Научная статья на тему 'НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК, ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ В 2022 ГОДУ'

НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК, ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ В 2022 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
НОВШЕСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / УНИФИКАЦИЯ / СТАБИЛЬНОСТЬ / ЕДИНООБРАЗИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аристов А.В., Аристов Ю.И., Сречкович О.М.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с новыми изменениями и совершенствованием законодательства о контрактной системе, правового регулирования в сфере закупок Российской Федерации, направленные на обеспечение эффективности и цифровизации процесса осуществления закупок [4], стабильности и унификации, единообразие процесса в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе. Новые изменения в законе предусматривают комплексное совершенствование положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ) [1]. В статье представлена актуальная информация и примеры новшеств в законодательстве о контрактной системе. Заказчики бюджетных и иных учреждений осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ должны руководствоваться и соблюдать новые правила процесса закупок, вступившие в силу с 01.01.2022г. Чтобы провести закупку товаров, работ, услуг, заказчики осуществляют целый ряд последовательных действий от планирования закупки до заключения и исполнения контракта (договора). Автором настоящей статьи представлены изменения законодательства о контрактной системе и рекомендации, способствующие эффективному использованию норм правового регулирования закона при осуществлении закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аристов А.В., Аристов Ю.И., Сречкович О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CHANGES IN THE LEGISLATION OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT, WHICH ENTERED INTO FORCE IN 2022

The article deals with topical issues related to new changes and improvements in the legislation on the contract system, legal regulation in the field of procurement of the Russian Federation, aimed at ensuring the efficiency and digitalization of the procurement process [4], stability and unification, uniformity of the process in accordance with the requirements of the legislation on the contract system. The new amendments to the law provide for a comprehensive improvement of the provisions of Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the Contract System in the Procurement of Goods, Works, Services for State and Municipal Needs" (hereinafter - Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013) [1]. The article presents up-to-date information and examples of innovations in the legislation on the contract system. Customers of budgetary and other institutions carrying out their activities in accordance with Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 must be guided by and comply with the new rules of the procurement process, which entered into force on 01.01.2022. In order to purchase goods, works, services, customers carry out a number of sequential actions from purchase planning to the conclusion and execution of the contract (contract). The author of this article presents changes in the legislation on the contract system and recommendations that contribute to the effective use of the norms of legal regulation of the law in procurement.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК, ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ В 2022 ГОДУ»

УДК 34

Аристов Анатолий Викторович

Аспирант,

Тольяттинский государственный университет,

г. Тольятти, РФ e-mail: aristov.anatoly163@yandex.ru Аристов Юрий Иванович Преподаватель, Тольяттинский Электротехнический Техникум,

г. Тольятти, РФ Сречкович Оксана Михайловна Аспирант,

Тольяттинский государственный университет,

г. Тольятти, РФ

НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК,

ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ В 2022 ГОДУ

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с новыми изменениями и совершенствованием законодательства о контрактной системе, правового регулирования в сфере закупок Российской Федерации, направленные на обеспечение эффективности и цифровизации процесса осуществления закупок [4], стабильности и унификации, единообразие процесса в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе.

Новые изменения в законе предусматривают комплексное совершенствование положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ) [1].

В статье представлена актуальная информация и примеры новшеств в законодательстве о контрактной системе. Заказчики бюджетных и иных учреждений осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ должны руководствоваться и соблюдать новые правила процесса закупок, вступившие в силу с 01.01.2022г.

Чтобы провести закупку товаров, работ, услуг, заказчики осуществляют целый ряд последовательных действий от планирования закупки до заключения и исполнения контракта (договора).

Автором настоящей статьи представлены изменения законодательства о контрактной системе и рекомендации, способствующие эффективному использованию норм правового регулирования закона при осуществлении закупок.

Ключевые слова:

новшества и совершенствование законодательства о контрактной системе, эффективность, цифровизация, унификация, стабильность, единообразие.

Aristov Anatoly Viktorovich

graduate student, Togliatti State University, Russia, Togliatti e-mail: aristov.anatoly163@yandex.ru Aristov Yury Ivanovich Teacher, Togliatti Electrotechnical College, Togliatti Sreckovic Oksana Mikhailovna graduate student, Togliatti State University, Russia, Togliatti

NEW CHANGES IN THE LEGISLATION OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT, WHICH ENTERED INTO FORCE IN 2022

Abstract

The article deals with topical issues related to new changes and improvements in the legislation on the contract system, legal regulation in the field of procurement of the Russian Federation, aimed at ensuring the efficiency and digitalization of the procurement process [4], stability and unification, uniformity of the process in accordance with the requirements of the legislation on the contract system.

The new amendments to the law provide for a comprehensive improvement of the provisions of Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the Contract System in the Procurement of Goods, Works, Services for State and Municipal Needs" (hereinafter - Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013) [1].

The article presents up-to-date information and examples of innovations in the legislation on the contract system. Customers of budgetary and other institutions carrying out their activities in accordance with Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 must be guided by and comply with the new rules of the procurement process, which entered into force on 01.01.2022.

In order to purchase goods, works, services, customers carry out a number of sequential actions from purchase planning to the conclusion and execution of the contract (contract).

