К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДОЯРОК
Г. Ф. Брага
Из Черниговского областного отдела здравоохранения
За последние годы в Черниговской области проделана значительная работа по оздоровлению условий труда животноводов. Однако на молочно-товарных фермах (МТФ) есть еще большое количество недочетов. К ним следует отнести и отсутствие рационального с гигиенической и экономической точки зрения естественного и искусственного освещения помещений для крупного рогатого скота.
Без достаточного освещения не могут быть созданы необходимые условия труда и соблюдаться санитарно-гигиенические правила при обработке коров перед доением. Такие операции, как переработка кормов, обработка молочной посуды, уборка помещений, чистка коров и рсобенно санитарная подготовка и обработка коров перед доением, проведение самого процесса доения и пр., требуют значительного напряжения зрения и внимания доярки. Обязанностью доярок, телятниц, скотников является также систематическое наблюдение за состоянием здоровья животных. Доярка должна своевременно увидеть первые проявления заболевания (появление крови или гноя в молоке, слезотечение, слюнотечение, появление сыпей и пр.), чтобы принять необходимые меры. Большинство из указанных работ связано с необходимостью рассматривать мелкие детали (0,2—1 мм) обычно мало контрастирующие с фоном. При переработке и дроблении кормов на машинах при недостаточной и неравномерной освещенности, а также наличии блеска может увеличиться количество случаев травматизма.
Рабочие места работников сливных и сепараторных пунктов, колхозных молочных, учетчиков молока и пп также должны быть обеспечены надлежащим освещением.
Существующий ГОСТ 2662-49 «Нормы проектирования построек для содержания крупного рогатого скота» предусматривает только величину светового коэффициента, равную 1:12 — 1 : 16. Утвержденных норм искусственного освещения молочно-товарных ферм нет. Нормы, принятые в системе Главсельэлектро Министерства сельского хозяйства СССР, предусматривают для коровников удельную мощность освещения на 1 м2 площади (по наружному обмеру) в 1,4 XV. В нормативах типового проекта коровника предусмотрена средняя освещенность в горизонтальной плоскости, равная 6 люксам, а удельная мощность на 1 м2 пола— 1,9 \У.
А. К. Скороходько указывает, что нормальная освещенность в животноводческих помещениях может быть достигнута, если на 1 м2 пола приходится 2,4—2,6 Ш. По нашему мнению, освещение рабочих поверхностей при работе доярки должно приближаться к величинам освещения, принятым для предприятий пищевой промышленности, т. е. составлять 100—150 люксов (при комбинированном освещении).
При санитарно-гигиеническом обследовании молочно-товарных ферм колхозов и совхозов области (около 600 ферм) обнаружено значительное число нарушений минимальных норм естественного освещения животноводческих помещений. Показатель светового коэффициента колебался в границах от 1 : 12 до 1 : 300 и ниже. Только около 15—20% обследованных помещений построены с приближением к принятому минимальному нормативу.
При постройке новых коровников допускаются грубые нарушения норм светового коэффициента. Зачастую вместо больших окон делаются окна меньших, чем положено, размеров. Оконные переплеты и рамы делаются более массивными и занимают от 26 до 42% площади оконных заполнений. В связи с этим резко сокращается площадь остекленных поверхностей окон. При довольно большой толщине стен коровников углы и карнизы оконных проемов внутри скашиваются мало. Как правило, уход за окнами в помещениях для животных совершенно недостаточен, что снижает прохождение через загрязненные стекла солнечных лучей на 15—50%. Снижает освещение коровников слабая степень отражения внутренних поверхностей помещения.
Мы провели ряд определений коэффициента естественной освещенности. На большинстве ферм, где световой коэффициент приближался к нормативам, минимальной КЕО (при боковом освещении) колебался в пределах от 0,2 до 0,5%.
Источником искусственного освещения большинства обследованных ферм области служит керосиновое освещение. Основным типом керосинового светильника являются фонари «летучая мышь», подвешенные к потолку над срединой прохода в количестве 4—6 штук на коровник, что совершенно недостаточно.
Количество электрифицированных ферм в области из года в год растет. Однако число их еще недостаточно.
