УДК 373.2:378.141.213.3
К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ТЬЮТОРСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ON THE ISSUE OF READINESS OF UNIVERSITY STUDENTS FOR TUTOR SUPPORT OF PRESCHOOL CHILDREN
А. В. Костина
A. V. Kostina
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассматривается проблема готовности студентов к тьюторскому сопровождению детей дошкольного возраста, дается анализ современных подходов к определению понятий «готовность», «профессиональная готовность» и их содержательному наполнению. Раскрываются структура и основные компоненты профессиональной готовности студентов к тьюторскому сопровождению.
Abstract. The article considers the problem of readiness of students for tutor support of preschool children, gives the analysis of modern approaches to defining the concepts «readiness», «professional readiness» and their substantial filling. It also reveals the structure and main components of professional readiness of students for tutor support.
Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, тьюторское сопровождение, студенты, дети дошкольного возраста.
Keywords: readiness, professional readiness, tutor support, students, preschool children.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема формирования у студентов, обучающихся по профилю «Дошкольное образование», готовности к тьюторскому сопровождению детей дошкольного возраста. Под тьюторским сопровождением понимается педагогическая деятельность по индивидуализации образования, позволяющая выявить и развивать образовательные мотивы и интересы детей, находить образовательные ресурсы для создания индивидуальной образовательной программы, работать с образовательным заказом семьи и формировать образовательную рефлексию ребенка. В условиях современного образования практика тьюторского сопровождения проводится по таким направлениям, как развитие познавательного интереса ребенка, формирование его образовательной инициативы и готовности к самообразованию. Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный адресный характер, поскольку тьютор в своей работе опирается на запрос подопечного, на его индивидуальные особенности и обстоятельства, не подгоняя их под известные шаблоны и стратегии. Г отов-ность будущих специалистов сферы дошкольного образования к тьюторскому сопровождению позволяет повысить их конкурентоспособность на рынке труда, реализовать профессиональный потенциал, что является основой профессиональной мобильности педагогов. Готовность к тьюторскому сопровождению детей должна стать одним из результатов подготовки студентов в системе высшего профессионального образования.
Материал и методика исследований. В процессе работы был осуществлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросам готовности будущих педагогов к тьюторскому сопровождению детей дошкольного возраста, выявлены основные компоненты профессиональной готовности студентов.
Результаты исследований и их обсуждение. В «Толковом словаре русского языка» готовность трактуется как согласие, желание сделать что-либо и состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь [4].
Е. П. Ильин рассматривает определяемое понятие как состояние психической и физиологической готовности к действию или деятельности, настрой и мобилизацию на предстоящую деятельность [3].
В современной науке нет общепринятого толкования готовности, что вызвано неоднозначным семантическим значением данного слова. К. К. Платонов дает три значения термина «готовность к труду»:
- результат трудового воспитания, выражающийся в желании трудиться, осознании необходимости участвовать в совместной трудовой деятельности;
- готовность к определенному труду, ставшему профессией, результат профессионального обучения, воспитания и социальной зрелости личности;
- готовность к непосредственно предстоящей деятельности в известных или возможных условиях, состояние психологической мобилизации [5].
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования определил два ключевых подхода в описании содержания понятия «готовность»: функциональный и личностный. Сторонниками функционального подхода являются Л. С. Нерсесян, Д. Н. Узнадзе, В. Н. Мясищев и другие. Они характеризуют готовность как определенное психическое состояние. Приверженцами личностного подхода являются М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Сластенин и другие. Они под готовностью понимают личностное образование, обеспечивающее эффективность, высокую результативность профессиональной деятельности.
В исследованиях Ю. И. Турчаниновой профессиональная готовность рассматривается как некая характеристика потенциального состояния личности, позволяющая ей «успешно войти в профессиональное сообщество и быстро развиваться в профессиональном отношении» [6].
В структуре профессиональной готовности Ю. И. Турчанинова выделяет такие самостоятельные подсистемы, как:
- социальная готовность - способность осмысленно ориентироваться и самоопределяться в социальной жизни;
- общекультурная готовность - достаточно высокий уровень общего образования и развития;
- специально-предметная готовность - знания в конкретной области деятельности;
- психолого-педагогическая готовность - способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми [6].
Готовность студента, по мнению М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, является сложным психологическим образованием и включает в себя:
а) положительное отношение к профессии, достаточно устойчивые мотивы деятельности;
б) адекватные требования профессиональной деятельности к чертам характера, способностям, проявлениям темперамента;
в) необходимые знания, навыки, умения;
г) устойчивые профессионально важные особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоциональных, волевых процессов [2].
Готовность также может выступать в виде психического состояния личности, которое включает следующие компоненты:
а) познавательные (понимание профессиональных задач, оценку их значимости, выявление способов решения);
б) эмоциональные (профессиональную честь и ответственность, уверенность в успехе, воодушевление);
в) мотивационные (потребность в успешности выполнения первых трудовых задач, интерес к процессу их решения, стремление к достижению успеха и показу себя с лучшей стороны);
г) волевые (мобилизацию сил, преодоление сомнений и т. д.) [2].
