УДК 796.062:061.23
И. В. ПАВЛОВА Т. Ю. БЕЛОВА
Омский государственный университет путей сообщения
Омский государственный технический университет
К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ К ВНЕДРЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
В статье рассматривается готовность вузовской системы (на примере Омского государственного технического университета и Омского государственного университета путей сообщения) к внедрению физкультурно-спортивно-го комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) нового поколения. Авторы определяют круг проблем, которые необходимо решить, организуя работу по внедрению комплекса ГТО, и предлагают подходы к их решению.
Ключевые слова: физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», материально-техническая оснащенность, организационно-методическая готовность, физическая подготовленность, мотивационная готовность.
27 марта 2014 года Президентом Российской Федерации был подписан указ № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», который будет представлять собой программно-нормативную основу физического воспитания населения нашей страны.
Массовый спорт, по словам В. В. Путина, должен развиваться и быть более доступным для людей разного возраста, состояния здоровья, на что и направлена инициатива по возрождению ГТО. Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и студенческой молодежи влечет за собой снижение уровня здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений.
Известно, что здоровье нации — это социальная проблема, поэтому значимость сферы физической культуры в современных условиях существенно возрастает. В этой связи курс на возрождение в России в новом формате физкультурно-спортив-ного комплекса ГТО является своевременной мерой для укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности нации. Правительство РФ разработало и приняло ряд документов, направленных на воссоздание комплекса ГТО: постановление Правительства РФ № 540 от 11 июня 2014 года, положение о ГТО [1].
С этого момента началось обсуждение специалистами многих вопросов, связанных с обоснованием нормативов и с внедрением комплекса ГТО в разные слои населения. За этот период много было сделано и на федеральном, и на региональном уровнях. Многие области в плане эксперимента уже организовали физическую подготовку и прием нормативов ГТО. С января 2016 года планируется введение комплекса ГТО для обучающихся всех образовательных организаций страны.
Несмотря на компетентное обсуждение и выдвижение различных предложений (Л. А. Семенов, 2010; А. В. Гурский , 2014; Н. Е. Калинина, В. С. Яки-мович, М. Н. Жегалова, 2014 и др.) до сих пор остаются вопросы о готовности учебных учреждений к внедрению комплекса ГТО, в частности высших учебных заведений [2 — 4]. Целью предлагаемой работы явилось проведение комплексного анализа готовности высших учебных заведений к внедрению многоборья ГТО.
Результаты исследования и их обсуждение. Мы считаем, что внедрение многоборья ГТО принесет положительные результаты (рост физической подготовленности, увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом, снижение уровня заболеваемости, формирование устойчивой мотивации к физкультурным занятиям) только в случае комплексной готовности всех субъектов и объектов данной системы, включающей в себя следующие компоненты:
1) материально-техническая готовность и медицинская обеспеченность учебного учреждения;
2) организационно-методическая готовность специалистов;
3) физическая готовность студента;
4) мотивационная готовность студента.
С проблемами материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом сталкивается почти каждое образовательное учреждение. Подавляющее число вузов не имеет возможности проводить занятия в бассейне, в легкоатлетическом манеже, в тире. Следовательно, вузы оказываются ограничены в средствах физической подготовки студентов.
Понятно, что эта проблема для страны не новая. На 2012 год обеспеченность населения плоскостными спортивными сооружениями составляла 26,7 %
о
от
Е
Т
от размера нормативной потребности, бассейнами — 8,5 % [5].
Ни для кого не секрет, что молодежь больше привлекают комфортные, современные условия для спортивных занятий. Поэтому студенты часто предпочитают пойти в какие-либо коммерческие клубы и залы, чем заниматься в стенах вуза, где материально-техническая база требует расширения и реконструкции. Так, например, на базе Омского государственного технического университета отсутствуют современно оборудованные залы, площадки, стадион, да и для всех обучающихся в вузе студентов спортивных сооружений просто не хватает. Из года в год вуз вкладывает огромные средства в аренду спортивных сооружений, где имеет возможность заниматься очень ограниченное количество студентов. Целесообразнее увеличить расходы на модернизацию и строительство собственных спортивных сооружений, приобретение современного оборудования и инвентаря, что в будущем сторицей окупится.
В связи с грядущим внедрением комплекса ГТО в вузовской системе вопрос улучшения материально-технической базы наиболее актуален, так как, прежде всего, необходимо создание условий для подготовки студентов к сдаче норм ГТО (стадион, бассейн, тренажерно-гимнастический комплекс, собственный тир и т.д.). Кроме того, ряд вузов Омской области, в частности ОмГУПС и ОмГТУ, имеют свои спортивно-оздоровительные лагеря, выезд в которые может стать мощным стимулом для привлечения студентов к занятиям массовым спортом при условии расширения и модернизации их материально-технической базы.
