Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ЭВОЛЮЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НИГЕРИИ'

К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ЭВОЛЮЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НИГЕРИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
400
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИГЕРИЯ / NIGERIA / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / АФРОЦЕНТРИЗМ / AFROCENTRISM / ВОЕННЫЙ ПАКТ / MILITARY PACT / ВНУТРЕННИЕ РЕАЛИИ / ЭКОВАС / ECOWAS / ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / EXTERNAL DETERMINANTS / ГРАЖДАНСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / CIVIL AND ECONOMIC DIPLOMACY / INTERNAL REALITIES / DOMESTIC REALITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гбадебо Афолаби

Озабоченность нигерийцев в стране и за рубежом в течение многих лет была связана с выработкой внешнеполитического курса Нигерии и необходимостью ее формирования и корректировки в соответствии с существующей реальностью, а именно - с доминирующими процессами внутри страны, а также с динамичным характером отношений с другими странами мира. Автор стремится выяснить содержание концепции внешней политики государства, особенности ее реализации. Он освещает цели, принципы, а также конституционные нормы, которые определяют основы внешнполитического курса страны. Показано, что когда Нигерия обрела независимость в 1960 году, ее цели состояли в том, чтобы обеспечить осуществление эффективной внешней политики на благо всего народа. Вместе с тем, выработка и реализация внешнеполитического курса страны шла с немалыми трудностями и противоречиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON THE CHARACTER OF THE EVOLUTION OF NIGERIA''S FOREIGN POLICY

The concern of Nigerians in the country and abroad over the years has been linked to the formulation of Nigeria's foreign policy course and the need for its formation and adjustment in accordance with the existing reality, namely, with the dominant processes within the country, as well as with the dynamic nature of relations with other countries of the world. The author seeks to clarify the content of the concept of the foreign policy of the state, the features of its implementation. It highlights the goals, principles, as well as the constitutional norms that determine the basis for the foreign policy course of the country. It is shown that when Nigeria gained independence in 1960, its goals were to ensure the implementation of an effective foreign policy for the benefit of the whole people. At the same time, the development and implementation of the foreign policy course of the country was accompanied by considerable difficulties and contradictions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ЭВОЛЮЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НИГЕРИИ»

http://www.perspektivy.info/history/vneshnaja_politika_kitajskoj_narodnoj_respubliki_v_1949_1976_gg_2016-08-15.htm (data

obrashcheniya: 03.05.2018)

8. Vystupleniya i vyskazyvaniya Dehn Syaopina. Sbornik. - M.: Progress, 1979. -285 s.

9. Gruppa BRIKS: istoriya i celi sozdaniya//sajt RIA Novosti . [EHlektronnyj resurs]. - URL: https://ria.ru/spravka/20110414/364351996.html (data obrashcheniya 13.05.2018)

10. Deklaraciya spravedlivosti: 20 let nazad Rossiya i Kitaj nachali sozdavat' mnogopolyarnyj mir// Russia Today na russkom. [EHlektronnyj resurs]. Data publikacii 23.04.2017. -URL: https://russian.rt.com/world/article/382049-rossiya-kitai-mnogopolyarnyi-mir (data obrashcheniya 13.05.2018)

11. Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu RF i KNR//sajt MID RF. [EHlektronnyj resurs]. -URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/576870 (data obrashcheniya 12.05.2018)

12. Istoriya pogranichnogo voprosa mezhdu Rossiej i Kitaem. Spravka// sajt RIA Novosti. [EHlektronnyj resurs]. -URL: https://ria.ru/spravka/20080721/114550501.html (data obrashcheniya 13.05.2018)

13. Istoriya yadernoj programmy Kitaya// sajt RIA Novosti [EHlektronnyj resurs]. -URL: https://ria.ru/spravka/20150115/1042543537.html (data obrashcheniya 15.05.2018)

14. Kalashnikov P.A. Sovetsko-kitajskie kul'turnye otnosheniya. Diss. ... kand. ist. nauk. - M., 2010. - 211s.

15. Karimova M. Perspektivy ehkonomicheskogo sotrudnichestva Tadzhikistana so stranami SHOS// Central'naya Aziya i Kavkaz. -2012. - T15. - №1. - S.159-168.

16. Kitajskaya Narodnaya respublika. Konstituciya i zakonodatel'nye akty/ Perevod s kitajskogo. Sost.: Egorov K.A., Pod red.: Gudoshnikov L. M.; Per.: Ahmetshin N.H. - M.: Progress, 1984. - 470 s.

17. Titarenko M.L. Kursom druzhby, sotrudnichestva i sorazvitiya (k desyatiletiyu Dogovora o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu RF i KNR ot 16 iyulya 2001 g. // KNR politika, ehkonomika, kul'tura. - M.: IDV RAN, 2011. - S. 6-20.

18. Lyan'heh gunbao. Sovmestnoe kommyunike KNR i SSHA // Hunci. - 1972. - №3.- S. 5-7.

19. Nyu Czyun'. Mao Czehdun «san' geh shicze» li lun' dy yan'czyu gan"yao. Nabroski k izucheniyu teorii «trekh mirov» Mao Czehduna // Van' nyan' Mao Czehdun. Pozdnie gody Mao Czehduna. - Pekin, 1989. - S. 80-87.

20. O rossijsko-kitajskih otnosheniyah strategicheskogo partnerstva// sajt MID RF. [EHlektronnyj resurs]. -URL: http://www.mid.ru/strategiceskoe-partnerstvo-s-kitaem (data obrashcheniya 24.06.2018)

21. Ot druzhestvennogo soyuza Kitaya i SSSR do kitajsko-rossijskogo partnerstva strategicheskogo vzaimodejstviya // sajt onlajn-gazety ZHen'min' zhibao. [EHlektronnyj resurs]. Data publikacii 17.08.2009. -URL: http://russian.people.com.cn/31857/97676/97787/6730454.html (data obrashcheniya 10.06.2018)

22. Sbornik rossijsko-kitajskih dogovorov. 1949-1999gg. - M. 2000. - S.150.

23. SSSR - KNR. Preodolet' prepyatstviya mozhno lish' soobshcha// Argumenty i Fakty. № 50 12/12/1987// sajt gazety Argumenty i Fakty [EHlektronnyj resurs]. -URL: http://www.aif.ru/archive/1649208 (data obrashcheniya 15.05.2018)

24. Su syu dy huan"yan' heh lishi dy chzhehneyan. Lozh' sovetskih revizionistov i istoricheskaya pravda. - Pekin: ZHehn'min' chubanypeh, 1977. - 289 s.

