Научная статья на тему 'К вопросу о государственной политике в области физической культуры и спорта: на примере модельных законов СНГ'

К вопросу о государственной политике в области физической культуры и спорта: на примере модельных законов СНГ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
296
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чимаров С.Ю.

В статье анализируются основные контуры государственной политики в области физической культуры и спорта. Автор обращается к детскому и юношескому спорту, студенческому, профессиональному и паралимпийскому спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственной политике в области физической культуры и спорта: на примере модельных законов СНГ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

используется в рамках программно-целевого бюджетного планирования, которое относительно недавно появилось в Российской Федерации, и может быть определено как «сложный функциональный расход соответствующего бюджета, включающий в себя совокупность множества мероприятий, финансируемых с использованием различных форм бюджетных расходов, и имеющий более длительный интервал реализации нежели бюджетный год» [1, C. 35]. К преимуществам целевых программ как инструмента управления государственными расходами относят: организационное и финансовое участие частных инвесторов в реализации государственных мероприятий; количественное и стоимостное выражение целей и результатов целевых программ; назначение единого государственного заказчика по мероприятиям схожей направленности; отраслевая и территориальная интеграция целевых программ.

Использование целевых программ активно распространено во многих странах мира. Например, механизм бюджетного самофинансирования США в 1988 г. был дополнен системой финансирования федеральных целевых программ, осуществляемой в форме целевых трансфертов, которые предоставляются на условиях встречного финансирования [2, C. 22].

Большое значение имеют региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Мониторинг нормативных правовых актов субъектов РФ показывает, что региональные программы поддержки малого и среднего бизнеса приняты в большинстве субъектов РФ.

Ключевым актом в нашей республике следует признать Постановление Кабинета Министров РТ от 31 октября 2013 г. № 823 «Об утверждении Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы». Именно этот акт определяет, уже на уровне региона, центральные положения о поддержке исследуемой категории субъектов.

Анализируя содержание данного документа можно резюмировать признание законодателем трех основных направлений поддержки рассматриваемой категории предпринимателей: мероприятия по оказанию финансовой поддержки субъектов МСП; мероприятия, направленные на создание инфраструктуры развития предпринимательства в республике; прочие мероприятия по развитию предпринимательства.

Несмотря на установление в качестве первоочередной цели осуществление материальной поддержки, ознакомление с «материальной» частью акта свидетельствует о постепенном переносе центра тяжести с непосредственной материальной поддержки на создание институциональной среды поддержки бизнеса: 45,7 % средств против 48,6 %. В последние затраты включены расходы на развитие технопарков, индустриальных парков и бизнес-инкубаторов, а, следовательно, создаются новые рабочие места, привлекаются новые резиденты, осуществляется тесная кооперация компаний-резидентов с крупными предприятиями Республики Татарстан. Такое изменение вектора поддержки следует рассматривать как безусловно положительное.

Список использованной литературы:

1. Шевелева Н.А. Бюджетная система России : Проблемы правового регулирования в период интенсивных реформ : автореф. дис. ... д.ю.н. / Н.А. Шевелева. - СПб., 2005 - С. 35.

2. Марченко Г.В., Мачульская О.В. Финансовые механизмы межрегионального выравнивания / Г.В. Марченко, О.В. Мачульская // Финансы и кредит. - 2000. - № 1. - С. 13-22.

© Хузина М.Т., 2016

УДК 341

С.Ю. Чимаров, д.и.н., профессор НГУ им П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, РФ

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОВ СНГ

Аннотация

В статье анализируются основные контуры государственной политики в области физической культуры

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

и спорта. Автор обращается к детскому и юношескому спорту, студенческому, профессиональному и паралимпийскому спорту.

