Научная статья на тему 'К вопросу о классификации институтов муниципальной демократии'

К вопросу о классификации институтов муниципальной демократии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
432
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ИНСТИТУТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ / ФОРМЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ / МЕХАНИЗМ ГАРАНТИРОВАНИЯ ПРАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абасов Гафис Гасан Оглы

Институты муниципальной демократии являются важным элементом механизма гарантирования прав местного самоуправления. Для определения места и роли институтов муниципальной демократии в механизме гарантирования прав местного самоуправления необходимо осуществить их классификацию. В статье анализируются различные классификации институтов муниципальной демократии, акцентируется внимание на формах «электронной», коммуникативной муниципальной демократии. Предлагается авторская классификация институтов муниципальной демократии, делается вывод о необходимости законодательного закрепления всех, в том числе, «нетрадиционных» форм муниципальной демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации институтов муниципальной демократии»

УДК 342.2

Абасов Гафис Гасан оглы

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Крымский юридический институт (филиал), Университет прокуратуры РФ abasov60@mail.ru

Gafis H. Abasov

doctor of jurisprudence, associate professor, head of the department of the theory and history states and rights, Crimean legal institute (branch), University of prosecutor's office of the Russian Federation abasov60@mail.ru

к вопросу о классификации институтов муниципальной демократии

Аннотация. Институты муниципальной демократии являются важным элементом механизма гарантирования прав местного самоуправления. Для определения места и роли институтов муниципальной демократии в механизме гарантирования прав местного самоуправления необходимо осуществить их классификацию. В статье анализируются различные классификации институтов муниципальной демократии, акцентируется внимание на формах «электронной», коммуникативной муниципальной демократии. Предлагается авторская классификация институтов муниципальной демократии, делается вывод о необходимости законодательного закрепления всех, в том числе, «нетрадиционных» форм муниципальной демократии.

Ключевые слова: муниципальная демократия, институты муниципальной демократии, формы муниципальной демократии, механизм гарантирования прав местного самоуправления, коммуникативная демократия, непосредственная демократия, представительная демократия, консультативная демократия.

On the classification of

institutions of municipal democracy

Annotation. The institutions of municipal democracy are an important element in guaranteeing the rights of local self-government. To determine the place and role of the institutions of municipal democracy in the mechanism of guaranteeing the rights of local self-government it is necessary to carry out their classification. The article analyzes various classifications of institutions of municipal democracy, focuses on the forms of» electronic», communicative municipal democracy. The author proposes the classification of institutions of municipal democracy, concludes the need for legislative consolidation of all, including «non-traditional» forms of municipal democracy.

Keywords: municipal democracy, institutions of municipal democracy, forms of municipal democracy, mechanism of guaranteeing the rights of local self-government, communicative democracy, direct democracy, representative democracy, consultative democracy.

Развитие института местного самоуправления и эффективное функционирование механизма гарантирования прав местного само, -

щей собственно демократии. Именно на уровне местного самоуправления можно наиболее полно реализовать принцип демократии в государ, -

дарственными и местными делами.

Местное самоуправление является одной из фундаментальных основ конституционного строя Рос, -

кратический институт современного общества.

-

местного самоуправления и совершенствования институтов муниципальной демократии играют

важную роль в механизме гарантирования прав

,

достижению общественного согласия на местном уровне и предоставляют населению муниципальных образований дополнительные рычаги в процессе решения местных дел без использования радикальных методов воздействия на органы государственной власти и местного самоуправления.

Определенную разновидность демократии в государстве представляет собой демократия на местном уровне или муниципальная демократия1.

Муниципальная демократия играет важную роль в

механизме гарантирования прав местного само,

, -

1 Крамаренко С.В. Формы муниципальной демократии и особенности их развития в современной России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2011. № 2. С. 85-90. С. 85.

товаться и не только принимать участие в решении политических, социально-экономических и других важных для них вопросов, но и сами решать их.

