Научная статья на тему 'К вопросу о гнездовании вьюрка Fringilla montifringilla в Санкт-Петербургской губернии'

К вопросу о гнездовании вьюрка Fringilla montifringilla в Санкт-Петербургской губернии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
55
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гнездовании вьюрка Fringilla montifringilla в Санкт-Петербургской губернии»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2001, Экспресс-выпуск 161: 857-859

К вопросу о гнездовании вьюрка Fringilla montifringilla в Санкт-Петербургской губернии

В.Л.Бианки

Зоологический музей Императорской Академии наук, Санкт-Петербург Второе издание. Первая публикация в 1907*

Ворос о гнездовании у нас Fringilla montifringilla подтверждён фактически, находкой гнезда, лишь в текущем 1907 году, но данные, указывавшие на это, имелись в моём распоряжении уже давно. В августе 1876 г. я приобрёл в С.-Петербурге, на площадке птичьего рынка на Щукином дворе только что пойманную птицу этого вида, со связанными ещё крыльями, но объяснил себе эту поимку ранним прилётом на зимовку, нормально происходящим не ранее половины сентября, если не в октябре. В 1878 г. один очень опытный и прекрасно знавший наших птиц птицецелов из деревни Афтовой за Нарвской заставой, Фёдор Александров, по прозванию Седой, положительно уверял меня, что лесной щегол гнездится в лесу в 6 верстах к западу от названной деревни и под Красным Селом. Подтверждение этих слов не заставило долго ждать себя: в 1881 году я добыл в Лигове 13 августа+ молодую птицу в гнездовом наряде, только что начавшую линять и имевшую на шее свежие перья в виде пеньков и кисточек; она попалась в западню на пухляка. Ранним прилётом молодой, не вылинявшей ещё птицы, появление вида в половине августа объяснить было невозможно. Хорошо известный в кружке петербургских орнитологов собиратель гнёзд Н.И.Хо-лодковский полагал, что вьюрок гнездится под Ораниенбаумом, и думал, что один из типов окраски яиц Fringilla coelebs принадлежит вьюрку; очевидно Н.И.Холодковский наблюдал вьюрка в гнездовой период, и не особенно редко. С 1902 г. всё ещё существовавшие сомнения окончательно исчезли ввиду наблюдений под дер. Лебяжье Петергофского уезда. В этом году Ф.Д.Плеске наблюдал тут во второй половине июня певшего на одном и том же месте самца, который держался в смешанном (преимущественно сосна и берёза) лесу, растущем на болотистой почве под возвышенностью, на которой расположены деревни Большие и Малые Борки. В 1903 г. в береговом смешанном лесу имения О.П. фон Лайминг я убил 3 июля из семьи, державшейся на соснах, самца, который только что начал линять. В 1906 г. мой сын Виталий убил 23 августа в саду Е.П.Свиньиной самца уже в осеннем наряде, который держался в стае, состоявшей из зябликов, овсянок, пеночек и других птиц, жировавших в огороде.

Пока это были единичные находки, в нынешнем же 1907 году мне посчастливилось наблюдать вьюрка под Лебяжьим в числе нескольких пар и

* Бианки B.JI. 1907. К вопросу о гнездовании вьюрка, Fringila montifringilla Linn., в С.-Петербургской губернии //Ежегодн. Зоол. музея Импер. Акад. наук 12, 2: XX-XXII. f Даты приведены по старому стилю — ред.

найти его гнездо. Начавши наблюдения 18 апреля, мы рассчитывали застать вьюрка на пролёте, но мы тщетно искали его и среди стаек зябликов, кормившихся на земле.

Только 19 мая совершенно неожиданно услышали мы "ирррр..." самца парочки, только что поселившейся в почти чистом сосновом лесу у самого нашего дома. В ближайшие дни самец этот кричал в разных местах этого леска, с 27 же мая уже не удалялся с участка приблизительно с полдесятины. Насколько легко было наблюдать выдававшего себя постоянным криком и ярко окрашенного самца, настолько же трудно было найти скрытно державшуюся самку, которая, однако, должна была находиться тут же, так как самец вёл себя приблизительно так, как зяблик у гнезда.

С 31 мая мы стали искать гнездо и обыскивали все берёзы на участке, надеясь найти его на этом дереве; затем перешли к соснам. Только 3 июня удалось нам заметить самку, к которой неосторожно в нашем присутствии подлетел самец. Она возилась у гнезда, выстроенного на высоте 4 сажен в вершинном разветвлении ствола сосны, стоявшей у самой дороги. Нам показалось, что она достраивает гнездо, но сопоставление последующих наблюдений говорит за то, что она уже высиживала и лишь временно слетела с гнезда: с 4 по 12 июня самка сидела на гнезде, последние дни, очевидно, уже на птенцах, так как 14 июня самец и самка выкармливали последних.

Вдруг, 17 июня мы к немалому нашему смущению не нашли птиц на своём месте, хотя гнездо отчётливо видели в бинокль. Снятие гнезда убедило меня в том, что птенцы были малы, так как не успели ещё деформировать гнезда: не оставалось сомнения, что они были похищены воронами или сороками. Действительно, 21 июня самец стал снова издавать голос на том же участке, а 24 июня я нашёл и самку, чрезвычайно усердно строившую новое гнездо на противоположной опушке леска, опять-таки на сосне, приблизительно на такой же высоте, но более скрытно в кроне дерева. В этот день и 25 июня самка то и дело слетала с сосны на соседние деревья, набирала тут строительный материал, затем возвращалась, укладывала его и тотчас же снова летела за свежим. Самец, по крайней мере в моём продолжительном присутствии, держался в стороне и не подносил материала. Я рассчитывал, что удасться наблюдать вылет птенцов по крайней мере из этого гнезда, но вернувшись в Лебяжье 7 июля, не нашёл уже птиц на месте.

Кроме этой пары мы нашли в окрестностях Лебяжьего ещё четыре пары, самцы которых вели себя совершенно так же, как наши соседи, именно: 1) в юго-западной части леса О.К.Ливеровской, состоящего из высоких сосны, ели, берёзы и осины; 2) в северо-западном углу того же леса, где преобладает высокоствольная сосна с примесью берёзы и ели; 3) в северовосточном углу нагорной части того же леса, где преобладает высокоствольная ель, затем следуют сосна и берёза; наконец в лесу, состоящем из высокоствольной сосны и берёзы на болотистой почве к северу от дер. Большие и Малые Борки, приблизительно там, где наблюдал вьюрка Ф.Д.Плеске в 1902 году. А.О.Гаген-Торн слышал вьюрка, кроме того, ещё в других местах к востоку от Лоцманского селения. Таким образом, вьюрок гнездился этот год под Лебяжьим не менее, чем в числе шести пар.

По окончании гнездования вьюрок начинает бродить по лесу; такого бродившего, но ещё усиленно издававшего своё "иррр... "самца я наблюдал в береговом лесу О.П. фон Лайминг 25 июня; на другой день его уже не было тут. Позже мы уже не слыхали его голоса (самец пары, гнездившейся у нашего дома, издавал, в виде исключения, голос до моего отъезда 1 июля). Судя по этому и всем остальным данным, птенцы покидают гнездо в 20-х числах июня, а кладка оканчивается в конце мая.

Ю СЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.