Научная статья на тему 'К вопросу о календаре как типе периодического издания (на примере календарей на татарском языке)'

К вопросу о календаре как типе периодического издания (на примере календарей на татарском языке) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
672
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ТАТАРСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / ПЕЧАТНЫЙ КАЛЕНДАРЬ / ТИПОЛОГИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ / HISTORY OF THE TATAR JOURNALISM / PRINTED CALENDAR / TYPOLOGY OF PERIODIC PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зайни Резеда Локмановна

В статье представлен разносторонний анализ календарей как типа периодического издания. Прослеживаются исторические трансформации календаря как вида периодики. Сопоставляются определения календаря, присутствующие в различных источниках. Особое внимание уделено рассмотрению различных видов татарских календарей и их роли в татарской публицистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents multilateral analysis of calendars as a type of periodical press. Historical transformations of calendar as a type of periodicals are revealed. Definitions of calendar given in various sources are compared. Particular attention is given to viewing different types of Tatar calendars and their role in Tatar journalism.

Текст научной работы на тему «К вопросу о календаре как типе периодического издания (на примере календарей на татарском языке)»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 5, ч. 1 Гуманитарные науки 2009

УДК 070(091)

К ВОПРОСУ О КАЛЕНДАРЕ КАК ТИПЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ (на примере календарей на татарском языке)

Р. Л. Зайни Аннотация

В статье представлен разносторонний анализ календарей как типа периодического издания. Прослеживаются исторические трансформации календаря как вида периодики. Сопоставляются определения календаря, присутствующие в различных источниках. Особое внимание уделено рассмотрению различных видов татарских календарей и их роли в татарской публицистике.

Ключевые слова: история татарской журналистики, печатный календарь, типология периодических изданий.

История слова «календарь» корнями уходит в Древний Рим, где в обязанности главного жреца входило громкое провозглашение первого дня каждого месяца и где глагол «са1аге» значил «выкликать» [1, с. 5]. Со временем появилось производное от него слово - имя существительное, означающее первый день месяца - «са11еМае». Видимо, через определенное время это привело к образованию нового слова, поскольку Большая советская энциклопедия сообщает, что в Древнем Риме вначале календарем (са1еМагшш) называли книжки кредиторов, куда записывались имена должников. Позднее календарем стали называть книги, содержащие сведения о культовых праздниках, дне рождения императора, о времени Сенатских собраний [2].

Первые татарские календари выходили под названием «Горрэлек». Название «Горрэлек» в переводе с арабского языка означает «новолуние, заря» [3, б. 38]. Следовательно, «Горрэлек» - пособие или книга, позволяющая определить начало нового месяца и вообще любой день года. Действительно, первые настольные календари на татарском языке, выходившие эпизодически до 1871 года, являлись как раз таким пособием для определения дня.

На титульных листах календарей К. Насыри уже стоит название «календарь». Д.К. Хайруллина считает, что термин «календарь» был введен в татарский язык именно К. Насыри [4].

Среди изданий дореволюционного времени встречается и такое название татарских календарей, как «тэкъвим», что в переводе с арабского языка означает «таблица, показывающая географические координаты» [3, б. 572]. Например, на титульном листе настенного календаря медресе «Мухаммадия» рядом со словом «календарь» стоит и слово «тэкъвим».

Самое первое свое издание календаря «Заман» (на 1901 год) Ш. Шагидуллин назвал «альманахом». На обложке рядом со словом альманах он пишет: «Полезная для всех и нужная ежедневно книга-календарь». Таким образом, он отождествляет термины «календарь» и «альманах».

И это не случайно, потому что в мире календари какое-то время назывались альманахами. Энциклопедия «Книга» указывает, что «альманах» - слово арабского происхождения и на арабском оно звучало как «аль манак». Заимствованные у арабов календарные таблицы с астрономическими и другими сведениями в Европе в средние века называли альманахами. Лишь в XVI - XVII вв. календари разделились на собственно альманахи и календари. После этого альманахами стали называться лишь литературно-художественные сборники, выходившие ежегодно, периодически или всего один раз [5, с. 32].

Таким образом, составители настенных и настольных календарей на татарском языке второй половины XIX - начала ХХ вв. свои издания называли «горрэлек», «тэкъвим», «альманах» и «календарь».

В настоящее время все изначальные названия этого издания не употребляются, используется только слово «календарь». И, что интересно, даже в современный период активной выработки собственно татарских терминов название «календарь» остается неизменным.