План поэтапного введения комплекса ГТО, в том числе и в Омской области, предусматривает, прежде всего, создание центров тестирования, включая их материально-техническое оснащение, и организацию работы физкультурно-спортивных клубов по подготовке и сдаче норм ГТО [6]. В этой связи является целесообразным планировать на базе спортивных клубов вузов (где таковые имеются) создание центров по подготовке к сдаче норм ГТО с получением соответствующего статуса.
Для того чтобы осуществить эти далеко идущие планы, необходимо, во-первых, расширение штата спортивного клуба с привлечением специалистов кафедры физического воспитания и студенческого спортивного актива; во-вторых, сотрудничество и согласование планов по данному вопросу с соответствующим министерством; в-третьих, активное развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом и непосредственно для подготовки к сдаче норм ГТО.
По вопросу развития инфраструктуры представляется возможным запланировать строительство единого спортивного центра по подготовке к сдаче норм ГТО и развитию массового студенческого спорта совместными усилиями вузов.
Одной из первоочередных проблем, которую необходимо решить в преддверии массового внедрения комплекса ГТО в вузах, также является отсутствие должного медицинского обеспечения, а конкретно — трех его основных составляющих:
— сбора приемной комиссией медицинских документов у абитуриентов (ежегодно);
— организации быстрого квалифицированного медицинского осмотра первокурсников (ежегодно);
— медицинского контроля в течение учебного года и при занятиях физической культурой и спор-
том в рамках вуза (введение в штат вуза своего спортивного врача).
Эти составляющие непосредственно связаны друг с другом и задачи всех подпунктов необходимо решать одновременно, так как, не оценив состояния здоровья студентов и не имея возможности оказать им быструю медицинскую помощь, мы не вправе начинать с ними занятия физкультурой и спортом.
Что касается организационно-методической готовности к внедрению нормативов комплекса ГТО, то здесь вопросов много и необходимо время для реорганизации физического воспитания студентов. Известно, что процесс физической подготовки требует трехразовых занятий в неделю. Фактически в вузе академические занятия физической культурой проводятся 1—2 раза в неделю на 1 — Ш курсах. Старшие курсы не имеют физкультурных занятий. Следовательно, во многом подготовка к сдаче норм ГТО будет носить самостоятельный характер. Не каждый вуз сможет изыскать средства на организацию внеучебных занятий физической культурой, которые необходимы будут для успешной подготовки студентов. Потребуется открытие групп ГТО, которые будут иметь доступ в различные спортивные сооружения (легкоатлетический манеж, бассейн, тир и т.д.). Тем не менее на сегодняшний день немалая часть студентов и сотрудников ОмГУПС и ОмГТУ интересуется возможностями подготовки к сдаче норм ГТО в стенах вуза.
Во все рабочие программы учебной дисциплины «Физическая культура» в вузах соответствующие кафедры обязаны будут внести серьезные коррективы. Это касается, прежде всего, самого содержания дисциплины.
Например, в подавляющем большинстве вузов России на занятиях физической культурой не изучается стрельба из пневматической винтовки. Для сдачи норматива по стрелковой подготовке потребуются специальные занятия.
Придется перестроить структуру рабочих программ учебной дисциплины «Физическая культура», отведя большую часть времени на специальные тренировки. Необходимо будет решить возникающее противоречие. С одной стороны, преподаватели должны решать в первую очередь задачу формирования компетенций в области физической культуры и спорта, ориентируясь на государственную программу, с другой стороны, неминуемо возрастут затраты времени на специальные тренировки для улучшения физических показателей. Кроме того, все нормативы физической подготовленности потребуется привести в соответствие с нормативами комплекса ГТО.
Одним из принципиальных вопросов внедрения комплекса ГТО является вопрос обязательности участия в тестировании. Добровольное участие в тестировании физической подготовленности возможно для одной части студентов. И их немало. Почти половина (47 %) студентов ОмГУПС согласны добровольно проверить свою физическую подготовленность, 29 % — такую возможность игнорируют, а 24 % студентов сделают это только, если им это будет выгодно. Кстати, 68 % студентов готовы серьезно заняться своей физической подготовкой, если будет предусмотрена система поощрения.
В связи с этим участие в сдаче нормативов ГТО надо сделать привлекательным для студентов. Можно создать множество бонусов для получивших значок ГТО: повышенная стипендия, премия, путевка на отдых, возможность посещения каких-
либо мероприятий, возможность самостоятельной подготовки по предмету «Физическая культура» и т.п.