The author of this article presents changes in the legislation on the contract system and recommendations that contribute to the effective use of the norms of legal regulation of the law in procurement.

Keywords:

innovations and improvement of legislation on the contract system, efficiency, digitalization, unification, stability, uniformity.

Изменения направлены на осуществление закупок во исполнение положений законодательства о контрактной системе заказчиками, что следует учитывать в своей профессиональной деятельности.

Так, в части:

1. «Определения» и «Обоснования» цены контракта (договора) у единственного контрагента согласно письму Министерства финансов России от 02.11.2021г. №24-06-08/88987 [5] данные понятия не тождественны. Таким образом, расчет цены, оформленной отдельным документом или включением расчета цены в контракт (договор), считается обоснованием цены.

2. Внесение изменений в контракт (договор) во внешней системе заказа (на примере Самарской области) - во вкладке модуль «Малые закупки» по исключениям за предыдущий год. Ранее срабатывал блокирующий контроль системы, не допускающий внесение изменений в контракты (договоры) план-графика закупок прошлого года. Однако с 01.01.2022г. в модуле «Малые закупки» уполномоченными органами предусмотрено внесение изменений в данные позиции зарегистрированных документов, путем настройки интерфейса, используя руководство пользователя

по алгоритму действий в модуле «Малые закупки» за прошлые периоды.

3. Сроков оплаты для получателей средств федерального бюджета, согласно п.20.1 постановления Правительства от 09.12.2017 №1496 [2, п.20.1]:

- при конкурентных закупках на общих основаниях составляет 10 рабочих дней;

- при закупках с преимуществами у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций составляет 7 рабочих дней;

- при оформлении документа о приемке без использования единой информационной системы (далее - ЕИС), в том числе у единственного контрагента составляет 10 рабочих дней.

4. Извещения о проведении закупки - согласно ч.1 и 2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ извещение состоит из структурированной информации и прилагаемых документов. Таким образом, упраздненная документация продолжает доминировать в новых закупках. К извещению отдельными файлами прикладываются приложения. При этом закон не указывает на наименования прикрепленных файлов к извещению. Файл с описанием объекта закупки может иметь любое наименование. На практике сложилось так, что данный файл заказчиками России в большинстве именуется как «Техническое задание». Однако эксперты и практики образовательных организаций в сфере закупок не рекомендуют использовать наименование файла «Техническое задание», так как в соответствие со ст.42 настоящего закона отсутствует данный термин и понятие. Таким образом, контрольные органы в сфере закупок, имея формальный подход к проявлению инициативы заказчиков к названию приложений к извещению о закупке, могут считать, что прикрепленные файлы должны иметь название строго по правилам ч.2 ст.42 настоящего закона. На данный момент форма приложений не определена настоящим законом, отсутствует единый шаблон для всех заказчиков и закупок. При этом форма всех приложений свободная. Рекомендуется указывать идентификационный код закупки (далее - ИКЗ) на всех приложениях с целью их идентификации.

5. Размещения должностным лицом заказчика, уполномоченным органом или учреждением в ЕИС, информации и документов, подлежащих размещению и направлению, с нарушением требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001г. №195-ФЗ (далее - КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере 15 (Пятнадцати тысяч) рублей;

- на юридических лиц в размере 50 (Пятидесяти тысяч) рублей.

6. Существенных условий контракта (договора):

- предмет контракта (договора);

- твердая цена контракта (договора), либо ориентировочная цена или формула цены и максимальное значение, либо цена за единицу продукции и максимальное значение;

- правила приемки и оплаты;

- источник финансирования;

- размер обеспечения контракта (договора) и гарантийных обязательств;

- ответственность сторон;

- порядок расторжения и изменения контракта (договора).

7. Подготовки отчета о достижении минимальной обязательной доли закупок российских товаров в предшествующем году. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 №2014 [3] данный отчет размещается заказчиком в ЕИС ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Отчет формируется автоматически на основании данных из реестра контрактов ЕИС, которые на момент подготовки отчета должны быть исполнены. В целях нивелирования рисков нарушения действующего законодательства о контрактной системе

необходимо учитывать правила квотирования при осуществлении закупок и формировании сведений о заключенных контрактах и их исполнении.

В процессе проведенного исследования рассмотрены новшества законодательства о контрактной системе в сфере закупок, приведены актуальные практические примеры процесса осуществления закупок. В целях совершенствования профессиональной деятельности, заказчики, осуществляющие закупки, могут ознакомиться и воспользоваться представленными в статье материалами.

^исок использованной литературы:

1.О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 05.04.2013 №44-ФЗ [в ред. от 30.12.2019] [с изм., доп., вступ. в силу с 01.01.2022] // URL: http://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme/.

2.О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета: постановления Правительства Рос. Федерации от 09.12.2017 №1496 // Председатель Правительства Российской Федерации, 2017. 3.О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком: постановлением Правительства Рос. Федерации от 03.12.2020 №2014 // Председатель Правительства Российской Федерации, 2020.

4.Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28.07.2017 №1632-р // Председатель Правительства Рос. Федерации, 2017.

5.О рассмотрении обращения: письмо Минфина России от 02.11.2021 №24-06-08/88987 // заместитель директора департамента, 2021.

©Аристов А.В., Аристов Ю.И., Сречкович О.М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.