Научная статья на тему 'К вопросу о государственно-правовом регулировании крестьянской (сельской) торговли в России в XVIII в'

К вопросу о государственно-правовом регулировании крестьянской (сельской) торговли в России в XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ТОРГОВЛЯ / КУПЕЧЕСКОЕ СОСЛОВИЕ / ПОСАДСКОЕ ТЯГЛО / ПОШЛИНА / ТОРГ / ПРОМЫСЕЛ / RURAL TRADE / MERCHANT CLASS / POSADSKY TAX / DUTY / BARGAINING / FISHING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Плотникова Александра Владимировна, Горбачева Татьяна Игоревна, Мальцева Дарья Сергеевна, Петров Николай Вячеславович

В статье на основе анализа историко-правового материала раскрываются проблемы становления и развития законодательства, регулирующего сельскую торговую деятельность в России XVIII века. Исследуются вопросы закрепления торговых прав субъектов крестьянской торговли, раскрывается их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of State-Legal Regulation of Peasant (Rural) Trade in the XVIII Century

The article based on the analysis of historical and legal material, the article reveals the problems of formation and development of legislation regulating rural trade in Russia of the XVIII century. The issues of securing the trade rights of subjects of peasant trade are investigated, and their characteristics are revealed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственно-правовом регулировании крестьянской (сельской) торговли в России в XVIII в»

УДК 346.2

К вопросу о государственно-правовом регулировании крестьянской (сельской) торговли в России в XVIII в.

Плотникова А.В.

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории и истории государства и права Юго-Западного государственного университета (Курск)

Горбачева Т.И.

Магистрант юридического факультета Юго-Западного государственного университета (Курск)

Мальцева Д.С.

Магистрант юридического факультета Юго-Западного государственного университета (Курск)

Петров Н.В.

Магистрант юридического факультета Юго-Западного государственного университета (Курск)

В статье на основе анализа историко-правового материала раскрываются проблемы становления и развития законодательства, регулирующего сельскую торговую деятельность в России XVIII века. Исследуются вопросы закрепления торговых прав субъектов крестьянской торговли, раскрывается их характеристика.

Ключевые слова: сельская торговля, купеческое сословие, посадское тягло, пошлина, торг, промысел.

Государственно-правовая регламентация торговли является фактором, существенно влияющим на развитие экономики страны. Происходящие на настоящий момент изменения в гражданском, административном, налоговом законодательстве направлены на стимулирование предпринимательской деятельности и укрепление экономических основ Российского государства.

Как указал в своем выступлении Президент РФ В.В. Путин 20.10.2019 г. на ежегодном инвестиционном форуме «ВТБ Капитал» «Россия зовет!»: «Наряду с развитием внешней торговли, стимулированием экспорта, участием в интеграционных проектах мы намерены в полной мере использовать одно из конкурентных преимуществ России - емкий внутренний рынок» [1].

Однако не всегда правовые средства управления деятельностью субъектов торговых отношений носят сбалансированный характер. Необходимость поиска новых способов и средств совершенствования законодательства в области торговли обуславливает актуальность проведения комплексного исследования становления, развития регулирования торговых отношений в России.

Изучение историко-правового опыта государственной политики в области регулирования отдельных видов торговой деятельности позволяет современному законодателю выработать ориентиры при разработке нормативно-правовых актов в области торговых отношений.

В XVШ в. были заложены правовые основы регулирования торговых отношений в России. Можно выделить несколько правовых форм торговой деятельности, сформировавшихся в XVIII в.: крестьянская (сельская) торговля, поставки для государственных нужд и подрядная торговля, банковская и биржевая торговля, торговые компании [2, с. 36].

Свое внимание мы хотели бы остановить на исследовании государственно-правового регулирования крестьянской (сельской) торговли, поскольку представительство крестьян среди всего населения Российской империи на протяжении XVIII в. было подавляющим. Кроме того, эта группа населения имела ряд ограничений в правах, в том числе и торговых, перечень которых постоянно изменялся.

В период 1699-1710 гг. крестьянам разрешалось иметь лавки в городах [3, с. 198]. При этом предъявлялись серьезные требования к оформлению документов для выхода крестьян из вотчин с целью осуществления торговли. В связи с возрастающей конкуренцией в торговой деятельности существовало требование записи в посад торгующих крестьян. Отметим, что данное требование встретило сопротивление со стороны владельцев крестьян, поскольку оно ограничивало размер сбора оброчных денег.