25. Su Ci. Lun' chzhun su gun guansi chzhehnchanhua. O normalizacii otnoshenij mezhdu kitajskimi i sovetskimi kommunistami. -Tajbehj: San' min' shuczyuj, 1991. - 306 s.

26. CHzhao Incun. EHkonomicheskaya pomoshch' Sovetskogo Soyuza Kitajskoj Narodnoj Respublike v 1949-1959 gg. Diss. ... kand. ist. nauk. - M., 2003. - 189 s.

27. CHzhun EH. «Ajhun' tyaoyueh» yuj su syu bacyuan' loczi. Kitaj sko-russkij «Ajgun'skij dogovor» i gegemonistskaya logika sovetskih revizionistov // Lishi yan'czyu. - 1976. - № 4. - S. 105-120.

28. CHzhunhua zhehn'min' gunhehgo tyaoyueh czi (Sbornik dogovorov Kitajskoj Narodnoj Respubliki). - Vyp. I-XVIII. - Pekin, 1958-1974.

29. China statistical yearbook 1996// sajt nacional'nogo statisticheskogo byuro KNR [EHlektronnyj resurs]. -URL: http://www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/yearlydata/YB1996e/P16-7e_2.htm (data obrashcheniya 14.05.2018)

30. China statistical yearbook 2015// sajt nacional'nogo statisticheskogo byuro KNR [EHlektronnyj resurs]. -URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2015/indexeh.htm (data obrashcheniya 14.05.2018)

ВИНОГРАДОВ ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ - аспирант Института истории и политики Московского педагогического государственного университета.

VINOGRADOV, ILIA S. - Ph.D. student, Department of the modern and contemporary history, Institute of history and politics, Moscow State University of Education (vinbel19@mail.ru)

УДК 94(669)« 1960/2018»: 327

ГБАДЕБО АФОЛАБИ К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ЭВОЛЮЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НИГЕРИИ

Ключевые слова: Нигерия, внешняя политика, афроцентризм, военный пакт, внутренние реалии, ЭКОВАС, внешние детерминанты, внутренние реалии, гражданская и экономическая дипломатия.

Озабоченность нигерийцев в стране и за рубежом в течение многих лет была связана с выработкой внешнеполитического курса Нигерии и необходимостью ее формирования и корректировки в соответствии с существующей реальностью, а именно - с доминирующими процессами внутри страны, а также с динамичным характером отношений с другими странами мира. Автор стремится выяснить содержание концепции внешней политики государства, особенности ее реализации. Он освещает цели, принципы, а также конституционные нормы, которые определяют основы внешнполитического курса страны. Показано, что когда Нигерия обрела независимость в 1960 году, ее цели состояли в том, чтобы обеспечить осуществление эффективной внешней

политики на благо всего народа. Вместе с тем, выработка и реализация внешнеполитического курса страны шла с немалыми трудностями и противоречиями.

GBADEBO AFOLABI

TO THE QUESTION ON THE CHARACTER OF THE EVOLUTION OF NIGERIA'S FOREIGN POLICY

Keywords: Nigeria, foreign policy, afrocentrism, military pact, internal realities, ECOWAS, external determinants, domestic realities, civil and economic diplomacy.

The concern of Nigerians in the country and abroad over the years has been linked to the formulation of Nigeria's foreign policy course and the need for its formation and adjustment in accordance with the existing reality, namely, with the dominant processes within the country, as well as with the dynamic nature of relations with other countries of the world. The author seeks to clarify the content of the concept of the foreign policy of the state, the features of its implementation. It highlights the goals, principles, as well as the constitutional norms that determine the basis for the foreign policy course of the country. It is shown that when Nigeria gained independence in 1960, its goals were to ensure the implementation of an effective foreign policy for the benefit of the whole people. At the same time, the development and implementation of the foreign policy course of the country was accompanied by considerable difficulties and contradictions.

С 1960 г., когда Нигерия обрела независимость, политическая ситуация в Африке и мире значительно изменилась. Однако внешняя политика Нигерии все это время тщательно разрабатывалась в соответствии с ее ролью «большого брата» для африканских стран и, как ожидается, она будет и далее определять ее значение, как ведущего игрока на континенте. Сменявшие друг друга режимы, с момента обретения страной независимости, последовательно играли эту роль, даже вопреки позиции различных групп интересов. Консервативный подход нигерийских лидеров, проводивших этот внешнеполитический курс во время холодной войны, определялся ориентацией на Запад (против вступления в состав Движения неприсоединения и развития отношений с Советским Союзом) и вызывал критическое отношение некоторых нигерийцев. Причем этот консервативный подход заставил их активно изучить внешнюю политику - статичную, на фоне динамичного характера внешней политики некоторых дугих стран мира. Кроме того, некоторым ученым, комментаторам и наблюдателям в Нигерии было крайне важно понять содержание внешнеполитического курса, основанного на фиксации внимания на Африке, как главном приоритете внешних отношений, выяснить почему от этого курса, в который вложены значительные средства, трудно отказаться.

Концепция внешней политики.

Для некоторых ученых внешняя политика - это группа мер, принимаемых правительством, которое занимается вопросами безопасности, обороны, двусторонних и экономических отношений. Это деятельность, в рамках которой страна имеет дело с другими странами, неправительственными и международными организациями, а также отдельными лицами. Однако концепция внешней политики и ее применимость проявляются по-разному. Исследуя этот вопрос, целесообразно изучить различные определения понятия.

