УДК 34 ББК 67
К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ НЕПРАВОМЕРНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ КАК О ФАКТОРАХ, ТРЕБУЮЩИХ УКРЕПЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В ДАННОЙ СФЕРЕ
САНДЖАР САЛАМАТОВИЧ ДЖОЛДОШЕВ,
адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Рецензент: кандидат юридических наук, доктор экономических наук, главный редактор издательства ЮНИТИ-ДАНА Н.Д. Эриашвили
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты неправомерного распространения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в Российской Федерации и Кыргызской Республике. Указывается необходимость укрепления гражданско-правового регулирования в данной сфере в качестве профилактической меры противодействия незаконному обороту этих веществ.
Ключевые слова: борьба, противодействие незаконный, неправомерный, оборот, распространение, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, прекурсоры, наркотизация, наркобизнес, гражданско-правовое регулирование, Российская Федерация, Кыргызская Республика, организованная преступность, транснациональная преступность.
Abstract. The article deals with some aspects of illegal distribution of narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues in the Russian Federation and the Kyrgyz Republic. It indicates the need to strengthen civil-legal regulation in this area as a preventive measure to combat illicit trafficking of these substances.
Keywords: fight, combating illegal, unlawful, trafficking, distribution, narcotic drugs, psychotropic substances, their analogues, precursors, anesthesia, drug trafficking, civil-law regulation, the Russian Federation, Kyrgyzstan, organized crime, transnational crime.
В настоящее время проблема незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (далее наркотики, наркотические средства или вещества) приобрела глобальный характер1, общемировую значимость, поскольку ее масштабы охватили почти все страны.
Противодействие неправомерному распространению наркотических средств и борьба с наркопреступностью является приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и Кыргызской Республики, продиктованное их (государственной) антинарко-
тической политикой. Главными поводами ужесточения наркоконтроля служат угроза национальной безопасности2, исходящая от преступных действий наркосиндикатов и наркотизации населения, способствующие подрыву здорового генофонда нации и криминализации общества.
Применением терминологии «неправомерное распространение» вместо «незаконного оборота», ставшего традиционным, акцентируется внимание на противоправность данного явления, что охватывает не только уголовно наказуемые деяния, но и, административные и гражданские правонарушения
в сфере оборота наркотических средств. При этом, термины «оборот» и «распространение» по смыслу одинаковы, однако второе подчеркивает географический и экспансивный характер данного деяния. Термин «противодействие» чаще используется в Законе Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 28 мая 1998 г.3 и в Федеральном законе Российской Федерации от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»4. Данные законы определяют государственную политику этих стран в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Характеризуя неправомерное распространение наркотиков, следует отметить, что данный вид теневого бизнеса стал транснациональным и объединил в свои ряды наркодельцов со всего мира. Это закономерный процесс, так как преступные группировки, занимающиеся незаконным оборотом указанных средств и веществ, для налаживания стабильной торговли и распространения устанавливают взаимовыгодные контакты со своими заграничными «коллегами» (сообщниками). Во многом этому способствует также тот факт, что наркотические средства производятся в одних странах, а потребляются (пользуются спросом) в других. Поэтому государственные и таможенные границы, расстояния и другие географические, а также геополитические барьеры могут быть преодолены. Транснациональный характер данного преступления позволяет организованным преступным группам, используя свои связи на местах, т.е. конкретных участках по месту их нахождения, создавать благоприятные и беспрепятственные условия для наркоторговли с заграничными партнерами.
Таким образом, география данного вида преступности и сеть каналов поставки указанных веществ настолько обширна, что своими масштабами охватила значительную часть мирового пространства.
Одним из аспектов рассматриваемой проблемы заключается в том, что наркобизнес в силу своей экономической составляющей и общественной опасности, переплетается с другими формами организованной преступности. При рассмотрении механизма наркоторговли, усматривается ее доминирующая роль в криминализации общества и укреплении
всей преступности5. Распространение и употребление наркотических средств (наркотизация) порождают ту общественно-негативную атмосферу, которая способствует (благоприятствует) процветанию криминала в целом. В этом плане незаконный оборот наркотических и им подобных средств является фоновым явлением криминальной сферы. Наркоиндустрия подпитывает преступность, стимулирует ее рост и вовлекает в преступные ряды граждан, которые зачастую, попадая в неблагоприятную среду (ситуацию), совершают правонарушения.