В то же время, муниципальную демократию не следует противопоставлять «государственно-управленческой», по мнению Бондаря Н.С., в идеальном варианте речь идет о возможности сочетания государственных и самоуправляющих (муниципальных) институтов демократии в единой системе осуществления власти народом1.

Муниципальную демократию можно определить

как общественно-политический институт (сово-

),

населения муниципальных образований в рамках Конституции и законов России, принимать непосредственное участие в решении вопросов местного значения в пределах соответствующих муниципальных образований или делегировать свои полномочия органам местного самоуправления или должностным лицам.

, -

пальной демократии является существенно важным элементом механизма гарантирования прав

. -пальной демократии охватывают многочисленные и разнообразные формы реализации.

Для определения места и роли институтов муниципальной демократии в механизме гарантирования прав местного самоуправления необходимо осуществить их классификацию. То есть, сгруппировать, выделить отдельные типы, институты муниципальной демократии, реализующиеся в различных формах.

В современной юридической литературе существуют различные классификации институтов демократии, в том числе муниципальной демократии.

Ученые традиционно различают следующие типы демократии: непосредственную и представительную. Так, Авакъян С.А. под непосредственной демократией понимает совокупность конституционно - правовых институтов, посредством которых народ выражает свою волю, осуществляет государственную власть или власть местного самоуправления . При этом ученый выделяет две группы институтов непосредственной демократии: а) императивные, где выявление воли

народа имеет окончательный и обязательный

( , ,

и т.п); б) консультативные, где официальное окончательное решение принимает компетентный орган государства или орган местного само-

( ,

( ) -

тивных правовых актов или иных общественно

,

,

1 Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М. : Норма, 2008. 592 с.

2 Авакьян СЛ. Конституционное право России : учебный

курс в 2 т. М. : Юрист, 2005. Т. 1. 719 с. С. 363-364.

(петиции), наказы избирателей, опрос населения, законодательные предложения и др.).

Придерживаясь иной позиции, В.М. Руденко от,

прямой демократии относили все институты,

обеспечивающие участие граждан в управлении

,

.

определяет институты прямой демократии как совокупность правовых норм, регулирующих отношения по принятию гражданами в пределах

установленной законом компетенции обще- - -

шений, имеющих силу государственно - властных решений (решений органов местного само). , . . -ко разделяет институты на: а) регулирующие принятие гражданами управленческих решений, и прямое правотворчество граждан (референдум, народная правотворческая инициатива, , -

); )

прямое участие граждан в формировании системы публичной власти (выборы, отзыв депутата,

)3.

В целом с позицией ученого можно вполне согласиться, в том числе с тем, что В.М. Руденко отдельно выделяет консультативные институты, которые он не относит к непосредственному народовластию. По мнению ученого эти институты следует относить к формам гражданского участия в политике (форм взаимодействия граждан и государства).

Шугрина Е.С. указывает на следующую класси-

:

1) ( ) - -

ет широкие возможности участия населения в

,

на сферу принятия решения нет, как нет и ответ; 2) -

тельная демократия - позволяет гражданам участвовать в создании представительных органов через существующую избирательную систему. Влияние несоизмеримо больше (через депутатский кор),

; 3) - -

полагает значительные возможности для непосредственного участия граждан в процессе приня-, .

Анализируя внешние проявления реализации населением права на местное самоуправление, Шугрина Е.С. справедливо выделяет, наравне с закрепленными в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-

3 Руденко В.Н. Институты прямой демократии в мобилизационных и согласительных политических системах (вопросы методологии исследования) // Политическая наука и политические процессы в Российской Федерации и в Новых Независимых государствах: материалы международной конференции, Екатеринбург, февраль 2002. Екатеринбург: Уральское отделение Российской Академии наук, 2003. [Электронный ресурс] / URL: http:// www.espi.ru/ Content/ Conferences/ Papers2002/ rudenko. pdf

ской Федерации» формами, также другие формы как наказы избирателей, массовые акции (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование и др.), деятельность в представительных органах местного самоуправления и осуществление муниципальной службы1.