1699 г. был ознаменован изданием указов, содержащих требования об обязательной записи крестьян в число посадского населения [4, № 1753]. Реализация этой процедуры была возможна при соблюдении определенных условий. Крестьяне должны были вести торговлю в лавках на постоянной основе или заниматься объезжими торгами, либо иметь домашние промыслы. Указанные требования ограничивали свободу крестьян при осуществлении сельской торговли определенными видами торговой деятельности. Отказ от записи в посад означал запрет на занятие промыслами и розничной торговлей. Из данного правила было исключение для торговцев, которые торговали оптом в гостиных дворах. Издание указов, имеющих описанные ограничения для сельской торговли, было обусловлено стремлением государства подчинить и упорядочить ведение крестьянами торговой деятельности в спе-

циально отведенных местах. Кроме того, государственно-правовое регулирование сельской торговли в ключе ограничений связано с тем, что взимание пошлин с большинства мелких торжков происходило не в пользу государства, а в пользу земледельца.

Переход крестьян в купеческое сословие, ставший возможным с помощью разрешения Петром I записи в посад, был сопряжен с выполнением ряда требований.

Во-первых, крестьянин должен был доказать, что он занимается торговым промыслом длительный период времени. Во-вторых, крестьянину необходимо было подтвердить, что он проживает в городе и там же имеет торговые заведения. В-третьих, крестьянину необходимо было получить письменное удостоверение от крестьянского общества, из которого он выходил, о том, что он не имеет долгов и недоимок, и его земельный участок не будет пустовать. В-четвертых, крестьянин мог перейти в купеческое сословие только в случае, если помещик отпустил его на волю. В-пятых, перевод крестьянина в купеческое сословие был возможен только после отбытия рекрутского набора [4, № 1753, с. 1139]. Вышеприведенные условия свидетельствуют, что, несмотря на юридически закрепленную возможность осуществления крестьянами торговой деятельности, ее реализация сопровождалась большим числом требований, которые существенно ограничивали их возможности.

Вынужденным шагом государства, сокращающим торговые права крестьянского сословия, стало издание Указания от 29 октября 1707 г. [4, № 856, 876, 879]. Согласно этому указанию, был введен запрет для всех категорий крестьян вести в городах постоянный торг, а также запрет на откуп городских и сельских таможенных и кабацких сборов [5, № 1984, 2165]. Ужесточились правила ведения торговой деятельности для лиц, годовой оборот торговли у которых был свыше 500 руб., появилась обязанность записи в посад. Если крестьянин не был записан в посад, то он не мог заниматься объезжими торгами, иметь лавки. В таком случае крестьянин имел право заниматься только местным торгом и периодической торговлей в городе. Комплекс указанных ограничений был связан с ведением Северной войны.

Понимание государственной властью важности торговли для развития экономики обусловило некое послабление ограничений торговых прав крестьян. В Указе от 4 января 1709 г. было установлены разрешение ведения торговли крестьянами без записи в посаде и обязанность уплаты оброка от торговли наравне с купеческим сословием [6, № 1220].

В следующем Указе от 1711 г. правительство продолжило послабление ограничений для крестьян, занимающихся торговой деятельностью [7, № 3318, с. 671]. Помещичьи, казенные, государственные, монастырские крестьяне, живущие по всей стране

и занимающиеся торговлей, получили право на запись в купечество при условии обязательной уплаты пошлины. Кроме того, был разрешен свободный торг в городах разного чина [7, № 3318, с. 671].

Комплекс мер, направленных на расширение торговых прав крестьян, привел к оживлению сельской торговли. Однако социальные противоречия не позволили правительству продолжить государственную политику в направлении дальнейшего расширения возможностей для реализации крестьянами сельской торговли. В скором времени после издания вышеописанных нормативно-правовых актов от московских посадских людей в Сенат поступила челобитная, в которой указывалось, что беломестцы, активно осуществляя промысловую и торговую деятельность, не несли посадского тягла. По результатам проведенной в 1715 г. переписи было установлено, что 295 крестьян из сел Покровского и Тайнинского занимались промыслами и торговлей [8, с. 48-50].

Указ от 16 января 1721 г. разделил все городское население, за исключением иностранцев, духовенства, дворян и низших слоев городского населения, на две больших категории [9, с. 36]. К первой категории относились купцы, доктора, аптекари, шпикеры купеческих судов, золотари, серебряники, иконники и живописцы, а ко второй относились все те, кто торговал продуктами, и ремесленники. Разделение городского населения на данной категории означало утрату купечеством торговой монополии. Этот акт способствовал возвращению к традиционной политике ограничения крестьянской торговли [10, № 4312, с. 121-125; № 4432, с. 215].