Распространение наркотиков и подобных им веществ, как сложное социальное явление, тесно связано с организованной преступностью и является одной из ее разновидностей. При этом наркопреступления совершаются в сопряжении с другими видами преступлений общеуголовного или экономического характера, в том числе коррупционной направленности. Поэтому, в Национальной стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013—2017 годы прямо указано на необходимости «проведения системной борьбы с коррупцией, организованной преступностью, нар-котрафиком»6. Группу преступлений наркотической направленности образуют такие незаконные деяния, как, изготовление, приобретение, хранение, перевозка и сбыт наркотиков; посев и выращивание запрещенных к возделыванию или выращиванию наркосодержащих культур; кражи наркотических средств, в том числе медицинских препаратов; организация и содержание притонов для употребления наркотиков; подделка, изготовление и сбыт медицинских рецептов для приобретения наркотиков; контрабанда наркотиков; создание подпольных цехов и лабораторий для изготовления синтетических наркотиков.
Как правило, наркобизнес своей конечной целью имеет легализацию преступно нажитых средств путем их «отмывания» различными криминальными схемами, в том числе последующего их вложения в законный бизнес. Однако это не единственная цель наркопреступников. Наряду с этим, они также преследуют цель массовой наркотизации населения. Без этого достижение указанного преступного результата невозможно. Спрос на наркотики рождается потребностью населения в нем. Главным условием для этого служат маркетинговые манипуля-
ции наркодилеров, которые пользуясь человеческой склонностью к наркотикам на персональном уровне (применяя индивидуальные методы) вовлекают здоровых граждан либо уязвимые слои общества в употребление наркотиков. По началу, это происходит банальным «угощением», а далее в связи с возникшей и нарастающей потребностью происходит реализация наркотиков. Этот механизм хорошо отлажен в криминальной среде, является «традиционным» и успешно применяется десятилетиями.
Данная картина, иллюстрирует, насколько криминальные элементы проникли в общество, пронизывая ее на всех уровнях. На этих уровнях работает огромное число злоумышленников, которые готовы воспользоваться каждой лазейкой и брешью в системе государственного наркоконтроля. Одним из таких уязвимых участков в данной системе является оборот наркотических и психотропных средств в промышленных и социальных целях. То есть речь идет о правомерном производстве и обороте указанных средств, регулируемое законодательством России и Киргизии. Именно нарушение требований этих нормативно-правовых актов влечет «переход» наркотических средств из легального оборота в сферы криминального.
Наркосодержащие препараты и психотропные средства для медицины незаменимы. Следовательно, их производство обязательно для человечества, поскольку они поддерживают жизнедеятельность тяжелобольных, служат анестетическими средствами и используются в реабилитации больных. Здесь важным аспектом выступает контроль над отпуском этих препаратов, их целевое использование. При этом, во избежание наркозависимости больных, необходимо минимизировать вред от применения наркотических препаратов, в частности предотвратить их необоснованное назначение либо продления употребления.
Между тем, негативное влияние незаконного оборота наркотических средств, проявляется в том, что лица, занимающиеся этим преступным промыслом, наживаются на сотнях тысячах лиц, безнадежно больных наркоманией и бедах их семьей. В этой связи следует отметить, что за последние годы социальная база распространения наркотических и психотропных средств качественно изменилась. Немедицинское потребление наркотиков носит мас-
совый характер и охватывает практически все слои общества. Социально-демографический портрет лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, свидетельствует о прогрессирующем омоложении и феминизации наркомании. Антиобщественный образ жизни усугубляет процесс наркотизации личности и ведет к личностной деградации, детерминируя совершение преступлений.