Комарова В. В. выделяет следующие институты муниципальной демократии: а) императивные (местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, собрание (конференция) граждан, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления), б) консультативные (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, публичные слушания, опросы граждан, консультативный референдум, народное обсуждение) и в) регулятивные (грааданская инициатива, обращения граждан, наказы избирателей, отчеты, территориальные общественные самоуправления) .

Васильева СБ., определяя типологию демократии, отдельно выделяет коммуникативную демократию (фааданський форум, публичные мероприятия, в том числе публичные акции, которые совершаются на практике и не регулируются Федеральным законом от 19 мая 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирова-», -

ственности с должностными лицами) и справедливо подразумевает при этом любые контакты между органами и гражданами, которые позволяют последним высказаться относительно проводимой

государством политики, заявить протест, предло-

3.

Следует особо отметить, что сегодня достаточно широко распространилось участие населения в

управлении государством посредством элек-. -

шие возможности для интерактивного общения. В юридической литературе все чаще акцентируется внимание на таком типе демократии как 4. -

ляется в таких формах как интернет-опросы,

1 Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской

: . 2- ., . . . : -би,Изд-воПроспект, 2007. С. 123-124.

2 Комарова ВВ. Формы непосредственной демократии

: . 2- . . : -тельство «Проспект», 2010. С. 76.

3 Муниципальное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / Е.В. Авраамо-ва [и др.]; под общ.ред. В.А. Виноградова. М. : Издательство Юрайт, 2016. С. 157.

4 Антипова ВТ. Развитие информационно-комуника-тивных связей органов местного самоуправления: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук специальность 10.01.10 -«^рналистика (политические науки)». М., 2010. С. 10;

. . // смыслы. № 4 (32). 2014; Дрожжинов В.И. Электронная демократия и поддерживающие ее технологии /

B.И. Дрожжинов, АЛ. Штрик [^еетронний ресурс] / 1^1.: http://old.conf.infosoc.ru/2003/index.html/; Амелин Р.В. Прямая электронная демократия в Российской Федерации:

/ . . , . . // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1.

C. 27-31.

интернет-конференции, интернет-голосования, мини референдумы по технологии «Town Hall

Meeting», управление через электронное адми-

,

государственных и муниципальных услуг, электронное взаимодействие с гражданами и др. То

,

демократии могут быть включены в отдельный

институт - институт электронной демократии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,

ученых и современное состояние государственного строительства и местного самоуправления , -

туты муниципальной демократии следующим образом: 1) непосредственная (прямая); 2) представительная; 3) консультативная; 4) коммуникативная; 5) электронная.

Данная классификация институтов муниципальной демократии является наиболее оптималь-

,

реализации муниципальной демократии, соответствует сегодняшнему реальному состоянию развития местного самоуправления и способствует эффективному применению всех форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. При этом, необходимо отметить, что не все реально существующие формы муниципальной демократии закреплены законом.

Ст. 130 Конституции Российской Федерации предусматривает осуществление местного самоуправления гражданами путем референдума, виборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. , -

ты прямой и представительной демократии.

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «

самоуправления в Российской Федерации», перечень форм муниципальной демократии намно-, -

ально существующих форм муниципальной демократии, а лишь такие как: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по , -

,

лица местного самоуправления, голосование по

вопросам изменения границ муниципального

,

образования; сход граждан; правотворческая

; -

; ;

собрание граждан; конференция граждан (со); ;

граждан в органы местного самоуправления.

, . 1 . 33 -

,

им формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия

населения в осуществлении местного само,

осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ,

данному Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов РФ. Это означает, что перечень форм муниципальной демократии, закрепленный в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является не исчерпывающим и остается открытым. Тем не менее, считаем, что этого недостаточно. Целесообразно законодательно закрепить и тем самым, обеспечить развития всех реально существующих, в том числе «нетрадиционных» (мини референдумы по технологии «Town Hall Meeting»,

Литература:

1. Авакьян CA. Конституционное право России: учебный курс в 2 т. М. : Юрист, 2005. Т. 1. 719 с. С. 363-364.

2. . .