Ключевые слова

Модельные законы, студенческий спорт, детско-юношеский спорт, профессиональный спорт, национальные виды спорта, паралимпийский спорт

S.Y. Chimarov

The doctor of historical sciences, professor The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health St. Petersburg, Russian Federation

THE QUESTION OF STATE POLICY ON PHYSICAL TRAINING AND SPORTS: A CASE STUDY OF THE CIS MODEL LAW

Annotation

The article analyzes the basic outlines of state policy on physical training and sports. The author examines children and youth sports, national sports, student, professional and Paralympic sports.

Key words

Model law, student sports, children and youth sports, professional sports, national sports, Paralympic sports.

Международно-правовую базу предметной области физической культуры и спорта в государствах-участниках СНГ составляет совокупность модельных законов, принятых на пленарных заседаниях МПА СНГ в период с 2001 по 2008 гг. Следует заметить, что в юриспруденции под модельным законом понимается законодательный акт, состоящий из типовых нормативных положений рекомендательного характера, включающих определенные модели решения типовых вопросов в конкретной области общественных отношений [1, с. 458].

Законодательный квинтет (от лат. quintus - пятый) модального значения для государств-участников СНГ в области физической культуры и спорта представлен законами "О детско-юношеском спорте" (2001 г.), "О национальных видах спорта" (2002 г.), "О студенческом спорте" (2003 г.), "О профессиональном спорте" (2007 г.), "О паралимпийском спорте" (2008 г.). Модельный закон "О детско-юношеском спорте" определяет возрастной ценз для спортивных занятий детей (до 14 лет) и юношей (до 18 лет). Структурно Закон состоит из преамбулы, пяти глав и двадцати семи параграфов. Первая глава "Общие положения" содержит основные понятия, цели и задачи Закона, систему физического воспитания детей и юношей, направления государственной политики в области детско-юношеского спорта. Вторая глава закрепляет порядок управления системой детско-юношеского спорта. В третьей главе представлены организационные аспекты физического воспитания и спорта среди детей и юношей.

Несомненный интерес представляет законодательное закрепление "Системы физического воспитания детей и юношей" и "Государственной политики в области детско-юношеского спорта". Согласно ст. 3 Закона, система физического воспитания детей и юношей включает в себя обеспечение учебно-тренировочного процесса, организацию различных массовых спортивных мероприятий и соревнований, участие детей и юношей в спортивных чемпионатах и турнирах международного уровня. Кроме того, системный подход к организации физического воспитания предполагает функционирование различных спортивных школ и клубов, работу ученых, конструкторов, производственников и медиков в сфере разработки, производства и адаптации спортивного оборудования и формы к особенностям организма детей и юношей. Неотъемлемой частью системы физического воспитания для детей и юношей является обязательность преподавания физической культуры в учреждениях дошкольного, школьного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

среднеспециального и вузовского образования. Статья 4 Закона закрепляет основные контуры государственной политики в области детско-юношеского спорта, результирующий вектор которой нацелен на обеспечение удовлетворения потребностей детей и юношей в физическом развитии личности, а также предоставления им необходимых условий для демонстрации своих возможностей при получении спортивного образования [2].

Модельный закон "О национальных видах спорта" возводит физическую культуру в разряд составной части культуры народов государств-участников СНГ и, соответственно, в разряд составной части физической культуры, исторически сформировавшейся в условиях колоритной палитры национальных соревнований. Закон признает право граждан государств-участников СНГ на занятия национальными видами спорта и создание соответствующих спортивных объединений. Важное место в Законе отводится вопросам пропаганды физической культуры и спорта, а также системе воспитания населения при помощи всего ареала национальных видов спорта [3]. Модельный закон "О студенческом спорте" относит физическое воспитание студентов к магистральному направлению их подготовки в решении задач общественной жизни и эффективной трудовой деятельности, укрепления своего здоровья и гармонизации развития личности. Ключевым правовым положением Закона является определение в ст. 4 сущностных положений государственной политики в области физического культуры и спорта. Основные усилия государства при определении и реализации означенной политики концентрируются в оптимизации применения спортивного потенциала и физических возможностей граждан на пути решения актуальных вопросов общенационального и глобального характера [4]. Модельный закон "О профессиональном спорте" закрепляет правовые, организационные и социальные основы области профессионального спорта и правовой статус его субъектов. Государственная политика по поддержке профессионального спорта регламентируется ст. 4 Закона. Обеспечивая поддержку развития профессионального спорта, государство призвано соблюдать права и интересы субъектов профессионального спорта не только на национальном, но и на международном уровне. Центральное место в осуществлении государственной политики в области профессионального спорта занимают вопросы создания и совершенствования инфраструктуры спортивных сооружений и обязательности их сертификации [5].