В. А. Сластенин выделяет такие компоненты профессиональной готовности, как:
- психологическая готовность - это соответствующий уровень устойчивости психики личности в стрессовых обстоятельствах, адаптивность личности, ее уверенность в своих силах и возможностях;
- интеллектуально-познавательная готовность - определенный уровень профессионального восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания;
- мотивационная готовность - ориентированность личности на саморазвитие в образовательном процессе, положительное отношение к своей профессии, необходимый уровень самооценки, готовность и способность к профессиональному и личностному самоутверждению, стремление к достижению успеха;
- операционно-деятельностная готовность - профессиональное мастерство, способности к саморегуляции поведения и профессиональной деятельности;
- коммуникативная готовность - достаточный уровень развития умений и навыков контактного взаимодействия с профессиональной средой, с людьми, профессионального общения с сотрудниками и руководителями, достаточный уровень вербальной культуры человека и его профессионального мышления;
- творческая готовность - способность личности к поиску, видению новых путей, методов решения профессиональных задач [7].
Таким образом, мы рассматриваем профессиональную готовность как интегративное качество личности специалиста, которое основывается на владении знаниями и умениями в области профессиональной деятельности, накоплении первоначального профессионального опыта [1]. Другими словами, специалист способен осознавать профессиональные цели, осуществлять анализ и оценку имеющихся условий, определять всевозможные способы действия и предвидеть результат.
Определив структурные компоненты и содержание готовности, мы можем выделить три компонента профессиональной готовности студентов к тьюторскому сопровождению детей дошкольного возраста: когнитивный, операционный и психологический.
Когнитивный компонент профессиональной готовности заключается в том, что студенты обладают совокупностью теоретических знаний по эффективной реализации функций тьютора. В частности, когнитивная готовность к тьюторскому сопровождению
предусматривает наличие у студентов знаний о сущности проблемы тьюторского сопровождения как в России, так и за рубежом, об объекте, предмете, формах и методах тью-торской деятельности, этапах и технологиях работы с детьми, а также практическое использование этих знаний в современных социально-экономических условиях.
Операционная готовность к тьюторскому сопровождению предполагает у студентов совокупность умений и навыков, связывающих знания с практическим решением профессиональных задач. В связи с этим будущий педагог должен уметь эффективно использовать различные технологии работы с детьми; консультировать родителей по проблемам обучения и воспитания детей; выявлять и анализировать образовательные мотивы, интересы и запросы как детей, так и их родителей; выстраивать, а в последующем и корректировать образовательную траекторию своего подопечного.
Очевидно, что профессиональная готовность будущего педагога определяется не только знаниями, умениями и навыками, которыми он обладает по выбранному профилю, но также и психологической готовностью к реализации профессионально значимых функций. Психологическая готовность студентов к тьюторскому сопровождению детей дошкольного возраста представляет собой совокупность психологических качеств и способностей личности, мотивационной обусловленности, необходимых для реализации данного вида профессиональной деятельности. Будущий педагог должен быть целеустремленным, устойчивым к стрессам, коммуникабельным, с адекватной самооценкой, способным к критическому и системному мышлению, быстрому реагированию на происходящее в процессе образовательной деятельности, рефлексии собственной деятельности.
Резюме. Готовность студентов к тьюторскому сопровождению детей дошкольного возраста предполагает наличие у них знаний в психолого-педагогической, методической, предметной, общекультурной областях, умений эффективно использовать различные технологии работы с детьми, сопровождать процесс формирования личности ребенка, выявлять и анализировать образовательные мотивы, интересы и запросы своих подопечных, выстраивать и корректировать их образовательную траекторию, а также наличие интереса к тьютор-ской деятельности, самостоятельности, инициативности, целеустремленности, коммуникабельности, желания постоянно совершенствоваться в своей профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуртовенко, И. Ю. Теоретический анализ понятия «профессиональная готовность» [Электронный ресурс] / И. Ю. Гуртовенко. - Режим доступа: http://sociosphera.ucoz.ru/publ/zhurnal_quot_sociosfera_quot_2011_god /sociosfera_4_2011/ teoreticheskj_amlizjxmjatija_professiorialriaja_gotovnost/49-1-0-1193
2. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1993. - 383 с.
3. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2005. - 412 с.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : А Темп, 2004. - 944 с.
5. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 1984. - 174 с.
6. Турчанинова, Ю. И. Как помочь учителю стать учителем [Электронный ресурс] / Ю. И. Турчанинова. - Режим доступа: http: //irbey 1 .narod.ru/met6.htm
7. Шарифуллина, С. Р. Критерии готовности будущих педагогов к управлению физкультурноспортивной деятельностью [Электронный ресурс] / С. Р. Шарифуллина. - Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/simpoz1/94.htm