластерного механизма, в основе которой лежит понятие кластера, позволяет решить широкий спектр задач: добиться улучшения инновационной и инвестиционной

привлекательности региона, кадровой инфраструктуры, а также повышения занятости населения и налоговых поступлений в бюджет.

Несмотря на то что термин «кластер» все чаще используется в экономической литературе отечественных и зарубежных авторов, его однозначная и строгая дефиниция так и не выработана. В связи с этим возникла необходимость систематизировать накопленный опыт по изучению кластерной теории и уточнить сущность категории «кластер».

Понятие кластер пришло из математики, и означает группу объектов с близкими свойствами. Термин «кластер», который можно перевести с английского языка как (1) кисть, гроздь; (2) скопление, концентрация; (3) группа, имел устоявшееся значение и успешно применялся до экономики в большинстве естественных наук. По отношению к отраслям и компаниям указанный термин был введен в научный оборот американским бизнес-экономистом М. Портером в 1990 году вместе с его концепцией ромба национальных конкурентных преимуществ. Необходимо подчеркнуть, что еще в 1970-х гг. термин «кластер» использовался советскими и российскими экономико-географами А. Горкиным и Л. Смирнягиным и шведскими бизнес-экономистами К. Фредерикссоном и Л. Линдмарком для обозначения скоплений предприятий в пространстве. Таким образом, Портер не первым использовал этот термин, что, впрочем, он и не отрицает, ссылаясь на работы таких выдающихся экономистов, исследовавших процессы концентрации производства в 1890-1950-х гг., как А. Леш, У. Айзард, А. Маршалл и других исследователей [1].

Именно британский экономист А. Маршалл еще в 1890 году в рамках своей концепции промышленных районов объяснил причины концентрации малых и средних предприятий, обладающих повышенной конкурентоспособностью [2]. Он заметил, что в некоторых отраслях промышленности группы малых и средних фирм, сконцентрированных в одном районе страны и специализирующихся на одной определенной стадии единого производственного процесса, будут не менее эффективными, чем вертикально-интегрированные крупные заводы. Ведь каждый

производственный процесс состоит из нескольких десятков стадий. И в некоторых случаях выгодно выполнять все операции на одном заводе. А иногда лучше разделить ответственность за производственный процесс между небольшими предприятиями. При этом малые фирмы должны располагаться в непосредственной близости друг к другу для того, чтобы успешно конкурировать с крупными компаниями. Такие скопления предприятий Маршалл назвал «промышленными районами», которые развивались в конце 19 столетия в Шеффилде, Бирмингеме и др. При этом он выделил три основных фактора, определяющих конкурентное положение малых и средних предприятий: 1) общий рынок квалифицированной рабочей силы; 2) локальная торговля между фирмами и 3) локальное межфирменное разделение труда. Эти факторы создают в промышленном районе особую промышленную атмосферу, которая стимулирует развитие производства.

В своем исследовании Альфред Маршалл не вводит специальных терминов для «локализованного производства» или «промышленных зон», однако из описания следует, что имеется в виду именно кластер с достаточно глубоким межфирменным разделением труда. Главным достижением автора является то, что ему удалось увидеть синергетический эффект, достигаемый при объединении и повышении специализации предприятий. Исходя из этой постановки, кластер предприятий - это такая отраслевая или географическая их концентрация, которая позволяет достичь эффекта «экономии» за счет взаимодействия с поставщиками сырья и материалов, оборудования, создания группы узкоспециализированных работников.

Понятие «кластер» использовали также авторы, занимавшиеся исследованием проблем технологической связи между различными отраслями, поскольку для производства конечной продукции в кластер объединяются производители из разных отраслей. Прообразы понятия «кластер» имеют место в публикациях, посвященных анализу деятельности крупных шведских корпораций. Так, Е. Дахмен говорит о «блоках развития» и подчеркивает важность фиксации связи между способностью одного сектора развиваться и способностью обеспечивать прогресс в другом [7]. Развитие должно происходить поэтапно, или по «вертикали действий» в пределах одной отрасли, связанной с другими отраслями, что обеспечит возможность завоевания конкурентных преимуществ. Работа Л. Мэтсона обращает внимание на различные формы взаимосвязи между фирмами внутри кластеров.