Франкель определяет внешнюю политику как целый ряд действий, а также набор принципов, влияющих на эти действия, которые принимают во внимание внешние ситуации и факторы, суммируют планы и действия, принимаемые ответственными лицами, с целью достижения долгосрочных и краткосрочных целей [1]. Рассматривая частные и фундаментальные компоненты, внешняя политика состоит из двух элементов: национальных целей, которые должны быть достигнуты, и способов их осуществления. Согласно П. Фаму, взаимодействие между национальными целями и ресурсами для их достижения является постоянным субъектом государственного управления. В этом плане внешняя политика всех наций - больших и малых, одинакова [2]. Короче говоря, формирование внешней политики является динамичным процессом, связанным с взаимодействием между внутренней и внешней средой. Один фактор движет другой. Но Алуко замечает, что никто не сформулировал общепринятого определения понятия внешней политики, и, вероятно, никому это не удастся [3]. Этот вывод Алуко можно рассматривать как принципиально

важный, так как многие ученые на протяжении долгих лет пытались выработать универсально приемлемое определение предмета, но так и не преуспели в этом, потому что внешнеполитические детерминанты одной страны всегда отличаются от других.

В своей попытке определить предмет, Нортхед концептуализирует внешнюю политику как взаимодействие между внешним и внутренним, как проявление внутренних и внешних реальностей [4]. В своем определении Франкель определяет внешнюю политику по-другому - как «те решения и действия, которые в какой-то степени связаны отношениями между одним государством и другими» [5]. Это определение приближает нас к тому, что другие говорят о внешней политике, как действиях правительства и его отношениях с другими странами мира. Алуко даже цитировал Ч.Берда, что «внешняя политика государства обычно относится к общим принципам, посредством которых государство регулирует свою реакцию на свою международную среду» [6].

Определение Ч.Берда относится к общим принципам, определяющим внешнюю политику государства, и к реакциям по важным вопросам обычно основываются на таких принципах. Рассматривая другое определение внешней политики, Уоллес говорит, что «внешняя политика - это область политики, которая объединяет все важные границы между национальным государством и его международной средой» [7], а Лентер рассматривает внешнюю политику как «межсекторальную часть внутреннего и международного аспекта жизни страны» [8]. Адениджи видит внешнюю политику как проекцию национальных интересов страны на транснациональную арену и последующее взаимодействие одного с другим. Он утверждает, что внешняя политика обусловлена двумя детерминантами, а именно внутренними и иностранными. По его словам, внутренние детерминанты включают географическое местоположение, размер, характер территории, природные ресурсы, политическую культуру и процесс, политическое руководство и состояние экономики. Иностранные детерминанты представляют собой характер международной системы, включая распределение власти, восприятие государства другими государствами и события в рамках многосторонней системы [9].

Определение Адениджи более широкое, но преинципиально схоже с другими. Две детерминанты (внутренняя и иностранная), упомянутые им, являются основными в определении внешней политики любой нации. Наконец, Салию в своем определении внешней политики утверждает, что внешняя политика государства основывается на понимании окружающей среды, в которой она действует. Эта среда имеет внутренние и внешние компоненты. Однако принципиально внешняя политика - это проекция внутренних чувств и стремлений, под влиянием внешних реалий [10]. Для Салию окружающая среда определяет внешнюю политику страны и не требует, чтобы внешняя политика страны А была такой же, как и у странаы В.

При рассмотрении внешней политики, не следует полагать, что Нигерия с момента получения независимости от Великобритании в 1960 году была способна изучить непосредственную окружающую среду и ожидания своих людей, прежде чем смогла выработать свою внешнюю политическую линию. Главный приоритет нигерийского правительства в 1960-х годах состоял в том, чтобы решить внутренние проблемы и осуществить стремление новой независимой нации к утверждению во внешнем мире. В свете этого, внешняя политика может быть определена как средство прогнозирования внутренних реалий и стремлений страны к внешнему миру.

Внешняя политика Нигерии.

Помимо общих интересов и интересов внешней политики, государства - как сильные, так и слабые, имеют внешнеполитические ингредиенты, свойственные его исторической традиции, идеологии и геополитическим обстоятельствам. Есть факторы, которые страны должны учитывать в своем ответе на внешние воздействия [11]. Из-за диктата обстоятельств географического положения Нигерии, она известна своим дипломатическим участием в разрешении ряда международных конфликтов. Во многих случаях в прошлом, когда Нигерия брала оружие, оно предназначалось для целей поддержания мира или мониторинга мира,

поскольку она никогда не участвовала в вооруженных конфликтах с какой-либо суверенной и независимой страной с момента ее независимости в 1960 году [12].

Хотя до 1960 года страна участвовала в других войнах, включая Вторую мировую войну, она делала это под британским флагом. При проведении внешней политики Нигерия всегда пользовалась функциональными инструментами ЭКОВАС, ОАЕ / АС, ООН, ОПЕК и т.д. Стремление к добрососедству и мирному разрешению конфликтов, среди прочего, закрепило за страной имидж лидера общественного мнения в региональных африканских делах и, в некоторой степени, в мире [13].

Следовательно, Нигерия никогда не пользовалась своей способностью навязывать свои решения на региональном уровне. Следует признать, что до тех пор, пока Нигерия остается на этом пути великодушия по отношению к своим соседям и не отказывается от веры в мирное урегулирование споров, а также проводит внешнюю политику, которая не воспринимается как антагонистическая крупными державами, страна может наслаждаться периодом относительного мира. Тем не менее, неантагонистическая политика в отношении крупных держав, в основном Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Франции, предполагает, что национальные интересы Нигерии будут соблюдаться [14].

Цель внешней политики Нигерии.

