Научная статья на тему 'К вопросу о гражданско-правовой ответственности беспилотных автомобилей '

К вопросу о гражданско-правовой ответственности беспилотных автомобилей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
гражданско-правовая ответственность / автоматизированный механизм / субъект ответственности / civil liability / automated mechanism / subject of liability

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Владимировна Федотова, Андрей Владимирович Толпекин

Автомобильный транспорт является одной из основных составляющих инфраструктуры современного общества. С развитием технологий и появлением беспилотных автомобилей возникают вопросы, связанные с порядком привлечения к ответственности за нарушения, в том числе к гражданско-правовой ответственности. В представленной статье разбираются актуальные вопросы законодательного регулирования гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный высокоавтоматизированным беспилотным транспортным средством. В рамках данной статьи отмечаются проблемные аспекты субъекта ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ольга Владимировна Федотова, Андрей Владимирович Толпекин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of civil liability of unmanned vehicles

Road transport is one of the main components of the infrastructure of modern society. With the development of technology and the advent of self-driving cars, questions arise related to the procedure for bringing to justice for violations, including civil liability. The article deals with topical issues of legislative regulation of civil liability for damage caused by a highly automated unmanned vehicle. Within the framework of this article, the problematic aspects of the subject of responsibility are noted.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гражданско-правовой ответственности беспилотных автомобилей »

Закон и право. 2024. № 5. С. 196-199. Law and legislation. 2024;(5):196-199.

Научная статья УДК 347.518

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-196-199 EDN: https://elibrary.ru/SUMJJF

NIION: 1997-0063-5/24-270 MOSURED: 77/27-001-2024-5-470

К вопросу о гражданско-правовой ответственности беспилотных автомобилей

Ольга Владимировна Федотова1, Андрей Владимирович Толпекин2

1 Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия

2 Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, Москва, Россия

1 f3dotovao@yandex.ru

2 tandrey112@mail.ru

Аннотация. Автомобильный транспорт является одной из основных составляющих инфраструктуры современного общества. С развитием технологий и появлением беспилотных автомобилей возникают вопросы, связанные с порядком привлечения к ответственности за нарушения, в том числе к гражданско-правовой ответственности.

В представленной статье разбираются актуальные вопросы законодательного регулирования гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный высокоавтоматизированным беспилотным транспортным средством. В рамках данной статьи отмечаются проблемные аспекты субъекта ответственности.

Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, автоматизированный механизм, субъект ответственности.

Для цитирования: Федотова О.В., Толпекин А.В. К вопросу о гражданско-правовой ответственности беспилотных автомобилей // Закон и право. 2024. № 5. С. 196—199. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-196-199 EDN: https://elibrary.ru/SUMJJF

Original article

On the issue of civil liability of unmanned vehicles

Olga V. Fedotova1, Andrey V. Tolpekin2

1 Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia

2 Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Disaster Relief, Moscow, Russia

1 f3dotovao@yandex.ru

2 tandrey112@mail.ru

Abstract. Road transport is one of the main components of the Infrastructure of modern society. With the development of technology and the advent of self-driving cars, questions arise related to the procedure for bringing to justice for violations, including civil liability. The article deals with topical issues of legislative regulation of civil liability for damage caused by a highly automated unmanned vehicle. Within the framework of this article, the problematic aspects of the subject of responsibility are noted.

Keywords: civil liability, automated mechanism, subject of liability.

For citation: Fedotova O.V., Tolpekin A.V. On the issue of civil liability of unmanned vehicles // Law and legislation. 2024;(5): 196—199. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-196-199 EDN: https:// elibrary.ru/SUMJJF

© Федотова О.В., Толпекин А.В. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

На современном этапе развития общества и новых автоматизированных технологий неотъемлемой частью складывающихся между субъектами гражданско-правовых отношений выступает искусственный интеллект.

Использование автомобилей с автоматическим управлением приведет к кардинальным изменениям в статистике дорожно-транспортных происшествий; весомый аргумент производителей таких автомобилей — сокращение количества дорожно-транспортных происшествий.

С развитием автомобильных технологий автомобили с автономным управлением становятся все более популярными. Но если вы управляете автомобилем без водителя, будете ли вы нести ответственность за дорожно-транспортные происшествия, в результате которых был причинен вред третьим лицам?