Кластерный подход к изучению экономических процессов формирования конкурентоспособности применяется и в ряде других теорий. В работах Е. Лимера рассматривались кластеры с высоким уровнем корреляционного экспорта при анализе торговли на национальном уровне. Французские ученые И. Толенадо и Д. Солье использовали понятие «фильеры» для описания групп технологических секторов [3, 4]. Формирование фильеров объяснялось зависимостью одного сектора от другого по технологическому уровню. Таким образом, фильеры представляют собой более узкую интерпретацию кластера, так как основываются на одном из критериев возникновения кластера - на необходимости создания технологических связей между отраслями и секторами экономики для реализации их потенциальных преимуществ.

Наиболее современные теории развития конкурентоспособности на основе кластеров разработаны В. Фельдманом. Преимущества данной теории заключаются в том, что они основаны на обширных эмпирических исследованиях диверсификационных форм в различных странах. Суть теории заключается в следующем. Диверсификация часто следует матрице «затраты-выпуск» или контактам между отраслями, связанными отношениями поставок и приобретения. Это согласуется с механизмами, которые ведут к образованию кластеров. Более того, жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации.

Тем не менее в настоящее время наиболее признанной и успешной является кластерная теория профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера, согласно которой кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний

(поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [1]. В этом определении автор акцентирует внимание на трех основных свойствах кластеров предприятий:

1. Географическая локализация. Масштабы кластера, по Портеру, могут варьироваться от одного города или региона до страны или ряда стран.

2. Взаимосвязь между предприятиями. Портер отмечает, что кластер является особой формой сети взаимосвязанных предприятий и более глубокое развитие связей свидетельствует о степени развития самого кластера.

3. Технологическая взаимосвязанность отраслей. В кластере присутствуют предприятия разных отраслей, но которые технологически связаны между собой. Обычно это компании готового продукта; поставщики специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; финансовые институты; производители сопутствующих продуктов и другие.

Особое внимание М. Портер уделяет именно взаимосвязанности отраслей в кластере. Основным инструментом анализа является составление кластерных схем. Обычно кластер предприятий состоит из небольших по размеру фирм, специализированных в определенном секторе производства и, как правило, локализованных географически. Это характерно для развивающихся стран, где малые предприятия рассматривают как основной источник стабильного экономического роста экономики страны. Многие исследователи видят единственный способ сохранения малых фирм в условиях глобализации экономики и возрастающей международной конкуренции в объединении их в кластеры.

Таким образом, реализуется основная стратегическая цель развития экономики -поддержание и повышение уровня производительности предприятий. На этой основе возможно повышение уровня жизни населения. Это является положительным моментом кластерного подхода для государства. Для реализации данной цели регион должен формировать предпринимательский климат, определяющий конкурентоспособность бизнеса. Основная роль в повышении конкурентоспособности отводится не отдельным отраслям, а кластерам как географическому сосредоточению фирм, поставщиков связанных отраслей и институтов, которые играют особую роль в отдельных странах, географических регионах и городах.

Данное понимание кластера сопоставимо с существовавшим понятием в отечественной теории развития производительных сил «территориальнопроизводственный комплекс» (ТПК). Однако имеются коренные различия как в теоретических построениях, так и в формах организации производства, а именно:

- во-первых, эти концепции были разработаны в абсолютно разных общественноэкономических системах;

- во-вторых, кластеры и ТПК различаются по своему имиджу. Модели ТПК появились в результате проведения учеными теоретических исследований по оптимизации промышленного производства в условиях плановой экономики и представляли собой четкие технико-экономические модели, которые имели в пространстве четко очерченные границы. Кластеры же образовываются в результате пространственного направления действий рыночных сил. Фирмы концентрируются в кластеры из-за очевидных преимуществ такого географического положения. Следует подчеркнуть, что управляющим кластеров настоятельно рекомендуется не создавать кластеры на новом месте с нуля, так как это невыгодно, а развивать только уже существующие кластеры;

- в-третьих, различна структура и специализация кластеров и ТПК. Кластер - это

скопление контактирующих друг с другом независимых фирм, работающих в одной отрасли или подотрасли. В состав кластеров входят также государственные и часто исследовательские/образовательные организации, имеется контролирующий развитие кластера орган.