Главная цель нигерийской внешней политики - это содействие национальным интересам страны и ее граждан во взаимодействии с внешним миром. Это, по существу, означает, что внешняя политика Нигерии, как и любой другой страны, должна основываться на ее национальных интересах. Существует общее мнение, что эти национальные интересы включают:

• защиту суверенитета, независимости и территориальной целостности Нигерии;

• создание необходимых политических и экономических условий в Африке и во всем мире, которые будут способствовать защите независимости и территориальной целостности страны;

• создание необходимых политических и экономических условий в Африке и в остальном мире, которые будут способствовать защите независимости и территориальной целостности всех африканских стран и в то же время способствовать национальной самообеспеченности и быстрому экономическому развитию;

• содействие равенству и самообеспеченности в Африке и в остальном развивающемся

мире;

• поощрение, защиту и уважение человеческого достоинства, особенно достоинства «черного человека»;

• защиту и укрепление мира и безопасности во всем мире.

Нигерийская внешняя политика действует в трех концентрических кругах. Внутренний круг состоит из политики Нигерии в отношении ее соседей в Западной Африке. Далее идет ее политика в отношении остальной Африки, а внешний круг - это политика в отношении более широкой международной системы. Действительно, с точки зрения безопасности и политических соображений, нигерийские правительственные органы всегда рассматривают всю Западную Африку, и ее политика и отношении к своим соседям имеет первостепенное значение. В силу этого, Нигерия, к примеру, приступила к созданию в 1974 году Комиссии по бассейну реки Чад и Комиссии по реке Нигер в 1964 году (ныне Управление бассейна Нигера), а также Экономического сообщества западноафриканских государств (1975 г.).

Общеафриканские интересы рассматриваются как вторая область приоритетов Нигерии - в плане защиты ее суверенитета, главным образом, из-за географического положения страны на континенте, ее огромных природных ресурсов, включая минеральные ресурсы, а также частично - из-за панафриканских настроений. Эти причины во многом объясняют попытки Нигерии содействовать единству, солидарности и сотрудничеству как внутри, так и за пределами того пространства, которое было определено в уставе

Организации африканского единства, которая теперь известна как Африканский союз (АС). Третьей областью приоритета является политика в отношении остального мира [15].

Принципы внешней политики Нигерии.

После обретения независимости в Нигерии сменилось уже четырнадцать различных режимов: Балева, Айронси, Говон, Мохаммед / Обасанджо в военной форме, Шагари, Бухари в военной форме, Бабангида, Шонекан, Абача, Абубакар, Обасанджо в гражданской форме, Яр'Адуа, Джонатан и теперь Бухари - в гражданской форме. Несмотря на их различные ориентации и стили лидерства, внешняя политика Нигерии основывалась на тех принципах, которые соответствуют установленным принципам традиционного права, а также уставу ОАЕ / АС, а именно:

• суверенное равенство всех государств;

• уважение территориальной целостности и независимости других государств;

• невмешательство во внутренние дела других государств;

• приверженность самоопределению и независимости других государств;

• приверженность функциональному подходу в качестве средства содействия сотрудничеству и мирному сосуществованию в Африке и во всем мире (многосторонность);

• несогласованность с любым геополитическим блоком власти.

При обретении независимости в 1960 году внешняя политика Нигерии была сосредоточена на африканском континенте. Нигерия является одним из четырех западноафриканских государств, которые обрели независимость от Великобритании. Другие - Гамбия, Гана и Сьерра-Леоне. Косвенная система правления, которая была принята в колониальную эпоху Великобританией и западной цивилизацией, скопированная нигерийцами в течение этого периода, привела их ко многим вещам западного происхождения. Именно поэтому и после получения независимости Нигерия все еще обращалась к Британии за руководством. Не удивительно, что в начале 1960-х годов Пакт обороны между Нигерией и Великобританией был оставлен и отменен лишь из-за волнений и протестов (в основном нигерийских студентов, как дома, так и за рубежом, которые считали его «неоколониализмом»).

Основополагающая основа внешней политики Нигерии при обретении независимости в 1960 году определялась ориентацией против Востока, где лидером являлся Советский Союз. Фактически, именно это влияет и на ее связи с Российской Федерацией - преемницей Советского Союза до сегодняшнего дня. Также основой внешней политики Нигерии являлся курс на оказание помощи другим африканским странам. Именно по этой причине вплоть до сегодняшнего дня вопрос об Африке всегда находится на переднем крае ее внешней политики.

Напомним, что премьер-министр Тафава Балева сформулировал основные принципы внешней политики Нигерии во время выступления на пленарном заседании 15-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, состоявшейся 7 октября 1960 года, - через шесть дней после обретения Нигерией независимости, где страна стала 99-м членом организации. Он выразил уверенность в том, что Нигерия будет сотрудничать с другими африканскими государствами в отношении прогресса в Африке и оказания помощи в обеспечении приведения всех территорий Африки к состоянию независимости [16]. Далее Балева заявил о некоторых основных принципах, определяющих отношения Нигерии с другими странами мира. Одним из них была приверженность миру, развитию и сотрудничеству в Африке, деколонизации и борьбе с расизмом и апартеидом [17].

Выступление премьер-министра Балевы было руководящим принципом и основой, на которой Нигерия заложила свою внешнюю политику, которую она проводила с момента обретения независимости.

Администрация Альхаджи Тафава Балева была свергнута в результате первого военного переворота 15 января 1966 года, а генерал-майор Джонсон Айронси занял пост главы государства. Его режим был недолгим, так как впоследствии он был свергнут в результате другого военного переворота, в результате которого генерал Якубу Говон стал

главой государства в июле 1966 года. Генерал Якубу Говон, который был главой государства в 1966-1975 годах, уделял приоритетное внимание политике в отношении Африки и особенно Запада Африки. Это было объявлено после гражданской войны, которая закончилась в 1970 году. Усилия Говона были направлены на сблжение с соседними западноафриканскими странами, что дало новый импульс процессу интеграции в Западной Африке. Нигерия под руководством генерала Говона считала, что схема интеграции в Западной Африке обеспечит рациональное решение задачи внешней помощи африканским странам и институциональную основу для роста влияния Нигерии и ослабления политического и экономического влияния Франции. Определяя место страны в процессе интеграции в Западной Африке, генерал Говон однажды сказал: «новая Нигерия, осознала свою роль в Западной Африке» [18]. Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) было создано незадолго до того, как генерал Говон был свергнут в результате военного переворота в 1975 году, и его сменил генерал Муртала Мохаммед в качестве главы государства и генерал-лейтенант Олусегун Обасанджо в качестве его заместителя.