В Большой советской энциклопедии календарь определяется как издание в виде таблицы или книги, содержащее информацию о месяцах, числах, днях недели, праздниках и материалы по астрологии [2].

Аналогичное определение дается и в энциклопедии «Книга»: календарь -это «справочное издание, содержащее рисованные и (или) словесно-цифровые хронологические данные (день, месяц, год) и дополненное сведениями о праздниках, исторических событиях астрономического, научного, бытового характера, небольшими художественными произведениями и т. п.» [6].

В популярном иллюстрированном словаре-справочнике «Мир печати», составленном Ю.К. Якимович, календарем называется «рукописное или печатное произведение в виде таблицы или книжки, содержащее перечень месяцев, чисел, дней недели, праздников, знаменательных дат, астрономических сведений» [7, с. 74]. Как мы видим, этот автор называет календарь лишь произведением, а не отдельным видом издания. При разделении изданий на виды по характеру содержащейся в них информации он также не указывает календарь в списке видов изданий [7, с. 31-33].

У И.Д. Сытина, издателя русских календарей начала XX века, было свое представление об этих изданиях: «Я смотрел на календарь как на универсальную справочную книгу, как на домашнюю энциклопедию на все случаи жизни» [8, с. 110].

Редактор газеты «Русское слово» В.М. Дорошевич, прозванный в свое время «королем фельетонистов», дал в начале XX века характеристику газете. Он писал, что газета бывает универсальной и развлекательной, занимательной и интересной, остроумной и воспитанной, она не дает скучать и рассказывает о важных предметах [8, с. 131-132]. Таким образом, он обосновал программу идеальной, на его взгляд, газеты. Так же, как и В.М. Дорошевич, составители первых татарских календарей объясняли своим читателям, чем является календарь.

Например, в календаре издательства «Миллят» на 1912 год на странице 7 марта его составитель пишет, что раньше не было печатных календарей и поэтому простой народ никогда не мог узнать, когда будет начало того или другого месяца. «И вот теперь, когда стали печататься календари, - продолжает составитель, - тот, кто не пожалеет свои 20 копеек, будет знать об этом все. Кроме того, узнает много известий и получит знания» (КМ). В этих словах кратко, но ясно выражена своеобразная программа татарских календарей.

В календаре 1905 года, изданном в 1904 г., когда еще у татар не было собственных газет и журналов, на странице 7 января составитель дает объяснение разницы между газетами и календарями. Он пишет, что «газета - это книга, которая доводит ежедневно до читателя информацию о событиях, фактах; календарь же (издающийся в виде книги) - это книга, в которой говорится о значительных событиях всего года, об умерших за тот год, адресах городского населения, о возникновении или распаде государств в мире и о том, что произойдет в течение года» (КИХ).

Что характерно для календарей, какие у них имеются общие и отличительные черты по сравнению с другими видами печатных изданий: газетами, журналами, книгами, листовками, брошюрами и бюллетенями? Как и газеты, журналы, в некоторых случаях и бюллетени, календари, в отличие от книг, брошюр и листовок, являются периодическими изданиями. Если газеты содержат «официальную и оперативную информацию о политических, социально-экономических, научных, культурных и других событиях в мире» [5, с. 151-152], в журналах печатаются «публикации общественно-политического, научного или литературного характера, иллюстрации и др.» [5, с. 212], в бюллетенях публикуются «официальные материалы научного, справочного и рекламного характера, а иногда и обзорные статьи по вопросам, входящим в компетенцию издающего органа» [5, с.125], в листовках находят место «тексты (изображения) агитационно-политического или информационного характера» [5, с. 375], то календари являются собранием материалов по всем вышеперечисленным темам и направлениям.

В Риме в 59 г. до н. э. по указанию Цезаря на площадях и рынках стали вывешиваться написанные на глиняных дощечках «Ежедневные протоколы сената и римского народа» («Acta diumal senatus ac populi»), ставшие своеобразными прообразами газет. Со временем в официальную хронику, которая содержалась в указанных «Ежедневных протоколах...», стали включать предсказания, прогнозы погоды и описание происшедших атмосферных явлений [9, с. 9-10]. Такая же информация, как известно, публикуется и в календарях. Таким образом, интересно констатировать тот факт, что прообразы первых газет в мире и календари содержали аналогичные материалы.