Наличие уголовной ответственности за распространение указанных средств не останавливает наркоторговцев. Эта мера не достаточна для подавления теневой наркоиндустрии. Поэтому целесообразно ведение борьбы с данным видом преступности на всех уровнях и с применением всего комплекса средств, к которым относятся нормы уголовного, административного и гражданско-правового законодательства Российской Федерации и Кыргызской Республики. Здесь следует также подчеркнуть, что эффективность законодательства оценивается, прежде всего, по результатам его практического применения компетентными органами этих стран, которые отражаются в их отчетах и динамике преступности. Статистика наркоситуации в России и Киргизии свидетельствует о том, что, несмотря на принимаемые меры, данная сфера вызывает особую озабоченность правоохранителей и общественности.
Правоприменительная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации и Кыргызской Республики по противодействию неправомерному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, прежде всего, состоит из профилактических, контрольно-надзорных и иных мероприятий. Профилактическая деятельность этих органов заключается в воспрепятствовании наркоторговли и изолировании ее негативного влияния от той части общества, которая еще не поражена этим явлением. Данная работа, будучи комплексной, должна включать индивидуально-профилактическое воздействие на личность и проводиться на уровне семьи.
Говоря о роли государства в этом процессе, следует отметить, что законодательство и правоприменительный аппарат, противостоят незаконному обороту наркотических средств, тем самым охраняют здоровую часть населения от наркомании и предпринимают меры выздоровления лиц, страдающих
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
наркоманией. Суть указанных мер, заключается в защите человека, его права и свободы, которые Конституцией Российской Федерации (ст. 2)7 и Конституцией Кыргызской Республики (ст. 16)8 провозглашены высшей ценностью.
Таким образом, государство берет на себя обязанность по охране жизни, чести, достоинства и других естественных прав человека, закрепив это на законодательном уровне, тем самым признает эту сферу деятельности приоритетной. Эти обязательства составляют правовую основу борьбы с преступностью и иными правонарушениями в сфере оборота наркотических средств, представляющие угрозу жизни и здоровье каждого гражданина.
Подводя итоги сказанному, следует подчеркнуть, что характер и тенденция неправомерного распространения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, требуют скорейшего совершенствования института гражданско-правового регулирования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в России и Киргизии.
Слабый контроль за оборотом наркотических средств является одним из потенциальных каналов их «утечки» в сферу криминального оборота и наркоиндустрию. В этом и состоит актуальность гражданско-правового регулирования оборота наркотиков.
1 Лунеев В.В. Эпоха глобализации и преступность: монография // М.: 2016. С. 5—9.
2 Гуров А.И. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации и их уголовно-правовое регулирование // Уголовное право в XXI в. М.: 2002. С. 13—17.
3 Закон Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 28 мая 1998 г. № 66. Ст. 1.
4 Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
5 Курченко В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты // (Теория и практика уголовного права и уголовного процесса) СПб.: 2003. С. 9.
6 Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013—2017 годы. Ч. 1, гл. 2, п. 2.10. (В редакции Указа Президента Кыргызской Республики от 27 сентября 2013 г. УП № 194).
7 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
8 Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г. в редакции от 28 декабря 2016 г. (Законом Кыргызской Республики от 28 декабря 2016 г. № 218).
УЧЕБНИК
ПОД РЕДАКЦИЕЙ
ИМ СЫДОРУКА А.В. ЕНДОЛЬЦЕВОЙ О.Д. ЖУКА
ПРАВО
ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ДЕСЯТОЕ ИЗДАНИЕ
Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Гриф Ми-нобрнауки РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендоль-цевой, О.Д. Жука. 10-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 463 с.
В учебнике рассмотрены вопросы правового статуса судебных и правоохранительных органов Российской Федерации и правоприменительных органов зарубежных стран.
Особенности правового регулирования деятельности правоохранительных органов Российской Федерации представлены с учетом положений таких доктринально-концептуальных документов, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Концепция общественной безопасности Российской Федерации и др.
Вопросы судоустройства в Российской Федерации рассмотрены с учетом последних изменений и дополнений, касающихся введения с сентября 2015 г. в Российской Федерации Кодекса административного судопроизводства. Для бакалавров и магистров, изучающих основы правоведения.