Для повышения мотивации студентов к занятиям физической подготовкой необходима также широкая пропаганда физической культуры и спорта, осуществляемая по следующим направлениям:
— привлечение всё большего числа студентов к подготовке и участию в сдаче норм ГТО, соревнованиях за честь факультета, вуза;
— учет спортивного рейтинга каждого студента в деканатах факультетов, оценка не только его достижений в соревнованиях высокого ранга по различным видам спорта, но и участия в массовых соревнованиях, в том числе и по многоборью ГТО;
— проведение спортивно-массовых мероприятий за рамками календаря основных вузовских соревнований в форме праздника, фестиваля ГТО;
— проведение ежегодных итоговых спортивных вечеров с награждением лучших спортсменов и активистов по различным номинациям, с чествованием и вручением призов, а также назначением специальных премий и стипендий;
— широкое освещение на сайте вуза, на информационных стендах материалов о спортивных мероприятиях, об успехах спортсменов, о значкистах ГТО и всех активных в спортивном отношении студентов;
— организация целевых спортивных выездов на базы отдыха, проведение выездных спартакиад, учебно-тренировочных сборов;
— расширение возможностей материального поощрения студентов за активное участие в спортивной жизни вуза (увеличение призового фонда для проведения спортивно-массовых мероприятий; выдача талонов на питание, приоритетное получение путевок на базы отдыха в летнее время).
Студент должен иметь мотивационную готовность самостоятельно совершенствовать свою физическую форму. Специалистам по физическому воспитанию в вузах необходимо приложить все усилия, чтобы для каждого студента получение значка ГТО стало делом престижа.
И последнее. Идет речь о физической готовности студента к выполнению нормативов комплекса к ГТО. Анализ успешности выполнения тестовых заданий студентами вузов показал, что практически по всем регионам России отмечается высокий процент студенческой молодежи, невыполнивших нормативы VI ступени комплекса ГТО. Из общего числа обследованных (993 юноши и 1196 девушек) 81,6 % студентов и 77,3 % студенток 18 — 24-летнего возраста не в состоянии выполнить нормативы комплекса ГТО. Это означает, что уровень физической подготовленности этой категории населения России характеризуется как низкий [7].
Скорее всего, это не только результат, связанный со слабым здоровьем современной молодежи, но и отсутствие целенаправленной работы по физической подготовке. Проводя 1—2 занятия в неделю для студентов, преподаватели не видят смысла в целенаправленной тренировке и большей частью решают оздоровительные и профессионально-прикладные задачи.
Наряду с этим имеется и другая статистика. На базе ОмГТУ с 14 марта по 14 мая 2015 г. был проведен предварительный этап внедрения комплекса ГТО. В тестировании приняло участие 57 студентов, 46 из которых являются членами сборных
команд вуза по легкой атлетике, лыжным гонкам и полиатлону, остальные были отобраны по желанию из числа студентов различных спортивных специализаций.
При подведении итогов первой сдачи норм ГТО были получены следующие данные. По сумме 8 видов многоборья ГТО VI ступени 44 % студентов ОмГТУ выполнили норматив золотого значка, 47 % — серебряного, 9 % — бронзового. В связи с тем, что сдача норм ГТО по основным видам в ОмГТУ проходила в соревновательной форме, то, как в отдельных видах программы, так и по сумме многоборья определились победители и призеры среди юношей и девушек. Кроме того, некоторые студенты по каждому виду показали результаты, превышающие норматив золотого значка ГТО VI ступени и заработали бонусный балл при подведении итогов.
В ОмГУПСе из 28 участников по 18 % сдали на золотой и серебряный значки. 28 % — на бронзовый значок, а 36 % не уложились в нормативы в одном из обязательных видов.
Однако дать однозначную оценку по итогам предварительного тестирования омских студентов не представляется возможным. С одной стороны, показатели достаточно высоки, но, с другой стороны, стоит учесть, что нормативы выполняли в основном студенты из числа спортсменов-разрядников, и, тем не менее, многим из них не удалось выйти на «золотой» уровень, а некоторым вообще сдать нормативы. В этой связи, очевидно, что когда будет проводиться массовое тестирование студентов, процентное соотношение поменяется не в лучшую сторону. Тем не менее пример спортсменов первопроходцев в деле возрождения комплекса «Готов к труду и обороне» может послужить стимулом для основной массы студентов заняться своей физической подготовкой и выполнить нормы ГТО.