Единственным типом электрического светильника на фермах является лампа накаливания, используемая без всякой арматуры. В ряде колхозов лампы подвешены у кормушек, во многих случаях вместо равномерного размещения в шахматном порядке по обе стороны прохода они размещены по одну сторону или посредине его и на большом расстоянии (от 8 до 18 вместо 5—6 м) друг от друга и т. д.
В большинстве обследованных коровников приходится от 0,22 до 0 75 W вместо принятых 1,9—2,6 W на 1 м2 площади пола.
В 8 из 10 обследованных коровников с электрическим освещением освещенность рабочего места доярки, находящегося непосредственно под лампочкой, была ниже 10 люксов. Таким образом, искусственного освещения животноводческих помещений также не обеспечено даже в минимальных принятых нормативах. При проведении работы по улучшению керосинового освещения можно пойти двумя путями — увеличением общего освещения и созданием дополнительно местного освещения.
Мы считаем, что повышать общую освещенность в помещениях за счет увеличения количества фонарей «летучая мышь» нецелесообразно ввиду того, что они повысят загрязнение воздуха продуктами неполного сгорания. Более рациональным является создание комбинированного освещения. Для этого необходимо над серединой прохода,
у входных и выходных ворот и дверей подвесить на безопасной высоте 6—8 фонарей и установить переносные светильники на рабочих местах доярок.
Рекомендуем два варианта организации наиболее рационального местного освещения рабочих мест доярок. Вдоль каждой из сторон прохода коровника на потолке укрепляется на металлических стержнях туго натянутая проволока диаметром 4—5 мм. Длина ее равна протяжению участка, занимаемого стойлами группы коров, закрепленной за дояркой. Каждой доярке выдается на руки один фонарь «летучая мышь», который она при помощи крючка из толстой проволоки подвешивает на натянутую вверху проволоку с таким расчетом, чтобы фонарь находился в 90—100 см от пола и чтобы световой поток от фонаря был направлен на рабочее место доярки. Доярка рукой легко может передвигать фонарь вдоль проволоки при переходе от одной коровы к другой.
Для лучшего распределения светового потока на металлическое основание лампы (вутри стекла) нами установлено обычное небольшое зеркало (см. рисунок). Это приспособление дало возможность несколько усилить освещение рабочего места доярки. Поверхность фонаря, обращенная к доярке, закрыта прикрепленным к фонарю специальным щитком из белой жести (по типу рефлектора). Местное освещение можно также создать, подвесив фонарь на горизонтальный стержень, укрепленный на предложенном нами передвижном рабочем месте доряки1.
Радикальным мероприятием по улучшению освещения следует считать переход от керосиновых источников света к электрическим. Светильники должны быть расположены равномерно над проходом и над рабочими местами доярок. Один светильник с лампой 100—150 W должен устанавливаться у места слива молока.
Светильники местного освещения типа «Кососвет» при комоинированном освещении могут быть установлены стационарно и быть переносными. При установке светильников стационарно на подвижных кронштейнах их необходимо укреплять на стене слева и сзади от рабочего места доярки. Для подвешивания переносных светильников вдоль края прохода на потолке натягивается проволока диаметром 4—5 мм.
При устройстве в коровнике комбинированного освещения следует руководствоваться следующими соображениями: в качестве арматуры для светильников общего освещения может быть принята та же арматура, что и при устройстве общего освещения (фарфоровая полугерметическая).
Независимо от принятой системы освещения в коровнике должно быть предусмотрено постоянно действующее аварийное освещение.
Как указывает председатель колхоза Н. Г. Черненко, возможна организация на ферме доильной площадки, простейшего доильного зала или секции в обычном коровнике При этом легко обеспечить создание панельного местного освещения лампой в 100—150 W с арматурой типа «Альфа», укрепленной на раздвижном вращающемся кронштейне.
За светильниками в животноводческих помещениях должен быть обеспечен надлежащий уход.
1 См. № 6 журнала «Гигиена и санитария» за 1957 г.
Предложенные нами мероприятия по гигиенической рационализации освещения Л1ТФ создадут нормальные условия для работы животноводов и обеспечат необходимые санитарно-гигиенические условия для подготовки коров к доению и сбору молока.