В Указе от 16 сентября 1724 г. содержалось предписание, которое содержит право крестьянства на занятие промыслом при условии внесения в казну торговой пошлины, которая была равна купеческой пошлине, и сохранения обязательств перед помещиком [9, с. 37].

И все же сословный принцип имел место в государственном регулировании сельской торговли. Крестьяне в течение всего XVIII в. находились под гнетом помещиков. Нередко деловые операции крестьян превращались в источник дохода помещиков, поскольку они имели возможность забирать все заработанное крестьянами в результате осуществления торговой деятельности. Это обстоятельство приводило к тому, что помещики были материально заинтересованы в деловой активности крестьян и назначали им большие размеры оброчных платежей. По нашему мнению, это являлось отрицательным фактором для развития крестьянской торговли, поскольку большая денежная повинность перед помещиком не стимулировала крестьян увеличивать торговый оборот, а вынуждала их скрывать свои доходы во избежание гонений от помещиков.

В середине XVIII в. государственно-правовое регулирование крестьянской торговли задало на-

правление четкого регламентирования условий вступления торгующих крестьян в купечество. Согласно Указу от 13 февраля 1747 г., для вступления в купечество крестьянам было необходимо иметь, во-первых, торг или промысел, а также дом в городе, а, во-вторых, иметь капитал в размере от 300 до 500 руб. [11, № 9379]. Следует отметить, что Указ от 13 февраля 1747 г. предоставлял право на вступление в купечество только двум категориям крестьян: владельческим и черносошным [11].

В сравнении с Указом от 1711 г. требования для вступления в купечество ужесточились. Положительной мерой для развития крестьянской торговли стало освобождение владельческих и черносошных крестьян, занимающихся торговой деятельностью, от уплаты помещикам торговых пошлин.

Системное закрепление прав крестьян в области торговли впервые было осуществлено в Таможенном уставе 1755 г. Согласно его положениям, крестьяне должны были вести торговлю по строго определенным правилам. Они имели право вести только оптовую торговую деятельность с ограниченным перечнем товаров, который имелся в реестре Устава [12, № 10486]. К ним относились крестьянская продукция и изделия, необходимые в хозяйстве: гвозди, серпы, молот и т.д. Таможенный Устав 1755 г. определял и территориальные границы, в рамках которых крестьяне могли вести торговую деятельность: в селах и деревнях, расположенных не ближе пяти верст к городу [12, № 10486]. Выход к иностранным рынкам в числе торговых прав крестьян не был предусмотрен. Правовое положение крестьян в торговых отношениях по Таможенному уставу 1755 г. имело строго определенные рамки, ограничивающие свободу предпринимательства крестьянского сословия, наряду с которыми была утверждена купеческая монополия на рынке.

Новым этапом становления правового регулирования торговых прав крестьян в XVIII в. стало издание Манифеста от 17 марта 1775 г., в результате принятия которого были введены торговые свидетельства [13, № 14275]. Каждое торговое свидетельство имело разряд, в котором был раскрыт ряд правомочий, касающихся торговой деятельности. Для крестьян учреждались Свидетельство IV разряда, которое уравнивало крестьянина и купца в торговых правах, а также Свидетельство V и VI разрядов, позволяющие осуществлять занятие ремеслом, содержать постоялые дворы и иметь мастерские, харчевни и исполнять должности приказчиков [13, № 14275]. Несмотря на уточнение и некоторое расширение торговых прав крестьян в Манифесте от 17 января 1775 г., Свидетельство можно было получить только в случае «дозволения помещика или управляющего имением». Кроме того, крепостные и казенные крестьяне, занимающиеся торговой деятельностью, имели обязанность уплаты оброка по-

мещику или управляющему казенным имением и оплаты содержания лавки, которое составляло от 25 до 100 руб.

В 1778 г. был издан Указ «О приведении купечества и их торговли в хорошее состояние» [14, № 142]. Нормативно-правовой акт продолжил государственную политику внедрения ограничительных мер для торгующих крестьян: им запрещалось вести торговлю в городах, слободах и селах. Исключение составляли большие села и деревни, которые находились не ближе пяти верст от города. Серьезно увеличился размер гильдейского капитала, который крестьянину необходимо было вносить при вступлении в купечество (с 1 тыс. руб. до 15 тыс.) [14, № 142]. Примечательно, что другие сословные группы, согласно Указу от 1778 г. вносили гильдейский капитал меньшего размера - от 500 руб. до 10 тыс. руб.