Администрация Муртала / Обасанджо, которая взяла верх над генералом Говоном, провозгласила доктрину, характерную для Африки. Она определила ее так: «Африка -центральный элемент внешней политики Нигерии». Это было первое провозглашение Нигерией континента основным приоритетом в сфере ее международных отношений. Позже генерал Муртала Мохаммед выступил с речью, в которой сказал: «Африка достигла совершеннолетия и больше не находится под орбитой какой-либо дополнительной континентальной власти» [19]. Эта речь стала голосом континента, освобожденного от неоколониального господства. Генерал Олусегун Обасанджо занял пост главы государства после убийства генерала Мохаммеда 13 февраля 1976 года и продолжил внешнеполитическую политику своего предшественника, пока не передал власть гражданскому режиму Альхаджи Шеху Шагари в 1979 году.

Администрация Альхаджи Шагари продолжала придерживаться той же политики: «Военное правительство генерала Муртала Мухаммед определило новую политику для Нигерии, центральным элементом которой является Африка. Новая политика, в которой Африка занимает центральное место, стремится к пересмотру репрессивных и расистских отношений, особенно в Южной Африке» [20]. Это заставило его правительство предоставить большие финансовые гранты правительству Роберта Мугабе в 1980 году [21]. Хотя это правительство было свергнуто в 1983 году военными хунтами, та же политическая направленность сохранилась до сегодняшнего дня, но с небольшими поправками, такими как экономическая дипломатия, введенная генералом Ибрагимом Бабангидой, который правил с 1985 по 1993 год, и гражданская дипломатия президента Умару Муса Яра, Администрация Адуа в 2007 году. Президент Гудлак Джонатан, который правил с 2011 по 2015 год, не мог изменить традиционную внешнюю политику своих предшественников. Он избрал курс усиления роли страны в региональной политике, который является также политикой нынешней администрации президента Мухаммаду Бухари [22].

Конституция Федеративной Республики Нигерия.

Конституция, как известно, является юридическим документом, которому должен подчиняться каждый гражданин. В соответствии с разделом 19 главы II Конституции Федеративной Республики Нигерии 1999 года, целью внешней политики является:

(a) поощрение и защита национальных интересов;

(b) содействие интеграции в Африке и поддержка африканского единства;

с) содействие международному сотрудничеству в целях укрепления всеобщего мира и взаимного уважения между всеми нациями и ликвидации дискриминации во всех ее проявлениях;

ё) уважение международного права и договорных обязательств, а также поиск разрешения международных споров путем переговоров, посредничества, примирения, арбитража и вынесения судебного решения;

e) содействие справедливому мировому экономическому порядку. Вывод

Нигерийская внешняя политика с момента обретения независимости в 1960 году, остается неизменной. Нигерия, именуемая «гигантом Африки», неизменно придерживалась политики «афроцентризма» и не могла изменить ей, поскольку являлась лидером на континенте. Когда в некоторых странах Африки вспыхивала гражданская война, Нигерия использовала свои ресурсы для обеспечения мира. Долгие годы пребывания под колониальной властью значительно повлияли на отношения с бывшей метрополией, что в настоящее время осознается в стране, стремящейся иметь сильные двусторонние отношения со странами, которые идентифицируют себя с этим геополитическим пространством. Вместе с тем, это сочетается с курсом на улучшение отношений с Востоком, в основном с Россией. В последнее время абсолютно ясно, что новая тенденция связана с позицией некоторых нигерийцев, которые считают, что во внешней политике страны, несмотря на общий прогресс, свойственный ей в прошлом, необходимы новые приоритеты.

Литература и источники

1. Frankel, J. 1978, International Relations, (2nd Ed.) London: University Press, p.1.

2. Pham, P.J. 2007, Nigeria's Foreign Policy: An Enquiry into Sources and Prospects, http://www.ipri.pt/eventos/pdf/JPeterPham_paper.pdf (Retrieved 22/09/09)

3. Aluko, O. 1983, Essays on Nigeria's Foreign Policy, Ibadan: University Press, p.3 Northedge, F.S. 1968.

4. The Foreign Policies of Power, London: Fabel, p.15 Frankel, J. 1963.

5. The Making of Foreign Policies of Power: An Analysis of Decision Making, London: Oxford University Press. P.1.

6. Aluko, O. 1983, Essays on Nigeria's Foreign Policy, Ibadan: University Press, p.81.

7. Wallace, W. 1971, Foreign Policy and the Political Process, London: Macmillan, p.7.

8. Lenther, H.H. 1974. Foreign Policy Analysis, Ohio, Merrill Publishing Co. p.3.

9. Adeniji, O. 2000. Essays on Nigerian Foreign Policy, Governance and International Security, Ibadan: Dokun Publishing House, p.4/

10. Saliu, H.A. 2006, Essays on Contemporary Nigerian Foreign Policy, Vol. I, Ibadan: Vantage Publishers, p.3 Imobinghe, T.A. 2005,

11. African Defence and Security: An Overview "Nigerian Forum and A. Bolaji Akinyemi, Foreign Policy, Defence and the New Consciousness". Pp. 73-76.

12. Knorr, K, 1997, Power and Wealth: The Political Economy of International Power, New York: Basic Books

13. Legun, C. 2001, Pan-Africanism: A Short Political Guide, 2nd Rev.ed, New York:Praeger

14. Mazrui, A.A. 2003, Towards A Pax Africana: A Study in Ideology and Ambition, London: Weidenfield and Nicolson.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. The OAU Lagos Plan of Action for the Economic Development of Africa 1980, 2000, Geneva: International Institute for Labour Studies.