Так как первые печатные календари ученые соотносят к «прагазетам» и «пражурналам» на татарском языке, то, на первый взгляд, для типологизации исторических календарей следует воспользоваться параметрами, разработанными для средств массовой коммуникации. Например, С.Г. Корконосенко для типологизации СМИ предлагает такие параметры, как регион распространения, учредитель, аудитория, легитимность издания, а также издательские характеристики (комплексные сведения о периодичности, тираже, распространенности,

формате, объеме издания) [10, с. 86-108]. Но так как эти параметры разработаны для современных СМИ с учетом явлений современной действительности и в них не учтена специфика календарных изданий, то, на наш взгляд, для типоло-гизации исторических календарей будет неразумно основываться лишь на них.

Поэтому при типологической характеристике татарских календарей мы попытаемся опереться на принцип типологического анализа, предложенный И.А. Гучковой в энциклопедическом издании «Книга». По типу календарного исчисления календари делятся на лунные и солнечные; по временному охвату -на «вечные», годовые и сезонные; по сфере использования - на религиозные и светские; по характеру информации - на универсальные и специальные; по целевому назначению - на научные, учебные, популярные, практические и рекламные; по конструкции - на листовые и отрывные и т. п. [6, с. 267].

Теперь обратимся к «Типологии изданий», опубликованной в 1990 г., третья часть которой посвящена периодическим и продолжающимся изданиям, куда включены газеты, журналы, бюллетени и календари. Еще в 30-е годы ХХ в. советский книговед Е.И. Шамурин относил календари, выходящие из года в год под одним и тем же названием (иногда с незначительными изменениями), к периодическим изданиям. Он выделяет пять признаков периодики, которые обозначены следующим образом: мыслимая бесконечность издания; большая или меньшая регулярность выхода; наличие в выпусках материалов смешанного характера; текучесть и злободневность материалов; плановость издания, выражающаяся в наличии организованной редакции, единоличной или коллегиальной, в опубликовании порядка выхода изданий, приема подписки на них. Автором подчеркивается, что главный типологический признак этого массива изданий заключен в самом термине «периодичность». Ученые отмечали крайнюю границу для периодики - год. С этой точки зрения автор также включает альманахи и календари в периодические и продолжающиеся издания [11, с. 176-177].

По материальной конструкции выделяются четыре группы календарей:

1) табель-календари (листовое настенное или карманное издание);

2) отрывные календари (настенные, скрепленные в верхнем поле, и настольные, скрепленные сбоку или сверху;

3) перекидные календари (настольные и настенные, не сшитые и не склеенные, а скрепленные спиралью или замком, через который перекидывается лист;

4) календари книжного типа (например, календари памятных дат).

По определению Е.И. Шамурина, табель-календарь - наиболее простая форма календаря. Это календарь-ежегодник в виде листового издания, содержащий перечень дней года, расположенных по месяцам и дням недели в табличной форме. Дополнительные сведения служат для украшения или носят рекламный характер.

Отрывной (перекидной) календарь это - календарь-ежегодник настенной или настольной формы, в котором на каждый день (неделю, месяц) отведены отдельные отрываемые (перекидываемые) листки. Е.И. Шамурин отмечает, что дополнительные сведения в этой группе календарей имеют большой объем, чем в табель-календарях, и могут играть более важную роль, определяя облик издания в целом. Так, известные еще с дореволюционных времен «численники»

дифференцировались по читательскому адресу. Они могли предназначаться женщинам, школьникам и другим категориям читателей [11, с. 200].

По типу календарного исчисления дореволюционные, а также выходившие в первые годы советской власти татарские календари относятся к солнечным: в них год начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря. Но в то же время в календарях приводятся сведения и по лунному летосчислению. В настольных календарях К. Насыри рядом с каждой таблицей с указанием времени восхода и захода солнца и долготы дня на каждый день определенного месяца представлена информация о месяцах мусульманского календаря. Такая же информация содержится и в календарях Ш. Рахматуллина. В настенных календарях лицевая сторона каждого листа определяет, которым днем какого месяца является текущий день по солнечному и лунному исчислениям. Такая традиция была заложена в настенных календарях Ф. Xалиди и X. Максуди и продолжена в настенных календарях издательств братьев Каримовых, «Сабах», «Миллят» и др. Таким образом, можно сделать вывод, что татарские календари второй половины

XIX - начала XX вв. по типу календарного исчисления одновременно являются и солнечными, и лунными.