Ограничительные меры для крестьян, осуществляющих торговую деятельность, вводились законами от 1795 и 1796 гг. [15, с. 139-140]. Доступ к записи в купечество стал возможен строго после отбывания рекрутской повинности и после объявления о проведении ревизии. На городское общество, в которое был записан крестьянин, возлагалась обязанность уплаты за него налогов до новой ревизии при условии внесения им залога.

Устав Петербурга от 1798 г. и Устав Москвы от 1799 г. вводили новую обязанность для торгующих крестьян в виде оплаты в пользу города акциза, размер которого зависел от вида продаваемого товара и составлял от 1 до 25 руб. [16, № 36650, 36652]. Торговля признавалась законной только при его уплате.

Обобщение результатов проведенного исследования позволило нам сделать следующий вывод. Становление крестьянской торговли в ХУШ в. связано с принятием государством непоследовательных, иногда противоречащих друг другу решений. Государственная политика в области торговых отношений в первой четверти ХУШ в. была нестабильной: введение ограничительных мер для сельской торговли чередовалось с некоторым расширением торговых прав крестьян. Анализ нормативно-правовых актов второй половины ХУШ в. показывает, что правовое регулирование торговых отношений с участием крестьян стало более упорядоченным. Вместе с тем прослеживается тенденция последовательного ограничения торговых прав крестьян. Можно выделить несколько видов обязанностей, без которых осуществление крестьянами торговой деятельности в ХУШ в. было невозможным. К ним относятся условия записи в купечество, которые в разное время были представлены требованиями наличия капитала определенного размера, последовательно увеличивавшегося в течение ХУШ в. даже по сравнению с другими сословными группами, территориальные ограничения по ведению торговли, ограничение

Право

разрешенных видов торговой деятельности, запрет торговли на иностранном рынке, обязанности по уплате различных пошлин и акцизов. Главным ограничением развития сельской торговли являлась повсеместная практика изъятия помещиками доходов крестьян от торговли. В основе государственной политики в отношении крестьян лежал сословный принцип. Государство стремилось обеспечить монополию купечества на рынке, тем самым ограничивая конкуренцию в торговой отрасли.

Основываясь на анализе историко-правового опыта государственного регулирования сельской торговли в ХУШ в., полагаем, что на современном этапе развития российской экономики законодатель и органы исполнительной власти должны вырабатывать меры, стимулирующие конкуренцию субъектов рынка в торговом секторе.

Литература:

1. Выступление Президента РФ Владимира Путина на форуме «Россия зовет!» // ТАСС: ежедн. интернет-изд. - 2019. - 20 октября. - URL: http:// www.tass.ru/ekonomika/1481433 (дата обращения: 25.02.2020).

2. Клюева А.В., Ларина О.Г. Правовые формы организации торговли в России конца XVII - начала XVIII в. // Актуальные проблемы российского права. - 2008. - № 4 (9). - С. 90-97.

3. Булыгин И.А. Законодательство о крестьянской торговле в России XVII - 60-е гг. XVIII в. // Проблемы экономической истории феодальной России. - М., 1984. - 240 с.

4. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. II. - СПб., 1830

5. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. IV. - СПб., 1830.

6. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. III. - СПб., 1830.

7. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. V. - СПб., 1830.

8. Голикова Н.Б. Формы землевладения и землепользования гостей и гостиной сотни в конце XVI - начале XVIII в. // Торговля и предпринимательство в феодальной Руссии. - М.: Археографический центр, 1994. - С.23-56.

9. Манько А.В. История российской коммерции IX- XX вв.: курс лекций. - 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2001. - 104 с.

10. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. VII. - СПб., 1830.

On the Issue of State-Legal Regulation of Peasant (Rural) Trade in the XVIII Century

Plotnikova A.V., Gorbacheva T.I., Maltseva D.S., Petrov N.V.

Southwest State University

The article based on the analysis of historical and legal material, the article reveals the problems of formation and development of legislation regulating rural trade in Russia of the XVIII century. The issues of securing the trade rights of subjects of peasant trade are investigated, and their characteristics are revealed.

Key words: rural trade, merchant class, posadsky tax, duty, bargaining, fishing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.