16. Ashaver, T.B. 2014. Continuities and Discontinuities in Nigerian Foreign Policy, Japan: International Journal of Development and Sustainability 3 (2), 289. URL:http://www.isdsnet.com.pdf, accessed: 25.7.2017

17. Adigbuo, E.R. 2013, Diplomatic and Military Co-operation in Nigeria's Foreign Policy, International Affairs and Global Strategy (13) 13. URL: http://www.iiste.org.pdf. accessed: 25.7.2017

18. Official Website of Slideshare, http://www.slideshare.net/AlexanderDecker/africa-as-the-centrepiece-of-nigerias-foreign-policy. p.3 accessed: 28.4.2016

19. Official Website of Leadership, http://leadership.ng/news/500343/murtala-mohammeds-speech-africa-come-of-age accessed: 12.2.2016

20. Odigbo, O. 1982 Shehu Shagari, The Biograph of Nigeria's First Executive President, Ljubljana: MladinskaKnjiga, p.521

21. Official Website of Slideshare, http://www.slideshare.net/AlexanderDecker/Africa-as-the-centerpiece-of-nigerias-foreign-policy p.5 accessed: 28.4.2016

22. Lawal, D. (Eds) 2015 Developmental Diplomacy in a Globalized World: The Imperatives of Soft Power in Nigeria's External Relations under the Transformation Agenda of President Goodluck Jonathan, International Affairs and Global Strategy, (28), 5. URL: http://www.academia.edu.pdf accessed 25.7.2016

23. Constitution of the Federal Republic of Nigeria, 1999 [With the First, Second and Third Alterations) URL: http://www.justice.gov.ng/images/Downloads7Constitution/NigerianConstitution.pdf accessed: 14.7.2017 p. 34

Introduction

The political situation in Africa and the world when Nigeria gained its independence in 1960 has considerably changed. Nigeria's foreign policy was carefully designed to suit the purpose of a "big brother" to other African countries and expected to effectively play this role as a leading figure in the continent. The successive regimes since independence have carved the niche and successively played this role even as against the agitation of various interest groups in the country. The conservative approach of Nigerian leaders in the execution of this foreign policy during the cold war which was geared towards the West against the

assumption of being a member of Non-Aligned Movement and its relations with Russia, a successor of the defunct Soviet Union has been an issue in the minds of some Nigerians. This conservative approach however, has made it so prompt to examine the foreign policy which to them is static against the dynamic nature of foreign policy of some countries in the world. In addition, to some scholars, commentators and observers in Nigeria, it is imperative to understand the process leading to the country's foreign policy thrust which has centered on Africa as its main priority in its external relations since independence and why it may be difficult to abandon Africa or change its behavior towards the continent it has invested heavily.

Concept of foreign policy

To some scholars and political analysts, foreign policy is the group of actions taken by a government which deals with security, defense, bilateral and economic relations. It is the activity whereby a country deals with other countries, non-governmental organizations, international organizations, and certain individuals. However the concept of foreign policy and its applicability is seen in different ways which has made it imperative to examine, and in an attempt to examine or define this subject, it is not out of place to look into various definitions by scholars so as to reach a conclusion. Frankel (2008) [1] defines foreign policy as a range of actions, as well as a set of principles influencing these actions, taken with reference to external situations and factors, the summation of thoughts, actions and principles on external affairs taken by decision-makers with the intention of achieving long-range goals and short-term objectives.

Considering the irreducible minimum and fundamental components, foreign policy consists of two elements: national objectives to be achieved and the means for achieving them. According to Pham (2007) [2], the interaction between national goals and the resources for attaining them is the perennial subject of statecraft. In its ingredients, the foreign policy of all nations, great and small, is the same. In short, the shaping of foreign policy is a dynamic process involving the interaction between a country's internal and external environments. The one propels the other. But Aluko (1983) [3] observes that nobody has really formulated a universally accepted definition of the concept of foreign policy and probably nobody will ever succeed in doing so. This narration by Aluko can be seen as a major illustration as many scholars and political analysts have over the years tried to come out with a universally acceptable definition of the subject but not yet succeeded because the foreign policy determinants of one country are always different from another.

In his attempt to define the subject, another author, Northedge (1968) [4] conceptualizes foreign policy as interplay between the outside and inside as well as the manifestation of domestic and external realities. In his definition, Frankel (1963) [5] defines foreign policy in another way as "those decisions and actions which involve, to an extent, relations between one state and others". This definition brings us closer to what others are saying about foreign policy as it relates to actions by government and its relations with other countries in the world. Aluko even quoted Beard Charles in his submission by saying "foreign policy of a state usually refers to the general principles by which a state governs its reaction to their international environment" [6].

The definition by Beard Charles refers to the general principles guiding the foreign policy of a state and that reactions on issues of importance, are usually based on such principles. Looking into another definition of foreign policy, Wallace (1971) [7] says "foreign policy is that area of politics which bridges the all-important boundary between the nation-state and its international environment while Lenther (1974) [8] sees foreign policy as "one lies at the inter-section of the domestic and international aspect of a country's life". The definitions by Wallace and Lenther may be different in outlook but the same in approach as the most important aspect of foreign policy that relates to domestic and international issues which determine foreign policy of a country was mentioned in their submissions. Adeniji (2000) [9] sees foreign policy as only entirely foreign in its title. According to him, it is a projection of the country's national interest into the trans-national arena and the consequent interaction of one with the other. He states that the foreign policy is conditioned by two determinants, namely the domestic and the foreign. The domestic determinants according to him include the geographical location, size, nature of territory, natural resources, the political culture and process; the political leadership and the state of the economy. Among the foreign determinants are the nature of the international system, including the distribution of power, the perception of a state by other states and the developments within the multilateral system. The domestic determinants of foreign policy are of three categories which are the highly stable geographical location, size, population composition; the moderate stable-political culture and process, political leadership; and the unstable such as the state of the economy.