Что касается временного охвата, то уже во второй половине XIX в. календари принимают вид ежегодных периодических изданий. Календари К. Насыри составлялись и выпускались с 1871 по 1897 год включительно (кроме 1886, 1887, 1895 гг.) - всего 24 раза ежегодно. Ш. Рахматуллин издавал календари с 1891 по 1901 год включительно с аналогичной периодичностью. В начале

XX в. календари «Заман» Ш. Шагидуллина выходили с 1901 по 1917 год, ежегодно по одному выпуску, календари «Машварат» М. Кадермати также издавались с 1914 по 1917 год ежегодно.

Среди множества печатных календарей на татарском языке имелись и такие, которые имели другую периодичность. Одним из них является настольный календарь, составленный М.Ш. Салиховым и изданный М.М. Аль-Сыртлаги в 1887 г. Они назвали свое детище «12-летним календарем». Правда, неизвестно, появились ли на свет следующие издания этого календаря через 12 лет, то есть в 1899 г. Название «12-летний календарь» основывается на том, что автор публикует в нем таблицу начала месяцев с 1306 по 1317 год по мусульманскому летосчислению, соответствующие 1889-1901 годам по христианскому летосчислению, что и указано на титульном листе данного издания (КМС).

Второй отличный от других своей периодичностью календарь - это 25летнее издание Ф. Xалиди, выпущенное на средства В. Морозова и его сыновей в 1899 г. В нем также указаны дни, приходящиеся на начало каждого мусульманского месяца (КФX). Конечно же, через 25 лет, то есть в 1924 г., не было выпущено следующее его издание. Но, несмотря на это, 25-летний календарь Ф. Xалиди является одним из типов исторических календарей по такому признаку, как периодичность.

По сфере использования первые русские календари, точнее сказать, их прообразы, а именно: святцы, мартирологи, синаксарии, четьи-минеи, в самом начале являлись церковными книгами, содержали «жизнеописания святых», молитвы, поучения по месяцам и на каждый день [12, с. 125]. А первые татарские календари, в отличие от них, можно отнести к светским изданиям, потому

что в них не были обнаружены молитвы, хадисы или проповеди, лишь в некоторых встречались нравоучения.

Первые татарские календари были универсальными по содержанию. Например, настольные календари К. Насыри и Ш. Рахматуллина, настенный календарь братьев Каримовых мы относим к разряду универсальных изданий. Календарное дело продолжало развиваться, и со временем стали появляться специализированные издания. Календари «Шарык» К. Баширова, а также «Заман» Ш. Шагидуллина уже можно считать специализированными календарями. Характер помещенных в них материалов, а именно сведения о денежных средствах, мерах измерения, средствах передвижения по стране, наводят на мысль, что издание было направлено на специальную аудиторию торговцев и предпринимателей. Анализ материалов календарей С. И. Строганова доказывает, что они имели специализированное медицинское тематическое направление.

По целевому назначению календари могут быть научными, популярными, практическими, учебными и рекламными. Однообразия по этому принципу классификации у татарских календарей не наблюдается. К. Насыри в свои календари помещал научно-популярные статьи, хронологические сведения, статистические данные по истории, географии, астрономии, поэтому по целевому назначению издания К. Насыри можно отнести к научно-популярным календарям.

Календари Ш. Рахматуллина отличаются тем, что в большинстве случаев состоят из справочных материалов об услугах почты и телеграфа, железной дороги, маршрутах между городами, судебных уставах. Поэтому эти издания по целевому назначению мы называем справочными.

В настольных календарях Ф. Халиди, Х. Максуди, С. Аль-Сатмыша, братьев Каримовых, «Сабах», «Миллят» нет научных статей. В основном они знакомят читателей с интересными явлениями, происходящими в мире, дают практические советы, знакомят с литературными произведениями. Поэтому эти издания по целевому назначению причисляем к популярным литературным практическим календарям.

Были среди исторических татарских календарей и рекламные издания. В Москве выходили настенные календари С.И. Строганова. В них статьи о правилах личной гигиены очень удачно переплетаются с рекламой продукции косметической фирмы С.И. Строганова.

Что касается конструкции календарей, все календарные издания, выпущенные с 1841 года до начала последнего десятилетия Х1Х в., были листовыми, то есть настольными. Лишь в 1889 г. (по предположению Р. Нуруллиной) [13] или в 1893 г. (по версии М. Гайнуллина) [14, б. 554-555] появились первые отрывные, то есть настенные календари. К настольным календарям относятся издания, составленные К. Насыри и Ш. Рахматуллиным, а также 25-летний календарь Ф. Халиди, «Заман» Ш. Шагидуллина, «Машварат» М. Кадермати, «Ша-рык» К. Баширова. Календари Х. Максуди, Ф. Халиди, издательских домов «Сабах», «Миллят», братьев Каримовых, «Каримов, Хусаинов и К» были настенными. Среди календарей выделяется издание С.И. Строганова: оно называется настенным, но каждый его лист посвящен не одному дню, как это принято в обычных настенных календарях, а одной неделе.