Самоуправление предполагает эксплуатацию «автономных», «умных» или «беспилотных» автомобилей. Эти транспортные средства оснащены передовыми аппаратными и программными системами, поэтому они могут работать без влияния на них со стороны человека.

Ответственностъ за самостоятельное вождение автомобиля относится к гражданско-правовой ответственности, возникающей в случае дорожно-транспортных происшествий, в которые попал «умный автомобиль».

В настоящем исследовании будет затронута проблема законодательного определения субъекта ответственности за причинение вреда автомобилями со встроенными автоматизированными системами управления.

Как известно, по общему правилу ст. 1079 ГК РФ, обязанность по возмещению вреда, причиненного транспортным средством как источником повышенной опасности, лежит на гражданине — владельце или лице, непосредственно использующем такое транспортное средство. В данном аспекте у правоприменителя не возникает затруднений.

Результаты адаптации традиционных правовых конструкций не всегда способны в полной мере удовлетворить потребность в урегулировании оборота и эксплуатации высокотехнологичных объектов. Учитывая повышенные риски использования, в частности, беспилотных и автоматизированных транспортных средств, первостепенной задачей видится справедливое распределение рисков и ответственности за вред, причиненный этими объектами [3].

С 2020 г. в эксплуатацию введены так называемые Бтай-автомобили, основной диссонан-

сной и отличительной особенностью которых является возможность автоматизированной работы без участия человека [1]. В связи с этим все более актуальным становится вопрос о субъекте ответственности за причиненный вред (в данном случае с позиции гражданско-правовой ответственности).

Итак, в основу механизма работы и управления таких автомобилей положен искусственный интеллект, правовое положение которого в равной степени требует более подробной правовой регламентации. Производители данного механизма утверждают, что ответственность за причинение вреда таким автомобилем в 100% случаях должна быть возложена на собственника транспортного средства, аргументируя это отсутствием как минимум причинно-следственной связи между ними и произошедшим событием.

В настоящее время разработана и утверждена Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 309 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств» программа экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств. Это свидетельствует о том, что появление беспилотных автомобилей — дело времени.

В программе подробно описан алгоритм проведения эксперимента на определенной территории, связанной с апробацией использования беспилотных транспортных средств в рамках инициативы «Беспилотные логистические коридоры».

Основной целью проведения мероприятий является выработка, в том числе и на законодательном уровне, мер по повышению безопасности на дорогах при использовании такого транспорта.

В мае 2023 г. на XI Петербургском международном юридическом форуме были обсуждены вопросы, связанные в том числе с законодательным регулированием применения беспилотных транспортных средств. На форуме было отмечено, что основной документ, который будет регулировать движение беспилотных автомобилей в будущем — федеральный закон о ВАТС — находится в завершающей стадии подготовки.

Центральной задачей разработчиков проекта являлось урегулирование на законодательном уровне порядка ввода в эксплуатацию высоко-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 05-2024

автоматизированных транспортных средств на дороги общего пользования.

Основным аспектом, требующим детальной проработки, является вопрос ответственности в случае ДТП с участием беспилотного транспорта [4].

Разбираясь более подробно в данном вопросе, мы пришли к выводу о том, что однозначной позиции законодателя на начало 2024 г. не выработано.

В 2023 г. был разработан законопроект, в котором были затронуты вопросы правового регулирования высокоавтоматизированных беспилотных транспортных средств с позиции гражданско-правовой ответственности. Однако данный законопроект не нашел воплощения в силу наличия достаточно емкого круга вопросов, оставшихся без должного урегулирования.

Так, на современном этапе развития законодательства рассматриваемой нами сферы основным остается субъект ответственности за причинение вреда. В упомянутом законопроекте выделялось лишь два варианта: производитель и собственник.

Целесообразно также рассмотреть возможность существования причинно-следственной связи между лицом, разрабатывающим программу и порядок автоматизированного выполнения действий автомобилем, и причинением вреда вследствие совершенного дорожно-транспортного происшествия.

По нашему мнению, для более точного определения субъекта ответственности необходимо разобраться в автоматизированном принципе работы искусственного интеллекта, заложенного в основу рабочего механизма таких автомобилей. Итак, в автоматизированном механизме заложено более семь режимов работы, однако интересующими с позиции гражданской ответственности являются два из них [5].

Первый режим — автопилот. Одна из систем искусственного интеллекта, принцип работы которой основан на определенных алгоритмах, задаваемых человеком.