The definition by Adeniji is wider in scope but in the same direction as others. The two determinants, i.e domestic and foreign as mentioned by him are broad and explicit in determining foreign policy of any nation. Lastly, Saliu (2006) [10] in his definition of foreign policy states that the foreign policy of a state is predicated upon its understanding of the environment in which it operates. This environment has internal and external components. Fundamentally however, a foreign policy is the projection of internal sentiments and aspirations influenced by external realities. To Saliu, the environment determines the foreign policy of a country and not necessary that foreign policy of country A should be the same as country B. In the examination of foreign policy and its similarity, it is not out of place to state that Nigeria was able to study its immediate environment and expectations of its people before it was able to come out with its foreign policy thrust as of the time it gained independence from Britain in 1960. Then, the top priority of the Nigerian government in the 1960s was how to bring the domestic issues and aspiration of the newly independent nation to the outside world. In light of this, foreign policy can be defined as a means of projecting the domestic realities and aspirations of a country to the outside world.

Nigerian foreign policy

Apart from the generalities of foreign policy interests and concerns, states both strong and weak have foreign policy ingredients that are peculiar to his historical facts, ideology and geo-political circumstance. There are factors that nations must consider in their response to external stimuli (Imobinghe, 2005) [11]. From the dictates of the circumstances of Nigeria's geographic contiguity, geopolitical and strategic situation, size and stature of its national power, the country is known for its diplomatic option in the resolution (or at least in the management) of regional as also international conflicts. On many occasions in the past when Nigeria picked up arms, it had been for peace-keeping or peace monitoring purposes as it has never been involved in armed conflict with any sovereign and independent country since her independence in 1960 (Knorr, 1997) [12].

Although prior to 1960, it was involved in other wars including the Second World War, it did so under the British flag. In its conduct of foreign policy, Nigeria has always availed of functional vehicles in the nature of ECOWAS, OAU/AU, UNO, OPEC, Non-Alignment and so forth. Its advocate of good-neighborliness and peaceful resolution of conflicts among other things has earned the country a place of pride as an opinion leader in regional African affairs, and to some extent, in the world (Legun, 2001 [13]). Consequently, Nigeria has and has never failed to use its capacity to influence outcomes positively at least at the regional level. It can also be stated that so long as Nigeria remains on track with its magnanimity towards its neighbors and does not abandon its belief in

peaceful settlement of disputes as well as operate a foreign policy that is not perceived to be antagonistic to the big powers lurking around its borders, the country is stand to enjoy a period of relative peace. However, a non-antagonistic policy towards the big powers mostly the United States of America, United Kingdom and France presupposes that Nigeria's national interest will, or coincide with those of the big powers operating in and around Nigeria or out-rightly in the international system (Mazrui, 2003) [14]. This is certainly not so in the context of its foreign policy and its relation with those western countries.

Objective of the Nigerian foreign policy

The main objective of the Nigerian foreign policy and which it is anchored is the promotion of national interest of the country and of its citizens in its interaction with the outside world. This in essence means that Nigeria's foreign policy like that of any other country ought to be fundamentally guided by its national interest. There is general belief that these national interests include:

• The defense of Nigeria's sovereignty, independence and territorial integrity;

• The creation of the necessary political and economic conditions in Africa and the rest of the world which will facilitate the defense of the independence and territorial integrity;

• The creation of the necessary political and economic conditions in Africa and the rest of the world which will facilitate the defense of the independence and territorial integrity of all African countries while at the same time, foster national self-reliance and rapid economic development;

• The promotion of equality and self-reliance in Africa and the rest of the developing world;

• The promotion and the defense and respect for human dignity especially the dignity of the Blackman; and

• The defense and promotion of world peace and security.

The Nigerian foreign policy operates within three concentric circles. The inner most circle consists of Nigeria's policy towards its neighbors in West Africa, the inner one is its policy towards the rest of Africa and the outer circle is policy toward the larger international system. Indeed, in practical terms and for security and political reasons, the Nigerian government authorities always consider the entire West Africa as the country's security and political sphere, hence its policy and relation with its neighbors are of utmost priority. Driven by this and other reasons, for example, Nigeria initiated the establishment of the Lake Chad Basin Commission and the River Niger Commission in 1964 (now the Niger Basin Authority) and the Economic Community of West African States in 1975. African interest is regarded as the second area of priority of Nigeria after the protection of its sovereignty chiefly because of the country's geographic location in the continent, her vast natural including mineral resources and also partly out of Pan-African sentiment. These reasons largely account for Nigeria's various attempts to promote unity, solidarity and cooperation in both within and outside what was in the charter of the Organization of African Unity now known as African Union (AU). The third area of priority is policy toward the rest of the world (OAU, 2000) [15].

Principles of the Nigerian foreign policy

Since independence, fourteen different regimes have emerged in Nigeria: Balewa, Ironsi, Gowon, Mohammed/Obasanjo in military uniform, Shagari, Buhari in military uniform, Babangida, Shonekan, Abacha, Abubakar, Obasanjo in civilian uniform, Yar'Adua, Jonathan and now Buhari in civilian uniform. In spite of their different orientations and leadership styles, the conduct of the Nigerian foreign policy has been publicly proclaimed by them to be guided by the same principles which are also in conformity with the well-established principles of traditional law as well as the charter of the OAU/AU. They are:

• Sovereign equality of all states;

• Respect of territorial integrity and independence of other states;

• Non-interference in the internal affairs of other states;

• Commitment to self-determination and independence of other states;

• Commitment to functional approach as a means of promoting co-operation and peaceful co-existence in Africa and the whole world known as multilateralism;

• Non-alignment to any geopolitical power bloc.