ЛИТЕРАТУРА
Казимиров Б. В., Цибульский Л. А., Рязанов В. С., Алимов В. С., Кирсанова М. К. Сельская архитектура и строительство. Строительство животноводческих ферм в колхозах. М., 1953. — Кудряшов Г. В. Основы животноводства. М., Сельхозгиз, 1952. — Л е й т е с Р. Г., Марциновский Б. И., X о ц я н о в Л. К. Гигиена труда и промышленная санитария. М., 1954. — Мамсиков А. 3. Травматизм в сельском хозяйстве и борьба с ним. М., 1955. — О н е г о в А. П., К р а ю ш к и н П. П. Зоогигиена. М., 1952. — Скороходько А. К. Гигиена сельскохозяйственных животных. М., 1950.—Сомин ич Н. Г. и др. Механизация и электрификация животноводческих хозяйств. М.—Л., 1954.— Супон1Цкий М. Я-, Гороход Л. Л. Ппена праш на молочно-товарных фермах. Ки1в, 1955.—Черненко Н. Г. Животноводство, 1956, № 8, стр. 80—82.
Поступила 25/Н 1957 г.
-й- -й-
О МЕРАХ ЗАЩИТЫ ОТ ЯДОХИМИКАТОВ ПРИ РАБОТАХ В ПЛОДОВОЯГОДНЫХ ХОЗЯЙСТВАХ
Клинический ординатор П. П. Козишкурт Из кафедры кожных и венерических болезней Кишиневского медицинского института
В течение двух сезонов 1954—1955 гг. мы изучали заболеваемость рабочих плодоовощных хозяйств и наблюдали наряду с другими заболеваниями дерматиты от корболинеума, анабазинсульфата, бетанафтола, парижской зелени и др. Особого внимания заслуживает дерматит от карболинеума, который наиболее выражен.
Корболинеум—концентрат эмульсии антраценового масла — маслянистая, тягучая темно-бурого цвета жидкость, со специфическим сильным запахом (карболки или дегтя). При размешивании в воде образуется молочно-белая жидкость. В сельском хозяйстве карболинеум применяется как прижигающее вещество для борьбы с мягкотелыми насекомыми: щитовками, тлями и их яйцами. Для этих целей используется 5—8% раствор карболенеума. Процесс опрыскивания в основном механизирован. Агрегат на опрыскивании обслуживается 4 рабочими (тракторист, два шлангиста, прицепщик). Кроме того, в этом процессе участвует еще 3 человека (двое заготовляют растворы ядохимикатов, ездовой подвозит раствор к месту заправки).
За два сезона нами обследовано 68 работающих с карболенеумом. У всех без исключения мы наблюдали дерматиты на открытых участках тела (лицо, шея, кисти рук), выраженные в различной степени.
Явления дерматита наблюдаются уже с самого начала' работы при попадании капелек вещества на кожу, но усиливаются и становятся выраженными через 2—3 часа работы. В этот период появляется сильное чувство жжения в местах попадания ядохимиката, особенно резко выраженное на коже лица. Объективно: кожа этих мест резко гиперемирована, слегка одутловата. Спустя 5—6 часов после начала работы эти явления усиливаются (даже если пострадавшие участки обмыть водой с мылом), к вечеру начинаются головные боли, ночью из-за жжения и болезненности кожи отмечается плохой сон. На следующий день утром появляются жалобы на усиление головной боли, тошноту и сильное чувство жжения кожи в пораженных участках. Кожа пораженных участков резко гиперемирована, суха на ощупь, отечна, особенно выражены отеки век и под глазами. Имеются мелкие трещины эпидермиса. Со стороны слизистой глаз отмечаются явления конъюнктивита. При попадании капелек ядохимиката на слизистую рта отмечается образование резко болезненных эрозий в виде афт с воспалительным венчиком по периферии.
У некоторых особенно чувствительных лиц мы наблюдали на коже лица возникновение везикобулезного дерматита — пузыри от карболинеума величиной от просяного зерна до косточки вишни. Покрышки пузырьков легко разрушаются, образуя эрозии.
Если прекратить работу с ядохимикатами, то уже на 3—4-й день воспалительные явления стихают, отеки спадают, на пораженных участках начинается обильное мелкопластинчатое шелушение, которое заканчивается к 8-—10-му дню. Кроме описанных явлений, у этих же лиц наблюдались признаки общего отравления, которые проявлялись в виде общей разбитости, головных болей, тошноты, болей в подложечной