АВГУСТ МаВ (201) ЗНиСО
Q
УДК 613.955
К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Л.М. Текшева, О.А. Чумичева, Н.К. Барсукова ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия
В настоящее время в России идет широкомасштабное внедрение одежды для обучающихся в системе школьного образования. По результатам оценки 380 комплектов школьной формы выявлено, что 80 % исследованных образцов одежды не соответствовали требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» по физико-гигиеническим показателям: воздухопроницаемости и гигроскопичности. С учетом реальной нагрузки школьной формы на организм ребенка, необходимо предъявлять к ней более высокие требования по безопасности и качеству, чем к иной одежде для детей и подростков.
Ключевые слова: одежда для обучающихся, биологическая и химическая безопасность, воздухопроницаемость, гигроскопичность.
L.M. Teksheva, O.A. Chumicheva, N.K. Barsukova □ ON THE ISSUE OF HYGIENIC SAFETY OF CLOTHES FOR STUDENTS □ Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.
Currently, there is a large-scale introduction of clothing for students in school system of Russia. The evaluation of 380 sets of school uniforms revealed that 80 % of the investigated samples of clothing did not meet the requirements of the Technical Regulations of the Customs Union «On safety of products intended for children and teenagers» according to physical-hygienic parameters: air permeability and hygroscopicity. Taking into account the actual load of school uniform on the body of the child, it is necessary to impose to it higher requirements for safety and quality, than other clothes for children and teenagers.
Key words: clothing for students, biological and chemical safety, air permeability, hygroscopicity.
В Советском Союзе единая школьная форма существовала с 1948 г. по 1992 г. Принятый в 1992 году закон «Об образовании» отменил обязательную форму [2]. Однако многие лицеи и гимназии, особенно престижные, имели свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников учебному заведению.
В 2013 году президентом России В. В. Путиным было одобрено введение в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях обязательных требований к одежде обучающихся (школьной форме) [5].
С 2014 г. организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе самостоятельно устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе к ее общему виду, цвету, фасону, знакам отличия и правилам ее ношения. При этом государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения должны учитывать требования, утвержденные на уровне регионов [3].
В настоящее время основной ассортимент изделий, используемый в одежде для обучающихся, включает в себя: платья, сарафаны, блузки, рубашки, жилеты, жакеты, пиджаки, юбки, брюки, костюмы, в том числе на подкладке.
Оценка безопасности школьной формы проводится на соответствие требованиям
Технического регламента Таможенного союза [1], который устанавливает требования биологической и химической безопасности, предъявляемые к детской одежде в соответствии с ее функциональным назначением.
В 2013 и 2014 гг. была проведена оценка 380 комплектов школьной формы, закупка производилась Национальным союзом производителей школьной формы «Союзформа» в 26 городах 14 регионов России с целью выявления некачественной продукции.
Исследования по миграции вредных веществ в модельные среды выявили несоответствие требованиям ТР ТС 007/2011 в единичных случаях. По физико-гигиеническим показателям (воздухопроницаемости и гигроскопичности) 80 % исследованных образцов одежды не соответствовали требованиям Технического регламента. Именно эти показатели оказывают влияние на микроклиматические и влаго-теплообменные процессы организма детей и подростков.
В детском возрасте механизмы терморегуляции несовершенны, перегревание и переохлаждение организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья; учитывая, что дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2—4 раза; а кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых [4].
54
ЗНиСО Август №8 (201)
Изучение влияния физико-гигиенических показателей на состояние терморегуляторной системы детей в условиях опытной носки фрагментов одежды с различными показателями воздухопроницаемости и гигроскопичности выявило, что при исследовании тканей с низкими значениями гигроскопичности (от 1 до 5 %) и воздухопроницаемости (от 20 до 40 дм /м с) отмечались достоверно более высокие показатели кожных температур, имело место напряжение терморегуляторного аппарата (гиперемия кожных покровов, выраженный сосудистый рисунок, избыточное потоотделение, появление парадоксальных сосудистых реакций) [6].
В настоящее время проблема оценки безопасности одежды для обучающихся связана с идентификацией ее слоя. Вся одежда в соответствии с требованиями ТР ТС 007/2011 делится на 3 слоя: 1-й слой — площадь контакта с кожей 100 %, 2-й слой — одежда, частично контактирующая с кожей, 3-й слой — отсутствие контакта с кожей.
По данным, полученным из регионов Центрального Федерального административного округа, в основном ассортименте изделий, используемых в одежде для обучающихся, больший процент составляют изделия, которые относят ко 2-му или 3-му слою одежды. В номенклатуре изделий для девочек это юбки (19 %), сарафаны (15 %), жилеты (17 %), брюки (11 %), жакеты и пиджаки (по 9 %). В номенклатуре изделий для мальчиков это брюки (28 %), жилеты (26 %), пиджаки (23 %).