: -

вы / Р.В. Амелин, С.Е. Чаннов // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 27-31.

3. . . -комуникативных связей органов местного самоуправления: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук специальность 10.01.10 - «^рналистика (политические науки)». М., 2010. 26 с.

4. . .

: -

зация муниципальной демократии в России. М. : Норма, 2008. 592 с.

5. . . // Ценности и смыслы. № 4 (32). 2014.

6. . .

поддерживающие ее технологии / В.И. Дрожжи-нов, АЛ. Штрик [Електронний ресурс] / URL: http://old.conf.infosoc.ru/2003/index.html/

7. . . -

: . 2- -. . : « », 2010. . 76.

8. . . -

мократии и особенности их развития в совре-// -

ственного университета. Серия: Право. 2011. 2. . 85-90. . 85.

9. -

ции: учебник для академического бакалавриата / Е.В. Авраамова [и др.]; под общ. ред. В.А. Виноградова. М. : Издательство Юрайт, 2016. 406 с.

10. Руденко В.Н. Институты прямой демократии в мобилизационных и согласительных политических системах (юпросы методологии исследования) / Политическая наука и политические процессы

в Российской Федерации и в Новых Независимых

:

, , 2002. -: -

интернет-опросы, интернет-конференции, интернет-голосования и др.) форм муниципальной демократии, которые будут способствовать эффективности механизма гарантирования прав

местного самоуправления в России.

, ,

нормативное регулирование всех форм муниципальной демократии является первоочередной задачей нашего государства на пути к повышению эффективности и оптимизации механизма гарантирования прав местного самоуправления.

Literature:

1. Avakyan S.A. Constitutional right of Russia: a training course in 2 t. M. : Lawyer, 2005. T. 1. 719 p. Page 363-364.

2. Amelin R.V. Direct electronic democracy in the Russian Federation: opportunities and prospects / R.V. Amelin, S.E. Channov // Constitutional and municipal right. 2017. № 1. P. 27-31.

3. Antipova V.G. Development is information -communicative communications of local governments: the abstract of the thesis for a degree of the candidate of political sciences specialty 10.01.10 -«journalism (political sciences)». M., 2010. 26 p.

4. Cooper N.S. Local government and constitutional justice: constitutionalization of municipal democracy in Russia. M. : Norm, 2008. 592 p.

5. Grechko P.K. Communication and democracy // Value and meanings. № 4 (32). 2014.

6. Drozhzhinov V.I. Electronic democracy and the technologies supporting it / V.I. Drozhzhinov, A.A. Shtrik [the Elektronny resource] / URL: http://old.conf.infosoc.ru/2003/index.html/.

7. Komarova V.V. Forms of direct democracy in Russia : manual. 2nd edition. M. : Prospekt publishing house, 2010. P. 76.

8. Kramarenko S.V. Forms of municipal democracy and feature of their development in modern Russia // Messenger of Voronezh State University. Series: Right. 2011. № 2. P. 85-90. P. 85.

9. Municipal right of the Russian Federation: the textbook for the academic bachelor degree / E.V. Avraamova [etc.]; under a general edition of V.A. Vinogradov. M. : Yurayt publishing house, 2016. 406 p.

10. Rudenko V.N. Institutes of direct democracy in mobilization and conciliatory political systems (research methodology questions) // Political science and political processes in the Russian Federation and in the New Independent states: materials of the international conference, Yekaterinburg, February, 2002. Yekaterinburg : Ural office of the Russian Academy of Sciences, 2003. [Electronic resource] //

мии наук, 2003. [Элеетронный ресурс] // URL:

http://www.espi.rU/Content/Conferences/Papers2002/r

udenko.pdf

11. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. 2-еизд., перераб. и доп. М. : ТК Велби,Изд-воПроспект, 2007. 672 с.

URL: http://www.espi.ru/ Content/ Conferences/ Papers2002/rudenko.pdf

11. Shugrina E.S. Municipal right of the Russian Federation : studies. 2-eizd., reslave. and additional M. : Shopping Mall Velbi, Izd-voprospekt, 2007. 672 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.