Настольные календари вначале выпускались форматом А5, с начала ХХ в. они стали издаваться на листах формата А4. А настенные календари всегда выходили на листах формата А6.

Таким образом, татарские печатные календари, появившиеся в последнем десятилетии первой половины XIX в., сформировались в типологическом отношении во второй половине XIX - начале ХХ вв. В советское и постсоветское время календарь как тип издания достиг высокой степени развития: повышается его социально-идеологическая роль, расширяется читательская аудитория, меняется целевое назначение. Расширение читательской аудитории идет за счет издания календарей узкотематического направления, а также с учетом демографических признаков: появились издания для мужчин и женщин, для детей, юношества и подростков.

Появившись на месте отсутствующих газет и журналов и некоторое время выполняя их функции, татарские календари смогли занять свое место среди других изданий: они и по сей день представляют собой важное средство массовой и специальной информации.

Summary

R.L. Zaini. Calendars as a Type of Periodicals (on the Example of Tatar-Language Calendars).

The article presents multilateral analysis of calendars as a type of periodical press. Historical transformations of calendar as a type of periodicals are revealed. Definitions of calendar given in various sources are compared. Particular attention is given to viewing different types of Tatar calendars and their role in Tatar journalism.

Key words: history of the Tatar journalism, printed calendar, typology of periodic press.

Источники

КМ - Настенные календари издательского дома «Миллят» на 1912-1914 годы. - Казань.

КИХ - Календарь на 1905 год. - Казань: Литотипография И.Н. Харитонова, 1904.

КМС - 12-летний календарь М.Ш. Салихова. - Казань, 1887. - 31 б.

КФХ - 25-летний настольный календарь Ф. Халиди. - Казань, 1899.

Литература

1. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991. - 496 с.

2. Толмачев А. Календарь // БСЭ. - М., 1973. - Т. 11. - С. 200.

3. Гарэпчэ-татарча-русча алынмалар CYЗлеге (Арабско-татарско-русский словарь заимствований). - Казан: Тат. кит. нэшр., 1965. - 854 б.

4. Хэйруллина Д.К. Каюм Насыйри hэм татар телендэ беренче басма календарьлар (Каюм Насыри и первые печатные календари на татарском языке) // Тез. докл. III науч. конф. молодых ученых. - Казань, 1974. - Б. 63-65.

5. Книга: Энциклопедия / Гл. ред. В.М. Жарков. - М.: Большая рос. энцикл., 1998. -800 с.

6. Гучкова И А. Календарь // Книга: Энциклопедия / Гл. ред. В.М. Жарков. - М.: Большая рос. энцикл., 1998. - С. 268.

7. Якимович Ю.К. Мир печати. Популярный иллюстрированный словарь-справочник / Науч. ред. В.П. Смирнова. - М.: Домограф, 2001. - 295 с.

8. Сытин И.Д. Календарь // Жизнь для книги: И.Д. Сытин. Страницы пережитого; Современники о И.Д. Сытине. - М.: Книга, 1985. - С. 107-120.

9. ПрутцковГ.В. Введение в мировую журналистику: Антология в 2 т. - М.: Омега-Л; ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Т. 1. - 416 с.

10. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 287 с.

11. Типология изданий / Ред. А.Э. Мильчин. - М.: Книж. палата, 1990. - 231 с.

12. Алексеев А. Из истории русских календарей // Альманах библиофила. - М.: Книга, 1984. - Вып. 16. - С. 124-146.

13. Нуруллина Р.М. Беренчелэрнец берсе (Ьади Максудиньщ тууына 125 ел тулу уцае белэн) (Первый из первых. По случаю 125-летия со дня рождения Xади Максуди) // Ватаным Татарстан. - 1993. - 1 окт.

14. Гайнуллин М.Х. Татар эдэбияты. XIX йез. (Татарская литература. XIX век). - Казан: Тат. кит. нэшр., 1968. - 691 б.

Поступила в редакцию 17.02.09

Зайни Резеда Локмановна - кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской журналистики Казанского государственного университета.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.