Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ, КАК ИНСТРУМЕНТЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ, КАК ИНСТРУМЕНТЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственная поддержка / бизнес / государственные закупки / рынок / бюджетные денежные средства

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мудрецова М.Е.

Автор в статье рассматривает такой инструмент государственной поддержки как государственных закупок. Нормативно-правовыми актами, регулирующими государственные закупки, являются Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ, КАК ИНСТРУМЕНТЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-132-135 NIION: 2018-0076-3/22-526 MOSURED: 77/27-023-2022-3-725

МУДРЕЦОВА Мария Евгеньевна,

старший преподаватель кафедры подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка и подразделений по вопросам миграции, подполковник полиции ФГКУ ДПО «Всероссийский институт повышения квалификации Министерства внутренних дел Российской Федерации», е-таИ: mail@law-books.ru

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ, КАК ИНСТРУМЕНТЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Автор в статье рассматривает такой инструмент государственной поддержки как государственных закупок. Нормативно-правовыми актами, регулирующими государственные закупки, являются Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-Ф3 и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ.

Ключевые слова: государственная поддержка, бизнес, государственные закупки, рынок, бюджетные денежные средства.

MUDRETSOVA Maria Evgenievna,

Senior Lecturer, Department of Training police officers for security units public order and migration units, police lieutenant colonel FGKU DPO «All-Russian Institute of Enhancement qualifications of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»

ON THE ISSUE OF PUBLIC PROCUREMENT AS A TOOL FOR SUPPORTING SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Annotation. The author in the article considers such an instrument of state support as public procurement. Regulatory legal acts regulating state procurement are the Federal Law «On Procurement of Goods, Works, Services by Certain Types of Legal Entities» No. 223-FZ and the Federal Law «<On the Contract System in the Field of Procurement of Goods, Works, Services to Meet State and Municipal Needs» dated 05.04.2013 No. 44-FZ.

Key words: state support, business, public procurement, market, budget funds.

Важной составляющей поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, являются государственные закупки. В первую очередь малые, но также и средние предприятия, преимущественно осуществляют свою деятельность в границах локального рынка, и поэтому некоторые из них заинтересованы (и участвуют) в государственных закупках. Государственные закупки выполняют такие важные функции, как: удовлетворение нужд государства, стимулирование инновационную деятельность. Важным является и то, что через государственные закупки государство обращает внимание предпринимателей на приоритетные сектора экономики. Кроме того, участие малого предпринимательства в государственных закупках сни-

жает возможность сговора крупных предприятий и нарушения антимонопольного законодательства. Также, участие малого предпринимательства в закупках, является одной из преференций для малого предпринимательства, то есть государство поддерживает отечественного предпринимателя в противовес иностранным компаниям. Государственные контракты выступают таким инструментом, при котором стороны уверены в платежеспособности контрагента. Нормативно-правовыми актами, регулирующими данное, являются Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»№223-ФЗ и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

от 05.04.2013 №44-ФЗ, в статье 3 данного закона содержится дефиниция государственных закупок.

Субъект малого или среднего предпринимательства может принять участие в закупках, установленные в статье 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Кроме того, в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик должен осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.

Особенностью закупок является предоставление преференций в особых случаях, заключающиеся в том, что возможно привлечь к исполнению контракта субподрядчиков и соисполнителей из субъектов малого предпринимательства.

Государственные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства имеют такие особенности как:

- особые условия оплаты контрактов, так в соответствии с частью 8 статьи федерального закона № 44, обязательным условием, является включение условия об оплате заказчиком работ, услуг, товаров;

- ограничение на начальную или максимальную цену контракта;

- отсутствие необходимости предоставлять документы о наличии права на преференции.

В законодательстве существует ответственности за нарушение объема закупок работ, товаров, услуг. В соответствии с частью 11 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, налагается административный штраф в размере пятидесяти тысяч рублей на должностные лица1. Федеральный закон №223-Ф3, налагает обязанность по закупкам у субъектов предпринимательства организациям, на которые распространяется данный федеральный закон. Юридические лица, на которых возлагается данная обязанность, установлена в статьи 1 выше названного закона.

Однако данная обязанность у юридических лиц возникает только в случае, если годовой объем выручки по данным годовой отчетности за прошедший год превышает два миллиарда рублей. Помимо прочего, в законе 223 в статье 4 установлено, что информацию о годовом объеме закупки, которую заказчикам необходимо совер-

1 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // Российская газета, №256.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

шить у субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимо размещать в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Закупки для субъектов малого предпринимательства осуществляются только при соблюдении конкуренции, а также проводятся в форме открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок [1]. Также, согласно Закону № 44-ФЗ, общая доля заказов, размещенных среди субъектов малого предпринимательства, должна оставлять не менее 15% совокупного годового объема закупок. Годовой объем закупок утверждается на соответственный финансовый год и для осуществления заказчиками закупок в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ.

Помимо этого, в соответствии с вышеуказанным законом, заказчики могут осуществлять закупки в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, работ в области использования атомной энергии и объявлять закрытые процедуры закупок у субъектов предпринимательства2. Кроме того, в случае, если товары, работы, услуги могут куплены только у конкретных предпринимателей, то заказчики имеют право привлекать субъекты малого предпринимательства к участию в процедурах закупок.

В том случае, если к государственной закупке допущены только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, то в договоре, который заключили, необходимо прописать условие оплаты заказчиком выполненных работ, товаров, или выполненных услуг.

Субъекты малого и среднего предпринимательства при подаче заявки в закупке обязаны свою принадлежность к субъектам предпринимательства. Необходимо отметить, что заказчик помимо декларации не может требовать другие документы [2].