В январе 2016 г. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» поступает в вузы. Основная задача органов муниципальной власти, отвечающих за сферы образования и спорта, руководства вузов, спортивных клубов и кафедр физического воспитания — обеспечить подготовку студенческой молодежи к сдаче норм ГТО. При этом важно понимать, что приобщение студентов к занятиям физкультурой и спортом и сдаче норм ГТО — это не какая-то разовая акция. Это системная работа, включающая в себя четкую программу мероприятий, обеспечивающих материально-техническую, медицинскую, организационно-методическую готовность вузов, а также физическую и мотивационную готовность студентов к освоению комплекса ГТО нового поколения.
Для контроля и оценки эффективности работы по внедрению комплекса «Готов к труду и обороне» и развитию массового спорта в вузах целесообразно использовать, на наш взгляд, следующие показатели:
— количество действующих спортивных объектов для занятий массовым спортом;
— наличие систематического и квалифицированного медицинского контроля;
— динамика уровня физической подготовленности и заболеваемости студентов;
— количество и процент от общей численности студентов, занимающихся физической культурой и спортом в учебное время;
— количество и процент от общей численности студентов, постоянно занимающихся спортом
0 от
Е
Т
во внеучебное время: секциях, группах по подготовке к сдаче норм ГТО, а также самостоятельно;
— количество студентов, выполнивших нормативы ГТО с получением значков различного достоинства, а также ставших обладателями спортивных разрядов по видам спорта;
— количество студентов, принимающих участие в массовых соревнованиях в рамках вуза, а также городского и областного масштаба;
— количество участников от вуза и призовых мест в общем командном зачете на ежегодной областной спартакиаде вузов.
Слаженная работа всех заинтересованных структур по внедрению комплекса ГТО нового поколения в вузах и своевременный контроль за её выполнением будут способствовать увеличению количества студентов, добровольно вовлеченных в активные занятия физической культурой и спортом и настроенных на улучшение своих физических кондиций и качества жизни.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Правительство. Постановления. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО [Электронный ресурс] : постановление [от 11.06.2014, № 540]. — Режим доступа : http// www:risportal.ru/ shkola/fizkultura + sport/library/2014/08/07/gto909 (дата обращения: 02.06.2015).
2. Семенов, Л. А. К вопросу о содержании и нормативных требованиях физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и защите Отечества!» / Л. А Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2010. — № 6. - С. 68-71.
3. Гурский, А. В. Возвращение ГТО / А. В. Гурский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4. - С. 78-79.
4. Калинина, Н. Е. Российская система физического воспитания: прошлое, настоящее и будущее / Н. Е. Калинина, В. С. Якимович, М. Н. Жегалова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 54-59.
5. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное, правовое, организационно-управленческое. Научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение : док. и материалы / Авт.-сост. В. А. Фетисов, П. А. Виноградов. - М., 2012. - 1104 с.
6. Крикорьянц, Д. О. Внедрение норм ГТО на территории Омской области / Д. О. Крикорьянц // Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта : материалы V науч.-практ. конф. в рамках Всерос. форума «Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта» / СибГУФК. - Омск, 2014. - С. 225-227.
7. Перова, Е. И. Совершенствование комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса в общеобразовательных учреждениях РФ / Е. И. Перова, В. А. Кабачков, В. А. Куренцов // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2013. - № 5. - С. 42-55.
ПАВЛОВА Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного университета путей сообщения. БЕЛОВА Татьяна Юрьевна, доцент кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.06.2015 г. © И. В. Павлова, Т. Ю. Белова
Книжная полка
Валеев, Н. М. Лечебная физическая культура : учеб. для студентов учреждений высшего образования / Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева, С. Н. Попов. - 11-е изд., стер. - М. : Издат. центр Академия, 2014. - 416 с. -ISBN 978-5-4468-1417-3.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлениям подготовки «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура» (квалификация «бакалавр»). В учебнике изложена методика лечебной физической культуры (ЛФК) при заболеваниях внутренних органов, суставов и нарушениях обмена веществ; в травматологии, хирургии и ортопедии; при заболеваниях и повреждениях нервной системы; рассмотрены особенности ЛФК при заболеваниях детей, а также особенности занятий физическими упражнениями с отдельными контингентами населения (специальными медицинскими группами в школах и вузах, лицами среднего и пожилого возраста, беременными). В начале каждого раздела дается представление о болезни, ее этиологии (причинах) и патогенезе (механизмах развития), клинической картине и течении.
Для студентов учреждений высшего образования. Может быть полезно аспирантам, инструкторам лечебной физической культуры, врачам и больным.
Миллер, Л. Л. Спортивная медицина : учеб. пособие / Л. Л. Миллер. - СПб. : Человек, 2015. - 184 с. -ISBN 978-5-906131-47-8.
Учебное пособие написано в соответствии с учебной программой по спортивной медицине для вузов физической культуры и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данное пособие содержит словарь медицинских терминов.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений физической культуры.