Модельный закон "О паралимпийском спорте" нацелен на определение общих правовых, экономических и социальных основ продвижения паралимпийского спорта на пространстве СНГ. Вопросы общегосударственной, региональной и местной (муниципальной) поддержки паралимпийского спорта отражены во второй главе Закона. На общегосударственном и региональном уровнях исполнительные органы государственной власти уполномочены поддерживать паралимпийский спорт в следующих формах: организация мероприятий спортивного и физкультурно-оздоровительного характера; организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов; поддержка предприятий национальной спортивной промышленности, производящих спортивное оборудование для лиц, относящихся к категории инвалидов; забота о развитии спортивных сооружений для проведения необходимых соревнований по паралимпийским видам спорта; проведение комплекса обеспечивающих мероприятий для эффективного функционирования паралимпийцев (финансовое, медико-биологическое, антидопинговое, информационно-пропагандистское и др.). Основные формы (10 форм) поддержки паралимпийского спорта местными (муниципальными) органами власти закреплены в ст. 6 Закона [6].

Реализация государствами-участниками СНГ отмеченных выше модельных законов способствует дальнейшему упрочению их международных спортивных связей, основанных на многолетних традициях добрососедства и взаимопомощи, создает новые стартовые возможности для гармонизации межкультурных отношений и достижению их гражданами новых горизонтов спортивного мастерства.

Список использованной литературы:

1. Большая юридическая энциклопедия / Авт. сост. А.Б. Барихин. - М.: "Книжный мир", 2010. - 960 с.

2. Модельный закон "О детско-юношеском спорте". Принят на 17-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление от 19 апреля 2001 года № 17-7). [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/901914430

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

3. Модельный закон "О национальных видах спорта". Принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление от 26 марта 2002 года № 19-8). [Электронный ресурс]: http://bmsi.ru/doc/e53d18df-8e38-4b5b-abd6-1c62a2919996

4. Модельный закон "О студенческом спорте". Принят на 21-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление от 16 июня 2003 года № 21-9). [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/901883009

5. Модельный закон "О профессиональном спорте". Принят на 28-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление от 31 мая 2007 года № 28-8). [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/902071499

6. Модельный закон "О паралимпийском спорте". Принят на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление от 25 ноября 2008 года № 31-13). [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/902157687

© Чимаров С.Ю., 2016

УДК 341

С.Ю. Чимаров

Д.и.н., профессор НГУ им. П.Ф. Лесгафта г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация

В статье проводится анализ нормативно-правовых актов Республики Беларусь в области спортивно-массовой работы. Автор подробно акцентирует внимание на характеристике государственной политики массового вовлечения населения страны в ее спортивную жизнь и на типологии спортивно-массовых мероприятий.

Ключевые слова

Спортивно-массовая работа, типы спортивно-массовых мероприятий, физическая культура и спорт.

S.Y. Chimarov

The doctor of historial Sciences, professor The Lesgaft National State Universal of Physical Education, Sport and Health St. Petersburg, Russian Federation

LEGISLATIVE FRAMEWORK FOR SPORT-ORIENTED POPULAR ACTIVITIES

IN THR REPABLIC OF BELARUS

Annotation

The article analyzes legal acts of the Republic of Belarus in the field of sport-oriented popular activities. The author focuses on the characteristics of a state policy on mass involvement of the population into national sporting life as well as on typology of sports-oriented popular events.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.