Действенным способом проверки, который заказчик может осуществить, это проверка на основе сведений в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Однако, необходимо отметить определенную проблему, связанную с подтверждением статуса субъекта малого и среднего предпринимателя. Согласно статье 54.4 Закона № 44-ФЗ, вторая часть заявки малых предприятий на участие в

2 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»//Собрание законодательства РФ-№ 14 ст. 1652.

открытом конкурсе в электронной форме должна содержать декларацию о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства, которая предоставляется с использованием программно-аппаратных средств используемой электронной площадки. При этом в данном случаи есть разночтения в антимонопольной практики.

Одни территориальные антимонопольные органы уверены [3] в том, что предоставление участником государственной закупки декларации о принадлежности к субъекту предпринимательства является достаточным и данный факт отсутствия таких сведений в реестре не признается доказательством отсутствие самого статуса у субъекта малого предпринимательства.

Существует и обратное мнение, согласно которому при предоставлении документов о принадлежности к субъектам предпринимательства и одновременно отсутствие такого сведения в реестре субъектов МСП является причиной, согласно которой такая заявка признается не соответствующим требованиям для заключения государственного контракта с таким лицом осуществляющим предпринимательскую деятельность. Такую позицию в своей работе раскрывает А.Д. Позмогова [4].

Возможным вариантом решения данной проблемы станет включение в федеральный закон 44 согласно, которому на участника закупки поручается обязанность в соответствии, с которой необходимо будет предоставить выписку из реестра субъекта малого предпринимательства. Данная обязанность позволит преодолеть неуверенность, связанную с данным аспектом у заказчика, который в случаи необоснованного отказа к допуску может быть привлечен к ответственности, а для субъектов малого и среднего предпринимательства уменьшалось бы сомнения в прозрачности отбора заявок.

Необходимо выделить механизм проведения государственных закупок, в соответствии с которым закупки для субъектов малого предпринимательства, которые происходят, как открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы и запросы котировок. Участниками торгов могут быть исключительно субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации. Еще одной особенностью данного механизма является сроки оплаты по контракту, по которым оплата должна быть совершена не более 30 дней после подписания акта приемки результатов.

Еще один механизм проведения государственных закупок заключается в том, что в них могут учувствовать все участники рынка, в соответствии с которым устанавливается требование

о привлечении исполнителей или подрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций.

В отличие от первого механизма проведения закупок, в данном случае применяются все способы проведения закупок, а также участниками могут быть все юридические или физические лица, а также отсутствуют сроки по оплате контракта.

Важно написать и об отчетности по итогам закупок товаров, работ и услуг у малого предпринимательства. Так, в статье 30 федерального закона № 44 указана обязанность заказчика по составлению отчета о таких закупках, как о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, так и о несостоявшихся закупках. В данном отчете отражаются сведения о заказчике, информация об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, информация о заключенных контрактах. Данный отчет должен быть размещен в единой информационной системе не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом. Важность государственных закупок как важного инструмента поддержки субъектов малого предпринимательства, помимо прочего, имеет свое отражение в национальном п роекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»1. В данном проекте предусмотрено доведение годового объёма закупок у субъектов МСП до 5 триллионов рублей к 2024 году.

Таким образом, государственные закупки играют важную роль в системе поддержки малого и среднего предпринимательства с помощью них государство стимулирует предпринимательство обратить свое внимание на приоритетные сферы экономики нашей страны, а помимо этого уменьшение нарушений в сфере антимонопольного законодательства.

Также необходимо отметить, что в нашей стране существует особенность в сфере государственных контрактов, связанная с тем, что законодательная основа является целостным механизмом, состоящим, в первую очередь, из таких законов, как федеральные законы 44 и 223, конечной целью которых является оптимизация данного института.

Кроме того, в данном параграфе было поднята проблема, связанная с подтверждением субъектом предпринимательства своего статуса, как субъекта МСП в случаи подачи заявления на

1 Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы// Собрание законодательства Российской Федерации. 2018.№ 20. ст. 2817.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

участие в государственных закупках. Преодолением данного вопроса, включение в федеральный закон 44 согласно, которому на участника закупки поручается обязанность в соответствии, с которой необходимо будет предоставить выписку из реестра субъекта малого предпринимательства.

Список литературы:

[1] Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса. Учебник для магистров: учебник // Ершова И.В., ред. — Москва: Проспект, 2017. — 848 с.

[2] Саклеев М.А. Государственные закупки как инструмент поддержки малого предпринимательства // Государственно-частное партнерство. 2017. №1

[3] Лисицкий, Н. Н. Проблемы и перспективы участия малых предприятий в государственных и муниципальных // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312).

[4] Позмогова, А. Д. Проблемы правоприменения при проведении закупок товаров, работ,

услуг у субъектов малого предпринимательства// Научный электронный журнал Меридиан. — 2019. — № 9 (27).

Spisok literatury:

[1] Predprinimatel'skoe pravo. Pravovoe soprovozhdenie biznesa. Uchebnik dlya magistrov: uchebnik // Ershova I.V., red. — Moskva: Prospekt, 2017. — 848 s.

[2] Sakleev M.A. Gosudarstvennye zakupki kak instrument podderzhki malogo predprinima-tel'stva // Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. 2017. №1

[3] Lisickij, N. N. Problemy i perspektivy uchastiya malyh predpriyatij v gosudarstvennyh i municipal'nyh // Molodoj uchenyj. — 2020. — № 22 (312).

[4] Pozmogova, A. D. Problemy pravo-primeneniya pri provedenii zakupok tovarov, rabot, uslug u sub»ektov malogo predprinimatel'stva// Nauchnyj elektronnyj zhurnal Meridian. — 2019. — № 9 (27).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.