ТПК - это межотраслевой комплекс, в котором главную роль играли отрасли базисной группы, определяющие основную специализацию ТПК. Регулирование деятельностью ТПК осуществлялось централизованно;

- в-четвертых, кластеры и ТПК различаются по роли информации в формировании их пространственных структур. Простое скопление фирм, работающих в смежных отраслях в одном регионе, еще не может называться кластером. Между компаниями должны развиться информационные потоки, включающие общение между сотрудниками компаний и поддерживающих институтов. В зрелом кластере образуются сетевые структуры малых и средних предприятий. В рамках ТПК функционировало несколько крупных вертикально-интегрированных заводов, сотрудники которых не обменивались информацией, важной для производственного процесса. Каждый завод имел свой план поставок изделий, который утверждался сверху руководящей организацией;

- в-пятых, кластеры и ТПК различаются по роли человеческого капитала в их развитии. В кластерах обычно имеются оптимальные условия для получения профильными специалистами более высокооплачиваемой работы, чем в одиночно расположенных фирмах. Конечной целью стимулирования развития кластеров, как уже отмечалось ранее, является повышение конкурентоспособности регионов и страны в целом, что влечет за собой повышение общего уровня жизни населения. А в моделях ТПК людские ресурсы рассматриваются только как один из факторов развития хозяйства наравне с природными ресурсами и инфраструктурой. Однако необходимо заметить, что при моделировании ТПК учитывались также расходы на постройку жилищно-социального комплекса, необходимого для нормального проживания людей, занятых на предприятиях ТПК. Этим ТПК-подход выгодно отличается от прежних советских подходов к использованию людских ресурсов в производстве.

Основное же отличие кластера и территориально-производственного комплекса заключается в переходе от комплексности к кооперации и конкуренции, в соответствии с использованием фактора организации и управления как основы создания конкурентных преимуществ.

Национальная ассоциация губернаторов в США определяет кластер как «географически ограниченное скопление компаний (достаточное для привлечения ресурсов, услуг и поставщиков) с определенным типом взаимоотношений друг с другом, чаще всего эти предприятия дополняют производство или имеют сходство в выпускаемой продукции, в технологии изготовления и в потребляемых ресурсах».

Кластер в экономической литературе определяется как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой и выступающий альтернативой секторальному подходу [6].

В то же время проведенное недавно исследование, посвященное планированию кластеров в Великобритании, конкретизировало данное понятие: «...кластеры - это географическая группировка компаний с разносторонними, пересекающимися взаимосвязями, специальных поставщиков, поставщиков услуг, компаний в связанных отраслях, образовательных (в том числе исследовательских) учреждений. С одной стороны, эти компании конкуренты, с другой - компании, работающие в сотрудничестве».

Обобщая имеющийся теоретический материал по исследуемой проблематике, можно выделить 3 широких определения кластеров:

1. Понятие «кластер» рассматривается как регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям и тесно взаимодействующие друг с другом для усиления коллективной конкурентоспособности.

2. Понятие «кластер» определяется как вертикальные производственные цепочки, сети, которые формируются вокруг головных фирм и связаны через взаимоотношения покупатель-поставщик, поставщик-покупатель, общие каналы закупок или распределения.

3. Понятие «кластер» трактуется как отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «металлургический кластер»), совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер»), объединение регионов со схожим социально-экономическим положением.

Выявленные в данном исследовании ключевые дефиниции понятия «кластер» позволили систематизировать научные взгляды ученых-экономистов касательно его сущности. Однако в отдельных случаях затруднительно сделать однозначный вывод о приверженности автора одному из выделенных вариантов. Тем не менее разнообразие подходов к трактовке категории «кластер» свидетельствует об интенсивности развития теории кластерного механизма как в зарубежной, так и в отечественной практике.

Библиографический список

1. Портер М. Конкуренция.- М.: Вильямс, 2002.

2. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. - М., 1993. - Т.1.

3. Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical // Annales des Mines. - Janvier 1989. - P.21-28.

4. Tolenado J. A Propos des Filieres Industrielles // Revue d'Economie Industrielle. -1978. - Vol.6, №4. - P. 149-158.

5. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 5.

6. Ермичева Е.П. Стратегический менеджмент. - М.: Высшее образование, 2007.

7. Dahmen E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 19191939. - Stockholm, 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.