At independence in 1960, Nigeria's foreign policy was prioritized and focused on the continent of Africa which was later simplified in the 1970s as Africa, the centerpiece of Nigeria's foreign policy. Nigeria is one of the four West African states that gained independence from Britain. Others are Gambia, Ghana and Sierra Leone. The indirect system of government which was adopted during the colonial era by Britain and the western civilization copied by Nigerians during the period endeared them to many things of western origin and it was this reason that shortly after its independence, Nigeria still approached Britain for direction. No wonder in early 1960s, the Defence Pact between Nigeria and Britain was forcefully abandoned and cancelled because of the agitations and protests mainly by the Nigerian students, home and abroad who saw it as "neocolonialism". The foundation laid for Nigeria's foreign policy at independence in 1960 was entirely against the East where the Soviet Union was a leader. In fact, this is what is affecting its relation with the Russian Federation, a successor of the Soviet Union till today. In addition, the influence of Nigeria's foreign policy decision to assist other African countries has been manifested since independence and that is the reason why even up till today, the issue of Africa is always in the forefront of her foreign policy. It is recalled that Prime Minister Tafawa Balewa articulated the basic principles of Nigeria's foreign policy during the Nigeria's inaugural address to the Plenary of the 15th Regular Session of the United Nations General Assembly held on 7th October, 1960, six days after Nigeria gained independence and became the 99th member of the organization. He gave an assurance that Nigeria hoped to work with other African states for the progress of Africa and to assist in bringing all Africa territories to a state of responsible independence [16]. Balewa went on to declare some basic principles guiding Nigeria's relations with other countries of the world. One of them was her commitment to African peace, development and cooperation, decolonization and fight against racism and apartheid [17].

The speech by Prime Minister Balewa was a guiding principle and foundation upon which Nigeria laid its foreign policy thrust which it has not abandoned or jettisoned since independence but the successive regimes after Balewa have tried on several occasions to examine this thrust and many of them succeeded to include new ideas rather than change the entire policy in line with the yearnings of Nigerians. Alhaji Tafawa Balewa's administration was overthrown in the first military coup on 15 January 1966 and Major General Aguiyi Ironsi took over as Head of State. His regime was short lived as he was later overthrown in another military coup which brought in General Yakubu Gowon as Head of State in July 1966. General Yakubu Gowon who was Head of State from 1966-1975 prioritized his interest in the affairs of Africa and West Africa including the neighboring countries. This was pronounced after the civil war that ended in 1970. Gowon's effort was part of the policies of his administration to move closer to the neighbouring West African countries which later gave a new impetus to the West African integration process. Nigeria under General Gowon believed that a West African integration scheme would offer a rational outlet for external aid to African nations and provide

an institutional framework for Nigeria's leadership and the erosion of France's political and economic influence. To further affirm himself on West African integration process, General Gowon once said "there was a "new Nigeria" that recognized its role in West Africa and realized that the gigantic task of economic and political regeneration in which its engaged will be of little avail unless it was attuned to the requirements of the economy of the rest of Africa particularly West Africa [18]". However, the Economic Community of West African States (ECOWAS) was established shortly before General Gowon was overthrown in a military coup in 1975 and he was succeeded by General Murtala Mohammed as Head of State and Lt. General Olusegun Obasanjo as his Deputy.

The Murtala/Obasanjo administration that took over from General Gowon actually brought out the doctrine which was specific on Africa. The administration named it "Africa, the centerpiece of Nigeria's foreign policy". This was the first proclamation of the continent by Nigeria as its main focus in its international relation. Later, General Murtala Mohammed came out with another speech "Africa has come of age and it is no longer under the orbit of any extra continental power" [19]. The speech seemed to be a voice in the liberation of the continent from the neocolonial domination. General Olusegun Obasanjo took over as Head of State after the assassination of General Mohammed in a failed coup d'état to oust him from power on February 13, 1976 and continued with the foreign policy thrust of his late boss till he handed over power to a civilian regime of Alhaji Shehu Shagari in 1979. Alhaji Shagari administration continued with the same policy that had given his administration a direction with this assertion "the Military Government of General Murtala Muhammed had defined a new policy for Nigeria, its centerpiece being Africa. The new policy that has Africa as its centerpiece strives to overhaul the oppressive and racist relations particularly in Southern Africa"[20]. This made his government to give large financial grants to the new Robert Mugabe led government in 1980 to assist the country in taking-off smoothly [21]. Though his government was overthrown in 1983 by the military juntas, the same policy thrust has been in existence till today but with slight amendments such as economic diplomacy introduced by General Ibrahim Babangida who ruled from 19851993 and citizen diplomacy by President Umaru Musa Yar'Adua administration in 2007. President Goodluck Jonathan who ruled from 2011 to 2015 could not change the traditional foreign policy of his predecessors but to revolve it around economic and citizen diplomacy as well as reinforcement of the country's role in the regional politics [22] which is the same foreign policy of the present administration of President Muhammadu Buhari.

Constitution of the Federal Republic of Nigeria

The constitution is known to be a guide because it is a legal document that carries the laws which every citizen must obey. In accordance with the Chapter II, Section 19 of the 1999 Constitution of the Federal Republic of Nigeria, the foreign policy objectives shall be:

(a) promotion and protection of the national interest;

(b) promotion of African integration and support for African unity;

(c) promotion of international co-operation for the consolidation of universal peace and mutual respect among all nations and elimination of discrimination in all its manifestation;

(d) respect for international law and treaty obligations as well as the seeking of settlement of international disputes by negotiation, mediation, conciliation, arbitration and adjudication; and

(e) promotion of a just world economic order [23].

Conclusion

The Nigerian foreign policy since independence in 1960 has nevertheless being the same till today. Nigeria fondly addressed as "giant of Africa" by its citizens has maintained the same foreign policy of "Afrocentric" and could not change it because the country has seen itself as a leader in the continent. Even when there was civil war in some countries in Africa, Nigeria was able to contribute its resources to bring peace to those countries. The process leading to the foreign policy of Nigeria as earlier mentioned can be traced to the long years of being under the colonial power and this has considerably affected its relations with them but as the reality is now dawned on the country to have strong bilateral and economic relations with countries that identify themselves with it coupled with the improved relations with the East mostly Russia in recent times, it is absolute clear that a new dawn is approaching towards another direction in line with the yearnings of some Nigerians who believe that there should be a new focus and direction in the execution of the country's foreign policy notwithstanding the process leading to this foreign policy in the past.

ГБАДЕБО, АФОЛАБИ - аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов (gbadeboafolabi@gmail.com)/

GBADEBO, AFOLABI - Ph.D. student, Department of Theory and History of International Relations, Peoples Friendship University of Russia/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.