В соответствии с действующим ТР ТС 007/2011 эти изделия могут быть без подкладки (их относят ко 2-му слою). Если изделия на подкладке или имеют частичную подкладку, это позволяет относить их к 3-му слою. Для 3-го слоя одежды гигроскопичность и воздухопроницаемость регламентируются только для подкладки.
С позиции гигиенистов одежду, предназначенную к носке в школе в течение 6—8 часов, не следует оценивать как пальто и куртки. То есть необходимо учитывать физико-гигиенические свойства (гигроскопичность, воздухопроницаемость) ткани верха пиджаков, жилетов и т. д. Однако и приравнивать эти ткани ко 2-му слою не правомерно.
Следует разработать специальные требования по физико-гигиеническим показателям для школьной формы и внести изменения в ТР ТС 007/2011 [1]:
- определить слой одежды для каждого конкретного изделия из всего ассортимента школьной формы. Например, брюки, имею-
щие частичную подкладку, необходимо классифицировать как 2-й слой одежды;
- в одежде, отнесенной к 3-му слою (пиджаки, жакеты на подкладке), учитывая продолжительность носки, воздухопроницаемость и гигроскопичность оценивать не только для подкладки, но и для верха изделия. При этом требования к ним должны быть менее жесткими, чем для 2-го слоя одежды;
- миграцию вредных веществ из изделий определять только в водной среде, независимо от слоя одежды, так как это отражает реальную нагрузку на организм ребенка;
- в соответствии с требованиями ТР ТС 007/2011 оценка безопасности проводится на готовых изделиях. Целесообразнее оценку безопасности школьной формы начинать с тканей, а именно, в зависимости от полученных результатов физико-гигиенических показателей, определять ее функциональное назначение.
Таким образом, на основе знаний ассортимента изделий и учитывая, что ребенок школьного возраста находится в школьной форме продолжительное время, необходимо предъявлять к ней повышенные требования по безопасности и качеству, чем к иной одежде для детей и подростков. В связи с этим в Проект изменений № 1 ТР ТС007/2011 в статью 5 были внесены следующие изменения.
К одежде и изделиям 2-го слоя относятся изделия, имеющие ограниченный контакт с кожей пользователя, в частности платья, халаты, фартуки, блузки, верхние сорочки, свитеры, джемперы, шорты, головные уборы (кроме летних), рукавицы, перчатки, варежки, шарфы, чулочно-носочные изделия осенне-зимнего ассортимента (носки, получулки); изделия без подкладки или с подкладкой менее 40 % - костюмы, пиджаки, жакеты, жилеты, юбки, брюки, сарафаны, полукомбинезоны, комбинезоны и другие аналогичные изделия.
К одежде 3-го слоя относится одежда на подкладке, в которой подкладка занимает не менее 40 % от площади верха изделия (костюмы, брюки, юбки, пиджаки, жакеты, сарафаны, жилеты, полукомбинезоны, комбинезоны и другие аналогичные изделия), а также пальто, полупальто, куртки, плащи, конверты для новорожденных и другие аналогичные изделия на подкладке и без нее.
Предложения по определению химических веществ в водной среде включены в Проект изменений № 2 в абзац 3 пункта 7 статьи 5 и изложены в следующей редакции: «Вредные вещества в одежде 1-го, 2-го слоев и одежде 3-го слоя костюмно-плательного
АВГУСТ №0 (201) ЗНивО
55
ассортимента определяются в водной среде, в изделиях 3-го слоя пальтово-курточного ассортимента (кроме изделий для новорожденных и детей до 1 года) - в воздушной среде».
ЛИТЕРАТУРА
1. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков: Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 (утв. Решением комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 797).
2. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (утратил силу).
3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 04.06.2014 № 148-ФЗ.
4. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. 2-е издание, испр. и доп. М.: ГЭОТА-Медиа, 2013. 528 с.
5. Поручения Президента РФ Правительству РФ: Пр-647 от 25.03.2013, Пр-877 от 18.04.2013.
6. Текшева Л.М. и др. Особенности гигиенической оценки современных текстильных изделий детского ассортимента. В кн.: Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (19041959-2004) / Л.М. Текшева, Н.К. Барсукова, Л.Г. Надежина, И.Е. Барсукова. М.: Династия, 2006. С. 241.
Контактная информация:
Текшева Любовь Михайловна, тел.: +7 (985) 211-35-27, e-mail: [email protected] Contact information: Teksheva Lyubov, р^пе: +7 (985) 211-35-27, e-mail: [email protected]
V