Второй режим — автономное вождение. Характеризующей особенностью выступает наличие возможности безопасного передвижения по дорогам общественного пользования без участия человека [6].

Из этих режимов вытекает следующее: в первом случае вполне очевидно, что наиболее разумным будет выступать вариант возложения ответственности за причинение вреда на лицо, которое определяло алгоритм действий беспи-

лотного автомобиля. Но стоит отметить, что и в таком случае нельзя полностью исключать вариант неисправности самих автоматизированных алгоритмов, встроенных разработчиком.

Немаловажным будет являться факт нахождения человека в салоне автомобиля во время его движения и наличие либо отсутствие возможности совершения действий по предотвращению ДТП или выбор между сохранением жизни и здоровья пассажира транспортного средства или окружающих.

Во втором случае спорным остается вопрос привлечения к ответственности производителей либо операторов беспилотных автомобилей, но вина собственника должна быть сведена к нулю, так как причинение вреда авто в таком случае будет являться следствием допущения ошибок в разработке искусственного интеллекта.

Одной из задач, стоящих перед законодателем, является формулирование единого понятийного аппарата, применяемого при регулировании правоотношений в данной области. Причем именно отсутствие единства дефиниций и послужило одним из оснований отклонения проекта федерального закона.

Формирование целостного представления о новой разновидности транспортных средств как новом объекте права необходимо начинать с определения границ соответствующего понятия (терминологических границ) [2].

Для массового внедрения высокоинтеллектуальных транспортных средств необходимо изучение международного опыта, подготовка законодательной базы с целью регулирования, например, вопросов отнесения данных объектов к источникам повышенной опасности, определение субъектов, обязанных нести гражданско-правовую ответственность в случае причинения вреда, и т.д.

Подводя итог вышесказанному, полагаем, что автоматизированные механизмы искусственного интеллекта нуждаются в подробном исследовании с целью предоставления возможности внесения предложенных вариантов ответственности в законодательные акты.

Список источников

1. Березина Е.А. Проблемы правового регулирования юридической ответственности за вред, причиненный эксплуатацией беспилотных (автономных, высокоавтоматизированных) транс-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

портных средств // Правовое государство: теория и практика. 2022. № 3 (69).

2. Вавилин Е.В. Беспилотные транспортные средства: от терминологии к новым правовым режима // Хозяйство и право. 2023. № 8.

3. Вавилин Е.В. Ответственность за вред, причиненный беспилотным транспортным средством // Хозяйство и право. 2023. № 10.

4. Завершается подготовка федерального закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах // https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10704 (Дата обращения: 01.04.2024)

5. Лапшин В. Ф. Субъект составов преступлений, причиняющих вред транспортной безопасности и совершаемых в условиях использования высокоавтоматизированных транспортных средств // Человек: преступление и наказание. 2021. № 4.

6. Чучаев А.И., Маликов С.В. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы // Актуальные проблемы рос. права. 2023. № 6 (103).

References

1. Berezina E.A. Problems of legal regulation of legal liability for harm caused by the operation of unmanned (autonomous, highly automated) vehicles // The rule of law: theory and practice. 2022. № 3 (69).

2. Vavilin E.V. Unmanned vehicles: from terminology to new legal regimes / / Economy and Law. 2023. № 8.

3. Vavilin E. V. Liability for damage caused by an unmanned vehicle // Economy and Law. 2023. № 10.

4. The preparation of the federal law on highly automated vehicles is being completed // https:// mintrans.gov.ru/press-center/news/10704 (Accessed: 01.04.2024)

5. Lapshin V.F. The subject of the elements of crimes that harm transport safety and committed in conditions of using highly automated vehicles // Man: crime and punishment. 2021. № 4.

6. Chuchaev A.I., Malikov S. V. Liability for damage caused by a highly automated vehicle: state and prospects / / Actual problems of Russian law. 2023. № 6 (103).

Информация об авторах

Федотова О.В. — кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин

Толпекин А. В. — преподаватель кафедры организации деятельности пожарной охраны

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 03.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the authors

Fedotova O.V. — candidate of biological sciences, senior lecturer at the department of civil law disciplines Tolpekin A.V. — lecturer of the department of organization of fire protection activities

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 03.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

LAW & LEGISLATION • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.